Урок 27
Выращивание культурных растений
Раздел. Технологии растениеводства и животноводства.
Тема урока. Выращивание культурных растений.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией выращивания растений, проведению подкормки растений.
Содержание урока 27
Технологии растениеводства и животноводства
§39. Условия внешней среды для выращивания культурных растений
Растениям, как и человеку, для роста и развития нужны определённые условия внешней среды: свет, тепло, воздух, вода, а также питательные вещества, находящиеся в почве. Все эти условия являются обязательными и незаменимыми. Недостаток или избыток одного из них одинаково губителен для растения. Например, переувлажнение почвы может привести к загниванию корней, излишний солнечный свет вызвать ожог.
Большое значение для растения имеет световой режим — количество света, а также продолжительность дня и ночи. Под действием света в листьях растений происходит процесс фотосинтеза (об этом вы узнаете на уроках биологии). Продолжительность освещения сильно влияет на рост и развитие растений. По отношению к свету растения можно разделить на светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые. Например, очень требовательны к свету арбуз, дыня, тыква, огурец, томат, перец, баклажан, фасоль, гранат, абрикос, персик, черешня, грецкий орех, груша, яблоня, вишня, ягодные культуры. Менее требовательны редис, морковь, петрушка, свёкла, луж, капуста, салат. При недостатке света у светолюбивых растений можно наблюдать изменение окраски листьев на светлуто, бледнуяо. Растения вытягиваются, задерживается их цветение и образование плодов. Если тенелюбивое растение посадить на солнечном месте, плоды будут гораздо мельче, листья начнут закручиваться в трубочку или засыхать.
Очень важен для жизнедеятельности растений тепловой режим. Тепло необходимо растениям во все периоды их роста и развития. Требования к теплу у различных культур неодинаковы. Различают жаростойкие культуры — арбуз, дыня, баклажан, для которых оптимальна температура +20. +30°С, они не погибают даже при температуре +40°С. Теплолюбивые растения имеют тропическое происхождение. Это огурец, кабачок, томат, кукуруза, фасоль и др. Для их роста необходима температура +20. +30°С. При температуре ниже 0°С эти растения погибают. Хладостойкими являются капужта, морковь, бобы, лук, салат, редис, редька, укроп, лён, овёс, подсолнечник, лавр, мирт, фуксия, примула, пеларгония, мак, василёк, маргаритка, хризантема. Морозо- и зимостойкие — многолетние культуры, которые переносят заморозки до -8. -10°С, а под снеговым покровом даже ниже. Это чеснок, щавель, многолетний лук, рожь, пшеница, ячмень, пион, ирис, флокс, дельфиниум, боярышник.
Для нормального роста и развития растений необходим правильный воздушно-газовый режим. Воздух нужен для нормальной жизни почвенных микроорганизмов, для дыхания растений необходим кислород, а для образования органических веществ — углекислый газ. Чтобы воздух поступал к корням, рекомендуется регулярно проводить рыхление почвы. Неблагоприятно сказываются на развитии растений загрязняющие атмосферу вещества, они могут быть как природными — пожары, пыльные бури, извержения вулканов, так и искусственными — вредные газы, которые выбрасывают в атмосферу автомобили и промышленные предприятия.
Важную роль в жизни растений играют питательные вещества. Растения хорошо растут и развиваются, когда в почве есть все необходимые элементы (калий, кальций, фосфор, азот, железо, магний), а также микроэлементы (бор, медь, цинк, молибден и др.). Каждый элемент участвует в жизненно важных для растений процессах. В разные периоды потребность растений в элементах питания не одинакова: например, во время роста больше нужен азот, при цветении и плодоношении — фосфор и калий.
Недостаток питательных веществ у растения можно наблюдать визуально по общему виду растения, состоянию листьев (рис. 180).
Общими симптомами недостатка какого-либо элемента питания считается задержка роста растения, а также изменение окраски листьев на светло-зелёную, тёмно-зелёную или тусклую голубоватую. Явными признаками голодания растений является отмирание ткани листьев по их краям (краевой ожог листьев), бурая пятнистость, закручивание и сморщивание листьев. Появление признаков недостатка какого-либо питательного вещества у растений указывает на необходимость подкормки соответствующими минеральными удобрениями.
Все питательные вещества растение получает в виде водного раствора, поэтому одним из основных условий жизнедеятельности растений является вода. Она содержится во всех органах растений. Потеря растением воды приводит к его гибели. Основные источники пополнения воды в почве — осадки и орошение.
По требовательности к воде все растения делятся на влаголюбивые и засухоустойчивые. При недостатке влаги плоды становятся вялыми, жёсткими, невкусными, а листья и цветы скручиваются или опадают. Избыток влаги, как и недостаток, вреден для качества урожая. Большое количество влаги приводит к распространению различных вредителей и болезней, плоды становятся безвкусными, водянистыми, трескаются, плохо переносят хранение — загнивают.
Для получения высоких урожаев необходимо изучить потребности каждого растения и удовлетворять их в полном объёме.
Знакомимся с профессиями
Агроном — профессия, связанная с выращиванием культурных растений. Агроном отвечает за все этапы возделывания сельскохозяйственных культур, начиная от подготовки почвы и посадочного материала и заканчивая сбором урожая. Он определяет, какие культуры можно выращивать в данном регионе, выбирает лучшие сорта растений, определяет сроки для проведения агротехнических приёмов.
Практическая работа № 49
Проведение подкормки растения
1. Определите, какие основные группы культурных растений имеются на пришкольном или приусадебном участке. Результаты наблюдения запишите в рабочую тетрадь.
2. Проведите осмотр растений, имеющихся в кабинете технологии, классной комнате, домашних декоративных цветов, растений на пришкольном участке. Определите, каким растениям требуется подкормка минеральными удобрениями.
3. Подберите необходимое минеральное удобрение и выполните подкормку в соответствии с инструкцией (при помощи взрослых). Запишите результаты исследования.
Запоминаем опорные понятия
Режимы: световой, тепловой, воздушно-газовый; питательные вещества, вода.
Самостоятельная работа
Проведите сезонное фенологическое наблюдение за растением. Выберите место для наблюдений (подоконник в кабинете технологии, пришкольный или приусадебный участок). Выберите объект наблюдения (комнатный цветок или плодово-ягодную культуру). Заведите журнал еженедельных наблюдений с указанием даты и времени наблюдения, изменений в выбранном растении. Наблюдайте за растением в течение весны, лета и осени. Результаты вносите в таблицу. Сделайте выводы.
Таблица
Журнал фенологических наблюдений за растением
Место наблюдения, название, сорт | Начало сокодвижения | Начало распускания почек | Начало цветения | Окончание цветения | Начало созревания плодов (семян) | Полная зрелость плодов (семян) | Естественный листопад | Начало созревания побегов |
Проверяем свои знания
1. Какой из внешних факторов вам кажется самым главным для растения?
2. В каких случаях вода может привести к гибели растения?
3. Как визуально можно диагностировать у растения недостаток питательных веществ?
Источник
Презентация по технологии «Общая характеристика и классификация культурных растений. Условия внешней среды, необходимые для выращивания культурных растений. Определение основных групп культурных растений.»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Сельское хозяйство в нашей стране представлено двумя основными взаимосвязанными отраслями: земледелием и животноводством. Земледелие обеспечивает население продуктами
– кормами и многие отрасли промышленности (пищевую, легкую и др.) – сырьем.
Растения – основа питания людей, из растений люди производят одежду, украшают дома.
Начало целенаправленного использования растений человеком уходит в глубину тысячелетий.
Первобытные люди целиком зависели от природы: они собирали коренья, плоды, зёрна, которые вырастали в дикой природе, охотились на диких животных. Людям постоянно приходилось заботиться о своём пропитании. Если растения погибали от засухи, случался неурожай, то люди кочевали в другие места, погибали от голода и болезней.
Со временем люди стали понимать, что если начать ухаживать за растениями, поливать их в засушливое время, рыхлить почву, убирать ненужные растения (сорняки), то зёрен и плодов становится больше и урожай стабильнее.
Первобытные люди сменили кочевой образ жизни на осёдлый и стали окультуривать хлебные злаки, зерновые бобовые, корнеплоды, бахчевые и другие растения. Одно из первых окультуренных растений – пшеница, ее обнаружили ученые в захоронениях Древнего Египта, которым уже более 6 тысяч лет.
Однажды люди заметили, что зерна, просыпанные у входа в пещеру, дали всходы.
Женщины стали рыхлить землю при помощи мотыги и бросать в землю зерна. Так появилось земледелие.
СЕЛЕКЦИЯ
Примитивная селекция растений возникла одновременно с земледелием. Начав возделывать растения, человек стал отбирать, сохранять и размножать лучшие из них. Многие культурные растения возделывались примерно за 10 тысяч лет до нашей эры. Селекционеры древности создали прекрасные сорта плодовых растений, винограда, многие сорта пшеницы, бахчевых культур.
занимающаяся выведением новых сортов растений
Слово «селекция» произошло от лат. «selectio», что в переводе обозначает выбор, отбор. Селекция это наука, которая разрабатывает новые пути и методы получения сортов растений и их гибридов, пород животных. Это также и отрасль сельского хозяйства, занимающаяся выведением новых сортов и пород с нужными для человека свойствами: высокой продуктивностью, определенными качествами продукции, невосприимчивых к болезням, хорошо приспособленных к тем или иным условиям роста.
УСЛОВИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ВЫРАЩИВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ
При выращивании культурны
х растений учитывается привычный им климат: температура воздуха, влажность, продолжительность светового дня. Поэтому чаще всего растения выращивают там, где они встречаются в дикорастущем виде, но с развитием агротехнологий, растения стали выращивать в других климатических зонах .
В практике выращивания культурных растений человек не только использует разнообразные способы вегетативного размножения, но и разрабатывает новые, учитывая биологические особенности каждого растения. При использовании особых методов культивирования учёным удается даже из одной клетки вырастить целое растение, способное цвести и плодоносить.
ОСНОВНЫЕ ОРГАНЫ РАСТЕНИЯ
КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ
– растения, специально разводимые (культивируемые) человеком для использования в хозяйственной деятельности
Растения бывают разные: Одни – красотой поражают, Другие – очень опасные.
Ядом своим убивают.
Третьи считаем мы пищею,
Четвёртые – медоносами, Пятые – просто лишними, Растущими без пользы.
Но как гласит вечная
Мудрость народов Востока, Есть травы не изученные, Но нет растущих без прока.
Возьмите любое растение,
Его изучите внимательно,
И от какой-то болезни
Оно вылечит вас обязательно.
Четвертый лишний
Томат Огурец —
Горох Морковь Томат — овощная культура
Огурец — овощная культура
Горох — бобовая культура
Морковь — овощная культура
Четвертый лишний
Малина – Черная смородина –
Брусника – Крыжовник Малина – культурное растение
Источник
Урок для 5 класса «Технология растениеводства»
Урок «Технология растениеводства».
Просмотр содержимого документа
«Урок для 5 класса «Технология растениеводства»»
Технология, 5 класс (Дистанционное обучение) апрель 2020 г.
Урок: Технологии растениеводства
Откройте тетради запишите тему урока «Технологии растениеводства»
Сегодня на уроке мы с вами узнаем что такое:
Агротехнологические приёмы выращивания культурных растений.
Профессии: селекционер, агроном, фермер, тракторист-машинист, механизатор; полевод, овощевод, садовод.
Для этого мы будем использовать следующие определения
Растениеводство – это наука, занимающаяся изучением и возделыванием полевых культурных растений.
Сорт растений – группа растений, созданных в результате селекции и обладающих определёнными, передающимися по наследству свойствами.
Семеноводство – это отрасль растениеводства, занимающаяся массовым размножением семян сортов растений.
Биотехнология – наука, которая изучает возможность использования биоматериалов для решения определенных технологических задач, а также для реализации проектов в сфере гибридизации и генной инженерии.
На уроке мы будем использовать презентацию и учебник с.125-127.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2019.
3.Презентация к уроку «Технология растениеводства»
Посмотрите презентацию. Запишите ответы на вопросы ( презентация слайд№12)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Растениеводство – наука о возделывании полевых,
овощных, садово-ягодных, луговых и других растений, а также ведение семеноводства и селекции с целью получения новых сортов.
От растениеводства вышли ряд самостоятельных дисциплин:
семеноводство и некоторые другие.
Растениеводство – это наука, занимающаяся изучением и возделыванием полевых культурных растений.
Сорт растений — группа растений, созданных в результате селекции и обладающих определёнными, передающимися по наследству свойствами.
Семеноводство – это отрасль растениеводства, занимающаяся массовым размножением семян сортов растений.
Овощеводство – это отрасль растениеводства в сельском хозяйстве, занимающаяся разработкой и улучшением технологий культивации овощных и бахчевых культур открытого и закрытого грунта, селекцией и семеноводством.
Садоводство – отрасль растениеводства, занимающаяся: возделыванием многолетних плодовых или ягодных культур (плодоводство); выращиванием декоративных растений (декоративное садоводство).
Виноградарство направлено на выращивание высоких урожаев столового и технического винограда.
Цветоводство – селекция и выращивание красивоцветущих и других растений в декоративных целях.
Лесоводство – отрасль растениеводства, занимающаяся изучением, выращиванием и использованием лесных ресурсов; а также научная дисциплина, изучающая методы выращивания, улучшения и повышения продуктивности лесов.
Чтобы окультурить дикорастущие растения, многие века люди изучали особенности каждого растения, понимая, что это живые организмы и нужно учитывать закон незаменимости жизненно необходимых для растений факторов: тепла, света, влаги, воздуха и элементов питания.
Занимаясь селекцией, ученые отбирали более крупные семена и растения, которые не подвержены заболеваниям, лучше выдерживают заморозки или засуху.
Так ученые многие века выводили новые сорта растений, изучали и совершенствовали приёмы их возделывания.
Для выращивания культурных растений человек использует специальные технологии, называемые технологиями растениеводства или агротехнологии.
Технологии растениеводства складываются из своевременно и последовательно проводимых агротехнологических приемов.
Основными агротехнологическими приёмами в растениеводстве являются:
Подготовка почвы к посеву или посадке культурных растений;
подготовка семян к посеву;
посев и посадка культурных растений;
уход за культурными растениями;
уборка и хранение урожая культурных растений.
Каждый агротехнологический прием проводится в соответствии с этапом или фазой роста и развития культурного растения.
Для обработки почвы и ухода за культурными растениями используют различные сельскохозяйственные орудия труда и сельскохозяйственную технику.
Специалистами по выращиванию растений являются агрономы, трактористы-машинисты, фермеры
В каждой отрасли растениеводства есть свои специалисты по выращиванию растений:
полевод, овощевод, садовод, лесовод.
Тракторист-машинист – это профессия человека, в обязанности которого входит механизированная обработка почвы и растений.
Агроном – это специалист в области сельского хозяйства. Его основной задачей является контроль за соблюдением техники выращивания овощей и фруктов, а также иных культур.
Полевод – одна из основных профессий растениеводства, связанная с производством полевых – зерновых культур
Овощевод – специалист по выращиванию овощей, он должен знать характеристику сортов овощных культур, основы агротехники, виды удобрений и способы их внесения в почву.
Садовод – специалист по уходу за садом или любым озеленённым объектом.
Лесовод – это специалист в подготовительных и вспомогательных работах, связанных с посадкой лесных культур.
Современные достижения биологии, генетики, селекции, земледелия агрохимии, молекулярной и генной инженерии, позволили растениеводству перейти к современным технологиям выращивания высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур на базе высокоэффективной механизации и электрификации производственных процессов, программировании урожайности, широкого использования электронно вычислительной техники.
Появились новые профессии – генный инженер, биотехнолог.
Итак, растениеводство — одна из ведущих отраслей сельского хозяйства. Ее роль в становлении экономики, да и всего человечества, трудно переоценить. Именно растениеводство является основой продовольственной безопасности любой страны, и от его развития зависит обеспеченность населения продуктами питания.
Источник