Решение № 12-291/2017 от 17 октября 2017 г. по делу № 12-291/2017
17 октября 2017 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Эминова А.И.,
при секретаре Мишечкиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу ООО «Премиум» на постановление Управления Россельхознадзора по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской республике по делу об административном правонарушении № 08-15/18/488/15-Р от 03.10.2016 года в отношении ООО «Премиум»,
У С Т А Н О В И Л :
На основании постановления № 08-15/18/488/15-Р от 3 октября 2016 года, вынесенного Управлением Россельхознадзора по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской республике, ООО «Премиум» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования > Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв» target=»_blank»>8.7 ч. 2 КРФ об АП, и подвергнуто к административному наказанию в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
ООО «Премиум», не согласившись с указанным постановлением по делу об административном правонарушении № 08-15/18/488/15-Р от 3 октября 2016 года, 20 января 2017 года подало жалобу на указанное постановление, указав, что постановление было обжаловано в вышестоящий орган, а именно Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, г. Москва. Жалоба была рассмотрена заместителем начальника Управления земельного надзора, контроля качества и безопасности зерна (далее Управление) Н.И.Павловой. По жалобе было вынесено решение № 5-НП/85 от 16.11.2016 года (приложение 3), которым постановление от 03.10.2016 года № 08-15/18/488/15-Р оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения. Дата получения решения 21.11.2016 года. Далее вышеуказанное постановление было обжаловано в Арбитражный суд Ставропольского края. Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 28 декабря 2016 года по делу № А63-15180/2016 (приложение 10) производство было прекращено на основании пункта 11 части 1 статьи Раздел II. Производство в арбитражном суде первой инстанции. Исковое производство > Глава 18. Прекращение производства по делу > Статья 150. Основания для прекращения производства по делу» target=»_blank»>150 АПК РФ, поскольку ООО «Премиум» привлечено к административной ответственности за правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования, и данные правонарушения рассматриваются судами общей юрисдикции. В определении указано, что право общества на судебную защиту может быть реализовано посредством обращения в суд общей юрисдикции о том же предмете и по тем же основаниям. Данное определение получено предприятием 18 января 2017 года. Считают постановление № 08-15/488/15-Р от 3 октября 2016 года о привлечении ООО «Премиум» к административной ответственности по ч. 2 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования > Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв» target=»_blank»>8.7 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 400 000 (четырехсот тысяч) за несоблюдение требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а также решение об оставлении жалобы без удовлетворения, незаконными и противоречащими действующему законодательству по следующим основаниям: по мнению должностного лица, предприятие нарушило требования п. 1,2 ч. 1 ст. Глава II. Охрана земель > Статья 13. Содержание охраны земель» target=»_blank»>13, ст. Глава VI. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков > Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков» target=»_blank»>42 ЗК РФ, ст. (ред. от 28.06.2021) > «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» > (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) > Глава II. Особенности оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения > Статья 8. Купля-продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения» target=»_blank»>8 Федерального Закона от 16.07.1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ч. 1 ст. (ред. от 31.07.2020) > «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» > Глава II. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения > Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» target=»_blank»>6 Федерального Закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», п. п. 6, 101, 11 ст. 13 Закона Ставропольского края от 15.05.2006 года № 31-КЗ «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае», п. 218 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 «О противопожарном режиме», п. 14 Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае», утвержденных Постановлением Правительства СК от 07.09.2010 года № 299-п. Ответственность за нарушение вышеуказанных требований по утверждению должностного лица предусмотрена ч. 2 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования > Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв» target=»_blank»>8.7 КоАП. Привлечение предприятия к ответственности по несуществующим статьям действующего законодательства либо по статьям, привлечение к ответственности за которые не входит в компетенцию Россельхознадзора, либо по статьям, не имеющим никакого дела с вменяемым правонарушением. В Правилах рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае существует только 4 пункта, пункта 14, который им, по мнению должностного лица, нарушили, в правилах просто не существует. Как указано в решении это просто техническая ошибка, которая не является существенным процессуальным нарушением, и правильно читать нужно п. п. 14 п. 2. Ответственность же за нарушение вышеуказанных Правил предусмотрена Законом СК № 20-КЗ от 10.04.2008 года «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае. Ст. 10.1.1 данного Закона предусматривает ответственность за нарушения правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае и предусматривает максимальную ответственность по ч. 1 данной статьи за нарушение правил в размере 50 000 рублей. Согласно п. 1 гл. 1 Правил противопожарного режима Настоящие Правила противопожарного режима (в т.ч. Требования ст. 218) содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или)содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности. Ответственность за нарушение данных правил предусмотрена ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность > Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности» target=»_blank»>20.4 КоАП «Нарушение требований пожарной безопасности», но никак не ч. 2 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования > Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв» target=»_blank»>8.7 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях в области противопожарной безопасности могут согласно КоАП РФ, статья 23.34, органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор. Должностных лиц Россельхознадзора в данном списке нет, соответственно налицо превышение полномочий гос. органа. Согласно п. 1.6 Приказа Минсельхоза России от 30 января 2012 года N 96 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов» Россельхознадзор и его территориальные органы осуществляют надзор за соблюдением: выполнения мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли, в соответствии сФедеральным закономот 16 июля 1998года N101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»; выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; выполнения мероприятий по защите земель от загрязнения их опасными химическими веществами, патогенами и экопатогенами. Иного списка с расширенными или неограниченными полномочиями Россельхознадзора нет. Ч. 1. ст. (ред. от 31.07.2020) > «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» > Глава II. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения > Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» target=»_blank»>6 Федерального Закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» «Принудительное изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации и особенности приобретения прав на такие земельные участки» гласит: принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с ГражданскимкодексомРоссийской Федерации, ЗемельнымкодексомРоссийской Федерации и настоящим Федеральным законом. Что именно из данной статьи предприятием было нарушено, и за какую провинность по этой статье их наказывает, Россельхознадзор не уточняется; ч. 2 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования > Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв» target=»_blank»>8.7 КоАП предусматривает ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Ключевым моментом, который должен был доказать Россельхознадзор, здесь является следующее: выжигание стерни должно быть видом негативного воздействия на землю, и это понятие должно быть закреплено в нормативных документах; выжигание стерни должно обязательно привести к ухудшению качественного состояния (качества) земель в нашем случае в результате частичного выжигания стерни. Россельхознадзор в оспариваемом постановлении неправильно трактует данную норму закона. По его мнению, достаточно установления факта невыполнения требований по запрету на выжигание стерни. Однако согласно ч. 2 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования > Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв» target=»_blank»>8.7 КоАП РФ ответственность предусмотрена не за нарушение требований о запрете выжигания стерни, а за несоблюдение требований по предотвращению иного негативного воздействия на окружающую среду, которое обязательно должно привести к ухудшению качественного состояния земли. В решении Управление также указывает, что исходя из конструкции и буквального смысла ч. 2 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования > Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв» target=»_blank»>8.7 КоАП РФ правонарушение имеет формальный состав, и наступление последствий в виде ухудшения качества земли не является обязательным условием для привлечения виновного лица к ответственности за его совершение. Ухудшение качественного состояния земли в соответствие с положениями ст. (ред. от 28.06.2021) > «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» > (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) > Глава I. Общие положения > Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона» target=»_blank»>1 Федерального Закона № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель с-х назначения» означает снижение плодородия почвы, т.е. приведение ее в такое состояние, когда почва не может удовлетворять потребность с-х культурных растений в питательных веществах для получения урожая. Фактически почва становится непригодной к ее использованию в с х производстве без дополнительных агротехнических и агрохимических мероприятий. А это уже дополнительные затраты, убытки для предприятия. Т.е. данные ухудшения влекут за собой материальные затраты, а это говорит о материальном составе ч. 2 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования > Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв» target=»_blank»>8.7 КоАП РФ. При этом Управление не приводит ссылки ни на один нормативный акт, где было бы указано, что выжигание стерни является негативным воздействием на землю, ухудшающим качество земли. Согласно ч. 1 ст. Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 26. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств > Статья 26.2. Доказательства» target=»_blank»>26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Событием административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования > Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв» target=»_blank»>8.7 КоАП, в данном случае должно быть невыполнение требований по запрету выжигания стерни как вида негативного воздействия на землю, в результате чего ухудшилось качество земли. Причем, эти два условия неразрывно связаны. Касательно нарушения предприятием п. п. 14 п. 2 Правил: согласно п. 3 «Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в СК», утвержденных Постановлением Правительства СК от 7 сентября 2010 года № 299-п, контроль за соблюдением Правил осуществляет Министерство сельского хозяйства Ставропольского края. Согласно п. 4 указанных Правил за несоблюдение настоящих Правил землепользователи земельных участков несут ответственность в соответствии с законодательством Ставропольского края. За нарушение Правил согласно ст. Раздел V. Алиментные обязательства членов семьи > Глава 16. Соглашения об уплате алиментов > Статья 101. Порядок заключения, исполнения, изменения, расторжения и признания недействительным соглашения об уплате алиментов» target=»_blank»>101.1 Закона СК «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае» № 20-КЗ от 10 апреля 2008 года предусмотрено наказание в виде административного штрафа на юридических лиц от 30 000 до 50000 рублей, на должностных лиц от 5000 до 20000 рублей. Министерством сельского хозяйства Ставропольского края в пределах своих полномочий согласно п. 3 Правил было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО «Премиум» за нарушение п. п. 14 п. 2 Правил (протокол № 47 от 20.09.2016 года, Приложение № 6). Постановлением Административной комиссии Новоалександровского муниципального района СК от 05.10.2016 года производство по данному делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения (Приложение № 7). Поскольку несоблюдение требований Правил по запрету выжигания стерни наказывается по Закону Ставропольского края, а не по КоАП, Россельхознадзор должен был либо применить наказание, предусмотренное Законом СК № 20-кз от 10.04.2008 года, либо показать, какой именно другой нормативный акт, запрещающий выжигание стерни как негативный фактор, ухудшающий качественное состояние земли, нарушило предприятие. Следовательно, Россельхознадзор должен был доказать, что выжигание стерни – это негативный фактор, ухудшающий качество земли (в соответствие с действующим законодательством); выжигание стерни привело к ухудшению качественного состояния земли или иными словами к существенному снижению основных показателей качества (плодородия) земли (в соответствии с действующим законодательством) или приводящий к деградации земель с-х назначения. В соответствие со ст. Раздел I. Общие положения > Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях > Статья 1.5. Презумпция невиновности» target=»_blank»>1.5 КоАП, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Согласно п. п. 1, 2 п. 2 ст. Глава II. Охрана земель > Статья 13. Содержание охраны земель» target=»_blank»>13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Ст. Глава VI. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков > Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков» target=»_blank»>42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в т. ч. не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы. В соответствие с п. 3 ст. Глава II. Охрана земель > Статья 13. Содержание охраны земель» target=»_blank»>13 ЗК РФ мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральнымзакономот 16 июля 1998 года N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральнымзакономот 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Соответственно, они должны руководствоваться, прежде всего, положениями ФЗ № 101-ФЗ от 16 июля 1998 года. Согласно ст. (ред. от 28.06.2021) > «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» > (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) > Глава I. Общие положения > Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона» target=»_blank»>1 ФЗ № 101-ФЗ от 16.07.1998 года: плодородие земель сельскохозяйственного назначения — способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений; государственное нормирование плодородия земель сельскохозяйственного назначения- разработка и утверждение норм и правил в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения- сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий; деградация земель сельскохозяйственного назначения — ухудшение свойств земель сельскохозяйственного назначения в результате природного и антропогенного воздействий; загрязнение почв- содержание в почвах химических соединений, радиоактивных элементов, патогенных организмов в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую среду, плодородие земель сельскохозяйственного назначения; агротехнические мероприятия- совокупность научно обоснованных приемов обработки почв в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения; агрохимические мероприятия- совокупность научно обоснованных приемов применения агрохимикатов и пестицидов в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при обеспечении мер по безопасному обращению с ними в целях охраны окружающей среды; мелиоративные мероприятия- проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ; фитосанитарные мероприятия- совокупность научно обоснованных приемов выявления и устранения засоренности почв сорными растениями, зараженности почв болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений; противоэрозионные мероприятия- совокупность научно обоснованных приемов защиты почв от водной, ветровой и механической эрозии; агрохимическое обслуживание — деятельность по обеспечению производителей сельскохозяйственной продукции агрохимикатами и пестицидами, торфом и продуктами его переработки, гипсом, известковыми и органическими удобрениями, технологиями, техникой, а также деятельность по осуществлению агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий, по проведению научных исследований в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Целью же настоящего Федерального закона согласно ст. 2 является установление правовых основ государственного регулирования обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при осуществлении собственниками, владельцами, пользователями, в том числе арендаторами, земельных участков хозяйственной деятельности. В Законе четко и в полном объеме сформулировано определение плодородия почвы, а также негативные воздействия на почву: загрязнение, деградация и истощение (вытекает из смысла плодородия почв). Расширенного толкования «иного негативного воздействия» на почвы данным законом не предусмотрено. Более объемное определение охраны почв, видов негативного воздействия на почвы дает ГОСТ 27593-88. Почвы. Термины и определения, дата введения 1988-07-01. Стандарт устанавливает термины и определения понятий в области почвоведения, которые обязательны для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности. Охрана почв (согласно ГОСТ) это система мер, направленная на предотвращение снижения плодородия почв, их нерационального использования и загрязнения. Плодородие почв — способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности. В соответствие с данным ГОСТом указаны все виды негативного воздействия на почвы, которые можно сгруппировать в следующие основные виды: деградация почвы — ухудшение свойств и плодородия почвы в результате воздействия природных или антропогенных факторов; эрозия почвы — разрушение и снос верхних наиболее плодородных горизонтов почвы в результате действия воды и ветра;истощение почвы — обеднение элементами питания и уменьшение биологической активности почвы в результате ее нерационального использования;выщелачивание почвы — вымывание из почвы различных веществ фильтрующимися растворами; засоление почвы — накопление в почве легкорастворимых солей; подкисление почвы (закисление) -изменение кислотно-основных свойств почвы, вызванное природным почвообразовательным процессом, поступлением загрязняющих веществ, внесением физиологически кислых удобрений и другими видами антропогенного воздействия; загрязнение почвы — накопление в почве веществ и организмов в результате антропогенной деятельности в таких количествах, которые понижают технологическую, питательную и гигиеническо-санитарную ценность выращиваемых культур и качество других природных объектов;загрязняющее почву вещество — вещество, накапливающееся в почве в результате антропогенной деятельности в таких количествах, которые оказывают неблагоприятное воздействие на свойства и плодородие почвы, качество сельскохозяйственной продукции. В данном стандарте перечислены все виды ухудшения качественного состояния почвы, негативного воздействия на почвы. Расширенного толкования «иного негативного воздействия» или определения факта выжигания стерни как негативного фактора стандартом не установлено. Из Письма Роскомзема от 27.03.1995 года № 3-15/582 следует, что деградация почв – это совокупность процессов, приводящих к изменению функций почвы как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель. Для установления типа и степени деградации почв проводятся лабораторные исследования отобранных по аттестованным методикам проб почв. В работе по проблеме деградации и восстановления продуктивности с. х. земель Департамента мелиорации Министерства сельского хозяйства РФ от 2015 года № ISBN 978-5-9906549-5-2 указаны все виды деградации почв, которые условно подразделяются на 3 группы: физические — ухудшение структурно-агрегатного состава, сложения почв, их морфогенетического или гидрофизического строения или гидрологического режима почвенного покрова; химические — истощение запасов органического вещества и жизненно важных для растений питательных элементов, негативные изменения химических (физико-химических, геохимических) режимов почв, засоление, подкисление, загрязнение земель; биологические — негативные изменения численности, видового разнообразия, состава и биомассы почвенной мезофауны и микробиоты, оказывающее отрицательное влияние на основные биохимические процессы и режимы почв. Для определения степени деградации почв согласно раздела 3 указанной работы производятся отборы почв по утвержденной и описанной в работе методике для лабораторного агрохимического исследования почв на предмет изменения (ухудшения) их плодородия (качественного состояния почвы). Сборник отраслевых стандартов ОСТ 10 294-2002 — ОСТ 10 297-2002 Министерства сельского хозяйства «Показатели состояния плодородия почв по основным природно-сельскохозяйственным зонам РФ» содержит полный свод ГОСТов в области нормирования в целях сохранения и повышения плодородия почв и обязателен к применению в т.ч. при осуществлении контроля за воспроизводством плодородия почв, соответственно и органами Россельхознадзора. В данных стандартах также нет расширенного толкования «иного негативного воздействия » на землю, а также среди перечня негативных процессов на землю нет указания на то, что выжигание стерни является негативным воздействием именно на землю и приводит к ухудшению качества (плодородия) земли, деградации и т.п. Вместе с тем в Сборнике отраслевых стандартов четко определены методы определения подвижного калия, фосфора, органического вещества, других питательных веществ, содержащихся в почве. Именно количественное наличие данных веществ и является основной характеристикой плодородия почвы. Например, ГОСТ 26205-91 «ПОЧВЫ. Определение подвижных соединений фосфора и калия по методу Мачигина в модификации ЦИНАО.», либо по ГОСТ Р 54650-2011 — Почвы. Определение подвижных соединений фосфора и калия по методу Кирсанова в модификации ЦИНАО, либо ГОСТ 26204-91 Россельхознадзор должен был доказать, что выжигание стерни является негативным воздействием на землю и ухудшает ее качественные характеристики настолько существенно, что почва не может удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений (согласно ст. (ред. от 28.06.2021) > «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» > (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) > Глава I. Общие положения > Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона» target=»_blank»>1 Федерального Закона № 101-ФЗ от16.07.1998 года). Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения утверждены Постановлением Правительства РФ № 612 от 22 июля 2011 года. Согласно данного Постановления существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее 3следующих критериев, причиной которого стало использование земель снарушением установленныхземельным законодательствомРоссийской Федерации требований рационального использования земли: снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15процентов или более; снижение кислотности в кислых почвах () на 10процентов или более; повышение щелочности в щелочных почвах () на10процентов или более; снижение содержания подвижного фосфора (мг/кг почвы) на25процентов или более; снижение содержания обменного калия (мг/кг почвы) на25процентов или более. Как видно из Постановления, основанием для утверждения о снижении качества земли (плодородия) является не просто факт такого снижения, а определенные количественные показатели того или иного вещества, снижение которых в количествах, превышающих указанные пределы, считается существенным снижением плодородия. Т.е. при их превышении земля становится неспособной удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах (ст. (ред. от 28.06.2021) > «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» > (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) > Глава I. Общие положения > Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона» target=»_blank»>1 ФЗ № 101-ФЗ от 16.07.1998 г.). Предприятие регулярно в соответствие с требованиями ст.ст. (ред. от 28.06.2021) > «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» > (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) > Глава I. Общие положения > Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона» target=»_blank»>1, (ред. от 28.06.2021) > «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» > (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) > Глава II. Особенности оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения > Статья 8. Купля-продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения» target=»_blank»>8 ФЗ РФ № 101-ФЗ от 16.07.1998 г., проводит все мероприятия для сохранения и воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, которые оно использует в своей хозяйственной деятельности для выращивания зернобобовых культур, подсолнечника, кукурузы. Так, только за последние 2 года (2015-2016 г.г.) предприятием были внесены (см. Таблицы в Приложении 8). селитра аммиачная – 1 579.67 тонн, аммофос – 461,54 тонн. На полях проводятся агротехнические, агрохимические, фитосанитарные мероприятия: пахота, культивация, боронование, обработки гербицидами, инсектицидами для уничтожения насекомых-вредителей, обработка посевов фунгицидами. Иными словами предприятие проводит все мероприятия по воспроизводству плодородия почвы, указанные в ст. (ред. от 28.06.2021) > «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» > (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) > Глава I. Общие положения > Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона» target=»_blank»>1 ФЗ № 101-ФЗ от 16.07.1998 г. и других нормативных актах. Ни одного участка из общего земельного массива, обрабатываемого предприятием, на котором бы не произрастали с.-х.культуры по причине плохого качественного состояния нет. Это подтверждается и актом осмотра Россельхознадзора. В данном акте также указано, что поля на момент осмотра были частично вспаханы, т.е. подготовлены к севу озимой пшеницы урожая будущего 2017 года. На момент обращения с жалобой в Октябрьский районный суд на указанных выше полях раскустилась озимая пшеница, озимый рапс урожая 2017 г., что еще раз подтверждает, что с землей и ее плодородием все в порядке. Обвинения предприятия в нарушении ст.13 Закона несостоятельны поскольку все требования, указанные в статье закона, выполняются в полном объеме. Что касается факта выжигания стерни, как следует из работ ученых в области сельского хозяйства, он не только не является негативным воздействием на землю, но совместно с обработкой почвы приводит к увеличению урожайности с.-х. культур, а, значит, способствует улучшению качественных характеристик почвы. Так, в книге доктора сельскохозяйственных наук, профессора Б.П.Гончарова «Аспирантура и жизнь» 2008 г.в. (Приложение 9), которая была одобрена ученым советом ГНУ «Ставропольский НИИСХ» Россельхозакадемии (протокол № 4 от 31 июля 2007 г.) (ISBN 978-5-9596-0531-5) стр.80, показано, что при проведении выжигания+культивации 8-10 см урожайность зерна увеличилась на 7.4 ц/га против, например, лущения с прибавкой в урожайности 6.2 ц/га. Данные исследования были проведены в различных почвенно-климатических зонах Ставропольского края, Ленинградской и Орловской областях. На официальном сайте Россельхознадзора опубликованы нормативные документы, в т.ч. и практика арбитражных судов РФ по различным регионам. Так в Решении арбитражного суда Курской области по делу № А35-8502/2013 от 30 июня 2014 г. указано, что Россельхознадзором по Орловской и Курской области была для установления факта загрязнения земли, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования > Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв» target=»_blank»>8.7 КоАП, была назначена экспертиза почвенных образцов. По результатам данной экспертизы было установлено снижение содержание калия, фосфора, азота по сравнению с образцами почв, которые не были загрязнены. Это подтверждает необходимость проведения анализа почв для установления вины предприятия, ответственность за которую предусмотрена ч.2 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования > Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв» target=»_blank»>8.7 КоАП. Россельхознадзор обвиняет предприятие в нарушении требований п.1,2 ч.1 ст. Глава II. Охрана земель > Статья 13. Содержание охраны земель» target=»_blank»>13, ст. Глава VI. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков > Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков» target=»_blank»>42 ЗК РФ, ст. (ред. от 28.06.2021) > «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» > (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) > Глава II. Особенности оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения > Статья 8. Купля-продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения» target=»_blank»>8 Федерального Закона от 16.07.1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ч.1 ст. (ред. от 31.07.2020) > «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» > Глава II. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения > Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» target=»_blank»>6 Федерального Закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Однако, ни в одном из этих нормативных актов выжигание стерни не закреплено как фактор негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающий качественное состояние земель. Ни в одном другом нормативном акте факт выжигания стерни не закреплен как фактор негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающий качественное состояние земли, причем гораздо сильнее, чем уничтожение плодородного слоя земли, ответственность за которое предусмотрена ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования > Статья 8.6. Порча земель» target=»_blank»>8.6 КоАП. Т.е., в результате выжигания стерни должны были наступить такие негативные последствия, в результате которых земля стала бы полностью непригодной к использованию для сельскохозяйственного производства. Россельхознадзор в нарушение требований ст. Раздел I. Общие положения > Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях > Статья 1.5. Презумпция невиновности» target=»_blank»>1.5 КоАП не доказал вину предприятия в ухудшении качественного состояния земли, не привел ни одного нормативного акта, в котором выжигание стерни было бы определено как факт негативного воздействия на землю. Должностные лица Россельхознадзора должны были отобрать образцы почв, сделать анализы на предмет ухудшения качества (плодородия) земли в порядке, установленном вышеуказанными ГОСТами Российской Федерации. Управление также проигнорировало все доводы предприятия и не доказало его вину в нарушении указанных выше норм действующего законодательства. Заявитель просил постановление о назначении административного наказания № 08-15/18/488/15-Р от 3 октября 2016 года, вынесенное Управлением Россельхознадзора по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской республике отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание представитель ООО «Премиум» не явился. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие по имеющимся в деле материалам.
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по СК и КЧР по доверенности Купаев А.А. в судебном заседании просил жалобу ООО «Премиум» оставить без удовлетворения, а постановление без изменения.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, 3 октября 2016 года начальником отдела Управления Россельхознадзора по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской республике ФИО10 было вынесено постановление № 08-15/488/15-Р о привлечении ООО «Премиум» к административной ответственности по ч. 2. ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования > Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв» target=»_blank»>8.7 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 400 000 (четырехсот тысяч) за несоблюдение требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, выразившегося в частичном выжигании стерни и пожнивных остатков на площади 319 га из земель с.-х. назначения, КН №), арендованных ООО «Премиум» для сельскохозяйственного производства (договор аренды земельного участка от 01.10.2012 г.).
Постановление было обжаловано в вышестоящий орган, а именно Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, г. Москва. Жалоба была рассмотрена заместителем начальника Управления земельного надзора, контроля качества и безопасности зерна ФИО4. По жалобе было вынесено решение № 5-НП/85 от 16.11.2016 года, которым постановление от 03.10.2016 года № 08-15/18/488/15-Р оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения. Дата получения решения – 21.11.2016 года.
Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 28 декабря 2016 года по делу № А63-15180/2016 года (Приложение 10) производство было прекращено на основании пункта 11 части 1 статьи Раздел II. Производство в арбитражном суде первой инстанции. Исковое производство > Глава 18. Прекращение производства по делу > Статья 150. Основания для прекращения производства по делу» target=»_blank»>150 АПК РФ, поскольку ООО «Премиум» привлечено к административной ответственности за правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования, и данные правонарушения рассматриваются судами общей юрисдикции. В определении указано, что право общества на судебную защиту может быть реализовано посредством обращения в суд общей юрисдикции о том же предмете и по тем же основаниям.
В соответствии со ст. Раздел I. Общие положения > Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность > Статья 2.1. Административное правонарушение» target=»_blank»>2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. Раздел I. Общие положения > Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях > Статья 1.5. Презумпция невиновности» target=»_blank»>1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Исходя из положений ст. Раздел I. Общие положения > Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях > Статья 1.5. Презумпция невиновности» target=»_blank»>1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обязанность представления доказательств того, что в действиях лица имеются нарушения определенных норм и правил, которые образуют состав административного правонарушения возложена законом на орган или должностное лицо, которые приняли решение о привлечении к административной ответственности.
В силу ч. 4 ст. Раздел I. Общие положения > Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях > Статья 1.5. Презумпция невиновности» target=»_blank»>1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, что также соответствует ч. 3 ст. Раздел I > Глава 2. Права и свободы человека и гражданина > Статья 49″ target=»_blank»>49 Конституции Российской Федерации.
Из диспозиции ч. 1 ст. 101.1 Закона Ставропольского края от 10.04.2008 года № 20-кз «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае» следует, что административно противоправным и наказуемым признается нарушение установленных нормативным правовым актом Ставропольского края правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае.
Законом Ставропольского края от 15.05.2006 года № 31-кз «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае» установлено, что плодородие земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае является уникальным и наиболее ценным природным ресурсом, составляющим основу сельскохозяйственного производства, и должно гарантированно использоваться в интересах населения Ставропольского края.
Закон № 31-кз устанавливает правовые основы обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, сохранения и улучшения природной среды на территории Ставропольского края.
Статьей 5 Закона № 31-кз определены полномочия Правительства Ставропольского в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. В частности, пунктом 122 по установлению правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с указанной нормой Правительством Ставропольского края издано Постановление Правительства Ставропольского края от 07.09.2010 года № 299-п «О Правилах рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае».
Правила разработаны в целях охраны земель сельскохозяйственного назначения, обеспечения сохранения экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности и устанавливают требования к рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае.
Подпунктом 14 пункта 2 Правил установлено, что в целях обеспечения рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны не допускать сжигания стерни и пожнивных остатков в границах землепользования.
Пункт 4 Правил предусматривает, что за несоблюдение Правил собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения несут ответственность в соответствии с законодательством Ставропольского края.
Ответственность за нарушение Правил предусмотрена ч. 1 ст. 101.1 Закона Ставропольского края от 10.04.2008 года № 20-кз «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае».
Устанавливая вину общества с ограниченной ответственностью «Премиум» в постановлении указано на то, что был зафиксирован факт сжигания стерни и пожнивных остатков, что является нарушением подпункта 14 пункта 2 Правил рационального ячмень сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае, утвержденных Постановлением Правительства Ставропольского края от 07.09.2010 года № 299-п.
В данном случае объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 101.1 Закона Ставропольского края от 10.04.2008 года № 20-кз «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае», являются отношения, возникающие при обеспечении рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.
В свою очередь объективная сторона административного правонарушения состоит в нарушении установленных требований Закона №31-кз и Правил.
В рассматриваемом случае ООО «Премиум» не допустило нарушения Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае, утверждённых Постановлением Правительства Ставропольского края от 07.09.2010 года № 299-п, в действиях Общества отсутствует объективная сторона вменяемого административного правонарушения.
Согласно ст. Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 26. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств > Статья 26.2. Доказательства» target=»_blank»>26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Кроме того, согласно п. 14 Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае, утвержденных постановлением Правительства Ставропольского края от 07 сентября 2010 года N 299-п в целях обеспечения рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны не допускать сжигания стерни и пожнивных остатков в границах землепользования.
Данная норма закона, на которую также имеется ссылка в оспариваемом постановлении утратила силу на основании постановления Правительства Ставропольского края от 26.01.2017 года N 21-п.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в действиях ООО «Премиум» отсутствует состав административного правонарушения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 24. Общие положения > Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении» target=»_blank»>24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Постановление Управления Россельхознадзора по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской республике по делу об административном правонарушении № 08-15/18/488/15-Р от 03.10.2016 года в отношении ООО «Премиум» о назначении административного наказания отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение 10 суток со дня его вынесения.
Источник