Экологические аспекты применения удобрений
Необоснованные нормы и нарушение технологии внесения удобрений приводят к существенному негативному их влиянию на природную среду. Происходит загрязнение атмосферы и природных вод, ухудшение свойств почвы, снижение ее плодородия и качества растениеводческой продукции.
Неравномерное внесение удобрений приводит к избыточному или недостаточному снабжению растений элементами питания, что вызывает их неодинаковую продуктивность. Недоиспользованные удобрения могут накапливаться в почве в избыточном количестве.
Помимо этого, в минеральных удобрениях имеются различные токсичные вещества в виде солей тяжелых металлов, радиоактивных соединений и т.д. Наиболее опасными из них являются мышьяк, кадмий, свинец, фтор, стронций, ртуть и др. Накапливаясь в почве и растениях, эти элементы становятся источниками загрязнения окружающей среды. Степень их накопления в почве и поглощения растениями зависит от типа почвы, вида растений и вносимых минеральных удобрений.
Так, с фосфорными удобрениями обычно поступают в почву фтор, свинец и другие тяжелые металлы, которые даже при сравнительно низких концентрациях угнетающе действуют на растительные организмы.
Применение в высоких дозах органических удобрений с ферм, где в корм животным и птице добавляют микроэлементы, может привести к их избыточному накоплению в почве. Использование осадка сточных вод, компостов из городского мусора ведёт к тем же последствиям.
В результате водной и ветровой эрозии из почвы ежегодно теряется до 100 кг N, 5 кг Р2О5 и 60 кг К2О с 1 га. Потери элементов питания особо ощутимы при поверхностном внесении удобрений.
При внесении в повышенных дозах азотных удобрений меняется процесс гумификации, нарушается питание растений калием. Высокие дозы азота могут резко увеличить содержание в почве и растениях нитратов, ухудшить качество продукции. Допустимая суточная доза нитратов для взрослого человека – 300-325 мг NО3 — .
Избыток хлора в калийных удобрениях вредно влияет на многие культуры и физико-химические свойства почвы, а избыток калия в кормовых культурах может вызвать отравление животных.
При разработке системы удобрения надо учитывать загрязняющее действие удобрений на окружающую среду и стремиться свести его к минимуму. Так, при помощи известкования удается в несколько раз уменьшить содержание свинца и кадмия в растениях, внесение торфа и других органических удобрений значительно снижает поступление тяжелых металлов в растения. Прочно связываются органическим веществом свинец и медь.
Внесение повышенных доз калийных удобрений на дерново-подзолистой почве резко снижает поступление в растения хрома и никеля.
Особое внимание необходимо уделять сбалансированному питанию растений. Правильный выбор доз удобрений, сроков и способов их внесения, соотношения элементов питания в системе удобрения не только обеспечит высокий урожай, но и исключит риск загрязнения почвы и продукции токсичными соединениями и будет поддерживать плодородие почвы на должном уровне.
Не последнее место в системе мероприятий по регулированию питательного режима занимают приёмы химической мелиорации почв (известкование кислых почв и гипсование солонцов). Благодаря химическим мелиорациям, физико-химические свойства почвы существенно улучшаются, что в свою очередь, повышает доступность растениям запасов питательных веществ и биологическую активность почвы.
На почвах с большими валовыми элементов питания (пойменные почвы, чернозёмы) питательный режим может быть значительно улучшен рациональной механической обработкой. Правильная обработка почвы усиливает интенсивность микробиологических и биохимических процессов в почве, за счёт чего возрастает запас доступных растениям питательных веществ.
В эрозионных ландшафтах требуется весьма гибкая система удобрений, учитывающая разнообразие элементов рельефа и их морфологических характеристик, степень смытости и выдувания почвы, сток и скорость ветра, литологические условия с тем, чтобы не допускать потери питательных веществ сверх экологически допустимых норм.
Наряду с ландшафтным подходом к применению удобрений надо учитывать системный эффект их взаимодействия с элементами систем земледелия – севооборотом, обработкой почвы, сроками и способами посевами, нормами высева семян и т.д. При таком подходе к экологизации земледелия оптимизация применения удобрений позволит существенно повысить продуктивность земледелия и предотвратить негативное воздействие удобрений на природную среду.
Вопросы для самоконтроля:
1. Значение удобрений в повышении плодородия почв и оптимизации питательного режима.
2. Роль макроэлементов в минеральном питании растений.
3. Органические удобрения и их роль в повышении плодородия почвы.
4. Основные минеральные удобрения, используемые в современном сельхозпроизводстве.
5. Комплексные удобрения, их преимущества и недостатки.
6. Способы внесения удобрений
7. Отрицательное влияние минеральных удобрений на экологическое состояние почвы.
Источник
Экологические аспекты минеральных удобрений
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Экологические аспекты минеральных удобрений
Авторы проекта : учащиеся 9 класса МОУ «Моготская СОШ», Тындинского района
Описание слайда:
Гипотеза
При правильном расчете количества минеральных удобрений на единицу площади сельское хозяйство из разряда «экологически грязных», можно перевести в разряд «экологически чистых»
Описание слайда:
Цели проекта:
Исследовать экологические аспекты использования минеральных удобрений на примере нитратов и проанализировать позитивные и негативные стороны применения минеральных удобрений.
Описание слайда:
Задачи проекта
Изучит виды минеральных удобрений и их значение.
Провести качественное определение минеральных удобрений
Выяснить роль нитратов в природе и жизни человека
Определить содержание нитратов в овощах
Изучить способы уменьшения содержания нитратов в овощах в домашних условиях
Описание слайда:
Азотные фосфорные калийные
Рост созревание передвижение
растения плодов органических
веществ к корням
Описание слайда:
Из всего количества вносимых минеральных удобрений используются только 40-50 %
Остальные 60-50 % в виде нитратов
Вымываются в водоемы Улетучиваются в атмосферу
Избыток в почве нитратов приводит к накоплению их в разных частях растения.
Описание слайда:
Определение минеральных удобрений
Описание слайда:
Восстановление нитратов до аммиака в растениях
NO 3 NO 2 NO NH 2OH NH3
По способности накапливать нитраты растения можно разделить на пять групп:
Больше 5г на 1кг продукции (салат, петрушка, редис)
До5г на 1 кг( шпинат, редиска, свекла, зеленый лук)
До 4г (белокочанная капуста, морковь, репчатый лук)
До 3г (лук-порей, ревень, укроп, тыква0
Менее 1г (огурцы, арбузы, дыни, помидоры, баклажаны.
Описание слайда:
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НИТРАТОВ В ОВОЩАХ
У СВЕКЛЫ В ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ КОРНЕПЛОДА – 65%
У МОРКОВИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ – 90%, В НАРУЖНОЙ – 10%
У КАПУСТЫ КОЧЕРЫЖКА, И ТОЛСТЫЕ ЧЕРЕШКИ ЛИСТЬЕВ – 90%
У КАРТОФЕЛЯ ПОД КОЖУРОЙ.
МАЛЕНЬКИЕ ОГУРЦЫ СОДЕРЖАТ НИТРАТОВ МЕНЬШЕ.
Описание слайда:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИТРАТОВ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
НЕОБХОДИМЫ: РИВАНОЛ (ПРОДАЕТСЯ В АПТЕКЕ), 0,9% РАСТВОР ПОВАРЕННОЙ СОЛИ, РАЗБАВЛЕННАЯ СОЛЯННАЯ КИСЛОТА.
Описание слайда:
УСТАНОВЛЕНО СЛЕДУЮЩАЯ ДОЗА УДОБРЕНИЙ: АЗОТА-60 КГ, ОКСИДА ФОСФОРА – 90 КГ,И ОКСИДА КАЛИЯ – 90 КГ. ИМЕЕТСЯ КАЛЬЦЕВАЯ СЕЛИТРА КОТОРАЯ СОДЕРЖИТ 17,5% АЗОТА, ПО 48% ОКСИДА ФОСФОРА И ОКСИДА КАЛИЯ. ОПРЕДЕЛИТЬ СКОЛЬКО НУЖНО КАЖДОГО ИЗ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ ВНЕСТИ НА 1 ГА.
РЕШЕНИЕ.
НА 1Ц НИТРАТА КАЛЬЦИЯ – 17,5 КГ АЗОТА
НА 1 Ц СУПЕРФОСФАТА И СУЛЬФАТА КАЛИЯ – 48 КГ.
2.НИТРАТ КАЛЬЦИЯ 60/17,5=3,43 Ц НА 1 ГА
СУПЕРФОСФАТСУЛЬФАТ КАЛИЯ И 90\48=1,875 Ц НА 1 ГА
Описание слайда:
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО МОЖНО ПЕРЕВЕСТИ ИЗ РАЗРЯДА «ЭКОЛОГИЧЕСКИ ГРЯЗНЫХ» В РАЗРЯД «ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫХ» ПРИ ПРАВИЛЬНОМ ВНЕСЕНИИ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ
Описание слайда:
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
Как уменьшить содержание нитратов в овощах в домашних условиях
тщательно промывать овощи и фрукты – уменьшает на 10%
Механическая чистка – 15-20%
Варка овощей, особенно чищенных и нарезанных-50%
Зелень рекомендуется вымачивать перед употреблением в холодной воде 1-1,5 часа – 20-30%
Уменьшается содержание нитратов при квашении, солении, мариновании
Описание слайда:
Используемые ресурсы
Справочник школьника по химии
Мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия
www. ru.wikipedia.org
www. erudition.ru
www.slovaru.yandex.ru
www.xumuk.ru
www.floristua.ru
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
- Сейчас обучается 117 человек из 50 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
- Сейчас обучается 354 человека из 66 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
- Сейчас обучается 200 человек из 53 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Классный час на тему «Русский язык-мой родной язык».
Презентация на тему «Темперамент и его типы»
Технологическая карта по МДК
Дневник-отчет по учебной практике УП 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям, должностям служащих. Выполнение работ по профессии 18545 Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования.
Рабочая тетрадь для МДК 05.01
Инновационные технологии в деятельности педагога опыты и перспективы
Тарификация почтовых отправлений и денежных переводов, дополнительные услуги
Творческая работа «О вреде алкоголя»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5377896 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Экологические аспекты применения минеральных удобрений
ФГБОУ ФПО СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
77-я студенческая научно — практическая конференция
Секция «Молодёжь, наука, творчество» факультет защиты растений
применения минеральных удобрений
Творческая работа Ларкина Никиты
ученика 8а класса МКОУ СОШ №14
пос. Пятигорский Предгорного района
Ставропольского края
учитель химии и биологии
С детства мы знаем много сказок, в которых упоминается скатерть-самобранка. Фантазия это или реальность? В современном представлении скатерть-самобранка – это ухоженная, плодородная земля, благодаря которой наш стол полон яств. А как этого добиться?
Много веков занимает людей этот вопрос. Мы живем уже в XXI веке, нас на Земле больше 6 млрд человек. С ростом населения растут и потребности. Возможно, ли воплотить в реальность сказочную мечту о скатерти-самобранке?
В настоящее время из средств массовой информации мы узнаем, что ситуация печальная. На больших территориях нашу «больную» почву разрушает эрозия, безудержно применяются удобрения и пестициды, часто нарушается технология орошения. Чтобы повысить урожайность почвы, в нее вносят все больше и больше удобрений. Обыкновенный кочан капусты, попав на наш стол, может оказаться «миной замедленного действия»: вызвать расстройство желудка, отравить организм, подавить его жизненно важные функции, ухудшить способность крови обеспечивать клетки кислородом, дать толчок к возникновению онкологических заболеваний. Виновники – нитраты.
Каким же образом можно перевести сельское хозяйство из разряда загрязненных в разряд экологически чистых?
В естественных условиях осуществляется непрерывный круговорот химических элементов. После того как растение погибает, элементы, взятые им из почвы, вновь возвращаются в нее в результате деятельности микроорганизмов. Но человек, собирая урожай, забирает все химические элементы, использованные растением: N, Р, K, Са, Мn и др. Это длится в течение многих лет и приводит к истощению почвы. Если пользоваться простейшими минеральными удобрениями (селитра, мочевина, суперфосфаты) и умеренно их вносить, то почва обогащается полезными для растений веществами.
Но на сегодняшний день технология производства удобрений такова, что в их составе имеется целый букет тяжелых металлов, включая ртуть. Дозы вносимых удобрений до сих пор составлены без учета потребностей в питательных веществах выращиваемых культур.
В середине XIX в. химик Ю. Либих писал: «Продавая урожай со своего поля, крестьянин продает само поле». Он доказывал, что химия может и должна помочь крестьянину вернуть поле. Как показывают примерные расчеты, с урожаем ежегодно уносится с каждого гектара около 22,2 кг азота, 8,7 кг P2O5, 2,5 кг K2О. Урожайность зависит, прежде всего, от наличия в почве таких питательных элементов, как азот, фосфор и калий. Следовательно, в почву надо вносить эти элементы, чтобы восполнить их убыль. Нужно принять во внимание, что из всего количества внесенных минеральных удобрений сельскохозяйственные растения используют лишь 40–50%, остальное вымывается из почвы в водоемы и улетучивается в атмосферу. Химикатов накопилось в земле так много, что потребуется несколько десятилетий, чтобы они разложились. Согласно закону растущей урожайности, совершенствование агротехнических приемов ведет к увеличению урожая, но не беспредельно. Есть одно важное обстоятельство – плодородие почвы бесконечно увеличивать невозможно.
Вещества, содержащие три питательных элемента – азот, фосфор, калий – и способные в почвенном растворе диссоциировать на ионы, называются минеральными удобрениями. Минеральные удобрения принято классифицировать по двум признакам:
1) по питательному элементу;
2) по числу питательных элементов.
По первому признаку выделяют азотные, фосфорные, калийные удобрения, по второму – простые, содержащие один питательный элемент, и комплексные, содержащие два или три питательных элемента. Комплексные удобрения делят на сложные и смешанные.
Сложные удобрения – это комплексные удобрения, в которых атомы питательных элементов образуют химические связи. Сложное удобрение – это одно вещество, его состав выражен одной химической формулой.
Смешанные удобрения – это комплексные удобрения, которые представляют собой смеси нескольких (двух-трех) различных веществ.
Почему растениям необходимы питательные элементы N, Р, K и как они их получают. Азот необходим растениям для строительства белка. Поэтому почву с давних времен удобряют навозом или вносят минеральные удобрения, содержащие азот. Азотные удобрения – это соли азотной кислоты, соли аммония и мочевина. К ним относятся: натриевая селитра NaNO3, аммиачная селитра NН4NO3, кальциевая селитра Са(NO3)2, карбамид СО(NH2)2. Формула карбамида не похожа ни на одну другую. Часть слова «карб» взята из латинского названия углерода «карбонеум», а группу NН2 называют «амид», отсюда название удобрения – карбамид.
Азотные удобрения представляют собой белые или желтоватые кристаллические порошки (кроме жидких удобрений), которые хорошо растворимы в воде, не поглощаются или слабо поглощаются почвой. Большинство из них обладает высокой гигроскопичностью и требует особой упаковки и хранения.
Если мы видим, что растения отстают в росте, их листья приобретают грязно-зеленый цвет с фиолетовым оттенком, то мы делаем вывод о нехватке в почве фосфора.
Фосфор является жизненно важным элементом для всех живых организмов, включая человека. Судите сами: твердость скелету придает ортофосфат кальция Сa3(РО4)2, содержится фосфор также в составе мышечной, нервной и мозговой тканей. Источником фосфора для людей и животных является растительная пища. А растения могут расти в том случае, если в почве есть фосфаты. Следовательно, в почву необходимо вносить фосфорные удобрения. Фосфорные удобрения – это соли фосфорной кислоты, которая образует три вида солей: фосфаты, гидрофосфаты и дигидрофосфаты.
Самое дешевое удобрение – фосфоритная мука, состав которой выражается формулой Са3(РО4)2. Тонко измельченный природный фосфорит нерастворим в воде, поэтому применяется он на кислых, подзолистых, торфяных, серых и лесных почвах, т. е. почвах, которые могут растворить этот фосфат. К растворимым фосфорным удобрениям относятся простой и двойной суперфосфаты, основу которых составляет Са(Н2РО4)2. Состав простого суперфосфата – Са(Н2PO4)2 + 2СаSO4 (содержит балласт – СаSO4). В двойном суперфосфате сульфата кальция нет. Растворимые в воде, доступные растениям простой и двойной суперфосфаты подкисляют почву. Поэтому для снижения кислотности почвы ее известкуют.
Удобрение, содержащее гидрофосфат кальция СаНРО4•2Н2О, называют преципитатом. Это кристаллогидрат, содержащий в 1 моль удобрения 2 моль воды. Применяют его только на кислых почвах, т. к. он малорастворим в воде.
Калийные удобрения также необходимы для питания растений. Недостаток калия в почве заметно уменьшает урожай и устойчивость к неблагоприятным условиям. Важнейшими калийными удобрениями являются:
сырые соли, представляющие собой размолотые природные соли, преимущественно минералы сильвинит NaCl•KСl и каинит KCl•МgSO4•3H2О;
древесная и торфяная зола, содержащие поташ K2СО3;
концентрированные удобрения, получаемые в результате переработки природных калийных солей: KСl и K2SO4.
Хлорид калия – белый мелкокристаллический продукт. его недостаток – слеживаемость, но ее можно предотвратить глубокой сушкой (содержание влаги 0,1–0,2%), а также грануляцией. Сульфат калия совершенно не гигроскопичен и не слеживается.
Избыток в почве нитратов ухудшает качество выращиваемых овощей, фруктов, зерновых культур и др. При потреблении в повышенных количествах нитраты в пищеварительном тракте частично восстанавливаются до нитритов (более токсичных соединений), последние при поступлении в кровь могут вызвать метгемоглобинемию. Кроме того, из нитритов в присутствии аминов могут образовываться N-нитрозамины, обладающие канцерогенной активностью (способствуют образованию раковых опухолей).
Из всего сказанного можно сделать вывод о последствиях употребления некачественных продуктов:
• развитие онкологических заболеваний;
• появление заболевания, при котором кровь не способна удерживать кислород, – метгемоглобинемии (кислородного голодания);
• нарушение деятельности щитовидной железы и др.
Корневые системы всех без исключения растений хорошо усваивают нитраты. В результате участия ферментов и углеводов происходит восстановление нитратов до аммиака через нитриты:
Образующийся аммиак взаимодействует с органическими кислотами, в результате получаются аминокислоты – строительный материал для белков:
NH3 + органическая кислота аминокислота.
Содержание белков в продукции определяет ее пищевую ценность. Значит, земледелец должен добиваться наиболее полного перехода минерального азота, поступившего в растение, в состав органических веществ.
Заметим, что при недостатке азота растение медленно растет, имеет мелкие, бледные, преждевременно желтеющие листья. При избытке азота бурно развивается вегетативная часть растений, а генеративная (наряду с клубнями и корнеплодами) оказывается в угнетенном состоянии. Если в почве избыток нитратов, то они не успевают полностью превратиться в аминокислоты. Нитраты по корню поднимаются и могут осесть в любой части растения. Они превращаются в нитриты и отравляют организм. Кроме того, избыток соединений азота вымывается из верхнего слоя водой и просачивается в грунтовые воды. Далее они попадают в наш дом с обыкновенной питьевой водой.
Каковы же основные источники пищевых нитратов? Практически это исключительно растительные продукты. В животных продуктах (мясо, молоко) содержание нитратов весьма незначительно. Максимальное накопление нитратов происходит в период наибольшей активности растений при созревании плодов.
Чаще всего наибольшее содержание нитратов в растениях бывает перед началом уборки урожая. Незрелые овощи (кабачки, баклажаны, огурцы, картофель), а также овощи раннего созревания могут содержать нитратов больше, чем достигшие нормальной уборочной зрелости, когда произошло полное превращение соединений азота в белки. Удобрять растения азотными удобрениями желательно не позднее, чем за 2–3 недели до уборки урожая. Кроме того, полному превращению нитратов в белки препятствуют плохая освещенность, избыточная влажность и несбалансированность питательных элементов (недостаток фосфора и калия).
По способности накапливать нитраты растения можно разделить на пять групп – по содержанию в 1 кг продукции:
• больше 5 г (все виды салатов, петрушка, редис);
• до 5 г (шпинат, редька, кольраби, свекла, зеленый лук);
• до 4 г (белокочанная капуста, морковь, репчатый лук);
• до 3 г (лук-порей, ревень, укроп, тыква);
• менее 1 г (огурцы, арбузы, дыни, помидоры, баклажаны, картофель).
Как распределяются нитраты в различных овощах
1) У свеклы нитраты сконцентрированы в верхней части корнеплода – до 65%;
2) у моркови: в сердцевине – 90% и в наружной части – 10%;
3) у капусты – в кочерыжке и в толстых черешках листьев;
4) у картофеля в мелких клубнях нитратов больше, чем в крупных, сосредоточены они под кожурой (поэтому необходимо чистить не экономя);
5) маленькие огурцы содержат нитратов меньше, чем большие, в огурце, сорванном утром, нитратов меньше.
Что же делать, если в продуктах присутствует избыток нитратов?
Взрослый человек нормально переносит 150–200 мг нитратов в день, а 500 мг – предельно допустимая для него доза. Для грудного ребенка токсичны уже 10 мг.
1. Тщательное промывание овощей и фруктов уменьшает содержание нитратов на 10%, а механическая очистка – на 15–20%.
2. Зелень (петрушку, укроп, салат и др.) необходимо поставить, как букет, в воду на прямой солнечный свет. В таких условиях нитраты в листьях в течение 2–3 ч полностью перерабатываются и потом практически не обнаруживаются. После этого зелень можно без опасения употреблять в пищу.
3. Свеклу, кабачки, капусту, тыкву и другие овощи перед приготовлением необходимо нарезать мелкими кубиками и 2–3 раза залить теплой водой, выдерживая по 5–10 мин. (Нитраты хорошо растворимы в воде (особенно теплой) и вымываются из овощей.)
4. Варка овощей снижает содержание нитратов на 50–80%.
5. Квашение, соление, консервирование и маринование способствуют снижению нитратов на 60–70%.
6. Нейтрализовать поступившие в организм нитраты могут ягоды черной и красной смородины, зеленый чай, а также аскорбиновая кислота (по 0,3–0,4 г в сутки).
Рекомендации по предотвращению отравления нитратами:
2) очистка от кожуры;
3) удаление участков наибольшего скопления нитратов;
Для того чтобы вы могли самостоятельно определить наличие в продуктах нитратов, предлагаю вам провести дома опыт «Нитраты в продуктах». Для этого нужен риванол, физиологический раствор (0,9%-й раствор поваренной соли) и разбавленная соляная кислота.
Опыт «Нитраты в продуктах». 2 мл разведенного продуктового сока, взятого из средней части плода, смешать с 1 мл солянокислого раствора риванола и добавить цинковый порошок. Если в растворе содержится больше 20 мг/л нитратов, то появится бледно-розовая окраска.
Итак, вы познакомились с экологическими аспектами применения минеральных удобрений, отражающими позитивные и негативные стороны их применения.
Источник