Меню

Две десятых урожая дробное числительное

Урок по русскому языку на тему » Собирательные и дробные числительные»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема. Дробные числительные . Собирательные числительные.

· формирование знаний об особенностях собирательных числительных, их склонении,

употреблении в речи;

· формирование умений употреблять и склонять собирательные числительные.

· формирование умений определять цель предстоящей деятельности;

· коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими в процессе речевого общения, выполнения учебной задачи.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы: исследовательский, эвристический.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: ноутбук, телевизор, раздаточный материал, учебник.

Планируемый результат: уметь правильно использовать собирательные числительные в письменной и устной речи.

І. Организационный момент

Приветствуются обучающиеся, проверяется их готовность к уроку, создаётся эмоциональный настрой.

— Здравствуйте, садитесь. Улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов (слайд 1).

ІІ. Мобилизующий этап.

— Сегодня мы продолжим путешествие по стране Числительных, открывая для себя новое, интересное и полезное в этой части речи (слайд 2).

— Но прежде чем отправиться в путь на поиски новых сокровищ, проверим, готовы ли мы. Начнём с небольшой разминки.

1. Прочитайте сочетания с числительными, которые будут появляться на (слайде 3).

Около 2 000 700 000 рублей;

о 900 слушателях

с 70 000 000 человек;

около двух миллиардов семисот тысяч рублей

восемь целых и семь девятых площади

одна вторая поля

о девятистах слушателях

с семьюдесятью миллионами человек

пять шестых урожая

2. Назовите слова, которые нужно писать с удвоенной согласной (Миллиард, одиннадцать, миллион).

3. Назовите простые числительные (Одиннадцать, пятьсот, девятьсот)

— Что же нам предстоит сегодня узнать, где побывать, вы узнаете после того, как выполните задание (слайд 4).

Задание : прочитайте словосочетания, что общего в них вы заметили?

а) двадцать рублей, пятеро друзей, пятнадцать дней.

б) две десятых урожая, три четверти пути, трое суток.

( В них есть количественные числительные)

— Найдите “третье лишнее” словосочетание, объясните, почему вы так решили?

— Действительно, числительные пятеро, трое — собирательные.

ІІІ. Формулирование темы и целей урока.

— В гостях у каких числительных мы уже побывали? А с каким будем знакомиться сегодня?

(Изучили целые, дробные, осталось изучить собирательные.)

— Итак, тема нашего урока «Собирательные числительные» (слайд 5)

(Запись в тетрадь темы урока «Собирательные числительные››)

— Что мы уже знаем об этих числительных? (Проблемная ситуация)

(Обозначают несколько предметов как одно целое, группируются, собираются, отвечают на вопрос сколько?)

— Как вы думаете, этой информации достаточно, чтобы правильно употреблять собирательные числительные в речи? (Отвечают)

— Обратимся к карте урока. Чтобы подружиться с собирательными числительными, научиться употреблять их в речи, мы с вами должны ответить на несколько вопросов (слайд 6) На первый вы уже дали ответ (слайд 7)

1. Что обозначают собирательные числительные? Как они образуются?

2. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?

— А с какими трудностями мы сталкивались, когда изучали целые и дробные числительные?

(правописание окончаний числительных в косвенных падежах). Значит, что ещё нам надо узнать сегодня на уроке?

3. Какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные?

Когда на предыдущих уроках я вас просила найти числительные, вы не сразу смогли найти числительное оба. Почему? (Оно не похоже на остальные, оно не образовано от числа и т. д.) Ещё на один вопрос мы сегодня должны ответить.

4. В чем особенность употребления числительных обе-оба?

ІV. Изучение нового материала.

— Рассмотрите таблицу. Расскажите, как образуются собирательные числительные и с какими существительными сочетаются? (слайд 8)

Читайте также:  Как лучше посадить морковь чтобы получить хороший урожай

Источник

Русский язык. 6 класс

Разряды количественных числительных

Распределите числительные по группам: целые, дробные.

Целые

Дробные

Падежная форма дробных числительных

Выберите правильные варианты.

Дв треть пути занимала непролазная тайга. Но вот перед путниками открылось поле, дв четвёрт части которого наливались тугими колосьями.

Нормы литературного языка в употреблении числительных

Запишите числа словами.

Лесной массив составлял 1/2 площади острова.

Работа была выполнена за 3,5 часа.

Шкаф занимал 2/3 всей комнатушки.

Дробное числительное

Зачеркните неправильное утверждение. Дробные числительные:

называют не целые числа.

отвечают на вопрос: какой?

могут выполнять любую синтаксическую роль в предложении.

это составные числительные.

состоят из количественного числительного (числитель) и порядкового (знаменатель).

Правописание числительных

Вставьте вместо пропусков нужные числительные.

От ¾ отнять 1/3 , к 0,5 прибавить 7/8 , от 9,37 отнять 5,02 , 6/8 кубометра, от1/2 объёма, к 2 прибавить 1 4/9 .

Синтаксическая роль дробных числительных
Разряды количественных числительных

Соедините числительное и его разряд.

ноль целых пять десятых

пятьсот восемьдесят девять

Применение орфографических правил

Найдите слово с ошибкой.

Семь целых пять десятых урожая

Три восьмых плана

Ноль целых пять десятых километра пути

Одна пятая суши

Найдите числительное

Выделите цветом числительные, обозначающие дробные числа.

Пять дней длилось наше путешествие. Одну вторую пути мы прошли быстро. Но быстро стемнело, и стало трудно идти. Наконец вышли к двум одиноким соснам. Отмотав ноль целых пять десятых метра верёвки, натянули тент.

Дробные числительные

Вставьте вместо пропусков нужные числительные.

0,5 гектара, 5/7 объёма, 4/8 тонны, 1/5 килограмма, ¾ стакана.

Источник

Русский язык. 6 класс

Разряды количественных числительных

Распределите числительные по группам: целые, дробные.

Целые

Дробные

Падежная форма дробных числительных

Выберите правильные варианты.

Дв треть пути занимала непролазная тайга. Но вот перед путниками открылось поле, дв четвёрт части которого наливались тугими колосьями.

Нормы литературного языка в употреблении числительных

Запишите числа словами.

Лесной массив составлял 1/2 площади острова.

Работа была выполнена за 3,5 часа.

Шкаф занимал 2/3 всей комнатушки.

Дробное числительное

Зачеркните неправильное утверждение. Дробные числительные:

называют не целые числа.

отвечают на вопрос: какой?

могут выполнять любую синтаксическую роль в предложении.

это составные числительные.

состоят из количественного числительного (числитель) и порядкового (знаменатель).

Правописание числительных

Вставьте вместо пропусков нужные числительные.

От ¾ отнять 1/3 , к 0,5 прибавить 7/8 , от 9,37 отнять 5,02 , 6/8 кубометра, от1/2 объёма, к 2 прибавить 1 4/9 .

Синтаксическая роль дробных числительных
числительные, являющиеся главными членами предложения числительные, являющиеся второстепенными членами предложения
Разряды количественных числительных

Соедините числительное и его разряд.

ноль целых пять десятых

пятьсот восемьдесят девять

Применение орфографических правил

Найдите слово с ошибкой.

Семь целых пять десятых урожая

Три восьмых плана

Ноль целых пять десятых километра пути

Одна пятая суши

Найдите числительное

Выделите цветом числительные, обозначающие дробные числа.

Пять дней длилось наше путешествие. Одну вторую пути мы прошли быстро. Но быстро стемнело, и стало трудно идти. Наконец вышли к двум одиноким соснам. Отмотав ноль целых пять десятых метра верёвки, натянули тент.

Дробные числительные

Вставьте вместо пропусков нужные числительные.

0,5 гектара, 5/7 объёма, 4/8 тонны, 1/5 килограмма, ¾ стакана.

Источник

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Дробные числительные, как разряд количественных числительных.

2. Особенности склонения дробных числительных.

3. Употребление их в речи.

Дробные числительные служат разновидностью количественных и обозначением дробного числа.

Дробные числительные отличаются от других числительных. Они называют не целые числа.

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

1. Розенталь Д. Э. Пособие по русскому языку с упражнениями. – М.: Мир и Образование, 2014. – 416 с.

2. Мищенкова Л. В. Методическое пособие, 6 класс. – М.: Издательство РОСТ, 2013. –254 с.

3. Баранов М. Т. Русский язык: Справочные материалы. – М.: Просвещение, 1987. – 288 с.

4. Мартынова А. Н. Пословицы. Поговорки. Загадки. – М.: Современник, 1986. – 512 с.

5. Симакова Е. С. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 6 кл. – М.: Экзамен, 2006. – 222 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Рассмотрим ряд слов: одна целая семь десятых, два, девятнадцатого, двадцать первого, двадцатого, десять, двух тысяч пятисот.

Объединяем слова в группы:

Порядковые числительные: девятнадцатого, двадцать первого, двадцатого.

Количественные числительные, обозначающие целые числа: два, десять, двух тысяч пятисот.

Какое числительное не вошло ни в одну из групп?

Одна целая семь десятых

Это дробное числительное.

Вы знаете, что дробь обычно состоит из двух частей: из числителя и знаменателя. Так и дробное числительное тоже состоит из двух частей: одна часть – числитель дроби – является количественным числительным, вторая – знаменатель дроби – является порядковым.

Обратите внимание на предложение:

Две третьих гектара были заняты посевами овса.

Дробное числительное – две третьих.

Просклоняем числительное и выясним, как ведут себя обе части числительного.

Именительный падеж – две третьих;

Родительный падеж – двух третьих;

Дательный падеж – двум третьим;

Винительный падеж – две третьих;

Творительный падеж – двумя третьими;

Предложный падеж – о двух третьих.

Для сравнения просклоняем целое числительное два и прилагательное во множественном числе.

Именительный падеж – два, белых;

Родительный падеж – двух, белых;

Дательный падеж – двум, белым;

Винительный падеж – два, белых;

Творительный падеж – двумя, белыми;

Предложный падеж – о двух, белых.

Таким образом, мы видим, что у дробных числительных первая часть склоняется как числительное, обозначающее целое число, а вторая – как прилагательное во множественном числе.

Рассмотрим слова: полтора, полтораста. Они тоже относятся к дробным числительным и имеют только две формы.

В полутораста шагах.

Полтора часа ожидания.

В предложении сочетание дробного числительного и существительного является одним членом предложения.

Прошло полтора года (подлежащее).

В состав дробных числительных могут входить существительные

ноль и целое: ноль целых пять десятых.

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

Употребите числительные в нужном падеже.

К 7/9 ______ прибавить 0,5; к 0,5 _____ прибавить 4,58______; к 4,58_____ прибавить 1/3______; к 5/6 ____ прибавить 4/8 _______.

При выполнении задания нужно помнить, в дробном числительном изменяются обе части. Первая часть склоняется как количественное целое числительное, а вторая часть как прилагательное во множественном числе.

К семи девятым прибавить ноль целых пять десятых, к нолю целых пяти десятым прибавить четыре целых пятьдесят восемь сотых, к четырём целым пятидесяти восьми сотых прибавить одну третью, к пяти шестым прибавить четыре восьмых.

Зелёным цветом выделите числительные, обозначающие дробные числа.

Пять дней длилось наше путешествие. Одну вторую пути мы прошли быстро. Но быстро стемнело, и стало трудно идти. Наконец вышли к двум одиноким соснам. Отмотав ноль целых пять десятых метра верёвки, натянули тент.

Пять дней длилось наше путешествие. Одну вторую пути мы прошли быстро. Но быстро стемнело, и стало трудно идти. Наконец вышли к двум одиноким соснам. Отмотав ноль целых пять десятых метра верёвки, натянули тент.

Источник

Урок по русскому языку на тему » Собирательные и дробные числительные»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема. Дробные числительные . Собирательные числительные.

· формирование знаний об особенностях собирательных числительных, их склонении,

употреблении в речи;

· формирование умений употреблять и склонять собирательные числительные.

· формирование умений определять цель предстоящей деятельности;

· коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими в процессе речевого общения, выполнения учебной задачи.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы: исследовательский, эвристический.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: ноутбук, телевизор, раздаточный материал, учебник.

Планируемый результат: уметь правильно использовать собирательные числительные в письменной и устной речи.

І. Организационный момент

Приветствуются обучающиеся, проверяется их готовность к уроку, создаётся эмоциональный настрой.

— Здравствуйте, садитесь. Улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов (слайд 1).

ІІ. Мобилизующий этап.

— Сегодня мы продолжим путешествие по стране Числительных, открывая для себя новое, интересное и полезное в этой части речи (слайд 2).

— Но прежде чем отправиться в путь на поиски новых сокровищ, проверим, готовы ли мы. Начнём с небольшой разминки.

1. Прочитайте сочетания с числительными, которые будут появляться на (слайде 3).

Около 2 000 700 000 рублей;

о 900 слушателях

с 70 000 000 человек;

около двух миллиардов семисот тысяч рублей

восемь целых и семь девятых площади

одна вторая поля

о девятистах слушателях

с семьюдесятью миллионами человек

пять шестых урожая

2. Назовите слова, которые нужно писать с удвоенной согласной (Миллиард, одиннадцать, миллион).

3. Назовите простые числительные (Одиннадцать, пятьсот, девятьсот)

— Что же нам предстоит сегодня узнать, где побывать, вы узнаете после того, как выполните задание (слайд 4).

Задание : прочитайте словосочетания, что общего в них вы заметили?

а) двадцать рублей, пятеро друзей, пятнадцать дней.

б) две десятых урожая, три четверти пути, трое суток.

( В них есть количественные числительные)

— Найдите “третье лишнее” словосочетание, объясните, почему вы так решили?

— Действительно, числительные пятеро, трое — собирательные.

ІІІ. Формулирование темы и целей урока.

— В гостях у каких числительных мы уже побывали? А с каким будем знакомиться сегодня?

(Изучили целые, дробные, осталось изучить собирательные.)

— Итак, тема нашего урока «Собирательные числительные» (слайд 5)

(Запись в тетрадь темы урока «Собирательные числительные››)

— Что мы уже знаем об этих числительных? (Проблемная ситуация)

(Обозначают несколько предметов как одно целое, группируются, собираются, отвечают на вопрос сколько?)

— Как вы думаете, этой информации достаточно, чтобы правильно употреблять собирательные числительные в речи? (Отвечают)

— Обратимся к карте урока. Чтобы подружиться с собирательными числительными, научиться употреблять их в речи, мы с вами должны ответить на несколько вопросов (слайд 6) На первый вы уже дали ответ (слайд 7)

1. Что обозначают собирательные числительные? Как они образуются?

2. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?

— А с какими трудностями мы сталкивались, когда изучали целые и дробные числительные?

(правописание окончаний числительных в косвенных падежах). Значит, что ещё нам надо узнать сегодня на уроке?

3. Какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные?

Когда на предыдущих уроках я вас просила найти числительные, вы не сразу смогли найти числительное оба. Почему? (Оно не похоже на остальные, оно не образовано от числа и т. д.) Ещё на один вопрос мы сегодня должны ответить.

4. В чем особенность употребления числительных обе-оба?

ІV. Изучение нового материала.

— Рассмотрите таблицу. Расскажите, как образуются собирательные числительные и с какими существительными сочетаются? (слайд 8)

Источник

Все про удобрения © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector
числительные, являющиеся главными членами предложения числительные, являющиеся второстепенными членами предложения