Окружающий мир 3 класс. Рабочая тетрадь Плешаков — 1 часть страница 36, 37, 38
Страницы 36, 37, 38.
Что такое почва
1. С помощью учебника допиши определение.
Почва — это верхний плодородный слой земли. Плодородие — главное свойство почвы.
2. Среди знакомых Муравья Вопросика немало животных, обитающих в почве. В подземных галереях своего дома — муравейника — он развесил портреты друзей. Подпиши их (самостоятельно или с помощью учебника).
1) Лесная мышь
2) Медведка
3) Дождевой червь
4) Крот
3. Практическая работа «Исследуем состав почвы».
Цель работы: определить, что входит в состав почвы.
Оборудование. У учащихся: сухая почва, два лабораторных стакана с водой, ложка или стеклянная палочка. У учителя: свежая почва, штатив, спиртовка, тарелка (чашка) для нагревания почвы, стекло, держатель, лабораторный стакан, фильтр, пипетка.
Ход работы: по заданиям учебника (опыты с нагреванием проводит учитель). По ходу работы заполняй
Опыт 1. Бросаем сухой комок почвы в воду, и почвы выходят пузырьки. → Вывод: В почве содержится воздух.
Опыт 2. Нагреваем на огне свежую почву, держим над ней стекло, оно стало влажным. → Вывод: В почве есть вода.
Опыт 3. Нагреваем почву сильнее, появился дым и запах. → Вывод: В почве содержится перегной.
Опыт 4. Прокаленную почву кладем в воду. Через время на дне появился песок, сверху глина. → Вывод: В почве есть глина и песок.
Опыт 5. Испаряем на стекле каплю воды с почвой. На стекле остался белый цвет. → Вывод: В почве есть минеральные соли.
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): да, цель достигнута
4. Какие составные части почвы можно обнаружить с помощью этих опытов? Укажи стрелками.
5. С помощью схемы в учебнике дострой модель-аппликацию. Для этого вырежи таблички из Приложения и расположи их в соответствующих окошках (не наклеивай!).
Источник
газообразная часть почвы
В состав почвы входят четыре важнейших компонента:
• минеральная основа (50–60 % от общего объёма) ;
• органическое вещество (до 10 %);
• воздух (15–25 %);
• вода (25–35 %).
Почва состоит из твёрдой, жидкой, газообразной и живой частей. Соотношение их не одинаково не только в разных почвах, но и в различных горизонтах одной и той же почвы. Закономерно уменьшение содержания органических веществ и живых организмов от верхних горизонтов почвы к нижним и увеличение интенсивности преобразования компонентов материнской породы от нижних горизонтов к верхним. В твёрдой части преобладают минеральные вещества
горизонты1.jpg — 37201 Bytes
ГОРИЗОНТЫ ПОЧВЫ
Почвы состоят из частиц различного размера, начиная от крупных валунов и заканчивая мелким грунтом и коллоидными частицами. Обычно частицы, составляющие почву, делят на глину, ил, песок и гравий. Механическая структура почвы имеет очень важное значение для сельского хозяйства, определяет усилия, требуемые для обработки почвы, необходимое количество поливов. Хорошие почвы содержат примерно одинаковое количество песка и глины; они называются суглинками. Преобладание песка делает почву более рассыпчатой и лёгкой для обработки; с другой стороны, в ней хуже удерживается вода и питательные вещества
Твёрдые частицы в естественном залегании заполняют не весь объём почвенной массы, а лишь некоторую его часть; остальную часть составляют поры — промежутки различного размера и формы между частицами и их агрегатами. В порах находятся почвенный раствор и почвенный воздух, а также обитают почвенные микроорганизмы
В состав твёрдой части почвы входит органическое вещество, основная (80—90%) часть которого представлена сложным комплексом из гумусовых веществ, или гумус. Органическое вещество состоит также из соединений растительного, животного и микробного происхождения, содержащих клетчатку, лигнин, белки, сахара, смолы, жиры, дубильные вещества и промежуточные продукты их разложения
Жидкая часть, т. е. почвенный раствор, — активный компонент почвы, осуществляющий перенос веществ внутри неё, вынос из почвы и снабжение растений водой и растворёнными элементами питания
Газообразная часть, или почвенный воздух, заполняет поры, не занятые водой. Количество и состав почвенного воздуха, в который входят азот, кислород, углекислый газ, летучие органические соединения не постоянны
обитатели. JPG — 74715 Bytes
Живая часть почвы состоит из почвенных микроорганизмов (бактерии, грибы, водоросли) и представителей многих групп беспозвоночных животных — простейших, червей, моллюсков, насекомых и их личинок, роющих позвоночных. Органические вещества в почве образуются из остатков растений и животных. Важную роль в процессе разложения играют сапрофиты. В результате деятельности живых существ образуется аморфная масса – гумус, тёмно-коричневого или чёрного цвета
Некоторые химические элементы (азот, фосфор, сера) в процессе разложения переходят из органических соединений в неорганические. Происходит так называемый процесс минерализации вещества. Воздух и вода удерживаются в почве в промежутках между её частицами
В почве частицы гумуса прилипают к глине. Гумус улучшает свойства почвы, повышая ее способность удерживать влагу и растворённые минеральные вещества. В болотистых почвах образование гумуса идёт очень медленно. Органические остатки спрессовываются здесь в торф.
Источник
Тест по окружающему миру на тему «Воздух. Почва. Вода» (3 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тест по окружающему миру на темы «Воздух», «Вода», «Почва».
Отметь газообразные вещества, которые входят в состав воздуха:
Б) углекислый газ
В) природный газ
2. При дыхании живые существа поглощают из воздуха:
В) углекислый газ
3. При нагревании воздух:
4. Расстояние между частицами воздуха при его нагревании:
В) остаётся без изменений
5. Сколько воды требуется организму человека в сутки?
А) более 1 литра
Б) более 5 литров
В) более 2 литров
Г) более 10 литров
6. Какие вещества растворяются в воде?
В) поваренная соль
Г) подсолнечное масло
7. Какое свойство воды названо неверно?
А) Вода прозрачна.
Б) Вода имеет белый цвет.
В) Вода не имеет запаха.
8. Расстояние между частицами воды при её нагревании:
В) остаётся без изменений
9. Какое состояние воды названо неверно?
10. Вода превратится в лёд при температуре:
11. Водяной пар – это:
А) прозрачный бесцветный газ
В) сиреневый туман
Г) облака и тучи
12. Какой воды на Земле больше?
13. Какая вода нужна людям для питья?
А) всё, что у нас под ногами
Б) верхний плодородный слой земли
15. Что не входит в состав почвы?
16. Отметь то, из чего в почве образуются минеральные соли.
17. Отметь обитателей почвы.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 972 человека из 81 региона
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 89 человек из 41 региона
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1200146
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник