Почвенная среда обитания. Состав почвы.
план-конспект урока по экологии (5 класс) по теме
Урок по экологии в 5-ом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochvoobrazovanie.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок экологии в 5 классе.
Тема. Почвенная среда обитания живых организмов.
Состав и свойства почвы.
Цель урока : продолжить изучение основных сред жизни организмов.
Задачи урока : ознакомить учащихся с процессом образования почвы, с составом и свойствами почвы, показать важность бережного отношения к почве.
Оборудование : два больших стакана, два небольших, воронка, пробирка, жестяная крышка, сухой спирт, вода, почва, столик для проведения опытов, держатель, рисунки с изображением лишайников, видеокассета, цветочные горшки с ростками.
2. Постановка темы.
3.Повторение раннее изученного .
4. Изучение нового материала по плану:
7. Домашнее задание.
Тема. Почвенная среда обитания живых организмов.
Состав и свойства почвы.
2. Свойства почвы.
3. Образование почвы.
Минеральные Органические Вода Воздух
(песок, глина, мин.соли) (перегной)
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной средой обитания –
3.Повторение раннее изученного материала.
-Что называется средой жизни живого организма?
-Какие основные среды жизни на Земле заселили живые организмы?
-Чем различаются среды жизни организмов?
-Что называется местообитанием живых организмов?
1.В какой среде меньше света?
А) водной б) наземно-воздушной
2.Пресная вода – это вода:
А) соленая б) несоленая
А)самостоятельно плавающие организмы б)парящие в воде организмы
4.Выберите пресноводные организмы:
А) карась б)осьминог в)ряска г)медуза
5.При смешивании соли и воды, вода является:
А) растворителем б)растворимым веществом
А) у воздуха б)воды
2.Мягкий климат. Так говорят:
А) о климате побережий б) климате вдали от водных побережий
3.Выберите морские организмы:
А) осьминог б) ряска в) бурая водоросль г) кашалот
4.Больше кислорода содержит вода:
А) холодная б) теплая
5.В какой воде живут речные раки:
А) в мягкой б) в жесткой
4.Изучение нового материала.
Уже длительное время человечество существует благодаря
земледелию. Люди распахивают почвы и выращивают на них
необходимые для жизни культурные растения. А что мы называем
Поверхностный слой Земли, на котором растут растения, живут
животные, бактерии и другие организмы, называют почвой.
(Просмотр видеокассеты о почве как среде обитания)
Что же входит в состав почвы?
Мы это узнаем, проделав ряд опытов.
1.Возьмем стакан с водой, бросим в него комочек почвы. Что видим?
-В воде из него выделяются пузырьки воздуха. (запишем в схеме)
2.Поместим почву в пробирку и начнем ее прогревать, на стенках
пробирки появились капельки воды. Откуда?
-В почве содержится вода, при нагревании она стала испарятся и
оседать на стенках пробирки.(запишем в схеме)
3.При дальнейшем нагревании появится неприятный запах и
от почвы будет идти дым. Это сгорает перегной (он образовался из
сгнивших остатков растений и животных, погибших бактерий и
4.Поместим прокаленную почву в стакан с водой и размешаем, вода
станет мутной. Через некоторое время она отстоится и будут хорошо
видны два слоя: внизу осядет песок (он более тяжелый), а поверх
него – глина. (предъявляется результат ранее выполненного опыта)
5.Сливаем немного отстоявшейся воды, отфильтровываем ее
Наливаем в жестяную крышку. Выпариваем воду над пламенем.
На дне крышки хорошо виден беловатый осадок – это минеральные
соли. (записываем в схеме)
Проделав опыты мы выяснили, что в состав почвы
входят: минеральные вещества – песок, глина и соли; органические
вещества – перегной; вода; воздух.
Почва – величайшее природное богатство.
Почему мы так говорим?
Почва обладает плодородием, т.е. способностью давать урожай
растений, что не скажешь о песке и глине.
Перед вами три горшка с ростками фасоли 1, 2, 3: проросшие семена
были посажены в одно время, одинаково поливались, но первый горшок наполнен промытым песком, второй – глиной, третий- почвой.
Чем отличаются растения?
-В двух горшках растения тонкие, бледно-зеленые, в третьем –
растение с зелеными листочками на толстом стебле.
Почва обладает плодородием.
Мы продолжим наблюдать за растениями и посмотрим, что потом
произойдет. (Ребята сами должны убедиться, что через некоторое
время при одинаковом уходе растения в горшках с песком и глиной
Но ведь почва как слой Земли существовала не всегда.
В очень далекие времена вода и суша на Земле были
безжизненными. На суше под влиянием влаги, резких изменений
температуры, ветра и других причин происходило разрушение гор.
Их верхние слои становились рыхлыми. Разрушались и
измельчались отрывавшиеся от них камни. Со временем на
поверхности суши образовалось много песка и глины – продуктов
разрушения горных пород.
Образование почвы началось с появления на суше бактерий –
невидимых простым глазом живых организмов. Бактерии-
почвообразователи могли жить в измельченной горной породе.
Отмирая, они обогащали горную породу органическими остатками,
которые превращались в перегной. Частицы песка и глины
склеивались перегноем в комочки, способные удерживать воду.
Важную роль почвообразователей выполняли лишайники (рисунок),
они могут жить даже на голых скалах и разрушать их. Отмирая, они
также обогащали измельченную горную породу органическими
остатками. Уже на такой почве могли жить растения, которые,
отмирая, сами пополняли почву перегноем. Превращение горной
породы в почву происходило в течение многих миллионов лет.
Продолжается оно и сейчас. Для образования в природе слоя почвы
толщиной в 5 см требуется около 2000 лет. Так можно ли весной
жечь старую траву? Чем это грозит?
5. Закрепление изученного .
-Почему с поселением на почве зеленых растений процесс
В старину, когда почва на полях переставала давать хорошие
урожаи, ее прекращали распахивать. Заброшенные поля зарастали
многолетними луговыми травами. Через 20 лет эти поля снова
распахивали. И 5-6 лет подряд получали хорошие урожаи. Почему?
7. Домашнее задание. Ответить на вопрос: как сейчас человек улучшает плодородие почвы своем дачном участке.
Спасибо за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почва как среда обитания животных
Методическая разработка и презентация урока экологии для учащихся 7 класса.
Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».
Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как.
Урок по теме: «Среды обитания организмов. Факторы среды»
Урок по теме «Среды обитания организмов. Факторы среды» .для учащихся 5 класса, является вводым уроком в разделе «Среды жизни».
Урок по теме «Почва -среда обитания», 5 кл.
Урок — проект «Почва — среда обитания». В ходе исследования учащиеся узнают состав почвы. Отвечают на вопрос: может ли почва быть средой обитания.
Тема: «Влияние среды обитания на видовой состав лишайников»
Конспект занятия по внеурочной деятельности в 5 классе.
Урок биологии в 5 классе ФГОС по теме «Как приспособились организмы к обитанию в почвенной среде»
Урок биологии по теме «Как приспособились организмы к обитанию в почвенной среде» предназначен для преподавания по ФГОС в 5 классе.
Конспект урока по живому миру в 4 классе специальной (коррекционной) школы по теме «Почва. Состав почвы».
Тема: Почва. Состав почвы.Цель: формировать у учащихся представление о почве и её составе.Задачи:1.Дать представление о почве и её составе; учить формулировать и обобщать результаты практи.
Источник
«Почва».
план-конспект урока по естествознанию (5 класс) по теме
Рекомендации к использованию презентации и конспекта урока.
— Конспект предназначен для учащихся 5 класса по предмету естествознание, учебник авторов Б.Ш.Абдиманапов, А.В. Прищепина, Л.М. Фокина . Можно использовать и при обучении по др. учебнику. На этом уроке учащимся необходимо усвоить сразу несколько понятий. Этапы изучения нового материала можно изменять исходя из особенностей учебника. Конспект можно изменить согласно требованиям программы вашего региона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_-_pochva_moy.rar | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Гусева Наталья Андреевна
КГУ «Школа-лицей №4 акимата города Рудного»
Тема урока: Почва
Цель урока : Продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве, как верхнем плодородном слое земли
- формирование представлений о почве, её составе и свойствах
- развивать учебно-интеллектуальные умения
- воспитывать интерес к самостоятельной работе, любовь к природе, родному краю
УМК: Учебник «Естествознание» Б.Ш.Абдиманапов, А.В. Прищепина, Л.М. Фокина, Алматы «Атамура», 2010 г.
- презентация, карточки для проверки д-з, раздаточный материал, учебник,образцы почвы, для опытов: мензурку, 2 стекла, пипетку, салфетку, воду, спиртовку.
I ЭТАП. Организация начала урока.
- приветствие;
- проверка готовности учащихся к занятию, быстрое включение их в деловой ритм.
- настрой на изучение нового материала.
( тема урока не сообщается )
— Сегодня на уроке мы раскроем еще один секрет нашей Земли, познакомимся с новыми понятиями, узнаем много нового и интересного. О чем пойдет речь, вы узнаете немного попозже. Для начала, давайте проверим домашнее задание.
II ЭТАП. Проверка выполнения домашнего задания.
Здесь заканчивается первый слайд (слайд №2)
1) Письменно по карточкам.
Вставьте пропущенные слова.
- Плотные и рыхлые массы, слагающие земную кору называют ……(горными породами)
- Горные породы делятся на магматические, метаморфические и …….(осадочные)
- Базальт, гранит, вулканический туф – это………….… горные породы. (магматические)
- Все горные породы и минералы, которые добывают из недр Земли и используются человеком называются ……………………………….(полезными ископаемыми)
- К метаморфическим горным породам относятся …………, ……………. и др. ( мрамор, кварцит, гнейс, яшма, филлиты, амфиболиты )
- Скопление полезных ископаемых называют ………………… (месторождение)
2) Устно по вопросам.
- Какие крупные месторождения нашего государства вы знаете? (назвать и показать).
- К какой группе ресурсов относятся полезные ископаемые? ( невозобновимые ресурсы )
Как можно сберегать ресурсы п.и.? ( Природные ресурсы не беспредельны и не вечны. Поэтому необходимо постоянно заботится об их сохранении и воспроизводстве.
Для этого существуют следующие основные условия: необходимо бережно, рационально использовать то, что человеку дает природа (в особенности в отношении невосполнимых ресурсов); там, где это доступно, следует принимать действенные меры к восполнению природных ресурсов; максимально использовать вторичное сырье и прочие отходы производства; необходимо всемерно поддерживать экологическую чистоту производства и природопользования.)
- Какими п.и. богат регион, в котором мы проживаем? Где они применяются?
Здесь заканчивается второй слайд (слайд №3)
III ЭТАП. Подготовка к активной деятельности на основном этапе занятия.
— Мы переходим к изучению нового материала. Сегодня на уроке мы поговорим на одну из важных тем, волнующих человечество. О природном теле, которое одни относят к живой природе, а другие к неживой. Кого-то это заботит больше всего, а кто-то не считают его важным. Что это мы узнаем, отгадав кроссворд.
Источник
презентация и конспект урока природоведения 5 класс по теме «Образование и разнообразие почв»
презентация к уроку по биологии (5 класс) на тему
Подробный конспект и хорощая презентация к уроку приробоведения в 5 классе на тему «Образование и разнообразие почв».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovanie_pochv.doc | 48 КБ |
obrazovanie_pochv.ppt | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Образование почв и их разнообразие.
- Изучение нового материала.
Тема нашего урока «Образование почв и их разнообразие» (слайд 1) На уроке мы с вами должны (слайд 2):
- обозначить вклад В. В. Докучаева в изучение почв;
- изучить что такое почва, факторы почвообразования, основное свойство почвы, почвенный профиль;
- познакомиться с основными видами почвы.
Но для начала, давайте вспомним, что же такое почва? (Верхний слой земной коры, обладающий плодородием)
Чем отличается почва от горной породы? (Почва обладает плодородием, в ней обитают животные и микроорганизма, растут растения)
От чего зависит плодородие почвы? (От наличия питательных веществ)
Какие виды почв вам известны?
Мы привыкли называть почву – землей. Отношение русского человека к земле всегда было свято, отразилось оно в пословицах, поговорках, песнях (слайд 3).
Прочитайте внимательно пословицы. О чем они нам говорят?
Какие пословицы о земле вам известны? (Господь повелел от земли кормиться; Без хозяина земля круглая сирота)
Почвы всегда интересовали людей, так как люди издревле занимались земледелием.
Первым исследователем почв в России был Михаил Васильевич Ломоносов (слайд 4). В своем трактате «О слоях земли» он ставит вопрос: «Что есть почва?» Так что же «есть почва». Вот как М. В. Ломоносов сам отвечает на этот вопрос: «Почва – это особое природное тело, образующиеся на поверхности Земли и обладающие уникальным свойством – плодородием , т.е. способностью обеспечивать рост растений, давать им питание».
Основателем же науки «Почвоведение», которая занимается изучением почв, был русский ученый Василий Васильевич Докучаев (слайд 5). Он впервые доказал, что почва – это не горная порода, не просто верхний слой Земли, а особое естественноисторическое тело, результат взаимодействия органического и неорганического мира.
Вся научная деятельность В. В. Докучаева была направлена на изучение свойств почв, разработки методов их защиты. Докучаев научно доказал, что «земля живая», что её неправильная обработка, истощение могут «убить» её.
«Царем почв» Василий Васильевич называл русский чернозем (слайд 6). Он писал: «Богатство чернозема гораздо более богатств Урала, Сибири, Кавказа. Дороже золота и самоцветов русский чернозем. Нет таких цифр, чтобы оценить его мощь. Он был, есть и будет кормильцем России».
В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов фашистские захватчики вывозили из нашей страны эшелонами именно чернозем, подтверждая тем самым справедливость учения В. В. Докучаева.
В. В. Докучаев справедливо называл почвы «зеркалом ландшафта».
Как вы думаете, что это значит?
А это значит, что именно почвы, как никакой другой компонент природы, являются выразителем самых главных особенностей территории.
Какова же роль В. В. Докучаева в русской и мировой науке?
Мы с вами рассмотрели несколько вариантов определения «почва». Попробуйте из всего выше сказанного сами сформировать понятие «почва».
Почва – это рыхлый поверхностный слой суши, образование которого происходило в течение длительного времени, в процессе взаимодействия материнской породы, растений, животных, микроорганизмов, климата и рельефа (слайд 7). Запишите определение в тетрадь.
Так что же такое почва?
Прочитайте внимательно определение и скажите, под влиянием каких факторов формируется почва (слайд 8).
Как влияет на почву материнская порода?
От материнской породы зависит не только минеральный состав почвы, но и мощность самой почвы.
Как на почву влияют растения и животные?
Как влияет климат?
Какое влияние будет оказывать рельеф?
Как вы думаете, как время будет влиять на образование почв?
Какой фактор мы с вами не упомянули?
Как деятельность человека влияет на почву? Каковы отрицательные стороны влияния человека на почву? Назовите положительные стороны влияния человека на почву.
Назовите основные почвообразующие факторы.
Вспомните, пожалуйста, основное свойство почвы.
Что такое – плодородие? (слайд 9)
Плодородие — это способность обеспечивать растения необходимым набором и количеством питательных веществ.
Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы? (слайд 10)
Исключительно важное значение для плодородия имеет перегной или гумус, в котором накапливаются необходимые для питания растений элементы: азот, фосфор, калий и др. Но плодородие зависит не только от наличия в почве питательных веществ, но также и от механического состава почвы. Песчаная почва или глинистая, зернистая или комковатая – все это влияет на плодородие.
Например: на водоупорных глинах образуются тяжелые, плохо промываемые, заболачиваемые и засоряемые почвы (слайд 11).
В процессе образования почв образуется несколько почвенных горизонтов. Совокупность почвенных горизонтов образует почвенный профиль (слайд 12).
Почвенный профиль – это вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы.
Всем вам наверняка приходилось видеть почвенный профиль, хотя вы и не знали такого термина, на обнаженном склоне оврага или балки. Посмотрите внимательно на фотографию (слайд 13), которая была сделана на берегу Цимлянского водохранилища. Здесь хорошо просматриваются почвенные горизонты. И видно даже древнюю материнскую породу.
Давайте рассмотрим графическое изображение почвенного профиля (слайд 14), где
А 0 – это лесная подстилка (если рассматривать лесные почвы) или луговой войлок (в степи и лугах);
А 1 – это гумусовый горизонт;
А 2 – иллювиальный горизонт или горизонт вымывания;
В – элювиальный горизонт или горизонт вмывания;
С – это материнская порода.
Назовите эти горизонты еще раз.
Почвенные профили разных природных зон будут совершенно отличаться друг от друга (слайд 15).
Посмотрите внимательно на почвенные профили и скажите, почему мощность почв тундры, намного меньше мощности почв смешанных лесов?
Как вы думаете, почему в почвах тайги гумусовый горизонт в несколько раз меньше, чем в черноземах степей?
Мы с вами рассмотрели почвенные профили разных природных зон. Какой вывод можно сделать из всего выше сказанного?
Действительно, на всей территории Земли очень разнообразны.
А от чего зависит образование почв?
Посмотрите на схему «Основные типы почв» (слайд 16).
Все почвы земли поделены на три основные группы:
- почвы равнин;
- почвы гор;
- покровные ледники.
Определите, какая группа из этих занимает наибольшую территорию.
Каких почв на равнинах больше всего?
Количество, каких равнинных почв очень мало?
Как вы думаете можно ли получить урожай с тундровых почв?
А возможно ли ведение сельского хозяйства на пойменных почвах?
Почвы пойм очень плодородны. Эти почвы некогда «вскормили» древнюю цивилизацию египтян, которые, несмотря на то, что вокруг их древнего государства была пустыня, всегда имели хороший урожай (слайды 17, 18)
В Древней Руси, люди тоже селились по берегам рек, замечая, что на этой территории очень хорошо растут растения, что отображено в первых письменных источниках.
Подумайте, почему почвы пойм рек будут так плодородны?
Запишите домашнее задание в дневник. Внимательно прочитайте параграф, ответьте на вопросы к нему, самостоятельно рассмотрите схемы в этом параграфе, выучите термины, записанные в тетрадь.
- Закрепление изученного материала.
Вопросы кодированного диктанта. (Слайд 20)
- Самый богатый, по количеству питательных веществ почвенный горизонт.
- Этих почв на равнинных территориях больше всего.
- Основатель науки почвоведение.
- Вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы.
- Основа для формирования почв.
- Он написал трактат «О слоях земных»
- Почвы образованные илистыми наносами.
- Способность обеспечивать растения необходимыми им питательными веществами, водой, воздухом.
- Это рыхлый поверхностный слой суши, образование которого происходило в течение длительного времени в процессе взаимодействия органического и неорганического мира.
- «Царь почв».
Источник