Естественное плодородие почвы огэ как определить
Расположите регионы России по степени уменьшения естественного плодородия почв на их территории. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.
1) Ростовская область
2) Тверская область
3) Республика Коми
Плодородие почв в нашей стране увеличивается с севера на юг, от зоны арктических пустынь на севере до степей на юге. Плодородие почв напрямую зависит от содержания в ней гумуса, так минимальное содержание гумуса в тундрово-глеевых почвах крайнего севера, а максимальное — в чернозёмах степной зоны.
Расположите регионы России по степени увеличения естественного плодородия почв на их территории. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.
1) Новгородская область
2) Краснодарский край
3) Мурманская область
Плодородие почв в нашей стране увеличивается с севера на юг, от зоны арктических пустынь на севере до степей на юге. Плодородие почв напрямую зависит от содержания в ней гумуса, так минимальное содержание гумуса в тундрово-глеевых почвах крайнего севера, а максимальное — в чернозёмах степной зоны.
Расположите регионы России по степени уменьшения естественного плодородия почв на их территории. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.
1) Архангельская область
2) Калужская область
3) Ставропольский край
Плодородие почв в нашей стране увеличивается с севера на юг, от зоны арктических пустынь на севере до степей на юге. Плодородие почв напрямую зависит от содержания в ней гумуса, так минимальное содержание гумуса в тундрово-глеевых почвах крайнего севера, а максимальное — в чернозёмах степной зоны.
Расположите регионы России в порядке уменьшения средних температур воздуха в январе. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.
1) Ленинградская область
2) Краснодарский край
3) Магаданская область
Минимальные температуры воздуха в нашей стране в зимний период наблюдаются в Восточной Сибири, максимальные на Восточно-европейской равнине из-за согревающего влияния Атлантического океана. Чем дальше на восток (от Атлантического океана), тем холоднее. Летом закономерность широтная, чем дальше на север, тем холоднее, на юг — теплее.
Источник
ОГЭ-2020 по географии. Разбор демоверсии
Что изменилось?
- ОГЭ-2020 по географии изменен, поскольку в 2020 году его будут сдавать выпускники, которые начали обучаться по ФГОС ООО. Образовательные результаты теперь иные, значит должны быть иные измерители этих результатов. Но все лучшие виды заданий, с точки зрения контролируемого содержания и видов деятельности, в новом ОГЭ были сохранены.
Изменился порядок следования заданий, при этом структура, содержание, число заданий, время выполнения, условия, остались прежними.
Предполагается использование школьных атласов на экзамене.
Учителям необходимо подготовить списки желающих сдавать ОГЭ по географии и заявить их в соответствующие организации в качестве участников (времени осталось не так уж и много).
Задание 1
Комментарий
Для справки
Важно составить список наиболее значимых объектов. В качестве примера приведем такой:
В России находятся:
- Крупнейшие равнины мира (Восточно-Европейская и Западно-Сибирская);
- «полюс холода» Северного полушария (Оймякон с Верхоянском —71°С , и —69°С);
- самое большое по площади озеро (Каспийское);
- самое глубокое озеро (Байкал);
- самое мелкое море (Азовское);
- самый длинный эстуарий (Обская губа).
Задание 2
Комментарий
Изменилась форма задания: оно стало открытым (не содержит вариантов ответа). Но от этого не стало более трудным: открываем атлас; находим Смоленскую область, и определяем, с каким государством область граничит.
Версия задания 2 в 2019 г.
Комментарий
Задание посвящено российским границам. Пограничные государства целесообразно выучить. Только сухопутную границу Россия имеет с Латвией, Белоруссией, Азербайджаном, Казахстаном, Монголией и Китаем. Только морские границы — с США и Японией.
С остальными странами у России имеются участки как морских, так и сухопутных границ: в том числе с Норвегией (Баренцево море), Финляндией, Эстонией, Литвой и Польшей (Балтийское море); Украина, Грузия (Чёрное море); КНДР (Японское море).
Если ученик не выучил все границы нашей страны, ничего страшного: умение ориентироваться в атласе поможет найти правильный ответ на вопрос.
Задание 3
Комментарий
В заданиях этого типа требуется расположить регионы России по степени уменьшения или, наоборот, увеличения какого-то показателя.
Сопоставляем две карты о определяем зональные типы почв: Архангельская область —тайга —подзолистые (малоплодородные); Смоленская область —смешанные леса —дерново-подзолистые ( среднеплодородные); Воронежская область —степь —чернозем (самые плодородные).
В принципе в этом задании предстоит что-то распределять: города (субъекты РФ) по какому-либо признаку. Например:
- продолжительность светлого времени суток (светового дня) в разные сезоны года;
- коэффициент увлажнения;
- понижение зимних температур на территории России;
- продолжительность отопительного периода;
- сумма активных температур и др.
В каждом случае свои закономерности; какие-то показатели изменяются с севера на юг, какие-то — с запада на восток.
Задание 4
Комментарий
Необходим атлас, где есть карта «Особо охраняемые природные территории» с заповедниками. Зона степей граничит с широколиственными лесами. А значит верный ответ — Приокско-Террасный заповедник на юге Московской области, куда «заходит» степная зона.
Аналог задания 4 в 2019 г. — задание 6
Комментарий
Необходимо выяснить по картам атласа, где (в какой природной зоне), расположены данные заповедники. Карта Особо охраняемые природные территории). Затем вспомнить, какие виды животных характерны для данной природной зоны.
По особенностям ландшафта очевидно, что это зона арктических пустынь. Значит заповедник — «Остров Врангеля» — «детский сад» белых медведей.
Еще один вариант задания 4
Комментарий
Задания 5-6 (аналогичны заданиям 10-11). Синоптический анализ карты
Комментарий
Необходимо рассмотреть ситуацию в каждом городе. В районах Новороссийска и Салехарда формируются антициклоны (буква В —высокое давление, значит антициклон). С Тюменью —неясно. И только Благовещенск находится в зоне действия циклона, о чём свидетельствует буква Н —низкое давление, значит —циклон.
6. Карта погоды составлена на 27 апреля 2013 г. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день наиболее вероятно существенное потепление?
1) Благовещенск
2) Абакан
3) Петрозаводск
4) Элиста
Комментарий
Для того чтобы в городе существенно потеплело, туда должен прийти тёплый воздух в результате прохождения тёплого атмосферного фронта. Таким условиям удовлетворяет снова Благовещенск. Противоречия нет: приход циклона обычно сопровождается потеплением. В Элисте и Абакане погода устойчива. А к Петрозаводску приближается холодный фронт.
Задание 7. Определение географических координат
Определите, какой из городов, являющихся столицей республики в составе РФ, имеет географические координаты 62°с.ш. и 34°в.д.
Комментарий
Речь идет о столице республики, которая расположена в западной части РФ (маленькое значение долготы) и в районе северного полярного круга (66,5°с.ш.).
Ответ: Петрозаводск — столица Республики Карелия.
Существуют еще похожие задания на определение полуострова, где находится точка, вулкан с координатами, страна и т.д.
Задание 8 (в 2019 году было под номером 27)
Во время экскурсии школьники сделали схематический рисунок залегания горных пород на обрыве в карьере.
Комментарий
Обычно в профиле представлены 4 породы, а в вариантах задания предлагается распределить только 3. Это дестабилизирует учеников. Как быть? Сначала смотрим на цифры, которой обозначена горная порода, и находим ее в легенде. Например, гранит под цифрой 1. Находим его на схеме и ставим напротив гранита единицу. Затем находим гранит (под цифрой 2) и кварцит (3).
Какие бы породы ни были бы представлены в разрезе (гранит, известняк, суглинок, супесь, морена, песчаник и т.д.) принцип общий: в реальности в подавляющем большинстве случаев более древние породы находятся внизу профиля, более молодые — вверху.
Значит сначала мы проставляем цифры, а потом прописываем последовательность: от самых молодых к древним.
Ответ: I вариант: 3, 2, 1. II вариант: 2, 1, 3.
Задание 9
Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до церкви. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.
Комментарий
Задания с 9 по 12 выполняются с использованием топографической карты.
Тот же набор заданий, что и в 2019 году: определение направлений, расстояний, верного профиля, принятие решения о размещении профиля географических объектов на карте. Прежде, чем проводить измерения с помощью линейки, важно определить масштаб, потому что иногда в 1 см может быть 200 м, а не 100, как все привыкли.
- Измеряем линейкой расстояние между искомыми точками на карте. —4,2 см
- Определяем по карте масштаб—в 1см —100 метров;
- 4,2 см умножаем на масштаб (4,2Х100). Ответ —420 метров.
- Записываем результат (420) в бланк ответов.
Задание 10
Определите по карте, в каком направлении от башни находится родник.
Комментарий
На топографических картах направления определяются посредством стрелки север-юг, а также по рамкам карты. Север обычно бывает вверху, юг, соответственно, внизу, запад — слева; восток — справа.
Родник от башни находится в северном направлении, а церковь — в северо-восточном. В восточном направлении от башни проходит шоссейная дорога, а также расположен участок 1. Соответственно направление от Церкви в сторону башни окажется юго-западным.
Кстати, в этих заданиях ученики могут смело рисовать, считать на полях, делать какие-то пометки.
Задание 11
Комментарий
Ученики уже должны читать топографические карты, понимать, что такое горизонтали (расположены близко друг к другу — склон крутой; расположены далеко друг от друга — склон пологий). А цифры, расположенные как бы вверх ногами, на самом деле направлены в сторону повышения.
Линия А-В очевидно пересекает речную долину, а это — отрицательная форма рельефа (значит, не подходит 3). У нашей формы рельефа круче северный склон (А) (там горизонтали близко друг к другу). Значит верный профиль 4. Проверка: определим высоты точек А и В. А на карте чуть выше 102,5 м (103 м — совпало); В на карте — 107,5 м. (прямо на горизонтали) На профиле тоже самое.
Задание 12
Комментарий
Начнём с очевидного требования — шоссейной дороги: урожай должно быть удобно вывозить. Искомая дорога проходит у участков 2 и 1. (У участка 3 нет шоссе).
Из оставшихся необходимо выбрать участок, который лучше освещается солнцем. Необходим склон южной экспозиции. То есть такой, поверхность которого будет встречать солнечные лучи под большим углом. Солнце в наших широтах всегда оказывается с южной стороны небосвода. Значит на склоне южной экспозиции на карте окажется участок 2. «Склон южной экспозиции» —второй элемент верного ответа.
Склоны южной экспозиции: пояснения
Солнечные лучи «приходят» к земной поверхности параллельным пучком. Так как расстояние между Землей и Солнцем огромное, и Солнце намного больше по размерам, чем Земля.
Склон южной экспозиции —склон, обращённый к солнцу, то есть тот, на который солнечные лучи падают под большим углом (А). Склоны, на которые лучи Солнца падают под меньшими углами, являются склонами северной экспозиции.
Задание 13 (Расчетная задача)
Комментарий
Если в одном литре воды содержится 8 граммов солей, то в трёх литрах — 24 грамма (то есть в три раза больше). (В\О)
Средняя солёность вод Мирового океана — 35%. Возникает естественный вопрос о причинах низкой солёности вод Балтики? Это море внутреннее (изолированное), и поэтому его солёность может отличаться от среднеокеанической. На окружающей территории выпадает много атмосферных осадков; не слишком высокое испарение. В море впадает много рек, несущих пресную воду. Противоположное действие этих же факторов обусловило аномально высокую солёность (41%) Красного моря. (Высокое испарение, мало осадков, отсутствие крупных впадающих рек).
Другие расчетные задачи из задания 13
I вариант. Про Чукотское море со средней соленостью 30%. И вообще про любое из морей Мирового океана;
II вариант. Про атмосферное давление, которое с высотой понижается на 10 мм, на каждые 100 метров подъема;
III вариант. Про температуру воздуха, которая тоже понижается на 0,6°С, на те же 100 метров подъема;
IV вариант. Определение долей чего-то от чего-то (важное умение).
Определите долю городского населения в Республике Крым, если известно, что численность ее населения на 1 января 2017 г. составляла 1 912 168 человек, при этом в городах проживало 973 489 человек. Результат округлите до целого числа. (Типовое, как и про соленость).
Определение любой доли: меньшее число делится на большее, и умножается на 100. Результат округляется
Решение:
973 489 : 1 912 168 = 0, 509100;
0,509100 Х 100 = 50,9100
Округляем: 51% — доля городского населения в Республике Крым в 2016 году.
Задание 14 (в прошлом году было под номером 4)
Комментарий
Теперь в этом задании даны 5 вариантов регионов, а не 4, как это было раньше. Нужно знать, что такое снежные лавины.
О каких еще явлениях может идти речь в этом задании?
- Землетрясения и необходимость строительства сейсмоустойчивых зданий (снова регионы с горным рельефом, области кайнозойской складчатости, или территории на контакте литосферных плит);
- Вулканизм ( Камчатка, Курилы —Дальний Восток);
- Цунами; (Камчатский край и Сахалинская область);
- Многолетняя мерзлота ( регионы Азиатской части России, находящиеся в зоне Севера);
- Наводнения (обычно Дальний Восток);
- Сель —грязекаменный поток в руслах горныхрек (Кавказ, Камчатка,идр. горные территории).
Задание множественного выбора. Формулировка: в каких двух из перечисленных регионов, значит в ответе два элемента.
Находим все регионы на карте, а потом думаем, может ли там быть данное явление?
Или «от противного»: «в этом регионе землетрясений быть не может» (Ярославская обл., Владимирская обл, Воронежская обл. и т.д.).
Задание 12 (2019 г.)
Комментарий
Задание 15. Геоэкология
Какие два из перечисленных видов хозяйственной деятельности способствуют предотвращению образования оврагов на склонах холмов в зоне лесостепей и степей? Запишите в таблицу.
1) Высаживание деревьев и кустарников
2) Выпас скота
3) Продольная распашка склонов
4) Ограничения использования минеральных удобрений
5) Террасирование склонов
О чем важно знать?
- Вырубка – всегда плохо (растительность закрепляет почву, препятствует любой эрозии).
- Посадка растительности – всегда хорошо.
- Сведение естественной растительности – плохо, но необходимо (нужны сельскохозяйственные и другие земли).
- Молевой сплав древесины по рекам – плохо, бревна теряются, гниют, нарушаются экологические условия водоемов (зато дешево).
- Использование альтернативных источников (Солнечная энергия, ветер, приливы-отливы, внутреннее тепло Земли) в целом — хорошо, но везде имеются экологические проблемы.
- Переработка любых отходов производства – всегда хорошо (экономятся другие виды ресурсов, и не происходит загрязнения этими отходами природной среды).
- Использование попутного нефтяного газа как топлива для ТЭ – хорошо, поскольку газ при нефтедобыче тоже «отход» и т.д.
Типичные задания с выводами 16-17 (были под номерами 28-29)
Задание 29 (2019 г.)
Комментарий
Угол падения солнечных лучей окажется наименьшим в пункте, наиболее удалённом от Северного тропика, где Солнце 22 июня в зените.
Ответ: Сортавала.
Самым большим угол будет в самом южном из перечисленных городов (Уфа).
А вот задание не из демонстрационного варианта, а из сборника заданий для подготовки к ОГЭ:
Задание 18 (в 2019 г. было под номером 27). Анализ климатограмм
Комментарий
Если климатограмма похожа на ту, которая изображена на рисунке, то речь идет о пункте, который находится в Северном полушарии.
А если диаграмма выгнута вниз, показывая более низкую температуру в июле и более высокую — в начале и в конце года, то это Южное полушарие.
Если же ход температур на диаграмме практически ровный, то этот пункт расположен близко к Экватору.
- Ход температур. В январе-декабре-феврале температуры воздуха ниже, чем в июне-июле; значит это —Северное полушарие, не подходят точки D и C. Имеются отрицательные температуры, значит пункт располагается не в тропиках, а в умеренных широтах. Годовая амплитуда температуры небольшая — около 25 °.
- Осадков выпадает довольно много, их максимум приходится на лето.
- Вывод: климат умеренно-континентальный. Пункты D и C не подходят, поскольку находятся не в том полушарии. В пункте В должно быть холоднее зимой и меньше количество осадков (резко континентальный климат умеренного пояса). Значит это — пункт А.
Задание 19 (в 2019 г. было под номером 24)
Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
1) Республика Коми
2) Челябиская область
3) Хабаровский край
Комментарий
Задание 20 (в 2019 г. было под номером 25)
Комментарий
Слова «озер», «водопадом Кивач», «Телецкое озеро» и «горную» выделены в задании не будут, но здесь мы сделали это специально — чтобы обратить на них особое внимание. По ним легко ориентироваться и можно быстро вычислить регион из приведенного списка. Озера и водопад Кивач — это Карелия. Телецкое озеро, которое находится в горах (сразу понимаем, что регион горный), — это Алтай.
Ответ: А — 1, Б — 3.
Красным выделены реперные точки, на которые нужно ориентироваться:
Задание 21 (было под номером 13)
Комментарий
Вспоминаем, что такое режим реки. Режим реки — изменение уровней воды в реке в течение года (половодье, паводок, межень, ледостав).
О чем еще спрашивают в задании 21
- Воспроизводство населения, или естественное движение—(рождаемость, смертность, естественный прирост).
- Урбанизация—(процесс роста городов, увеличение доли городского населения).
- Миграции населения —( механическое движение, перемещение населения, эмигранты, иммигранты, прибывшие, убывшие. ).
- Муссоны -(сезонные ветры, меняющие направление по сезонам (летний, зимний).
- Циклон—область низкого давления атмосферы, (на картах —Н), ветреная дождливая погода.
- Антициклон—область высокого давления атмосферы, приносят ясную погоду, летом-жарко, зимой —холодно).
- Бассейн реки (территория с которой река собирает воду, граница между бассейнами —водораздел).
Задания 22-23 (в 2019 г. были под номерами 8-9). В чем суть?
- Имеются графики, (таблицы) к которым предлагаются задания.
- Графики учащиеся ДОЛЖНЫ уметь читать, то есть извлекать необходимую информацию (УУД из группы общеучебных).
- Формируя данное действие, сначала ответы на стабильные вопросы:
1) что показано по вертикальной оси. Значение: тыс.чел.;
2) что по горизонтальной оси (обычно время);
3) что можно найти в «перекрестии»;
4) тренинг чтения: сколько человек приехало в Россию в 2012 году? (418 тыс.)?, а уехало (123 тыс.) и т.д.;
5) когда показатель достиг максимума (минимума) и т.д.
Комментарий
Если речь идёт о въехавших, то это ИММИГРАЦИЯ.
Далее читаем: 2009 —въехало 280 тыс.чел.; 2010 —192 тыс.чел. (мIn)(В/О); 2011 —357, тыс. чел; 2012 —418 тыс. чел.
23. Определите величину миграционного прироста населения РФ в 2013 году. Ответ запишите в виде числа
Комментарий
Какими еще могут быть задания 22-23?
Задание 24 (множественный выбор)
Комментарий
Задание 25 (раньше было под номером 17)
Расположите перечисленные города в порядке увеличения в них численности населения.Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
Комментарий
Задание 26 (было под номером 5)
Комментарий
Открываем соответствующую отраслевую карту. Если на этой карте города обозначены, значит это центры, если нет — нет.
Вместо городов могут быть субъекты РФ.
Алюминий получают посредством электролиза. Это —электроемкий процесс.Тонна металла требует 18 000 квт. электроэнергии.Самую дешевую электроэнергию дают гидроэлектростанции.Производство алюминия тяготеет к крупным ГЭС.
Предприятия по производству первичного алюминия:
Братск, Красноярск, Саяногорск (Восточная Сибирь), Волгоград (Поволжье), Краснотурьинск (Урал), Кандалакша, Волхов и Надвоицы Европейский Север).
По производству алюминия Россию до недавнего времени обгонял только Китай (но, с большим отрывом). На третьем месте Канада. Неожиданно много производят Саудовская Аравия и Катар («даровая«нефть и, следовательно, дешевая электроэнергия).
Задания 27-29
Антарктическая кругосветная экспедиция в декабре 2016 г. из порта Кейптаун в большое плавание отправилась команда Антарктической кругосветной экспедиции, которая завершилась в марте 2017 г. Это масштабный исследовательский проект Швейцарского полярного института и РГО. Экспедиция прошла по маршруту на судне «Академик Трешников», оснащенном современными лабораториями и тремя вертолётами. На борту находились студенты 50 стран мира, принимавшие участие в проекте «Морской университет РГО. В его рамках в течение 25 дней молодые специалисты под руководством ученых проводили океанографические и метеорологические наблюдения в пределах арктического и субарктического поясов.
Далее три вопроса:
27. «Локализация» положение на карте, территории о которой идет речь в тексте.
28. Понятия и термины, используемые в тексте, их значение.
29. Объяснение особенностей того, о чем говорится в тексте, причинно-следственные связи: Почему. Чем объяснить и т.д.
27. С территории какого государства отправилась в плавание команда экспедиции?
Комментарий
Подсказка – Кейптаун. Территория ЮАР.
28. Какие типы воздушных масс формируют климат территории, о которой говорится в тексте?
Комментарий
Сказано, что исследования проходили в пределах арктического и субарктического климатических поясов. В Антарктическом — антарктические ВМ круглый год, в субантарктическом — летом (ноябрь март —умеренные ВМ.
29. Почему период с декабря по март наиболее благоприятен для проведения экспедиции?
Комментарий
Варианты тех же заданий (27-29)
Задание 30 (заключительное)
Источник