Тест по теме «Природные зоны»
Просмотр содержимого документа
«Тест по теме «Природные зоны»»
1.Чем отличаются погодные условия зоны лесов?
1) тёплая зима 2) тёплое лето 3) мало влаги 4) солнце поднимается низко над горизонтом
2. Какое дерево относится к мелколиственным?
1) дуб 2) берёза 3) клён 4) липа
3. Как меняется харктер лесов с севера на юг?
1) хвойные — широколиственные – смешанные
2)смешанные – хвойные — широколиственные
3) широколиственные – хвойные – смешанные
4) хвойные – смешанные – широколиственные
4. Какая птица способствует распростронению семян кедра?
1)глухарь 2) рябчик 3) кедровка 4) сокол – дербник
1)бурундук 2) олень 3) рысь 4) заяц
6. Какие схемы цепи питания можно составить из этих живых существ: кедровая сосна, соболь, травянистые растения, заяц – беляк – рысь?
1) травянистые растения – заяц-беляк – рысь
2) кедровая сосна – кедровка
3) кедровая сосна – полёвка – соболь
4) травянистые растения – заяц-беляк – соболь
7. О какой лесной птице идёт речь?
Эта птица относится к отряду куриных. Самцы крупные и ярче самок. Весной самцы собираются на тока. Токующие птицы издают особые звуки, а иногда жестоко дерутся. Во время токового «пения» они теряют слух, отчего эти птицы и получили такое название.
кедровка 2) рябчик 3) глухарь 4) сокол – дребник
8. Вставь пропущенные названия зон:
1) …………………………. – эта природная зона с вечномёрзлой почвой, где растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники.
2) ……………………………………… — это природная зона с богатой и разнообразной растительностью: там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.
3)………………………………………. – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи, лишайники.
Источник
Конспект урока по окружающему миру «Широкая степь»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема «Широкая степь»
Обучающие: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей России: познакомить с географическим положением зоны степей, климатом, животным и растительным миром.
Развивающие: Развивать речь учащихся, обогащать и усложнять ее словарный запас; развивать умение работать с географической картой; развивать мышление учащихся; умение наблюдать, рассуждать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные: Способствовать развитию познавательного интереса к данной теме; продолжить роботу по экологическому воспитанию; владеть навыками совместной деятельности; соблюдать нормы поведения; воспитывать в себе умение оценивать собственную деятельность и деятельность своих одноклассников на уроке.
Оборудование: учебник, карта природных зон, Красная книга, карточки, презентация, компьютер, мультимедийный проектор.
Нас сегодня ждёт дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмёмся, ребята, скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
О том, как потрудились дома.
Поспешим друзьям рассказать.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
— С какими природными зонами мы познакомились на урока окружающего мира?
(Показать на карте)
— В какой природной зоне существуют следующие цепи питания:
а) ягель —> олень —> волк ( в тундре)
б) грибы —> белка —> куница (в лесу )
в) водоросли —> рачки —> морж ( в Арктике)
— Вставьте пропущенные названия природных зон:
а) — это природная зона с вечномерзлой почвой, где растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники.
б) — это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи и лишайники.
в) – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.
— Теперь нам предстоит разгадать кроссворд
Небольшой кустарник с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растет в тундре и лесной зоне.
Вроде сосны, вроде елок,
А зимой без иголок.
А зимой под снежный вой
Спит в избушки снеговой (медведь)
В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчёлы, и мёд потом будет самый душистый. (Липа)
Лиственное дерево со стволом черного или серого цвета, его легко узнать по небольшим темным шишечкам на ветках. (Ольха)
— Какое ключевое здесь слово?
3. Сообщение темы и цели урока.
— Послушайте аудиозапись русской народной песни «Ах, ты степь широкая…» в исполнении казачьего хора
— Закройте глазки и представьте то, о чем поется в песне.
— Какая картина предстала перед вашими глазами?
( куда ни посмотришь – кругом степные просторы, обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, чтобы спрятаться, вокруг травы, яркие цветы)
— Кто догадался с какой природной зоной мы будем знакомиться на уроке?
— Что нам сегодня нужно узнать об этой зоне?
( географическое положение, природные условия этой зоны, животный и растительный мир)
Этап применения самостоятельно полученных знаний.
— Группа географов расскажет о географическом положении степной зоны, климатических условиях.
Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть — на Западно-Сибирской равнине.
Степи обширные безлесные пространства, на которых растут травянистые растения. Лето в степях более продолжительное, чем в лесной полосе. Погода летом сухая, солнечная. Дуют горячие сухие ветры – суховеи, иногда переходящие в пыльные бури. Жара местами достигает + 40 градусов. Дожди редкие. Но ливневые. Бурные потоку воды не успевают просочиться в почву и быстро испаряются. Зима короче и теплее, чем в лесной зоне, но достаточно холодная, с морозами до -30 градусов. Снеговой покров очень маленький. Степи – это области, слишком сухие для деревьев, но достаточно влажные для трав. Травы, растущие в степи, способны переносить засуху и быстро восстанавливаться после пожаров. Во время пожаров сгорает только верхняя часть травы, а корни и основания стеблей сохраняются. Под травами образовались почвы богатые черноземом.
— Обозначьте на контурной карте зону степей жёлтым цветом.
(работа с контурной картой)
Учитель: Группа ботаников расскажут о растительности зоны степей.
Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспособились к жизни в степи по разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы после цветения листья отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы. Совсем по другому приспособились ковыль и типчак. Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни угодят глубоко в землю.
Ветер веет над степями,
И качается трава ( дети плавно качают руками над головой)
Облака плывут над нами,
Словно белая гора ( подтягивания – руки вверх)
Ветер пыль над степью носит .
Вправо –влево, взад-вперед,
А потом наоборот. (наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Мышки прячутся во ржи.
Как увидеть их скажи?
В норке прячется полёвка.
Покажись скорей, плутовка! (приседания)
Мы взбираемся на холм, (ходьба на месте)
И немного отдохнём. (дети садятся за парты)
В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет много насекомых: кобылка, кузнечик, шмель. Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль красавка. Птицы степи устраивают гнёзда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй, в которых они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полевки. В норах огни делают себе запасы на зиму. И конечно. В степи есть хищники: степной орел, степной хорёк, степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.
— Как вы думаете, почему в степной зоне не водятся крупные животные, а в основном только мелкие?
( крупным животным надо много пищи, им негде скрываться от врагов, так как травянистый покров невысок, а зимой им нужно какое-то укрытие от суровых морозов, а в степи его трудно найти)
Учитель: А теперь дадим слово экологам.
Экологи . приготовили небольшую сценку “Встреча”. У вас есть 2 карточки синего и зеленого цвета, где составлены цепи питания, но только в одной из них правильно составлены, а в другой — нет. Послушайте внимательно сценку, подумайте и выберите правильную карточку. Нужно будет доказать правильность своего выбора.
Автор. Жаркий летний день. Далеко протянулась степь. Как серебряное море колышется ковыль. Высоко в небе парит орел, высматривая себе добычу. Вот он удаляется, превращается в черную точку и исчезает. А в зарослях ковыля встретились тушканчик и серая куропатка. Они не боятся друг друга, тушканчик растениями питается, а куропатка — насекомыми.
Тушканчик. Наконец-то орел улетел. А то я боялся по степи пробежать.
Куропатка. Я тоже орла боюсь, два часа голодная сижу. Только я не пойму, тебе-то чего орла бояться, ты вон как быстро бегаешь?
Тушканчик. Я для того и быстро бегаю, чтоб он меня не поймал.
Куропатка. А кто у нас еще быстро в степи бегает?
Тушканчик. Сайгак, дзерен (слайд 24).
Куропатка . Ой, смотри, дрофа бежит, умора! Ноги длинные, а летает кое-как.
Тушканчик. Это она разбегается долго, а летает не так уж и плохо.
Куропатка. Настоящая птица высоко летать должна. То ли дело я — серая куропатка, или журавль-красавка, или степной жаворонок.
Тушканчик. Или орел.
Куропатка. Не говори мне про орла, он высоко поднимется, а потом оттуда на всех бросается. Нет, настоящая птица так не поступает.
Тушканчик . Вон, смотри, кузнечик поскакал!
Куропатка. Это не кузнечик, а кобылка. У кузнечиков усики длинные, а у кобылки коротенькие. Кузнечики насекомыми питаются, прямо как я, хоть и сами насекомые, а кобылки — растениями.
Автор . И куропатка погналась за кобылкой, а тушканчик поскакал туда, где люди пшеницу посеяли. Будет у него вкусный обед!
растения — тушканчик — орел.
Растения — кобылки-куропатки — орел.
Растения — насекомые-кузнечики-куропатки — орел.
Тушканчик — орел — растения
Кобылки — растения — куропатки — орел.
Растения – насекомые — куропатки — кузнечики — орел.
Учитель: Покажите мне карточки с правильным ответом,
Хорошо, молодцы! У всех в руках зеленые карточки. Докажите правильность своего выбора (ответы учеников).
Экологические проблемы степей.
Учитель Многим растениям и животным степной зоны грозит полное исчезновение. Главная причина — распашка земель (слайд ). Теплое и солнечное лето, черноземы позволяют людям выращивать богатые урожаи пшеницы, кукурузы, подсолнечника и другие культуры (слайд ). Другая причина — это выпас скота. Скот вытаптывает и выщипывает траву (слайд ). Поэтому многие растения и животные занесены в Красную книгу. Но, пожалуй, самым страшным бедствием для растений и животных стенной зоны являются пожары. Они не щадят никого, и уцелеть от огня не может никто: ни птицы, ни звери, ни растения (слайд ). И рвется цепь питания: сгорят растения, погибнут насекомые, погибнут мелкие птицы, погибнут крупные птицы-хищники. Главным виновником пожаров является человеческий фактор, поэтому будьте бдительны, находясь в поле, в степи, в лесу! Не разводите костров, не бросайте горящие спички. От этого зависит не только наша жизнь, но и существование братьев наших меньших!
Проверочная работа. Графический диктант.
— Если вы согласны с утверждением, ставьте знак №+№, если не согласны – « -«
1. Зона степей находится южнее лесных зон (+)
2. В степи лето короткое, но жаркое (-)
3. Деревья в степи не растут, им не хватает влаги. (+)
4. У многих растений степи корни –луковицы и узкие листья (+)
5. Серая куропатка – хищник (-)
6. Кобылка питается насекомыми (-)
7. Почва степей богата перегноем. (+)
8. Исчезновение животных степей происходит из-за жары (-)
9. Основное занятие жителей степи – растениеводство (+)
По всей степи — ковыль, по краям — всё туман.
Далеко, далеко от кургана курган;
Облака в синеве белым стадом плывут.
Журавли в облаках перекличку ведут.
Не видать ни души. Тонет в золоте день,
Пробежать по траве ветру сонному лень.
А цветы-то, цветы! как живые стоят,
Улыбаются, глазки на солнце глядят,
Словно речи ведут, как их жизнь коротка,
Коротка, да без слёз, от забот далека.
Вот и речка… Не верь! то под жгучим лучом
Отливается тонкий ковыль серебром.
Высоко-высоко в небе точка дрожит
Колокольчик весёлый над степью звенит,
В ковыле гудовень — и поют, и жужжат,
Раздаются свистки, молоточки стучат;
Средь дорожки глухой пыль столбом поднялась,
Закружилась, в широкую степь понеслась…
На все стороны путь: ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь! неоглядный простор!
Источник
Природная зона тундры
Что такое природная зона тундры
Тундрами, как географическим термином, называют территории за Северным полярным кругом, в зоне вечной мерзлоты, выше зоны лесов (тайги). Они расположены в субарктическом климатическом поясе. Тундра может быть разной – каменистой, торфяной, болотистой.
Само слово «тундра» считают пришедшим из финно-угорских языков и переводят как «безлесная гора». Так коренные жители Кольского полуострова называют лишённые растительности вершины гор.
Определяющими чертами этой природной зоны стали – суровый климат, характеризующийся коротким летом и продолжительной зимой, сильные ветра, многолетняя мерзлота и высокая относительная влажность. Хотя осадков выпадает не так уж и много, но испарение – ещё меньше. Это и обуславливает высокую влажность. А многолетняя мерзлота не даёт воде проникать глубоко, уходить с поверхности.
Принято выделять южную часть тундры как кустарниковую или лесотундру, среднюю часть как субарктическую или мохово-лишайниковую, и северную арктическую тундру.
Земную поверхность принято делить на природные зоны. Каждая из зон обладает схожим типом рельефа, составом почв, растительностью, животным миром. Но самая главная объединяющая черта – это климат. По этой причине природные зоны фактически совпадают с климатическими поясами. Принято выделять 18 природных зон: от влажных тропических лесов до арктических пустынь. На территории России можно найти 8 из них.
Где расположена природная зона тундры
Почти вся зона тундры расположена вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Её южную границу принято считать и границей Арктики . С севера она ограничена арктическими пустынями.
Можно сказать, что тундра протянулась широкой полосой (300-500 км) вдоль всего побережья Ледовитого Океана. Более половины её площади находится в России. Она занимает примерно 10% территории нашей страны. В Европе эта зона встречается в скандинавских странах и в Гренландии. В Северной Америке – в Канаде и на Аляске (США). Хотя площадь канадской тундры меньше российской, но она занимает более четверти площади страны.
Помимо арктической тундры выделяют альпийскую и антарктическую тундру.
Альпийская или средняя тундра – это географическая зона, встречающаяся в умеренном и даже субтропическом поясах. Ещё одно её название – горная тундра. На больших высотах в горах, на каменистых и щебёночных почвах климат становится похожим на северный. Растительность становится беднее, переходит в кустарниковый пояс. Это очень похоже на лесотундру. Ещё выше в горах на скалах растут только мох и лишайники, как и в арктической тундре. В России эту природную зону можно встретить в горах Крыма.
Ещё одна очень небольшая зона тундры расположена на самом юге планеты, в Антарктике. Она занимает часть самого Антарктического полуострова и некоторые острова Южной Атлантики. Тундрой она называется в силу схожих климатических условий и похожего растительного мира.
Общая площадь тундры составляет около 7% от площади всей суши планеты.
Особенности природной зоны тундры
Считается, что зона тундры относительна молода. Её возраст оценивают примерно в 10 тысяч лет. Хотя в европейской части России её фундаментом является древнейшая Русская платформа, а в Канаде – Американская, на большей части современной арктической тундры когда-то был ледник. Отступая, он оставил относительно ровную поверхность, каковой и является большая часть российской тундры. Это делает территорию доступной для арктических воздушных масс фактически круглый год.
Располагаясь за северным полярным кругом, тундра сильно отличается от мест, густонаселённых человеком.
Этой природной зоне свойственны короткое прохладное лето и продолжительная зима. Лето длится с июня по сентябрь. В самые тёплые месяцы июль и август температура воздуха не поднимается выше +15⁰С. Май и октябрь – это весна и осень. В зимнее время температуры очень низкие, могут опускаться до -50⁰С.
Для зоны тундры характерны ветра. Летом они дуют со стороны океана, зимой – со стороны материка. Осадков выпадает немного. Зимой высота снежного покрова в разных регионах колеблется от 20 до 50 см. Снег сдувается ветрами. По этой причине почва сильно промерзает, выживают лишь мхи и некоторые травы.
Вся территория тундры – это зона вечной мерзлоты. За короткое лето оттаивает лишь верхний слой земли. Влага не может уходить вглубь. Это и служит причиной переувлажнения почв и болотистости местности.
Низкая температура почвы и воздуха даже летом не позволяет влаге испаряться в значительных объёмах. По этой причине осадков всегда больше, чем испарений, влага накапливается в этой природной зоне.
Природа тундровой зоны
Естественные условия в этой природной зоне весьма суровы и малопригодны для жизни человека. Промерзающая земля, сильные морозы, бедная флора и фауна делают жизнь людей в тундре очень трудной. А удалённость территории, её обособленность только помогают в этом.
Зима в тундре длится 8-9 месяцев. В северных широтах в середине зимы наступает полярная ночь. В это время здесь можно увидеть Северное сияние. Из-за частых ветров для зимы характерны бураны, когда видимость снижается фактически до нуля.
Для короткого прохладного лета характерны туманы и моросящие дожди. В июле и августе в северной тундре наступает полярный день.
Солнце находится не слишком высоко над линией горизонта, поэтому не особенно и греет. Земля успевает оттаять на глубину от полуметра до метра.
Юг тундры, граничащий с лесотундрой, имеет чуть более мягкий климат. Смягчению климата также способствую горы, закрывающие путь холодным воздушным массам Арктики.
На территории России в Северный ледовитый океан впадают несколько крупных рек – Енисей, Лена и Обь. Долины этих рек отличаются от остальной тундры. Там летом можно встретить и настоящую траву, и кустарники. Река наносит грунт, образуя участки крепкой почвы. Вдоль реки даже можно встретить сухие луга.
Но по большей части тундра – это всё-таки болотистая равнина с очень скудной растительностью.
Почвы зоны тундры
Почвы тундры по большей своей части непригодны не только для сельского хозяйства, но и просто для привычной для нас растительности.
Низкие температуры замедляют биологические процессы. Растительности мало, она даёт недостаточно органики для образования гумуса – плодородной составляющей почв. Со скальных и твёрдых участков гумус ещё и сдувается ветрами. В среднем толщина плодородного слоя составляет всего 3 см.
Короткий тёплый период не даёт органике разлагаться. Достаточно много органики попадает в вечную мерзлоту и там сохраняется тысячелетиями.
Характерно, что в этом регионе сложно выделить в верхнем слое почвенные горизонты. Это обусловлено постоянными процессами вспучивания и излияния. Слои перемещаются и перемешиваются.
Большая часть почв тундры сформировалась при отступлении ледников из осколков осадочных пород. Им свойственна повышенная кислотность и низкое содержание всех полезных веществ.
Исключением являются почвы в поймах рек. Они встречаются во всех зонах тундры. По своему составу такие почвы почти не отличаются от пойменных почв более южной природной зоны – тайги.
Растительный мир природной зоны тундры
Растения тундры развиваются в летнее время в очень своеобразном световом режиме. Весьма продолжительный световой день или даже полярный день, при этом высота солнца над горизонтом минимальна. Растениям достаётся достаточно много света, немногим меньше, чем растениям средней полосы. Тундровые растения приспособлены к такому режиму. А вот растения средней полосы там бы не прижились, даже если не учитывать низкую температуру и бедность почв.
Ещё один фактор, определивший состав флоры тундры – это короткое лето с невысокой температурой. Почва не успевает прогреться, вечная мерзлота ограничивает рост корневой системы. Сам воздух тоже не особенно тёплый. Вот и получается, что благоприятными для развития растений являются несколько десятков сантиметров вглубь почвы и столько же над её поверхностью.
Это и привело к тому, что растительный мир тундры достаточно низкорослый. Даже на самом юге лесотундры можно встретить только карликовые деревья – берёзу и иву.
Типичная же тундра – это пространство без деревьев. На юге можно встретить кустарники, в середине будут преобладать травы и мхи. Север тундры – только мхи и лишайники.
Нельзя сказать, что мох – исключительно тундровое растение. Мхи встречаются даже в средней полосе. Тем не менее, есть виды, произрастающие исключительно в тундре.
Мхи и лишайники – очень своеобразные растения. Они не имеют корней и цветков. Все питательные вещества они получают из воздуха, а размножаются спорами. Они могут перезимовать под очень тонким слоем снега, могут выжить даже без защиты снежного покрова.
У растений тундры есть некоторые интересные особенности.
- Зима в тундре может наступить почти мгновенно. Некоторые растения могут уйти в зиму, не сбрасывая листья и цветы. Например, Кохлеария арктическая. Оттаяв весной, растение продолжит прекрасно развиваться.
- Большинство тундровых растений размножаются вегетативно, поскольку семена вызреть часто не успевают.
- Короткий вегетативный период в тундре привёл к тому, что практически все растения этой зоны являются многолетниками.
- Среди тундровых лиственных растений много вечнозелёных. Из широко известных это брусника, голубика, багульник. У этих растений кожистые листья. Всё приспособлено к минимальному испарению с их поверхности влаги. А весной это позволяет не тратить растению силы на образование новой зелени.
- Суровые условия тундры позволяют растениям прирастать биомассой лишь в минимальных объёмах. Так мхи за лето увеличиваются лишь на 2-3 мм. А полярная ива Кольского полуострова увеличивает длину побегов на 5 мм и прирастает 23 новыми листочками.
- Для защиты от ветра и низких температур в тундре проявилась шпалерная форма кустарников. Их стволы почти полностью скрыты мхом и лишайником.
- Многие растения приобретают подушкообразную форму. Активно разветвляясь от корня, они фактически стелятся по земле, переплетаются, образуют некое подобие подушки. Это помогает им защищаться от ветра и лишнего испарения влаги. А опадающие листья способствуют образованию плодородного слоя возле корней растения. Так ведёт себя Камнеломка. Её побеги и листья так плотно урывают почву, что издали она похожа на валун, поросший мхом.
- В тундре мало насекомых. И цветущие растения вынуждены их привлекать крупными и яркими цветами. Например, Ромашка арктическая не вырастает выше 20 см, при этом диаметр её цветка – 8 см.
Хотя растительный мир тундры нельзя назвать разнообразным, но он по-своему красив. Чего только стоят уникальные рисунки изо мхов и лишайников, укрывающих почву ковром разных оттенков. Поражает сила растений, способных выжить в столь трудных условиях.
Животный мир природной зоны тундры
Кажется, что животные не могут жить в столь суровом регионе. Но это совершенно не так. Самым известным млекопитающим тундры является северный олень.
Их широкие копыта прекрасно подходят для передвижения по снегу. Они же помогают оленям зимой добраться до ягеля – лишайника, являющегося их основным кормом. Летом они поедают ягоды и травы.
Северные олени живут большими сообществами, до нескольких тысяч особей. Они постоянно мигрируют , переходя на новые пастбища. Олени очень хорошо плавают, поэтому реки не являются для них преградой.
В природе у северных оленей фактически нет врагов. Волки опасны только для больных, ослабевших особей.
Ещё один представитель местной фауны – тундровый волк. Это тоже стайное животное. В стае существует чёткое распределение ролей – кто загоняет добычу, кто нападает на неё. Волки – сильные и выносливые звери. Они могут обходиться без еды до недели, при этом смогут передвигаться на большие расстояния. Пищу свою они съедают целиком – вместе со шкурой и костями.
Другой типичный обитатель тундры – песец. Красивейший длинный мех защищает его от холода. Интересно, что в его глазах присутствует пигмент, защищающий от ослепления белоснежным снегом. Песцы также много кочуют в поисках пищи. Они готовы есть всё, в том числе и остатки трапезы волков и медведей.
Очень самобытный житель российской тундры – росомаха. Это животное немного напоминает медведя. Но при всей кажущейся неуклюжести и медлительности, двигается оно проворно. Росомаха – близкий родственник юрких и шустрых куниц. Мех росомахи никогда не слипается и не намокает.
Стоит упомянуть и такое животное, как овцебык. Густая шерсть до самой земли, большая голова, увенчанная массивными закруглёнными рогами – его легко узнать. Овцебык выживает в самых суровых условиях. Его пища – растения. Он ест даже сухую траву, добывая её из-под снега.
Ещё в тундре живут грызуны, внешне похожие на хомяков лемминги. Они известны, прежде всего, своей плодовитостью. Эта их черта вполне обоснована, поскольку лемминги являются основной пищей многих охотников – от волков до росомах.
Хозяйственная деятельность в зоне тундры
Инуиты (Канада), эскимосы (Аляска), саамы, ненцы, ханты, манси, эвены, чукчи (Россия) и многие другие народности являются коренными для Крайнего севера и зоны тундры. Природа не дала им возможности заниматься сельским хозяйством. Они всегда жили оленеводством, охотой и рыбалкой.
Использование природных ресурсов тундры
Современный мир изменился. Хотя традиционные виды деятельности остались, к ним добавились новые. Технологии позволяют добывать в этих местах нефть и газ, цветные металлы. Сегодня в этой зоне создаются промышленные и логистические узлы. В тундре добываются нефть, газ, золото и цветные металлы. В большинстве случаев, работа ведётся вахтовым методом. Но при этом антропогенная нагрузка всё равно возрастает.
Экологические проблемы зоны тундры
Весь мир сегодня озабочен грядущим потеплением и тем, что оно принесёт человечеству. Для тундры это будет означать уменьшение зоны вечной мерзлоты. А значит, нарушение всего биома. Это очень печально, но это циклическое климатическое изменение. Человек мало что может с этим сделать.
Но вот уменьшить воздействие негативных факторов от собственной деятельности вполне возможно.
Главная проблема тундры – это загрязнение нефтью земли и воды во время её добычи и транспортировки.
Ещё одна важная проблема – увеличение поголовья домашних оленей. Они буквально выедают ягель на больших площадях, а восстанавливается он очень медленно.
К проблемам тундры надо отнести и её замусоривание. Десятилетиями на северные территории человек завозит всё, что должно облегчить ему жизнь в столь суровых условиях. И только в последние десятилетие стали думать о том, как утилизировать накопившийся мусор.
Проблемой является и бесконтрольная добыча пушнины, столь высоко ценящейся в модном мире. Хотя песца и горностая разводят на фермах, шкурки дикого зверя пользуются хорошим спросом на рынке. А спрос рождает предложение, что значит – браконьерство и истребление популяций диких животных.
Тундра – суровый и красивый край. Выжить там могут только сильнейшие. Как среди животных, так и среди людей. Но его биологическое равновесие очень хрупкое. Об этом надо всегда помнить. И осваивать этот край с осторожностью и терпением, сохраняя уникальную природу для будущих поколений.
Источник