Меню

Для степных районов наиболее характерна эрозия почв водная ветровая

Какой вид эрозии, ветровой или водной, по вашему, более опасен для почв степей? Какие противоэрозионные мероприятия проводятся

В степной зоне наиболее опасна ветровая разновидность эрозии в связи с тем, что огромные площади в степях открыты сильным потокам ветра, осадков немного, верхний слой почвы выдувается и становится неплодородным. Особенно страшны пыльные бури. Для защиты почвы проводятся специальные мероприятия. Агротехнические меры применяются для борьбы с водной эрозией — поля перепахиваются и засаживаются таким образом, чтобы создать препятствие для талых и ливневых вод. Проводятся также лесомелиоративные мероприятия, когда производится посадка лесных и садовых полос для защиты полей от ветра. Строятся пруды, перепады и водоемы, сооружаются распылители и водоотводы — таковы гидротехнические мероприятия.

Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем! 😉

Авиабилеты — сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно тут!

Отели — не забываем проверять цены от всех сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это тут!

Аренда авто — тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем сюда!

Источник

Водная и ветровая эрозия почвы. Причины возникновения и методы борьбы

Эрозия, как водная, так и ветровая (дефляция) представляет собой процесс разрушения верхнего плодородного слоя земли под влиянием естественных или антропогенных сил. Процесс эрозии оказывает негативное воздействие на пахотный горизонт, делая его в итоге непригодным для выращивания сельскохозяйственной продукции.

Плодородный слой почвы содержит все необходимые вещества для осуществления процесса фотосинтеза и нормального развития растений. Чем выше в нем процентное содержание гумуса, тем лучше водный, воздушный и тепловой режимы, тем благоприятнее среда для живущих в нем полезных микроорганизмов и бактерий, тем больше вырабатывается полезных макро и микроэлементов. По этой причине сохранение и приумножение запасов гумуса является одной из приоритетных задач земледельцев.

Существует два основных вида эрозии почвы: водная и ветровая.

Чаще всего водная эрозия возникает на рельефной местности со склонами, с которых верхний плодородный слой почвы может смываться талыми или ливневыми водами, из-за чего на поверхности земли постепенно образовываются вымоины и овраги.

Существует два основных типа водного потока:

· Поверхностный, который вымывает лишь верхний содержащий природный гумус слой.

· Линейный — это поток, который помимо верхнего слоя разрушает и нижние, подстилающие породы, поэтому восстанавливать природное плодородие почвы после линейного потока очень непросто и обходится весьма дорого.

Водная эрозия может быть образована естественным природным путем, так и носить чисто антропогенный характер, который возникает, как правило, при активном вмешательстве человека (например, при нерациональном ведении сельского хозяйства). Как это ни печально, но факт остается фактом: именно благодаря человеческому фактору наша земля постепенно лишается ценного плодородного горизонта и эта ситуация с каждым годом только усугубляется.

Ветровая эрозия в большей степени характерна для степных районов. Благодаря широким просторам, которые обычно не защищены растительностью, на таких участках из-за наличия устойчивых интенсивных ветров происходит постепенное выветривание плодородного грунта. Однако чаще всего ветровая эрозия проявляется, опять же таки благодаря активной хозяйственной деятельности человека.

Факторы, влияющие на появление эрозии

Что касается водяной эрозия, то на ее появление, в первую очередь оказывают влияние климатические и погодные условия. В зоне риска, как правило, находятся регионы, в которых весна традиционно сопровождается обильными снегопадами и затяжными ливневыми дождями. Большое количество талой воды способно не только основательно размыть грунт, но и повредить верхний плодородный слой.

Ветровая эрозия более характерна для равнинных районов с сухим климатом и небольшим количеством осадков. Грунт в таких зонах имеет свойство быстро пересыхать, теряя драгоценную влагу.

Важным фактором для возможного развития эрозии является и особенность местности (рельеф, а также наличие или отсутствие в данной зоне зеленых массивов). В первую очередь эрозии подвержены районы, имеющие достаточно крутые и протяженные слоны, а также равнинные зоны с минимальным растительным покровом.

На самом деле корни растений надежно защищают почву от воздействия воды и ветра. Рослые растения также препятствуют пересыханию земли в сильный зной, и обеспечивают быстрое впитывание лишней влаги во время интенсивных осадков и паводков.

Безусловно, что значение имеет, и такой фактор как способность различных типов почвы по разному противостоять воздействию эрозии. Лучше всего с этой задачей справляется чернозем, он практически не размывается и не выветривается. За ним следует серозем и глинистые грунты, но наиболее сильно подвержены воздействию ветра и воды песчаные и супесчаные почвы.

Читайте также:  Почва для посадки гуми

Тем не менее, наиболее разрушительным и опасным фактором способствующим образованию эрозии является бездумная хозяйственная деятельность человека, которая включает распашку угодий с нарушением правил возделывания, отсутствие должного контроля над выпасом скота, разработку нефтяных и газовых месторождений на плодородных землях, бесконтрольную вырубку лесов и зеленых насаждений и так далее.

Кроме того проявлению эрозии способствует проведение ежегодной глубокой вспашки и традиционное выращивание монокультур, а также применение тяжелой сельскохозяйственной техники, которая разрушает целостную структуру почвы.

Методы защиты почвы от воздействия водной эрозии

Чтобы защитить плодородный слой необходимо решить две важные задачи: предотвратить выветривание и остановить размывание верхнего горизонта. Для этих целей уже разработан и успешно применяется многими хозяйствами целый комплекс агромелиоративных и гидромелиоративных мероприятий, который включает в себя следующие виды работ:

1. Проведение постоянного мониторинга с целью осуществления контроля над процессом развития эрозии.

2. Осуществление севооборота с принятием необходимых мер по защите почвы, которые предполагают следующие действия:

· Выращивание на склонах многолетних культурных растений (например, семейства бобовых). Высев обязательно производить поперек холмов (при этом посадка пропашных культур на крутых склонах является недопустимой).

· Сидерация или метод запашки в грунт свежей зеленой массы. Таким образом, помимо повышения устойчивости почвы к размыванию и выветриванию, она еще обогащается полезной органикой. Для этой цели чаще всего применяют люпин и другие бобовые культуры (сераделлу, клевер, донник, белую горчицу и гречиху).

· Установка эффективных систем снегозадержания, задача которых состоит в том, чтобы препятствовать вымыванию плодородного слоя талыми водами.

· Своевременное внесение удобрений, способствующих обогащению почвы.

· Ступенчатая вспашка земли на полях, которые расположены под уклоном до 6º.

· Бороздирование и лункование земельных угодий

3. Проведение гидромелиоративных мероприятий

· Контурная высадка лесных массивов на склонах холмов и их террасирование.

· Создание системы искусственных водоемов с плотинами.

· Строительство специальных каналов для отведения талой воды.

Методы защиты почвы от воздействия ветровой эрозии

Для борьбы с ветровой эрозией все полевые работы следует вести с учетом розы ветров, то есть высаживать культуры поперек господствующего направления ветра.

Также следует применять почвозащитный севооборот, который предполагает:

· Полосное чередование злаковых культур с многолетними травами.

· Высадку кулис из культур с высокими стеблями, задача которых состоит в том, чтобы поставить защитный барьер, снижая, таким образом, скорость ветра и нивелируя его влияние на почву. В зимнее время такая природная защита уменьшит промерзание грунта и обеспечит равномерное распределение снега, удерживая с наступлением весны драгоценную влагу.

Основные способы защиты от ветровой и водяной эрозии во многом дублируются.

Крайне важным для борьбы с любым видом эрозии является своевременное принятие мер по накоплению влаги, создание плотного растительного покрова и защитных полос из зеленых насаждений, препятствующих процессу выветривания почвы.

Буферные полосы из растений следует высаживать и на верхних границах склонов, чтобы защитить их от осыпания и размывания, а также на дне оврагов.

Для борьбы с эрозией, как уже было сказано, является строительство специальных террас, обустройство запруд и создание искусственных водоемов, которые способствуют повышению влажности почвы. Не стоит забывать и о своевременном удобрении земли.

В любом случае аграриям следует помнить, что одновременное развитие водной и ветровой эрозий для почвенного покрова может оказаться наиболее губительным. Ведь в результате воздействия воды и ветра происходит уничтожение верхнего плодородного слоя, на восстановление которого могут понадобиться десятки или даже сотни лет.

Источник

Тестовые задания на карточках по теме: «Почвы России» 8 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Карточка № 1 «Почвы России»

1. Главной причиной низкого содержания гумуса в почвах тундр является: а) отсутствие растительных остатков б)сильный промыв почвы в)низкие температуры, затрудняющие перегнивание.

2. Какие почвы самые плодородные: а) тундрово – глеевые б)черноземные в)каштановые г)серые лесные

3. Назовите условия почвообразования.

4. Кто впервые отличил почвенный слой от остальных частей земной коры: а)А. Гумбольдт б)А.И. Воейков в)В.В. Докучаев г)Ф.В. Достоевский

Карточка № 3 «Почвы России»

Что такое почва? Приведите примеры, доказывающие, что свойства почв зависят от соотношения тепла и влаги, растительности, почвообразующей породы, рельефа.

А) пашня а) бурые полупустынные

Б) луга и сенокосы б) чернозем

В) пастбища в) подзолистые

Читайте также:  Главное органическое вещество почвы это

3. Для степных районов наиболее характерна эрозия почв: а)водная б) ветровая.

4. Какие виды деятельности человека приводят к нарушению естественного плодородия почв?

Карточка № 4 «Почвы России»

А) бурые – полупустынные 1) луга и сенокосы

Б) подзолистые 2) пастбища

В) черноземы 3) пашня

2.Почему на севере почвенный профиль маломощный?

3.Распределите почвы по мере увеличения слоя «гумуса»: а) каштановые б) подзолистые

в)серые лесные г) тундрово-глеевые

4:Как образуется «гумус»?

Карточка № 7 «Почвы России»

Что такое «мелиорация»?

2.От чего зависит плодородие почв? Как можно поддержать плодородие почв?

3.В каком направлении основные типы почв сменяют друг друга: а) с С на Ю

4. Почему почвы тундр, несмотря на большое количество растительных остатков, содержат также мало гумуса, как и почвы пустынь?

Карточка № 6 «Почвы России»

Что отличает почву от горной породы?

Какие почвы самые плодородные: а)черноземные б)серые лесные в)каштановые

Какова основная отличительная черта горных почв: а)структурность б)каменистость (щебнистость) в)плодородие

4. Выберите слова, которые имеют отношение к почвам: перегной, накипь, гумус, перекись, структурность, солончак, плодородие, солонец, мелиорация, суглинок, сток, падение, осадки.

Карточка № 2 «Почвы России»

1. Выберите факторы, влияющие на образование почв. Ответ подтвердите примерами.

Рельеф, состав поверхностных отложений, соотношение тепла и влаги, глубина залегания грунтовых вод, растительность, животный мир, деятельность человека.

Что отличает почву от горной породы?

А) бурые – полупустынные 1) луга и сенокосы

Б) подзолистые 2) пастбища

В) черноземы 3) пашня

4. Распределите почвы по мере увеличения мощности гумусового горизонта: а)подзолистые б)серые – лесные в) дерново – подзолистые

Карточка № 5 «Почвы России»

1.Что такое перегной? Какие свойства почв зависят от его количества?

2.Ветровая эрозия почв более характерна для районов: а) лесных б) степных

3. Распределите почвы по мере увеличения мощности гумусового горизонта: а)подзолистые б)серые лесные в)дерново – подзолистые

4. Выберите факторы, влияющие на образование почв. Ответ подтвердите примерами.

Рельеф, состав поверхностных отложений, соотношение тепла и влаги, глубина залегания грунтовых вод, растительность, животный мир, деятельность человека.

Карточка № 8 «Почвы России»

1. Распределите почвы по мере уменьшения гумусового слоя: а)подзолистые б)серые лесные в)каштановые

2. О какой почве говорят, что она структурная?

3. Выберите правильное утверждение: а) почвы зональны б)наиболее плодородны бесструктурные почвы в)песчаные почвы плохо промываемы

4. В.В. Докучаев назвал почвы «зеркалом ландшафта». Как вы понимаете это выражение?

Карточка № 15 «Почвы России»

1. Какое из утверждений является верным: а)наибольшим плодородием отличаются почвы степей б)для полупустынь характерны подзолистые почвы в)в зоне тайги преобладают серые лесные почвы г) для почв тундры характерен мощный гумусовый горизонт

2. Что такое мелиорация? Почему при хорошей обеспеченности земельными ресурсами возникает необходимость мелиорации земель?

3. Самым верхним горизонтом почвы является: а)гумусовый б)вымывания в)вмывания

4. Какие виды деятельности человека приводят к нарушению естественного плодородия почв?

Карточка № 13 «Почвы России»

1. Ветровая эрозия почв наиболее характерна для районов: а)лесных б)степных

2. От чего следует защищать почву?

3. Какие типы почв наиболее благоприятны для сельского хозяйства?

4.По карте атласа или учебника определите тип почвы в перечисленных пунктах: а)Смоленск б)Хабаровск в)Абакан

Определите наличие или отсутствие многолетней мерзлоты в этих почвах.

Карточка № 12 «Почвы России»

Какие почвы можно считать плодородными?

Тип почвы: Сельскохозяйственные угодья:

Б)бурые полупустынные 2) луга и сенокосы

В)подзолистые 3) пашня

Какие процессы почвообразования происходят в условиях избыточного увлажнения?

Где на территории России образуются таежно – мерзлотные почвы? Какую особенность они имеют?

Карточка № 1 «Почвы России»

1. Главной причиной низкого содержания гумуса в почвах тундр является: а) отсутствие растительных остатков б)сильный промыв почвы в)низкие температуры, затрудняющие перегнивание.

2. Какие почвы самые плодородные: а) тундрово – глеевые б)черноземные в)каштановые г)серые лесные

3. Назовите условия почвообразования.

4. Кто впервые отличил почвенный слой от остальных частей земной коры: а)А. Гумбольдт б)А.И. Воейков в)В.В. Докучаев г)Ф.В. Достоевский

Карточка № 3 «Почвы России»

Что такое почва? Приведите примеры, доказывающие, что свойства почв зависят от соотношения тепла и влаги, растительности, почвообразующей породы, рельефа.

А) пашня а) бурые полупустынные

Б) луга и сенокосы б) чернозем

В) пастбища в) подзолистые

3. Для степных районов наиболее характерна эрозия почв: а)водная б) ветровая.

4. Какие виды деятельности человека приводят к нарушению естественного плодородия почв?

Карточка № 4 «Почвы России»

А) бурые – полупустынные 1) луга и сенокосы

Читайте также:  Грядки самодельные для цветов

Б) подзолистые 2) пастбища

В) черноземы 3) пашня

2.Почему на севере почвенный профиль маломощный?

3.Распределите почвы по мере увеличения слоя «гумуса»: а) каштановые б) подзолистые

в)серые лесные г) тундрово-глеевые

4:Как образуется «гумус»?

Карточка № 7 «Почвы России»

Что такое «мелиорация»?

2.От чего зависит плодородие почв? Как можно поддержать плодородие почв?

3.В каком направлении основные типы почв сменяют друг друга: а) с С на Ю

4. Почему почвы тундр, несмотря на большое количество растительных остатков, содержат также мало гумуса, как и почвы пустынь?

Карточка № 6 «Почвы России»

Что отличает почву от горной породы?

Какие почвы самые плодородные: а)черноземные б)серые лесные в)каштановые

Какова основная отличительная черта горных почв: а)структурность б)каменистость (щебнистость) в)плодородие

4. Выберите слова, которые имеют отношение к почвам: перегной, накипь, гумус, перекись, структурность, солончак, плодородие, солонец, мелиорация, суглинок, сток, падение, осадки.

Карточка № 2 «Почвы России»

1. Выберите факторы, влияющие на образование почв. Ответ подтвердите примерами.

Рельеф, состав поверхностных отложений, соотношение тепла и влаги, глубина залегания грунтовых вод, растительность, животный мир, деятельность человека.

Что отличает почву от горной породы?

А) бурые – полупустынные 1) луга и сенокосы

Б) подзолистые 2) пастбища

В) черноземы 3) пашня

4. Распределите почвы по мере увеличения мощности гумусового горизонта: а)подзолистые б)серые – лесные в) дерново – подзолистые

Карточка № 5 «Почвы России»

1.Что такое перегной? Какие свойства почв зависят от его количества?

2.Ветровая эрозия почв более характерна для районов: а) лесных б) степных

3. Распределите почвы по мере увеличения мощности гумусового горизонта: а)подзолистые б)серые лесные в)дерново – подзолистые

4. Выберите факторы, влияющие на образование почв. Ответ подтвердите примерами.

Рельеф, состав поверхностных отложений, соотношение тепла и влаги, глубина залегания грунтовых вод, растительность, животный мир, деятельность человека.

Карточка № 8 «Почвы России»

1. Распределите почвы по мере уменьшения гумусового слоя: а)подзолистые б)серые лесные в)каштановые

2. О какой почве говорят, что она структурная?

3. Выберите правильное утверждение: а) почвы зональны б)наиболее плодородны бесструктурные почвы в)песчаные почвы плохо промываемы

4. В.В. Докучаев назвал почвы «зеркалом ландшафта». Как вы понимаете это выражение?

Карточка № 15 «Почвы России»

1. Какое из утверждений является верным: а)наибольшим плодородием отличаются почвы степей б)для полупустынь характерны подзолистые почвы в)в зоне тайги преобладают серые лесные почвы г) для почв тундры характерен мощный гумусовый горизонт

2. Что такое мелиорация? Почему при хорошей обеспеченности земельными ресурсами возникает необходимость мелиорации земель?

3. Самым верхним горизонтом почвы является: а)гумусовый б)вымывания в)вмывания

4. Какие виды деятельности человека приводят к нарушению естественного плодородия почв?

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 973 человека из 81 региона

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 652 человека из 81 региона

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 208 человек из 62 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1230589

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки

Время чтения: 1 минута

В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации

Время чтения: 4 минуты

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году

Время чтения: 1 минута

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Adblock
detector