Меню

Дождь лето осень урожай

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. «Предисловии»

ОКТЯБРЬ
3-я и 4-я неделя

1. Рекомендую рассказать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь).

2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев.

3. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.

4. Познакомить с названием осенних месяцев и их признаками. Материал для рассказа может быть таким:

    Сентябрь — первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского слова, которое в переводе означает седьмой. Новый Год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. В сентябре начинается листопад у берез, кленов, осин, вяз, лип. За ночь лужи иногда подергиваются первым тонким ледком. К концу сентября лиственный лес стоит голый.
    Октябрь — второй месяц осени. В переводе с латинского языка означает восьмой. В октябре исчезают грачи. В воздухе кружатся первые снежинки. К концу месяца окончательно замерзают водоемы и уже могут появляться первые сосульки.
    И последний месяц осени — предзимье — ноябрь. В переводе с латинского языка означает 9. В этом месяце уже ложится снег и раздается первая веселая песенка большой синицы.

Помочь запомнить информацию.

5. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» на подбор определений и глаголов.

    Небо осенью (какое?) — хмурое, серое, унылое.
    Солнце осенью (какое?) — .
    Ветер осенью (какой?) — .
    Дождь осенью (какой?) — .
    Листья осенью (какие?) — .

Осенью листья (что делают?) — краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

Осенью дождь (что делает?) — .
Осенью солнце (что делает?) — .
Осенью птицы (что делаю?) — .

6. Словарная работа и работа над слоговой структурой слова.
Объясните значение слова «листопад». Попросите ребенка проговорить слово по слогам.
Объясните значение словосочетаний: «моросит дождь», «серые тучи», «исчезают цветы».

7. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Туча — тучка.
    Солнце — .
    Дождь — .
    Ветер — .

8. Упражнение «Закончи предложение» на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.

    Дождь идет, дожди . (идут)
    Лист падает, листья .
    Цветок вянет, цветы .
    Птица улетает, птицы .
    Ветер дует, ветры .

Дожди идут, дождь . (идет)
Листья падают, лист .
Цветы вянут, цветок .
Птицы улетают, птица .
Ветры дуют, ветер .

9. Упражнение «Ответь на вопросы» в образовании прилагательных от существительных.

    День, когда идет дождь, какой? — . (дождливый)
    День, когда дует ветер, какой? — .
    Дождик, который идет осенью, какой? — .
    Погода, когда часто идут дожди, какая? — .
    Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? — .
    Погода, которая бывает осенью, какая? — .

10. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительным.

    1 лужа, 2 . 3. 4. 5.
    1 лист, 2 . 3. 4. 5.
    1 туча, 2 . 3. 4. 5.

11. Упражнение «Найди ошибки» на развитие слухового внимания.

    Определи, чего не бывает осенью.
    — Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
    — Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
    — Набухают почки, распускаются листья.
    — Люди собирают урожай овощей и фруктов.
    — Дикие животные не делают запасы корма.

12. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).

Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
(Е. Головин)

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
(А. Плещеев)

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.

13. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

    Дождик с самого утра,
    Птицам в дальний путь пора,
    Громко ветер завывает,
    Это все когда бывает?
    (Осенью)

Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья)

Шумит он в поле и в лесу,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,
Покуда он гуляет.
(Дождь)

14. Развитие мелкой моторки.
Нарисовать рисунок на тему «Осень».

15. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова «Осень на пороге», «Кто куда».

16. Ознакомление с музыкальными произведениями.
Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):
— А. Вивальди Концерт «Осень» («Сбор урожая») из цикла «Времена года».
— П. И. Чайковский «Осенняя песня (октябрь) из цикла «Времена года».
— В. А. Моцарт «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».

17. Ознакомление с репродукциями картин.
Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.
М. Н. Воробьев «Осенняя ночь в Петербурге».
В. Поленов «Золотая осень».

1. Рекомендую побеседовать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). Сравнить погоду летом и осенью. Также сравнить погоду ранней и поздней осенью.

Читайте также:  Земля для выращивания черенков винограда

2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев. Перечислить как можно больше признаков осени.

3. Вспомнить названия перелетных птиц (см. тему «Перелетные птицы»), почему они так называются.

4. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.

5. Уточнить знание названий осенних месяцев и их признаков. Пополнить знания детей дополнительной информацией. Материал для рассказа может быть таким:

    Сентябрь — первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского слова, которое в переводе означает седьмой. Новый Год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. В сентябре начинается листопад у берез, кленов, осин, вяз, лип. За ночь лужи иногда подергиваются первым тонким ледком. К концу сентября лиственный лес стоит голый.
    Октябрь — второй месяц осени. В переводе с латинского языка означает восьмой. В октябре исчезают грачи. В воздухе кружатся первые снежинки. К концу месяца окончательно замерзают водоемы и уже могут появляться первые сосульки.
    И последний месяц осени — предзимье — ноябрь. В переводе с латинского языка означает 9. В этом месяце уже ложится снег и раздается первая веселая песенка большой синицы.

Помочь запомнить информацию.

6. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» на подбор определений и глаголов.

    Небо осенью (какое?) — хмурое, серое, унылое.
    Солнце осенью (какое?) — .
    Ветер осенью (какой?) — .
    Дождь осенью (какой?) — .
    Листья осенью (какие?) — .

Осенью листья (что делают?) — краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат. Осенью дождь (что делает?) — .
Осенью солнце (что делает?) — .
Осенью птицы (что делаю?) — .

7. Словарная работа. Уточнить у ребенка, знает ли он значение слова «листопад». От каких двух слов оно произошло?

8. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Туча — тучка.
    Солнце — .
    Дождь — .
    Ветер — .

9. Упражнение «Закончи предложение» на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.

    Дождь идет, дожди . (идут)
    Лист падает, листья .
    Цветок вянет, цветы .
    Птица улетает, птицы .
    Ветер дует, ветры .

Дожди идут, дождь . (идет)
Листья падают, лист .
Цветы вянут, цветок .
Птицы улетают, птица .
Ветры дуют, ветер .

10. Упражнение «Ответь на вопросы» в образовании прилагательных от существительных.

    День, когда идет дождь, какой? — . (дождливый)
    День, когда дует ветер, какой? — .
    Дождик, который идет осенью, какой? — .
    Погода, когда часто идут дожди, какая? — .
    Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? — .
    Погода, которая бывает осенью, какая? — .

11. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительным.

    1 лужа, 2 . 3. 4. 5.
    1 лист, 2 . 3. 4. 5.
    1 туча, 2 . 3. 4. 5.

11. Упражнение «Найди ошибки» на развитие слухового внимания.

    Определи, чего не бывает осенью.
    — Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
    — Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
    — Набухают почки, распускаются листья.
    — Люди собирают урожай овощей и фруктов.
    — Дикие животные не делают запасы корма.

12. Упражнение «Скажи наоборот» на употребление антонимов.

    Летом солнце яркое, а осенью .
    Летом небо светлое, а осенью .
    Летом день длинный, а осенью .
    Летом тучи ходят высоко, а осенью .
    Летом люди растят урожай, а осенью.
    Летом деревья стоят одетые, а осенью.

13. Словарная работа. Знакомство с пословицами.
Объяснить значение пословиц и помочь ребенку их запомнить.

    — Лето — со снопами, осень- с пирогами.
    — В ноябре зима с осенью борется.
    — Холоден сентябрь, да сыт.

14. Упражнение «Найди ошибки» на развитие слухового внимания.

    Определи, чего не бывает осенью.
    — Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
    — Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
    — Набухают почки, распускаются листья.
    — Люди собирают урожай овощей и фруктов.
    — Дикие животные не делают запасы корма.

13. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).

    Осень
    Опустел скворечник, улетели птицы,
    Листьям на деревьях тоже не сидится.
    Целый день сегодня все летят, летят.
    Видно, тоже в Африку улететь хотят.
    (И. Токмакова)

Осень
Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, лужи у крыльца.
Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла.
(А. Плещеев)

14. Развитие логического мышления.

А) Учимся отгадывать загадки.

    Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?
    (Осенью)

Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья)

Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,
И бормочет и поет, убаюкивает?
(Дождь)

Б) Упражнение «Правильно — неправильно» на развитие понимания причинно-следственных связей.

    Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь, потому что я взял зонт.
    Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.

15. Развитие связной устной речи.

А) Учимся отвечать на вопросы полным, распространенным предложением.

    Какая погода осенью?
    Какой идет дождик осенью?
    Где завяли цветы?
    Листья опадают откуда?
    Какие птицы улетели? Куда?
    Что собрали колхозники.
Читайте также:  Какие есть подкормки для рыб

Б) Пересказ с опорой на вопросы.

    Осень.
    Солнце светит реже, стало прохладнее. Пасмурно, часто идут дожди. Дни становятся короче, ночи длиннее. Листья краснеют, желтеют, и начинается листопад. В садах и огородах собирают урожай фруктов и овощей. Перелетные птицы улетают в теплые края.

Сначала поговорить с ребенком о том, что в каждом рассказе есть зачин (первое предложение), основное содержание (2-7 предложений) и окончание (последнее предложение). Предложите ребенку в прочитанном рассказе найти зачин, основное содержание и конец.
Вопросы:
— Как светит солнце?
— Какие стали дни, а какие ночи?
— Что происходит с листьями?
— Что делают люди осенью в садах и на огородах?
— Куда улетают перелетные птицы?

16. Развитие мелкой моторки.
Нарисовать рисунок к рассказу «Осень». Желательно, чтобы ребенок сделал несколько рисунков (по одному рисунку на каждое предложение) и использовал эти рисунки для пересказа.

17. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова «Осень на пороге», «Кто куда».

18. Ознакомление с музыкальными произведениями.
Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):
А. Вивальди. Концерт «Осень» («Сбор урожая») из цикла «Времена года».
П. И. Чайковский «Осенняя песня (октябрь) из цикла «Времена года».
В. А. Моцарт «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».

19. Ознакомление с репродукциями картин.
Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.
М. Н. Воробьев. «Осенняя ночь в Петербурге».
В. Поленов «Золотая осень».

Комментарии к статьям
Развитие речи. Октябрь

Отлично. мы тоже так же занимаемся 07.10.2007, 22:05
лена

мне очень нравятся все занятия. Огромное вам спасибо. 10.10.2007, 10:17
Татьяна

Огромное спасибо за все занятия. 16.10.2007, 10:27
Линара

мне понравилось, а есть для детей 3х лет 17.10.2007, 19:45
Оксана Сергеевна

Ответ Линаре.
Есть материал для детей 3 лет,но он в стадии систематизации,более адаптирован для умственно отсталых детей. 18.10.2007, 20:22
Сергиевская Елена

Оксана, хочу поблагодарить Вас за домашние задания. Я работаю в детском садике и использую Ваш материал как дополнение к нашей программе по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. 05.10.2011, 17:56
Светлана

Хорошая работа. Много полезного. Спасибо. 28.11.2011, 19:23
Зульфия

Прекрасная копилка для начинающего логопеда! Спасибо.

Источник

Сценарий осеннего праздника в старшей группе

Татьяна Федосова
Сценарий осеннего праздника в старшей группе

Вход детей в зал.

Вновь осенняя пора ветром закружила.

Золотыми красками всех заворожила.

Улетают птицы вдаль, расставаться с ними жаль!

Но мы не будем унывать, мы будем петь и танцевать!

1. Наша осень хороша, запестрели улицы!

Мы гуляем не спеша, красотой любуемся!

2. Вот березки у дорог с желтыми листочками!

Клён фонарики зажег – машет огонёчками!

3. Листья – красные огни, все такие разные!

Очень яркие они, как шары на празднике!

4. Осень, красок не жалей, радуй ярким цветом!

Мы под музыку дождей – провожаем лето!

1. Быстро лето улетело

Перелётной птицей вдаль.

Осень чудно расстелила

2. Одарила гостья-осень

Моросящими дождями, Кузовком лесных грибов!

3. Осень, осень золотая,

Кто, скажи, тебе не рад?

Только осенью бывает

Это чудо – листопад!

4. Так давайте славить осень

Песней, пляской и игрой!

Будут радостными встречи.

Осень, это праздник твой!

Сели. Заходит художник

Художник: Здравствуйте, ребята, очень рад вас видеть. Вы знаете, я долго готовился к нашей встрече и заранее нарисовал картину — специально для вас.

Ведущий: Специально для нас?

Художник: Да. Вот она! (Разворачивает картину, на картине-не хватает цвета) Кто же это так нахулиганил?

Голос: Ха-ха-ха! Что думали, полюбоваться картиной? А вот и не выйдет! Не будет у вас праздника! Ха-ха-ха!

Ведущий: Что же нам делать, художник?

Художник: Не расстраивайтесь, сейчас возьмем краски, кисти и все восстановим (открывает краски, а красок — нет) А где же краски?

Голос: Ха-ха-ха! Думали я такой глупый, что оставлю вам краски? Я же сказал, что у вас ничего не выйдет, что праздника не будет!

Художник: Да кто ты такой?

Голос: Я — злой и коварный Кощей, я ненавижу краски, ненавижу красоту, ненавижу праздники, ненавижу добро, радость, друзей. …Все, разболтался я с вами, пока!

Художник: Подожди, подожди! Где же ты? Ответь нам! (прислушивается тишина) Ну не знаю, что делать, без красок у нас действительно ничего не получиться.

Ведущий: Подождите опускать руки. Ребята, вы согласны победить зло?

Художник: Конечно, согласны, но что мы сможем сделать?

Ведущий: Раз Кощей ненавидит все доброе и красивое, мы сможем победить его добротой и красотой и найдем твои краски.

Художник: А куда мы пойдем, и где будем искать краски?

Ведущий: Я думаю нам надо отправиться в осенний лес. Закрывайте глаза. Раз-два-три, сказка оживи.

1. Как славно осенью в лесу, какая красота!

То красный лист, то желтый лист – роняют деревца!

2. В лесу сейчас листвы пожар, игривый ветер носит

Природу, как бесценный дар, у лета принимает осень.

Таней осенних листочков.

Ведущий: Посмотрите, художник, такие краски нам нужны для картины

Художник: Да, это именно те краски, спасибо вам, ребята!

Ведущий: Сейчас мы пригласим …маму помочь оформить платье Осени

Читайте также:  Машины для основной обработки почвы реферат

1 взрослый и 1 ребенка приклеивают листья к платью.

Ведущий: А пока…они украшают платье Осени, мы с вами поиграем.

Игра: «Кто красивее сделает узор из листьев»

1. Как хорош ты, русский лес, тут и сосны до небес,

И березки, и дубы – и, конечно, есть грибы!

2. Гриб, грибок, полезай в кузовок!

Только, детки, не спешите, мухоморы не берите!

3. В лес осенний мы пойдем – песню весело споем!

Урожай в лесу поспел, все берут корзинки.

Что же будут собирать на лесных тропинках?

Что же будут собирать?

Вам придётся угадать:

1.- Я в красной шапочке расту среди корней осиновых –

Меня увидишь за версту, зовусь я (подосиновик).

2.- Я в лесу один стоял и никто меня не брал

,В красной шапке модной! Эх! Никуда не годный! (мухомор).

3.- Нет грибов дружней, чем эти, знают взрослые и дети! На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу! (опята).

4.- Ну, а этот гриб командовать привык –

Стоит на толстой ножке, недалеко от дорожки гриб …. (боровик)

Ведущая: «Грибная эстафета»

Ведущий: Приносит нам в подарок осень урожай всех фруктов и овощей; Помидоры, баклажаны, кабачки и сельдерей. Витаминами богатым будет стол у всех людей.

Дождик веселее землю поливай

Будет славным и богатым, будет щедрым урожай!

1. Дождик, дождик лей! Синих капель не жалей!

В дружном танце закружи, землю досыта пои!

2. Дождик, дождик лей! Нам с тобою веселей!

Не боимся сырости – только лучше вырасти!

Урожай собрали дружно, на столе большой поднос.

Отгадать загадки нужно, ну – ка,слушайте вопрос:

— Под кустом копнёшь немножко, выглянет на свет (картошка).

— Разве в огороде пусто, если там растёт (капуста).

— За ботву, как за верёвку можно вытащить …. (морковку).

— Не пугайтесь, если вдруг слезы лить заставит …. (лук).

— На грядке растут молодцы – зелёные …. (огурцы).

ДЕТИ: Солнце греет, дождик поливает, Овощи скорее растут и созревают В огороде –хоровод: пляшет овощной народ

Игра «Собери овощи в корзину», «Собери фрукты».

Ведущий: Замечательная картина!

Художник: Да, вы правы, только картина еще не окончена, каких же красок в ней не хватает?

Ведущий: Велика и необъятна наша русская земля

Урожаями богаты наши нивы и поля! У народа есть слова – «Хлеб всей жизни – голова!»Славится он первым на земле, Славиться он первым на столе

1. Проходит лето, жать пора – пшеница колосится,

И каждый колос налитой к земле готов склониться!

2. Рожь наливается зерном, тяжёлым урожайным.

И солнечным погожим днем в поля идут комбайны!

3. Грузовики спешат, гудят, везут с полей пшеницу.

Пшеничный урожай богат, мы можем им гордиться!

Хоровод: «Золотые колоски»

Игра Дети приклеивают зернышки к колоску.

У всех народов хлеб пользуется большим уважением. Хлеб почитали с древних времён и складывали о нем мудрые изречения:

— Не красна изба углами, а красна – пирогами.

— Был бы пирог – найдётся едок.

— Без теста пирога не испечешь!

Художник: Ну вот, наша картина закончена, Я оставлю ее вам на память о нашей встрече. А мне пора уходит. До свидания!

Ведущий: Вот и закончился наш праздник. Мы вместе с художником нарисовали картину, вспомнили стихи и песни об осени. А теперь пора прощаться.

Сценарий осеннего праздника для детей старшей группы «Чудо-дерево» Сценарий осеннего праздника для детей старших групп «Чудо-дерево» Цели: создать радостное, эмоционально-положительное настроение; обобщить.

Сценарий осеннего праздника для детей старшей группы «Будет пышный каравай» Автор: Верховцева Елена Валерьевна, воспитатель, МБДОУ детский сад №148, г. Ульяновск Действующие лица: взрослые – Ведущая, Лошадь; дети.

Сценарий осеннего праздника для детей старшей группы «Осеннее волшебство» Осенний праздник для детей старшей группы «ОСЕННЕЕ ВОЛШЕБСТВО» Декорации: Тематическое украшение зала Тазик Бумажные листики деревьев.

Сценарий осеннего музыкального праздника для детей старшей группы сказка «Белкин дом» МБДОУ детский сад № 32 «Березка» г. Нижний Новгород музыкальный руководитель 1 категории Андреева О. А. Сценарий осеннего праздника.

Сценарий осеннего праздника для старшей группы Сценарий осеннего праздника для старшей группы Реквизит: костюм Осени, костюм Айболита, костюм Деда Виноградинки, для сценки – овощи на.

Сценарий осеннего праздника для детей старшей группы Волшебный сундучок Осени. Сценарий для старшей группы. Взрослые: Дед, Баба, Осень, Ведущая. Дети: Внучка, Собачка Жучка, кошка, мышка,.

Сценарий осеннего праздника в старшей группе Сценарий осеннего праздника в старшей группе. Дети под музыку входят в зал, танцуют вальс с листиками. По окончании танца дети подкидывают.

Сценарий осеннего праздника в старшей группе «Путешествие в страну Огородию» Сценарий осеннего праздника «Путешествие в страну Огородию». (старш. гр.) Дети под музыку входят в зал. Ведущая: Какая красивая осень, Какой.

Сценарий осеннего праздника в старшей и подготовительной группе «Осенняя сказка» Сценарий осеннего праздника для детей старшего школьного возраста. Кружит листва в осеннем вальсе, Играют блики на стекле, Причудливым.

В осеннем лесу. Сценарий для проведения осеннего праздника в старшей группе » В ОСЕННЕМ ЛЕСУ » Зал празднично украшен в осеннем стиле. (Под музыку выходят три ребёнка и читают стихи.)- 1-й ребёнок: Пролетают.

Источник

Adblock
detector