Урок по географии для 8 класса «Закономерности распространения почв»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок географии 8 класс
« Закономерности распространения почв»
Цели урока: 1. Содействовать выявлению закономерностей распространения почв
2. Особенность получения знаний об основных типах почв, о почвенной карте
3. Создать условия для закрепления основных понятий по теме
4. Содействовать развитию умения анализировать, сравнивать, делать вывод
5. Создать условия для работы с различными источниками географической информации
6. Обеспечить развитие речи учащихся
7. Помочь осознать значимость изучаемой темы
8. Содействовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения слушать
Тип урока по дидактической цели: Изучение нового материала.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Средства обучения: карта, текст учебника, рисунки.
I – Организационный момент
II – Тема урока «Закономерности распространения почв»
— Запишите тему урока в тетрадях
— Сегодня на уроке мы:
1) выявим закономерность в распространении почв в нашей стране;
2) научимся характеризовать основные типы почв;
III – «Давайте вспомним…»
КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД (опроси-опроси – обменяйся карточками)
Выполняем с партнёрами по лицу)
Начинает чётный номерБ2 и Б4- чётные вопросы, нечётный номер А1 и А3 – нечётные вопросы. Фиксируем ответы. В конце урока выставим оценки.
— За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл.
1. Что такое почва?
2. Что называется плодородием почвы?
3. Что такое перегной или гумус?
4. От чего зависит плодородие почв?
5. Назвать основные свойства почвы.
7. Основные факторы формирования почвы -…
8.Что такое почвенный профиль?
9. Какой буквой обозначается материнская порода в почвенном профиле?
10.Чем определяется разнообразие почв нашей страны?
IV – Изучение нового материала.
1. Закономерности размещения почв России.
— Более 100 лет назад В.В. Докучаев установил, что размещение основных типов почв на поверхности Земли как и других компонентов природы подчинено закону зональности.
Вспомним этот закон. ШЗ — это смена компонентов природы от экватора к полюсам с изменением температуры, увлажнения
СИНГЛ РАУНД РОБИН — проговариваем ответ по кругу, начиная с первого номера.
Важнейшая причина этого – широтное изменение климата.
В нашей стране широтная зональность выражена ярче, чем в других странах мира. С ЧЕМ ЭТО СВЯЗАНО?
Это связано с большой протяженностью территории с С на Ю и преобладанием равнинного рельефа.
В горах почвы изменяются, следуя закону вертикальной зональности от подножья к вершине (высотная поясность)
— Почвы России разнообразны. Мы проследим смену почв на равнине, двигаясь с севера на юг, подчиняясь закону зональности. Выявим взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью.
Работа по рисунку 49 стр. 131.
— Сделаем вывод: с изменением климата с севера на юг изменяется растительность, изменяются почвы, т.е. подчиняются закону зональности.
СИНГЛ РАУНД РОБИН — проговариваем ответ по кругу, начиная с четвёртого номера.
2. Знакомство с почвенной картой.
Разнообразие почв любой территории и закономерности их размещения в пространстве отражают почвенные карты.
— Откройте атласы стр. 18-19. Перед вами карта почвы России.
— В условных обозначениях мы увидим, что цветом показаны типы почв различных природных зон.
— Проследим смену почв на европейской части страны с севера на юг.
РАУНД ТЭЙБЛ — на одном листочке записывают типы почв.
Начинает номер 3
1. Острова Северного Ледовитого океана занимают арктические почвы (1а)
2. Побережье Северного Ледовитого океана – тундровые почвы (1б)
3. Южнее мы увидим подзолистые почвы (цифра 4)
4. Двигаемся на юг в зоне смешанного леса в более теплых условиях с достаточным количеством осадков формируются дерново-подзолистые почвы (5)
5. В зоне широколиственных лесов формируются серые лесные почвы (7)
6. Южнее Серых лесных почв можно наблюдать черноземы лесостепей и черноземы степей (это по цифрой 8,9)
7. На юге европейской части страны в условиях крайне сухого и теплого климата формируются почвы каштановые сухих степей и бурые полупустынные (12,13)
— Мы увидели, что при движении с севера на юг изменяются почвы – это зональные типы почв.
— Под влиянием местных природных условий могут формироваться азональные типы почв, например, в долинах рек, днищах балок, в горах.
Луговые почвы, пойменные, болотные, горные, вулканические.
3. Основные типы почв.
— А теперь наша задача дать краткую характеристику основных типов почв, рассмотреть хозяйственное использование. Работаем с текстом учебника стр. 131 и картой атласа
— Эту работу вы проводите в своих группах. Результаты записываем в таблицу
Температура июля, осадки, испаряемость, увлажнение
ЗУМ ИН рассмотрение материала по чтению
— Ответственные в группах выставляют баллы своим одногруппникам. За выполненное правильно задание 1 балл.
1) Первое задание тренировочное выполним вместе.
— Найти в учебнике, в какой природной зоне формируются – арктические пустыни.
— Мало тепла, мало растительности, «пятнами» — условия формирования гумусовый горизонт не толще 1 см не имеют хозяйственного значения.
2) Распределим задания по группам.
1 группа — тундровые
2 группа — подзолистые
3 группа – дерново-подзолистые
4 группа – серые лесные
5 группа- чернозёмы
6 группа – каштановые сухих степей
7 группа –бурые полупустынь
3) Проверка выполнения задания. Выставление баллов.
— Послушайте и запишите характеристику этой почвы.
В зоне полупустынь распространены бурые полупустынные почвы. Они образуются в условиях крайне сухого климата и разреженного растительного покрова. Незначительное количество перегноя до 1 %, почвы малоплодородные. Засоление почв связано с засушливостью климата. Эти почвы не способствуют росту растен, но при орошении они превращаются в культурно – поливные плодородные почвы, которые дают высокий урожай винограда, садовых культур. Почвы используются также как пастбище для овец.
5) — давайте вспомним о азональных почвах: болотные, пойменные, горные, и вулканические.
V . Закрепление изученного материала.
1) Чтобы закрепить полученные знания и проверить их проведем цифровой диктант.
На ваших листах напечатаны названия почв, прослушайте характеристику почвы и определите к какой почве она подходит, соответственно поставьте номер характеристики рядом с названием.
СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ — работают на листочках и по окончании передают по кругу для проверки
1. Содержит до 1 % перегноя, малоплодородная, распространена на юге нашей страны.- бурые
2. Образуется под густой травянистой растительностью с сильно развитой корневой системой — чернозём
3. Формируется под широколиственными и смешанными лесами. серые лесные
4. Маломощный почвенный профиль — тундровые
5. Формируются под широколиственными лесами Европейской части России.
2) Проверка. За каждый правильный ответ 1 бал.
3) Дополнительный вопрос:
— Почему в России распространение почв подчиняется закону широтной зональности? (Территория вытянута с севера на юг, преобладает равнинный рельеф)
VI . Обобщение. – Сегодня мы узнали…
— закономерности распространения почв на территории России;
— основные типы почв и их свойства;
— хозяйственное использование почв;
— познакомились с почвенной картой;
— размещение почв подчиняется закону широтной зональности.
Какие выводы сделали после изучения темы?
VII . Итоги урока
Почвы России так же разнообразны, как разнообразна и вся природа нашей страны. От нас зависит, как мы распорядимся этим сказочным богатством, так как с каждым годом запасов становится все меньше и меньше.
VIII . Д/з § 27, вопрос 3 стр. 132 в тетради, работать с картой почвы России
Источник
Конспект урока по географии на тему «Закономерности распространения почв»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Закономерности распространения почв
Цель: Определить типы почв на различных территориях нашей страны, выяснить закономерности их распространения.
1)Продолжить формирование навыков анализировать тематические карты методом наложения, аккуратно и четко заполнять контурную карту.
2)Способствовать развитию познавательного интереса,прививать любовь к природе. Формировать умение контролировать и оценивать ход и результаты учебной деятельности, воспитывать ответственность за результаты своего труда и труда товарищей.
Тип урока : комбинированный.
Оборудование : карты России: физическая, климатическая, почвенная, атласы, контурные карты, учебники, тетради.
Организационный момент. Объявление целей урока.
Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос (за правильный ответ ученик получает жетончик)
механический состав почв –
перечислить факторы, влияющие на формирование почвы.
что называется почвенными профилем?
какие горизонты в нем выделяются?
от чего зависит плодородие почвы?
Изучение нового материала
Более 100 лет назад В.В.Докучаев установил, что размещение основных типов почв по поверхности Земли подчинено закону зональности.
Важнейшей причиной зональности почв является изменение климата, его главных характеристик- режима увлажнения и температурного режима.
В нашей стране широтная зональность выражена ярче. Это связано с большой протяженностью территории по меридиану и с преобладанием равнинного рельефа.
1. Арктическая пустыня
Часто отсутствуют или арктический
Мало тепла и растительности
имеют слой глеевой
Вечная мерзлота, мало тепла, переувлажнение, недостаток кислорода
К увл 1, растительные останки -хвоя
Б) тайга Вост.Сибири
Больше, чем в подзолистых
Промыв весной, больше растительных остатков
Самые плодородные почвы, зернистая структура
К увл =1 и 0,8 0,9 много растительных остатков ежегодно, много тепла
Бурые полупустынь, серо-бурые
Сухой климат, разреженный растительный покров К увл ,
Характерной закономерностью смены почв в горах является высотная поясность. Она была установлена в конце прошлого столетия при исследовании почв Кавказа.
1 группа: Арктические пустыни .
Формируются в арктическом поясе. Обычно состоят из маломощного (1-3 см) органогенного горизонта и слабо дифференцированной на горизонты минеральной массы, подстилаемой на глубине 40-50 см многолетнемерзлым слоем. Весь год низкие температуры, на поверхности лежит снег или лед, которые не могут быть материнской породой. Поэтому почв в арктической пустыне почти нет.
Почвы тундровой зоны Северного полушария гумуса в них мало (до 5 %), так как растительный покров не богат и образование гумуса замедленно из-за недостатка тепла. Обычно маломощны, грубогумусные, часто с признаками мерзлотных явлений, переувлажнены, недостаточно кислорода. Используются под пастбища, для выращивания картофеля, капусты, кормовых корнеплодов, ячменя на зеленый корм.
II группа: Подзолистые почвы.
Почвы тайги и смешанных лесов формируются в условиях континентального и умеренно-континентального климата при избыточном увлажнении и постоянном промыве просачивающимися водами; одержат мало гумуса (1-4 %), малоплодородные, требуют внесения удобрений. В подзолистых почвах хорошо выражен подзолистый горизонт (А-2) из которого вымываются частички гумуса, глинистые частицы, оксиды железа и др., которые откладываются в нижнем, иллювиальном горизонте, плотном, бурого цвета, напоминает по виду золу (откуда их название). Материнские породы обычно представлены наносами из глинистых, песчаных и других пород. Пригодны для сенокосов и пастбищ, посевов зерновых, кормовых, овощных, технических культур, садов.
Формируются под смешанными лесами, гумуса больше, чем в подзолистых, благодаря большему, чем в тайге, количеству тепла и более благоприятному растительному опаду. Промыв весной, больше растительных остатков.
Почвы широколиственных лесов и лесостепей умеренного пояса. Гумусовый горизонт достигает 30 см. разделяются:
– светло-серые (2-4 % гумуса) – наиболее оподзоленные слабо оструктуренные почвы, серые;
– темно-серые (7-9 % гумуса) – менее оподзоленные, обладающие относительно хорошими физическими свойствами, значительной биологической активностью, плодородием. Используются для сенокосов и пастбищ, посевов зерновых, технических, овощных и др. культур, возделывания садов.
Тип почвы лесостепной и степной зон умеренного пояса. Верхний перегнойный горизонт имеет зернистую или мелкокомковатую структуру, самые богатые гумусом, содержание которого составляет 6-9 %, отчего почвы имеют интенсивный черный или буро-черный цвет. Мощность гумусового горизонта – от 40 до 120 см. обилие перегноя объясняется следующими причинами: большой массой органических веществ, образованных растительностью, недостаточном количестве влаги и медленным разложением остатков. Органическое вещество накапливается в верхней части профиля, иллювиальный горизонт обогащен кальцием. При достаточном количестве влаги черноземы очень плодородны; используются под посевы зерновых, технических, овощных, комовых культур, виноградники.
Почвы сухих степей и полупустынь умеренного пояса. Гумусовый горизонт менее мощен, чем у черноземов; содержание гумуса 1,5-4,5 %,что объясняет более светлую (темно-каштановую, каштановую и светло-каштановую) окраску почв. Запаса органического вещества пополняются за счет обильного травяного покрова, который развивается в течение короткого времени, пока в почве достаточно
влаги после зимы. Достаточно плодородны, но для земледелия требуют орошения, так как распространены сухой зоне.
V группа: Бурые полупустынные почвы.
Формируются в условиях сухого климата под пустынно-степной растительностью умеренного пояса. Имеют светло-бурую окраску, мало гумуса (содержат 1,5-2,5 % гумуса); верхний горизонт рыхлый, часто слоеватый; нижележащий – обычно –уплотненный, солонцеватый; отличаются высоким содержанием карбонатов, которое возрастает с глубиной; используются как пастбища. Замедление возможно только при орошении.
Серо-бурые пустынные почвы.
Формируются в пустынной зоне умеренного и субтропического поясов под разреженной, преимущественно полынной и солянковой растительностью. Пористая корка (2-7см) подстилается слоеватым карбонатным, часто солонцеватым горизонтом (10-15 см). содержание гумуса – менее 1 %. Используются как пастбища, земледелие возможно только при орошении.
Источник