Окружающий мир. 3 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 3 класс
Урок 8. Что такое почва
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Почва как верхний плодородный слой земли;
- Основные свойства почвы и ее состава;
- Значение плодородия почвы для растений;
- Роль животных в улучшении плодородия почвы.
Глоссарий по теме:
Почва – верхний слой земной коры.
Почвоведение – наука о почве.
Плодородный – способный производить богатую растительность, давать обильный урожай.
Перегной – составная часть почвы из перегнивших растительных и животных остатков.
Удобрение – вещество, которым удобряют почву для питания растений.
Торф – полезное ископаемое, плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 3 кл.: В 2 ч. /А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – с.64-68.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – c. 36-38.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На Земле есть чудо-кладовая. Стоит положить в неё мешок зерна весной, а осенью: вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Одно ведро картошки в этой кладовой превращается в двадцать. Несколько семян чудом превращаются в большую груду огурцов, редисок, помидоров, морковок. И эта кладовая называется землёй! Слово «земля» можно истолковать по-разному. Одно из них «почва» – это верхний плодородный слой земли.
Именно на нём растёт большое количество разных растений, чаще всего, их корни могут переплетаться в почве и образовывать густую сеть.
Существует наука о почве, созданная Василием Васильевичем Докучаевым. Называется она почвоведением.
Цвет почвы — довольно тёмный, но если мы рассмотрим её через микроскоп, нашему взору откроются частички листочков и корней погибших растений. Также, мы можем заметить части тел мелких насекомых, червячков и жучков.
Состоит почва из минеральной соли, песка, воздуха, глины и перегноя. В почве, также, имеются живые организмы. К ним относятся: корешки различных растений, бактерии, черви, муравьи, медведки, жуки и другие мелкие животные. Они постоянно переносят частички почвы, измельчают или собирают её.
Какие полезные вещества получают растения от почвы? Первое, что они получают – это воздух. Корни всех растений поглощают воздух, который, имеется в почве. Следующее – вода. Из почвы растения поглощают воду и растворённые в ней полезные вещества.
А знаете ли вы, откуда в воде появляются полезные вещества? Живущие в почве насекомые и бактерии перерабатывают частички корней и остатки мелких животных. Таким образом, остатки, проходя через их организмы, распадаются на минеральные соли и обогащают почву. Почва является сбором всех полезных веществ, необходимых растениям. Более того, живущие в почве черви, бактерии и жучки разрыхляют её, и в почву лучше проникают воздух и вода.
В свою очередь, растениями питаются многие животные. Зерноядные птицы лакомятся плодами. Гусеницы, саранча и другие насекомые, питаются листочками деревьев. Лоси, овцы, лошади и коровы – поедают растительный корм, а затем сами превращаются в добычу для хищников. Это означает, что даже хищные животные зависят от плодородности почвы.
Выращивают на земле множество различных культур — зерновых, бобовых, плодово-ягодных, овощных, декоративных. Выращивают и растения, из которых делают одежду – лён, хлопок.
Домашних животных мы кормим сеном, овсом и другими растениями. Домашние животные нам дают мясо, яйца, молоко, шерсть, мёд и многое другое!
Одним из главных богатств нашей страны является почва! Поэтому, земледельцы трудятся, оберегая и заботясь о её плодородности. Водные потоки размывают почву, если поля распаханы вдоль склона. Поэтому поля распахивают поперёк склона, чтобы вода лучше впитывалась в почву.
Лучше всего, семена прорастают в разрыхлённой почве, росткам легче пробиться наружу и корни хорошо развиваются. Если выращивать на одном месте одни и те же растения, то урожай становится плохим, потому что почва истощается.
Систематически требуется пополнять количество растворённых солей в почве, так как их в ней очень мало. Поэтому есть специальные заводы, которые производят удобрения, содержащие соли, полезные для роста растений. Лучше всего использовать природные удобрения, такие как торф и навоз. В почву их следует вносить весной.
Почва становится плодороднее в том случае, если она богата перегноем. Он образуется очень медленно. На то, чтобы произвести один сантиметр почвы, потребуется двести пятьдесят – триста лет, двадцать сантиметров – за пять – шесть тысяч лет. Поэтому нельзя допускать, уничтожения и разрушения почвы.
Существует много факторов, причиняющих вред почве. Например, вода размывает её во время сильных дождей и половодья. Ветер переносит верхнюю часть почвы. Ещё больший вред приносят овраги. С этой проблемой люди уже справляются. Для этого, нужно высаживать деревья и кустарники на склонах и вершинах оврагов.
Примеры и разбор решения заданий
1. Вставьте нужную картинку в ячейки таблицы. В строках и столбцах одна и та же картинка не должна встречаться дважды.
2. Соедините изображения и названия животных.
Источник
Доклад к уроку окружающего мира по теме «Почва»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.
Как образуется почва?
Почва образуется в результате сложного взаимодействия горных пород, солнечного тепла, влаги, растений и животных. Горные породы являются основой для формирования почвы и определяют её состав. Погодные условия обусловливают наличие в ней тепла и влаги. Многочисленные животные, живущие в почве, — черви, муравьи, жуки, кроты, — разрыхляют почву и улучшают проникновение в неё воды и воздуха. Микроорганизмы разлагают остатки растений, из которых образуется перегной (гумус). Слой почвы на земной поверхности небольшой — от нескольких сантиметров до нескольких метров. Но его образование длится столетиями. При густом растительном покрове и благоприятных условиях для формирования слоя почвы толщиной 1-2 см необходимо около 300 лет.
Образовавшись под воздействием живых существ, почва сама стала важнейшим источником жизни. В почве сосредоточены мириады различных микроорганизмов, и она дает жизнь растениям, питающим человека и большую часть животных.
Почва — величайшее богатство, которым владеет человечество.
Это богатство надо охранять, беречь, умело и разумно пользоваться им, а для этого, прежде всего, нужно знать почву .
Источник
Презентация по окружающему миру для 3 класса УМК «Школа 2100» на тему «Почва – важнейшая часть экосистемы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Почва – важнейшая часть экосистемы
Окружающий мир, 3 класс
«Школа 2100»
Ломиворотова Дарина Игоревна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 28» г. Кемерово
Описание слайда:
1. Чем экосистема похожа на биосферу, а чем отличается?
2. Что такое сообщество живых организмов?
3. Назови живые организмы, составляющие одну цепь
питания.
Описание слайда:
Ответ:
1. Чем экосистема похожа на биосферу, а чем отличается?
Экосистема, как и биосфера, включает живую и неживую природу. В экосистеме и биосфере происходит круговорот веществ. Но биосфера имеет намного большие масштабы. Экосистема более закрытая система по сравнению с биосферой.
2. Что такое сообщество живых организмов?
Сообщество — это организмы разных «профессий», но одной экосистемы.
3. Назови живые организмы, составляющие одну цепь
питания.
Береза, заяц, лисица.
Описание слайда:
1. Дыхание, прозрачность, газ.
2. Течение, прозрачность, жидкость.
3. Свет, тепло, энергия.
4. Углекислый газ, кислород, рост.
5. Минеральные вещества, питание, остатки организмов.
6. Движение, питание, рост.
Ключевые слова
Описание слайда:
Почва – часть экосистемы?
Тема урока.
Что такое почва?
Из чего состоит почва?
К какой части экосистемы относится почва?
Как почва связана с другими частями экосистемы?
Какова роль почвы в экосистеме?
Цель урока:
Описание слайда:
ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ
Какую роль играет в экосистеме
круговорот веществ?
Какова роль разрушителей в круговороте? (§ 7)
Где живут разрушители? (§ 7)
ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА
Лена: Почему ветки, которые я поставила в
воду, дали листочки, но дальше не растут?
Миша: Для роста растениям нужна не только
вода, но и минеральные соли. Поэтому растения
сажают не в банку с водой, а в .
Куда нужно сажать растения? Что является
опорой для их тела?
О чём ты узнаешь на уроке? (Сравни со стр. 136.)
РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
Исследуем свойства почвы. Поработайте в группах: проведите два опыта.
Описание слайда:
Почва – это верхний плодородный
слой земли.
Описание слайда:
Плодородие – основное свойство почвы.
Описание слайда:
Практическая работа
Опыт №1
«Практики». С помощью мерной ложки поместите в стакан с водой комочек почвы.
«Теоретики». Наблюдаете за стенками стакана, делаете вывод.
Описание слайда:
Практическая работа
Опыт №2
«Практики». Мерной ложкой поместите почву на салфетку. Накройте сверху второй салфеткой, плотно придавите.
«Теоретики». Наблюдаете за изменением состояния салфетки, делаете вывод.
Описание слайда:
Практическая работа
Опыт №4
«Практики». Возьмите стакан с водой и почвой. Мерной ложкой размешайте содержимое.
«Теоретики». Наблюдаете за поверхностью воды, осадком. Делаете вывод.
Описание слайда:
Какую роль в экосистеме играет почва? Как она возникает?
Почва — это поверхностный плодородный слой земли.
Почва возникает в результате разрушения горных пород
под воздействием влаги, воздуха, тепла, холода и деятельности живых организмов.
В почве живёт множество микроскопических разрушителей органических веществ. Они перерабатывают остатки
организмов в минеральные вещества, необходимые растениям.
Описание слайда:
Кроме того, в почве содержится перегной, или
гумус. Он образуется в результате неполного
разрушения остатков организмов. Перегной
склеивает почву в комочки, между которыми
легко проникают воздух, вода и живые существа.
Верхний слой почвы, насыщенный перегноем,
имеет тёмный цвет. Чем больше в почве перегноя
и минеральных веществ, тем она плодороднее,
тем лучше на ней растут растения. Самые
плодородные и богатые перегноем почвы –
чернозёмы. Россия имеет большие запасы
чернозёмных земель. Плодородие почв –
одно из главных богатств любой страны.
К нему нужно относиться бережно. Почву надо
оберегать от вымывания и выветривания.
Описание слайда:
1. Что такое почва?
2. Какое значение имеют почвы в жизни природы и человека?
3. Можно ли считать почву живой частью экосистемы?
Описание слайда:
Ответ:
1. Что такое почва?
Почва — это верхний плодородный слой земли. Плодородие почвы — это способность почвы обеспечивать растения необходимыми веществами и давать урожай.
2. Какое значение имеют почвы в жизни природы и человека?
Почва — главный источник получения сельскохозяйственных продуктов и сырья для промышленности, 88% пищи человечество получает в виде урожаев с обработанной земли. Через почву идут сложнейшие процессы обмена веществом и энергией между земной корой, атмосферой, гидросферой и всеми живущими в почве организмами.
3. Можно ли считать почву живой частью экосистемы?
Почва населена огромным количеством разрушителей, поэтому ее можно назвать живой.
Описание слайда:
Домашнее задание
РТ: стр. 21-22, упр. 1 — 5
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 967 человек из 81 региона
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 90 человек из 42 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 67 человек из 27 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Презентация по окружающему миру для 3 класса УМК «Школа 2100» на тему «Почва – важнейшая часть экосистемы»
Общая информация
Похожие материалы
Презентация по окружающему миру для 3 класса УМК «Школа 2100» на тему «Жизнь экосистемы»
Презентация проекта по теме «Экология питания школьника»
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса
Проверочные работы по окружающему миру
Презентация к окружающему миру «Тест.Зона арктических пустынь»
Презентация по окружающему миру для 3 класса УМК «Школа 2100» на тему «Как живые организмы запасают энергию солнца»
Презентация по окружающему миру для 4 класса УМК «Школа 2100» на тему «Что человечество ценит больше всего?»
Презентация по окружающему миру для 4 класса УМК «Школа 2100» на тему «Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5377716 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник