Конспект НОД по экологии «Почва» для детей средней группы
Анна Бегман
Конспект НОД по экологии «Почва» для детей средней группы
Тема: «Вершки и корешки» или «Почва»
Цель: рассказать детям о значимости почвы.
Задачи: углублять знания детей об условиях, необходимых для роста и развития растений, об особенностях почвенного состава, их взаимодействие на развитие растения;
Развивать знания детей об экологических связях между живой и неживой природой, растениями и деятельностью человека;
Оборудование: овощи, дневник наблюдений за развитием и ростам гороха в различных условиях, карточки для определения стадий и условий для роста растений от семени до семени.
Методы и приемы: наблюдение, объяснение, разъяснение, показ и выполнение ОРУ, итог.
Мотивация: в гости к деткам приходит горох и приносит дневник наблюдений.
Ход занятия.
Дети сидят полукругом, на столах стоят цветы и три «клумбы» земля, песок и глина) в которых был посажен горох.
Стук в дверь. Заходит горох (воспитатель).
-Здравствуйте ребята. Вы меня так долго ждали, вот я созрел и пришел к вам. Я всех прошу подойти к нашим клумбам. Все растения одинаково развиваются, всем нужен свет и вода (работа с дневником наблюдений).
— Посадили вы меня (семена гороха) в один день. Поливали одновременно, солнце светило растениям одинаково. Почему же растения разные? Как вы думаете? (растут в разных условия песок, земля и глина)
— Где лучше растут растения? (в почве).
— Почему? (там много питательных веществ, которые необходимы для роста растений).
— Послушайте загадку. «Это дом для некоторых животных и корней растений. Что это такое?» (Почва)
-Почва- это верхний слой земли. Главное свойство почвы- ее плодородие. Чем больше в ней перегноя образующегося из остатков погибших растений и животных, тем она плодороднее.
-Как вы думаете, дождевые черви, кроты, землеройки приносят почве пользу? (они рыхлят землю).
-Правильно. Благодаря этому в почву поступают воздух и вода. Из чего состоит почва?
— В состав почвы входят : перегной, песок, глина, вода, воздух и т. д. Влага, которая накапливается во время дождей, и воздух способствуют росту и развитию растений.
— Чем растения забирают питательные вещества из почвы? (корнями)
-Где можно встретить почву? (в поле, в лесу, на лугу, огороде, на даче).
-Что такое огород (дом для растений овощей, на огороде растут овощи).
-Какие овощи вы знаете? (показывает муляжи овощей).
-Интересно, что помогает расти овощам?
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо
Ветерок все тише!
Деревцо все выше!
Работа с карточками.
Горох: перед вами лежат карточки :сейчас ко мне подходит (ребенок) и выбирает карточку. Расскажи что ты видишь на этой карточке. Ребенок рассказывает : «солнце согревает землю, растения, дает им свет; растениям необходима почва: она их кормит питательными веществами, в почве находятся корни растений; воздух нужен растениям для дыхания; из тучи дождик поливает корни растений; воздух нужен растениям для дыхания ; из тучи дождик поливает растения, они пьют воду, омывают свои листочки- «умываются» ; дождевой червь рыхлит землю для того, чтобы к растениям лучше проникли воздух и вода; божья коровка уничтожает тлей.
-Возможна ли жизнь на земле без почвы?
Почва – огромное богатство Земли, на большой земной поверхности растут полевые, овощные, садовые культуры. Поэтому можно сказать, что почва кормит и одевает людей, служит домом (местом обитания) для многих растений и животных.
ПОЧВА ИГРАЕТ ОГРОМНУЮ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЗЕМЛИ, ПОЭТОМУ К НЕЙ НУЖНО ОТНОСИТЬСЯ ОЧЕНЬ БЕРЕЖНО,ОХРАНЯТЬ ЕЕ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ И РАЗРУШЕНИЙ.
Горох: Дети! Любите и берегите природу! Но мне пора.
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Овощи» Тема: Овощи. Цель: Углублять знания об условиях необходимых для роста растений, об экологических связях между неживой и живой природой,.
Проект «Что таится в семечке?» Опытно-экспериментальная деятельность. Ученический проект. Проращивание семян. Творческое название:«Что таится в семечке?».Авторы:[/h4] Дети возраста 4-5 лет, воспитатель. Место.
Источник
Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Почва»
Юлия Мельникова
Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Почва»
Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Почва» Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому в своей работе я большое внимание уделяю опытам и наблюдениям. Важно, чтобы дети учились размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Моя задача — связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
В группе я оборудовала экологическую лабораторию. В ней хранятся различные материалы и оборудование (например, лабораторная посуда, лупы, образцы песка, глины и др.). В качестве лабораторной посуды можно использовать стаканчики из-под йогуртов, упаковку из-под мороженого, пластиковые бутылки и т. д. Тем самым вы не только сэкономите средства, но и наглядно покажете детям возможность вторичного использования материалов, которые в огромном количестве выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент.
В лаборатории необходимо создать условия для проведения опытов с водой, почвой, чтобы во время работы дети не боялись
пролить воду или рассыпать песок (можно поставить пластиковые или накрытые клеенкой столы и т. д.).
Цель. Показать, что в почве есть воздух.
Оборудование и материалы. Образцы почвы (рыхлой); банки с водой (на каждого ребенка); большая банка с водой у воспитателя.
Напомнить о том, что в Подземном царстве — почве — обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы.Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.
Цель. Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
Оборудование и материалы. Для образца почвы: первый — с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй — с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой — рисунок любого растения).
Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше — в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека, обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите
их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или
неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта.
Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха «под тропинкой» меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.
Цель. Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.)
Оборудование и материалы. Образцы почвы — комочки рыхлой, влажной земли (на каждого ребенка).
Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места» — там и «прячется» воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким
он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился?
Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они «прижались» друг к другу, а воздух «ушел»:
для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается
земля на тропинках, дорогах, а воздух «уходит».
После проведения опыта задайте вопросы.
— В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ — в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?
-Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут
ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?
-На газонах можно увидеть таблички, призывающие не ходить по ним,
но люди часто не внимают этим призывам. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?
Выслушайте предположения детей (они должны основываться на осмыслении результатов проведенных опытов)и обобщите их: чем больше мест в лесу, в парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, что и происходит сейчас во многих местах отдыха.
Задача педагога — подвести детей к выводу о необходимости экологически грамотного поведения в лесу,парке: желательно ходить
по дорожкам, стараться не топтать все вокруг; тем самым можно
сберечь «дома» и даже жизнь многих подземных обитателей. Хорошо, если дети сами придумают правила и отображающие их знаки-символы.
Цель. Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.
Оборудование и материалы. Две стеклянные банки с
почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной — чистая вода, в другой — грязная (раствор стирального порошка или
мыла, чтобы хорошо была видна пена).
Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем
на землю.Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой — грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной,но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной,но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива.
Задайте детям следующие вопросы.
• Если бы они были на месте дождевого червяка или
крота, какую бы почву выбрали для своего дома?
• Что бы они почувствовали, если бы им пришлось
жить в грязной земле?
• Что бы они подумали о людях, которые загрязнили
почву? О чем попросили бы их, если бы умели говорить?
• Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает
в почву?
Сделайте вывод: в жизни, как и в сказках, есть «живая вода» (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных, но есть и «мертвая» вода — грязная (когда она попадает в почву,подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и
даже погибнуть). Откуда берется «мертвая» вода? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей
(покажите соответствующие иллюстрации или на прогулке отыщите такие места в ближайшем окружении, естественно, не забывая о
правилах безопасности). Во многих местах на нашей планете
земля-почва загрязняется, «болеет» и уже не может кормить-поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто. В заключение обсудите, что могут для этого сделать дети (каждый из них, их родители, воспитатели. Расскажите о том, что в некоторых странах научились «лечить» почву — очищать ее от грязи.
Работа на приусадебном участке
Во время работы на огороде обратите внимание детей на то, что семена растений сажают в почву, потому что именно она будет давать им воду
Задайте детям вопросы.
•Какая на грядках земля: песчаная, глинистая?
•Есть ли в ней комочки? Какого они размера? На что похожи?
•Чем пахнет земля? Всегда ли она пахнет одинаково?
•Когда она бывает влажной, а когда — сухой?
•Много ли воздуха в этой почве?
•Для чего ее надо периодически рыхлить?
Используйте любую возможность обратить внимание детей на обитателей Подземного царства. Не забывайте о бережном к ним отношении.
Если решили кого-нибудь рассмотреть (жучка, червяка, обязательно затем верните на прежнее место.
Очень часто у педагогов возникает вопрос: как относиться к кроту? Его по традиции считают «вредителем». Помните? «Роет землю старый крот, разоряет огород». Подобные вопросы задают и дети. Но, во-первых,
крот — насекомоядное животное, в огороде он поедает личинок жуков, которых мы считаем «вредными»; во-вторых (и это главное, с позиций экологии в природе нет вредных и полезных. Каждый живой организм выполняет свою роль, в том числе и крот. (Если же вы все-таки
считаете, что кроту не место на вашем участке, постарайтесь его
поймать и выпустить где-нибудь на опушке леса или парка. Причем сделать это желательно вместе с детьми.) Если вы всерьез занимаетесь экологическим воспитанием, то используйте кротовины в качестве объектов экологической тропы.
«Мы — земляне». Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников Цели, задачи и особенности программы. Основная цель программы – создание условий для становления основ экологического сознания у старших.
Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «Экомода» ПРОЕКТ «ЭКОМОДА» Экологический проект «ЭКОМОДА» Тип проекта: Познавательный и художественно-творческий. Участники проекта: Дети — педагоги.
Программа по экологическому воспитанию дошкольников «Юные экологи» Пояснительная записка Существующие программы по экологическому воспитанию дошкольников и по ознакомлению детей с окружающим миром, рассчитаны.
Дидактические игры по экологическому воспитанию дошкольников 1 «Что где растёт» Дидактическая задача: Закреплять знания детей о растениях,группируя по месту их произрастания. Оборудование и материал:.
Игра по экологическому воспитанию дошкольников Игра по экологическому воспитанию дошкольников Содержание:«Что сначала, что потом», «Четвертый лишний», «Какие картинки исчезли» Правила:«Что.
Лэпбук по экологическому воспитанию дошкольников Лэпбук по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста. Лэпбук содержит задания и материалы, которые должен знать об экологии.
НОД по экологическому образованию в старшей группе с элементами детского экспериментирования «Почва — живая земля» Тема: «Почва – живая земля!» Цель занятия: закрепить представления детей о составе почвы. Посредством проведения опытов подвести детей.
Педагогический опыт по экологическому воспитанию дошкольников В настоящие время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Одна из задач экологического воспитания и образования.
Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Огород на окне» муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 458 комбинированного вида» Россия 630126,.
Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Прикоснись к природе сердцем» 1 слайд: МАДОУ ДС № 15 Проект в подготовительной группе: «Прикоснись к природе сердцем» 3 слайд: ЦЕЛЬ: Формирование первичных представлений.
Источник