Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » окружающий мир » Схемы цепей питания, характерных для лесного сообщества
Схемы цепей питания, характерных для лесного сообщества
Пищевые цепочки и экологические связи в лесном сообществе
Лес представляет собой целую систему, в которой в тесной взаимосвязи друг с другом существует живая и неживая природа. Все живые обитатели леса: животные, растения, грибы и бактерии образуют вместе природное лесное сообщество.
Узнать о взаимоотношения живых организмов внутри лесного сообщества помогут пищевые цепочки. В пищевой цепочке каждый живой организм чем-то или кем-то питается, а также является пищей для кого-то.
Пищевая цепочка состоит из групп живых организмов.
1 группа – растения, бактерии
2 группа – растительноядные животные
3 группа – хищники
Хищники бывают слабыми и более сильными. Сильные хищники, питаются более слабыми, которые входят в 3 группу.
Поэтому к 4 группе относятся сильные хищники
Флора и фауна лесов определяется климатом и почвой, поэтому для составления пищевых цепочек, характерных для лесного сообщества, обязательно стоит вспомнить типы лесов.
Хвойные леса занимают самую обширную часть суши. В тайге растут вечнозелёные хвойные растения: ели, пихты, сосны, а также лиственницы, сбрасывающие на зиму хвою. Животные мир тайги не изобилует многообразием видов, типичные представители: бурый медведь, лось, благородный олень, куница, бурундук, белка, кедровка, глухарь, рысь.
Составим пищевые цепочки:
кедровые орехи -> белка -> лесная куница -> рысь
Хвойные леса кормят своих обитателей. Семенами шишек питаются грызуны, птицы, иногда и хищники. Семена кедровой сосны излюбленная пища белок, бурундуков, полёвок, кедровок. Враг грызунов – куница. Это небольшой, но очень ловкий и быстрый хищник – родственник ласки. Куницы становятся пищей для более крупных хищников, например, рыси.
Другая пищевая цепочка:
кора ели –> заяц –> волк
В тайге зайцам приходится туго, сочной и мягкой еды мало, поэтому питаются они корой хвойных, молодыми побегами, а также семенами.
Волки могут охотиться как в одиночку, например, на зайца, так и на более крупных животных, объединяясь в стаи.
кора хвойных -> благородный олень –> волк
хвоя –> глухарь -> лиса –> бурый медведь
Хвоей в тайге питаются глухари. На эту птицу часто нападают некрупные хищники, в том числе и лисы. Бурый медведь ест как растительную пищу, так и животную. Охотится на грызунов, птиц и более мелких хищников. Медведь развивает скорость до 50 км/ч, поэтому с легкостью может догнать лисицу.
Южнее тайги расположены смешанные леса, которые в свою очередь граничат на юге с широколиственными. В смешанных лесах произрастают как хвойные, так и лиственные растения. Широколиственный лес представлен дубом, липой, клёном, вязом, березой, ясенем, осиной.
Благодаря смягчению климата к югу, фауна смешанных и широколиственных лесов более разнообразна, чем тайги. В этих лесах встречаются, как и в тайге, зайцы, белки, лоси и олени, волки, бурые медведи, лисы, а также характерные уже в большей степени для широколиственных лесов — кабаны, косули, иволги, зяблики, лесные жаворонки, синицы, дятлы, орлы, коршуны.
Составим пищевые цепочки, характерные для хвойных и широколиственных лесов:
орехи лещины –> белка -> лиса -> бурый медведь
В широколиственных и хвойных лесах белки питаются не семенами хвойных, а орехами лещины и семенами широколиственных деревьев. А вот врагами белки остаются всё же те волки, лисы, куницы и другие некрупные хищники.
жёлудь – кабан –> волк
Любимая пища кабанов – жёлуди. Несмотря на то, что волки уступают кабану в размере, охота в стае позволяет им без труда его одолеть.
Ещё несколько пищевых цепочек:
насекомые –> иволга –> беркут
Широлиственные леса богаты насекомыми, которые становятся пищей для большинства птиц.
Семена клёна -> лесная мышь -> хорёк -> филин
Хищные птицы, например, филин и беркут охотятся на мелких птиц, грызунов, а также куниц, хорьков и даже крупных животных, таких как лисы и детёныши оленей.
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
Источник
Олимпиада по окружающему 4 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Олимпиада по предмету «Окружающий мир» 4 класс
В какой строке перечислены только тела?
А) кастрюля, сковорода, чайник, кран, вода
Б) парта, доска, стол, стул, лампа
В) карандаш, ручка, чернила, пенал, сахар
2. О каком животном идет речь в предании?
Когда Ной плыл в своём Ковчеге, спасаясь от Всемирного потопа, поднялся такой шторм, что деревянная посудина дала течь. Одно сообразительное животное заткнуло дырку носом, от холодной воды нос остался навсегда влажным и холодным.
Что произойдёт, если в цепи питания рожь – мышь – лисы люди уничтожат лис?
А) станет больше мышей, уменьшится урожай ржи
Б) станет больше мышей, увеличится урожай ржи
В) сначала станет больше мышей, а затем уменьшится урожай ржи, что повлечёт за собой уменьшение количества мышей
4. Какое полезное ископаемое в старину называли «земляным дёгтем»?
Различают ли природные зоны в океане?
Какой из предметов сделан из того, что когда – то было живым?
А) глиняная кружка
В) льняное платье
Г) кирпичный дом
7. Какие системы органов помогают человеку:
А) очищать организм от вредных веществ
Б) снабжать органы питательными веществами
Составьте и запишите из этих букв слова – названия рек России ( буквы можно использовать несколько раз).
Н И Л В О Г А Б Ь Е С Й Д М У Р
Найдите в рассказе ошибки.
Наступила осень. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это ласточки, грачи, сороки, журавли. Лесные жители: заяц, ёж, белка, лиса – меняют шубки на более тёплые и густые. А на полях и в садах заканчиваются осенние работы. Убраны овощи и хлебные растения, заканчивается сенокос, в садах высаживают молодые деревья, сгребают опавшую листву.
Однажды на один из городов США полился необычный дождь: с неба сыпались камешки, водоросли и даже лягушки! Какое природное явление предшествовало такому «дождику»?
Житель засушливых пустынь, кактус запасает в своём стволе большой запас воды, а листья его превратились в колючки. А для чего кактусу колючки?
На каком континенте нет ни одной реки?
Впишите нужное слово.
А) план – это ……………….. местности
Б) ……………… — это тоже чертёж местности
В) расстояние на карте ……………………….. в сотни тысяч раз. Это ………………….
14. Что такое заповедник? Выберите наиболее правильный ответ.
А) участок, где запрещена охота
Б) участок земли, где вся природа находится под строгой охраной
В) участок земли, где запрещено собирать ягоды и грибы
Ответы к олимпиаде по предмету «Окружающий мир» 4 класс
А) органы выделения, Б) кровеносная система
Волга, Обь, Енисей, Амур, Нева, Лена, Урал
Сороки, ёж, заканчивался сенокос
Чтобы испарялось как можно меньше воды
А) чертёж, Б) карта, В) уменьшение или увеличение, масштаб
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 967 человек из 81 региона
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
- Сейчас обучается 883 человека из 79 регионов
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 301 человек из 64 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-408092
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
3 класс. Окружающий мир. Тема. НЕВИДИМАЯ СЕТЬ И НЕВИДИМАЯ ПИРАМИДА
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
3 класс. Окружающий мир.
Тема. Невидимая сеть и невидимая пирамида
Цели деятельности учителя : Образовательные: создать условия для ознакомления и усвоения понятий пищевой сети и невидимой пирамиды в дубовом лесу, расширения кругозора.
Развивающие: способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся (умений аргументировать свою точку зрения, толерантно относиться к чужому мнению), наблюдательности.
Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к природе.
Оборудование : рисунок дуба; карточки с названиями животных, понятий; словарные слова; карточки для групповой работы; тесты; аудиозапись «Звуки леса».
I. Организация начала урока.
Встало солнышко давно, Торопись скорее в класс –
Заглянуло к нам в окно. Интересно здесь у нас.
– Представьте, что на вас льет солнышко свои теплые лучики. Дарит их маме, папе, близким людям, всем животным и растениям. Пожелайте им любви и добра.
II. Актуализация опорных знаний.
Работа в группах.
– Повторим пройденный материал. Каждая группа получит свое задание.
1-я группа: составить цепи питания с данными карточками:
2-я группа: ответить на вопросы теста. т ест
1. Как называется наука о животных?
а) б отаника; б) зоология; в) астрономия.
а) Птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, черви;
б) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, растения, грибы, микробы;
в) человек, птицы, звери, насекомые, грибы, рыбы, растения, микробы.
3. Назови животное, которое относится к рыбам:
а) Дельфин; б) бегемот; в) карп.
4. Какие из указанных животных относятся к растительноядным?
а) Коровы, бегемоты, жирафы;
б) волки, лисы, кабаны;
в) лоси, тюлени, киты.
5. Какая цепь указана правильно?
6. Что будет, если в цепи питания «рожь → мыши → лисы» люди уничтожат лис?
а) Станет больше мышей, уменьшится урожай ржи;
б) станет больше мышей, увеличится урожай ржи;
в) сначала станет больше мышей, а затем уменьшится урожай ржи, что повлечет за собой уменьшение количества мышей.
3-я группа: Беседа по проверке знаний темы «Кто что ест».
– Перед походом в лес, вспомним, что такое цепь питания? На какие группы делят животных в зависимости от питания? ( р астительноядных, насекомоядных всеядных и хищных.)
– С чего начинаются цепи питания? ( с растений.)
– Какое второе звено в цепи питания животных? ( р астительноядные или всеядные животные.)
– Какое третье звено в цепи питания животных? ( н асекомоядные или хищные животные.)
III. Изучение нового материала.
1. Беседа о правилах поведения в лесу.
– Лес – это замечательное место, где можно отдохнуть, прогуляться, открыть для себя что-то новенькое… если мы не хотим, чтобы он умирал, а наоборот – был уютным и приветливым, надо соблюдать некоторые правила. Они нисколько не помешают получить удовольствие от прогулки в лесу!
Вот мы и в лесу. Послушайте звуки леса, посмотрите на разнообразие его обитателей. А знаете ли вы, как нужно вести себя в лесу?
• Не ломать ветки деревьев и кустарников.
• Не срывать и затаптывать цветы и лекарственные растения.
• Не ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
• Не уничтожать лягушек, жаб.
• Не трогать птичьи гнезда.
• Не приносить из леса животных домой.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Другом ты природе будь;
Ствол ножом не трогай,
Лишь тропой держи свой путь
И смотри под ноги.
Мусор ты не оставляй
На лесной полянке,
Красоты не оскверняй –
Убери все склянки.
Всем на свете наконец
Нам запомнить можно,
Что природу – храм чудес
– Кто знает, как называется дубовый лес?
– Вы были в лесу. В лесу редко бывает тихо. С разных концов леса раздаются голоса лесных квартирантов. с ейчас вы услышите и попытаетесь отгадать, кому они принадлежат.
Учащиеся слышат голоса кукушки, дятла, волка, кабана, совы, мышей, белки.
– Все голоса, которые вы слышали, могут доноситься только с одного дуба. Это хозяин леса, и он принимает всех этих животных. Давайте посмотрим, как они на нем размещаются:
травоядные; насекомоядные; хищники.
Итог. Итак, несмотря на то, что животные расселяются каждый на своем этаже, но все они связаны невидимыми нитями со своим другом-кормильцем – дубом.
– А сейчас у нас привал. Давайте встанем и немножко отдохнем.
Ветер тихо дуб качает, вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон, наклон и тут, зашумел листвою дуб.
Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише, ветки ниже, ниже, ниже.
2. Беседа о пищевой сети дубового леса.
– Перед вами огромный дуб. Назовите части этого растения. (Корни, ствол, листья.)
– Что может стать пищей для животных? (Древесина, листья, желуди.)
– Кто питается древесиной, листьями, желудями? (Личинка жука-оленя, дубовый усач, жук-олень, белка, олень, кабан, сойка.)
– Эти животные напрямую связаны с дубом.
– Какие? (Лиса, гадюка, ястреб, кукушка и другие.) н а этих животных охотятся другие животные.
– Значит, и они тоже с дубом связаны, но только не напрямую, а, как говорят ученые, косвенно. Давайте рассмотрим эти связи.
– Каждое растение, каждое животное имеют в природе своё место. Каждый организм связан с другими. Растения забирают воду и минеральные соли из почвы, чтобы произвести из них питательные вещества, используя энергию солнца. Животные, в свою очередь, питаются растениями и другими животными. Каждый живой организм играет свою роль в пищевой цепи. Мы получили переплетение цепей питания. Мы получили сеть питания или пищевую сеть .
Давайте вспомним, что изучает наука экология . (Наука о взаимосвязях между живыми существами и окружающей средой.)
3. Объяснение понятия «экологическая пирамида».
– Отгадайте загадки: • В этот гладкий коробок бронзового цвета
Спрятан маленький дубок будущего лета. (Желудь.)
Эта маленькая крошка рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна в норке прячется она. (Мышь.)
• Всю ночь летает, мышей добывает,
А станет светло, спать летит в дупло. (Сова.)
Учитель выставляет карточки-отгадки.
– Какую игрушку напоминает полученная фигура? (Пирамиду.)
– И это не случайно. Если бы у нас были волшебные весы и мы взвесили бы всех сов, мышей и все желуди, оказалось бы, что желуди намного тяжелее мышей, а мыши намного тяжелее сов.
– Почему? (Потому что желудей в лесу очень-очень много, мышей много, а сов мало. Ведь одной большой сове надо для питания много-много мышей, а одной мышке – множество желудей!)
Получилась экологическая пирамида, в ее основании – растения, а на вершине – хищные животные.
Экологическая пирамида – соотношение между растениями и животными.
4. Работа с учебником.
– Откройте учебник (с. 94). Внимательно посмотрите, кто же из этих животных является другом дуба?
п очему они являются друзьями дуба? (Питаются листьями, желудями, древесиной дуба.) Да. Они непосредственно, напрямую связаны с дубом.
– А почему в учебнике нарисованы и другие животные?
– Значит, они тоже связаны с дубом. А как связаны – напрямую?
Правильно, не напрямую, а косвенно.
– Что у нас получилось? ( ц епи питания.)
Мы убедились, что отдельные цепи питания переплетаются между собой и образуют как бы сеть – сеть питания или пищевую сеть.
– Мы её видим постоянно? (Нет.) Поэтому её называют невидимая сеть .
– Сколько получилось отдельных цепей? (8.) (Учащийся показывает на доске.)
– Значит, какие связи есть между лесными обитателями? Поэтому говорят, что лес – это единое целое.
– А сейчас все встаньте, немного отдохнём.
По родному лесу дружно мы шагаем. (Марш на месте.)
Справа от нас – дуб, слева от нас – дуб. (Повороты.)
Здесь полно чудес: (Руки разводим в стороны.)
Белка с ветки на ветку скок, (Прыжки на месте.)
Сова крыльями машет. Ух! (Махи руками.)
Аж захватывает дух!
Солнце ярко светит нам, (Руки вверх, посмотреть наверх.)
Мы рады травам и грибам. (Наклон вперед.)
IV. Закрепление изученного материала.
– С незапамятных времен леса рождались, а затем исчезали. Рождение, гибель, восстановление леса были природными явлениями. Понемногу к действиям природы прибавились и действия человека. Огромные площади леса были уничтожены. Эта проблема существует давно, но на сегодняшний день она стала действительно очень серьезной. Велик дуб, а от малого топора падает. К сожалению, человек все чаще оказывается врагом лесов. Давайте рассмотрим ситуацию.
Дополнительное задание (работа в группах).
– В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре её покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. Могучие дубы высохли.
Цепочка питания: дубы → шелкопряд → птицы.
Из цепи питания выпали птицы. Нарушился баланс в природе. Как можно исправить эту ситуацию?
– Вот сейчас проверим, как вы поняли тему. Каждая группа попробует составить невидимую пирамиду из этой цепи питания.
– Прокомментируйте свой ответ.
– А сейчас закройте на секунду глаза и откройте. Вот мы и вернулись из леса.
1. Назовите друзей дуба:
а) лось; б) медведь; в) кабан; г) мыши.
2. Кто напрямую связан с дубом?
3. Кто косвенно связан с дубом?
а) б елка; б) сова; в) змея; г) орел.
Проверка с доски.
– Давайте подведём итоги урока.
– Назовите тему урока.
– Какие новые понятия вы услышали на уроке?
– Сегодня на уроке каждый из вас, наверное, задумался над тем, что от человека зависит жизнь всех живых существ на Земле.
Про всех на свете
Все-все на свете Мы всё-таки очень
На свете нужны! Друг другу нужны.
И мошки не меньше А если нам кто-нибудь
Нужны, чем слоны… Лишним покажется,
Да, если мы с кем-то То это, конечно,
Не очень дружны – Ошибкой окажется.
1-я группа: составить экологическую пирамиду и цепь питания.
2-я группа: учебник, с. 94–97 (ответить на вопросы); рабочая тетрадь, с. 43–45.
3-я группа: построить схемы сети питания и невидимые пирамиды в еловом лесу.
В семействе буковых, к которому принадлежит дуб, все богатыри. Дуб, правда, пониже главы семейства, но широк и мускулист. Чтобы обхватить ствол старого дуба, и трех взрослых людей мало.
Развивается дуб медленно. Первые 10 лет он глубоко укореняется, как бы наращивает мускулы на своих мощных ногах. А после этого начинается интенсивный рост, ежегодно до полуметра. Дуб до 80 лет растет в высоту, а затем толстеет, кора становится буровато-серой, крона – большой и шаровидной. Плодоносить начинает лет с 20, но не каждый год. И только лет с 60 дает постоянные и обильные урожаи желудей. Цветет в апреле – мае, тогда же распускаются листья. Желуди созревают осенью. Их очень любят дикие кабаны и домашние свиньи, а также птицы. Из молодых желудей делают кофе.
Дуб считается главной породой широколиственных лесов. У него прочная древесина, которая долго не поддается гниению. Ее используют в судостроении, авиационной промышленности. Из нее делают красивую мебель, а кору молодых дубов применяют в медицине.
Тест «Невидимая сеть и невидимая пирамида»
1. Какое животное связано с дубом косвенно?
а) м ышь; б) короед; в) сова.
2. Закончи цепь питания: кора дуба → короед → …
а) сова; б) белка; в) дятел.
3. Какое животное связано с дубом напрямую?
4. Закончи цепь питания: листья дуба → олень → …
а) кабан; б) лиса; в) волк.
5. В какой части экологической пирамиды много растительноядных животных?
а) в верхней части;
б) в средней части;
в) в нижней части.
6. Закончи цепь питания: желудь → мышь → …
а) белка; б) кукушка; в) лиса.
7. На кого возле дуба охотятся лиса, сова и змея?
а) н а сойку; б) на мышь; в) на белку.
8. Кто охотится на белку, сойку и кукушку?
а) в олк; б) сова; в) орёл.
9. Что лежит в основании экологической пирамиды?
а) р астения; б) растительноядные животные; в) хищники.
10. Что лежит на вершине экологической пирамиды?
а) р астения; б) растительноядные животные; в) хищники
Источник