Farming
Земледелие — наиболее надёжный способ производства пищи в игре. На картах, изобилующих кустарниками, животными или водоплавающими, собирание растений, охота или рыбалка могут дать много еды, однако эти способы часто являются несостоятельными перед растущими потребностями крупной крепости. Земледелие же является наиболее эффективным, надёжным и легко расширяемым способом производства еды, а после её приготовления — компактных, но ценных товаров. Растения также являются единственным сырьём при производстве алкоголя и красителей, которые тоже можно продавать. Из некоторых растений можно делать нити и ткани.
Содержание
Выбор территории для посевов
Нельзя сажать семена прямо на голом каменном полу, только на грязи или почве. Проще всего найти мягкую плодородную почву, которая в изобилии встречается на поверхности (за исключением, пожалуй, чисто скальных местностей). Если плодородная почва отсутствует, то придётся создавать систему орошения, которая даже на голой скале позволит создать грязь, в которую можно будет высаживать семена.
На земле или под землёй?
В зависимости от типа растений которые вы собираетесь выращивать, вам придётся создавать наземные или подземные фермы. В начале игры вам будут доступны только семена растений выращиваемых под землёй, но семена наземных растений можно будет набрать на дикорастущих кустах. Также семена можно будет купить у торговых караванов.
Возделываемые поля могут быть только полностью наземными, либо полностью подземными. Возможно создание и смешанных типов полей, но это неэффективно, потому что, семенами будет засеваться всё поле, а не только его подходящие участки, а значит часть посева будет просто пропадать.
Теплицы
Существует способ выращивания наземных растений внутри помещений — это строительство теплиц. Выкопайте канал в виде квадратной области территории, или воспользуйтесь осушенным прудом. Далее постройте настил из стеклянных блоков (как это ни странно, для этой цели подходит и обычный камень, и дерево), такой настил будет пропускать солнечный свет, но не врагов. Теперь вы можете выращивать наземные растения как бы под землёй. ВНИМАНИЕ, сперва надо выкопать котлован под теплицу, а затем построить настил. Теплица не будет работать если вы сперва сделаете настил, а потом выкопаете под ним шахту.
Если стеклянные блоки недоступны, то можно выкопать канал шириной не более чем 2 клетки и закрыть его горизонтальной решёткой .
Задание полей
Если вы собираетесь заняться земледелием, сперва вам придётся приказать своему фермеру создать поле, как бы вспахать его.
Нажмите кнопку b , чтобы попасть в меню постройки, а затем кнопку p , чтобы приказать создать поле. С помощью кнопок u , k , m и h задайте размеры поля. Затем нажмите Enter для подтверждения.
Какого же размера поле создать? Удивительно, но поля размером 5х5 клеток вполне хватит, чтобы пережить первую зиму, даже если вы будете заниматься пивоварением. Если в комнате есть неубранные каменные глыбы, оставьте немного места не определённого под поле. Дело в том, что фермеры стараются убрать глыбы и оттаскивают их к дверям, иногда блокируя их в открытом состоянии, что может иметь тяжёлые последствия в виде наводнения при орошении комнаты.
Поле размером 10х20 и несколько дварфов-фермеров вполне способны обеспечить пищей 200 других дварфов.
Посев
Как только дварфы вспахали землю под поля, наступает время посева. Нажмите q и наведите курсор на поле, чтобы попасть в меню, где можно будет выбрать тип посевных семян. Всё остальное фермеры сделают сами. Заметьте, что фермеры не будут работать на поле круглый год, без соответствующего приказа, а значит с помощью кнопок a , b , c и d вы должны будете определить тип посевных семян для каждого сезона.
Год спустя вы, возможно, захотите сконцентрировать сельское хозяйство на выращивании наземных ягод, или быстрорастущих подземных грибов толстошлемников (Plump Helmet), так как из них можно варить алкоголь, а также есть сырыми или приготовленными. Карьерники (Quarry bush), пещерная пшеница (Cave Wheat) и сладкий горошек (Sweet pod) необходимо готовить на кухне, прежде чем есть, и выращиваются они дольше. Свинохвост (Pig tail) и ямные чашечки (Dimple cup) служат сырьём для производства тканей и красителей, а значит можно не торопиться с их выращиванием. Кстати, ямные чашечки — единственное подземное растение, которое непригодно в пищу ни в сыром, ни в варёном виде, зато их семена можно готовить. Разнообразное питание улучшает качество пищи, а карьерники и ямные чашечки увеличивают калорийность пищи в 5 раз. Кроме того, не забывайте о необходимости удовлетворять личные вкусы каждого дварфа, так что рано или поздно вам придётся выращивать все типы посевных культур.
Способ добычи семян ягод таков: нужно отправить дварфа с навыком herbalist собирать растения на поверхности, затем сварить алкоголь из полученных ягод. В качестве отходов останутся семена. Другим способом их получения является покупка у торговых караванов.
В случае, если ваши кладовые переполнены, можно поставить поле «под пар» с помощью кнопки z в меню настроек поля. Если у вас есть поташ, поле можно удобрить, чтобы увеличить его плодородие.
Увеличение плодородия
Площадь поля | Поташ | На единицу площади |
---|---|---|
1 | 1 | 1.000 |
2 | 1 | 0.500 |
3 | 1 | 0.333 |
4 | 2 | 0.500 |
5 | 2 | 0.400 |
6 | 2 | 0.333 |
7 | 2 | 0.286 |
8 | 3 | 0.375 |
11 | 3 | 0.272 |
15 | 4 | 0.266 |
27 | 7 | 0.259 |
35 | 9 | 0.257 |
63 | 16 | 0.254 |
Любой посев может дать больший или меньший урожай, или не дать урожая вовсе (если фермеры не опытны). Более высокий урожай выгоден с точки зрения дальнейшей его переработки. Рабочие всегда работают сразу с «грудой» за раз. Например, если у пивовара есть груда сладких стручков (5 штук), он сварит из неё 25 единиц дварфийского рома и нальёт в одну бочку.
Урожайность с каждого семени зависит от умения фермера, удобренности поля(Fertilization) и случайного фактора.
- Умение: при расчёте урожая принимается во внимание только умение Grower фермера сажавшего семя. Растения, посаженные неумелыми фермерами чаще всего дают 1 единицу урожая, а иногда и совсем не приносят урожая. Легендарные фермеры могут сажать растения, приносящие по 5 (изредка даже 6) единиц урожая.
- Удобренность: удобренность повышает урожайность на 1-3 единицы. Удобрение производится поташем, количество которого зависит от размера поля. Опытные фермеры могут получать с одной клети удобренного поля до 9 растений. Игра проверяет удобренность поля в тот момент, когда растение созревает. Таким образом, наличие удобрений во время посадки или роста не играет никакой роли.
Кол-во требуемого поташа вычисляется по формуле (площадь поля / 4) + 1, округлённой в меньшую сторону. Из этого следует, что поля с площадью, кратной 4, будут наименее выгодны с позиции расхода удобрений, а поля с площадью (4n-1), такие как 1х3, 1х7, 3х5, 5х7 или 7х9 — наиболее выгодны.
Сбор урожая
Спустя несколько недель после посадки вырастает урожай. Урожай должен быть убран в течение нескольких недель, иначе он пропадёт. По умолчанию в сборе урожая участвуют все дварфы, включая детей и даже знать. Это хорошо, поскольку гарантирует, что урожай не останется неубранным, но плохо из-за того, что дварфы бросают свою основную работу и проделывают длинный путь только для того, чтобы собрать одно единственное зёрнышко. Кроме того, это снижает количество опыта, получаемого фермерами.
Уборка урожая способствует росту умения выращивание. Из-за этого незанятые дварфы получают начальные навыки выращивания практически автоматически. Количество собранных семян зависит только от навыков сажавшего семена, и не зависит от навыков собирающего.
Если хотите, можно запретить всем дварфам без исключения участвовать в сборе урожая. Делается это с помощью пункта меню «All dwarves harvest», вызываемого кнопкой o . В этом случае на уборку урожая отправятся только те дварфы, в списке выполняемых работ которых стоит «Farming (Fields)». Недостатком этого будет то, что дварфы часто решают заняться посадкой новых семян вместо уборки старых, поэтому часть урожая может пропасть. После сбора урожая дварфы начнут таскать его в ближайшую кладовую. Если через то же меню, вызываемое кнопкой o , выставить опцию «Dwarves ignore food», то дварфы оставят собранный урожай на земле. Если урожай не попадёт в кладовую в течение нескольких недель, то он пропадёт.
Предупреждения
Транспортировка еды
Если вы создали огромную ферму и наладили её посев и обработку, то вам понадобится много носильщиков пищи для того, чтобы урожай, произведённый на ферме, стал доступным для еды. Это связано с тем, что в текущей версии игры предметы, помеченные незавершёнными заданиями (включая «Перенести на Склад» и «Положить в Бочку»), недоступны для какого-либо другого использования, например, для съедания. Вся крепость может голодать, так как дварфы будут ждать, пока кто-нибудь перенесёт еду.
Один из способов решения этой проблемы (по крайней мере для трудных сезонов) состоит в том, чтобы отключить транспортировку камней и дерева через меню основных приказов o . Таким образом, большая часть работы исчезнет из очереди задач, и там останутся только работы типа «Положить в Бочку». Также можно увеличить число носильщиков пищи.
Хранение
Трудно следить за многочисленными бочками с едой и выпивкой, мешками семян и обработанной пищи. С этим можно бороться при помощи приготовления еды, чтобы собрать её в большие кучи, которые не будут портиться, находясь не в бочке. В меню p вы можете зарезервировать несколько пустых бочек, которые запрещено будет использовать для хранения пищи. Эти бочки будут использоваться только для производства алкоголя и сиропа. Листья, сахар и мука несъедобны — чтобы использовать их и освободить их мешки, вы должны их приготовить. Вы также можете приготовить лишние семена (не более 4 за раз), чтобы освободить мешки которые они занимают. Удостоверьтесь, что вы не готовите последние посевные зёрна!
Источник
Farm plot
Поле — это строение, позволяющее дварфам (dwarves) выращивать растения (plant) из семян (seed). Растения можно затем использовать в качестве еды (food) или для изготовления алкоголя (alcohol) или растительных тканей. Для большой крепости поля являются самым компактным способом производства еды. На начальных этапах крепости могут существовать за счёт обирания кустов (bush) собирателями трав (herbalist) или охотясь, но этого недостаточно для содержания большого населения. (Заметьте что из растений, собранных травниками можно добыть семена, необходимые для организации выращивания наземных растений)
На полях, созданных снаружи позволяют выращивать сельскохозяйственные культуры, отличные от тех, что могут быть выращены внутри пещеры. В зависимости от места постройки поля можно разделить на наземные и подземные.
Условия выращивания определённых растений описаны в списке сельскохозяйственных культур.
Содержание
Создание поля
Для создания поля требуется подходящее место и дварф со включенной работой «Выращивание (на полях)» («farming (fields)»).
- Предварительно, в том случае, если планируемый участок расположен на голом камне, а не на почве (или песке), место под поле необходимо покрыть грязью (mud) посредством орошения (irrigation).
Чтобы создать поле, войдите в меню стройки ( b uild) и выберите поле ( p lots). Используйте кнопки u , k , m и h для задания размеров поля. Когда нужный размер и положение выбраны, нажмите Enter для создания поля. Свободный дварф с работой Выращивание (на полях) (farming (fields)) придёт на место и начнёт расчищать его от всего, что мешает вспахать поле.
Выращивание растений
Предлагаемый размер
Поле размером 10х20 клеток вкупе с несколькими фермерами, занимающимися исключительно выращиванием, способно прокормить крепость с двумя сотнями дварфов. Для содержания меньших крепостей хватит гораздо меньших полей, а если вы добываете еду также собирательством (plant gathering), охотой (hunting), рыбалкой (fishing) или торговлей (trading) то их можно уменьшить до полного исчезновения.
Старайтесь оставлять немного лишнего места в подземных (underground) комнатах с полями для складирования камней. Камни, оставленные в дверных проёмах не позволят дверям закрываться, что может привести к затоплению в случае, если вы пользуетесь орошаемыми полями (irrigation).
Для экономии времени фермеров стоит рядом с полем создать специализированный склад семян.
Предупреждение
Если вы создадите поле, находящееся большей частью, но не полностью под землёй, поле будет обозначено как подземное, но при этом будет абсолютно бесполезно. Об этом нет предупреждений в игре и это может выглядеть как будто фермеры просто ленятся. Если они перестали работать, проверьте, не прокопали ли вы канал над своим полем. Такое может произойти также если поле находится большей частью на поверхности/снаружи (above ground/outside), но хотя бы одной клеткой находится под землёй (underground/dark). Заметить неладное достаточно просто: в списке доступных для посадки семян появятся абсолютно нехарактерные для данного типа поля культуры (например, клубника для подземной фермы или свинохвост для поверхности) Требует проверки
Источник
Гид по кнопкам управления
Это гайд по кнопкам интерфейса режима крепости для начинающих. Предполагается использование стандартных сочетаний клавиш.
Начинающим рекомендуется ознакомиться с подменю View Unit — Preferences — Labor , меню Query buildings , Designate и Build .
Содержание
Меню просмотра
Здесь расположены четыре меню, дающие больше информации о карте и существах, ее населяющих. Если появляется желтый курсор в форме буквы X, значит вы можете двигать его по карте, используя клавиши со стрелками или цифровой блок, чтобы получить информацию о клетке под курсором.
Look Around (Осмореть), k
Команда loo k показывает отдельные клетки карты и список того, что на них находится. Меню показывает существ, объекты, строения, клетки карты (именно в этом порядке). Используйте клавиши + — , чтобы перемещаться между этими вещами, нажмите Enter чтобы получить подробную информацию.
Из этого меню вы также можете пометить вещь как запрещенную, мусор, или на переплавку, если это дозволено (например, вы не можете отправить батон хлеба на переплавку).
View Units(Посмотреть юнитов), v
Команда v iew дает подробную информацию о существах: дварфах, животных, гоблинах и т. д. Вам не обязательно помещать курсор прямо на существо — информация дается о ближайшем. Если на одинаковом расстоянии от курсора находятся несколько существ (обычно занимают одну клетку), используйте клавишу v для циклического переключения между ними.
У команды несколько режимов просмотра:
- g eneral — имя, чем занят, список умений.
- i nventory — показывает все, что есть на существе: одетые вещи, переносимые предметы, а также различные «следы» на теле — вода, кровь, грязь и т. п.
- p references — содержит два подменю:
- l abor — Показывает какими видами работ дварф может заниматься. Очень важно для управления их поведением.
- e Work Animals — Назначить этому дварфу тренированное животное.
- w ounds — Показывает здоровье существа. Белый — значит часть тела в полном порядке. Эффекты, такие как «Thirsty» и «Unconscious» перечислены здесь же.
- z View Profile — Просмотр профиля дварфа. Здесь вы можете узнать его мысли и предпочтения, его отношения, а также дать ему другое прозвище или название профессии.
Query Rooms/Buildings (Запрос комнат/строений), q
Команда q uery позволяет s uspend постройку комнаты или объекта, пометить его на r emoval , или взаимодействовать с его функционалом.
- Используя эту команду на мастерской вы можете менять задачи, над которыми она работает, установить какую-то задачу на повтор или приостановить ее выполнение, изменить список дварфов, которые могут работать в этой мастерской.
- Используя эту команду на мебели вы можете разметить комнату вокруг нее (например, сделать вокруг кроватиспальню, из стула — офис и т. д.). В зависимости от типа фурнитуры могут быть дополнительные опции (дверь можно запереть, гроб может быть настроен на захоронение животных или только дварфов).
- Вы можете отдать комнату конкретному дварфу во владение.
- Используя эту команду на грядке вы можете определить какие растения следует туда сажать.
- Используя эту команду на складе вы можете определить типы объектов, которые можно хранить на нем, как много бочек можно использовать и т. д.
View items in buildings(Посмотреть предметы в строениях), t
Команда i t ems используется для просмотра предметов, находящихся внутри постройки, такой как мастерская, торговая площадь, или ловушка.
Приказы дварфам
Эти команды влияют на действия ваших дварфов.
Build (Строить), b
Используйте эту команду, чтобы строить ( b uild) комнаты, ставить мебель, размечать грядки и тому подобное. Если список слишком длинный, его можно листать клавишами + / — . Здесь есть несколько подменю:
Designate (Указания), d
- d Mine — помечает природную стену на раскопку.
- h Channel — помечает природные стены или полы для канала вниз. В результате получается рампа уровнем ниже шахтера.
- z Remove Upstairs/Ramps — помечает лестницы и рампы на удаление.
- u Upward Stairway — дает задание на рытье лестничного пролета вверх в природной стене.
- j Downward Stairway — дает задание вырыть лестничный пролет вниз, в натуральную стену или пол.
- i Up/Down Stairway — дает задание вырыть двустороннюю лестницу в стене или полу.
- r Upward Ramp — выкопать рампу в стене.
- t Chop Down Trees — помечает деревья на вырубку
- p Gather Plants — помечает растения для сбора плодов/семян.
- s Smooth Stone — помечает стену или пол для того, чтобы гравировщик сгладил их. Это нужно сделать, прежде чем наносить на них гравировку или вырезать бойницы.
- e Engrave Stone — помечает гладкую стену или пол для гравировки на ней картины.
- a Carve Fortifications — помечает гладкие стены для того, чтобы вырезать в них бойницы.
- V Toggle Engravings — Включить/выключить отображение гравировок на стенах/полах.
- x Remove Designation — Отменить какое либо указание, данное из этого меню
- n Remove Constructions — пометить конструкцию на снос
- b Set Building/Item Properties — используется для применения следующих параметров к целым областям:
- c Claim Items/Buildings
- f Forbid Items/Buildings
- m Melt
- M Remove Melt
- d Dump
- D Remove Dump
- h Hide Items/Buildings
- H Unhide Items/Buildings
- o Set Traffic Areas — Определить приоритеты движения дварфов
Stockpile (Склад), p
p Используется для создания складов.
- a Animal
- u Furniture Storage
- y Corpses
- s Stone
- e Gem
- h Cloth
- z Ammo
- g Finished Goods
- p Weapons
- f Food
- w Wood
- b Bar/Block
- l Leather
- n Coins
- d Armor
Zones (зоны), i
i Размечает зоны для питьевой воды, рыбалки, мусора, пастбища, ямы/пруда , сбора песка, глины, зала встреч, госпиталя, зоны тренировки животных. Это интерфейс работает не как интерфейс указаний и складов, а наоборот: сначала вы метите прямоугольную площадь, затем определяете ее назначение.
Squads (отряды), s
s Используется для контроля военных отрядов. Имеет следующие опции:
- k Attack — Выбранный сквад атакует выбранного врага.
- m Move — выбранный отряд будет дежурить на выбранном вами месте.
- o Cancel orders — отменяет два приказа выше.
- z Center on Squad — центрирует экран на лидере отряда.
- s View Schedule — показывает экран расписания военных
- t Sched — переключает между всеми доступными заданиями
- p Select Individuals — позволяет вам отдавать индивидуальные приказы конкретным солдатам.
Burrows (норы), w
w Открывает меню нор:
- a Add — создать новую нору.
- d Delete — удалить выбранную нору.
- Enter Define this Burrow — настроить выбранную нору.
- n Name burrow — дать норе имя.
- c Change symbol selector — используется в сочетании с — + для того, чтобы настроить символ и цвет, которым будет показываться нора.
- Enter Start Rectangle — используйте клавиатуру для определения площади зоны
- b Mouse brush — переключить размер «кисточки» рисования (стирания) мышкой площади норы. Полезно, чтобы использовать мышь для рисования больших нор сложной формы.
- r Currently painting/erasing — переключение между режимом рисования норы и режимом её стирания.
- z Center on burrow — перемещает экран к центру норы.
- c Add citizens to burrow — показывает лист всего вашего населения. Нажимайте Enter для добавления дварфов в нору.
- z Center on burrow — перемещает экран к центру норы.
Notes (заметки), N
w Показывает меню заметок. Одно из основных применений — настройка маршрутов патрулирования для ваших военных. Вам нужно поместить несколько точек и создать новый маршрут, потом добавить в него эти точки, после чего они станут путевыми.
- p Place — создает новую точку под курсором
- d Delete — удаляет выбранную точку.
- n Name — дает точке имя.
- c Change symbol selector — используется в сочетании с — + для того, чтобы настроить символ и цвет, которым будет показываться новая точка.
- s Adopt selected symbol — изменить символ для выбранной точки.
- t Note text — добавить комментарий к точке.
- r Routes — открыть меню маршрутов.
- a Add route — создать новый маршрут.
- d Del route — удалить выбранный маршрут.
- c Center — позволяет центрировать экран на путевых точках после их добавления.
- n Name route — изменить имя выбранного маршрута.
- p Back to points/notes — вернуться в меню заметок.
- e Edit Waypts — открывает меню для добавления путевых точек в выбранный маршрут.
- a Add waypt — добавить ближайшую от курсора путевую точку в лист маршрута.
- d Del waypt — удаляет из листа маршрута выбранную путевую точку.
- c Center — позволяет центрировать экран на путевых точках после их добавления.
- n Name route — изменить имя выбранного маршрута.
- p Back to points/notes — вернуться в меню заметок.
- e Edit routes — вернуться в меню маршрутов.
Информация о крепости
Эти команды скроют карту и выведут информационный экран. Некоторые из них так же позволяют отдавать приказания.
Announcements (уведомления), a
a Данный экран выводит лог уведомлений, которые появляются в нижней части экрана в процессе игры. Используйте его, чтобы прочитать пропущенные сообщения или пролистайте, чтобы увидеть раннюю историю крепости.
Civilizations (цивилизации), c
c Список цивилизаций, с которыми вы встретились лично (и которые доступны для торговли или войны). Цивилизации отмечены P, если вы в мире с ними, или W если вы в состоянии войны. Нажатие Tab позволяет увидеть заключенные торговые соглашения, а также данные о экспорте и импорте.
Unit List (список юнитов), u
u Список всех существ на карте. Сначала перечислены дварфы, потом питомцы, следом враждебные существа, затем дикие животные. Здесь перечислены даже мертвые создания, так что на этом экране вы можете отследить павших дварфов.
- c Zoom to Creature — переводит игру в режим просмотра существ ( v ), курсор центрирован на выделенном существе.
- v View Profile — открыть профиль существа.
- b Zoom to Building — центрирует экран на здании, связанном с текущей задачей выделенного дварфа. Для работ по переноске таким зданием будет целевой склад.
- m Manager — открывает экран менеджера.
Military (войска), m
m Доступ к экрану военных.
- p Positions — создание и удаление отрядов и назначение дварфов в них.
- a Alerts — создание и настройка тревог. В соединении с норами можно определить CIV Alert , после объявления которой все дварфы уйдут в указанную нору. Можно также менять настройки для активных отрядов.
- e Equip — назначение членам отрядов оружия и брони.
- n Uniforms — сознание и правка шаблонов униформ, которые могут быть назначены с экрана Equip .
- u Supplies — настройки еды и напитков, которые члены отряда носят с собой.
- f Ammunition — управление боеприпасами отряда.
- s Schedule — управление расписанием отрядов.
Room List (список помещений), R
R Список всех комнат, строений, складов и Активных зон. Для комнат указано качество комнаты и имя ее хозяина. Быстрый доступ к экранам q и t комнат.
Artifacts (артефакты), l
l Список артефактов произведенных в крепости.
Nobles & Administrators (знать и администраторы), n
Fortress Overview (обзор крепости), z
z На этом экране представлена полезная информация, такая как богатство крепости, количество запасов еды и алкоголя.
- Animals — список всех питомцев в крепости.
- Kitchen — здесь можно указать, какую еду можно готовить, из какой варить алкоголь.
- Stone — контроль использования руд и промышленных минералов.
- Stocks — подробный список всех предметов, вплоть до каждого гниющего крысиного трупа. Точность подсчета количества предметов зависит от навыков счетовода.
- Justice — управление судебной системой. Требуется шериф.
- Health — обзор состояния здоровья населения крепости. главный врач.
Для более подробной информации смотрите статью о экране статуса.
Прочее
Options & Orders (настройки и приказы), o
Hot keys (горячие клавиши), h
h — назначение и переназначение горячих клавиш.
Источник