География 8 класс почва почвенные ресурсы
Почва – особое природное образование; поверхностный слой земли, обладающий плодородием. Основатель почвоведения – выдающийся русский ученый В. В. Докучаев – установил, что основные типы почв на земном шаре размещены зонально. Типы почв выделяются в зависимости от их плодородия, строения, механического состава и др.
Основные типы почв.
Тундрово-глеевые почвы распространены на севере страны. Они маломощны, имеют малое содержание гумуса, переувлажнены.
Под хвойными лесами в областях избыточного увлажнения формируются подзолистые , а под смешанными – дерново-подзолистые почвы. Осадки промывают почву и выносят питательные вещества из верхнего слоя в нижние. Верхняя часть почв приобретает цвет золы. Эти почвы бедны гумусом и минеральными элементами. Они занимают больше половины территории страны. Плодородие подзолистых почв возрастает к югу.
Под лиственными лесами формируются достаточно плодородные серые лесные почвы (больше растительный опад, не так интенсивно происходит вымывание).
Южнее в зоне лесостепей и степей формируются черноземы – самые плодородные почвы. Из остатков растительности накапливается много перегноя, практически отсутствует промывной режим. Содержание перегноя в черноземе может достигать 6—10% и более. Мощность гумусового горизонта может достигать 60—100 см. Обладают зернистой структурой. Черноземами занято менее 10% территории.
В южной части степей с более сухим климатом образуются каштановые почвы. Содержание гумуса в них меньше, чем в черноземах, т. к. растительный опад здесь меньше. В пустынных областях с бедной растительностью формируются бурые почвы полупустынь и сероземы . Эти почвы содержат мало гумуса и часто засолены.
Разнообразие типов почв и особенности их распространения отражены на почвенных картах.
Земельные ресурсы
Земельные ресурсы – это часть поверхности Земли, на которой могут размещаться различные объекты хозяйства, населенные пункты. Земельные ресурсы оцениваются по двум показателям: по обеспеченности территорией на душу населения и по качеству земель.
Россия относится к числу стран, наиболее обеспеченных земельными ресурсами, но при этом она имеет небольшое количество земли, благоприятной для жизни и хозяйственной деятельности человека. Большие площади России заняты тундрой, тайгой, горными массивами, болотами и заболоченными участками. Только 13% площади страны составляют сельскохозяйственные угодья, т. е. земли, используемые в сельском хозяйстве (пашни, сады, сенокосы, пастбища), причем доля самых ценных земель, пашни, – всего 8%.
Большая часть сельскохозяйственных земель расположена на юге страны. Под пашню используются наиболее плодородные земли – черноземы, серые лесные и темные каштановые. Основная земледельческая зона страны находится в зоне смешанных лесов, лесостепей и степей.
Происходит уменьшение количества пахотных угодий за счет использования сельскохозяйственных земель под строительство водохранилищ, промышленных предприятий, дорог и т. п. Поэтому необходимо рационально использовать земли и повышать их плодородие.
Почва подвержена эрозии под действием дождевых и талых вод, ветра. Неправильная распашка земли и неумеренный выпас скота также способствуют развитию эрозии почв.
Работы по улучшению земель с целью повышения их плодородия называются мелиорацией. Основные виды мелиорации: агромелиорация (пахота и посев поперек склона; глубокая вспашка для увеличения водопоглощения), лесомелиорация (создание лесозащитных полос, посадки лесов по склонам балок и оврагов), водная (осушение заболоченных и орошение засушливых земель), химическая и культуро-техническая.
Мелиорация и рекультивация земель являются основными мероприятиями по охране и рациональному использованию почвенно-земельных ресурсов.
Конспект урока по географии»Почвы и почвенные ресурсы».
Следующая тема: Растительный и животный мир России
Источник
урок «Почвенные ресурсы России. Почвы и человек» 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Конспект урока «Почвенные ресурсы России. Почвы и человек» 8 класс, составлен по УМК А.А. Летягин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pochvennye_resursy.docx | 36.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по географии 8 класс
Тема «Почвенные ресурсы. Почвы и человек»
Тип урока: комбинированный
Цели и задачи урока:
- сформировать понятия о почвенных ресурсах и их отличии от земельных, причины разрушения почв и роли мелиорации в повышении плодородия почв;
- выявить меры по охране почвенных ресурсов, повышению плодородия почв;
- развивать у учащихся умения делать выводы и сжато излагать прочитанный материал, выделять главное;
- самоактуализация знаний через различные виды работы;
- развивать аналитическое мышление, речь, любознательность;
- вызвать интерес к уроку через придания ему проблемно-творческого характера, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;
- развивать ценностное отношение учащихся к окружающей природе.
- географические атласы России,
- карточки-задания,
- почвенная карта России,
- медиапрезентация «Почвенные ресурсы. Почвы и человек»
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Психологический настрой. Ситуация успеха.
У вас на партах стоят коробочки с жетонами. За каждый правильный ответ вы сами берете по одному жетону. В конце урока будет подсчитано их количество и оценена ваша работа.
Разминка. Повторение и закрепление ранее изученного.
Отгадайте загадку: « Меня бьют, колотят, ворочают, режут, я все терплю и всем добром плачу »
Ответ учащихся – почва.
Проверка домашнего задания
- Тип почв, промываемых с малым содержанием гумуса, имеющих верхний горизонт светло-серого цвета. Б Подзолистые
- Тип почв, имеющий глеевой горизонт. Д Тундрово-глеевые
- Почвы с мощным горизонтом гумуса. З Черноземы
- Природная зона, в которой формируются подзолистые почвы. А Тайга
- Почвы, имеющие низкое содержание перегноя, но большое засоление.
К Сероземы, солончаки.
- Природная зона, имеющая самые плодородные почвы. Е Степь.
- Вертикальный разрез почвы от верхнего слоя до материнской породы
В почвенный профиль
- Органическое вещество почвы. Ж Гумус
- Главное свойство почвы. И Плодородие.
- Основоположник учения о почвах Г В.В.Докучаев
Ответы: 1-Б, 2-Д, 3-З, 4-А, 5-К, 6-Е, 7-В, 8-Ж, 9-и, 10- Г.
Интерактивное упражнение (упражнение на зрительное и слуховое внимание и логическое соотнесение)
Учитель: На доске висит плакат, на котором нарисована ромашка. В центре цветка написано слово «почва». Мы с вами должны вспомнить, какие факторы оказывают влияние на образование почв. Называя их и поясняя каждый фактор, вы будем заносить его на лепесток цветка (для проверки показ слайда презентации ).
Ученики заполняют схему.
Учитель: Молодцы! Правильно назвали все факторы. Почва отражает взаимодействие всех компонентов природы.
Учитель: Обратите внимание на доску (слайд презентации)
Высказывание В.В. Докучаева «Почва – это единство минералов, растений, животных, климата»
– Как будет проходить процесс образования почвы, если исключить один из названных В.В. Докучаевым факторов?
Ученик: Почва не будет образовываться. Ее образование начинается с горных пород (минералов).
Ученик: Без остатков растений и животных в почве не будет перегноя и следовательно, не будет плодородия, важного свойства почвы для развития растений.
Учитель: Почвы сменяют друг друга по природным зонам.
Задание ( работа в парах ) соотнесите типы почв России и природные зоны с севера на юг, причины смены почв (раздаточный материал — карточки с названиями природных зон и типов почв)
Смешанные леса- дерново-подзолистые
Широколиственные леса- серые и бурые лесные почвы
Полупустыни- бурые пустынные и солончаки, солонцы
Причина- зональность , климат, рельеф, воды, растения и животные /
Учитель: Более 100 лет назад В.В. Докучаев установил, что размещение основных типов почв по поверхности Земли подчинено закону зональности, другими словами почвы сменяют друг друга по природным зонам. В России в направлении с севера на юг.
Практическое освоение материала в группах (синтез деятельности анализаторов; отработка основных умений работы с картой).
– Откройте атлас для 8-9 класса, стр. 19 «Почвенную карту». Используя эту карту, определите типы почв в следующих областях: Мурманской, Московской, Самарской.
В Мурманской области распространены тундровые глеевые почвы.
В Московской – дерново-подзолистые почвы смешанных лесов.
В Самарской – черноземы степей.
Чешский писатель Карелл Чапек писал «Человек, в сущности совершенно не думает о том, что у него под ногами. Всегда мчится. Или самое большее взглянет, как прекрасны облака. И ни разу не похвалит, как прекрасна почва».
Мы ходим по ней, топчем её, но не задумываемся, что значит почва для нас, как она живет, каковы наши земельные богатства.
“Земля — один из главных ресурсов природы, источник жизни. Недаром говорят: “Труд – отец богатства, а земля — мать его”.
Тема нашего урока «Почвенные ресурсы. Почва и человек»
Учитель: (логическое мышление; опора на жизненный опыт учеников).
Обратите внимание на пословицы «Земля мать – подает клад», «Без хозяина земля – круглая сирота», «Земля – тарелка: что положишь, то и возьмешь» (пословицы).
— Ребята, почему в пословицах русский народ сравнивает землю с тарелкой, сиротой, называет ее матерью?
Ответы: Земля дает урожай, нуждается в уходе, защите. Урожай зависит от качества земли, ее плодородия.
Слово учителя: Попробуем доказать актуальность народной мудрости в настоящее время. (слайды ) .
Учитель: Каково значение почвы в жизни человека?
-Почва является основой, на которой растут растения.
-Основной источник производства растительной пищи.
-Производство мясной продукции зависит от кормов (от растений), которые растут на почве.
Вопросы к ученикам:
- — В европейской или азиатской части России больше земельных ресурсов?
- — Какая из них более богата почвенными ресурсами для развития земледелия?
/ученики рассматривают картосхему учебника и почвенную карту России, делают вывод, отвечают на вопросы/
Земельный фонд России составляет — 1708 млн. га, из них
площадь сельхозугодий – 222 млн. га -13 % земельного фонда, в том числе:
пашни – 132 млн. га -около 8 %, леса – 768 млн. га — 45 %.
Учитель: В какой части России больше земельных ресурсов?
Ученики : в азиатской части страны.
Учитель: В какой части страны расположена большая часть сельскохозяйственных земель?
Ученик: “Большая часть сельскохозяйственных земель расположена в южной половине страны”.
Учитель: В характере использования почв существуют различия: почвы тундры -это оленьи пастбища, они не распаханы, на почвах полупустынь — пастбища верблюдов и овец. А почвы степей на 85% и более распаханы, на них выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу.
Земельные ресурсы — это территория страны, на которой размещаются города, предприятия, дороги, поля, пастбища.
Почвенные ресурсы — это часть земельных ресурсов, которые используют в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве.
Главное свойство почвенных ресурсов – естественное плодородие почв, от которого зависит продуктивность земель в сельском и лесном хозяйстве. Кроме того, почвенные ресурсы выполняют важные экологические функции – почвы служат буфером и фильтром для загрязнителей, условием сохранения биоразнообразия, играют важную роль в круговороте воды и азота.
Учитель: Объясните смысл пословицы (работа в парах)
— На бесплодной земле не разбогатеешь.
— Хлеб на хлеб сеять- ни молотить, ни веять.
— Какова пашня- таково и брашно.
— Добра мать для своих сыновей, а земля- для всех людей.
— Навоз отвезём, так и хлеб привезём.
— На нови хлеб сеют, на старь навоз возят.
Учитель: О каком свойстве почвы говорится в этих пословицах?
Ученики: Плодородие почвы
Учитель: В процессе хозяйственного использования почв происходит изменение их свойств. Поэтому за плодородием почвы необходимо вести строгий контроль и охранять ее.
Почему необходимо охранять почву? И как охраняют почву? Ответы на эти вопросы вы найдете в тексте учебника
Ученики, читая текст учебника, приходят к выводу, что почву нужно охранять от эрозии, которая бывает двух видов: водная; ветровая
Учитель: Главным врагом почвы является эрозия.
Водная эрозия заключается в смыве плодородного слоя талыми водами, ливнями. Особенно велико разрушение почвы на распаханных склонах возвышенностей в степях и лесостепях Русской равнины.
Ветровая эрозия усиливается во время пыльных бурь, когда ветер уносит верхний плодородный слой с тысяч гектаров земли.
Первый путь — это противоэрозионные мероприятия: внедрение правильных почвозащитных севооборотов, соблюдение агротехники (вспашка на определенную глубину, поперечная вспашка склонов) полезащитные лесонасаждения. Сохранение лесов одно из важнейших противоэрозионных мероприятий.
Спасти почвы от эрозии — это лишь первый шаг, необходимо сделать и второй: повысить плодородие почв
Мелиорация — это совокупность мер по улучшению почв с целью длительного повышения их плодородия. К мелиоративным мерам относятся: орошение, осушение, борьба с эрозией, обводнение, пастбище, внесение удобрений.
Виды мелиорации земель:
— Водная: орошение засушливых, осушение переувлажненных земель, обводнение пастбищ в засушливых районах.
— Агромелиорация – правильный выбор глубины и направления вспашки и др.
— Лесомелиорация – облесение склонов, оврагов, создание полезащитных лесополос.
— Рекультивация — восстановление земель, нарушенных хозяйственной деятельностью человека/очистка от камней, пней, выравнивание поверхности и т. п. /
— Химическая — внесение в почву различных удобрений, химических веществ: извести, гипса и т. п.
Но мелиорация почв должна быть тщательно обдумана, иначе она может принести больше вреда, чем пользы. Очень осторожно должны проводиться осушительные работы, иначе может поступить обмеление рек и озер, которые получают питание из болот. Могут погибнуть иссохшие леса.
При внесении удобрений и минеральных и химических нужно соблюдать нормы и режим внесения, иначе произойдет отравление почвы излишком минеральных солей, смыв солей в водоемы, цветение водоемов, гибель рыбы. А в культурных растениях будет излишнее вредное для человека содержание нитратов.
В тайге необходима комплексная мелиорация:
-внесение удобрений (из-за промыва почвы),
-известкование (почвы кислые),
-осушение (избыточное увлажнение).
В степях основные меры — это противоэрозионные (борьба с оврагами и пыльными бурями, орошение).
С какой целью проводится террасирование склонов? (Это противоэрозионное мероприятие — террасы — ступеньки должны снизить вероятность образования оврагов.)
“- Используя рисунки учебника определите, где сосредоточены основные площади орошаемых земель? Почему?
— Где находятся основные районы осушения земель? Почему?”
/Ученики сопоставляют два рисунка, делают выводы, дают ответы.
Выслушиваются все ответы, после чего учитель дает правильные /.
“Итак, объясните выражение: «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».
Ученики: Спасти почвы, повысить их плодородие.
— Итак, вернемся к нашему вопросу: “Как можно повысить плодородие почвы?
Вначале урока мы вспомнили, как относились наши предки к земле в прошлом, смогли ли доказать актуальность народной мудрости в настоящее время?
Ученики: Да, смогли. Человек как хозяин относится к земле, защищает ее от ветровой и водной эрозии, вносит удобрения, осушает или орошает, чтобы сохранить плодородие. От постоянного использования земля истощается и если не вносить перегной и удобрения, то и урожая не будет.
Вывод: Надо помнить, что каждое поколение людей должно оставлять своим детям в наследство землю плодородную, а не оскудевшую”.
Интерактивное упражнение – игра «Верно или нет?» ( упражнение на развитие логического мышления и аналитико-синтетической деятельности учащихся; предупреждение перегрузок во время урока).
Я зачитываю высказывания, ученики выбирают мероприятия, проводимые человеком, которые плохо влияют на почву (нерационального природопользования) и поднимают черные карточки вверх, а при мероприятиях, которые способствуют сохранению плодородия почвы (рационального природопользования) и защищают ее от разрушения поднимают зеленые карточки вверх.
- Внесение в почву органических удобрений. (З)
- Уничтожение естественной растительности при распашке и неумеренном выпасе скота(Ч)
- Внесение в почву минеральных удобрений(З)
- Дождевые и талые воды стекают по поверхности вспаханного поля (Ч)
- Создание полезащитных лесных полос (З)
- Перевыпас скота(Ч)
- Осушение болот (зч)
- В районах неустойчивого увлажнения проводят снегозадержание(З)
- Выращивание много лет подряд одних и тех же культур(Ч)
- Восстановление земель нарушенных хозяйственной деятельностью человека (З)
- . Отказ от тяжёлой техники. (З)
- Распашка склонов (Ч)
- Разумное внесение удобрений. (З)
- Ограниченное использование пестицидов. (З)
- Соблюдение севооборота. (З)
Интерактивное упражнение. Практическое освоение материала – проектирование (формирование умений планирования деятельности; развитие умений воспринимать и использовать информацию; закрепление пройденного материала).
Учитель: Почти 500 лет назад в императорском саду в центре Пекина был воздвигнут замечательный памятник. Он представлял собой приподнятую площадку, состоящую из насыпных почв различного цвета и происхождения. Выбитая на камне надпись гласит: «Это сооружение построено в 1421 году в эпоху династии Мин. в середине находится желтая почва, в восточной стороне голубая, на западе белая, на юге – красная и на севере черная почва. Все эти земли различных цветов принадлежат императору».
– Что должен был означать этот памятник? (ученики отвечают на вопрос с помощью учителя) ?
- Величие императорской власти.
- Этот древний памятник представляет нам почву как символ плодородия.
- Показывает почву как объект с весьма разнообразными свойствами.
Это достаточно древнее символическое сооружение представляет почву в нескольких ее качествах. Во-первых, как символ плодородия, составляющего основу существования всего живого, включая человека. Во-вторых, как природное тело, в географическом распространении которого есть определенные закономерности. В-третьих, как объект с весьма разнообразными свойствами (в данном случае проявляющимися в цвете), связанными, очевидно, с разнообразием природных условий районов их распространения или приемов возделывания.
Закрепление изученного материала.
1. Тревожный сигнал: Свыше 30 млн.га почвы смывается текучими водами (каждый год смывается около 100млн.т.гумуса и более 43 млн.т. азота, фосфора, калия).и сдувается пыльными бурями (ветровая и водная эрозия), чрезмерное орошение выводит из оборота 20 млн.га земель (засоление); чрезмерное внесение удобрений выводит из оборота почти 70 млн.га ( повышенную кислотность). Из-за неправильной распашки склонов площадь пашни ежегодно падает на 100-150 тыс. га (образование оврагов).
Ежегодно в мире безвозмездно теряется почти 7 млн.га. пахотных земель.
О каких видах эрозии идет речь?
2. Какие и сколько различных операций производят на полях с весны по осень? С какой целью они производятся? Какой при этом достигается эффект? Что отрицательного?
3. С давних времён земледельцы оставляли часть земли под «пар», т.е. не использовали её в течении года. С какой целью это делали? Как вы относитесь к этому методу сохранения плодородия почв?
III. Заключительный этап.
Подвожу итог. Сегодня на уроке мы познакомились с почвенными ресурсами, значением почв для человека, способами повышения плодородия почв.
Ребята, подсчитайте количество своих жетонов за ответы.
Дети подсчитывают жетоны и получают оценки.
Домашнее задание параграф, вопросы 1-3. Какие виды эрозии почв в Самарской области? Какие виды мелиорации проводятся в Самарской области?
Рефлексия (анализ собственного состояния).
Учитель: Определите свое настроение. На столе лежат синие (для мальчиков) и красные (для девочек) кружочки. Прикрепите их на плакат, где изображены ступени вашего настроения. Определите свое настроение ( Приложение 2 ). Как вам работалось на уроке?
Источник