Меню

Гдз по теме почва

Окружающий мир 3 класс 1 часть. Что такое почва? стр. 64 – 68

Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, что такое почва и почему она нуждается в охране.

Рассмотри рисунок. Подумай, что такое почва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в ней?

Почва — это самый верхний слой земли.

На нём растут растения и живут различные животные.

Земля даёт им жизнь и является для них домом.

В ней живут такие животные, как кроты, медведка, дождевой червь, мыши, личинки жука, сверчки, многоножки.

Практическая работа «Почва»

Определи цель каждого опыта, опиши его ход, сделай вывод.

Опыт 1. Цель определить есть ли в почве воздух.

Ход опыта: бросим кусочек земли в воду. Из него начнут выходить пузырьки газа.

Вывод: в почве есть воздух.

Опыт 2. Цель: определить, есть ли в почве вода.

Ход опыта: положим кусочек земли на тарелочку и будем её нагревать. Сверху поместим стекло. На стекле выступят капельки влаги.

Вывод: в почве есть влага.

Опыт 3. Цель: определить из чего состоит почва.

Ход опыта: продолжим нагревать землю. Появился неприятный запах. Это сгорает перегной, остатки растений и животных.

Вывод: почва состоит из перегноя.

Опыт 4. Цель: определить из чего ещё состоит почва.

Ход опыта: прокалённую землю бросим в стакан с водой и размешаем. Она оседает в виде песка и глины.

Вывод: кроме перегноя в почве есть песок и глина.

Опыт 5. Цель: определить из чего ещё состоит почва.

Ход опыта: профильтруем воду, в которой некоторое время находилась земля. Воду нагреем и испарим. На месте воды останется белый налёт, это минеральные соли.

Вывод: в почве есть минеральные соли, которые растворяются в воде.

Проверь себя

1. Что такое почва?

Это верхний плодородный слой земли.

2. Какой состав она имеет?

Она состоит из перегноя, песка, глины и минеральных солей.

3. Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли?

  • Доказать, что в ней есть воздух можно бросив землю в воду.
  • Доказать, что в ней есть вода можно нагрев её.
  • Показать, что в ней есть перегной можно прокалив её.
  • Показать, что в ней есть песок и глина можно размешав прокалённую землю в воде.
  • Подтвердить, что в ней есть соли можно отфильтровав воду и испарив её.

4. Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?

В земле обитают многие животные. Это млекопитающие — кроты и мыши, насекомые — личинки жуков, медведки, многоножки, черви.

Все эти животные улучшают плодородие, рыхлят землю и перерабатывают органические останки.

В почве также обитают бактерии, которые превращают органические останки в минеральные соли, ведь они нужны для роста растений. Бактерии тоже улучшают плодородие.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик главное свойство почвы.

  • Главное свойство — плодородие. Оно позволяет расти растениям.

2. Дома рассмотри почву в цветочных горшках. Найди в ней отмершие остатки растений. Прорыхли почву, чтобы воздух лучше поступал к корням. Не забывай поливать растения.

У меня дома есть несколько горшков с цветами. Растения роняют на землю лепестки цветков, засохшие листья, веточки. Всё это становится отмершими останками. Чтобы воздух лучше поступал к корням, землю в горшках нужно часто рыхлить. И, конечно, растения нужно регулярно поливать.

3. На основе схемы на с. 66 изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получают из почвы.

Для изготовления схемы возьмём растение из гербария, у которого есть надземная часть с листьями и корневая система.

Наклеим растение на лист бумаги. Обозначим границу раздела почвы и воздуха. Ниже границы раздела, в земле изобразим схематично кислород, который поступает к корням растения; воду, поступающую к корням; перегной, превращающийся в соли; и растворение солей в воде.

4. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя». Что нового о нём тебе удалось узнать из рассказа? Как ты относишься к дождевым червям?

Из рассказа я узнала, что черви выползают на поверхность после дождя не для того, чтобы искупаться, а потому, что им нечем дышать, в залитых водой норках.

Я узнала, что по ночам червь высовывает головы и ощупывает землю в поисках пищи. Он ест гниющие листья и травинки.

Читайте также:  Удобрение для хризантем горшечных

Дождевые черви роют огромное количество норок, в которых скапливается воздух. А воздух нужен растениям для дыхания. Поэтому эти неказистые животные очень полезны, они улучшают плодородие.

Я хорошо отношусь к дождевым червям и никогда не стану их обижать. Они живут своей жизнью и нужны природе, и пусть они не красивые, зато очень полезные.

Источник

§19. Почвы

Автор: gdz-okrmir
Дата записи

Вспомните

Что такое плодородие?

Плодородие почвы — способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности.

Это я знаю

1. Чем объясняется разнообразие почв на Земле?

Разнообразие почв на Земле определяется природными особенностями конкретной территории: климатом, растительностью, рельефом и другими факторами.

2. Что влияет на образование различных типов почв?

В каждой природной зоне в зависимости от климата – условий увлажнения и температурного режима – формируются определенные типы почв.

3. Установите соответствие между перечисленными природными зонами и типами почв:

4. Выберите верный ответ. Кто из ученых открыл закон мировой почвенной зональности: а) В.И. Вернадский, б) М.В. Ломоносов, в) В.В. Докучаев.

5. Какая существует связь между почвой и растительностью? Приведите примеры, используя имеющиеся знания.

От типа растительности в некоторой степени зависит тип почв, мощность гумусового горизонта. К примеру, под степной растительностью развиваются черноземы – плодородные почвы с мощным гумусовым горизонтом. Под пустынной и полупустынной растительностью формируются пустынные почвы, которые имеют небольшую мощность и в которых отсутствует гумусовый горизонт.

Это я могу

6. По рисунку 52 сравните, как проходят границы гумусового горизонта и почвенного слоя в целом. Определите, в каких природных зонах наиболее мощный почвенный слой. Сравните мощность гумусового горизонта этих почв. Объясните различия.

Граница гумусового горизонта и почвенного слоя в целом проходят синхронно друг другу. Исключением является природная зона влажных экваториальных лесов. Там красные ферраллитные почвы имеют огромную мощность. Это самый мощный почвенный слой. Однако, из-за высоких температур и влажности происходит быстрое окисление органических веществ. Поэтому гумусовый горизонт отсутствует или совсем тонкий. Помимо влажных экваториальных лесов мощный почвенный слой развивается под степями. Именно почвы степей имеют самый мощный гумусовый горизонт. Самую небольшую мощность почвы в целом и гумусового горизонта имеют почвы арктических пустынь, тундры, тропических пустынь и полупустынь.

Обобщение по теме

Какие самые интересные природные объекты или явления на земном шаре вы хотели бы увидеть своими глазами в первую очередь? Составьте топ-лист из 10 позиций. Обсудите в группе место каждой позиции.

Топ-10: самые зрелищные природные явления

1. Миграция бабочек Монархов.

Бабочки-монархи широко известны благодаря своим зрелищным миграциям. Интересны они тем, что сама по себе бабочка не в состоянии преодолеть расстояние в 3200 километров, но они способны на такой перелет за несколько поколений. Повинуясь смене времен года, они путешествуют из одного конца Северной Америки в другой.

Гейзеры — впечатляющая демонстрация подземных сил природы. Обычно это горячие источники, вода из которых периодически извергается в воздух в следствии высокого подземного давления. Больше половины гейзеров планеты расположены в одном единственном месте — Йеллоустонском национальном парке.

Морские ночесветки — одно из морских чудес планеты. Эти крошечные организмы обладают удивительной способностью светиться в темноте. Собираясь в огромных количествах у поверхности воды они могут быть заметны даже из космоса.

4. Огненные смерчи.

Сами по себе торнадо — довольно страшное явление, но если добавить к ним огня, то тут уже наступает панический ужас. Огненные смерчи обычно возникают, когда разрозненные очаги пожаров объединяются в один огромный костёр. Воздух над ним нагревается, его плотность уменьшается и он поднимается вверх. Напор горячего воздуха здесь достигает ураганных скоростей.

5. Световые столбы.

Световые столбы — это одно из самых красивых явлений в атмосфере. Чтобы они появились, температура воздуха должна быть менее -20 градусов. Именно при такой температуре начинают образовываться ледяные кристаллы в облаках. Световой столб возникает, когда солнечный свет отражается от их поверхностей.

В художественной литературе очень долгое время морские водовороты описывались как несущие страшную опасность для моряков. В реальности же не было зафиксировано ни одного случая, когда более менее крупное судно стало их жертвой. Возникают морские водовороты из-за столкновений приливных и отливных волн и встречных течений. Движение воды в водоворотах может достигать очень больших скоростей. Горизонтальные размеры меняются от нескольких сантиметров до нескольких километров.

Читайте также:  Климатические зоны выращивания растений

7. Лавовые озера.

Обычно лава появляется лишь во время серьезных извержений вулканов, однако на нашей планете есть пять мест, где она находится в относительно спокойных с этой точки зрения местах. Эти озера обычно связаны непосредственно с ядром планеты. Высокая температура расплавленных пород заставляет их издавать довольно жуткое свечение в ночное время.

8. Песчаные бури.

Возникают песчаные бури при сильных воздушных потоках, скорость которых более 10 м/с. Со стороны буря выглядит, как плотная стена высотой несколько сотен метров. Ежегодно около 40 миллионов тонн пыли и песка переносятся из Сахары к бассейну Амазонки.

9. Солнечное затмение.

Солнечное затмение — интереснейшее явление природы. Они бывают относительно часто, но видны не из всех местностей земной поверхности и поэтому многим могут показаться редкими. Это случает когда Луна в своем движении проходит на фоне диска Солнца. Луна расположена ближе к Земле, чем Солнце, почти в 400 раз, а так же ее диаметр меньше диаметра Солнца в 400 раз. Поэтому видимые размеры Земли и Солнца почти одинаковые, и Луна может закрыть собой Солнце.

10. Северное сияние.

Северное сияние — по-настоящему потрясающее зрелище. Это явление природы чаще всего можно наблюдать поздней осенью, зимой или ранней весной. Оно возникает, когда частицы солнечного ветра попадают в атмосферу планеты и ионизируют ее атомы.

Источник

ГДЗ география 8 класс Баринова Дрофа Задание: § Итоговые задания по теме Почвы и почвенные ресурсы

1. Почвы являются «зеркалом ландшафта», так как их профиль отображает характер всех компонентов ландшафта, где образовались почвы. Например, профиль подзолистых почв может полностью отобразить другие компоненты природы. Бело-серый слой вымывания говорит об избыточном увлажнении территории, опад из иголок и кислая реакция почв указывают на таёжную растительность, что в свою очередь говорит о температурном режиме территории. Небольшая мощность гумусового горизонта также может сообщить о недостаточной продолжительности теплого периода для полной гумификации и накоплении гумусового горизонта.

2. Практическая работа №6

Плодородие почв зависит от содержания в них гумуса, чем мощнее гумусовый горизонт, тем почва плодороднее. Самые плодородные почвы России – чернозёмы. Данный тип почв распространен в средней полосе и на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, в Крыму, в пределах Прикубанской низменности, на Южном Урале, а также на юге Западной Сибири.

В условиях избыточного увлажнения происходят процессы вымывания гуминовых веществ в нижнюю часть почвенного профиля.

В условиях достаточного увлажнения происходит накопление гумусового вещества по всей мощности горизонта, начинается накопление солей.

В условиях недостаточного увлажнения соли накапливаются всё сильнее, возможно начало осолонцевания почв.

Большинство основных типов почв нашей страны относятся к малопродуктивным почвам с низким естественным плодородием, так как они обладают небольшим гумусовым горизонтом. Наиболее благоприятны для сельского хозяйства чернозёмы и каштановые почвы. Леса преимущественно размещены на дерново-подзолистых и подзолистых почвах, а также на мерзлотно-таёжных.

3. К нарушению естественного плодородия почвы приводят виды деятельности: сельское хозяйство, промышленность (кислые выбросы подкисляют почвы), транспорт. Улучшить почвы можно с помощью мелиорации: внесение минеральных и органических удобрений, грамотная распашкой для насыщения почвы воздухом, осушение, орошение и другие мелиоративные мероприятия.

4. Моя местность – Санкт-Петербург и Ленинградская область. В районе моего проживания распространены подзолистые и дерново-подзолистые почвы. Эти почвы обладают недостаточным плодородием, так как мал гумусовый горизонт. В сельском хозяйстве почвы используются для выращивания ржи, овса пшеницы, картофеля и овощей, но лишь при должной мелиорации (известкование и внесение минеральных удобрений, в некоторых местах и осушение).

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Источник

ГДЗ география 8 класс Алексеев, Николина Просвещение Задание: § 38 Почва – особое природное тело

Вопросы в конце параграфа

1. Почвенный профиль представляет собой вертикальный разрез почвы. В общем случае почвенный профиль имеет три основных горизонта: гумусовый горизонт (накопление гумуса), горизонт вымывания и горизонт вмывания, который подстилается материнской горной породой. Толщина горизонтов зависит от типов почв.

2. Гумусовый горизонт имеет более тёмный цвет в отличие от других горизонтов, так как он состоит из разложенных органических остатков, представляющих гуминовые вещества, имеющие тёмную окраску. К нижней части профиля количество гуминовых веществ уменьшается и окрас становится светлее.

Читайте также:  Обработка теплицы осенью от вредителей без замены почвы

3. Механический состав почвы – соотношение различных по размеру минеральных частиц: от крупных песчинок до мельчайших пылеватых. По механическому составу почвы бывают: песчаные, супесчаные, суглинистые и глинистые.

4. Структурные почвы имеют зернистую или комковатую структуру комочков диаметра до 10 мм, они отличаются большим плодородием за счет большего количества пор, где содержатся влага и воздух, необходимые почвенным бактериям и растениям. Бесструктурные почвы состоят из пылеватых частиц (диаметр до 0,05 мм) и характеризуются меньшим плодородием из-за невозможности достаточного проникновения влаги и воздуха в такие почвы.

5. Основные типы почв России можно оценить по-разному. Часть основных типов почв малоплодородны к ним относятся тундровые глеевые, подзолистые и бурые почвы. Однако при проведении необходимых агротехнических работ подзолистые почвы могут быть достаточно плодородными. Наиболее плодородными типами почв являются чернозёмы. Сравниться с чернозёмами могут серые лесные почвы и каштановые, но для этого необходимы агротехнические мероприятия. Разнообразие типов почв в России обусловлено расположение территории в разных природных зонах, где формируются различные условия увлажнения и температурные режимы, которые являются основными почвообразующими факторами.

6. г) гумусовый горизонт

7.

Природные процессы, ограничивающие сельскохозяйственное использование почв Примеры областей России
Избыточное увлажнение Северо-Запад европейской части страны, Западная Сибирь, юг Дальнего Востока
Недостаточное увлажнение (засухи) Поволжье, юг европейской части страны, юг Урала и Западной Сибири, Крым
Ветровая эрозия почв Степная и лесостепная природные зоны России
Водная эрозия Средняя полоса России (зоны широколиственных лесов, лесостепи и степи)
Засоление почв Поволжье, Прикаспийская низменность

8. Я согласен с немецким агрономом А. Тэером, так как именно содержание гумуса определяет плодородие почв. Гуминовые вещества являются важным источником питания химическими элементами для растений. Они хорошо растворимы в воде, поэтому с легкостью передают важные химические вещества растениям вместе с водой, которую всасывает корневая система.

9. Мой край – Санкт-Петербург и Ленинградская область.

Основными почвообразующими породами являются глины, суглинки, пески и торф. Основным типом почв на территории являются подзолистые, бедные гумусом и отличающиеся значительной кислотностью. При этом на суглинках, в низких местах с повышенным накоплением влаги, главным образом в еловых лесах, образуются сильноподзолистые почвы. На возвышенностях рельефа образуются среднеподзолистые почвы (за счет меньшего накопления влаги). На супесях и песках, плохо задерживающих влагу, формируются слабоподзолистые почвы. В смешанных и широколиственных лиственных лесах образовались дерново-подзолистые почвы. На территории Ижорской возвышенности, на карбонатных породах, содержащих известь, способных нейтрализовать кислотность и защитить гумусовый горизонт от вымывания, сформировались дерново-карбонатные почвы. Это лучшие по плодородию почвы в регионе, они богаче всех по содержанию гумуса и минеральным веществам, имеют хорошо выраженную комковатую структуру. В центральной части области, на востоке Карельского перешейка, на побережье Финского залива, в Приладожье (в низинах и на плоских участках местности, при слабом поверхностном стоке, а иногда при высоком уровне залегания грунтовых вод) образуются торфянистые и болотистые почвы. В поймах речных долин, заливаемых водой в половодье, из речных наносов образуются богатые перегноем аллювиальные почвы. Их площадь невелика.

С точки зрения плодородия почвы региона характеризуются малым плодородием и незначительным хозяйственным значением, за исключением дерново-карбонатных и аллювиальных почв, площадь распространения которых мала. На всех остальных почвах распространённых в регионе, относящихся к подзолистым, необходимо проведение мелиоративных работ по снижению кислотности – известкование, а также дополнительное внесение минеральных удобрений. В пониженных местах рельефа необходимо осушение территории.

Экологические проблемы почв региона заключаются в химическом загрязнении почв тяжёлыми металлами и нефтепродуктами (от производственных предприятий и автотранспорта), компонентами минеральных удобрений (нерациональное внесение удобрений). Решение данных экологических проблем имеет два основных направления – удаление загрязнённых почв с территории и отправку её на утилизацию, либо биологические методы рекультивации. Биологические методы рекультивации предполагаются либо внесение бактериальных препаратов в почвы (например, для разрушения нефтепродуктов), либо высадкой однолетних и многолетних трав, которые в процессе роста будут накапливать тяжёлые металлы и избыток компонентов удобрений. После вегетационного периода верхняя часть растений выкашивается, собирает и вывозится на утилизацию.

Источник

Adblock
detector