Две десятых урожая это собирательное числительное
Вопрос по русскому языку:
Найдите собирательное числительное.
А) двадцать учеников;
Б) две десятых урожая;
В) одиннадцать экземпляров;
Г) двое очков;
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!
Ответы и объяснения 2
Под Г (двое очков) Это собирательное числительное (двое )
Собирательное — Г- двое очков
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
- Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
- Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
- Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
- Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
- Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.
Источник
Урок по русскому языку на тему » Собирательные и дробные числительные»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема. Дробные числительные . Собирательные числительные.
· формирование знаний об особенностях собирательных числительных, их склонении,
употреблении в речи;
· формирование умений употреблять и склонять собирательные числительные.
· формирование умений определять цель предстоящей деятельности;
· коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими в процессе речевого общения, выполнения учебной задачи.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Методы: исследовательский, эвристический.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: ноутбук, телевизор, раздаточный материал, учебник.
Планируемый результат: уметь правильно использовать собирательные числительные в письменной и устной речи.
І. Организационный момент
Приветствуются обучающиеся, проверяется их готовность к уроку, создаётся эмоциональный настрой.
— Здравствуйте, садитесь. Улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов (слайд 1).
ІІ. Мобилизующий этап.
— Сегодня мы продолжим путешествие по стране Числительных, открывая для себя новое, интересное и полезное в этой части речи (слайд 2).
— Но прежде чем отправиться в путь на поиски новых сокровищ, проверим, готовы ли мы. Начнём с небольшой разминки.
1. Прочитайте сочетания с числительными, которые будут появляться на (слайде 3).
Около 2 000 700 000 рублей;
о 900 слушателях
с 70 000 000 человек;
около двух миллиардов семисот тысяч рублей
восемь целых и семь девятых площади
одна вторая поля
о девятистах слушателях
с семьюдесятью миллионами человек
пять шестых урожая
2. Назовите слова, которые нужно писать с удвоенной согласной (Миллиард, одиннадцать, миллион).
3. Назовите простые числительные (Одиннадцать, пятьсот, девятьсот)
— Что же нам предстоит сегодня узнать, где побывать, вы узнаете после того, как выполните задание (слайд 4).
Задание : прочитайте словосочетания, что общего в них вы заметили?
а) двадцать рублей, пятеро друзей, пятнадцать дней.
б) две десятых урожая, три четверти пути, трое суток.
( В них есть количественные числительные)
— Найдите “третье лишнее” словосочетание, объясните, почему вы так решили?
— Действительно, числительные пятеро, трое — собирательные.
ІІІ. Формулирование темы и целей урока.
— В гостях у каких числительных мы уже побывали? А с каким будем знакомиться сегодня?
(Изучили целые, дробные, осталось изучить собирательные.)
— Итак, тема нашего урока «Собирательные числительные» (слайд 5)
(Запись в тетрадь темы урока «Собирательные числительные››)
— Что мы уже знаем об этих числительных? (Проблемная ситуация)
(Обозначают несколько предметов как одно целое, группируются, собираются, отвечают на вопрос сколько?)
— Как вы думаете, этой информации достаточно, чтобы правильно употреблять собирательные числительные в речи? (Отвечают)
— Обратимся к карте урока. Чтобы подружиться с собирательными числительными, научиться употреблять их в речи, мы с вами должны ответить на несколько вопросов (слайд 6) На первый вы уже дали ответ (слайд 7)
1. Что обозначают собирательные числительные? Как они образуются?
2. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?
— А с какими трудностями мы сталкивались, когда изучали целые и дробные числительные?
(правописание окончаний числительных в косвенных падежах). Значит, что ещё нам надо узнать сегодня на уроке?
3. Какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные?
Когда на предыдущих уроках я вас просила найти числительные, вы не сразу смогли найти числительное оба. Почему? (Оно не похоже на остальные, оно не образовано от числа и т. д.) Ещё на один вопрос мы сегодня должны ответить.
4. В чем особенность употребления числительных обе-оба?
ІV. Изучение нового материала.
— Рассмотрите таблицу. Расскажите, как образуются собирательные числительные и с какими существительными сочетаются? (слайд 8)
Источник
Тест по русскому языку «Имя числительное»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тест по теме «Имя числительное»
1. На какие вопросы отвечает имя числительное?
В) какой? сколько?
Г) что делать? что сделать?
2. Найдите словосочетание с числительным.
А) «тройка» за ответ;
Б) третий по списку;
В) утроить усилия;
Г) трёхэтажный дом;
3. Найдите собирательное числительное.
А) двадцать учеников;
Б) две десятых урожая;
В) одиннадцать экземпляров;
4. В каких числительных мягкий знак пишется на конце?
А) от 5 до 20; 30;
5. С какими существительными не согласуется собирательное числительное?
А) двое учеников;
6. Найдите простое числительное.
А) двадцать пять;
В) пятьсот пятьдесят семь;
7. Найдите числительное с неверным окончанием.
Б) с девяносто литрами;
В) в сорока сочинениях;
8. В каком ряду все слова являются именами числительными?
А) три пятых, полтора, семь, полуторный
Б) первый, второй, третий, который
В) много, мало, сколько, трижды
Г) двое, обе, полтораста, шестой
9. В каком варианте грамматические признаки числительного определены неправильно?
А) пятьдесят — количественное числительное, сложное
Б) сто первый — порядковое числительное, составное
В) семерых — собирательное числительное в форме мужского рода предложного падежа
Г) одному — количественное числительное в форме мужского рода единственного числа дательного падежа
10. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении числительных?
Особенно тяжелыми были для него четыре года от тысяча восемьсот шестьдесят пятого до тысяча восемьсот шестьдесят девятого, которые, может быть, стоили четырех лет каторги.
А) четыре — числительное, количественное, простое, в форме именительного падежа, входит в состав подлежащего
Б) тысяча восемьсот шестьдесят пятого — числительное, порядковое, составное, в форме родительного падежа, мужского рода, единственного числа, входит в состав определения
В) тысяча восемьсот шестьдесят девятого — числительное, порядковое, составное, в форме родительного падежа, мужского рода, единственного числа, входит в состав определения
Г) четырех — числительное, количественное, простое, в форме дательного падежа, входит в состав дополнения.
Источник
Собирательные числительные
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок открытия новых знаний по теме «Собирательные числительные» в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobiratelnye_chislitelnye.docx | 35.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Собирательные числительные»
Ильичева Елена Петровна, учитель русского языка и
литературы МБОУ «Старицинская СШ»
- формирование знаний об особенностях собирательных числительных, их склонении,
употреблении в речи;
- формирование умений употреблять и склонять собирательные числительные.
- формирование умений определять цель предстоящей деятельности;
- коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими в процессе речевого общения, выполнения учебной задачи.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Методы: исследовательский, эвристический.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: ноутбук, телевизор, раздаточный материал, учебник.
Планируемый результат: уметь правильно использовать собирательные числительные в письменной и устной речи.
І. Организационный момент
Приветствуются обучающиеся, проверяется их готовность к уроку, создаётся эмоциональный настрой.
— Здравствуйте, садитесь. Улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов (слайд 1).
ІІ. Мобилизующий этап.
— Сегодня мы продолжим путешествие по стране Числительных, открывая для себя новое, интересное и полезное в этой части речи (слайд 2).
— Но прежде чем отправиться в путь на поиски новых сокровищ, проверим, готовы ли мы. Начнём с небольшой разминки.
- Прочитайте сочетания с числительными, которые будут появляться на (слайде 3).
Около 2 000 700 000 рублей;
о 900 слушателях
с 70 000 000 человек;
около двух миллиардов семисот тысяч рублей
восемь целых и семь девятых площади
одна вторая поля
о девятистах слушателях
с семьюдесятью миллионами человек
пять шестых урожая
- Назовите слова, которые нужно писать с удвоенной согласной (Миллиард, одиннадцать, миллион).
- Назовите простые числительные (Одиннадцать, пятьсот, девятьсот)
— Что же нам предстоит сегодня узнать, где побывать, вы узнаете после того, как выполните задание (слайд 4).
Задание : прочитайте словосочетания, что общего в них вы заметили?
а) двадцать рублей, пятеро друзей, пятнадцать дней.
б) две десятых урожая, три четверти пути, трое суток.
( В них есть количественные числительные)
— Найдите “третье лишнее” словосочетание, объясните, почему вы так решили ?
— Действительно, числительные пятеро, трое — собирательные.
ІІІ. Формулирование темы и целей урока.
— В гостях у каких числительных мы уже побывали? А с каким будем знакомиться сегодня?
(Изучили целые, дробные, осталось изучить собирательные.)
— Итак, тема нашего урока «Собирательные числительные» (слайд 5)
(Запись в тетрадь темы урока «Собирательные числительные››)
— Что мы уже знаем об этих числительных? (Проблемная ситуация)
(Обозначают несколько предметов как одно целое, группируются, собираются, отвечают на вопрос сколько?)
— Как вы думаете, этой информации достаточно, чтобы правильно употреблять собирательные числительные в речи? (Отвечают)
— Обратимся к карте урока. Чтобы подружиться с собирательными числительными, научиться употреблять их в речи, мы с вами должны ответить на несколько вопросов (слайд 6) На первый вы уже дали ответ (слайд 7)
1. Что обозначают собирательные числительные? Как они образуются?
2. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?
— А с какими трудностями мы сталкивались, когда изучали целые и дробные числительные?
(правописание окончаний числительных в косвенных падежах). Значит, что ещё нам надо узнать сегодня на уроке?
3. Какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные?
Когда на предыдущих уроках я вас просила найти числительные, вы не сразу смогли найти числительное оба. Почему? (Оно не похоже на остальные, оно не образовано от числа и т. д.) Ещё на один вопрос мы сегодня должны ответить.
4. В чем особенность употребления числительных обе-оба?
ІV. Изучение нового материала.
— Рассмотрите таблицу. Расскажите, как образуются собирательные числительные и с какими существительными сочетаются? (слайд 8)
Источник
Собирательные числительные в русском языке
Собирательные числительные — это слова, которые обозначают количество лиц или предметов как единое целое.
Что такое собирательные числительные?
Имя числительное как часть речи объединяет слова с количественным значением, которые отвечают на вопросы сколько? который по счёту?
Среди этих слов выделяются своей специфичностью собирательные числительные. Наряду с целыми и дробными числами они также обозначают количество лиц и предметов, но выражают их численность как нечто единое или совокупность.
К разряду собирательных числительных в русском языке принадлежат 11 слов:
Собирательные числительные «двое» — «десятеро» являются производными от однокоренных слов, обозначающих целые числа. Числительные «двое», «трое» образованы с помощью суффикса -ой-, а все остальные — с помощью суффикса -ер-:
- два → дв[ ой’ э ]
- три → тр[ ой’ э ]
- четыре → четв ер о
- пять → пят ер о.
Все собирательные числительные не изменяются по числам, а только по падежам.
Таблица
Рассмотрим грамматические особенности собирательных числительных.
Собирательные числительные «оба», «обе»
Среди собирательных числительных только слова «оба», «обе» имеют категорию рода:
Числительное «оба» сочетается с существительными мужского и среднего рода, а слово «обе» — с существительными женского рода.
При склонении у числительного «оба» пишется в основе буква «о», а у числительного «обе» — буква «е».
Понаблюдаем, как изменяются эти собирательные числительные с одушевленными и неодушевленными существительными:
- и. п. оба сына, оба знака, обе девочки, обе монеты
- р. п. обоих сыновей, обоих знаков, обеих девочек, обеих монет
- д. п. обоим сыновьям, обоим знакам, обеим девочкам, обеим монетам
- в. п. обоих сыновей, оба знака, обеих девочек, обе монеты
- т. п. с обоими сыновьями, с обоими знаками, с обеими девочками, с обеими монетами
- п. п. об обоих сыновьях, об обоих знаках, об обеих девочках, об обеих монетах
В именительном падеже собирательные числительные «оба», «обе» управляют одушевленным существительным в форме родительного падежа единственного числа, а в форме винительного падежа требуют от него формы родительного падежа множественного числа. В других косвенных падежах числительные согласуются с существительными.
Склонение числительных «двое» — «десятеро»
Собирательные числительные «двое» — «десятеро» склоняются как имена прилагательные в форме множественного числа. В именительном и винительном падежах они управляют существительным, требуя от него формы родительного падежа множественного числа, а в остальных косвенных падежах согласуются с существительным. Понаблюдаем за этой закономерностью, взяв в качестве примера числительное «двое»:
- и. п. двое цыплят, двое суток
- р. п. двоих цыплят, двух суток
- д. п. двоим цыплятам, двум суткам
- в. п. двоих цыплят, двое суток
- т. п. двоими цыплятами, двумя сутками
- п. п. о двоих цыплятах, о двух сутках
Собирательные числительные, если употребляются без имени существительного, приобретают вещественность и становятся существительными.
Сочетаемость собирательных числительных
Собирательные числительные характеризуются своей избирательностью в сочетаемости с именами существительными.
Неправильно | Правильно |
двое кавычек | две, обе кавычки |
трое зверушек | три зверушки |
четверо дочерей | четыре дочери |
пятеро спиц | пять спиц |
шестеро варежек | шесть варежек |
семеро конфет | семь конфет |
восьмеро клавиш | восемь клавиш |
девятеро кукол | девять кукол |
десятеро сотрудниц | десять сотрудниц |
Собирательные числительные сочетаются
1. с личными местоимениями:
2. с существительными, обозначающими лиц мужского пола:
3. с названиями детёнышей животных:
4. с существительными, имеющими форму только множественного числа:
5. с существительными, называющими парные предметы:
6. с прилагательными и причастиями, перешедшими в имя существительное, в форме множественного числа:
Упражнение
Отыщите ошибки в употреблении собирательных числительных в предложениях.
За домами оказался тенистый дворик, куда выходили двери обеих подъездов.
Дедушка смастерил прочную скамеечку из четверых досок.
У Артёма дома живут трое хомячков и двое кошек.
Этот древний город вырос по обоим сторонам реки ещё в XII веке.
Двое малышей играют в песочнице.
Эту трудную задачу не смогли решить даже пятеро умниц.
Во время прогулки дети заметили двоих белок.
Синтаксическая роль собирательных числительных
Чтобы правильно определить, каким членом предложения является собирательное числительное, имеем в виду, что с именем существительным оно образует спаянное словосочетание, которое выступает в роли одного члена предложения.
Примеры
Спозаранку оба рыбака уже сидели на берегу озера с удочками.
Ко дню рождения Сергею подарили двое джинсов .
Квартет — это четверо певцов или музыкантов .
Возле троих артистов собрались поклонники, чтобы получить их автографы.
На концерт пригласили восьмерых музыкантов .
Видеоурок «Собирательные числительные»
Источник