Опытно-экспериментальная деятельность «Почва и ее состав»
Елена Горина
Опытно-экспериментальная деятельность «Почва и ее состав»
ОПЫТ №1. Состав почвы
Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.
Вывод : Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.
Опыт №2 «Загрязнение почвы»
Воспитатель предлагает рассмотреть воду в больших банках (в одной – чистая, в другой – с мыльным раствором).
Сравнить, чем отличается вода? (в одной банке – чистая вода, в другой – та, которая остается после стирки, её мы выливаем в раковину).
Вопросы: Что будет с землей, если её полить чистой (грязной) водой? Почему?
Воспитатель проделывает опыт: в большие банки с почвой наливает чистую (грязную) воду.
Вопросы: Что изменилось в первой (второй) банке? (в первой банке почва стала влажной, но чистой. Такая вода может напоить дерево, травинку; во второй почва загрязнилась: появились пузыри). Если бы вы были на месте дождевого червяка или крота, какую почву выбрали бы для своего дома? Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле? Чтобы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чём бы попросили бы их, если бы умели говорить?
Выводы: В жизни, как и в сказках, есть живая вода (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом. Она поит растения, животных, но есть «мертвая вода» — грязная (когда она попадает в почву,подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Такая вода попадает в землю после мойки автомашин, стекает по заводским трубам. Нам необходимо бережно относится к подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нём всегда было чисто. Что мы с вами можем сделать для этого?
ОПЫТ 3: В почве есть воздух. Им дышат многие животные подземного мира (презентация)
Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы.
-Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?
Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.
обязательно, включить в деятельность детей зарисовку опытов
Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ» Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать- и я пойму. Китайская народная пословица. Современные дети очень много времени.
НОД ОО «Познание» опытно-экспериментальная деятельность «Удивительный песок» Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.
Опытно-экспериментальная деятельность «Невидимка воздух» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Радуга» Программное содержание:.
Опытно-экспериментальная деятельность. Опыты с водой. Опытно-экспериментальная деятельность. Цель: развитие познавательно — исследовательской деятельности, знакомство детей со свойствами воды.
Опытно-экспериментальная деятельность с дошкольниками ДОУ Актуальность: В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности,.
Опытно-экспериментальная деятельность с водой в День Нептуна. 26-го июня в детском саду №33 «Планета Детства» в средней группе я решила провести опыты и эксперименты с водой. Но как заинтересовать детей?.
Опытно-экспериментальная деятельность в дошкольном возрасте. Видео «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.
Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Из опыта работы Дети по своей натуре- любознательные, любопытные исследователи, открывающие для себя этот мир. Очень важно поддержать и направить их интерес,.
Опытно-экспериментальная деятельность в нашей группе Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического.
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Природа дарит чудеса» Цели деятельности педагога : продолжать знакомить с родным краем, его климатическими и природными условиями ; учить.
Источник
Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности «Состав почвы»
Наталья Муравьева
Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности «Состав почвы»
Занятие для детей старшего возраста. Проводятся опыты, в которых дети находят ответы на вопросы «Как попадает воздух в почву, из чего состоят слои почвы. Между опытами проводится игра «Где прополз червяк», пальчиковая гимнастика «Камешки катаем, углы острые стираем», физминутка. Несложная подготовка. Сложный, но интересный и доступный к пониманию, уровень знаний на этом мастер-классе вам понравится.
• Развитие интереса к экспериментальной деятельности.
• Воспитание интереса к неживой природе.
1. Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе, о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений. Закрепить знания о представителях почвенной фауны –подземных животных: дождевом черве, жуке, кроте.
2. Продолжать учить детей делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи. 3.Воспитывать экологически грамотное поведение: в лесу, в парке ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, чтобы сберечь жизнь подземных жителей, растений. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.
Интеграция областей: познание, речевое развитие, социализация, коммуникация, физическое развитие, художественное.Предварительная работа:
• Игры детей с песком, лепка из глины.
• Уход за посадками лука в огороде на окне, труд в цветочной галерее, осенью на клумбе.
• Ухаживание за комнатными растениями.
Чтение: Н. Сладкова “Земля солнечного огня”.
Н. Рыжова «Почва – живая земля»
• Комочки сухой почвы.
• Емкости с песком, глиной, водой.
• Белый лист бумаги, палочки, лупы.
• Таблица “Почва”.
• Иллюстрации подземных жителей.
Активизация словаря: почва, перегной, плодородие, подземные жители.Литература:
1. Н. А Рыжова “Не просто сказки”.
2. О. В. Дыбина “Неизведанное рядом».
3. Н. В. Коломина “Воспитание основ экологической культуры в детском саду”.
4. В. И. Ковалько “Азбука физкультминуток для дошкольников”
Ход НОД. Воспитатель –Отгадайте загадку:
Топчут, мнут меня, копают, семена в меня бросают. Накормлю всех обогрею, плодов своих не пожалею.
Воспитатель: У этого слова два значения, первое обозначает нашу планету, на которой мы живем, второе значение это верхний слой Земли или – почва. Земля как планета существует миллионы лет. Когда-то давно- давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений. возникали моря и океаны, появлялись а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим такую почву. Нашу обычную землю называют волшебной, как вы думаете почему?
Д. — Земля кормит и поит растения.
Д. — Земля нас кормит.
В. – Как она нас кормит?
В. — Как радует нас земля?
Д. — Цветами, зеленой травой.
Воспитатель: А дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы. Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто знает, какие животные участвуют в создании перегноя? Черви и улитки, муравьи и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный почвенный слой. Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Она везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. В другом месте больше глины.
В. -Как называется такая почва?Дети: глинистая. В. — Почву богатую на перегной называют чернозем, потому что она черного (темного) цвета. Чернозем привозят на больших самосвалах и разбрасывают по огородам и клумбам, чтобы лучше росли растения.
В. – Посмотрим таблицу “Почва в разрезе”. Какого цвета верхний слой земли?
В. – Это плодородный слой земли. Какого цвета следующий слой земли?
В. — Как вы думаете, что это?
В. – Дальше мы видим изображение подземных вод. Каким цветом изображена вода?
В. — Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина?
В. — На таблице еще изображены те, кто в земле живут.
Что изображено над почвой (растения)
-Итак, из чего же состоит почва? (ответы детей)
Почва состоит: из песка, глины, перегноя, и в почве есть вода, воздух
Сейчас мы с вами проверим это на опытах.
В. — Жители поземного царства прислали нам очень ценный подарок – шкатулку с волшебной землей. Я дам каждому из вас немножко этой земли. Мы поближе познакомимся с землей – матушкой.
Воспитатель дает каждому ребенку по два комочка земли, раскладывая ее на белые одноразовые тарелочки.
Опыт №1. Что спрятано в комочке? Состав почвы.
В. – Один комочек пусть лежит не тронутым. Другой комочек осторожно потрогайте. Какая земля в комочке?
Д. — Сухая, черная.
В. — Посмотрите на комочек через увеличительное стекло.
В. — Скажите, что вы увидели?
Д. — В комочке есть трещинки.
В. – Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через лупу, что спряталось в вашем комочке?
Д. — Корешки, камешки, песок.
Пальчиковая гимнастика «Камень в руках»
Вода камень омывает углы острые стирает (волнообразные движения руками)
В руки камушек возьмем углы острые сотрем (катаем камушек между ладоней)
Рассматривание песка и глины через лупу.
В. – Рассмотрим через лупу песок. На что похожи песчинки?
В. – Похожи ли песчинки друг на друга?
В. – Песчинки лежат отдельно или они между собой склеились?
Д. – Лежат отдельно.
В. — Рассмотрите глину. Видны ли в глине отдельные частички?
В. – Можно ли сказать, что частички глины прилипают друг к другу?
Опыт № 2.Что лучше пропускает воду: песок или глина?
В. – Польем по очереди песок и глину.
В. – Где быстрее впиталась вода? Д. – В песке.
В. – А почему? Кто может объяснить?
В. – Да, это потому, что частички песка не прилипают друг к другу они более рыхлые, между ними есть пространство, а частички глины прилипают, а значит задерживают воду. Этими свойствами песка и глины пользуются садоводы. Что они добавляют в почву своих грядок для рыхлости почвы, и для чего добавляют глину в почву?
Опыт №3 Состав почвы. Продолжаем изучать состав почвы
Провожу опыт: кладу в воду комочек земли.
Размешиваю почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.
Вывод : Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.
Еще мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения.
Пришла пора отдохнуть (Включаю спокойную, фоновую музыку.)
Вырос красивый цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и сиянье
Дружно дают под землей корешки.
Под землей червяк ползет,
Делает он узкий ход,
Чтоб в подземном царстве
Лучше всем жилось,
Чтоб в подземном царстве
Лучше всем рослось.
(Слова стихотворения сопровождаются движениями.)
Продолжим разговор о воде.
-Откуда же она берется в почве? (ответы детей)Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает в глубь, и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.
Опыт № 4. В земле есть воздух.
В. — А воздух в земле есть или нет?
В. — Проверим ваши ответы экспериментально. Возьмите в руки второй комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой.
В. – Что вы наблюдаете?
Д. — Из комочка побежали маленькие пузырьки.
Д. – Это воздух поднимается из воды.
В. – Где же был воздух?
Д. – Воздух был в комочке земли.
В. – Да, воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.
В. — Кто оказался прав, те, кто говорили, что в земле нет воздуха или те, кто говорили, что воздух есть?
Д. – В земле есть воздух.
Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух. Давайте подумаем, как в подземное царств попадает воздух? Как можно увидеть воздух в воде?
Опыт №5 Как воздух попадает в почву?
Возьмите коктейльные трубочки поместите в стаканчики с водой. Дуем через трубочку.Наблюдаем: воздух идет по трубочке, попадает в воду и вода бурлит. Оказывается насекомые живущие в почве рыхлят её, проделываю в ней ходы, туннельчики, отверстия, и воздух, как по трубочкам, поступает в землю. Вот почему подземные жители себя хорошо чувствуют под землей?
Сейчас у нас игра «Скажи новое слово с приставкой». Я называю приставку, вы новое слово-действие, приставку присоединяем к слову «копать». На, пере, за, вс, о, вы, до, при, ис.
Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.
-Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?
-Кто живет под землей? (ответы детей)
Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Посмотрите, Как они живут и помогают друг другу. Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, — осень,когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают, теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле (рассказ о переработке листьев, так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ.
Игра «Червь ползет под землей»
Я выкладываю картинки а тот кого я вызываю, рассказывает,где проползает червяк: «Червяк проползает под кустом, под деревом, под пнем, под травой».
ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ» (включаю веселую музыку)
Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей, которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесет землю своему дереву.
В. – Иногда мы с вами болеем. А почва может болеть?
В. – Что вредно или плохо для нашей земли?
-Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает (ответы детей)
-Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?
(не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей»-ведь они нужны почве.
Что полезного мы узнали сегодня? (ответы)
Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва:
Без хозяина земля — круглая сирота.
В землю не положишь — и с земли не возьмешь.
Где нет земли, там нет травы.
— Земелька черная, а хлеб белый родит.
— Землю пахать не в игры играть.
— Земля не уродит – никто не наградит.
Сегодня вы узнали много нового, и мы даем вам задание нарисовать цепочку получения в природе плодородной почвы.
Картотека по опытно-экспериментальной деятельности Картотека по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воздуха» Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха. Материал. Ароматизированные.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Глаза» Цель: Формирование навыков здорового образа жизни. Задачи: Обобщить имеющиеся у детей представления об основных функциях глаза. Закрепить.
Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности «Тайны воздуха» для детей средней группы Мастер — класс по опытно-экспериментальной деятельности для детей смешанной ранней группы. Тема: «Тайны воздуха» Цель мастер-класса: формирование.
Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности «Приключения Лунтика на Земле» Сегодня я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а так же как при помощи совместной.
Планирование по опытно-экспериментальной деятельности 1 квартал (сентябрь-ноябрь). 1. Выяснения причины выхода червей во время дождя на поверхность земли. Цель: установить, почему во время.
Планирование опытно-экспериментальной деятельности в средней группе Сентябрь «Лето» Тема: На свету и в темноте Цель:Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений Материал:Лук,.
Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Огород на окне» Актуальность: Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, об условиях необходимых для их роста. Проект.
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности «Сила магнита» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: Сила магнита Возрастная группа:.
Источник