Меню

Две десятых урожая это собирательное числительное

Две десятых урожая это собирательное числительное

Вопрос по русскому языку:

Найдите собирательное числительное.
А) двадцать учеников;
Б) две десятых урожая;
В) одиннадцать экземпляров;
Г) двое очков;

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 2

Под Г (двое очков) Это собирательное числительное (двое )

Собирательное — Г- двое очков

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Источник

Урок по русскому языку на тему » Собирательные и дробные числительные»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема. Дробные числительные . Собирательные числительные.

· формирование знаний об особенностях собирательных числительных, их склонении,

употреблении в речи;

· формирование умений употреблять и склонять собирательные числительные.

· формирование умений определять цель предстоящей деятельности;

· коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими в процессе речевого общения, выполнения учебной задачи.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы: исследовательский, эвристический.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: ноутбук, телевизор, раздаточный материал, учебник.

Планируемый результат: уметь правильно использовать собирательные числительные в письменной и устной речи.

І. Организационный момент

Приветствуются обучающиеся, проверяется их готовность к уроку, создаётся эмоциональный настрой.

— Здравствуйте, садитесь. Улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов (слайд 1).

ІІ. Мобилизующий этап.

— Сегодня мы продолжим путешествие по стране Числительных, открывая для себя новое, интересное и полезное в этой части речи (слайд 2).

— Но прежде чем отправиться в путь на поиски новых сокровищ, проверим, готовы ли мы. Начнём с небольшой разминки.

1. Прочитайте сочетания с числительными, которые будут появляться на (слайде 3).

Около 2 000 700 000 рублей;

о 900 слушателях

с 70 000 000 человек;

около двух миллиардов семисот тысяч рублей

восемь целых и семь девятых площади

одна вторая поля

о девятистах слушателях

с семьюдесятью миллионами человек

пять шестых урожая

2. Назовите слова, которые нужно писать с удвоенной согласной (Миллиард, одиннадцать, миллион).

3. Назовите простые числительные (Одиннадцать, пятьсот, девятьсот)

— Что же нам предстоит сегодня узнать, где побывать, вы узнаете после того, как выполните задание (слайд 4).

Задание : прочитайте словосочетания, что общего в них вы заметили?

а) двадцать рублей, пятеро друзей, пятнадцать дней.

б) две десятых урожая, три четверти пути, трое суток.

( В них есть количественные числительные)

— Найдите “третье лишнее” словосочетание, объясните, почему вы так решили?

— Действительно, числительные пятеро, трое — собирательные.

ІІІ. Формулирование темы и целей урока.

— В гостях у каких числительных мы уже побывали? А с каким будем знакомиться сегодня?

(Изучили целые, дробные, осталось изучить собирательные.)

— Итак, тема нашего урока «Собирательные числительные» (слайд 5)

(Запись в тетрадь темы урока «Собирательные числительные››)

— Что мы уже знаем об этих числительных? (Проблемная ситуация)

(Обозначают несколько предметов как одно целое, группируются, собираются, отвечают на вопрос сколько?)

Читайте также:  Когда лучше вносить удобрения под деревья

— Как вы думаете, этой информации достаточно, чтобы правильно употреблять собирательные числительные в речи? (Отвечают)

— Обратимся к карте урока. Чтобы подружиться с собирательными числительными, научиться употреблять их в речи, мы с вами должны ответить на несколько вопросов (слайд 6) На первый вы уже дали ответ (слайд 7)

1. Что обозначают собирательные числительные? Как они образуются?

2. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?

— А с какими трудностями мы сталкивались, когда изучали целые и дробные числительные?

(правописание окончаний числительных в косвенных падежах). Значит, что ещё нам надо узнать сегодня на уроке?

3. Какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные?

Когда на предыдущих уроках я вас просила найти числительные, вы не сразу смогли найти числительное оба. Почему? (Оно не похоже на остальные, оно не образовано от числа и т. д.) Ещё на один вопрос мы сегодня должны ответить.

4. В чем особенность употребления числительных обе-оба?

ІV. Изучение нового материала.

— Рассмотрите таблицу. Расскажите, как образуются собирательные числительные и с какими существительными сочетаются? (слайд 8)

Источник

Тест по русскому языку «Имя числительное»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тест по теме «Имя числительное»

1. На какие вопросы отвечает имя числительное?

В) какой? сколько?

Г) что делать? что сделать?

2. Найдите словосочетание с числительным.

А) «тройка» за ответ;

Б) третий по списку;

В) утроить усилия;

Г) трёхэтажный дом;

3. Найдите собирательное числительное.

А) двадцать учеников;

Б) две десятых урожая;

В) одиннадцать экземпляров;

4. В каких числительных мягкий знак пишется на конце?

А) от 5 до 20; 30;

5. С какими существительными не согласуется собирательное числительное?

А) двое учеников;

6. Найдите простое числительное.

А) двадцать пять;

В) пятьсот пятьдесят семь;

7. Найдите числительное с неверным окончанием.

Б) с девяносто литрами;

В) в сорока сочинениях;

8. В каком ряду все слова являются именами числительными?

А) три пятых, полтора, семь, полуторный

Б) первый, второй, третий, который

В) много, мало, сколько, трижды

Г) двое, обе, полтораста, шестой

9. В каком варианте грамматические признаки числительного определены неправильно?

А) пятьдесят — количественное числительное, сложное

Б) сто первый — порядковое числительное, составное

В) семерых — собирательное числительное в форме мужского рода предложного падежа

Г) одному — количественное числительное в форме мужского рода единственного числа дательного падежа

10. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении числительных?

Особенно тяжелыми были для него четыре года от тысяча восемьсот шестьдесят пятого до тысяча восемьсот шестьдесят девятого, которые, может быть, стоили четырех лет каторги.

А) четыре — числительное, количественное, простое, в форме именительного падежа, входит в состав подлежащего

Б) тысяча восемьсот шестьдесят пятого — числительное, порядковое, составное, в форме родительного падежа, мужского рода, единственного числа, входит в состав определения

В) тысяча восемьсот шестьдесят девятого — числительное, порядковое, составное, в форме родительного падежа, мужского рода, единственного числа, входит в состав определения

Г) четырех — числительное, количественное, простое, в форме дательного падежа, входит в состав дополнения.

Источник

Собирательные числительные
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок открытия новых знаний по теме «Собирательные числительные» в 6 классе

Скачать:

Вложение Размер
sobiratelnye_chislitelnye.docx 35.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Собирательные числительные»

Ильичева Елена Петровна, учитель русского языка и

литературы МБОУ «Старицинская СШ»

  • формирование знаний об особенностях собирательных числительных, их склонении,

употреблении в речи;

  • формирование умений употреблять и склонять собирательные числительные.
  • формирование умений определять цель предстоящей деятельности;
  • коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими в процессе речевого общения, выполнения учебной задачи.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы: исследовательский, эвристический.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: ноутбук, телевизор, раздаточный материал, учебник.

Планируемый результат: уметь правильно использовать собирательные числительные в письменной и устной речи.

І. Организационный момент

Приветствуются обучающиеся, проверяется их готовность к уроку, создаётся эмоциональный настрой.

— Здравствуйте, садитесь. Улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов (слайд 1).

ІІ. Мобилизующий этап.

— Сегодня мы продолжим путешествие по стране Числительных, открывая для себя новое, интересное и полезное в этой части речи (слайд 2).

— Но прежде чем отправиться в путь на поиски новых сокровищ, проверим, готовы ли мы. Начнём с небольшой разминки.

  1. Прочитайте сочетания с числительными, которые будут появляться на (слайде 3).

Около 2 000 700 000 рублей;

о 900 слушателях

с 70 000 000 человек;

около двух миллиардов семисот тысяч рублей

восемь целых и семь девятых площади

одна вторая поля

о девятистах слушателях

с семьюдесятью миллионами человек

пять шестых урожая

  1. Назовите слова, которые нужно писать с удвоенной согласной (Миллиард, одиннадцать, миллион).
  1. Назовите простые числительные (Одиннадцать, пятьсот, девятьсот)

— Что же нам предстоит сегодня узнать, где побывать, вы узнаете после того, как выполните задание (слайд 4).

Задание : прочитайте словосочетания, что общего в них вы заметили?

а) двадцать рублей, пятеро друзей, пятнадцать дней.

б) две десятых урожая, три четверти пути, трое суток.

( В них есть количественные числительные)

— Найдите “третье лишнее” словосочетание, объясните, почему вы так решили ?

— Действительно, числительные пятеро, трое — собирательные.

ІІІ. Формулирование темы и целей урока.

— В гостях у каких числительных мы уже побывали? А с каким будем знакомиться сегодня?

(Изучили целые, дробные, осталось изучить собирательные.)

— Итак, тема нашего урока «Собирательные числительные» (слайд 5)

(Запись в тетрадь темы урока «Собирательные числительные››)

— Что мы уже знаем об этих числительных? (Проблемная ситуация)

(Обозначают несколько предметов как одно целое, группируются, собираются, отвечают на вопрос сколько?)

— Как вы думаете, этой информации достаточно, чтобы правильно употреблять собирательные числительные в речи? (Отвечают)

— Обратимся к карте урока. Чтобы подружиться с собирательными числительными, научиться употреблять их в речи, мы с вами должны ответить на несколько вопросов (слайд 6) На первый вы уже дали ответ (слайд 7)

1. Что обозначают собирательные числительные? Как они образуются?

2. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?

— А с какими трудностями мы сталкивались, когда изучали целые и дробные числительные?

(правописание окончаний числительных в косвенных падежах). Значит, что ещё нам надо узнать сегодня на уроке?

3. Какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные?

Когда на предыдущих уроках я вас просила найти числительные, вы не сразу смогли найти числительное оба. Почему? (Оно не похоже на остальные, оно не образовано от числа и т. д.) Ещё на один вопрос мы сегодня должны ответить.

4. В чем особенность употребления числительных обе-оба?

ІV. Изучение нового материала.

— Рассмотрите таблицу. Расскажите, как образуются собирательные числительные и с какими существительными сочетаются? (слайд 8)

Источник

Собирательные числительные в русском языке

Собирательные чис­ли­тель­ные — это сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют коли­че­ство лиц или пред­ме­тов как еди­ное целое.

Что такое собирательные числительные?

Имя чис­ли­тель­ное как часть речи объ­еди­ня­ет сло­ва с коли­че­ствен­ным зна­че­ни­ем, кото­рые отве­ча­ют на вопро­сы сколь­ко? кото­рый по счёту?

Среди этих слов выде­ля­ют­ся сво­ей спе­ци­фич­но­стью соби­ра­тель­ные чис­ли­тель­ные. Наряду с целы­ми и дроб­ны­ми чис­ла­ми они так­же обо­зна­ча­ют коли­че­ство лиц и пред­ме­тов, но выра­жа­ют их чис­лен­ность как нечто еди­ное или совокупность.

К раз­ря­ду соби­ра­тель­ных чис­ли­тель­ных в рус­ском язы­ке при­над­ле­жат 11 слов:

Собирательные чис­ли­тель­ные «двое» — «деся­те­ро» явля­ют­ся про­из­вод­ны­ми от одно­ко­рен­ных слов, обо­зна­ча­ю­щих целые чис­ла. Числительные «двое», «трое» обра­зо­ва­ны с помо­щью суф­фик­са -ой-, а все осталь­ные — с помо­щью суф­фик­са -ер-:

  • два → дв[ ой’ э ]
  • три → тр[ ой’ э ]
  • четы­ре → четв ер о
  • пять → пят ер о.

Все соби­ра­тель­ные чис­ли­тель­ные не изме­ня­ют­ся по чис­лам, а толь­ко по падежам.

Таблица

Рассмотрим грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти соби­ра­тель­ных числительных.

Собирательные числительные «оба», «обе»

Среди соби­ра­тель­ных чис­ли­тель­ных толь­ко сло­ва «оба», «обе» име­ют кате­го­рию рода:

Числительное «оба» соче­та­ет­ся с суще­стви­тель­ны­ми муж­ско­го и сред­не­го рода, а сло­во «обе» — с суще­стви­тель­ны­ми жен­ско­го рода.

При скло­не­нии у чис­ли­тель­но­го «оба» пишет­ся в осно­ве бук­ва «о», а у чис­ли­тель­но­го «обе» — бук­ва «е».

Понаблюдаем, как изме­ня­ют­ся эти соби­ра­тель­ные чис­ли­тель­ные с оду­шев­лен­ны­ми и неоду­шев­лен­ны­ми существительными:

  • и. п. оба сына, оба зна­ка, обе девоч­ки, обе монеты
  • р. п. обо­их сыно­вей, обо­их зна­ков, обе­их дево­чек, обе­их монет
  • д. п. обо­им сыно­вьям, обо­им зна­кам, обе­им девоч­кам, обе­им монетам
  • в. п. обо­их сыно­вей, оба зна­ка, обе­их дево­чек, обе монеты
  • т. п. с обо­и­ми сыно­вья­ми, с обо­и­ми зна­ка­ми, с обе­и­ми девоч­ка­ми, с обе­и­ми монетами
  • п. п. об обо­их сыно­вьях, об обо­их зна­ках, об обе­их девоч­ках, об обе­их монетах

В име­ни­тель­ном паде­же соби­ра­тель­ные чис­ли­тель­ные «оба», «обе» управ­ля­ют оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла, а в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа тре­бу­ют от него фор­мы роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла. В дру­гих кос­вен­ных паде­жах чис­ли­тель­ные согла­су­ют­ся с существительными.

Склонение числительных «двое» — «десятеро»

Собирательные чис­ли­тель­ные «двое» — «деся­те­ро» скло­ня­ют­ся как име­на при­ла­га­тель­ные в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла. В име­ни­тель­ном и вини­тель­ном паде­жах они управ­ля­ют суще­стви­тель­ным, тре­буя от него фор­мы роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла, а в осталь­ных кос­вен­ных паде­жах согла­су­ют­ся с суще­стви­тель­ным. Понаблюдаем за этой зако­но­мер­но­стью, взяв в каче­стве при­ме­ра чис­ли­тель­ное «двое»:

  • и. п. двое цып­лят, двое суток
  • р. п. дво­их цып­лят, двух суток
  • д. п. дво­им цып­ля­там, двум суткам
  • в. п. дво­их цып­лят, двое суток
  • т. п. дво­и­ми цып­ля­та­ми, дву­мя сутками
  • п. п. о дво­их цып­ля­тах, о двух сутках

Собирательные чис­ли­тель­ные, если упо­треб­ля­ют­ся без име­ни суще­стви­тель­но­го, при­об­ре­та­ют веще­ствен­ность и ста­но­вят­ся существительными.

Сочетаемость собирательных числительных

Собирательные чис­ли­тель­ные харак­те­ри­зу­ют­ся сво­ей изби­ра­тель­но­стью в соче­та­е­мо­сти с име­на­ми существительными.

Неправильно Правильно
двое кавы­чек две, обе кавычки
трое зве­ру­шек три зве­руш­ки
чет­ве­ро дочерей четы­ре дочери
пяте­ро спиц пять спиц
шесте­ро варежек шесть варе­жек
семе­ро конфет семь кон­фет
вось­ме­ро клавиш восемь кла­виш
девя­те­ро кукол девять кукол
деся­те­ро сотрудниц десять сотруд­ниц

Собирательные чис­ли­тель­ные сочетаются

1. с лич­ны­ми местоимениями:

2. с суще­стви­тель­ны­ми, обо­зна­ча­ю­щи­ми лиц муж­ско­го пола:

3. с назва­ни­я­ми детё­ны­шей животных:

4. с суще­стви­тель­ны­ми, име­ю­щи­ми фор­му толь­ко мно­же­ствен­но­го числа:

5. с суще­стви­тель­ны­ми, назы­ва­ю­щи­ми пар­ные предметы:

6. с при­ла­га­тель­ны­ми и при­ча­сти­я­ми, пере­шед­ши­ми в имя суще­стви­тель­ное, в фор­ме мно­же­ствен­но­го числа:

Упражнение

Отыщите ошиб­ки в упо­треб­ле­нии соби­ра­тель­ных чис­ли­тель­ных в предложениях.

За дома­ми ока­зал­ся тени­стый дво­рик, куда выхо­ди­ли две­ри обе­их подъездов.

Дедушка сма­сте­рил проч­ную ска­ме­еч­ку из чет­ве­рых досок.

У Артёма дома живут трое хомяч­ков и двое кошек.

Этот древ­ний город вырос по обо­им сто­ро­нам реки ещё в XII веке.

Двое малы­шей игра­ют в песочнице.

Эту труд­ную зада­чу не смог­ли решить даже пяте­ро умниц.

Во вре­мя про­гул­ки дети заме­ти­ли дво­их белок.

Синтаксическая роль собирательных числительных

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить, каким чле­ном пред­ло­же­ния явля­ет­ся соби­ра­тель­ное чис­ли­тель­ное, име­ем в виду, что с име­нем суще­стви­тель­ным оно обра­зу­ет спа­ян­ное сло­во­со­че­та­ние, кото­рое высту­па­ет в роли одно­го чле­на предложения.

Примеры

Спозаранку оба рыба­ка уже сиде­ли на бере­гу озе­ра с удочками.

Ко дню рож­де­ния Сергею пода­ри­ли двое джин­сов .

Квартет — это чет­ве­ро пев­цов или музы­кан­тов .

Возле тро­их арти­стов собра­лись поклон­ни­ки, что­бы полу­чить их автографы.

На кон­церт при­гла­си­ли вось­ме­рых музы­кан­тов .

Видеоурок «Собирательные числительные»

Источник

Adblock
detector