Совместная опытно – экспериментальная деятельность для детей старшей группы. Тема «Почва»
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
Цель:
- Через экспериментальную деятельность познакомить детей с составом почвы.
- Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода.
- Показать значение почвы для растений и живых организмов.
- Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
- Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение.
- Воспитывать в детях партнерские отношения при работе.
- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
- Приобщать детей к умению обследовать объект с помощью экспериментирования.
- Воспитывать интерес к объектам живой и неживой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
97647_52245.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная опытно – экспериментальная деятельность
для детей старшей группы.
- Через экспериментальную деятельность познакомить детей с составом почвы.
- Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода.
- Показать значение почвы для растений и живых организмов.
- Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
- Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение.
- Воспитывать в детях партнерские отношения при работе.
- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
- Приобщать детей к умению обследовать объект с помощью экспериментирования.
- Воспитывать интерес к объектам живой и неживой природы.
Ход совместной деятельности
Воспитатель рассматривает лэпбук «Почва»
Воспитатель: Ребята, в нашей папке появилась новая загадка, послушайте.
«Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок». Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется? Это земля, или почва.
Мы с вами уже проводили опыты с почвой. Помните? А я вот ещё много чего знаю о ней, и хочу предложить вам сейчас провести несколько опытов с почвой. Вы согласны? А кто проводит опыты? ( Учёные) . Давайте представим, что мы с вами настоящие учёные.
А хотите, мы продолжим опытно-экспериментальную работу и узнаем еще много интересного о свойствах и составе почвы Но для этого, нам нужно оборудовать то место, где будут проходить наши опыты. А как оно называется? (Лаборатория)
Мы проведём 3 опыта с землёй. Для этого нам понадобятся 3 стола. Как вы предлагаете расставить их в нашей лаборатории?
Но перед тем, как начать работу, давайте вспомним какие правила вы должны выполнять для успешной работы?
1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь ни кому не мешая .
2.Нельзя ничего брать без разрешения педагога.
3.Аккуратно обращаться с посудой.
4.Советоваться друг с другом
5. Поддерживать порядок на рабочем столе.
(Опыты показывают дети, воспитатель координирует работу детей)
Для первого опыта нам понадобиться белые листы бумаги, мерные ложки, лупы, и земля
Цель: определение цвета и состава почвы.
1. Положи мерную ложку почвы на белый лист бумаги.
2. Разровняй слой почвы на бумаге мерной ложечкой.
3. Рассмотри, какого цвета почва, каков её состав (под лупой). 4. Сделай вывод.
Воспитатель : Давайте рассмотрим почву, какого он цвета? что вы еще увидели в почве?
Дети : Почва имеет тёмный цвет. В почве есть маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев, останки насекомых.
Для второго опыта нам понадобятся пластиковые стаканчики, ложки и вода.
Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.
1. Возьми комочек почвы.
2. Брось её в стакан с водой
3. Наблюдай, что происходит.
Воспитатель: Что вы увидели?
Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.
Воспитатель : Какой вывод можно сделать?
Дети : В почве есть воздух.
Воспитатель: Вы правильно заметили, что в почве есть воздух
Нам понадобиться: лист белой бумаги, ложка.
Цель: определение состава почвы на наличие в ней воды.
1. Возьми лист бумаги.
2. Насыпь на неё немного почвы.
3. Придави её плотно к бумаге.
4. Стряхни почву.
5. Наблюдай, что произошло.
Воспитатель: Что вы увидели на бумаге?
Дети: На бумаге осталось небольшое влажное пятно.
Воспитатель: Делаем вывод.
Дети: В почве есть вода.
Воспитатель : Откуда же она берется в почве? (ответы детей )
Дети: вода попадает в почву, когда идет дождь
Воспитатель : Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит….. там можно жить. Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете? Кто живет под землей?
Дети : червяки, муравьи, крот, полевая мышь, землеройка, слепыш. И живётся им там очень комфортно. Потому что там их дом, а они подземные жители.
Воспитатель : Спасибо, вам ребята за хорошую работу. Сегодня вы были настоящими учёными, и хорошо сотрудничали все вместе в нашей научной лаборатории.
Но я хочу рассказать вам ещё о некоторых волшебных свойствах почвы. Мы знаем, что почва плодородная, и ещё в ней можно жить. Оказывается, почва способна растворять и уничтожать.
Для данного эксперимента нам понадобятся : 4 прозрачные ёмкости с крышками, почва, вода, 4 вида отходов: бумага, металл (кнопки, скрепки, пластик (мы взяли стаканчик из-под йогурта), пищевые отходы (кусочки яблока)
Наполняем ёмкости почвой наполовину, в каждую ёмкость кладем свой вид отходов. Засыпаем ёмкости до конца и увлажняем почву. Закрываем плотно крышками, и рисуем маркировку
Эксперимент длительный, рассчитан на год, В течение этого времени, мы периодически будем заглядывать в наши баночки, и наблюдать, что происходит с отходами. Поэтому опыты в нашей лаборатории не заканчиваются. Они будут продолжаться. А сейчас я предлагаю всем желающим зарисовать схематически наши опыты и так же поместить их в нашу папку — лэлбук.
Источник
Экспериментальная деятельность в группе на тему «Почва»
Осипова Люция Фазулловна
Экспериментальная деятельность в группе на тему «Почва»
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждения
Детский сад «Умырзая» деревни Валитово муниципального района
Хайбуллинский район Республики Башкортостан
Экспериментальная деятельность в группе
на тему: «Почва«
Осипова Люция Фазулловна,воспитатель
Цель. Знакомить с типами почвы родного края, ее составом и некоторыми свойствами.
— закреплять умение выделять свойства песка и глины;
-развивать умение размышлять, высказывать и обосновывать свои суждения, обобщать результаты опытов.
-строить гипотезы и проверять их; формировать интерес к исследовательской работе.
-воспитывать желание беречь природу.
Материал.Демонстрационный: маленький и большой распустившийся цветы, прозрачный пакет с почвой, образец почвы на тарелке, лупа, четыре стеклянные банки, три стаканчика с водой, три воронки, условные обозначения (почва, песок, глина, вода, воздух, лист, ветка, корни, насекомые).
Раздаточный: тарелочки с образцами песка, глины, почвы; палочки, лупы.
Предварительная работа. Рассматривание состава земли.
Воспитатель. Посмотрите, у меня в руках цветочек. Он вялый. Чахлый, не знает, где его дом, где ему теперь жить.
Воспитатель. Да, в земле, но в какой? Давайте выясним!
Опыт. «Из чего состоит земля?»
Воспитатель. Рассмотрим с помощью увеличительного стекла, из чего состоит земля. Верно, земля состоит из почвы. Каким цветом почва обозначается? Правильно, коричневым, песок желтым, глина оранжевым.
Дети с помощью лупы рассматривают на тарелочках песок, глину, почву.
Вывод. Земля состоит из почвы (темного цвета, глины (слипшиеся песчинки темно- оранжевого цвета, песка (песчинки желтого цвета). (Выставляет символы на доске; рис. 1.) Давайте теперь рассмотрим, из чего состоит разная земля. Земля,действительно бывает разной по составу: песчаная, в которой больше песка, глинистая, в которой больше глины, и чернозем, в нем много микроэлементов.
Опыт. «Определение состава почвы»
Воспитатель. Давайте попробуем определить, в каком стакане какая почва. Как это можно сделать? Нальем одинаковое количество воды в каждый стаканчик и немного погодя посмотрим, чем они отличаются.
Дети наливают одинаковое количество воды в стаканчики с песчаной, глинистой и в стакан с черноземом; на время оставляют их.
Воспитатель. Давайте теперь рассмотрим, из чего состоят песок и глина.
Опыт. «Из чего состоят песок и глина?»
Воспитатель. Каждый с помощью увеличительного стекла рассмотрит, из чего состоит песок. (из песчинок) Как выглядят песчинки? (очень маленькие, круглые, полупрозрачные или белые, желтые). Песчинки- это крохотные камешки. Похожи ли песчинки друг на друга? (ответы).
Затем таким же образом рассмотрим комочек глины. Есть ли в ней такие же частички, как в песке? (есть, но они слипшиеся).
Вывод. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина- из мелких частичек- песчинок, которые слипаются друг с другом.
Воспитатель выставляет символы на доске.
Опыт. «Из чего состоит почва?»
Дети в лупу рассматривают почву и называют ее компоненты.
Вывод. Почвасостоит из элементов живой и неживой природы: песка, глины, мелких камешков, веточек, сухих травинок, фрагментов листьев, семян, останков животных (воспитатель выставляет символы на доске).
Воспитатель. Представьте себя в виде маленького семени, которое посадили в землю, полили, оно прорастает, росток поднимается все выше и выше, качается на ветру, появляется бутон, он раскрывается и тянется к солнышку.
Дети выполняют соответствующие движения.
Воспитатель. А что еще есть в почве? Помните, мы с вами положили почву в пакет. Давайте посмотрим, что с ней произошло?
Опыт. «Есть ли в почве вода?»
Заранее положите почву в полиэтиленовый пакет и завяжите его. Во время занятия можно увидеть капли воды в пакете.
Воспитатель. Откуда они взялись? Верно, влага из почвы испаряется и оседает на стенках пакета в виде капель воды, значит…
Вывод. В почве есть вода.
Опыт. «Есть ли в почве воздух?»
Воспитатель. Опустим в банку с водой образец почвы. Появились пузырьки. Откуда взялся воздух? Верно, он находится между комочками почвы.
Вывод. В почве есть воздух, который нужен растениям.
Воспитатель. Давайте вернемся к нашим стаканчикам и попытаемся определить, какая в них почва: глинистая, песчаная или чернозем.
Опыт. «Что лучше пропускает воду?»
Воспитатель. Три воронки, наполненные песком, глиной и почвой, вставьте в пустые стаканчики. Налейте в каждую воронку одновременно одинаковое количество воды. В каком стакане вода быстрее отстоится? Почему?
Вывод. Быстрее всего вода просачивается сквозь песок.
Воспитатель. Какой домик будет лучшим для нашего цветочка? Правильно, из почвы. Почему? Что в ней находится? Зачем нужно добавить в почву немного песка? Чтобы почва была рыхлой и вода быстрее добралась до корешков растений. Вот в этом горшочке и есть такая почва. Мы туда наш цветочек и посадим (отвлекает детей и сажает в горшок искусственный цветок).
Дети в восторге от того. Что на правильно выбранной почве цветок расцвел.
НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Почва» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №46» городского округа город Салават Республики.
Презентация «Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе» В средней группе детского сада интерес у детей становится все больше к окружающим предметам или явлениям природы. Именно поэтому в своей.
Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе МАЙ 1. Могут ли менять форму твердые предметы? Цель: выяснить, могут ли камни менять форму. Ход опыта: воспитатель предлагает детям взять.
Презентация «Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе» Еще с младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных функций детей.
Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и останется не разгаданной, а вот все что, получается в результате опытов. можно объяснить.
Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе В возрасте 3-4 лет лет дети еще не могут в полном объеме оперировать знаниями в вербальной форме, не опираясь при этом на наглядность,.
Презентация на тему «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников» Презентация на тему: «Опытно-экспериментальна деятельность старших дошкольников» Подготовила воспитатель: Кондратьева Светлана Васильевна.
Экспериментальная деятельность в старшей группе на тему «Песок. Состав и свойства песка» Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Задачи: Познакомить детей с песком как с природным компонентом.
Экспериментальная деятельность в старшей группе «Эксперимент с воздухом» Конспект открытого занятия в старшей группе Тема: «Эксперимент с воздухом» «Познание» — расширить представления детей о сферах человеческой.
Экспериментальная деятельность в старшей группе «Свойства воздуха» Цель: Систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста, о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности. Задачи:.
Источник