Формирование словаря дошкольника по теме «Осень»
Светлана Егорова
Формирование словаря дошкольника по теме «Осень»
Тема «Осень»
Существительные: осень, листья, тучи, урожай, фрукты, овощи, дождь, похолодание, ненастье, заморозки, непогода, листопад, иней
Прилагательные: холодный, осенний, мелкий, крупный, пасмурный, ненастный, золотой, желтый, ветряный, спелый, поздний, дождливый, непогожий, урожайный
Глаголы: желтеть, вянуть, созревать, опадать, увядать, жухнет, моросит, льет, хлещет, дует, срывает, осыпает, замерзает, собирает, поспевать,
Что происходит осеньюв живой и неживой природе: люди одеваются теплее, небо затянуто тучами, с полей убирают урожай овощей, дни становятся короче, ночи длиннее, на улице моросит дождь, на земле появляются лужи, дует холодный ветер, в садах собирают фрукты, цветут осенние цветы, школьники идут в школу, с деревьев осыпаются листья
Виды осени: ранняя, золотая, поздняя
Фотоотчет НОД по обогащению словаря по лексической теме «Деревья. Лес» При изучении лексической темы :»Деревья. Лес. » мы изучали деревья,которые растут в нашей Воронежской области и конкретно в нашем городе. Мы.
Формирование нравственного здоровья дошкольника Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Унэгэтэйский детский сад «Колосок» Формирование нравственного здоровья.
Формирование нравственного образовательного пространства дошкольника средствами художественной литературы Кризисное состояние духовно – нравственной сферы общества и семья, безусловно, отражаются на духовно – нравственном здоровье современных.
Формирование словаря детей 6–7 лет в семье Очень часто родители детей 6-7 лет, боясь недодать чего-то в плане интеллектуального развития, мамы и папы торопятся записать детей в различные.
Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию» Игра «Угадай по описанию». Цель: Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность.
Конспект занятия «Детеныши домашних животных» (формирование словаря и грамматического строя речи в старшей группе) Тема: «Детеныши домашних животных». Цели: учить правильно называть детенышей домашних животных, закрепить знания о домашних.
Конспект занятия «Домашние животные» (формирование словаря и грамматического строя речи в старшей группе с ФФН) Тема: «Домашние животные». Цели: уточнить знания детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, пользе, приносимой.
Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Консультация педагога-психолога Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Каждый.
Формирование словаря у детей дошкольного возраста во всех видах деятельности 1 слайд. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно.
Влияние роли воспитателя на формирование личности дошкольника Очень важную роль в формировании психики ребенка играет воспитатель. Образцами для подражания в поведении дошкольника служат родители и.
Источник
Лексическая тема «Осень»
Расширение словарного запаса детей:
осень, туча, дождь, лужа, погода, непогода, листопад, сырость, зонт, сентябрь, октябрь,
ноябрь, листья, деревья, берёза, дуб, осина, рябина, ясень, липа, тополь, клён, лиственница,
ольха, ива, каштан, орешник, ель, сосна.
наступать, желтеть, краснеть, опадать, дуть, лить, вянуть, моросить, срывать (листья),
пожухнуть, расписать, хмуриться
(небо), облетать, накрапывать.
жёлтый, красный, оранжевый, разноцветный, дождливая (погода, осень),сухой,
холодный, мокрый, хмурый, осенний,унылый, пасмурный,
золотая (осень), серые (дни), проливной, моросящий.
мокро, сыро, холодно, серо, ненастно, хмуро, пасмурно.
Разбросала осень листья,
Разукрасила их кистью.
Мы в осенний парк пойдём,
В букеты листья соберём.
Лист кленовый, лист с осинки,
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз.
(Делают волнообразные движения ладонями.)
(Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)
(«Шагают» пальцами обеих рук.)
(Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)
(Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,
одновременно на каждый
(Звонко хлопают в ладони.)
Меж еловых мягких лап
Где сучок давно засох —
Серый мох, мох, мох.
Где листок к листку прилип,
(Поглаживают ладонями обеих рук колени.)
(Постукивают по коленям пальцами обеих рук.)
(Постукивают ребрам ладони по коленям.)
(«Мнут мох», сжимая энергично обе ладони.)
(Сводят руки над головой.)
Координация речи с движением «Леса-чудеса»
Цели: учить координировать речь с движением, развивать мелкую моторику,
творческое воображение, закреплять в речи названия деревьев.
С умным медведем.
Я, и ты, и медведь
Про ель, про берёзу,
Про дуб, про сосну,
Про солнце и звёзды
Про дуб, про сосну,
Про берёзу и ель,
Про солнце и дождик
(Идут по кругу, держась за
(Усаживаются на колени
дый палец с большим
(То же на левой руке.)
Цели: развивать общие речевые навыки, работать над чёткостью дикции, интонационной
— Солнце, солнце, Ты откуда?
— Я из тучки золотой.
— Дождик, дождик, Ты откуда?
— Я из тучи грозовой.
— Я из дальней стороны.
Сизовой, Т. Шуйской
Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.
Погости недель восемь:
С обильными хлебами,
С первыми снегами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.
Игра «Какие листья спрятались на картинке?»
Цели: развивать зрительное внимание, учить узнавать изображения,
наложенные друг на друга, развивать
строй речи (образование относительных прилагательных от существительных).
Игра «Четвёртый лишний»
Цели: учить отличать признаки осени от признаков других времён года, развивать связную речь (употребление
сложноподчинённых предложений), развивать зрительное внимание.
Ход игры. Воспитатель помещает на наборное полотно четыре картинки, на трёх из
которых изображено одно время года, а на четвёртой —другое. Дети рассматривают
картинки и составляют предложения.
Здесь лишняя вторая картинка, потому что на ней нарисовано лето, а на остальных
картинках изображена осень. И т. п.
Цели: развивать зрительно-пространственные представления, формировать грамматический строй речи (образование
относительных прилагательных, согласование существительных с предлогом).
Ход игры. Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением трёх разных листьев.
Ребёнок должен их назвать и сказать, как они лежат.
Дубовый лист — между кленовым и берёзовым.
Или: Кленовый лист — справа от рябинового и слева от дубового и т. д.
За правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается, кто набрал фишек больше.
Повторение названий осенних месяцев
Цели: закрепить в речи названия осенних месяцев, учить связному
Взрослый предлагает детям прослушать стихотворение «Двенадцать месяцев».
Проводит беседу по стихотворению,
разучивает его с детьми.
На тёплый юг летит журавль,
Позолотил листву сентябрь,
Сорвал листву с ветвей октябрь,
Укрыл листву снежком ноябрь.
Вопросы и задания:
— Что происходит с листвой в сентябре (в октябре, в ноябре)?
— Назовите первый (второй, третий) осенний месяц.
— Перечислите осенние месяцы по порядку.
Игра «Какое слово не подходит?»
Цели: развивать речевой слух, слуховую память, грамматический строй речи (умение подбирать однокоренные
Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и повторить его по памяти.
После этого дети должны назвать,
какое слово лишнее и почему.
осень, осенний, сено;
листья, лиса, листопад, лиственный;
ветер, ветреный, веретено.
Затем детям предлагается самим подобрать однокоренные слова к данным.
Игра «Поймай и раздели»
Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов. Деление на слоги слов — названий деревьев.
Ход игры. Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося
название дерева. Ребёнок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово
по слогам и называет количество слогов в слове.
Слова: и-ва, то-поль, я-сень, сос-на, ель, клён, дуб, о-си-на, ря-би-на, бе-рё-за.
Игра «Назови первый звук»
Цели: развивать фонематический слух, учить определять первый звук в слове.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в словах. За каждый правильный ответ
выдаётся фишка. В конце игры подводится итог.
Слова: осень, погода, дождь, ива, тополь, сосна, дуб, клён, туча, облако, гроза, солнце, ноябрь.
Игра «Сколько звуков?»
Цели: развивать фонематический слух, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза,
учить определять количество и последовательность звуков в слове.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям сосчитать количество звуков в слове. Затем задаёт вопросы:
• назвать первый, второй, третий и т. д. звуки;
• назвать звук перед или после заданного;
• назвать звук между заданными.
Слова: ива, дуб, липа, лист, туча, тополь, погода, гроза, гром.
Игра «О чём плачет тучка?»
Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика дисграфии.
Ход игры. Воспитатель помещает на фланелеграфе изображения тучки и капелек,
на которых написаны буквы. Дети составляют слово из заданных букв.
Материалы для чтения и заучивания наизусть
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клёны,
В пурпуре осинки, — только дуб зелёный.
Утешает осень: «Не жалейте лета.
Посмотрите — роща золотом одета».
Наша осень правда золотая,
Как её иначе назову?
Листья, помаленьку облетая,
Устилают золотом траву.
Солнышко то спрячется за тучей,
То раскинет жёлтые лучи.
И сидит поджаристый, пахучий,
С золотистой коркой хлеб в печи.
Яблоки, скуластые, крутые,
То и дело шлёпаются вниз,
И зерна потоки золотые
Из колхоза морем разлились.
Листву рассыпает метель золотая,
Я в парке сижу и о чём-то мечтаю.
Над лавочкой старой лист клёна кружится
И медленно мне на ладошку ложится.
Такой разноцветный, нарядный, весёлый —
Чудесно, что клёны растут возле школы!
Осенние клёны — цветов хороводы,
И жёлтый, и красный среди непогоды.
Найду я зелёного капельку цвета
Как отблеск последний ушедшего лета.
Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию
Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают.
Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
И воды не всколыхнул.
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?
Все мрачней лицо природы:
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
Тексты для пересказа
Лето кончилось. Всё чаще дул сильный осенний ветер. Старая липа дрожала под его порывами.
раздавался голосок кукушонка.
Пришла осень. Всё перелётное население улетело на юг. Остался кукушонок один. Ночью поднялась буря.
хлестал в дупло. Утром луч солнца проскользнул в дупло и согрел кукушонка.
— Какое время года наступило после лета?
— Какие приметы осени описываются в рассказе?
— Чей голосок раздавался из дупла липы?
— Почему кукушонок остался один?
— Как жилось кукушонку в дупле?
Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.
По опушкам лесов ещё растут подосиновики, сыроежки и душистые рыжики. На старых больших пнях
дружке тонконогие опёнки.
В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи.
В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы.
По И. Соколову-Микитову
— О каком времени года говорится в рассказе?
— Какие грибы можно встретить в осеннем лесу?
— Какие птицы улетели первыми?
— Какие ещё птицы готовятся к отлёту?
Текст для пересказа
Вот из густых ёлок вышел под берёзу заяц и остановился, увидев большую поляну. Не посмел прямо идти
на ту сторону и пошёл кругом поляны, от берёзки к берёзке.
Вот он остановился, прислушался. Кажется зайцу, будто кто-то сзади крадётся. А на самом деле
это листья с деревьев падают, шелестят. Можно, конечно, набраться зайцу храбрости и не
оглядываться. Но может случиться так: не поддастся заяц обману падающих листьев,
а в это время кто-то воспользуется их шелестом и схватит его в зубы.
Источник
Методические рекомендации для закрепления лексического материала по теме «Осень. Деревья»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Лексическая тема: «Осень. Деревья».
Расширение словарного запаса детей:
Время года, осень, зима, весна, лето, сезон, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость, сапоги, плащ, куртка, перчатки, свитер, зонт, грибник, урожай, деревья, куст, листья, ковёр (из листьев), берёза, дуб, осина, рябина, ясень, липа, тополь, клён, лиственница, ель, сосна, ива, каштан, жёлудь, ствол, кора, корень, ветка, крона, сук, листва, древесина, пень, шишка, хвоя, крона, плод, семена.
Наступать, моросить, накрапывать, лить, дуть, срывать (листья), опадать, облетать, кружиться, шелестеть, хмуриться, расписать, пожухнуть, вянуть, краснеть, желтеть, засыхать, засыпать, собирать.
Осенний, пасмурный, прохладный, хмурый, унылый, серые (дни), промозглый, мокрый, проливной, моросящий, косой, красный, жёлтый, бордовый, багряный, узкий, широкий, резной, разноцветный, золотая, рыжий, поздняя, хвойный, лиственный, дряхлый, могучий, высокий, низкий, старый, молодой, трухлявый.
Мокро, сыро, ненастно, пасмурно, хмуро, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, высоко, низко, пышно, редко.
Лексико-грамматический строй речи:
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
( подбор антонимов: ярко-тускло, ранний — поздний , пасмурный-солнечный ,т олстая-…(тонкая ткань), чистая- …(грязная), светло-темно, сухая-…(мокрая); ).
Дидактическая игра «Сосчитай листочки, лукошко, грибы, корзинки с грибами » (согласование числительных 1, 2, 5 с существительными).
Дидактическая игра «В лесу»
( упражнение в образовании множественного числа существительных и их употреблении в именительном и родительном падежах. Пример:
У дома растёт берёза, а в лесу растут…(берёзы). В лесу много…(берёз).
Дидактическая игра «С какого дерева, чей лист?»
(образование относительных прилагательных; согласование прилагательных с существительными: Это лист берёзы, значит, это берёзовый лист).
Закреплять навык подбирать признаки к предметам, согласовывать существительные и прилагательные.
Д/и «Подбери слово- признак».
Согласование глаголов настоящего времени с существительными в числе; образование прилагательных от существительных.
Осень, погода (какая?)-. лес, день (какой?)-. солнце, утро (какое?)-.
Упражнение «Подбери слово» . Образование прилагательных от существительных .
День, когда идет дождь — какой? — . (дождливый)
День, когда дует ветер — какой? — . (ветреный)
Дождик, который идет осенью — какой? — . (осенний)
Погода, когда часто идут дожди — какая? — . (дождливая)
Погода, когда часто дуют сильные ветры — какая? — . (ветреная)
Погода, которая бывает осенью — какая? — . (осенняя)
Закреплять навык составления предложений и продолжения начатой фразы.
Упражнение «Закончить предложения»
Дождь идет, дожди . (идут).
Лист падает, листья . (падают).
Цветок вянет, цветы . (вянут).
Птица улетает, птицы . (улетают).
Ветер дует, ветры . (дуют).
Дожди идут, дождь . (идет).
Листья падают, лист . (падает).
Цветы вянут, цветок . (вянет).
Птицы улетают, птица . (улетает).
Ветры дуют, ветер . (дует).
Дидактическая игра «Назови ласково» продолжать навык словоизменения .
солнце, день, ветер , дукошко , дерево , лист, ветка -. , теплая куртка -, вязаная шапка- , длинный шарф-.
Д/и «Подбери обобщающее понятие», «Назови одним словом»
Закреплять у детей умение называть обобщающие понятия.
— Развивать умение выделять части предметов (демисезонной обуви, одежды, головных уборов)
Д/и «Назови предмет по названным частям»
-Практиковать умение подбирать слова — действия
Дождь (что делает?) идет, моросит, льет
Ветер , солнце (что делает?)
Практиковать у детей умение использовать в речи притяжательные
местоимения: «мой», «моя», «моё».
Это чья шапка? — Моя. Это чьи перчатки? — Мои. Это чей шарф? — Мой. Это чье пальто? — Мое.
Упражнение «Объясни значение выражения»
«Дрожит как осиновый лист», «Сесть в лужу».
Упражнение на спряжение словосочетаний в настоящем времени «Собирать листву», «Убирать урожай с огорода»
Проблемные вопросы «Что будет если птицы не улетят? С деревьев не опадут листья?», «Почему опадают листь?»
Развитие связной речи:
Составление описательного рассказа «Осенний лес » с использованием схематичного плана.
Источник