Урок по теме: Как образуется почва 3 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Проект урока «Окружающий мир» 3 класс
Программа: Перспективная начальная школа
Предмет: окружающий мир
Тема: Как образуется почва
Яна Романовна Филюк
Учитель начальных классов, МБ НОУ «Лицей №11»
формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах.
развивать умения работы с научным текстом,
развивать исследовательский подход к изучению природных объектов,
делать выводы на основе проведенных опытов,
развивать познавательный интерес.
воспитывать чувство любви к природе, родному краю.
1. Предметные: — сформировать понятие «почва», познакомить с ее образованием, составом, свойствами почвы, видами, её ролью в жизни экосистемы.
2. Метапредметные: — ставить учебную задачу и удерживать ее;
-строить высказывания, понятные собеседнику;
-анализировать информацию и делать выводы;
-формировать начала предметной рефлексии;
-формировать умение работать с информацией;
-формирование умения формулировать тему урока;
3. Личностные: -формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать),
-воспитывать чувство любви к природе,
-формирование уважительного отношения к иному мнению.
Тип урока : Освоение новых знаний
Формы организации : фронтальная (словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем обучающимся), групповая (самостоятельная, практическая деятельность обучающихся, направленная на изучение состава почвы), индивидуальная (доклады обучающихся).
Оборудование: : м/медиа, учебник, тетрадь для самостоятельной работы; блюдечки с почвой, деревянные палочки, ручные лупы, стаканчики с водой, горшочек с почвой, конверты с заданиями и таблицами, лист для выводов с опорными словами, учебник, толковые словари, тетрадь для самостоятельной работы, бумажные цветы, ватман, таблицу с результатами опытов.
1.Организационный момент. (1 мин.)
УУД: психологическая установка на работу
-Начинаем наш урок.
Орешек знаний тверд, но все же.
Мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет.
Стремленье вечно познавать.
2. Мотивирование к учебной деятельности. (3 мин.)
-Сейчас послушайте мою загадку. Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется? ( Это почва.)
3. Актуализация знаний и постановка проблемы. (4 мин.)
УУД: формулировка темы урока,
-постановка учебной задачи
— Какова тема урока? (речь пойдёт о почве)
— Сможете ли вы ответить на вопрос Что такое почва? (Да, ответить на этот вопрос нам помогут учебник и толковые словари. ) Самостоятельно ищут в учебнике тему и ответ на вопрос.( Почва – верхний плодородный слой земли.)
4. Поиск решения проблемы (3 мин.)
УУД: выражение своих мыслей, предположений, понятных собеседникам, построение монологической и диалогической речи, коррекция и оценивание мнений одноклассников.
-Как вы понимаете выражение:
Больше в кладовую природы положишь – больше соберёшь.
(Чем лучше ухаживать за почвой, удобрять ее, тем больше урожая соберёшь.)
— Вы хотите поближе познакомимся с почвой? (да)
— Что нам надо для этого сделать? Через что мы это можем узнать? (провести опыты, через наблюдение и исследование почвы)
-Вы были когда-нибудь в лаборатории? Там работают учёные-исследователи. Они проводят опыты. Сегодня на этом уроке вы можете представить себя в роли учёных. Мы сейчас проведём несколько опытов и выясним: из чего состоит почва и почему она плодородна.
Прочитайте правила работы.
5. Открытие новых знаний (17 мин)
УУД: работа в группе, сотрудничество взаимопомощь, решение проблемы через опыт, построение логической цепи рассуждений.
— Внимательно ознакомьтесь с правилами.
1. Внимательно читать инструкции.
2. Чётко выполнять указания.
3. Быть наблюдательными
4. Аккуратно работать с веществами и оборудованием .
5. По наблюдениям сделать выводы.
Вы поделены на 4 группы. (Учитель по списку выбирает четырёх руководителей, они сами набирают свою команду по очереди)
-У каждой группы будет своё задание, которое вы найдёте в конвертах. Свои выводы и наблюдения вы запишите в лист наблюдений.
-Перед началом работы сосредоточьтесь. Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох, потянитесь, задержите дыхание пока я не досчитаю до трёх, медленно выдохните. Повторим ещё раз. Приступаем к работе.
1. Насыпьте в поддон немного почвы.
2. Внимательно рассмотрите почву, используя лупы, деревянные палочки.
( Мы внимательно рассмотрели почву и обнаружили в ней песок, глину, останки живых организмов.)
1. Возьмите стакан с водой. 2.Бросьте туда комочек почвы. Что вы наблюдаете?
(-Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят пузырьки воздуха. Значит, в почве есть воздух.)
1. Возьмите стакан с водой. 2. Добавьте туда почвы. 3. Размешайте палочкой. Подождите немного и посмотрите на дно. Что вы наблюдаете?
(В стакан с водой мы добавили почвы и размешали палочкой. Мы заметили, что вода стала мутной. На дно выпал осадок, всплыли частички мусора Значит, в почве есть воздух.)
Возьмите горшок с почвой. 2. Налейте туда немного воды. 3. Держите горшок над пустым стаканом. Что вы наблюдаете? Слайд 16 (Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан налилась вода. Мы сделали вывод, что почва пропускает воду)
-Сейчас руководители каждой группы прикрепляют свои выводы на Таблицу с результатами опытов. Приложение 5
-Расскажите, что вы узнали, проделав опыты, составив эту таблицу? ( мы узнали о свойствах почвы, ее составе)
6. Рефлексия деятельности (1 мин.)
-Вы провели опыты, многое узнали. Покажите с помощью карточек с цветами вашу работу в группах. Приложение 4.
Оранжевый– побольше таких дел, поучительно,
Жёлтый – понравилось, но не всё интересно,
Зелёный – работа не понравилось, скучно.
7. Динамическая пауза (2 мин.)
УУД: физическое развитие
8. Первичное закрепление ( 6 мин.)
УУД: самостоятельная работа
— работа с вопросами на слайде
-Сейчас вы поработаете самостоятельно по тетради, с. 11, задание 13.
Воспользуйтесь учебником. Какую пользу приносят природе животные почвы?
(-Они рыхлят почву, прокладывая в ней ходы, куда проникают воздух и вода.)
-Правильно, это и делает почву плодородной.
-А как вы понимаете выражение: Цепь питания? (Это связь живых существ между собой)
-Ответьте на вопросы:
1. Верхний, рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (почва)
2. Выберите вещества, входящие в состав почвы: глина, песок, воздух, вода.
3. Основное свойство почвы? (плодородие)
4. Животные или растения стали первыми обладателями суши? (растения)
5. Как называются остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве? (перегной)
6. Как люди называют почву? (кладовая)
— Посмотрите на нашу Таблицу результатов опытов. Что вы заметили в этой таблице? (одна колонка осталась пуста)
Потому что это еще не всё, что вы сегодня узнали о почве. Кормин Илья подготовил небольшой доклад о ВИДАХ ПОЧВЫ. (читает доклад и затем прикрепляет его в последнюю колонку в таблице)
-Теперь наша таблица полностью заполнена.
9. Закрепление (3 мин.)
УУД: анализ результатов своей деятельности
— А сейчас мы поиграем и проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы. Игра “Хлопни!”
-Я перечисляю название веществ, вы внимательно слушаете и хлопаете на правильном ответе.
-Песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, целлофановые пакеты, перегной. (Дети не хлопают в ладоши, когда учитель называет стекло, бумагу, целлофановые пакеты)
10. Итог урока (3 мин.)
УУД: -анализ результатов своей деятельности,
-построение высказываний, понятных собеседнику
— Какую проблему мы решали на уроке? Как мы можем ответить на этот вопрос? Кто считает, что мы решили поставленную задачу?
-Подытожим наш урок выводом. ( Почва – верхний плодородный слой земли. В её состав входят органические минеральные вещества. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее .)
-Сегодня вы замечательно поработали на уроке, заслужили высокие оценки.
11. Домашнее задание
УУД: -творческое развитие учащихся (1 мин.)
Дома напишите небольшой рассказ «Приключения червячка»
12. Рефлексия (2 мин.)
“Украсим почву цветами”.Оранжевый цветок берут те, кто оценивает свою работу так: “Я отлично поработал и узнал много нового”.Жёлтый — “Я хорошо работал, мне было интересно”.Зелёный — “Я старался работать, но у меня не всё получилось”.
Приложение 4 (Дети выбирают по своему желанию цветок и наклеивают на лист ватмана)
Ответ. Мы внимательно рассмотрели почву и обнаружили в ней________________________________________________________________________________.
Слова-помощники : песок, глина, вода, останки живых организмов.
Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит, в почве есть __________________________.
Слова-помощники : мусор, пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, , песок, глина, останки живых организмов, вода.
Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что ___________________________________________. На дно выпал осадок. Это __________, поверх которого всплыли частички _______________________. Значит, в почве есть ____________.
Слова-помощники : останки живых организмов, пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, всплыл мусор.
Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___________________________. Мы сделали вывод, что почва__________ воду.
Выполняются динамические упражнения: потягивания, разведение плеч, поднимание головы, вращения головой, наклоны и полунаклоны.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Плывем как дельфин.
Качаясь на волне, плывем на спине.
Вышли на берег крутой,
Отряхнулись – и домой.
Утром встал гусак на лапки
Приготовился к зарядке
Повернулся влево, вправо,
Приседанья сделал справно
Клювиком почистил пух
И опять за парту — плюх!
1.Се́рые лесны́е по́чвы формируются в лесостепной зоне. Серые лесные почвы активно используются в сельском хозяйстве для выращивания кормовых, зерновых и плодо-овощных культур.
2. Подзо́листые по́чвы — типичные почвы хвойных лесов. Название происходит от слов «под» и «зола» и появилось, видимо, от русских крестьян, обнаруживавших при вспахивании слой, напоминавший золу. Эти почвы формируются в сырых и холодных местностях.
3. Чернозём —тёмноокрашенный тип почвы, сформировавшийся на глинах. Чернозёмы обладают хорошими водно-воздушными свойствами, отличаются комковатой или зернистой структурой.
4. Сероземы — тип почв полупустынь . На сероземах возделывают хлопчатник, сахарную свеклу, виноград. Распространены в Азии, Сев. Америке, Австралии.
5. Солонцы распространены среди каштановых и бурых полупустынных почв в виде пятен. В черноземной зоне их формированию препятствует довольно значительное количество осадков.
6. Краснозём — тип почвы; отличается повышенным содержанием окислов железа и алюминия. Из-за окислов железа почва имеет красноватую окраску. Краснозёмы — кислые или слабокислые почвы.
Этот тип почв характерен для субтропических широколиственных лесов. Редко встречаются в России.
Оранжевый цветок берут те, кто оценивает свою работу так: “Я отлично поработал и узнал много нового”.Жёлтый — “Я хорошо работал, мне было интересно”.Зелёный — “Я старался работать, но у меня не всё получилось”.
Источник
Урок+презентация на тему «Почва. Её состав и свойства» (3-класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Конспект Почва.Её состав и свойства..docx
Средняя общеобразовательная школа
имени Махмуд Кашгари
г. Кентау Южно-Казахстанской области — Казахстан
Урок окружающего мира
«Почва. Её состав и свойства»
учитель начальных классов
школы имени М.Кашгари
Тема: Почва. Её состав и свойства.
Цель урока: формирование представления о почвах; изучить состав и свойства почвы.
Образовательные : познакомить с разнообразием почв. Выявить основные свойства и состав почвы.
Развивающие : продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве.
Развивать мышление, наблюдательность, умение представить вывод, умение работать
в группе, находить общее решение.
Воспитательные : учить бережному отношению к земле. Воспитывать уважение к людям земледелия.
Тип урока: комбинированный; исследование.
Работа в группах и в парах;
Оборудование: проверочные карточки; образцы почв; спиртовка; стекло; стаканы с водой; штатив; кроссворд; презентация.
Учитель проверяет готовность учеников к уроку.
В классе жду я вас всегда.
Вы готовы в путь, друзья?
Все преграды мы пройдем,
Знанья новые найдем.
2.Психологический настрой на урок.
Ты мой друг и я твой друг,
Вместе мы семья.
То, что не с могу один,
Сможем ты и я!
3.Проверка домашнего задания.
Краткий опрос по теме «Полезные ископаемые». ( Слайд 4, 5, 6 )
-Что такое полезное ископаемое?
-Какие виды полезных ископаемых бывают?
Индивидуальная работа: Карточки для учеников с индивидуальными заданиями.
Соедините стрелками правильные ответы. ( Слайд 7 )
Правила работы в группах: Давайте вспомним правила работы в группах. ( Слайд 8 )
В группе должен быть ответственный.
Работать должен каждый на общий результат.
Один говорит, другие слушают.
Своё несогласие высказывай вежливо.
Если не понял, переспроси.
Работа в группах: Найти дополнительные материалы о полезных ископаемых и подготовить презентацию (домашнее задание). Представители из каждой группы выходят к доске и защищают свои работы.
Физминутка (музыкальная пауза)
4.Сообщение темы и цели урока.
Послушайте загадку и отгадайте. И вы узнаете тему сегодняшнего урока.
Есть на земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь — вместо одного мешка в кладовой — двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Скажите, как она называется?
5. Изучение нового материала.
Значение слова «земля» несколько. ( Слайд 10 )
Это – Земной шар, поверхность, почва.
Сегодня мы будем говорить о почве. Вы узнаете состав почвы и её свойства, как она образуется.
Основные понятия: ( Слайд 11 )
Почва – верхний плодородный слой земли.
Чернозём – богатая перегноем почва.
Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами.
Найдите определение почвы в учебнике. ( Слайд 12 )
Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.
Далее идёт переходный слой – менее плодородный и нижний слой – это горная порода.
Первое научное определение понятия «почва» дал В.В.Докучаев. ( Слайд 14 )
Было время, когда у нашей планеты отсутствовал почвенный покров. Миллионы лет земная поверхность являло собой голую каменную пустыню. Но постепенно ветры и вода разрушали их. Образование мельчайших частиц послужило основой для возникновения почвы. Потом появились растения. Отмирающие растения обогащали поверхностные слои почвы перегноем. ( Слайд 15, 16, 17 )
Главная часть почвы – перегной. Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной. Так и происходит круговорот веществ в почве.
Составьте схему «круговорот веществ в почве». ( Слайд 18 )
Разновидности почв: чернозёмные, подзолистые, песчаные. ( Слайд 19 )
Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие. В плодородной почве лучше растут растения. Самое большое количество перегноя содержится в чернозёмных почвах.
В подзолистых почвах перегноя немного и много глины. Растения в них чахлые.
В песчаных почвах много песков.
В ледяных просторах Антарктиды и Арктики, в высоких горах нет почвы. ( Слайд 20 )
Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем. ( Слайд 21, 22 )
-Давайте посмотрим фильм о путешествии дождевого червячка.
В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики. ( Слайд 23, 24 )
6. Обобщение и закрепление знаний .
Работа в парах: Вспомним правила работы в паре. ( Слайд 26 )
Работать должны оба.
Один говорит, другой слушает.
Если не понял, переспроси.
Своё несогласие высказывай вежливо.
Карточки для работы в паре: Раскрасить. ( Слайд 27 )
Практическая работа: Состав почвы.
Итак, нам предстоит узнать, из чего состоит почва. У каждого на парте коробочки с почвой. Рассмотрите их.
-Какого она цвета?
-В почве есть остатки листьев, мелкие корешки, части насекомых, червей и другие мелкие животные.
Опыт 1: В стакан с водой бросим кусочек сухой почвы. Что заметили?
(Из почвы выходят пузырьки воздуха)
Вывод: В почве содержится воздух.
Опыт 2: Опустим почву в стакан с водой и тщательно размешиваем. Пипеткой возьмём несколько капель этой воды и поместим в предметное стекло. Нагреем стекло над огнём свечи. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налёт.
Вывод: В почве содержатся минеральные соли, которые могут растворяться в воде.
Опыт 3: Положим почву в крышечку. Нагрею крышечку с почвой над пламенем свечи. А над почвой буду держать стекло. Чем объяснить, что стекло сначала становится влажной, а потом на ней появляются капельки воды.
Вывод: В почве содержится вода. При нагревании вода испаряется.
Опыт 4: Продолжим нагревать почву в огне. Через некоторое время увидим дым и почувствуем неприятный запах.
Вывод: Это сгорает часть почвы, которое состоит из остатков растений и мелких животных. Это — составная часть почвы — перегной. Перегной придаёт почве тёмный цвет.
Опыт 5: Опустим немного почвы в стакан с водой и размешиваем. Дадим отстоять. На дно стакана оседает слой песка, поверх его – слой глины, сверху – слой тёмного цвета – это перегной.
Вывод: В почве содержатся песок и глина.
Составить схему-кластер – из чего состоит почва. ( Слайд 29 )
Работа с тестом: ( Слайд 30, 31, 32 )
1.Плодородие почвы зависит от количества:
2.Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:
3.Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:
Это интересно! Образование почвы. ( Слайд 33 )
1см почвы за 250-300 лет
20см за 5-6 тысяч лет
Земля-мать тому, кто умеет с ней обращаться.
Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете.
Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас своими богатствами.
Давайте прикрепим свои смайлики на доске. ( Слайд 35, 36 )
Я доволен собой, у меня всё получилось. Хочу знать больше.
У меня не всё получилось, но я постараюсь.
Ничего не понятно на уроке.
Ответить на вопросы:
Что узнал? Что смог? Что понравилось?
-На картине с цветами и сердечками спряталось волшебное слово. Найдите их.
-Да, это слово «молодцы» и вы молодцы, отлично поработали.
9. Выставление оценок.
Оценка учеников по подсчёту смайликов.
10. Домашнее задание. Подобрать материал о животных почв. Прочитать тему из учебника и ответить на вопросы.
1. Познание мира. Учебник для 3-класса.2011г.
2. Справочник для начальной школы. Корчагина О.Ю.
3. Детская энциклопедия. Эллиот Дж. 2000г.
6. https :// www . google . kz . Состав и строение почвы.
7. https :// www . youtube . com . Путешествие дождевого червячка.
Источник