Богиня Деметра. В древнегреческой мифологии богиня плодородия
Любое природное явление древнегреческая мифология преподносила как деятельность разнообразных божеств. Именно поэтому культурное наследие Греции сочетает в себе достаточно точные исторические сведения о происходящих в разные периоды событиях с набором мифов. Греческая богиня Деметра, олицетворявшая плодородие и покровительствующая хлебным колосьям, считалась одной из самых благодатных богинь. Также она являлась покровительницей законного брака. С этой героиней мифов связано множество историй, которые затрагивают такие аспекты жизни человека, как оседлая жизнь, смена времён года и справедливость по отношению ко всем земным существам.
Согласно легендам, Деметра первая из земных существ запрягла быка в плуг и вспахала поле. Затем она бросила в почву семена овса. Люди, наблюдавшие за действиями богини, были уверены, что зёрна сгниют в земле под проливными дождями. Но, вопреки их ожиданиям, над поверхностью вспаханного поля показались дружные проростки овса. Позже Деметра обучила людей, как ухаживать за посевами. Также она подарила людям такие растения, как финики, инжир и смоква.
Происхождение Деметры, её братья, мужья и дети
Греческая богиня плодородия, которой и являлась Деметра, по своему происхождению была дочерью бога Крона и богини Реи. Она была единственной дочерью в семье. Братья Аид, Зевс и Посейдон были совершенно не похожи на юную деву, которой изначально суждено было покровительствовать земледелию. Отношения между ними были не совсем обычные: Аида богиня Деметра откровенно не любила, к Посейдону вовсе была равнодушна. Единственным из братьев, удостоившимся её почтения, был Зевс.
Деметра, несмотря на своё божественное происхождение, тяготела к материнству и браку. Первым её супругом стал критский покровитель земледельцев Иасион. Брак между ними был заключён на трижды вспаханном поле. От Иасиона богиня Деметра родила Плутоса, который изначально олицетворял обильные урожаи. Чуть позже сына Деметры стали ассоциировать с богатствами, сокрытыми под землёй.
Плутос был не единственным ребёнком богини плодородия. Вступление в брак с Зевсом, единокровным братом Дметеры, принесло ей великую радость – она стала матерью прекрасной дочери, которой было даровано имя Персефона. Согласно мифам, богиня Деметра очень любила дочь, оберегала её от всяческих волнений и бед. Персефона отвечала матери нежностью, она искренне боготворила природу и всё, что рождала земля.
О сыне Деметры из мифов известно немногое, а вот дочери богини древние сказители уделили много внимания. Одну из самых масштабных историй, объясняющих причину смены времён года, описывает миф о Деметре и Персефоне. Именно он был изложен Гомером в виде гимна.
Миф о похищении Персефоны
Как гласит история, Зевс обещал отдать Персефону в жены Плутону. Во время прогулки юной богини бог царства теней забирает её. Богиня Деметра услышала зов о помощи, кинулась в поле, но Персефоны уже не было. Дни и ночи в полном отчаянии металась она по всему свету, но дочери так и не нашла. Ночами она разжигала факелы на Этне (видимо, именно этим событием писатель объяснил одно из извержений вулкана). Лишь спустя девять дней Гелиос рассказал ей, кто похитил Персефону, а также о том, что всё это произошло с разрешения Зевса.
Богиня плодородия впадает в великое горе и одевается в траурные одежды. В порыве гнева Деметра заявляет, что заботиться о плодородии земель она больше не будет. Начался голод, который продолжался несколько месяцев. Земля не родила ни одного колоса, люди страдали без хлеба и фруктов. Но вернуть Персефону нельзя, ведь между ней и Плутоном уже заключён брак.
Видя, что всё это может обернуться тысячами жертв, Зевс принимает решение, что дочь Деметры будет находиться с матерью 9 месяцев в году, а остальное время проводить с мужем. С тех пор с возвращением дочери богини плодородия земля начинает цвести. Люди выращивают хлеб и овощи. А когда Персефона возвращается к Плутону, богиня плодородия и земледелия Деметра облачается в траур, наступает зима. Так в мифах объясняется смена времён года. Лишь в более поздний период создаются произведения, затрагивающие тему личных переживаний и мотивов самой Деметры, Зевса и Персефоны.
Деметра в литературных произведениях Европы
Но не только в произведениях древних мастеров слова упоминаются эти древнегреческие богини. О Персефоне и Деметре написано множество стихотворных произведений. Например, известный европейский поэт Шиллер написал содержательную поэму «Элевсинский праздник». Теннисон пересказал миф о Персефоне и Деметре понятным средневековым европейцам языком в достаточно большом произведении «Деметра и Персефона». Обеим этим богиням посвящено немало опер, оперетт и даже обычных песен. Наиболее известна из них опера Йоммелли «Деметра умиротворённая».
Деметра дарующая и карающая
Как известно, древнегреческие боги и богини могли не только одаривать человечество знаниями, умениями или какими-то благами. За непотребное поведение любой из них мог покарать провинившегося перед богами человека. Несмотря на добрый нрав и заботу о людях, богиня плодородия упоминается в мифах, рассказывающих о наказании людей за жестокосердие, предательство и жадность. Вспомнить хотя бы историю Эрисихтона, которого она наказала за жадность и неуважение к богам. Наказала жестоко, но он того действительно заслужил, так как сердце его было чёрствым, как прошлогодняя краюшка хлеба.
Здесь хотелось бы вспомнить две легенды, в которых описывается период, когда древнегреческие богини Деметра и Персефона были разлучены.
История о Деметре и Триптолеме
В дни странствий по миру в поисках Персефоны Деметра, измученная и голодная, вошла в Элвисин. Её радушно принял тамошний царь, именуемый Келеем. Маленький царевич Триптолем был болен, и супруга царя не отходила от его колыбели. В благодарность за еду и кров покровительница земледелия исцеляет младенца от хвори.
Проживая какое-то время в Элвисине и наблюдая за маленьким Триптолемом, Деметра начинает испытывать к нему материнскую любовь. Желая наградить его бессмертием, она кладёт его в огонь, чтобы очистить тело и душу мальчика от земных грехов. Но ритуал не был доведён до конца, так как мать царевича, испугавшись за сына, извлекла его из пламени. Тем не менее Деметра наделила Триптолема божественным началом.
С тех пор юноша разъезжал по всей земле, обучая людей искусству земледелия. Позже его назовут покровителем землепашцев. Храм в его честь будет отстроен вблизи храма Деметры в Элвисине. Таким образом, богиня действительно сделала его имя бессмертным.
Наказание Эрисихтона
Несколько иначе обстоят дела в мифе о Деметре и Эрисихтоне. В дни скитаний, когда Персефона пребывала в царстве Плутона, богиня плодородия и земледелия отдыхала в тени священной рощи, посаженной в честь неё. Эрисихтон, уверенный в своей безнаказанности, хотел вырубить деревья для постройки дворца. Деметра попыталась воззвать к совести мужчины, но он замахнулся на неё топором и приказал освободить дорогу для его рабов.
Разгневавшись на такое неуважение к её божественной персоне, богиня Деметра наложила на Эрисихтона заклятие вечного голода. С того момента жадный мужчина не выходит из-за стола, поедая все припасы в доме. Вскоре они закончились, и Эрисихтону пришлось продавать всё своё имущество, чтобы купить еды и утолить нестерпимый голод. Так он становится нищим. Но голод не утихает, и Эрисихтон принимает решение продать свою дочь в рабство. Обезумевшая от горя девушка сбегает от своих хозяев. Раз за разом возвращается она в отчий дом, но отец снова продаёт её. В конце концов Эрисихтон съедает самого себя. Так Деметра наказала его за жадность.
Элвисинские мистерии: праздники, посвящённые богине плодородия
Как и другие древнегреческие боги и богини, Деметра была почитаема у простого народа и знати. В честь неё устраивались праздники, на которых прославлялись её доброта и щедрость. Изначально в мероприятиях принимали участие только жители Элвисина. Спустя несколько десятилетий культ богини земледелия и плодородия распространился по всей Древней Греции, и в городок стали съезжаться люди со всей территории государства.
Позже праздник Деметры отмечали в храме богини в Афинах в два этапа: весной проходили Малые Элфисины, посвящённые началу весны, а осенью – Великие Элфисины, длящиеся 9 дней и ночей. В первый день празднества приносились жертвы Деметре, жители Греции совершали омовения и очищение ритуалами. Обязательным условием празднования был пост. Затем в течение 5 дней было принято проходить большой красочной процессией от храма к морю. Также проводились атлетические соревнования.
На шестые сутки торжества организовывалось массовое шествие из Афин в Элевсин. Участники праздника облачались в нарядные одежды, их головы украшали миртовые венки. В руках люди несли факелы и земледельческие орудия труда. По дороге процессия часто останавливалась. Молодые девушки исполняли ритуальные танцы, а юноши состязались в ловкости и силе.
В Элвисине с наступлением ночи разыгрывали очень реалистичное представление по мотивам мифа о похищении Персефоны. Плач и стоны обезумевшей от горя Деметры изображали звуки, воспроизводимые с помощью медных духовых инструментов. Из темноты то и дело доносились неясные голоса и шорохи. Зрителей этого действа охватывал мистический ужас. Возвращение Персефоны к Деметре влекло за собой сполохи света от многочисленных лампад и факелов, радостные песнопения и танцы.
Помощники Деметры
Деметра, хоть и была покровительницей земледелия и плодородия, по верованиям греков не могла уследить за порядком на всей территории Древней Греции. Поэтому она обзавелась своеобразными помощниками в различных отраслях земледелия. Древнегреческая мифология рассказывает о нескольких божествах, олицетворяющих собой растительный мир. Так как они считались второстепенными и зачастую имели человеческое происхождение, имена их редко упоминались в литературных источниках. Зато сохранились барельефы и фрески, изображающие Деметру со свитой.
Предполагают, что все они являлись духами лесов, полей, цветов и деревьев. Именно они помогали богине плодородия слышать «шёпот земли», а также доносили до неё мольбы земледельцев об урожае или просьбы о помощи.
Скульптуры и другие изображения богини плодородия
К сожалению, в настоящий момент практически нет подлинных изображений Деметры, созданных во времена Древней Греции. Сегодня скульптурные изображения этой богини древнегреческой мифологии достаточно часто являются подделкой или изображением совсем других божеств или представительниц знатных родов. Археологи идентифицируют части статуй Деметры по таким признакам, как наличие на голове венка из колосьев, а также по поросёнку и корзине, наполненной колосьями и плодами, в руках. Нередко скульптурные или фресочные древнегреческие боги и богини выдаются за Деметру только потому, что в их руках или на одеждах изображён цветок мака.
Как бы странно это ни прозвучало, но подлинные изображения богини плодородия из Древней Греции легче всего найти на старинных монетах, фресках в погибшем городе Помпее, а также в склепах близ города Керчь в Крыму.
Боги плодородия в культуре других стран
Не только древнегреческие богини следили за порядком в растительном мире и помогали людям освоить все тонкости обработки почвы и выращивания культур. Примером тому могут послужить божества из римской мифологии, которые по своим характеристикам мало чем отличаются от древнегреческих богов. Полным аналогом Деметры в этой культуре считается Церера. Она, так же как и греческая покровительница земледелия, впервые вспахала полоску земли и показала, как нужно сажать семена и ухаживать за растениями.
Так же как и у Деметры, у Цереры было несколько богов-помощников, которые отвечали за отдельные стихии и растения. Например, Флора была покровительницей цветов. Изображалась она в венке и с пышным букетом в руках. Её изображения сохранились в Геркулануме, а также в Капитолии и Риме.
Леса и поля в понимании римлян находились под покровительством Сильвана. Также он считался защитником садов и пашен. Изображения Сильвана сохранились частично, но из них ясно, что изображали его с серпом в одной руке и ветвью дерева в другой. Поклонялись этому богу и ремесленники, занимающиеся деревообработкой.
Фруктовые сады Древнего Рима находились под покровительством сразу двух богов – Вертумна и Помоны, которые приходились друг другу супругами. Вертумн, бог овощей и фруктов (то есть плодов), изображался как статный мужчина с окладистой бородой, держащий в руках рог изобилия. Изображений Помоны, богини фруктовых садов, не сохранились, однако её можно увидеть на созданных в 18 веке барельефах в окружении других богов Древнего Рима.
Источник
Деметра – почему любимая греками богиня была несчастной?
Для древних греков каждый из их богов был великим покровителем, ведь могущественные олимпийцы благоволили ремесленникам и мореплавателям, крестьянам и воинам. Но далеко не каждая богиня могла сравниться с Деметрой, почитание которой существовало во всех регионах Греции.
Она символизировала силы плодородия, могущество земли, что одаривала урожаем человека, а значит, давала ему средства к существованию. Несмотря на всеобщую любовь, Деметру сложно назвать счастливой богиней. О страданиях богине и её великой потере сложено немало мифов. Какой была щедрая Деметра, и почему однажды она едва не обрекла людей на голодную смерть?
Деметра – великая богиня-мать
Культ Деметры напрямую связан с древнейшими верованиями человечества. Почитание Великой Матери, богини, дающей жизнь, кормилицы-земли был распространён ещё в доисторическую эпоху. В мировоззрении греков эта священная сила обрела вполне конкретные черты, превратившись в прекрасную и могущественную покровительницу сил земли Деметру.
Родителями богини считаются титаны Кронос и Рея, а её родным братом был сам Зевс. Как часто бывает в мифах, Громовержец полюбил свою сестру, несмотря на наличие собственно законной супруги. От этого союза у Деметры родилась дочь, нежная красавица Персефона, что стала богиней весны и расцвета.
Деметра – щедрая богиня плодородия в Древней Греции
Как же выглядела Деметра? На древних скульптурах она чаще всего показана молодой женщиной с мягкими чертами лица. Доброта и нежность буквально ощущаются в её облике. Нередко она держит в руке несколько колосьев, что символизирует связь богини с земледелием.
Над головой Деметры сияет “нимб” – обруч, созданный из ослепительного золота, что напоминает солнце. Священным цветком Деметры считался мак. С его помощью она смогла вылечить сына Келея от бессонницы.
Самое известное предание о богине
Мне не раз встречались и другие изображения богини. Пожилая, измученная женщина с измождённым лицом, она в мольбе простирает руки к небу. Да, это тоже Деметра, и один из самых известных мифов рассказывает о том, почему с богиней произошла подобная перемена.
Как уже было сказано, любимой дочерью богини стала милая Персефона, что приносила радость своей матери, а та, в свою очередь, одаривала людей дарами земли. Позврослевшую Персефону однажды увидел бог подземного царства Аид, который схватил девушку и увёз её в мрачное царство, сделав свою женой.
Деметра познала горечь потери дочери
Девять долгих дней несчастная Деметра, обезумев от горя, искала свою дочь. К счастью, она встретилась с солнечным Гелиосом, что рассказал ей о похищении. Лишь он видел, что произошло с Персефоной.
Тогда Деметра решила оставить свои обязанности. Земля перестала давать жизнь растениям, постепенно превращаясь в безжизненную пустыню. Больше не стоило ждать людям милости несчастной богини. Народы мира, понимая, что обречены на гибель, взмолились великому Зевсу, попросив его помочь им.
Громовержец узнал всё от своей сестры, однако на тот момент Персефона уже была законной супругой Аида, а потому не могла принадлежать одной лишь матери. На совете богов было принято следующее: дочь будет навещать Деметру три четверти года, а оставшееся время поводить во владениях мужа. Именно поэтому времена года сменяют друг друга.
В конце осени Деметра скорбит, расставаясь с дочерью, а потому земля замерзает. А вот по весне новая жизнь вновь пробуждается в мире, ведь Деметра встречает родную Персефону.
Деметра – любящая мать и карающая сила
Многие мифы о Деметре связаны с периодом поисков Персефоны. Эти предания открывают нам особенности взаимоотношений богини с другими олимпийцами или мифическими существами.
Например, сказание о сиренах говорит, что изначально они были вовсе не чудовищами, а девушками с прекрасными голосами. Именно в компании сирен Персефона гуляла во время своего похищения.
Узнав о том, что подруги-волшебницы не смогли защитить её дочь, Деметра в гневе обратила их в полуженщин-полуптиц. В “Одиссее” Гомера рассказывается о злости сирен, что завлекали своим пением странников, а затем терзали их до смерти.
Предания рассказывают, что Деметра путешествовала по миру в облике смертной женщины. Когда она прибыла в Элевсину, местный царь радушно принял её, не зная о том, что перед ним – богиня. Деметра заметила, что юный царевич болен и, чтобы излечить малыша, напила его своим грудным молоком.
Младенец не только мгновенно выздоровел, но и стал взрослым. Благодаря Деметре юный Триптолем узнал об искусстве сельского хозяйства. Позднее он отправился на крылатой колеснице по всей Греции, чтобы рассказать народу о знаниях, переданных ему богиней.
Скульптура Деметры в Лувре
Иногда Деметра демонстрирует свой грозный нрав по отношению к тем, кто нарушил вечные законы. Фессалийский правитель Эризихтон однажды приказал вырубить всю священную рощу, принадлежащую богине.
Его слуги выполнили приказ, однако побоялись тронуть вековой дуб, что был посвящён самой Деметре. Тогда Эризихтон схватил топор и лично срубил дерево, с каждым ударом убивая нимфу, что находилась внутри дуба. Рассерженная Деметра не могла простить такого. Она вселила Лимосу, богиню голода, в тело царя. Чем больше он ел – тем более голодным себя чувствовал. В итоге Эризихтон съел самого себя.
Почитание Деметры было связано с Элевсинскими мистериями, что проводились в Древней Греции. Эллины старались отразить историю жизни богини, её страдания из-за потери дочери и радость ежегодной встречи с Персефоной. Для греков Деметра была не просто великой богиней, но и той, что понимала нужды народа, одной из самых “человечных” представительниц Олимпа.
Источник