§ 25. Удобрения
1. В чём состоят особенности почвы? 2. Какую роль играет почва в жизни растений?
На нашем сайте вы найдете полезные советы о том, как повысить плодородие почвы на вашем участке.
1. В чём состоят особенности почвы? 2. Какую роль играет почва в жизни растений?
Растения хорошо растут и развиваются, если почва содержит в достаточном количестве все необходимые минеральные вещества.
В процессе почвенного питания растения поглощают из почвы воду с растворёнпыми минеральными веществами. Люди, занимающиеся растениеводством (полевод, овощевод, садовод и др.) должны вовремя заметить, в каких веществах нуждается растение, и обеспечить его ими. Для этого в почву вносят минеральные и органические удобрения.
Производят различные минеральные удобрения (см. схему). Азотные и калийные удобрения хорошо растворяются в воде, поэтому их вносят в почву весной перед посевом семян. Фосфорные удобрения плохо растворяются в воде, поэтому их вносят в почву осенью, чтобы они постепенно растворились и к весне стали доступны растениям.
За лето растения используют много минеральных веществ. Например, растения пшеницы на площади 1 га поглощают более 40 кг азота, 20 кг фосфора, 25 кг калия. А крупным растениям, например картофелю, требуется ещё больше минеральных веществ.
Органические удобрения — это отмершие части растений и продукты жизнедеятельности животных (перегной, торф, навоз, птичий помёт). В почве органические вещества разрушаются до минеральных веществ и используются растениями. Особенно ценным органическим удобрением является навоз, он содержит все необходимые растениям вещества. Обычно его вносят в почву осенью, и он постепенно разлагается до минеральных веществ, пригодных для усвоения растениями. Навоз перегнивает медленно, поэтому растения обеспечиваются питанием на несколько лет.
Для выявления потребности культурных растений в удобрениях применяют разнообразные методы. С их помощью определяют, какие вещества и в каких количествах необходимы растению. Так, но окраске, форме, размерам растения можно определить, каких веществ ему не хватает. Например, при недостатке азота растение становится бледно-зелёным, при нехватке фосфора у картофеля желтеют и отмирают ткани по краям листа, а признаком недостатка калия служит появление на листьях бурых пятен.
Необходимое растению количество питательных веществ ещё определяют путём сравнения урожая на удобренных и неудобренных делянках.
Следует систематически восполнять запасы минеральных веществ в почве, своевременно и строго по нормам вносить удобрения. При этом надо учитывать, что излишек удобрений вредит растениям, угнетает их рост и развитие, снижает урожай. Например, при избытке в почве солей азота растение сильно вытягивается в длину, в клубнях картофеля снижается содержание крахмала, у многих растений в клетках накапливаются нитраты. Употребление в пищу овощей, содержащих избыток нитратов, оказывает вредное влияние на здоровье человека. Кроме того, внесение больших доз удобрений ведёт к их вымыванию дождями или поливами в пруды, реки, озёра, отчего в водоёмах гибнут рыбы и другие организмы.
Внесение удобрений с учётом потребностей растений позволяет экономить средства и беречь природу.
Удобрения: минеральные, органические
Ответьте на вопросы
1. Какие виды удобрений вы знаете?
2. Зачем нужно вносить в почву удобрения?
3. Как сказывается недостаток азотных, фосфорных и калийных солей на росте и развитии растений?
4. Как надо применять удобрения, чтобы не допустить I загрязнения ими близлежащих водоёмов?
Какая существует связь между обменом веществ и обменом энергии?
Источник
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Минеральное питание растений — это поглощение ими воды и растворенных в ней неорганических (минеральных) веществ.
Исследуя золу растений, учёные обнаружили множество химических элементов, в том числе и редких. Это говорит о том, что найденные элементы необходимы растениям и накапливаются в них.
Элементы, которые присутствуют во всех растениях, были отнесены к жизненно важным — это калий, кальций, магний, железо, сера и фосфор. Для разных растений они необходимы в различных количествах.
Из почвы через корни в растения поступают вода и растворённые в ней минеральные соли, т. е. происходит минеральное питание.
Каждый химический элемент играет в жизни растения особую роль.
Например, вещества, содержащие азот, способствуют росту растений.
А при нехватке азота тормозится рост растений и формируются мелкие желтоватые листья.
Калий способствует быстрому оттоку органических веществ от листьев к корням. Также он защищает растение от токсического действия различных солей. Калий сосредоточен в молодых органах, а также в органах накопления запасных веществ – семенах, клубнях.
Недостаток калия замедляет процессы деления и растяжения клеток, вызывает гибель кончика корня. Также на посветлевших листьях появляются дырочки с пожелтевшими краями.
Фосфор усваивается растением в виде солей фосфорной кислоты (фосфатов). Вещества, содержащие фосфор, способствуют скорейшему созреванию плодов. Нехватка фосфора замедляет обмен веществ. Листья желтеют, отмирают некоторые их части.
Сера поглощается растением в виде солей серной кислоты, входит в состав белков и эфирных масел. Внешними симптомами дефицита серы являются бледный цвет и желтизна молодых листьев.
Магний входит в состав хлорофилла — фотосинтезирующего пигмента, который окрашивает хлоропласты в зелёный цвет. При недостатке магния наблюдается потемнение прожилок на посветлевших листьях.
Железо играет важную роль в дыхании растений. При его недостатке сначала лист желтеет, а потом белеет.
Кроме указанных жизненно необходимых элементов, растению нужны и другие… марганец, фтор, йод, бром, цинк, кобальт, стимулирующие рост растений. Если растение не получает хотя бы одно из нужных элементов, то процессы его жизнедеятельности резко нарушаются.
Рассмотрим, каким образом происходит поглощение питательных веществ.
Водоросли, а также некоторые водные растения усваивают питательные вещества всей поверхностью тела.
Высшие же растения поглощают их из почвы через корни. Поглощение воды и минеральных веществ происходит в зоне всасывания корня.
Зона всасывания имеет длину от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Поверхность её защищена покровной тканью — кожицей с корневыми волосками.
Вода и минеральные соли поступают в растение через корневые волоски. Число корневых волосков очень велико, что значительно увеличивает всасывающую поверхность корня.
Корневые волоски покрыты слизью и тесно соприкасаются с частицами почвы. Слизь облегчает проникновение корня между частиц почвы, а также растворяет минеральные вещества. Ведь только в растворенном виде они могут быть в дальнейшем поглощены корнем.
Проникая между частицами почвы, корневые волоски плотно прилегают к ним и всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными веществами.
Из корневого волоска вода поступает в соседние клетки, а затем в сосуды корня и по ним под давлением поднимается в другие органы растения.
Сила, которая вызывает одностороннюю подачу влаги от корней к побегам, называется корневым давлением. Чем сильнее корневое давление, тем выше поднимается жидкость.
Корневое давление можно наблюдать на опыте. У растения срезают стебель на высоте 10 см и на пенёк надевают короткую резиновую трубку, которая соединяет его со стеклянной трубкой.
Если почву в горшке полить тёплой водой, то вода начинает подниматься по трубке и вытекать из неё.
После полива почвы очень холодной водой вода из трубки вытекает меньше. Благодаря опыту мы убедились, что поглощение воды корнем зависит от её температуры. Холодная вода плохо поглощается корнями.
Выделение пасоки можно наблюдать и в природе. Пасока — это жидкость, которая выделяется из перерезанных сосудов древесины стеблей или корней живых растений под влиянием корневого давления.
Ранней весной, когда листья на деревьях ещё не развернулись, в стволах клёна, берёзы и других деревьев начинается весеннее сокодвижение.
Если ветка или ствол берёзы поранены, то из ранки начинает сочится сок — пасока берёзы. Пасока сладковата на вкус, в ней растворены различные питательные вещества, в том числе сахара и витамины. Она необходима растению для его весеннего роста, набухания и развёртывания почек. Берёзовый сок вкусен и полезен для здоровья человека, его заготавливают в берёзовых лесах, предназначенных к рубке.
Управление минеральным питанием растений
Растение нормально растёт и развивается в том случае, если в окружающей корни среде будут содержаться все необходимые питательные вещества. Такой средой для большинства растений является почва.
Почва ― это верхний слой земли, обладающий особым свойством ― плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности.
От плодородия почвы зависит урожайность возделываемых культур. В природе опавшая листва, погибшие растения и животные перегнивают и обогащают почву минеральными веществами.
Сельскохозяйственные растения так, как и другие растения поглощают минеральные вещества из почвы, но так как человек собирает урожай, то минеральные вещества в почву не возвращаются. В результате почва постепенно истощается. Чтобы восполнить их содержание, в почву вносят органические и минеральные удобрения.
Органические удобрения (от слова «организм») ― это отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помёт) или отмершие части организмов животных и растений (перегной, торф).
Навоз от разных видов животных отличается по составу, в свежем виде его нежелательно вносить в почву, так как он содержит семена растений, болезнетворные бактерии и даже яйца гельминтов. А вот отстоявшийся от 4 месяцев до 3 лет — отличное средство для обогащения разных видов почв.
Птичий помёт считается очень хорошим органическим удобрением, причём наиболее насыщенным по химическому составу, является куриный и голубиный.
Компост представляет собою смесь различных органических удобрений, которую складывают в кучи, ямы, ящики.
Минеральные удобрения ― это не природные удобрения, а созданные человеком.
В зависимости от содержания минеральных веществ различают азотные, фосфорные и калийные минеральные удобрения.
Кроме того, широко используют микроудобрения, в которых содержатся такие элементы, как бор, медь, цинк, кобальт и др.
Конечно, намного проще использовать покупные минеральные подкормки, нежели возиться с органикой. Но ни одна «химия» не заменит природные компоненты.
Удобрения вносят в разные сроки в зависимости от вида и потребностей растения. Например, навоз вносят задолго до посева семян, при осенней обработке почвы. Минеральные удобрения вносят перед посевом семян или одновременно с ним, а также в период роста растений в виде подкормок.
Растения подкармливают теми минеральными веществами, которые им требуются в данный период жизни. Вносить удобрения нужно строго по норме. Излишек может навредить растениям, а полученная продукция будет опасна для здоровья человека. Если же удобрения вносить вовремя и правильно, можно добиться высоких урожаев сельскохозяйственных культур.
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ ТЕМА: «РАСТЕНИЕ- ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ», БИОЛОГИЯ, 6 КЛАСС
Питание – это процесс получения органических веществ и энергии. СЛОВАРЬ
ТИПЫ ПИТАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ.
Питание растений существенно отличается от питания животных. Оно состоит из двух взаимосвязанных типов воздушного и почвенного (МИНЕРАЛЬНОГО, КОРНЕВОГО) питания.
Воздушное питание Фотосинтез
СХЕМА ВОЗДУШНОГО ПИТАНИЯ Тип питания Воздушное (фотосинтез) Орган Лист Ткань Основная Клетки Столбчатые Структуры Хлоропласты Вещества Органические (сахар)
Фотосинтез — процесс образования глюкозы из углекислого газа и воды под действием энергии солнечного света СЛОВАРЬ
Образующиеся углеводы используются в качестве пищи, а кислород поступает в атмосферу
Из истории об открытии фотосинтеза. Фотосинтез был открыт в конце 18 столетия. В изучение этого процесса внесли свой вклад многие ученые. Одним из них был Д. Пристли, который в 1771 г. показал, что зелёные растения улучшают воздух, «испорченный» дыханием.
Возьмем двух мышек и накроем их колпаками, с одной мышкой поставим растение. Опыт
Поднимите один из колпаков. Какой колпак нужно поднять и почему?
Хлоропласты имеют сложное строение, которое было изучено с помощью электронного микроскопа
Вода свет Углекислый газ хлорофилл 1.Углеводы (органические вещества) 2.Кислород
Приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза – листовая мозаика
Только растения в процессе фотосинтеза образуют органические вещества, обеспечивают пищей животных и человека. Растения всей Земли ежегодно образуют примерно 40 млрд. тон органического вещества.
Накопление в атмосфере кислорода, необходимого для дыхания людей, животных, растений. Ежегодно растения выделяют в атмосферу 460 млрд. тон кислорода
Фотосинтез способствовал созданию на Земле атмосферы пригодной для жизни. В атмосфере содержится примерно 21% кислорода. За счет фотосинтеза это количество поддерживается на данном уровне.
Не все органические вещества сразу используются для питания растения и роста его молодых органов. Часть веществ откладывается в запас. Где?
Отложение органических веществ в запас А) в семенах Б) в корневищах В) в корнеплодах Г) в клубнях ячмень пшеница пырей крапива
Почвенное (МИНЕРАЛЬНОЕ, КОРНЕВОЕ) питание
СХЕМА ПОЧВЕННОГО ПИТАНИЯ Тип питания Почвенное Орган Корень Ткань Всасывающая Клетки Корневые волоски Вещества Вода и соли
Почва – основной источник минерального питания растений Почва – это верхний слой земли, обладающий плодородием. Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами и водой.
Почвенное питание Почвенное питание изучает наука – агрохимия. А специалистов этой науки называют агрохимиками.
Основные вещества растений неорганические вещества вода минеральные соли органические вещества белки жиры углеводы витамины Какие вещества входят в состав растений? Откуда они поступают в растения?
Для начала ответим на главный вопрос агрохимии. Какие вещества поглощает корень? Корень поглощает воду с помощью корневых волосков зоны всасывания. Вода имеет для растения большое значение, ведь тело растения на 50-98 процентов состоит из воды. Вместе с водой в растения попадают растворимые минеральные соли, включающие такие химические элементы как фосфор, азот, калий и т. д. Они необходимы растению для построения более сложных веществ.
Вода, минеральные вещества корневые волоски клетки корня сосуды корня сосуды стебля сосуды листа клетки листа Корневой давление
Значение химических элементов в жизнедеятельности растений Элемент Значение 1. Азот Составная часть всех белков 2. Сера Входит в состав витамина В1 3. Калий Влияет на подвижность цитоплазмы и действие ферментов 4.Магний Входит в состав хлорофилла, необходимого для фотосинтеза 5. Кальций Уплотняет цитоплазму 6. Железо Участвует в процессе дыхания 7. Марганец Нужен для нормального роста растений 8. Медь Нужна для правильного развития 9. Цинк Недостаток сказывается на росте 10. Молибден Нужен для развития листового аппарата
Почва постепенно истощается! Часто агрохимикам приходится сталкиваться с большой проблемой. В естественном растительном покрове поглощённые минеральные вещества возвращаются обратно в почву с опавшими листьями, ветками и т.д. На полях же минеральные вещества вместе с урожаем выносятся из почвы. Так вынос из почвы с 1 т урожая пшеницы составляет 10 кг кальция. Отсутствие тех или иных минеральных веществ в почве обязательно сказывается на нормальном росте и развитии растений.
Какие удобрения нужны растению? Вынос кальция (кг) с 1 тонной урожая
Минеральные Органические макроудобрения микроудобрения
Вносить удобрения необходимо строго по правилам, в определённый период года, в определённый период развития растения и в определённых дозах.
Схема питания растений Питание растений Почвенное питание Воздушное питание Корень Корневые волоски Вода + минеральные вещества Сосуды Лист Устьица Солнечная энергия Углекислый газ Хлоропласты Органические вещества
лист — орган воздушного питания; в хлоропластах на свету протекает процесс фотосинтеза — образования из углекислого газа и воды органических веществ; при фотосинтезе выделяется кислород; органические вещества расходуются на рост и развитие органов; особенность питания растений — создание органических веществ, а затем их расходование. Выводы:
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1179933
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник