ФРОНТАЛЬНЫЙ ПОГРУЗЧИК В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Хотя модели фронтальных погрузчиков, включая разновидности в классе «мини», используемые в агросекторе, конструктивно не сильно отличаются от своих «городских» собратьев, различия между теми или другими машинами проследить можно. Сельскохозяйственные модификации этих машин нередко имеют более высокий протектор с минимальным пятном контакта — в то же время он не так устойчив к порезам и проколам, как шины погрузчиков, предназначенных для использования в строительстве или на производстве, где риск подобных повреждений много больше. Кроме того, сельскохозяйственные погрузчики нередко рассчитаны на более высокую скорость передвижения — до сорока километров в час — и уже в базовой комплектации снабжены отопителем кабины, кондиционером, комплектами дорожных ламп и рабочего освещения, учитывая особенность их использования: круглый год, днем и ночью.
Все это — важные нюансы. Но именно нюансы: подлинно же сельскохозяйственной машиной погрузчик становится благодаря впечатляющему набору навесных агрегатов для работы в агросекторе.
Для того, чтобы функционировать как полноценная сельскохозяйственная машина, погрузчик оснащают большим набором навесного оборудования. Это вилы для силоса и вилы для соломы, которыми производят подбор и погрузо-разгрузочные работы валков и тюков различной формы. Набор различных ковшей позволяет производить загрузку зерна, вывоз навоза, отсыпку торфа. Бульдозерный отвал помогает вести планировочные работы, а также массу других работ в поле, на ферме и на приусадебном участке — вплоть до уборки снега. Разного рода захваты — штыковые, а также двух-, трех- и более челюстные делают возможным перемещение самых разных объектов; существуют и специальные захваты для тюков, валков и так далее. В зависимости от особенностей того или иного хозяйства погрузчик может также оснащаться косилкой, кусторезом, измельчителем пней — и хотя чисто сельскохозяйственными эти устройства не назовешь, учитывая их применение в садово-парковом хозяйстве, в агрокомплексе все они также широко востребованы. А вот косилка, культиватор и аэратор почвы имеют строго сельскохозяйственную принадлежность.
Прежде чем мы перейдем к более предметному рассмотрению перечисленных навесных агрегатов, справедливости ради отметим: хотя выражение «сельскохозяйственный погрузчик» в девяти случаях из десяти является не более чем маркетинговым ходом производителя или продавца, специализированная техника такого рода на рынке все же встречается. Как один из удачных примеров погрузчика для агросектора упомянем белорусский БМЕ (производитель — завод МАЗ MAN), довольно популярный у сельских тружеников у себя на родине, в Украине и России. Его универсальность позволяет решать на селе широкий круг задач, а технические особенности шасси этой машины — проводить сельхозработы с высокой эффективностью и экономично даже в самых тяжелых или в стесненных условиях. Есть такие машины с «сельской» пропиской и у ведущих мировых производителей спецтехники (например, у John Deere), но стоят они ожидаемо дороже.
Однако вернемся к навесному оборудованию. Традиционно основным из набора навесных агрегатов для машин этого типа считается ковш. В сельском хозяйстве он используется для погрузки и разгрузки кормов, навоза, удобрений, а также любых других сыпучих материалов. Для выполнения большинства перечисленных работ достаточно ковша с габаритами (длина/ширина/высота) 3115х2015х1782 миллиметров; весит такой ковш чуть более восьмисот килограммов. Естественно, с мини-погрузчиками используются ковши меньших размеров и веса. Особую форму имеют зерновые ковши — нередко на их современные модификации устанавливают лезвие из стали Hardox и снабжают сменным ножом. Зерновой ковш — эффективный сельскохозяйственный инструмент, хорошо работающий в связке как с фронтальным, так и с телескопическим погрузчиком, в зависимости от того, на какой высоте проводят погрузочно-разгрузочные операции с зерновыми культурами.
Для погрузки рыхлого сена, навоза, древесной щепы используется особый ковш с прижимом. Ковш такого типа 332С.59, выпускаемый холдингом «Амкодор», конструктивно состоит из ковша и рамы, способной вращаться вокруг оси с помощью гидроцилиндров, выполняя роль прижима для транспортируемого груза. Грузоподъемность такого ковша собственным весом 1175 килограммов составляет 3 тонны. С использованием имеющегося на нем прижима (в закрытом виде) можно одновременно перевозить до 1,8 кубометра груза.
В отличие от палетных вил, используемых для работы с поддонами, вилы сельскохозяйственные для погрузчика обычно имеют число зубьев большее, чем два, что позволяет им захватывать и перевозить больший объем груза. Зубья на таких вилах, как правило, закаленные, что повышает их прочность. Большой ассортимент сельскохозяйственных вил для погрузчика выпускает компания JCB. Объем перевозимого груза у вил этой марки (с закрытым захватом) в зависимости от модели варьируется между 0,93 до 1,5 кубометра, масса перевозимого груза — от 1,5 до 2,75 тонны. Этим же британским производителем изготавливаются мощные вилы для навоза и силоса, отличающиеся особым углом расположения зубьев и специальной формой захвата. Крепкая конструкция вил и установленные на них мощные гидравлические цилиндры служат гарантией эффективного перемещения даже наиболее плотно утрамбованного навоза.
Иногда, при необходимости ровного отрезания силоса или сенажа из траншеи, сельскохозяйственные вилы комбинируют с силосно-отрезным захватом. Упомянутая компания JCB снабжает такие модели вил коваными зубьями, а их верхний захват — зазубренными передними режущими пластинами, которые могут меняться по отдельности.
Впрочем, вилы с двумя зубьями на сельскохозяйственных погрузчиках тоже используются — правда, эти зубья гораздо острее, чем палетные, и расположены они иначе: одно над другим. Такие вилы называют штыревыми; предназначены они для эффективного накалывания и перемещения рулонов с сеном диаметром до 1800 миллиметров, а иногда и более. При этом нижний зуб вил служит для того, чтобы рулон не вращался. Впрочем, зубьев может быть не два, а четыре — в том случае, если предполагается перевозить по два рулона за один раз. Или даже шесть, если наряду с рулонами с сеном также требуется транспортировка тюков размером до 1200х1200×2500 миллиметров.
Иногда на основе сельскохозяйственных вил с большим числом зубьев выполняются универсальные захваты, позволяющие работать с вариантами разных грузов: сеном, соломой, навозом, травой с землей. В частности, такие агрегаты в соответствии с пожеланием заказчика разрабатывает и изготавливает казанская компания «Гидропард», специализирующаяся в области навесного оборудования для дорожно-строительной и сельскохозяйственной спецтехники. При этом коммутироваться такой универсальный захват может как с фронтальным или мини-погрузчиком, так и с телескопическим, и даже с экскаватором-погрузчиком. Из других интересных предложений компании для агросектора — навесная фреза для измельчения силоса.
Планировочные и другие работы в поле или на ферме позволяет выполнять установленный на сельскохозяйственный погрузчик бульдозерный отвал. Кроме работы с грунтом он отлично подходит для перемещения самых разных сыпучих материалов, а зимой — для расчистки территории от снега. В зависимости от того, какого рода работу требуется выполнить, на отвал устанавливаются сменные металлические или резиновые ножи. Большинство бульдозерных отвалов, используемых в агросекторе, — поворотные, с механической или гидравлической регулировкой угла. Из множества представленных на рынке производителей оборудования этого рода назовем компанию «ДСТКОМ» («Дорожно-строительный комплекс»), предлагающую большой ассортимент бульдозерных отвалов с гидравлическим или механическим изменением угла до 30 градусов и даже с системой «антишок» для аккуратной уборки территории.
Если говорить об использовании навесного оборудования для уборки снега в зимний период, в силу географических особенностей большей части России одного этого агрегата может оказаться недостаточно — тем более в сельской местности, где территорию фермерского хозяйства, и подъездные пути может засыпать за одну ночь, а то и вовсе за несколько часов. Чтобы работа в хозяйстве не была парализована снежной стихией, потребуется шнекороторный снегоочиститель, работающий в связке с погрузчиком. На рынке представлено множество разновидностей этого навесного оборудования, значительно разнящихся по производительности и по цене, которая часто определяется известностью торговой марки и страной ее происхождения. Из довольно мощных и сравнительно недорогих моделей такой навесной техники для погрузчика стоит обратить внимание на отечественную разработку: двухшнековый роторный снегоочиститель производства «РТИ-Микрон». Он подойдет как для фронтального погрузчика, так и для другой имеющейся в хозяйстве техники, оснащенной трехконтурной гидравлической системой, с расходом жидкости 60–100 литров в минуту и рабочим давлением 180–220 кг/ см. Погрузчик, оснащенный этим агрегатом, на рабочей скорости до 5 километров в час обеспечивает производительность по уборке снега до 185 кубометров в час. Имея ширину захвата 2500 миллиметров, этот мощный навесной агрегат способен обеспечить быструю уборку не только подъездных путей, но, при необходимости, и дороги общего назначения.
Учитывая, что немалую часть территории для будущих сельхозугодий приходится отвоевывать у дикорастущих деревьев и кустарника, обратим внимание на такой несомненно полезный в этом отношении агрегат, как корчеватель пней. Учитывая параметры такой традиционно важной для погрузчика характеристики, как вырывное усилие, российский производитель навесного оборудования ГК «Интертехника» разработала специальный ковш-корчеватель. Компания провела его наглядные испытания в связке с фронтальным погрузчиком JCB 456ZX и разместила их на своем официальном сайте, после чего новинка стала успешно эксплуатироваться на объектах в Центрально-Черноземной полосе России. Корчеватель пней по версии ГК «Интертехника» представляет собой особый тип отвала, снабженный специальными изогнутыми зубьями. Благодаря такой конструкции агрегат легко справляется с извлечением из грунта пней, крупных камней и их транспортировкой на небольшие расстояния. Ширина отвала-корчевателя, производимого российской компанией, составляет 2800 миллиметров; учитывая особенности работы, зубья корчевателя изготовлены из износостойкой стали Hardox-450.
Рассмотрев лишь несколько из огромного числа навесных орудий для фронтального погрузчика, отметим, что все они будут эффективны при грамотном выборе базовой машины. Не в смысле ее узкой аграрной ориентации (хотя некоторые производители, вроде упомянутой компании JCB, все же разделяют свои погрузчики на строительные и сельскохозяйственные), а в плане оптимального соответствия модели погрузчика потребностям и задачам конкретного хозяйства — и, конечно, того, насколько она отвечает современным требованиям, предъявляемым к машинам этого типа. По итогам масштабного опроса, проведенного одним из всемирно известных производителей спецтехники для агропромышленного сектора, российские фермеры–владельцы фронтальных погрузчиков в качестве самых важных требований к этой технике назвали ее многофункциональность (от разбрасывания удобрений до трамбовки силоса), всесезонность (от отгрузки органики летом до уборки снега зимой), достаточную грузоподъемность, хорошее соотношение массы и мощности (это опять о трамбовке — а также, например, о погрузке навоза), быструю работу гидравлической системы, маневренность и удобство рабочего места (хороший обзор, чуткий джойстик, кондиционер, отопитель). И, разумеется, доступность сервиса, включая обеспечение необходимыми в агропромышленном комплексе навесными агрегатами. Если разобраться — не так уж и много: значительная часть фронтальных погрузчиков, представленных на российском рынке, этим требованиям вполне соответствует.
Источник
Информационно-аналитическое издание ТЕХНОmagazine
Издается с 2007 года
- Главная страница
- Что, где, когда Википедия издания ТЕХНОmagazine
- О фронтальном погрузчике: что это такое, особенности машины, разновидности
Описание фронтального погрузчика — назначение и классификация техники
Погрузчики – один из видов универсальной техники. Они относятся к грузоподъёмному типу машин, а также к землеройной технике, поскольку могу перемещать верхний слой грунта, и землеройные работы на мягких грунтах. В сегменте строительной техники они занимают второе место по популярности после экскаваторов. И отставание сокращается.
Что такое фронтальный погрузчик: определение
Понятие фронтальный погрузчик и его восприятие – это разные вещи. Название появилось из английского языка. Оно образовано от front – перед и loader – погрузчик. Строго говоря, любой вид погрузчиков с расположенным впереди рабочим органом является фронтальным, включая телескопические, вилочные, мини погрузчики.
Однако, понятие фронтальный погрузчик ассоциируется с четырёхколёсной техникой с широким, во всю ширину машины, ковшом. Он также может называться автопогрузчик фронтальный или колёсный погрузчик. Хотя некоторые машины имеют гусеничное шасси, а часть монтируется на базе колёсного трактора, подавляющее большинство сделаны на собственном шасси.
Благодаря своей конструкции и большому выбору навесного оборудования, фронтальный погрузчик широко применяется в разных сферах деятельности от сельского хозяйства до горнодобывающей промышленности.
История создания фронтальных погрузчиков
Фронтальные ковшовые погрузчики сравнительно молоды по сравнению с кранами, экскаваторами, бульдозерами, скреперами, грейдерами. Но, несмотря на молодость, по величине рынка строительно-дорожных машин сегодня они занимают второе место после экскаваторов.
Первые фронтальные погрузчики придумали фермеры для облегчения сбора сена и навоза. Старый погрузчик представлял собой трактор с ковшом, который поднимался и опускался при помощи лебедок.
Революция в производстве этих машин, состоялась в середине ХХ века с появлением гидравлики. Она вызвала огромные изменения в строительно-дорожном машиностроении. Гидроцилиндр упростил возвратно-поступательные движения рабочих органов, сделал возможным повороты с помощью шарнирно-сочлененной рамы. Это уже стала знакомая нам полноприводная машина-погрузчик с массивным ковшом, манёвренная и эффективная.
Общее устройство и технические характеристики
Основное отличие к погрузчиков от других строительных и дорожных машин – отношение грузоподъёмности и объема ковша к массе самой техники. Это достигнуто за счёт оптимально расположенного центра тяжести и развесовки машины.
Поэтому, когда речь идёт о фронтальном погрузчике, понимается классическая машина с:
- четырьмя крупными колесами одинакового диаметра;
- задним расположением двигателя;
- высоко расположенной кабиной с хорошей обзорностью;
- шарнирно-сочлененной рамой, за исключением некоторых компактных и мини погрузчиков с бортовым поворотом;
- расположенным спереди крупным ковшом, который иногда заменяют или прямо на него навешивают вилы, крюки и т. д.
Фронтальные погрузчики создаются на специальных колесных шасси и имеют единую конструктивную схему. Шарнирно-сочленённая рама имеет угол складывания полурам в диапазоне 35-40°. Расположенный позади двигатель выступает в качестве противовеса.
Силовой агрегат у большинства колёсных погрузчиков – дизельных. Хотя всё больше компаний модернизируют их, устанавливая гибридные, газовые и электрические двигатели. Особенно это касается компактных машин.
Типично использование гидромеханической трансмиссии с 3-х или 4-хдиапазонной планетарной коробкой передач, ведущего моста с системой блокировки дифференциала, планетарного колесного редуктора, жесткой подвески переднего грузового моста и балансирной подвески заднего моста. Иногда, вместо гидромеханической применяется гидростатическая бесступенчатая трансмиссия.
Грузоподъемная стрела имеет Z-образную или параллелограммную конструкцию. Первая более эффективна при работе с ковшом фронтального погрузчика, поскольку имеет большее отрывное усилие. Вторая – предпочтительней при частой смене рабочего оборудования.
Не менее важна эргономика рабочего места оператора. Кабина фронтального погрузчика предусматривает круговой обзор и оснащена регулируемым сиденьем, системами обогрева, вентиляции, шумопоглощения. Автоматизированная система переключения передач и управления рассчитана на различные режимы эксплуатации, выбираемые оператором в зависимости от условий работы.
Объём ковша фронтального погрузчика варьируется от класса машин. У мини погрузчиков он может быть 0,5 куб.м, тогда как у карьерных колёсных машин доходит до 17 кубов.
Классификация и применение фронтальных погрузчиков
Грузоподъемность, объем ковша, мощность двигателя и производительность – это главные характеристиками фронтального погрузчика. А значит и классификация машин происходит по этим критериям.
По грузоподъёмности
В первую очередь они подразделяются по грузоподъемности и габаритам. Выделяют:
- тяжёлые карьерные погрузчики грузоподъёмностью свыше 10 т;
- средний класс – от 5 до 10 т;
- компактные – от 2 до 5 т;
- мини погрузчики – грузоподъёмностью до 2 тонн.
По типу шасси
Выделяют три типа шасси, на которых собираются фронтальные погрузчики. Самым популярным является колёсное шасси с шарнирно-сочленённой рамой. Такое решение повышает манёвренность и проходимость, поскольку колёса едут след в след.
Технику производят и на жёсткой раме на пневмоколёсах. Автомобильные погрузчики тоже способны самостоятельно перемещаться с одного участка на другой, но обладают меньшей манёвренностью из-за большего радиуса разворота.
Шины на колесных моделях любого типа могут быть пневматические и цельнолитые. Первые обладают хорошими амортизационными свойствами. Вторые используются там, где можно попасть на острые материалы, которые могут повредить покрышку.
Поскольку и цельнолитые резиновые колёса подвержены повреждениям существует третий тип фронтальных погрузчиков – на гусеничном ходу. Они обладают хорошей проходимостью на нестабильных грунтах, более эффективны на участках с неровным острым покрытием – в общем там, где велика вероятность прокола колеса. У них ниже расположен центр тяжести, за счёт чего выше грузоподъёмность. Однако основным недостатком данной конструкции является ограничение по скорости движения и перемещению по дорогам общего пользования.
Прочая классификация
Большинство фронтальных погрузчиков универсальные. Они могут использовать как передний ковш, так и различное сменное навесное оборудование – вилы, грузоподъёмный крюк, держатели для колёс, челюстные захваты.
Но существуют и специальные машины. Например, низкие подземные погрузо-доставочные машины (ПДМ) тоже относятся к категории фронтальных погрузчиков, но в силу своих конструктивных особенностей используются только в шахтах.
Использование карьерных погрузчиков на других работах затруднительно в силу их больших габаритных размеров. Также фронтальный вилочный погрузчик используется исключительно на складских работах.
Где применяются фронтальные погрузчики
За исключением специальных моделей, основной функцией фронтальных погрузчиков являются погрузочно-разгрузочные и земляные работы, а также планировка площадок. Также погрузчики используются на ремонтных дорожный и такелажных работ, уборке мусора, перемещении щебня, гравия, песка и других материалов.
В дополнение, погрузчик может работать в бульдозерном режиме, транспортировать сыпучие и кусковые грузы в ковше, а также буксировать прицепы или другое оборудование на небольшие расстояния.
Производители ковшовых погрузчиков
Фронтальные погрузчики выпускают многие компании. Все ведущие поставщики строительной техники имеют в своей продуктовой линейке данную технику. От компактных до больших карьерных погрузчиков предлагают Caterpillar, Volvo, Komatsu, Hitachi, Hyundai, John Deere, Case, Liebherr.
Однако ведущий поставщик — Китай. На него приходится более 40% всех продаваемых в мире фронтальных погрузчиков. Из крупных производителей Поднебесной можно выделить SDLG, XCMG, LiuGong, Lovol-Foton.
Производство фронтальных погрузчиков в России и СНГ практически отсутствует. Самую широкую продуктовую линейку представляет белорусский Амкадор. Она насчитывает шесть моделей грузоподъёмностью от 3 до 7 тонн.
Почти в два раза меньше – четыре модели грузоподъёмностью от 4,6 до 7 тонн – заявлено у Челябинского тракторного завода. Однако продажи погрузчиков не велики.
В линейки фронтальных погрузчиков ЧЕТРА, Объединённой машиностроительной группы (UMG СДМ) и завода Дорожных машин по одному фронтальному погрузчику. Это, конечно, если не считать мини погрузчики с бортовым поворотом. Но они, всё же, относятся к другому типу машин.
Источник