Проектная деятельность по краеведению «Экскурсия по родному краю»
Валентина Сорокина
Проектная деятельность по краеведению «Экскурсия по родному краю»
Актуальность: Воспитание любви и уважения к родному поселку является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, местности, в которой проживают, надо его знать.
Проживая в поселке, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них.
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Перспективной целью такого образования является формирование у дошкольника нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой родного края.
Основа одного из направлений состоит в том, чтобы посеять и вырастить в душе ребёнка любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре поселка.
Детский сад, являясь начальным звеном системы образования, призван формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, достопримечательностях нашего поселка, а также изучат растительный и животный мир родного края.
Цель: формирование у детей представления о малой Родине, уважения и любовь к своему поселку и природе родного края.
— познакомить детей с поселком и природой родного края;
— вызвать у детей познавательный интерес, желание узнавать новое о том месте, где они родились и живут;
— создание условий для объединения родителей и детей в единой познавательно-исследовательской деятельности.
— развивать нравственно – эстетический вкус;
— Развитие умений детей в продуктивной и других видах детской деятельности.
— Вызывать интерес к поселку и природе родного края;
— Воспитание ответственности, дисциплины, коммуникативных способностей.
Тип проекта: познавательно – творческий.
Срок реализации проекта: краткосрочные (6 месяцев).
Состав участников: воспитатели, воспитанники средней группы, родители воспитанников.
Материалы и оборудование:
— фотографии поселка Снегири;
— интерактивная доска, проектор;
Формы работы над проектом
— художественно-творческая деятельность;
— чтение художественной литературы;
— рассматривание иллюстраций, фотографий;
— приобщение детей к общечеловеческим ценностям, из которых складывается впоследствии важнейшее чувство – любовь к Родине;
— наличие у детей знаний о достопримечательностях, природных богатств, символике родного поселка;
— проявление у участников проекта стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края;
— проявление у участников проекта чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма;
— привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
План работы включает в себя 3 этапа:
1 этап – подготовительный.
1. Беседа с детьми «Мой посёлок» на уточнение наличие имеющихся знаний о своей малой Родине, о ее достопримечательностях и т. д.
2. Выявление проблемы и составление планирования работы педагога на группе.
3. Постановка целей и задач работы.
4. Информирование родителей.
2 этап – практический.
1. Реализация содержания проекта.
2. Оформление выставки рисунков и фотовыставки.
3. Чтение произведений.
4.Целевые прогулки с родителями: знакомство с родным поселком его улицами, зданиями, основными учреждениями.
5. Составление рассказов о поселке.
6. Экскурсии виртуальные (видео — экскурсия родителей на местах работы).
7. Рассматривание иллюстраций, фотографий, презентаций.
8.Знакомство с природой края: флорой и фауной.
9. Наблюдения за окружающей действительностью
2. этап – заключительный
1. Создание макета поселка Снегири;
2. Создание лепбука «Профессии ближнего окружения»;
3. Подведение итогов;
4. Создание макета природы родного края;
5. Оформление отчетной документации по проекту.
Перспективное планирование работы с воспитанниками
Неделя Тема Цель
1 «Мой поселок Снегири» Познакомить детей с инфраструктурой поселка, познакомить с центральными улицами поселка.
2 «Детский сад» Продолжать знакомить детей с детским садом, как объектом ближайшего социального окружения, знакомить с профессиями работников детского сада.
3 «Школа» Дать краткую информацию об истории создания школы, познакомить с профессиями работников школы (директор, завуч, учитель, завхоз, повар, воспитывать уважение к труду.
4 «Поликлиника» Продолжать знакомить детей с объектами социального окружения, людьми, работающими в поселке, дать знания о профессиях работников медицины (глав-врач, врач, медицинская сестра, санитар).
1 «Почта» Познакомить детей с почтовым отделением поселка, его адресом, его работниками, продолжать знакомить детей с профессиями (начальник почтового отделения, почтальон).
2 «Библиотека» Рассказать детям о библиотеке, находящейся на территории поселка, о труде библиотекаря, познакомить с профессиями работников библиотеки (заведующий библиотекой, методист, библиотекарь, воспитывать любовь к литературе.
3 «Дом культуры» Рассказать детям о доме культуры, его назначении и работниках (директор дома культуры, художественный руководитель, познакомить с кружками и секциями, функционирующими в ДК.
4 «Магазины» Познакомить детей с магазинами, находящимися на территории поселка, продолжать знакомить с профессией «продавец», дать знания о том, что магазины делятся на продуктовые, магазины по продаже бытовой химии, одежды, бытовой техники и т. п., а могут быть универсальными (супермаркет).
5 «Храм Серафима Саровского» Познакомить с историей храма, его внутренним убранством, его настоятелем.
1 Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей Дать детям общее представление о музее и его территории, рассказать о том, почему построен музей, о подвиге воинов, сражавшихся на территории района во времена ВОВ.
2 «Танковый комплекс» Рассказать детям о танках, находящихся на территории музея, дать общие знания о военных машинах и их назначении.
3 «Памятник войнам – сибирякам» Рассказать детям о значении вечного огня, как знака вечной памяти и скорби о погибших во время войны, дать общее представление о том, почему установлен памятник сибирякам, о их подвиге во время обороны Москвы.
Итоговая работа «Макет поселка Снегири»
1 «Знакомство с родным краем: г. о. Истра» Формировать представления детей об Истринском районе, его географии.
2 «Реки и водоемы района» Рассказать детям о водных ресурсах района.
3 «Флора рек и водоемов» Дать представление о растительности водоемов.
4 «Фауна рек и водоемов» Дать представление о животном мире водоемов.
1 «Леса района» Формировать представления детей о лесных массивах района.
2 «Что растет в нашем лесу» Рассказать детям о многообразии растительного мира леса.
3 «Животный мир лесов» Рассказать детям о многообразии животного мира леса.
4 «Лесные птицы» Познакомить с лесными птицами.
5 «Поля» Формировать представления детей о полях района.
1 «Что растет на нашем поле» Рассказать о том, что выращивают на полях.
2 «Фауна полей» Рассказать о животных, живущих на поле.
3 «Вспомним, что мы узнали о родном поселке и природе вокруг него» Создание макета природы родного края
4 «Экскурсия по родному краю» Формирование умения рассказывать о родном крае.
Итоговая работа «Макет природы родного края»
Работа с родителями воспитанников
Месяц Неделя Консультации
1 «Родная улица моя»
2 «Жизнь детского сада»
3 «Школы разные нужны»
4 «Здоровье – прежде всего»
1 «Доставка писем и газет»
2 «Где живут книги»
4 «Какие бывают магазины?»
5 «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
1 «Поход в Ленино – Снегиревский музей»
2 «Прогулка по танковому комплексу»
3 «Кто отстоял Москву?»
1 «Знакомимся с родным краем»
2 «Расскажите детям о водоемах недалеко от дома»
3 «Флора водоемов»
4 «Фауна водоемов»
1 «Расскажите детям о лесе»
2 «Растительность лесов»
5 «Поля нашего края»
1 «Злаковые культуры»
3 «Редкие животные Истринского района»
4 «Любовь к Родине»
Работа с педагогами
Ноябрь Семинар «Знакомство с родным краем. С чего начать?»
Декабрь Лепбук «Профессии ближнего окружения»
Январь Презентация работы «Макет поселка Снегири»
Февраль Консультация «Патриотическое воспитание через любовь к природе»
Март Презентация дидактических игр по ОРК
Апрель Презентация работы «Макет природы родного края»
Список используемой литературы
6. Сайт Истринского муниципального района Московской области http://istra-adm.ru/
Презентация «Проектная деятельность как совместная деятельность детей, родителей, воспитателей» 01.11.2018 года на базе нашего детского сада БДОУ МО Динской район «Детский сад №37» проходил районный семинар «Взаимодействие с родителями.
Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю» Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные.
Физкультурный досуг «Путешествие по родному краю» (средняя группа) (4–5 лет) Цель: Способствовать формированию основ ЗОЖ, потребности заниматься физической культурой. Задачи: • предоставить детям возможность.
Фотоотчет «Прощальная экскурсия по родному садику» Последний год в деском саду… Пройдут еще несколько месяца, и наши воспитанники попрощаются с детским садом. Выпускной… Очень часто ребята.
Источник
Комплексная экскурсия в природу «Люблю тебя, мой край родной»
Презентация к уроку
Цель экскурсии: Познакомить учащихся с различными видами ландшафтов на горе Куцай и изменением их под влиянием антропогенного фактора.
Задачи экскурсии:
Оборудование: буклет “Экологическая тропа на горе Куцай”, лупы, определители растений, блокноты, ручки.
Экскурсия рассчитана как на учащихся начальной школы, так и учеников 8-9 классов во время изучения курса “География Ставропольского края”.
Есть природный объект, что знает весь край,
Та гора называется просто – Куцай.
Сохранить надо очень и, конечно, спасти
Этот памятник чудный ставропольской земли!
В.А. Гаазов – известный Ставропольский краевед.
Продолжительность экскурсии 1,5-2 часа, поэтому целесообразно объединить два урока географии или провести экскурсию совместно с учителем биологии, истории, экологии.
Перед началом экскурсии учитель проводит вводный инструктаж о правилах поведения во время экскурсии.
Информация лист об экологической тропе на горе Куцай:
Маршрут экологической тропы составлен на основе экологической тропы проложенной кружковцами Светлоградской СЮН (теперь ЦЭО).
Расположение маршрута: Петровский район, окрестности г. Светлограда, г. Куцай.
Проезд: Автобус 2, 4, 6, ост. “Черемушки”
Далее пешком: до лицея №3, далее по ул. г. Куцай.
Землепользователь: Петровский лесхоз.
Значение экологической тропы: просвещение, обучение, воспитание по вопросам окружающей среды, учащиеся могут изучать здесь работу ветра, условия образования барханов, процессы закрепления песков шелюгой и другими растениями.
Состояние экологической тропы – удовлетворительное.
Режим использования: отдых с ограниченным разведением костров, учебные исследования, экскурсии. Запрещается заезд автомобилей, любые виды сбора природного материала, загрязнение, распашка.
Необходимые мероприятия: восстановление нарушенных участков почвенного покрова, оборудование мест отдыха, посадка на выгоревших участках растений, организация микрозаказников, уборка мусора.
План маршрута:
- Начало маршрута. Учитель проводит промежуточный инструктаж, напоминает как нужно себя вести в природе.
- Родничок-малышок.
- Овраг.
- “Земли Петровской светлый город”.
- Растения врачеватели.
- Сосны – преграда для песков.
- Церковь Петра и Павла.
- Телевизионный ретранслятор.
- Строматолиты (ранее конкреции) горы Куцай – ценный памятник природы.
- Тополиный островок.
- Птицы – наши друзья.
- Туристская стоянка.
- Муравейник.
- Экологические задачи.
- Парк “Победы”.
Проведение экскурсии возможно учащимися старших классов, которые посещают элективные курсы по краеведению.
Организационный момент:
- Приветствие, объявление темы.
- Проверка готовности к уроку (присутствуют; оборудование).
- Определение целей урока – проблема “Для чего?”
I. Теоретическая часть.
Гора Куцай расположена в г. Светлограде, Петровского района, Ставропольского края и является частью территории Прикалаусских высот. Географические координаты – географическая широта: 45°21′, географическая долгота: 42°54′. Климат характеризуется как засушливый, жаркий. Зима умеренно мягкая со средней температурой января -4?C, среднемесячная температура июля +24?C. Продолжительность безморозного периода 185 дней. Среднегодовое количество осадков 400мм. Господствующими ветрами в летнее время на горе Куцай, являются восточные, которые составляют половину всех ветров. При температуре воздуха выше 25° и относительной влажности 30% даже при слабом ветре развиваются суховеи, особенно в августе.
Гора Куцай, одна из вершин Ставропольской возвышенности, поднявшейся со дна Сарматского моря, представляет собой один из северных выступов правобережных Прикалаусских высот. Она вытянут в северо-западном направлении приблизительно на 3 километра. Ширина его плоской вершины имеет около 2 километров. Гора Куцай представляет собой – высокое остаточное плато с плоской вершинной поверхностью, достигающей высоты 326,5м, и с относительно крутыми (до 25 градусов) вогнутыми склонами. Растительный покров в пределах ландшафтной провинции варьирует от остепненных лугов и луговых степей через дерновиннозлаковые степи до разнообразных вариантов дерновиннозлаковых опустыненных степей.
Современная структура ландшафта формировалась под воздействием природных и антропогенных факторов. Продолжительность хозяйственного освоения Петровского района насчитывает более 2 столетий, с этим связано значительное преобразование ландшафтов. Этап наиболее интенсивного использования и освоения ландшафтов Петровского района приходится на середину XIX — начало XX вв. В хозяйственную деятельность были вовлечены уже все компоненты ландшафта.
Основной достопримечательностью горы Куцай являются известково–песчанистые стяжения, наличие которых послужило причиной того, что гора Куцай объявлена решением Ставропольского крайисполкома (от 15 сентября 1961 года за № 676) памятником природы краевого значения.
В целях сохранения уникального памятника природы, распространения экологических знаний среди школьников и населения города Светлограда, и была создана экологическая тропа на горе Куцай и разработан экскурсионный материал “Гора Куцай – памятник природы” для организованного посещения горы. В разработку включено: паспорт тропы, схема маршрута, краткое описание маршрута с 15 остановками, описание объектов.
Протяженность маршрута – 3,5 км.
Экскурсовод: “Сейчас мы совершим экскурсию по учебной экологической тропе, работа по её оборудованию еще продолжается. Мы предлагаем отправиться на прогулку по тропе, чтобы постичь природу, проникнуться ею, прийти к взаимопониманию с ней.
Мы хотим, чтобы каждый из вас, пройдя по тропе, проникся мыслью сохранить гору Куцай, его животный и растительный мир от нерадивого обращения к ним”.
Учитель проводит беседу о том, что такое “экология”: “Ребята в школе вы изучаете предмет “экология”, вспомните знания, полученные на уроках, ответьте на вопрос: – что такое экология”?
Это наука, изучающая то, как биологические организмы объединяются в сообщества, как и сами организмы, и их сообщества взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой. В переводе с греческого слово “экология” означает “наука о местообитании”. Появилось оно в 1866 году с легкой руки немецкого зоолога Э. Геккеля, находившегося под большим впечатлением от идеи Ч. Дарвина. Сообщества, которые она исследует, представляют собой цепочку, движущуюся от конкретного, единичного к более общему: организм – популяция – экосистема – биосфера.
II. “Родничок-малышок”.
Сейчас мы пройдем на первую станцию нашей тропы. Прошу обратить ваше внимание на антропогенное воздействие на природу – построена площадка для дрессировки собак, разрушены коптажи, мусором засыпан колодец.
“Безымянный, неприметный родничок,
Он и сам-то вряд ли знает, что течет,
И совсем не понимает, для чего…
Ты, наверное, забудешь про него.
Ты, конечно, проживешь без родника,
А для леса он – как жилка у виска.
Все хорошо в природе, но вода – красота всей природе.
Ранее весь Светлоград (с. Петровское) получал воду из родников. В настоящее время почти все родники засыпаны и не используются. Нам известно и изучено 4 родника, проводится их охрана от загрязнения
На поверхности горы Куцай залегают песчаники, переслаивающиеся тонкими пластами песка и известняка ракушечника, под ними идет мощный ярус (10-12 метров) мелкозернистых верхнесарматских песков. Пески являются водоносным горизонтом, питающим родники грунтовых вод, разгружающихся на склонах горы, над водоупорным горизонтом глин. Повышение уровня грунтовых вод приводит к образованию оползневых процессов. Вода из родников не находя выхода на поверхность, уходит под пески и так как под сорматскими песками лежит водоупорный слой глины, вся эта чистая, светлая вода уходит в подвалы, под строения и наносит большой вред.
Раньше водоносный слой лежал на глубине 4,5 метра, теперь вода поднимается до 60 см.
III. “Овраг”.
Вторая остановка на дне большого оврага, который образовался на месте грунтовой дороги, проложенной в неположенном месте, это является ярким примером воздействия человека на природу
Под уничтоженным растительным покровом лежат пески, под действием ветра и текучих вод овраг стал расти очень быстро. С 2004 по 2009 годы он вырос до 3,5 метров. На склоне оврага можно увидеть слои почвы. Они представлены: песчаными и глинистыми почвами, перемежающимися пластами известково-песчанистых плит.
Ребята, попробуйте решить задачу:
“Почва образовалась из разлагающихся органических остатков растений, животных и минерального субстрата. Один сантиметр почвы образуется за 100 – 300 лет. За какое время образуется слой почвы в 50 см”?
Разрушение почвы может произойти за несколько лет или за одну бурю.
Относительно названия песчаной горы Куцай бытует предание, что тут обитал подвижник Григорий, называвшийся за свой малый рост “куцым”. Это прозвище и укрепилось за горой.
По сообщению о геологическом исследовании Ставропольской губернии в 1855 году, прежде вся котловина села Петровского бала покрыта лесом, который тянулся по склонам до самого верха, а там переходил в густой кустарник. Под вершиной Куцай -горы, метров на 25 ниже, шел уступ, на котором было голубое озеро с березовой рощей, родниками. От времени чудесные богатства горы Куцай перевелись. Ушла вода вглубь земли – не стало лесов. Но и доныне можно встретить гигантские бревна дуба, вяза и других деревьев в венцах домов того времени.
IV. “Земли Петровской светлый город”
Третья остановка около насаждений сосен, где открывается красивый вид на город Светлоград. Город Светлоград – центр Петровского района, бывшее село Петровское. По преданию на г.Куцай в 1750 году поселился беглый крепостной Петр Бурлак. Фамилия его была Писаренко. К нему стали прибывать земляки. Они и положили начало селу, названному по имени Бурлака Петровским. Городом Светлоград был назван потому, что здесь наблюдается самое большое количество солнечных дней в году. Светлоград расположен почти целиком на правом берегу реки Калаус. Узел железных и автомобильных дорог. Центральная часть города раскинулась у подножия и на правом склоне горы, а к юго-востоку протянулись самые длинные улицы вдоль балок Долгой и Кисличей. Численность населения около 42 тыс. человек.
Учащиеся по предварительно подготовленному заданию, рассказывают о природе, климатических условиях почвах, растительности и животном мире города.
V. Следующая остановка “Зеленая аптека” или “Растения врачеватели”.
Если экскурсия проводится весной или летом, то можно увидеть солодку гладкую, зверобой обыкновенный, цмин песчаный, цикорий обыкновенный, Если экскурсия проводится осенью, то часто встречается безвременник великолепный – растение, занесенное в красную книгу Ставропольского края.
Далее ребята сами находят растения и рассматривают особенности их внешнего строения.
Учитель рассказывает о лекарственном значении каждого растения.
VI. Сосны – преграда для песков.
Очень интересна остановка около посадок сосен.
Из уроков географии вам известно, что в Петровском районе зарегистрированы ветры, дующие со скоростью 35-40 м/сек. Для закрепления склона г. Куцай, песок которого раздувается ветром, Петровским лесхозом совместно с предприятиями города несколько лет назад было посажено около 10 тысяч саженцев сосны крымской. Сажали их площадками по 5-6 штук. На горе Куцай, сосна посажена для укрепления склона горы. Несколько лет назад лесхоз на площади 130 га посадил сосну крымскую, клен, дуб, березу и другие породы деревьев. В 2007 году учащимися лицея №3 , ЦЭО подсаживали новые деревья на месте сгоревших сосен, пололи траву, обкапывали лунки.
В России произрастают 11 видов сосен. Для Кавказа характерна сосна Сосновского. Медицинское значение имеют молодые побеги (почки), хвоя и древесина, из которой получают скипидар. Отвар почек применяют как отхаркивающее средство. Свежая хвоя содержит большое количество витамина С.
“Бережно относитесь к растениям: собирая цветы и травы, мы лишаем природу красоты и невольно производим искусственный отбор, оставляя для созревания плодов и семян более слабые и менее жизнеспособные виды”.
VII. Остановка: “Церковь Петра и Павла”.
Эта церковь построена 5 лет тому назад на восточном склоне горы предпринимателем Черниговским. Названа она в честь святых Петра и Павла. Строительство на склонах горы отрицательно сказывается на состоянии памятника природы горы Куцай.
Обратите внимание на измененный ландшафт. Лес на склоне горы вырублен, рельеф изменен, на поверхность вышли белые сарматские пески. Искусственно созданы террасы, на которых возведены сооружения. Рядом с церковью на склоне горы вырыт котлован глубиной 6,2 метра, где четко видны слои, образовавшиеся миллионы лет назад. Давайте посмотрим, какие слои видны на этом разрезе: Четко просматриваются пласты синей глины или мергеля мощность 3 метра Они переслаиваются пластами кальцита с вкраплениями гипса, мощностью 3-4см. Посчитайте количество слоев на видимой части раскопа, их более 17.
VIII. Строматолиты (ранее конкреции) горы Куцай – ценный памятник природы.
Дойдя до самой высокой точки горы, перед нами открывается панорама древних замков. Это памятник природы Ставропольского края – известково-песчанистые конкреции, выступающие из песка в форме причудливых ветвистых камней. Издалека они похожи на окаменевшие пни. Вблизи массивы конкреций похожи то на скопление кораллов, то на вазы, миниатюрные замки. Конкреции состоят из песка, сцементированного известью, они имеют, светлую, слегка кремовую окраску. Иногда они покрыты сухими лишайниками темно– серого цвета. Конкреции тверды и хрупки как стекло. Их тонкие ветви звенят при ударах. Каждая конкреция выглядит по своему, но все имеют и общие черты. Основой большинства конкреций служили тонкие вертикально расположенные плитки. Они были и плоскими и изогнутыми, похожими на занавесы трубообразной формы. Вокруг них горизонтально в несколько ярусов расположены округлые, выпуклые кверху “блюдца”. Промежутки между “блюдцами” заполнены круглыми стержнями похожими на корни. Размеры конкреций различны. Некоторые из них имеют 1-2 метра в диаметре. Самая большая конкреция “Гигантская”, еще недавно располагавшаяся на северо-восточном склоне Куцая, достигала высоты 3,7 метра. Школьники села Петровского называли её “Мельницей”. В песках, залегавших под песчаником северо-восточного склона Куцая, много мягких известково-песчаных стяжей-желваков, весьма напоминающих по форме конкреции и, видимо, являющихся их зародышами. По мере разрушения песчаниковой плиты, прикрывающий песок сверху, он развевается ветром, и желваки оказываются на поверхности. Здесь они отвердевают, “обрабатываются” ветром превращаются в конкреции. Цементируются конкреции известковым раствором, поднимающимся по их телам и испаряющимся под воздействием ветра. Конкреции горы Куцай – ценный памятник природы. К сожалению, они здесь беспощадно уничтожаются невежественными людьми.
IX. “Тополиный островок”.
На вершине горы Куцай небольшой тополиный островок. Растут два вида тополей, тополь пирамидальный, тополь белолистный. Ярус кустарника представлен боярышником кровавокрасным, шиповником, бузиной. Кроме того, много на горе гледичии, лоха серебристого, акации, клена.
Лох серебристый – засухоустойчивое, солеустойчивое растение, закрепитель оврагов. На отвалах в г. Новокузнецке было посажено180 различных пород деревьев, прижился лишь один лох. Лох живет даже на земле, пропитанной отходами от переработки нефти.
Экскурсия для учащихся младших классов здесь заканчивается, они спускаются к началу маршрута. Экскурсия для старшеклассников продолжается.
Основными представителями животного населения на горе Куцай являются: землеройка-белозубка, обыкновенный еж, лисица, из грызунов – хомяк черноватый, обыкновенная полевка, заяц-русак.
Видовой состав птиц, встречающихся на горе, разнообразен. Среди них: соловей обыкновенный, разливающий свои трели весной и в начале лета, сойка, сорока – стрекотуха, пестрый дятел, горлица, воробьи, синица, снегирь и парящий в небе орел. Пернатые обитатели защищают наши поля, леса, скверы, парки, сады от насекомых-вредителей, а хищные птицы истребляют сельскохозяйственных вредителей – мышевидных грызунов.
На вершине горы в лесу висит много скворечников, кормушек для птиц. Экскурсовод рассказывает о том, чем нужно подкармливать птиц, как ухаживать за скворечниками.
Что должен знать каждый:
- Птицы – отличные санитары.
- Распространители растений.
- .
– Ребята дополните этот список.
– Какие птицы живут в нашем районе?
Следующая остановка около большого муравейника. Неоценимую помощь лесному хозяйству оказывают. Расскажите о ней.
Последняя остановка на оборудованной для отдыха площадке или у памятного камня поставленного в честь 30-летия Победы над фашистской Германией, во время закладки нового парка на г. Куцай.
Рефлексия. Заключительное слово учителя. “Вот и завершилась наша экскурсия. Надеемся, что те знания, которые вы получили во время экскурсии, вы будете применять в жизни.
“Завещанное предками богатство
Мы сохраним в родном краю!”
Вопросы биологической викторины:
По итогам экскурсии учащиеся готовят сочинения, презентации, рассказы, сообщения.
Источник