Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Почва-живая земля»
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме
На занятии дети знакомятся с понятием «почва»,из чего она состоит,кто в ней живет и как мы можем сохранить ее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_—pochva-zhivaya_zemlya.docx | 294.18 КБ |
krossvord_k_zanyatiyu | 11.35 КБ |
sostav_pochvy_k_zanyatiyu | 499.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СВЕТЛЯЧОК»
140054 г. Котельники, Московской обл., мкр. Ковровый д. 34 тел. 559-73-44 ___________________________________________________________________
Конспект открытого занятия по ознакомлению
с окружающим в старшей группе д/с
на тему : «Почва-живая земля».
Подготовила: Джаббарова Галия Харрасовна
ТЕМА ЗАНЯТИЯ : Почва-живая земля.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ : 1) познакомить детей с почвой, ее составом на основе опытов; 2)познакомить с некоторыми почвенными обитателями; 3)учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов; 4)показать в игре «волшебные превращения» листьев в почву; 5)прививать бережное отношение по отношению к природе; 6)развивать мелкую моторику рук, воображение.
ОБОРУДОВАНИЕ: схема-картинка «состав почвы»; для опытов-земля, стакан с водой; картинки с изображением почвенных обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь, медведка);кроссворд с использованием загадок о почвенных обитателях; для игры-листья, стаканчики с землей (по количеству детей),наголовники с изображением дерева-2 шт., и с изображением дождевого червя-2 шт.,обруч-4 шт.; для рисования-цветные карандаши или мелки, альбомные листы.
Сегодня на занятии мы поговорим с вами о почве, узнаем из чего она состоит, кто в ней живет и как мы можем сохранить ее.
-Что же такое почва?
-Как вы думаете дети? (ответы детей)
Конечно же, вы правы, почва – это земля. Все мы ходим по земле .В сухую погоду ворчим что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва. Она поит и кормит растения, а они отдают ей свои сухие листья.
-Вы спросите зачем?
Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами создают почву.
-Как же это происходит? Давайте с вами вспомним.
-Кто из вас видел как осенью с деревьев опадают листья?
-А куда они потом деваются? (ответы детей)
Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают сначала, а потом образуют почву.
-Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)
Почва состоит: из песка, глины, воды, воздуха, перегноя.
Сейчас мы с вами проверим это на опытах.
Мы сказали, что в почве есть воздух. Находиться он между комками и комочками почвы в свободных местах. И чтобы доказать вам это – сделаем опыт.
ОПЫТ 1: Возьмем стакан с водой и бросим в него ком почвы.Если в ней есть воздух,то мы увидим пузырьки,которые будут подниматься на верх.
-Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта? (в почве есть воздух)
Еще мы говорили,что в почве есть вода,потому и растут растения.
-Откуда же она берется в почве? (ответы детей)
Все правильно,дети.Вода попадает в почву,когда идет дождь.Она проникает в глубь и сохраняется в свободных местах.
Есть в почве и песок с глиной.
ОПЫТ 2 : Размешаем почву в стакане с водой.Через некоторое время увидим,что на дне стакана осел песок,сверху вода помутнела из-за глины,а на поверхности плавает мусор,корешки растений – это и есть перегной.
Это легкая забава- (повороты туловища вправо-влево)
Нам известно всем давно-
Там стена,а там окно.
Приседаем быстро,ловко. (приседания)
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо чаще приседать.
А теперь ходьба на месте, (ходьба на месте)
Это тоже интересно.
Мы размяться все успели,
И на место снова сели.
Мы узнали,что в почве есть вода,воздух – значит там можно жить.
-Скажите,пожалуйста,каких почвенных обитателей вы знаете?
-Кто живет под землей? (ответы детей)
1.КРОТ — небольшой зверек,живет на опушках леса,в полях,и везде ведет роющий образ жизни,поэтому его трудно увидеть.Он прорывает себе подземные ходы,чтобы охотиться на насекомых,личинок,а также для отдыха,где крот устраивает гнездо.
2.ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ – он всю свою жизнь проводит в почве.Питается останками перегнивших листьев.Все тело покрыто слизью,чтобы легче было двигаться.На поверхности можно увидеть во время дождя.
3.МУРАВЬИ – живут семьями в домах-муравейниках,большая часть,которых находится под землей.Каждый муравей выполняет свою работу: муравьи-солдаты-защищают муравейник,муравьи-строители-строят муравейник,муравьи-няньки-заботятся о потомстве.
4.МЕДВЕДКА – насекомое,немного похоже на сверчка,но очень крупного.Лапы приспособлены для активного рытья,внешне они напоминают совки экскаватора.Чаще селится на огородных участках и роет там ходы.
5.ПОЛЕВАЯ МЫШЬ (ПОЛЕВКА) – мелкий зверек,живет на лугах,полях.День проводит в норе,а ночью выходит на поверхность.Питается корешками растений,останками перегнивших листьев и веток,останками насекомых,личинками.
А теперь посмотрим, запомнили ли вы «подземных жителей».Предлагаю разгадать кроссворд.Я буду загадывать загадки,а отгадки будем вписывать в наш кроссворд.
1)Маленький рост,длинный хвост,
Буроватая шубка,остренькие зубки,
Под землей таится,в поле ходит покормиться. (полевка)
2)Землеройная машина,без бензина и без шины
Землю каждый день рыхлит,строит длинный лабиринт
Темнота и теснота в подземелье у … (крота)
3)Мой хвост не отличишь от головы
Меня всегда в земле найдете вы.
А если вдруг пролился дождик
Я выползаю на дорожки. (дождевой червь)
4)Погляди на молодцов:веселы и бойки
Волокут со всех концов,материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,
И спешит на помощь друг,тут народ хороший.
Без работы,хоть убей жить не может…(муравей)
5)Скачет зверушка,не рот,а ловушка.
Попадут в ловушку и комар и мушка. (жаба)
Пришло время поиграть в игру.Сейчас мы увидим,как листочки превращаются в почву.
ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ»
Дети делятся на две команды.В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево».В одном конце помещения на полу на одной линии,но на расстоянии положить два обруча.Это будут «норки» червяков.От каждой команды выделяется ребенок,исполняющий роль дождевого червя.Он становится в круг,здесь же,в кругу на полу находятся стаканчики с землей.В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей,которые будут выполнять роль «деревьев».Эти дети также встают в круг,в руках у них листья.На голове у детей соответствующие наголовники.Остальные участники становятся друг за другом.По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику,тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей.Потом возвращается с ним к дереву и отдает.Участники команд повторяют свои действия пока последний участник не принесет землю своему дереву.
Послеигры дети приглашаются на свои места.Педагог подводит итог занятия.
-Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва»,напомните мне,пожалуйста что это?из чего состоит,кто в ней обитает?(ответы детей)
-Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?
(не загрязнять почву,поливать чистой водой,не разводить костры,не вытаптывать растения,оберегать «подземных жителей»-ведь они нужны почве.
-Спасибо вам,что внимательно слушали,отвечали на мои вопросы.
-Я бы хотела предложить вам зарисовать кого-то из «подземных жителей»,который вам понравился больше всех.
Источник
Конспект НОД в старшей группе «Почва — живая земля. Кто создает почву?»
Екатерина Смирнова
Конспект НОД в старшей группе «Почва — живая земля. Кто создает почву?»
Ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли.
1) Познавательно-исследовательские, формировать навык опытнической деятельности;
2) Коммуникативные; учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом;
3)Речевые и игровые: учить общаться в процессе экологической игры, побуждать развитие фантазии, формировать умение выражать свои мысли; прививать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности;
4)Двигательные:давать возможность активно двигаться посредством чередования видов деятельности: беседа, опыты, физминутка, работа с моделью «почва — взаимосвязь с окружающим, сюжетно-ролевая игра, трудовая деятельность;
5)Восприятие фольклора: пословиц о земле.
ПК и презентация «Состав почвы«, «схема-плакат состав почвы«,для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, образцы листьев, пословицы,для игры: листья, стаканчики с землёй (по количеству детей, наголовники с изображением дерева 2 шт., и с изображением дождевого червя- 2шт., обруч — 4 шт., 8 леек для полива.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Восптатель: — Есть у природы удивительная кладовая, положишь в неё весной горсть зерна — а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять вёдер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. — Как вы думаете ребята, что это? (ответ земля, почва).
— Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто вней живёт, и как мы можем сохранить её.
— Что же такое почва?
— Как вы думаете дети? (ответ детей)
Вопитатель: — Знаете ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно-давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений. Возникали моря и океаны, появлялись, а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом
появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим такую почву.
ПОКАЗ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ «СОСТАВ ПОЧВЫ«.
Конечно же, вы правы, почва это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты Земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую — что слишком грязно. А ведь пыль и грязь -это не прото земля. Под ногами у нас почва — это правильное название. Она поит и кормит растения в тёплое время года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды (весна, лето, но этот тёплый период сменяется прохладным временем года, которое приносит нам дары — осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу-землю (или как првильно её называют почву)толстым покрывалом сухих листьев: жёлтых, красных, оранжевых, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю: жёлуди, орехи, яблоки, груши, многие из них уже покрыты коричневыми пятнами гнили. И им одна дорога,как говорит народная пословица: «Из земли пришли, в землю уйдут«.
— А, что это означает? (ответы детей).
Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы.
Секрет в том, что все эти опавшие листья и веки перегнивают, и в этом участвуют, и различные подземные обитатели невидимые нашему глазу. — А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя? (ответы детей).
— Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей).
— Правильно дети, почва состоит из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух. Сейчас мы свами проверим это на опытах.
ОПЫТ №1. В почве есть воздух. Им дышат многие животные из подземного мира. Возьмём стакан с водой и бросим в него комочек почвы. — Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта.Вывод: мы видим пузырьки, которые поднимаюся наверх. А это значит, что в почве есть воздух.
ОПЫТ №2. Состав почвы. Размещаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений — это и есть перегной.Вывод: почва в своём составе имеет перегной, песок, глину.
ОПЫТ №3. Ещё мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения. — Откуда же она берётся в почве? (ответы детей).
Всё правильно дети. Вода попадает в почву, когда идёт дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.
Возьмём спиртовку, подогреем ком земли, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло.Вывод: на стекле мы видим капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы, а это значит там можно жить.
— Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете? (ответы детей).
— Кто живёт под землёй?
Почва даёт приют многим растениям и животным. Так хорошо уживаются они вместе. Помотрите, как они живут, помогают друг другу. Растения растут в почве, берут у неё питательные вещества. И наступает время — осень,когда растения: деревья, кустарник, травы, цветы опадают теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле (рассказ о переработке листьев, так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ.
Сегодня пасмурно, но весёлая песенка о солнышке, зовёт нас с вами немного отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА «СОЛНЫШКО ЛУЧИСТОЕ».
— Молодцы, а как вы думаете, почва нужна только растениям? (ответы детей). Подойдём к плакату и посмотрим, чем же важна почва и для кого? Беседа у плаката.
Ну вот и пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву.
ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ».
Дети делятся на 2 команды. В каждой команде свой «червяк» и соё «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червячков. От каждой команды выделяется ребёнок испоняющий роль-дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землёй. В противоположном конце помещения положить ещё два обруча для детей, которые будут выполнять роль-деревьев. Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «Осень» — дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землёй. Потом возвращается с ним к дереву и отдаёт. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесёт землю своему дереву.
— Сегодня на занятии вы познакомились с понятием почва. Вспомните пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает? (ответы детей).
— Как же мы можем сберечь почву дляэтих существ?
— Что же мы сможем сделать?
— Что полезного мы узнали сегодня? (ответы детей)
— А вы знаете ребята, нас с вами 2 дня не было в Зимнем саду, и почва за эти дни высохла, потому что вон какие большие растения здесь растут, они выпили всю воду, я предлагаю вам сделать доброе дело — полить почву, а она напоит растения. Как вы думаете, что бы нам сказали почва и растения Зимнего сада, если бы они умели говорить? Ведь мы о них заботимся?
— Какие пословицы о земле вы знаете?
Без хозяина земля — круглая сирота.
В землю не положишь — и с земли не возьмёшь.
Где нет земли, там нет травы.
Земля — кормилица.
— А сейчас, я предлагаю вам зарисовать, кого-нибудь из «подземного жителей», который вам понравился больше всех. Вы можете нарисовать сад или поле, дающее урожай. Вашей фантазии нет границ. Вы такие молодцы, очень хорошо работали сегодня.
Конспект опытно-исследовательской деятельности «Живая земля» Ход деятельности СЛАЙД 1 (заставка) Организационный момент: (Воспитатель приглашает детей в круг.) — Ребята, с чего начинается хорошее настроение?.
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Живая и неживая природа» Конспект НОД по экологии в старшей группе на тему: «Живая и неживая природа». Цель: обобщить знание детей о живой и неживой природе. Задачи:.
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Живая и неживая природа» Конспект НОД по экологии в старшей группе на тему: «Живая и неживая природа». Цель: обобщить знание детей о живой и неживой природе. Задачи:.
Конспект ОД в подготовительной группе «Почва — живая земля. Кто создаёт почву?» Выполнила: воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №110 г. Калининград Герасимова Н. Е. ЦЕЛЬ: Ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её.
Конспект занятия ООД в подготовительной группе. Познавательное развитие. Тема: «Почва — живая земля» Конспект занятия ООД в подготовительной группе П ознавательное развитие Тема: «Почва – живая земля» Подготовила воспитатель первой категории.
Конспект занятия в подготовительной группе «Кто создает книгу?» Конспект занятия в подготовительной группе. Тема:«Кто создает книгу?» Цель: формировать у старших дошкольников представление о значимости.
Конспект занятия «Земля — живая планета». Цель. Уточнить представления о Солнечной системе. Сформировать элементарное представление о силе притяжения (на основе опытов). Рассказать.
Методическая разработка «Земля — живая планета» Проект «Земля – живая планета»[/b] Автор проекта: воспитатель МДОУ «ЦРР — детский сад №101 «Жар птица» Воропаева Анна Ефимовна Актуальность.
НОД по экологическому образованию в старшей группе с элементами детского экспериментирования «Почва — живая земля» Тема: «Почва – живая земля!» Цель занятия: закрепить представления детей о составе почвы. Посредством проведения опытов подвести детей.
Источник