УПРАЖНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Предмет: | Русский язык и литература |
Категория материала: | Тесты |
Автор: | Скопюк Инна Иполитовна это Вы? |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
Размер: | 16.34 Kb |
Лексические нормы — это точность и правильность употребления слов с учетом их значения.
Норма словоупотребления зависит от значения слова, сферы его употребления, правильности выбора слова из синонимического ряда, его стилистической окраски, а также правильности употребления паронима.
В словарном составе языка можно рассматривать различные лексические группы. Это синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.
Паронимами являются слова, разные по значению, но сходные по звучанию (артистичный — артистический). Точное употребление паронимов является лексической нормой. Именно словоупотребление паронимов проверяется в заданиях ЕГЭ.
1. Запишите словосочетания, подбирая к данным прилагательным подходящие по смыслу существительные.
Слова для справки: оттенок, участок, вал, надел, червь, бал, период, дворец, ветер, побоище.
2. Подберите к глаголам-паронимам существительные и местоимения.
Слова для справки: костюм, на палец, себя, в меха, шляпу, под пиджак, вас, на него, сапоги, желающих.
3. Составьте и запишите с прилагательными словосочетания. Обратите внимание на их смысловые различия.
Классный _______________ классовый_____________________
Доверчивый ______________ доверительный_________________
4. Определите значение каждого из слов-паронимов, составьте с ними предложения.
5. Составьте словосочетания с паронимами.
Поэтический, поэтичный (талант, человек)
Скрытный, скрытый (интерес, характер)
___________________________________________________________________________ Практичный, практический (совет, костюм)
Злобный, злостный (нарушитель, взгляд)
___________________________________________________________________________ Скучный, скучающий (фильм, телезритель)
6. Прочитайте предложения. Из слов-паронимов выберите нужное и подчеркните его.
1. Весь его вид выражал (царское, царственное) спокойствие и уверенность.
2. В гостинице поселились (командировочные, командированные) специалисты.
3. Нелегко было (усвоить, освоить) это правило.
4. В лесу мы набрали (цельную, целую) корзину грибов.
5. Сотрудникам был (представлен, предоставлен) их новый руководитель.
7. Подберите к каждому прилагательному существительное. В каких примерах можно использовать одно и то же существительное?
Бережный (кто? что?)_____________________________________________________
Бережливый (кто? что?) ___________________________________________________
Деловитый (кто? что?) ____________________________________________________
Деловой (кто? что?)_______________________________________________________
Искусственный (кто? что?)_________________________________________________
Искусный (кто? что?) _____________________________________________________
Обидный (кто? что?) ______________________________________________________
Обидчивый (кто? что?) ____________________________________________________
Удивленный (кто? что?)____________________________________________________
Удивительный (кто? что?) __________________________________________________
8. Составьте и запишите предложения, из которых становятся понятными различия в значении паронимов.
1. Экономия — экономика___________________________________________________
_______________________________________________________________________ 2. Песочный — песчаный_________________________________________________
3. Отвергать — опровергать_______________________________________________
4. Эффектно — эффективно_______________________________________________
9. Исправьте ошибки в употреблении паронимов.
1. В этом старинном великом архитектурном ансамбле воплощен грандиозный замысел архитектора.________________________________________________________________
2. Критик В.Г. Белинский изображает свои взгляды на творчество Пушкина в ряде критических статей. _____________________________________________________________________________
3. Творчество писателей второй половины XIX века носит преимущественно реальный характер._____________________________________________________________________10. В каком предложении вместо слова доходчивый нужно употребить доходный!
1. Благодаря доходчивому объяснению преподавателя, я хорошо усвоил тему.
2. Его доводы были доходчивыми и убедительными.
3. Доходчивый бизнес сделал его состоятельным человеком.
4. Твое выступление нужно сделать доходчивым и ярким.
11. В каком предложении вместо слова материальный нужно употребить материалистический?
1. Его материальное положение было незавидным.
2. Нельзя жить только материальными интересами.
3. Он проявил материальную заинтересованность в данном деле.
4. Учение материальное одержало победу над учением идеалистическим.
12. Вставьте в предложения подходящие по смыслу паронимы: жалкий или жалостливый.
1. Свой товар он продавал за____________________________ копейки.
2. Его взгляд был_______________________________ и сочувствующим!
3. Такая____________________________, всем бедным помогает!
4. Вместо помощи и поддержки он получил_______________________ подачку.
5. Ребенок услышал чьи-то ________________________ слова.
13. Вставьте в предложения подходящие по смыслу паронимы: жилой или жилищный.
1. В ______________________доме требуется ремонт крыши.
2. Смета на ремонт дома составляется в __________________управлении.
3. За год вырос целый микрорайон________________________домов.
4. Постепенно квартира приобрела_________________________вид.
5. Изменения в планировке квартиры требуется согласовать в __________________ комиссии.
14. В каком предложении уместнее вместо слова старый употребить старинный?
1. В старых часах сломался механизм.
2. В музее открылась выставка старых часов.
3. Старые часы пора поменять на новые.
4. В ящике письменного стола среди ненужных вещей лежали старые часы.
15. В каком предложении уместнее вместо слова особый употребить особенный1?
1. Для выращивания этих цветов нужны особые условия.
2. Блюдо приготовлено по особому рецепту.
3. Здесь требуется особая точность.
4. Особое внимание уделите дедушке.
Полезно? Поделись с другими:
Просмотров: 62 Скачиваний: 19
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Источник
Лексические нормы
Лексические нормы — это точность и правильность употребления слов с учетом их значения.
Норма словоупотребления зависит от значения слова, сферы его употребления, правильности выбора слова из синонимического ряда, его стилистической окраски, а также правильности употребления паронима.
В словарном составе языка можно рассматривать различные лексические группы. Это синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.
Паронимами являются слова, разные по значению, но сходные по звучанию (артистичный — артистический). Точное употребление паронимов является лексической нормой. Именно словоупотребление паронимов проверяется в заданиях ЕГЭ.
1. Запишите словосочетания, подбирая к данным прилагательным подходящие по смыслу существительные.
Слова для справки: оттенок, участок, вал, надел, червь, бал, период, дворец, ветер, побоище.
2. Подберите к глаголам-паронимам существительные и местоимения.
Слова для справки: костюм, на палец, себя, в меха, шляпу, под пиджак, вас, на него, сапоги, желающих.
3. Составьте и запишите с прилагательными словосочетания. Обратите внимание на их смысловые различия.
Классный _______________ классовый_____________________
Доверчивый ______________ доверительный_________________
4. Определите значение каждого из слов-паронимов, составьте с ними предложения.
5. Составьте словосочетания с паронимами.
Поэтический, поэтичный (талант, человек)
Скрытный, скрытый (интерес, характер)
___________________________________________________________________________ Практичный, практический (совет, костюм)
Злобный, злостный (нарушитель, взгляд)
___________________________________________________________________________ Скучный, скучающий (фильм, телезритель)
6. Прочитайте предложения. Из слов-паронимов выберите нужное и подчеркните его.
1. Весь его вид выражал (царское, царственное) спокойствие и уверенность.
2. В гостинице поселились (командировочные, командированные) специалисты.
3. Нелегко было (усвоить, освоить) это правило.
4. В лесу мы набрали (цельную, целую) корзину грибов.
5. Сотрудникам был (представлен, предоставлен) их новый руководитель.
7. Подберите к каждому прилагательному существительное. В каких примерах можно использовать одно и то же существительное?
Бережный (кто? что?)_____________________________________________________
Бережливый (кто? что?) ___________________________________________________
Деловитый (кто? что?) ____________________________________________________
Деловой (кто? что?)_______________________________________________________
Искусственный (кто? что?)_________________________________________________
Искусный (кто? что?) _____________________________________________________
Обидный (кто? что?) ______________________________________________________
Обидчивый (кто? что?) ____________________________________________________
Удивленный (кто? что?)____________________________________________________
Удивительный (кто? что?) __________________________________________________
8. Составьте и запишите предложения, из которых становятся понятными различия в значении паронимов.
1. Экономия — экономика___________________________________________________
_______________________________________________________________________ 2. Песочный — песчаный_________________________________________________
3. Отвергать — опровергать_______________________________________________
4. Эффектно — эффективно_______________________________________________
9. Исправьте ошибки в употреблении паронимов.
1. В этом старинном великом архитектурном ансамбле воплощен грандиозный замысел архитектора.________________________________________________________________
2. Белинский изображает свои взгляды на творчество Пушкина в ряде критических статей. _____________________________________________________________________________
3. Творчество писателей второй половины XIX века носит преимущественно реальный характер._____________________________________________________________________10. В каком предложении вместо слова доходчивый нужно употребить доходный!
1. Благодаря доходчивому объяснению преподавателя, я хорошо усвоил тему.
2. Его доводы были доходчивыми и убедительными.
3. Доходчивый бизнес сделал его состоятельным человеком.
4. Твое выступление нужно сделать доходчивым и ярким.
11. В каком предложении вместо слова материальный нужно употребить материалистический?
1. Его материальное положение было незавидным.
2. Нельзя жить только материальными интересами.
3. Он проявил материальную заинтересованность в данном деле.
4. Учение материальное одержало победу над учением идеалистическим.
12. Вставьте в предложения подходящие по смыслу паронимы: жалкий или жалостливый.
1. Свой товар он продавал за____________________________ копейки.
2. Его взгляд был_______________________________ и сочувствующим!
3. Такая____________________________, всем бедным помогает!
4. Вместо помощи и поддержки он получил_______________________ подачку.
5. Ребенок услышал чьи-то ________________________ слова.
13. Вставьте в предложения подходящие по смыслу паронимы: жилой или жилищный.
1. В ______________________доме требуется ремонт крыши.
2. Смета на ремонт дома составляется в __________________управлении.
3. За год вырос целый микрорайон________________________домов.
4. Постепенно квартира приобрела_________________________вид.
5. Изменения в планировке квартиры требуется согласовать в __________________ комиссии.
14. В каком предложении уместнее вместо слова старый употребить старинный?
1. В старых часах сломался механизм.
2. В музее открылась выставка старых часов.
3. Старые часы пора поменять на новые.
4. В ящике письменного стола среди ненужных вещей лежали старые часы.
15. В каком предложении уместнее вместо слова особый употребить особенный1?
1. Для выращивания этих цветов нужны особые условия.
Источник
Акцентологические нормы (стр. 2 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 |
•ф’ 5. Составьте словосочетания с паронимами. Поэтический, поэтичный (талант, человек)
Скрытный, скрытый (интерес, характер)
Практичный, практический (совет, костюм)
Злобный, злостный (нарушитель, взгляд)
Скучный, скучающий (фильм, телезритель)
6. Прочитайте предложения. Из слов-паронимов выберите нужное и подчеркните его.
1. Весь его вид выражал (царское, царственное) спокойствие и уверенность.
2. В гостинице поселились (командировочные, командированные) специалисты.
3. Нелегко было (усвоить, освоить) это правило.
4. В лесу мы набрали (цельную, целую) корзину грибов.
5. Сотрудникам был (представлен, предоставлен) их новый руководитель.
7. Подберите к каждому прилагательному существительное. ,В каких примерах можно использовать одно и то же существительное?
Бережный (кто? что?) ______________________________________
Бережливый (кто? что?) ____________________________________
Деловитый (кто? что?) _____________________________________
Деловой (кто? что?) __________________________
Искусственный (кто? что?)__________________________________
Искусный (кто? что?) _______________________________________
Обидный (кто? что?) _______________________________________
Обидчивый (кто? что?) _____________________________________
Удивленный (кто? что?) ______________________________ :_____
Удивительный (кто? что?) __________________________________
8. Составьте и запишите предложения, из которых становятся понятными различия в значении паронимов.
1. Экономия — экономика __________________________________
2. Песочный — песчаный ______________ ;______________ ^_____
3. Отвергать — опровергать
4. Эффектно — эффективно
9. Исправьте ошибки в употреблении паронимов.
1. В этом старинном великом архитектурном ансамбле воплощен грандиозный замысел архитектора.
2. Критик изображает свои взгляды на творчество Пушкина в ряде критических статей. ____________________________________________________
3. Творчество писателей второй половины XIX века носит преимущественно реальный характер.
10. В каком предложении вместо слова доходчивый нужно употребить доходный?
1. Благодаря доходчивому объяснению преподавателя, я хорошо усвоил тему.
2. Его доводы были доходчивыми и убедительными.
3. Доходчивый бизнес сделал его состоятельным человеком.
4. Твое выступление нужно сделать доходчивым и ярким.
•ф* 11. В каком предложении вместо слова материальный нужно употребить материалистический?
1. Его материальное положение было незавидным.
2. Нельзя жить только материальными интересами.
3. Он проявил материальную заинтересованность в данном деле.
4. Учение материальное одержало победу над учением идеалистическим.
12.
Вставьте в предложения подходящие по смыслу паронимы: жалкий или жалостливый.
4. Вместо помощи и поддержки он получил подачку.
5. По щеке ребенка прокатилась___________
13. Вставьте в предложения подходящие по смыслу паронимы: жилой или жилищный.
1. В______________ доме требуется ремонт крыши.
2. Смета на ремонт дома составляется в _________________ управ
3. За год вырос целый микрорайон__________________ домов.
4. Постепенно квартира приобрела__________________ вид.
5. Изменения в планировке квартиры требуется согласовать
в __________ комиссии.
14. В каком предложении уместнее вместо слова старый употребить старинный?
1. В старых часах сломался механизм.
2. В музее открылась выставка старых часов.
3. Старые часы пора поменять на новые.
4. В ящике письменного стола среди ненужных вещей лежали
•о — 15. В каком предложении уместнее вместо слова особый употребить особенный?
1. Для выращивания этих цветов нужны особые условия.
2. Блюдо приготовлено по особому рецепту.
3. Здесь требуется особая точность.
4. Особое внимание уделите дедушке.
1. В каком предложении вместо слова БАРСКИЙ нужно употребить слово БАРСТВЕННЫЙ?
1) Собирая БАРСКУЮ ягоду, крепостные женщины пели.
2) БАРСКАЯ осанка и походка Лигова невольно привлекали внимание.
3) Крестьянские ребятишки старались избегать игр с БАРСКИМ сыном.
4) БАРСКИЙ указ вызвал бунт не только у него в имениях, но и во всей губернии.
2. В каком предложении вместо слова АРТИСТИЧНЫЙ нужно употребить АРТИСТИЧЕСКИЙ?
1) Контур рисунка Карла Брюллова поражает АРТИСТИЧНОЙ чеканностью.
2) На портрете писатель сидит в АРТИСТИЧНОЙ позе.
3) Этот АРТИСТИЧНЫЙ дизайнер — мой ученик, и я этим горжусь.
4) АРТИСТИЧНАЯ династия Михалковых известна всем.
3. В каком предложении вместо слова АКУЛИЙ нужно употребить АКУЛОВЫЙ?
1) В Англии ХУШ-Х1Х веков таможенников и вербовщиков в королевский флот презрительно называли акулами за их АКУЛИЙ характер.
2) Коварные АКУЛЬИ повадки хорошо известны ныряльщикам за жемчугом.
3) В океанариуме живут свыше двадцати семейств АКУЛЬИХ рыб.
4) Ему снились проклятые АКУЛЬИ пасти, и тогда он вновь переживал ужасы тех четырех часов.
4. В каком предложении вместо слова БЕЗОТВЕТНЫЙ нужно употребить БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ?
1) Только бессердечный человек может обидеть БЕЗОТВЕТНОЕ животное.
2) Робкая, БЕЗОТВЕТНАЯ, она панически боялась попадаться Артему на глаза.
3) Его любовь к Аннушке была БЕЗОТВЕТНОЙ.
4) Бригадиру пришлось иметь дело с БЕЗОТВЕТНЫМИ, ленивыми строителями, поэтому он нервничал.
5. В каком предложении вместо слова ГЛУБОКИЙ нужно употребить ГЛУБИННЫЙ?
1) ГЛУБОКИЕ аппараты исследовали дно моря.
2) Десант высадился в ГЛУБОКОМ немецком тылу.
3) ГЛУБОКАЯ и бурная река во время паводка становилась абсолютно неукротимой.
, 4) ГЛУБОКОЙ ночью на перроне нас встречали родители.
6. В каком предложении вместо слова ЛЕДЯНОЙ нужно употребить слово ЛЕДОВЫЙ?
1) Его ЛЕДЯНОЙ голос и презрительное выражение лица меня изумили.
2) Путники сиротливо жались под ЛЕДЯНЫМ ветром.
3) ЛЕДЯНОЕ побоище на Чудском озере показало незаурядную смекалку русских воинов.
4) От его речей тянуло ЛЕДЯНЫМ холодом.
7. В каком предложении вместо слова ГЕНЕРАЛЬНЫЙ нужно употребить ГЕНЕРАЛЬСКИЙ?
1) Нашим войскам предстояло ГЕНЕРАЛЬНОЕ сражение.
2) ГЕНЕРАЛЬНОЕ наступление войск было намечено на август.
3) Многие офицеры мечтают о ГЕНЕРАЛЬНОМ чине.
4) На кондитерской фабрике нас встретил ГЕНЕРАЛЬНЫЙ директор.
8. В каком предложении вместо слова ЗЕМЛЯНОЙ нужно употребить ЗЕМЛИСТЫЙ?
1) Оборонявшиеся соорудили ЗЕМЛЯНОЙ вал, чтобы противник не смог прорваться в крепость.
2) У больного был ЗЕМЛЯНОЙ цвет лица.
3) ЗЕМЛЯНЫЕ гряды покрылись первыми робкими всходами.
4) Этот ЗЕМЛЯНОЙ холм, по преданию, был насыпан воинами Чингисхана.
9. В каком предложении вместо слова ГАРАНТИРОВАННЫЙ
нужно употребить ГАРАНТИЙНЫЙ?
1) Популярность певца всегда обеспечивала ему ГАРАНТИРОВАННЫЙ успех.
2) Поломавшийся телевизор мы отнесли в ГАРАНТИРОВАННУЮ мастерскую.
3) Положение в обществе давало Андрею Петровичу некоторые ГАРАНТИРОВАННЫЕ права.
4) ГАРАНТИРОВАННЫЕ условия труда нового работника вполне устраивали.
10. В каком предложении вместо слова НЕСТЕРПИМЫЙ нужно
1) Уже которую неделю на улице царит НЕСТЕРПИМАЯ жара.
2) НЕСТЕРПИМАЯ духота в каютах корабля заставила пассажиров выйти на палубу.
3) Нужно создавать НЕСТЕРПИМОЕ отношение к нарушителям порядка.
4) НЕСТЕРПИМАЯ боль путала сознание, вынуждала лежать неподвижно.
Морфологические нормы — правильность употребления частей речи и их грамматических форм. Ошибки, связанные с нарушением морфологических норм, возникают в словообразовании, а также в образовании форм сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий. Может быть нарушена морфологическая норма и при употреблении словосочетания с зависимым существительным, при образовании падежной формы существительного или местоимения.
В устной и письменной речи часто допускаются ошибки, связанные с употреблением числительных, а также ошибки при образовании глагольных, причастных форм, форм имен существительных.
1. Образуйте простую и составную формы сравнительной степени
1. Добрый — ___________________________ ‘__________________
2. Легкий — _________________________________________ ■
3. Узкий —________________________________________________
4. Хороший — ______________________________ ______________
5. Крутой — ___________ ■_________________________________
•ф* 2. Образуйте простую и составную формы превосходной степени прилагательных.
1. Милый — _________________________________________
2. Честный —______________________________________________
3. Надежный — ___________________________________________
4. Плохой —______________________________________________
5. Великий —_____________________________________________
4. Исправьте ошибки в употреблении сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий.
Источник