Итоговые вопросы. Почва и географическая оболочка
Автор: gdz-okrmir
Дата записи
Вопрос 1. Что такое почва?
Почва — это верхний слой земной коры, обладающий плодородием, возникающий в результате совместного воздействия атмосферы, гидросферы и биосферы на литосферу.
Вопрос 2. Опишите процесс возникновения почвы и влияние различных природных оболочек на её формирование.
Почва возникает в результате совместного воздействия атмосферы, гидросферы и биосферы на литосферу. Представим себе совершенно бесплодную поверхность. Допустим, это поверхность застывающего потока лавы. Как только лава остынет, её твёрдую плотную поверхность начинают «атаковать» силы выветривания. Перепады температур, ветер, вода превращают её в слой рыхлых осадочных пород. В этот рыхлый слой проникают воздух и вода. Ветер может принести сюда семечко. Дождь вбивает семя в песок, и через какое-то время оно прорастает. Питательных веществ, необходимых для роста растений, в песке почти нет. Но кое-что всё-таки есть. К тому же немного питательных веществ растение способно получить из воздуха и из дождевой воды. Растеньице выросло чахлое, но оно выросло, зацвело, дало семена и закончило жизненный цикл. Под влиянием тепла и влаги погибшее растение перегнило. Этому помогали бактерии, которые, как мы говорили, могут жить везде. В результате в песок попали не только семена этого растения, но и те вещества, из которых оно состояло. Поэтому второму поколению семян прорастать и развиваться во взрослое растение будет проще. Ведь в песке уже есть питательные вещества. В нём есть и воздух для дыхания корней, и вода. Затем всё повторяется: растения вырастают, дают семена, погибают. В песок добавляются вещества, которые образовались в процессе роста этих растений. Это уже не песок. Это уже почва.
Вопрос 3. Почему именно почва является связующим звеном между живой и неживой природой? Какое влияние оказывает человек на природу, какие виды хозяйственной деятельности зависят от природных условий?
Растения получают питательные вещества из почвы. Которые при поедании высшими животными передают их далее по пищевой цепочке. И в то же время при отмирании растений и высших организмов питательные вещества из них поступают обратно в почву.
Человек оказывает негативное влияние на природу вырубая леса, загрязняя реки, воздух отходами различных производств. В тоже время благодаря созданию заповедников и нац. парков человек сохраняет редкие виды животных и растений.
Природная специфика территории влияет на особенности строительства, на развитие транспорта и курортного хозяйства.
Вопрос 4. Что такое природный комплекс? Каким образом связаны в нём компоненты природы?
Природный комплекс — это территория, в пределах которой существует определённое закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы. Взаимодействие можно проследить на примере почвы. Она отражает взаимодействие всех компонентов природы, является результатом этого взаимодействия. а) С рельефом → Характерной закономерностью смены почв в горах является высотная поясность. б) С климатом → Важнейшей причиной зональности почв является изменение климата. в) С водами → Подземные воды принимают участие в формировании почв (почвенных горизонтов). При выпадении осадков и таянии снега через гумусовый горизонт просачивается влага, которая растворяет и выносит из него часть органических и минеральных соединений. г) С растительностью → Степные растения дают большое количество органического вещества ежегодно, поэтому здесь, в лесостепной и северной части степной зон, формируются самые богатые перегноем почвы — чернозёмы. д) С животным миром.
Вопрос 5. Какие компоненты природного комплекса оказывают на его облик наибольшее влияние, а какие — наименьшее?
Определяющими компонентами являются климат и рельеф, в последнее время деятельность человека оказывает влияние очень заметно. В наименьшей степени: вода, почва, растительный и животный мир — так как они вторичны.
Вопрос 6. Сформулируйте закон географической зональности.
Закон географической зональности гласит: природные комплексы закономерно сменяют друг друга, подчиняясь изменению климатических характеристик. Эти природные комплексы называются природными или физико-географическими зонами.
Вопрос 7. Как вы думаете, каким образом В.В. Докучаев, работая над составлением почвенной карты, пришёл к формулированию основного закона географии?
В.В. Докучаев выявил связи между почвой и формирующими её природными условиями, показал закономерности зонального распространения почв. Почвы меняются взависимости от изменения климата.
Вопрос 8. Как влияют климатические условия на характер природных зон? В чём разница климата лесной зоны и зоны степей?
Природные зоны различаются в зависимости от климата. И меняются с севера на юг.
Южнее зоны лесостепи простираются степи. Их отличает отсутствие лесной растительности. Степи тянутся неширокой сплошной полосой на юге России от западных границ до Алтая. Далее к востоку степные участки имеют очаговое распространение.
Климат степей умеренно континентальный, но более сухой, чем в зоне лесов и лесостепей. Количество годовой суммарной солнечной радиации доходит до 120 ккал/см2. Средняя температура января на запале -2 °С, а на востоке -20 °С и ниже. Лето в степи солнечное и жаркое. Средняя температура июля 22-23 °С. Сумма активных температур составляет 3500 °С. Осадков выпадает 250-400 мм в год. Летом часты ливни. Коэффициент увлажнения меньше единицы (от 0,6 на севере зоны до 0,3 в южных степях). Устойчивый снежный покров держится до 150 дней в году. На западе зоны часто бывают оттепели, поэтому снежный покров там маломощен и очень неустойчив. Преобладающие почвы степей — черноземы.
Вопрос 9. Используя различные источники информации (книги, газеты, журналы, кинофильмы и телепередачи), приведите примеры влияния деятельности человека на природу планеты.
Влияние человека на природу сводится к четырем главным формам:
1) изменение структуры земной поверхности (распахивание степей, вырубки лесов, мелиорация, создание искусственных водоемов и другие изменения режима поверхностных вод и тому подобное);
2) изменение состава биосферы, круговорота и баланса тех веществ, которые ее составляют (добывание полезных ископаемых, создания отвалов, выбросы разных веществ в атмосферу и водоемы);
3) изменение энергетического, в частности теплового, баланса отдельных регионов земного шара и всей планеты;
4) изменения, которые вносятся в биоту (совокупность живых организмов) в результате уничтожения некоторых видов, разрушения их естественных мест существования, создания новых пород животных и сортов растений, перемещения их на новые места существования и тому подобное.
Вопрос 10. В пределах какой природной зоны расположен ваш населённый пункт? Назовите наиболее типичных для этой зоны представителей животного и растительного мира.
В лесостепной зоне. Характерно сложное чередование на водоразделах живописных массивов лиственных лесов (реже хвойных боров) с участками разнотравных степей. В Европе и в Европейской части России типичны светлые широколиственные леса из дуба (дубравы), липы, каштана, ясеня и др. В Сибири распространены островные мелколиственные березово-осиновые колки. В лесостепи нет особых, свойственных только ей видов животных. Типично степные виды (суслик, сурок, дрофа и др.) сочетаются и существуют здесь с типично лесными представителями (белка, куница, лось) и другие. Видовой состав меняется от степного к лесному при движении на север.
Источник
§19. Почвы
Автор: gdz-okrmir
Дата записи
Вспомните
Что такое плодородие?
Плодородие почвы — способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности.
Это я знаю
1. Чем объясняется разнообразие почв на Земле?
Разнообразие почв на Земле определяется природными особенностями конкретной территории: климатом, растительностью, рельефом и другими факторами.
2. Что влияет на образование различных типов почв?
В каждой природной зоне в зависимости от климата – условий увлажнения и температурного режима – формируются определенные типы почв.
3. Установите соответствие между перечисленными природными зонами и типами почв:
4. Выберите верный ответ. Кто из ученых открыл закон мировой почвенной зональности: а) В.И. Вернадский, б) М.В. Ломоносов, в) В.В. Докучаев.
5. Какая существует связь между почвой и растительностью? Приведите примеры, используя имеющиеся знания.
От типа растительности в некоторой степени зависит тип почв, мощность гумусового горизонта. К примеру, под степной растительностью развиваются черноземы – плодородные почвы с мощным гумусовым горизонтом. Под пустынной и полупустынной растительностью формируются пустынные почвы, которые имеют небольшую мощность и в которых отсутствует гумусовый горизонт.
Это я могу
6. По рисунку 52 сравните, как проходят границы гумусового горизонта и почвенного слоя в целом. Определите, в каких природных зонах наиболее мощный почвенный слой. Сравните мощность гумусового горизонта этих почв. Объясните различия.
Граница гумусового горизонта и почвенного слоя в целом проходят синхронно друг другу. Исключением является природная зона влажных экваториальных лесов. Там красные ферраллитные почвы имеют огромную мощность. Это самый мощный почвенный слой. Однако, из-за высоких температур и влажности происходит быстрое окисление органических веществ. Поэтому гумусовый горизонт отсутствует или совсем тонкий. Помимо влажных экваториальных лесов мощный почвенный слой развивается под степями. Именно почвы степей имеют самый мощный гумусовый горизонт. Самую небольшую мощность почвы в целом и гумусового горизонта имеют почвы арктических пустынь, тундры, тропических пустынь и полупустынь.
Обобщение по теме
Какие самые интересные природные объекты или явления на земном шаре вы хотели бы увидеть своими глазами в первую очередь? Составьте топ-лист из 10 позиций. Обсудите в группе место каждой позиции.
Топ-10: самые зрелищные природные явления
1. Миграция бабочек Монархов.
Бабочки-монархи широко известны благодаря своим зрелищным миграциям. Интересны они тем, что сама по себе бабочка не в состоянии преодолеть расстояние в 3200 километров, но они способны на такой перелет за несколько поколений. Повинуясь смене времен года, они путешествуют из одного конца Северной Америки в другой.
Гейзеры — впечатляющая демонстрация подземных сил природы. Обычно это горячие источники, вода из которых периодически извергается в воздух в следствии высокого подземного давления. Больше половины гейзеров планеты расположены в одном единственном месте — Йеллоустонском национальном парке.
Морские ночесветки — одно из морских чудес планеты. Эти крошечные организмы обладают удивительной способностью светиться в темноте. Собираясь в огромных количествах у поверхности воды они могут быть заметны даже из космоса.
4. Огненные смерчи.
Сами по себе торнадо — довольно страшное явление, но если добавить к ним огня, то тут уже наступает панический ужас. Огненные смерчи обычно возникают, когда разрозненные очаги пожаров объединяются в один огромный костёр. Воздух над ним нагревается, его плотность уменьшается и он поднимается вверх. Напор горячего воздуха здесь достигает ураганных скоростей.
5. Световые столбы.
Световые столбы — это одно из самых красивых явлений в атмосфере. Чтобы они появились, температура воздуха должна быть менее -20 градусов. Именно при такой температуре начинают образовываться ледяные кристаллы в облаках. Световой столб возникает, когда солнечный свет отражается от их поверхностей.
В художественной литературе очень долгое время морские водовороты описывались как несущие страшную опасность для моряков. В реальности же не было зафиксировано ни одного случая, когда более менее крупное судно стало их жертвой. Возникают морские водовороты из-за столкновений приливных и отливных волн и встречных течений. Движение воды в водоворотах может достигать очень больших скоростей. Горизонтальные размеры меняются от нескольких сантиметров до нескольких километров.
7. Лавовые озера.
Обычно лава появляется лишь во время серьезных извержений вулканов, однако на нашей планете есть пять мест, где она находится в относительно спокойных с этой точки зрения местах. Эти озера обычно связаны непосредственно с ядром планеты. Высокая температура расплавленных пород заставляет их издавать довольно жуткое свечение в ночное время.
8. Песчаные бури.
Возникают песчаные бури при сильных воздушных потоках, скорость которых более 10 м/с. Со стороны буря выглядит, как плотная стена высотой несколько сотен метров. Ежегодно около 40 миллионов тонн пыли и песка переносятся из Сахары к бассейну Амазонки.
9. Солнечное затмение.
Солнечное затмение — интереснейшее явление природы. Они бывают относительно часто, но видны не из всех местностей земной поверхности и поэтому многим могут показаться редкими. Это случает когда Луна в своем движении проходит на фоне диска Солнца. Луна расположена ближе к Земле, чем Солнце, почти в 400 раз, а так же ее диаметр меньше диаметра Солнца в 400 раз. Поэтому видимые размеры Земли и Солнца почти одинаковые, и Луна может закрыть собой Солнце.
10. Северное сияние.
Северное сияние — по-настоящему потрясающее зрелище. Это явление природы чаще всего можно наблюдать поздней осенью, зимой или ранней весной. Оно возникает, когда частицы солнечного ветра попадают в атмосферу планеты и ионизируют ее атомы.
Источник
ГДЗ география 8 класс Баринова Дрофа Задание: § Итоговые задания по теме Почвы и почвенные ресурсы
1. Почвы являются «зеркалом ландшафта», так как их профиль отображает характер всех компонентов ландшафта, где образовались почвы. Например, профиль подзолистых почв может полностью отобразить другие компоненты природы. Бело-серый слой вымывания говорит об избыточном увлажнении территории, опад из иголок и кислая реакция почв указывают на таёжную растительность, что в свою очередь говорит о температурном режиме территории. Небольшая мощность гумусового горизонта также может сообщить о недостаточной продолжительности теплого периода для полной гумификации и накоплении гумусового горизонта.
2. Практическая работа №6
Плодородие почв зависит от содержания в них гумуса, чем мощнее гумусовый горизонт, тем почва плодороднее. Самые плодородные почвы России – чернозёмы. Данный тип почв распространен в средней полосе и на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, в Крыму, в пределах Прикубанской низменности, на Южном Урале, а также на юге Западной Сибири.
В условиях избыточного увлажнения происходят процессы вымывания гуминовых веществ в нижнюю часть почвенного профиля.
В условиях достаточного увлажнения происходит накопление гумусового вещества по всей мощности горизонта, начинается накопление солей.
В условиях недостаточного увлажнения соли накапливаются всё сильнее, возможно начало осолонцевания почв.
Большинство основных типов почв нашей страны относятся к малопродуктивным почвам с низким естественным плодородием, так как они обладают небольшим гумусовым горизонтом. Наиболее благоприятны для сельского хозяйства чернозёмы и каштановые почвы. Леса преимущественно размещены на дерново-подзолистых и подзолистых почвах, а также на мерзлотно-таёжных.
3. К нарушению естественного плодородия почвы приводят виды деятельности: сельское хозяйство, промышленность (кислые выбросы подкисляют почвы), транспорт. Улучшить почвы можно с помощью мелиорации: внесение минеральных и органических удобрений, грамотная распашкой для насыщения почвы воздухом, осушение, орошение и другие мелиоративные мероприятия.
4. Моя местность – Санкт-Петербург и Ленинградская область. В районе моего проживания распространены подзолистые и дерново-подзолистые почвы. Эти почвы обладают недостаточным плодородием, так как мал гумусовый горизонт. В сельском хозяйстве почвы используются для выращивания ржи, овса пшеницы, картофеля и овощей, но лишь при должной мелиорации (известкование и внесение минеральных удобрений, в некоторых местах и осушение).
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
Источник