Меню

Где можно встретить почву

Урок окружающего мира по теме «Чудо под ногами». 3-й класс

Класс: 3

  1. Продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли;
  2. Развивать исследовательские навыки: мышление, наблюдательность, любознательность;
  3. Воспитывать детей быть наблюдательными и бережливыми в дальнейшей жизни;
  4. Коррекция зрительно – пространственных действий, пространственной организации предметных действий и вербально – образного эквивалента окружающего пространства (понятий, обозначающие реальные предметы) в сознании ребёнка.

Планируемые результаты:
– учащиеся научаться определять основные свойства почвы;
– в процессе опытов установят состав почвы;
– узнают о преобладающих почвах родного края;
– узнают о животных почвы.

Оборудование: карточки – опоры: (плоский и шрифт Брайля)воздух, вода, перегной, гумус, песок, глина, соли, микробы, для опытов: прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки, лабораторное стекло, спиртовка, держатель (у учителя), коллекция почв.

I. Мотивация к учебной деятельности. (1–2 мин.)

Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух – три её основы.
Какая бы ни грянула беда – все возродится снова.

Что мы уже изучили? (Воду и воздух) – вешаю таблички на доску.

А что будем изучать? Кто не догадался, послушайте и отгадайте загадку:

Меня ногами топчут,
Пашут, боронуют,
А я всё терплю,
И добром плачу.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (5–6 мин.)

Есть на свете чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

– Вы, должно быть, догадались как она называется? (Земля.)
У слова “земля” несколько значений. Давайте посмотрим в словаре. Какое значение слова нам пригодится? (Почва.)
– Где вы встречали почву?
– Как выглядит почва?
– Каких животных почвы вы знаете? ( Вешаем на доску сообщения. )

Посмотрите на образцы почвы. Какого она цвета? Захотелось ли вам ещё что – то узнать о почве? Что именно нового мы узнали о воздухе и воде?

(Воздух и вода имеют свои свойства.)

Давайте попробуем сформулировать тему урока и цель нашего урока.

  1. Он очень нужен детворе,
    Он на дорожках во дворе,
    Он и на стройке, и на пляже,
    Он и в стекле расплавлен даже. Песок
  2. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.
    А сделать миску или вазу – она понадобится сразу . Глина
  3. Я и туча, и туман, я ручей и океан,
    Я летаю и бегу и стеклянной быть могу. Вода
  4. Мы его не замечаем, мы о нём не говорим.
    Просто мы его вдыхаем, ведь он нам необходим. Воздух

Как вы думаете зачем мы вспомнили данные природные ископаемые?

III. Выявление причины и места затруднения. 1–2 мин.

Что будем изучать у почвы? Можем ли просто сделать какие – то выводы о составе почвы? Какое задание мы выполняли , чтобы определить свойства воды? ( проводили опыты ). Делаем вывод, чтобы узнать свойства и состав почвы необходимо провести ряд опытов. Что необходимо приготовить.

(Спиртовка, стакан, палочка, держатель, тарелка, стекло.)

Правила техники безопасности.

IV. Построение проекта выхода из затруднения. 1 мин.

– Напомните ещё раз цель нашей работы: изучить состав почвы.

Определяем последовательность опытов, смотрим в рабочую тетрадь.

V. Реализация построенного проекта. 10 мин.

Опыт 1. Возьмём стакан с водой и бросим туда комочек сухой почвы. Что вы видите? (Из почвы выходят пузырьки воздуха.) Какой вывод можно сделать?

В почве есть воздух.

Размешиваем почву палочкой и отставим стакан в сторону. Продолжим изучение почвы.

Опыт 2. Я немного нагрею почву. В наклоненной пробирке появляются капельки воды. Что вы видите? (Пробирка становится влажной.) Что доказывает опыт?

В почве есть вода.

Опыт 3. Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете. Спросить Ладу. (Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.)

Вывод – в почве есть перегной.

Это сгорает перегной или гумус, который образовался из остатков растений или животных, о которых вы говорили в начале урока. Из остатков мелких корешков, стеблей, листьев, частей насекомых, червей. Именно перегной придаёт тёмный цвет почве. А количеством перегноя в почве определяется её свойство. Какое? Кто знает? (Плодородие.) С просить Ладу.

Опыт 4. Прокалённую почву, в которой весь перегной сгорел (она серого цвета), насыпаем в стакан с водой, размешиваем. Через некоторое время на дно осядут песок и глина . (Для Лады (незрячая девочка) в баночке дать песок и глину.)

Что мы ещё раз доказали?

В почве есть песок и глина.

Опыт 5. Трубочкой берём капельку из стакана, где размешана почва. Помещаем на стекло, нагреваем стекло и что мы видим? (Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт.) Что это такое? Кто знает? Это соли . Делаем вывод. В почве содержатся соли.

Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. А перегной образуется из остатков растений и животных, которые селятся в почве. А животные повышают плодородие почвы.Вот такой круговорот происходит в почве.

Итак, мы изучили состав почвы. Сделайте общий вывод. Запишите его в тетрадь.

Оцените свою работу (критерии в рабочей тетради).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 4–5 мин.

С. 74–75 рассмотрите рисунок, расскажите, кому из животных земля служит домом. (Cообщения детей.) Как вы думаете, как животные повышают плодородие почвы? (Предположения детей.)

С. 76 учебник самостоятельная работа с проговариванием в парах. Подтвердились ли ваши предположения.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонам.

С. 77 учебник. Задания в рубрике “Атлас – определитель”. Что произойдёт , если исчезнет почва? Как вы думаете все ли почвы одинаковы? А какие преобладают в Татарстане? Это задание на след. урок.

VIII. Включение в систему знаний и повторения.

Обсудим. “Великан на поляне”. Прочитайте текст в рубрике “Подумаем”. Как вы ответите на вопрос в нём?

IX. Рефлексия. Выберите правильные ответы.

1. К какой природе можно отнести почву?

А) К живой;
Б) к неживой;
В) неживая и живая природа в почве соединяются.

2. Из чего состоит почва?

А) Из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве.
Б) Из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей.
В) Из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве.

3. Что растения получают из почвы?

А) Перегной, песок, глину.
Б) воздух, воду, соли.
В) останки растений и животных.

4. Что влияет на плодородие почвы?

А) Наличие в почве перегноя.
Б) Наличие в почве воды.
В) Наличие в почве песка и глины.

5. Благодаря чему перегной превращается в соли, необходимые для питания растений?

А) Благодаря животным, обитающим в почве.
Б) Благодаря воде и воздуху, содержащимся в почве.
В) Благодаря микробам, живущим в почве.

Домашнее задание. Прочитать текст в учебнике на с. 74–77. Выполнить задания в рабочей тетради.

Использованная литература и ЭОР

  1. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. 3 класс. Учебник в 2-х частях. М.: Просвещение, 2012.
  2. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для обучающихся образовательных учреждений в 2-х частях. М.: Просвещение, 2013.

Источник

Это наша земля. Какими бывают и как выглядят почвы России

В международной классификации почв можно встретить немало названий русского происхождения: chernozem, solonetz, podzol и kastanozem. Это оттого, что их впервые описали российские ученые — в нашей стране почвоведение начало развиваться одним из первых в мире. Рассказываем и показываем, на чем стоит Россия.

Подзолистые

Приблизительно две трети территории России покрывает тайга — зона хвойных лесов с холодным климатом и зачастую обильными осадками. Опад местных деревьев имеет кислый pH. В таких условиях органическое вещество разлагается и перерабатывается очень медленно, поэтому в верхней части почвы скапливается мощная лесная подстилка, а ниже, в минеральных слоях, органического вещества очень мало. Кислоты вымываются дождями, и под темными верхними горизонтами образуется практически бесцветный подзолистый(или элювиальный) горизонт. Из него дальше вымываются и идут вниз по профилю почвы органические вещества, гидроксиды железа и алюминия, а также илистые частицы. Все они собираются ниже, в горизонте красновато-ржавого цвета — иллювиальном.


Подзол
Дмитрий Манахов, факультет почвоведения МГУ

Глеевые

В тундрах распространены глеевые почвы. Здесь залегает многолетняя мерзлота, которая не тает летом. Она становится водоупором: над ней скапливается влага от растаявшего снега, и среда становится частично анаэробной. В таких условиях железо не окисляется до степени окисления +3 и находится в степени окисления +2, поэтому в профиле мы видим сизые, почти бирюзовые оттенки вместо ржаво-красных, как в подзолах. Горизонты в криогенных почвах выделять непросто, потому что сезонное замерзание воды в деятельном слое мерзлоты (который оттаивает летом) приводит к пучению и образованию трещин (об этом подробнее читайте в материале «Взрывная мерзлота»).


Глеезем криотурбированный
Иван Семенков, Photosoil

Аллювиальные

Аллювиальные почвы развиваются в поймах рек. Поймы затапливаются весной во время половодий, и на почвах в них оседают речные отложения — аллювий. Они часто имеют тонкий, илистый гранулометрический состав и богаты органикой. Чередование слоев почвы и аллювия часто видно невооруженным глазом. В илистой фракции хорошо удерживаются элементы питания, поэтому аллювиальные почвы плодородны. Если осадки обильны, на них развиваются продуктивные луга. В засушливых же условиях аллювиальные почвы — вообще единственная надежда земледельцев. Именно в долинах крупных рек расцвели древние цивилизации Плодородного полумесяца, в которых люди собирали хорошие урожаи после обогащения местных аллювиальных почв илистыми наносами Нила, Тигра и Евфрата.


Аллювиальная почва
Сергей Лойко, Photosoil

Черноземы

Черноземы развиваются в степях и лесостепях, для которых характерна контрастность сезонов. Растительность в таких зонах в основном травянистая, у нее мощная корневая масса, которая быстро отмирает и легко гумифицируется. Поэтому в черноземах накапливается большое количество гумуса, и насыщенные им горизонты уходят на десятки или даже сотни сантиметров в глубину.


Чернозем
Иван Семенков, Photosoil

Большая часть черноземов в России была и остается задействованной в сельском хозяйстве. Вскрыв их, можно обнаружить следы обработки и иногда даже определить глубину вспашки.


Агрочернозем постагрогенный на заброшенной пашне. Резкая граница отделяет пахотный горизонт
Анна Гербер, Photosoil

Нетронутые человеком черноземы можно обнаружить только на особо охраняемых природных территориях — например в заказнике «Каменная степь» и в дубраве памятника природы «Шипов лес» в Воронежской области.


Чернозем типичный. Петр I велел охранять дубраву на правом берегу реки Осередь, потому что она представляла большую ценность для нужд кораблестроения. Лес назвали «шиповым» (от англ. ship), и местные черноземы остаются нетронутыми как минимум 312 лет.
Дмитрий Манахов, факультет почвоведения МГУ

Жарким сухим летом в профиле черноземов могут скапливаться слаборастворимые соли — например, карбонаты, которые образуют целые конкреции. Почвоведы называют их белоглазкой.


Агрочернозем текстурно-карбонатный
Сергей Лойко, Photosoil

Каштановые

Каштановые почвы распространены в сухих степях севернее зоны пустынь. Малое количество осадков приводится к тому, что слабо— и даже легкорастворимые соли не выносятся за пределы почвенного профиля, а накапливаются в нем. Поэтому здесь можно увидеть и карбонаты, и гипс. Из-за засушливых условий микробиологическая активность в таких почвах ниже, чем в черноземах, поэтому мертвое органическое вещество гумифицируется менее активно, а почва выглядит светлее.


Каштановая почва
Иван Семенков, Мария Конюшкова, Photosoil

Засоленные

Засоление почв — одна из важнейших экологических проблем современности. На засоленных почвах практически невозможно вести сельское хозяйство и поддерживать разнообразные растительные сообщества — содержание легкорастворимых солей в их верхних горизонтах больше одного процента, что токсично для всех растений, кроме приспособленных к этому галофитов.

Сейчас галоморфные почвы покрывают уже около десяти процентов суши. Их засоление может быть первичным, то есть естественным — например, когда ветер приносит соленую воду с моря или когда в засушливых условиях вверх по профилю подтягиваются соли из грунтовых вод. Но нередко встречается и вторичное (антропогенное) засоление, которое происходит из-за неправильного орошения сельхозугодий.

В засушливых регионах России распространены солончаки, в которых высокое содержание солей заметно уже с поверхности. В условиях сильного засоления даже чернозем может стать солончаком за считанные годы. По фотографиям влажный почвенный профиль солончака практически неотличим от первичной почвы до ее засоления — лишь при высыхании соли образуют белые корки.


Солончак
Иван Семенков, Photosoil

Если в почве накопится большое количество натрия, засоление может привести к образованию солонца. Это отразится на ее физических свойствах: из-за пептизации коллоидов она приобретет монолитную структуру, станет менее пористой и проницаемой. Влага из такой почвы будет слабо доступна растениям. Этот процесс, в отличие от простого засоления, не так легко обратить вспять — понадобится физическое разрушение структуры (вспашка) и вытеснение натрия из почвенно-поглощающего комплекса — например, известкованием.


Солонец
Иван Семенков, Photosoil

В случае заболочивания и переувлаженения локальных участков солонцы могут подвергнуться рассолению, выщелачиванию и превратиться в солоди. Такие почвы похожи на северные подзолы наличием отмытого элювиального горизонта, только он образуется под действием уже не кислот, а щелочей. Этот процесс длится тысячи лет, поэтому все солоди можно считать природными, а не вторично засоленными.


Солодь
Иван Семенков, Photosoil

Палеопочвы

Почвообразование — очень долгий процесс. Иногда он прерывается внешними факторами и меняет свой вектор, и тогда в пределах одного профиля соседствуют почвы разных геологических эпох. На этой фотографии тонкая верхняя часть — современная луговая почва, а под ней залегают сразу две палеопочвы. Ржаво-красная, переходящая в желтоватый цвет — плейстоценовая почва на светлых лессах. Когда-то эта лессовая серия срезала нижележащую красноцветную плиоценовую почву (мы видим это по резкой границе) с ярко-синими конкрециями — марганцевыми кутанами.


Современная луговая почва с двумя погребенными субпрофилями
Марина Хмелева, факультет почвоведения МГУ

Источник

Читайте также:  География почв это физическая география
Adblock
detector