Меню

Египетский бог плодородия ним

Мин — бог плодородия

Мин — один из древнейших богов Египта Мин — бог изобилия, плодородия, скотоводства, деторождения и мужской силы; бог Восточной (Аравийской) пустыни, покровитель торговли и добычи полезных ископаемых, защитник путников и иностранцев. Изображался в виде человека, одна рука которого поднимает вверх плеть.

Сам же Мин обычно имеет черный цвет – цвет плодородной почвы после окончания разлива Нила. На голове у него корона, часто украшенная двумя высокими перьями.

Мин — «неудобный бог»

Преддинастические скульптуры фаллического бога Мина. Музей Ашмола, Оксфорд, Великобритания Неотъемлемой частью изображений и статуй Мина является наличие эрегированного полового члена, из-за чего многие изображения этого божества пострадали в период господства, с одной стороны, норм средневекового ислама, с другой стороны, викторианской морали: «неудобный» атрибут удаляли, вырубали, замазывали и т.д.

Мин – один из древнейших богов Египта. Мину начали поклоняться задолго до строительства первых пирамид — еще в преддинастический период, что подтверждается эмблемой бога, появляющейся на глиняной посуде уже в это время.

Мин непременный участник всевозможных ритуалов там, где играли роль регенерация, изобилие и мужская потенция, то есть в огромном количестве ритуалов. Поскольку любой процесс можно представить в виде первоначального зачатия с последующим рождением.

Например, ритуалы, связанные с качествами Мина, как «производителя урожаев», являлись частью церемоний фестиваля Сед, который проводился первый раз на 30-летие правления фараона, а затем каждые 3 года его правления, чтобы с помощью магических ритуалов омолодить силы фараона, восстановить его выносливость и способность дальше управлять страной.

Греки отождествляли Мина с Паном

Рельеф из храма в Карнаке с изображением Мина. Песчаник. Эпоха Птолемеев. Собрание Британского музея. Одним из главных культовых центров бога Мина была столица пятого нома Верхнего Египта город Коптос (cм. Карта Древнего Египта). В древние времена Коптос являлся последней остановкой для караванов прежде, чем им войти в долину Вади Хаммамат – самый удобный и короткий маршрут по Аравийской пустыне между Фивами и Красным морем.

Постепенно Мин стал покровителем караванов и торговли, защитником путников и богом Восточной (Аравийской) пустыни.

В Вади Хаммамат находились каменные карьеры и золотые рудники – их покровителем и покровителем работ по добыче камня и золота также стал считаться Мин.

Тесно связан был Мин и с городом Акмимом, который был еще одним важным культовым центром этого древнеегипетского бога. Греки называли этот город Панополисом, то есть городом Пана, поскольку они отождествляли греческого бога Пана с Мином.

Сын и муж Исиды

Мин и Исида. Рельеф из храма Рамзесса в Абу Симбеле Во время Среднего царства его культ стал сливаться с культом бога Хора (Гора) из-за наделения Мина королевскими качествами.

Он, как и бог Гор, был в воззрениях древних египтян правителем объединенного Египта. В результате Мин иногда считался сыном Исиды.

С другой стороны, сам Мин был членом триады в составе Исиды в качестве его жены и Гора – их сына.

В эпоху Нового царства он часто рассматривался как проявление бога Амона в качестве бога создателя. В этом случае к перьям на короне добавлялся солнечный диск.

Особенности иконографии Мина

Следует обратить внимание на то, что на всех изображениях Мин держит плеть (цеп) в поднятой руке весьма своеобразно. Исследователи считают, что таким символическим образом был изображен половой акт: угол образованный ручкой и собственно плетью обозначает влагалище, а вытянутая рука – половой член.

Вторая рука на рельефных изображениях Мина, как правило, отсутствует, но на дошедших до нас многочисленных статуях и статуэтках этого бога она охватывает фаллос у основания.

Мин часто изображается с высоким растением – салатом-латуком, почитавшимся древними египтянами в качестве усилителя мужской потенции, в первую очередь, видимо, потому, что оно содержит в себе белый сок, напоминающий человеческую сперму.

Легенда о Мине и фараоне

Мины — новоделы из сувенирной лавки в Каире С неиссякаемой потенцией Мина и его постоянной готовностью к оплодотворению связана следующая легенда.

Когда враги стали угрожать Египту, фараон собрал в свою армию всех мужчин и отравился на войну. Каково же было удивление, когда вернувшись через длительное время с войны, мужчины обнаружили, что в их отсутствие жены успели нарожать детей по всей стране. И все эти дети были на одно лицо.

Оказалось, что это Мин не давал женам скучать и грустить — каждую ночь он удовлетворял огромное число женщин. Фараон возмутился и приказал отрубить ему руку и ногу. Однако когда через несколько лет началась новая война и армию пополнили многочисленные отпрыски Мина, фараон кардинально поменял свои взгляды и воздал Мину всевозможные почести.

Читайте также:  Емкость для выращивания травы для кошек

Ныне в Египте туристам предлагают большой выбор статуэток Мина – без одной ноги и одной руки, но с наличием внушительного главного атрибута этого бога.

Источник

Хнум – египетский бог-гончар, сотворивший жизнь

Боги-творцы в различных мифологиях мира имеют разные облики, но сейчас мне хотелось бы уделить внимание древнеегипетскому создателю. Покровитель сил плодородия, великий мастер и гончар Хнум некогда сотворил Вселенную на своём гончарном круге.

В это верил народ Древнего Египта, чьи мифы о Хнуме дошли до наших дней в виде текстов и старинных фресок. Этот бог был одним из самых почитаемых в южных регионах Верхнего Египта, а его культ стремительно распространялся в эпоху расцвета цивилизации. Чем известен творец Хнум? Что говорят о нём древние легенды?

Бог волн Нила – Хнум

Среди египетских богов немало тех, что могли принимать облик священного животного или вовсе являлись людьми лишь наполовину. Хнум – не исключение. На древних изображениях он предстаёт перед нами в облике барана или человека с бараньей головой.

Иногда голов у Хнума было целых четыре. Как утверждают исследователи, они могли быть символами функций четырёх божеств, что объединились в образе Хнума. На мой взгляд, вполне верное объяснение. Хнум считался объединителем обязанностей Ра, Геба, Шу и Осириса. Эти боги являлись создателями, властителями, хранителями порогов Нила и тайн плодородия.

Самые необычные, но и самые редкие изображения Хнума – в облике крокодила с головой барана. А в текстах Позднего периода Египта встречаются и упоминания о том, что бог мог принимать обличье змея.

На мой взгляд, такая прямая связь с рептилиями (даже некоторое родство) указывают на принадлежность Хнума к богам-покровителям Нила. Священная река была для египтян источником жизни, ведь приносила на землю живительный ил. Хнум являлся божеством речных порогов, а потому отвечал за новый урожай, что являлся его щедрым даром людям.

Изначально Хнум был лишь местным божеством, которое почитали в районе Первого порога Нила. Место это было настолько бурным, что долгое время и вовсе считалось истоком реки.

После засушливого сезона волны Нила стремительно направлялись к землям крестьян, одаривая их илом и влагой. Именно поэтому они получили название “стрел Хнума”.

Первым местом почитания бога был остров Элефантина, который называли “городом, окружённым водами”. Египтяне представляли Хнума с огромным засовом в руках. Когда приходило время, он убирал заслон, выпуская речные потоки во время разливов.

Хнум – творец людей

Великий создатель

Со временем Хнума стали почитать не только в Элефантине. Его культ распространился по всему Египту, однако на своей “родине” бога чтили особо высоко. Возможно, причиной тому стали особые способности бога, что не ограничивались управлением водами Нила и властью над силами земли. Хнум был создателем, творцом мира.

Под его руками жизнь зародилась на гончарном круге. Древние египтяне верили, что он был “отцом отцов и матерью матерей”. Сам Хнум появился по собственной воле как демиург, после чего смог оживить всё, что есть в мире. На фресках он часто показан сидящим перед гончарным кругом.

Бог зачерпывает руками глину и ил со дна Нила, после чего мастерски создаёт своих детей. На изображениях перед Хнумом можно увидеть двух детей, возраст которых показывает локон, свисающий со лба до подбородка.

Немало преданий о Хнуме связаны с его силой творца. Египтяне подробно рассказывали о процессе создания человека. К нему бог приступил после того, как вдохнул жизнь в птиц, животных, растения. Он слепил тело из мягкой глины, после чего заставил расти волосы.

Хнум раскрыл глаза на вылепленном лице, открыл рот своему творению, чтобы человек мог говорить и есть пищу. Благодаря Хнумум человек почувствовал себя частицей окружающего мира, ведь бог-создатель постарался сделать так, чтобы люди были неотъемлемым элементом мироздания.

В текстах, сохранившихся в древнем храме Хнума, в папирусе Весткар говорится, что до сотворения людей Хнум стал творцом фараонов. Они считались не просто людьми, а воплощением божеств.

Когда облик правителя был завершён, Хнум создавал его ка – бессмертную душу, наделённую особой энергией. В период правления царицы Хатшепсут было приказано изобразить рождение правительницы. Женщина-фараон предстаёт ребёнком, появляющемся на гончарном круге. Рядом с ней – родители и, конечно же, бог Хнум.

Почитание Хнума

Как вы догадались, священным животным бога был баран. Из-за растущей популярности Хнума во время расцвета Египта было принято создавать храмы бога, в которых держали баранов.

Читайте также:  Когда убрать урожай тыквы

После смерти “воплощения Хнума” мумифицировались, а бальзамирование проходило по всем правилам, что приравнивалось к процедурам с телами знатных египтян.

В течение года народ Древнего Египта несколько раз отмечал праздники, посвящённые Хнуму. Самый главный из них приходился на 18 число месяца панипет, который знаменовался бурными разливами Нила.

Наиболее пышно проходило торжество в Элефантине, где статуи Хнума и его супруги-дочери Анукет провозили по реке. Считалось, что участие в празднике, возможность увидеть скульптуру бога принесут успех и благополучие, одарят людей долгожданным урожаем в новом сезоне.

Храм бога Хнума в Эсну

Хнум – яркий представитель древнеегипетского пантеона богов. Он был покровителем Нила, воплощением сил плодородия, божеством, связанным с небесами и землёй и, конечно, великим создателем. Но я бы хотела отметить главную особенность бога. Хнум был мастером, и благодаря его великому искусству гончара, как говорят нам мифы, в мире появилась жизнь.

Источник

Египетский бог плодородия

Боги египетского пантеона, в отличие от богов в других религиях, очень редко принимали участие в жизни своего народа, и не вмешивались в спорные ситуации. Некоторые божества не имели определенных, закрепленных имен, а обращение к ним менялось в зависимости от проводимых ритуалов и времени дня, или ночи. Один из наиболее почитаемых представителей египетского пантеона был Апис — египетское божество плодородия. Его изображали в виде быка. На многих изображениях Аписа между его рогов присутствует солнце. Мемфис являлся оккультным центром для поклонения Апису. Апис был воодушевлением Ра и Птаха.

Египтяне верили, что во время проведения ритуальных забегов быков, проходило оплодотворение полей. В египетской мифологии бог плодородия имел связь с душами умерших людей. В некоторых захоронениях были найдены рисунки, изображающие бога плодородия, на спине которого лежала мумия. В Мемфисе бог плодородия изображался в виде черного быка, на лбу которого были отметены белого цвета, а хвост был украшен кисточками. Спина животного должна была быть украшенной силуэтом птицы — грифона, а под языком находилось изображение скарабея. Если такой бык появлялся на свет, египтяне считали это очень благоприятным знаком. Такому быку оказывали всевозможные почести. Он находился в отдельном стойле, его очень хорошо кормили и даже украшали одеждой. Такие же почести ожидали и корову, которая произвела на свет черного бычка. Такого черного быка с белыми отметинами на лбу почитали как великое божество. Какие бы движения ни делал бык, все они интерпретировались верховными жрецами как предвестники недалекого будущего.

Смерть черного быка была очень большим горем для египтян. Объявлялся траур. Умершего быка клали в саркофаг, предварительно забальзамировав. Для захоронения священных быков сооружались специальные склепы, которые назывались серапеум. К сожалению, такие склепы довольно часто грабили, как и захоронения фараонов. В честь умершего быка возводился памятник, а египтяне начинали искать нового бога плодородия. После того как поиски нового божества увенчались успехом, по всему Египту закатывался большой пир. По законам египетской религии, возраст Аписа не должен был превышать 25 лет, в противном случае, его необходимо было отправить в воды Нила – то есть, утопить в большом колодце. Праздник Аписа отмечался каждый год, когда обновлялись воды Нила.

Среди пантеона богов был еще один египетский бог плодородия – Мин. Мин всегда изображался мужчиной, с бородой, голову которого украла корона из нескольких перьев и огромного стоячего фаллоса. Правая рука Мина сжимала плетку, которая являлась символом покровительства над рабами. Изначально Мин являлся божеством, защищавшим урожай и покровительствующим скоту. Позже Мин стал божеством дорог, защищавший путешественников во время пересечения пустынь. Бог плодородия Мин был дарителем мужской силы. Главным торжеством в честь Мина был день ступеней. Срезание первого снопа проводилось рукой фараона, а после отдавался Мину. Многие боги и божества в египетской культуре и религии ассоциировались с правящими фараонами.

Источник

Бог плодородия: египетский, славянский, римский бог плодоролия

Вполне естественно, бог плодородия как культ пользовался значительным влиянием среди людей с древних времен. Именно от урожая зависело, каков будет уровень жизни у большинства народов. Исключение составляли воинствующие племена, которые кормились награбленным.

В статье раскроются основные символы плодородия, которые культивировались в Древнем Египте, Риме и у славян-язычников.

Боги плодородия в древних культурах

Бог плодородия чаще всего ассоциировался с землей, водой, илом. Древние люди возносили своему божеству дары, проводили молитвенные обряды. Все это должно было ублажить его для хорошего будущего урожая, от наличия которого зависела дальнейшая жизнь человека.

В некоторых культурах, например, Древнего Египта, бог мог существовать в своем земном воплощении. Люди представляли его в виде животного. С древних времен во многих цивилизациях было принято отмечать праздник плодородия, который проводили в преддверии сбора урожая. На нем люди благодарили высшие силы за предоставленный урожай.

Читайте также:  Эустома лизиантус выращивание семенами

Боги Древнего Египта

В египетской мифологии бог плодородия играл значительную роль. Он отвечал, помимо урожая, за скотоводство, караваны и мужскую силу. Называли его по-разному, но чаще упоминалось имя Мин. По легенде, он создал себя сам из хаоса.

Благодаря своей значимости он стоял практически на одном уровне с главными богами, Ра и Осирисом. В образе божества его изображали с огромным фаллосом, который означал мужскую потенцию и символизировал плодородие почвы. Это также делало его властителем всех земных женщин.

Египетский бог плодородия в позднее время стал символом целостности государства. Это было крайне важно в условиях войны. Фараоны часто использовали образ бога для воодушевления армии, придание ей однородности и целостности.

Земное воплощение египетского бога плодородия

Большинство египетских божеств могли существовать в образе животных. Египетский бог плодородия не был исключением. Мин проявлялся в виде большого и сильного быка. Это животное ассоциировалось у египтян с плодовитостью и плодородием. Даже фараон считал себя наследником Мина.

Бог плодородия в образе быка должен был обеспечивать людей урожаем дважды в год. Поэтому ему подносились огромные дары и посвящались молитвы. Жрецы умоляли Мина послать прекрасный урожай, который напрямую зависел от реки Нил и ее разливов.

Боги Древнего Рима

В отличие от Древнего Египта, римский бог плодородия представлен в женском образе. Это богиня, и называли ее Цецера, а изображали красивой женщиной с фруктами. Часто на рисунках она стояла вместе с покровительницей жатвы Анноной.

Поскольку римляне большинство божеств позаимствовали из греческой мифологии, то и у Цецеры есть аналог. Это известная многим Деметра. С именами этих богинь связан миф про мать и ее похищенную дочь. По легенде, у Цецеры была единственная дочь, прекрасная Прозерпина. Однажды Плутон, бог подземного царства, похитил ее у матери, чтобы сделать своей женой. Она стала жить под землей вдали от матери.

С тех пор, пока дочери нет, Цецера грустит, и природа увядает. Чтобы мир не был уничтожен окончательно, похитителю приказали возвращать Прозерпину к матери на часть года. В это время Цецера счастлива, и все вокруг расцветает. Так греки и римляне объясняли смену времен года, приход весны и осени.

Существовал в Древнем Риме бог плодородия и в мужском обличие. Его называли Либер. Он также был покровителем виноделия. Особенно его почитали земледельцы, которые посвящали ему праздник, проходивший в середине марта.

Образ Матери-Земли у славян

Бог плодородия у славян часто связан с образом Земли. Она считалась матерью всего живого, средоточием плодородия. При этом ее сила была бы бесполезной без воды, которой она наполняется с небес. Славяне просили святых наполнить Землю росой, чтобы она могла принести зерно. Она была кормилицей, а также символом материнства, женского начала.

В таком образе божество схоже с высшими силами других народов. Помимо славян, плодородие в облике Матери-Земли встречается у греков (Деметра), иранцев (Анахита), литовцев (Жемина) и других.

Дажьбог

Бог плодородия у славян существовал и в мужском обличье. Называли его Дажьбог, что означало «дающий». Он олицетворял собой силу светила, животворящее тепло, яркость. Люди ждали от него здоровья, исполнения желаний, различных благ.

Символами Дажьбога считались пылающие металлы, такие как золото и серебро. Днем этого божества считается 22 сентября, день осеннего равноденствия. В это время весь урожай был собран и проводились последние работы в садах и на полях. Люди собирались в день Дажьбога и Макоши на общее празднество, разжигали костер, водили хороводы, закатывали на гору горящее колесо (символ солнца) и угощались лучшей едой.

Само имя «Дажьбог» имеет один корень со словами «дать», «дождь», которые означали «раздавать» и «делиться». Бог посылал дождь и солнце, которые напитывали землю влагой и теплом. Его часто представляли в виде осеннего неба с дождевыми и грозовыми облаками, а иногда и градом.

Славянский бог плодородия имел свои символические знаки. Они означали солнце и имели вид солнцеворотов или солнечной розетки. Древние славяне носили такие знаки на одежде, украшали ими свои жилища, изображали на посуде.

Плодородие у славян зависело от Матери-Земли и Дажьбога. Урожай был возможен только при единстве мужского и женского начала. Земля дарила жизнь, а влага с небес питала ее для лучшего плодородия.

Источник

Adblock
detector