Почва
методическая разработка по экологии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_teme_pochva.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока Тема: « Почва»
Цель: Сформировать у учащихся знания о составе почвы.
Задачи: продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли;
выявить основные свойства почвы; способы защиты почвы от разрушения;
в процессе опытов установить состав почвы;
развивать мышление, наблюдательность, любознательность.
штатив, спиртовки, почва, минзурки, стекло, колбы.
1. Организационный момент.
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.
2. Работа над изученным.
1. Индивидуальная работа за компьютером.
2. Работа в парах
1. О каких природных зонах идет речь?
а) Царство деревьев – . (зона лесов)
б) Царство льда и снега – . (Арктика)
в) Море трав – . (степь)
г) Земля солнечного огня – . (пустыня)
д) Царство мхов , лишайников и карликовых деревьев– . (тундра)
2. Узнай растение по описанию, запиши название:
1. Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах. (Лишайники).
2. У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши (дубы).
3. Это таежное дерево имеет не гниющую древесину, в отличие от своих сородичей полностью раздевается на зиму. (Лиственница).
4. Это травянистое растение с корнем «метелочкой», узкими листьями и мягкими волосками. (Ковыль).
1. Хозяин Арктики. (Белый медведь).
2. В гору бегом, с горы кувырком. (Заяц).
3. Нос долог, голос тонок,
Тот свою кровь прольет. (Комар).
4. Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло –спать летит в дупло. (Сова).
5. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось).
3. Рассели растения и животных по природным зонам.
Кактус, верблюжья колючка.
Лось, медведь, белка.
Морж, тюлень, белый медведь.
Северный олень, песец, лемминг.
Змеи, ящерицы, скорпионы.
Слон, страус, зебра, лев.
Полынь, ковыль, тюльпан.
Уж, хомяк, бабочка, орел.
3. Изучение нового.
Тему сегодняшнего урока вы узнаете, отгадав загадку.
Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать.
А я с подарками опять. (Земля)
У слова «земля» есть несколько значений. ( Планета, суша, страна)
Земля! Какое это емкое слово!
Земля-кормилица, земля-поилица. Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково зовем мы нашу родную землю.
Твердые горные породы в природе очень медленно разрушаются. Это вызвано изменениями температуры, действием воды, ветра, растений. Образуется верхний слой коры нашей планеты, который назван почвой.
Сегодня объектом нашего изучения будет почва.
Вы узнаете состав почвы, ее свойства, способы защиты от разрушений.
IV. Что такое почва?
Почва — это.
Почва — это верхний плодородный слой земли.
Почва — чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь — вместо одного мешка в кладовой — двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Какое же главное свойство почвы ?
А везде ли есть почва?
Таким образом, почва — это земля, которая снабжает растение питанием и водой. Глубина почвенного слоя различна. В одних местах он тонкий, всего 3-4 см, в других — достигает несколько метров. Почвенный слой словно чехол одевает сушу нашей планеты. Там же, где на поверхность нашей планеты выходят горные породы, этого чехла вообще нет.
Рассмотрите почву. Давайте проделаем несколько опытов и выясним состав почвы.
V. Практическая работа «Состав почвы».
Опыт 1 .
Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы видите? Какой вывод можно сделать?
Вывод : в почве есть воздух.
Стеклянной палочкой хорошо размешайте получившийся раствор. Посмотрите на осадок. Что вы видите? Какой вывод можно сделать?
Вывод : в почве есть песок и глина.
Чашечку с почвой поставить на кольцо штатива. Взять спички и зажечь спиртовку. Начинаем нагревать почву. Возьмите предметное стекло и поместите его над почвой. Что вы видите? Что доказывает этот опыт
Вывод : в почве есть вода.
Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? Что доказывает этот опыт?
Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах. Почему это происходит? Это горят старые листья, остатки травы и насекомых.
Вывод: это сгорает перегной, который образовался из остатков растений или животных. Именно перегной придает темный цвет почве. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. в почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, встречаются части насекомых, червей — это перегной или гумус.
Продолжаем нагревать почву. Что вы видите ? Как изменился цвет почвы? Что доказывает этот опыт?
Вывод : Почва стала серого цвета. Это соли. Соли — это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Они образуются благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.
Мы исследовали почву и составили схему «Состав почвы»
VI. Что растения получают из почвы?
Подумайте «Что растения получают из почвы?»
VII. Как образуется почва.
Подумайте, как давно появились первые участки почвы.
Почвы Земли начали образовываться тогда, когда первые растительные организмы вышли из океана на сушу и поселились в рыхлых горных породах. Отмирающие корни и стебли растений обогащали поверхностные слои почвы перегноем. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы.
Первыми на планете образовывались почвы под влажными тропическими лесами, в более поздний период в сухом климате пустынь — пустынные почвы.
По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.
Твердые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины.. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из остатков под действием бактерий образуется перегной.
Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя. Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые, кроты и др. Они повышают плодородие почвы. Как видите почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва.
Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано.
Главная часть почвы — перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы в растения, из растений — в тела животных, и с остатками растений и животных — снова в почву. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе.
Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на земле и люди.
Вот почему русский ученый В.В.Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить могли бы, а без почвы — нет.
10 миллиардов микроорганизмов и бактерий. Эти микроорганизмы измельчают остатки сгнивших растений, лесной подстилки и животных, которые быстрее сгнивают и превращаются в перегной. Эти микроорганизмы умирают, разлагаются, образуя при этом вещества, которые растение может хорошо усваивать. Получается такой круговорот веществ в природе.
Почву часто называют домом для животных. Здесь можно увидеть насекомых, червей, многоножек, грызунов и зверей. Одни в почве живут постоянно, другие прячутся от врагов и холода, третьи откладывают яйца для размножения.
Из насекомых в почве можно встретить ос, шмелей, жуков и муравьев. Они постоянно в работе. Много в почве разных червей. Самые большие труженики среди них – дождевые черви. Они приносят большую пользу. Дождевые черви вылезают по ночам в поисках пищи, а днем уползают в землю. Они питаются упавшими, начинающими гнить листьями. Выделения червей являются удобрением для почвы. Черви также рыхлят почву. Через их ходы воздух и вода попадают к корням растений. Продвигаясь под землей, черви пропускают через себя и обогащают ее полезными для растений солями. Ученые установили , что дождевые черви – одни из главных почвообразователей.
Кроме дождевых червей в верхнем слое земли живет много мелких животных. Это мыши, кроты, суслики и хомяки. В почве обитает много жуков и муравьев, которые также помогают ей.
Почва образуется очень медленно. Один сантиметр почвы образуется в природе за 250–300 лет. Слой в 20 сантиметров – 5–6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться очень бережно.
Но почва разрушается, как любые твердые вещества. Какие силы природы могут разрушать почву?
Часто человек наносит вред почве. Во время строительства нарушается верхний слой почвы. Во время испытаний различных видов оружия на полигонах земля заражается радиоактивными отходами. Уничтожая леса, человек обедняет почву, делает ее мертвой. Даже вы, не подозревая об этом, вредите почве, когда разводите костры.
Человек, понимая, что наносит вред почве, вынужден о ней заботиться. Что делают люди?
Чтобы повысить плодородие почвы, человек обрабатывает ее, вносит удобрения, поливает. Для того, чтобы почвы не выветривались, вокруг полей высаживают заградительные лесные полосы. Люди борются с образованием оврагом. На полях весной проводят снегозадержание, чтобы земля пропиталась влагой.
Науку о почвах- почвоведение- создал русский ученый- почвовед Василий Васильевич Докучаев ( слайд 18). Более 100 лет назад Докучаев доказал, что основные типы почв размещены на земле по типу зональности. Каждой природной зоне соответствует свой вид почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв.
VIII. Отчего почва разрушается?
Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см — за 5-6 тысяч лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.
Разрушаться по вине людей почва может очень быстро. Предложите способы защиты почв от разрушения.
Слой толщиной в 1 см образуется за 100 лет. На сколько увеличится толщина слоя почвы за человеческую жизнь (75 лет)?
Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть
Источник
Экологические задачи с ответами (часть 2)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Экологические задачи с ответами (часть 2)
Задача 1. У некоторых древесных растений молодые листья весной имеют красновато-фиолетовую окраску. Какое значение имеет такая окраска для растений в это время?
Ответ. Листья красноватой окраски лучше поглощают тепловые лучи Солнца и поэтому меньше страдают от весенних заморозков.
Задача 2. Родина сирени – Персия. В Карелии сирень хорошо растет, но осенью, когда другие деревья и кустарники сбрасывает листву, сирень продолжает стоять зеленая, с листьями. Почему сирень не сбрасывает листья одновременно с другими растениями?
Ответ . В Персии климат гораздо теплее, чем в Карелии и средней полосе России, поэтому там сирень долго не сбрасывает листья. Это качество передается по наследству. По этой причине даже не севере России сирень долго стоит с листьями.
Задача 3. На моховых болотах можно встретить хищное растение – росянку. Пищей росянки служат мелкие насекомые. При этом выделяется пищеварительный сок, и насекомое «переваривается», питательные вещества всасываются растением. Объясните, с чем связан такой способ питания?
Ответ. Почва моховых болот очень бедна перегноем, поэтому растения получают мало органических веществ, в том числе содержащих азот. Соединения азота нужны для образования белков в организме. Росянка, «переваривая» животные белки, преодолевает, таким образом, белковый голод. Это своеобразное приспособление к условиям среды обитания.
Задача 4. Под пологом березы поселился еловый подрост. Какова судьба будущего леса?
Ответ. Ель хорошо растет под пологом светолюбивой березы. Но в силу того, что ель долговечнее и выше березы, она (ель), в конце концов, перегонит березу по высоте и затенит ее. Таким образом, произойдет смена пород, и на месте березового леса вырастет еловый. Это может быть примером межвидовой борьбы «за место под Солнцем».
Задача 5. В лесу в 2-3 раза меньше микробов, чем на лесосеке или большой поляне. Чем ближе к кронам деревьев, тем меньше микробов (в кедровом лесу, например, в одном куб. метре приземного слоя воздуха найдено 1 400 бактерий и спор плесневых грибов, а на высоте 1, 5 метра – всего 700). Как объяснить этот факт?
Ответ. Ближе к кроне больше фитонцидов, выделяемых листьями и хвоей. Они губительно действуют на микроорганизмы. Отсюда вывод, чем больше деревьев с хорошо развитой кроной, тем чище и безопасней воздух.
Задача 6. На полянах и прогалинах ольшаников развивается хороший травостой. «Где ольха – там и трава» — гласит народная мудрость. Объясните это явление.
Ответ. На корнях ольхи поселяются клубеньковые бактерии, способные фиксировать азот воздуха. С ольхой клубеньковые бактерии находятся в симбиотических отношениях. Почва около ольхи обогащена солями азота, что и способствует росту не только самой ольхи, но и густой трявяной растительности.
****************************************************************** Задача 7. Наименее устойчивы против газов и пыли сосна и ель; лиственница и лиственные породы – более устойчивы. С чем это может быть связано?
Ответ. Разная устойчивость к газам и пыли связана с продолжительностью жизни хвои и листьев.
Задача 8. Многоярусный смешанный лес с богатым подлеском (кустарниками) оказывает благоприятное воздействие на водный режим, в то время как однородный хвойный лес – скорее неблагоприятное. Почему?
Ответ. В хвойном лесу корни развиваются в одних горизонтах. Опадающая хвоя покрывает всю поверхность почвы, такой лес плохо аккумулирует влагу, сравнительно велик поверхностный сток.
Задача 9. Отдельные экземпляры ели используются в производстве музыкальных инструментов: они имеют равнослойную древесину. В каких условиях могут вырасти такие ели?
Ответ. Равнослойные годичные кольца образуются у ели только в очень густом еловом лесу.
Задача 10 . Растения болот (клюква, багульник, пушица и другие) живут в условиях большой влажности, но, тем не менее, имеют ряд признаков растений засушливых мест обитания (например, мелкие, кожистые листья). Как можно объяснить такие особенности строения листьев растений болот?
Ответ. Вода в болотах холодная, поэтому всасывание ее корнями затруднено. Следовательно, растение постоянно испытывает водное «голодание». (Подобное происходит со всеми растениями осенью, даже в условиях частых дождей). Листья для сокращения испарения у болотных растений мелкие, часто покрыты восковым налетом.
Задача 11 . Для стимулирования роста дуба в высоту совместно с ним выращивают другие породы (подгон) или же в качестве подгона используют сами дубки, но часто посаженные. Какая особенность дуба учитывается при этом? Какое значение для человека имеет такой прием?
Ответ. Дуб – светолюбив, он не выносит затенения сверху. При боковом же затенении боковые сучья отмирают, и дуб усиленно растет вверх. Формируется древесина высокого качества (без сучков).
Задача 12. В районах страны, где работают цементные заводы, в радиусе 30-ти километров плохо развиваются, а порой и гибнут растения, особенно в отсутствие дождей. Как можно объяснить причину гибели растений?
Ответ . Цементный завод – сильнейший источник пыли. В результате оседания пыли на листья у растений затрудняются процессы дыхания и фотосинтеза – основных физиологических процессов, происходящих в зеленых растениях.
Задача 13 . После сильного дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли. Какова причина этого явления?
Ответ. Дождевые черви дышат кислородом воздуха, проникающим между частицами почвы. Во время сильного дождя почва пропитывается влагой, и дыхание червей затрудняется.
Задача 14. Профессор А.Г. Банников утверждает: «При локальных подъемах численности вредителей леса кабаны их настолько подавляют, что устраняют вспышку… Кабаны способствуют… возобновлению древесных пород. В этом отношении велика роль кабана в моховых ельниках, кедровниках и дубовых лесах». Объясните слова ученого.
Ответ. Взрыхляя большие площади земли в поисках пищи, кабаны способствуют заделке семян в почву. Поедая беспозвоночных животных, в том числе вредителей, они предотвращают вспышку роста их численности.
Задача 15. Перед тем как выращивать сосновые деревья на бедных почвах и для быстрого восстановления хвойных лесов, английские ученые выращивают вместе с деревьями специальные грибы. Так же поступают и в Австралии при выращивании эвкалиптов. Какое это имеет значение?
Ответ . Эти грибы опутывают корни деревьев своей разветвленной грибницей и помогают им усваивать питательные вещества из почвы, получая от дерева взамен органические вещества. Вот такой симбиоз.
Задача 16. Некоторые виды форелей живут в водоемах со слабо проточной водой, но метать икру уходят в быстро текущие реки. Можно ли разводить этих рыб в прудовом хозяйстве? Если да, то как? Если нет, то почему?
Ответ. Можно при условии искусственного разведения. В быстро текущих реках в воде больше кислорода, поэтому при развитии икры необходимо создать такие условия (обеспечить аэрацию воды).
Задача 17. «Каждая птица – это, по сути дела, настоящий летающий зоопарк», — пишет английский ученый Шипли. Поясните мысль ученого.
Ответ. На птицах паразитируют различные насекомые и животные: блохи, клещи, пухоеды, кожееды, паразитические черви и другие.
Задача 18. Опытные рыболовы летом пытаются ловить рыбу, такую как голавль, форель, хариус, у подветренного берега. Почему?
Ответ. Ветер сдувает с кустов насекомых, которыми эти рыбы питаются.
Задача 19. Знаменитые французские исследователи Жак Ив Кусто и Филипп Кусто пишут: «когда вдоль кипящих жизнью кораллов скользит грозный силуэт акулы, это не вызывает паники среди рыб, они просто освобождают дорогу «господину» и внимательно следят за ним. Также ведут себя зебры и антилопы в африканской саванне на виду у льва. Можно подумать, что рыбы и зебры прошли одну школу, брали уроки жизни у одного учителя». Так ли это?
Ответ. Да, это именно так. Этот учитель – Природа, которая наделила столь несхожие между собой существа единством жизненных проявлений. По поведению хищника животные улавливают степень опасности.
Задача 20. Опытные рыболовы знают, что плеск весел, стук по борту лодки отпугивает многих рыб, но громкий разговор на берегу рыб не беспокоит. Почему?
Ответ. Звуковая волна плохо проникает из воздуха в воду, колебания же воды и звук хорошо передается по толще воды, и легко улавливается рыбами.
Источник