» Восточная Сибирь:суровость и величие природы»
Содержимое разработки
Карельский филиал МБОУ Устьинской СОШ Моршанского района Тамбовской области
Урок по географии в 8 классе на тему: «Восточная Сибирь: суровость и величие природы »
Подготовила : учитель географии
Цели и задачи урока:
-Познакомить с особенностями природы, определяемые спецификой географического положения территории.
-Углубить знания о влиянии геологического развития на рельеф, о факторах.,обусловливающих резко континентальный климат.
-Изучить особенности состава, географического положения, геологического строения рельефа, режим и характер течения рек и их связь с рельефом и климатом .
— Закрепить умения самостояельно определять количественные климатические показатели для различных районов Сибири.
-Сформировать представление о суровости природы Восточной Сибири.
-Показать хрупкость и ранимость природы.
-Сформировать убеждение в необходимости глубокого изучения ПУ и ПР и учета их особенностей в процессе хозяйственного освоения.
-Способность становлению ответственного отношения к научному прогнозу, предвидению последствий вмешательства человека в сложные природные процессы.
Оборудование: И.К.- Вост.Сибирь ф\к, И-8кл-19, карты России — физическая, климатическая, тектоническая; картины, схемы
I. Организационный момент
П. Проверка домашнего задания.
— Фронтальная беседа о природе и географическом положениии Западной Сибири.
-Возраст и состав фундамента Западно- Сибирской плиты?
-Возраст осадочного чехла?
-Этот полуостров состоит весь из тундр, покрытых песком, камнями, мхом, морошкой ?
Нижний отрезок речной долины, опустившийся ниже уровня моря?
Лесные участки в лесостепях и степях Западной Сибири?
Перечислить минеральные ресурсы Западной Сибири?
— Какой рельеф Западной Сибири?
-Большое влияние на рельеф что оказало?
-Перечислить признаки суровости климата Западной Сибири ?
-Самая крупная река Западной Сибири?
— Назвать крупнейшие месторождение нефти Западной Сибири?
— Крупнейшие месторождение газа Западной Сибири?
-Сколько запасов торфа России находится в Западной Сибири?
III. Изучение новой темы Рельеф Восточной Сибири
Рельеф Восточной (Средней и Северо-Восточной Сибири) разнообразен. Здесь есть и равнины и горы. Равнины тоже различны по высоте — низменности — Северо-Сибирская и плоскогорье (Средне-Сибирское). Горы -средней высоты (хр. Верхоянский- Черского) и низкие (Бырранга).
— Почему рельеф этой физико-географической области столь разнообразен?
Отличается Восточная Сибирь от Русской равнины и Западно-Сибирской равнин, не только разнообразием рельефа, но и гораздо большей общей приподнятостью территории над уровнем океана.
Определите абсолютную высоту равнины — Среднесибирского плоскогорья. (500-700 м над уровнем океана.)
А какова высота Западно-Сибирской равнины? (От 0 до 200м.)
В рельефе Восточной Сибири есть еще одна особенность: здесь много межгорных котловин. Найдите на карте, назовите их: Минусинская, Кузнецкая, Тувинская, Байкальская.
Итак, давайте откроем секрет разнообразия рельефа Сибири. В чем может быть причина разнообразия рельефа Восточной Сибири? (В геологическом строении, в истории развития земной коры.)
Посмотрим на тектоническую карту. Среднесибирское плоcкогорье) находится на Сибирской платформе, такой же древней, как Русская платформа. Почему же Среднесибирское плоскогорье имеет высоту более 500 м, а Русская равнина меньше 500 м (200-300 м)? (Сибирская платформа поднималась более активно, чем Русская.)
Среднесибирское плоскогорье имеет еще одну особенность: здесь находятся разливы магматических излившихся пород. Лава изливалась по трещинам, и такие излияния происходили неоднократно. Магматические породы застыли в толще осадочных пород. Образовался ступенчатый рельеф — траппы.
— Анабарское плато и Алданское нагорье связаны с выступами фундамента платформы. Вспомните, как называются выходы кристаллических пород фундамента платформы на поверхность? (Щиты: их 2 Анабарский и Алданский.)
Горы юга Сибири образовались в байкальскую, каледонскую и герцинскую складчатости. Затем они разрушились, и в кайнозойскую эру про изошло омоложение гор в результате глыбовых поднятий и сбросов. Высота гор значительно увеличилась в результате неотектонических движений. Так образовались современные складчато-глыбовые горы — Алтай, Саяны, Хребты Прибайкалья и Забайкалья.
Горообразование в этих горах не завершено, т. к. землетрясения происходят и по настоящее время. В 1995 году землетрясение произошло в Бурятии, в 2002 году — на Алтае.
Горы Северо-Востока Сибири — хребты Верхоянский, Черского, Оймяконское нагорье, Хребет Сунтар- Хаята образовались в мезозойскую эру. Это средневысотные горы, самая высокая вершина Северо- Востока Сибири гора Победа, высота ее 3147 м в хребте Черского.
Вывод: рельеф Восточной Сибири разнообразен, т. к. разнообразны геологическая история развития территории и сложившееся в результате геологическое строение.
— Как разнообразие геологического строения влияет на полезные ископаемые? (Полезные ископаемые — это горные породы и минералы, они должны быть тоже разнообразными.)
Здесь находятся много месторождений угля— Тунгусский бассейн — это самый крупный угольный бассейн мира, но уголь здесь не добывается, т. к. район этого бассейна не заселен, не освоен, нет дорог. Другие -Ленский бассейн, Иркутский, Канско-Ачинский, Черемховский. Здесь сосредоточено 70% запасов углей России.
В Забайкалье — центр Бодайбо — добывают золото.
В районе г. Норильска в Заполярье добывают медные и никелевые руды.
В Якутии в бассейне реки Вилюй в кимберлитовых трубках, которые связаны с траппами нашли — алмазы.
-Как еще называют кимберлитовые трубки? (Трубки взрыва.)
-Почему здесь были взрывы? (Они связаны с извержением магмы, с разливами магмы в земной коре. Магма могла закупорить канал, газы выходящие из магмы, создали давление на пробку магмы, и произошел взрыв. При огромных температуре и давлении на стенках колодца (трубки) образовались алмазы.) Центр алмазодобычи — г. Мирный.
Климат Восточной Сибири
-Что общее имеют все части Восточной Сибири? (Климат везде — резко континентальный?)
Чем отличается климат резко континентальный от континентального и умеренно-континентального? (В резко континентальном климате зима холоднее, осадков меньше, амплитуда температур зимы и лета больше.)
Какие условия влияют на климат Восточной Сибири?
Удаленность от океанов (Атлантического), закрытость хребтами (от Тихого).
Влияние на климат Восточной Сибири оказывает огромная ее протяженность с севера на юг. Южные районы Сибири находятся на широте Украины, Среднего и Нижнего Поволжья и получают большое количество суммарной радиации, поэтому здесь жарко лето.
Определите ср. темп-ры июля на юге Сибири. (+16°С, но могут достигать и +37°С.)
Крайние северные районы находятся к северу от Северного Полярного круга, и суммарной радиации получают в течение года значительно меньше. Почему? (Угол падения лучей невелик. Зимой полярная ночь, и нет совсем солнечного тепла и света. Весной и летом много тепла тратится на таяние снега и вечной мерзлоты. Приходит холодный арктический воздух с Северного Ледовитого океана.)
3. Зима Восточной Сибири — самая холодная в России и в северном полушарии.
Вспомните, где находятся «полюса холода» Северного полушария? (Оймякон и Верхоянск с абсолютными минимумами температур:
71°С и -68°С соответственно.)
Определите средние температуры января в Восточной Сибири. (От—24°Сна юго-западе и до -48 0 С на северо-востоке.)
В чем причина такой суровой зимы в Восточной Сибири? (Зимой суша быстро охлаждается, а т. к. расположена она в центре материка, то океаны не оказывают согревающего воздействия)
Зимой давление повышается (холодный воздух — тяжелый), образуется антициклон (Сибирский) с центром над Монголией. Антициклон захватывает всю Восточную Сибирь и имеет два отрога: один на северо-востоке Сибири, а другой на запад (ось Воейкова).
В антициклоне погода безветренная, сухая, солнечная. Переносится мо роз в -30°С здесь легче, чем мороз в -20°С под Москвой. Снежный покров маломощный. При -50 с С учащиеся занимаются в школах Якутии.
-Почему в Оймяконе и Верхоянске самые низкие температуры зимние зафиксированы, а не на самом северном полуострове Таймыр? ( Здесь в котловинах, в условиях антициклона, воздух стекает вниз и выхолаживается. Называется явление, повышения температуры воздуха с высотной инверсией.)
Вся Восточная Сибирь занята вечной мерзлотой. Почему? Что является причиной столь обширного распространения многолетних мерзлых грунтов? (Из-за очень низких температур зимой, и короткого, хотя и теплого лета — средняя годовая температура в Восточной Сибири везде ниже 0 0 — это условие сохранения мерзлоты. Снежный покров тонкий и не защищает почву от глубокого промерзания.)
На какие компоненты природы оказывает влияние вечная мерзлота?
а) На процесс почвообразования — мерзлота замедляет его.
б) На рельеф: при таянии мерзлоты летом, грунты проседают, образуются озерные провальные (термокарстовые) котловины. Ледяные бугры — гидролакколиты высотой от 40 м до 30 м — булгунняхи.
г) На вечной мерзлоте не растут многие хвойные деревья (растет только лиственница, корни которой простираются в верхнем слое почвы).
д) Вечная мерзлота — водоупорный слой, она не дает образовываться грунтовым водам, способствует образованию болот, озер и многоводию рек (Енисей — самая полноводная река России).
Биологические ресурсы Пушные ресурсы тайги — белка, соболь; тундры — песец.
Особенно ценится мех соболя баргузинского за красоту и носкость. Для охраны этого ценного зверька на склонах Баргузинского хребта создан Баргузинский заповедник.
Рыбные ресурсы. В реках Восточной Сибири много ценных видов рыб -хариус, сиг, щука и др. Но, конечно, самая ценная рыба водится в озере Байкал — омуль байкальский.
Почвенные ресурсы Территория Восточной Сибири не пригодна для земледелия, так как почвы — мерзлотно-таежные охлаждаются вечной мерзлотой. Но есть в Сибири участки ценных, плодородных черноземов.
— Как вы думаете, ребята, где могут образоваться черноземы? (В котловинах Южной Сибири под степными ландшафтами?)
Рекреационные ресурсы Рекреационные ресурсы Восточной Сибири имеют, прежде всего, горы Юга Сибири. Это красивые горно-лесные ландшафты, чистый воздух, богатые рыбой реки.
Кроме того, это объект Всемирного природного наследия — озеро Байкал; младший брат Байкала — Телецкое озеро на Алтае.
В районе города Красноярска есть уникальный заповедник «Столбы». Природа образовала здесь причудливой формы скалы-останцы. Одна скала похожа на орла, другая — на старика, третья называется «Баба».
— Вспомните о причинах образования многолетней мерзлоты и ее влиянии на природу и хозяйственную деятельность человека.
Задание по контурным картам:
1. Обозначить на контурной карте формы рельефа.
а) горы: Алтай, Саяны, Салаирский Кряж, Кузнецкий Алатау;
б) котловины: Кузнецкая, Минусинская, Тувинская;
в) хребты: Верхоянский, Черского, Хамар- Дабан, Яблоновый.
2. Отметить крупные реки: Енисей, Ангара, Н. Тунгуска, Селенга, Витим, Оленек, Вилюй, Алдан, Индигирка, Яна. Указать крупнейшие ГЭС : Красноярская, Саяно-Шушенская.
Домашнее задание. § 43; ответить на вопросы.
Индивидуальные задания: подготовить небольшие сообщения.
о тундрах на полуострове Таймыр; -о природе Якутии;
Источник
Конспект урока «Восточная Сибирь 8 класс»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: «Восточная Сибирь: величие и суровость природы»
Цели: формирование знаний учащихся об особенностях природы Восточной Сибири;
Изучить особенности географического положения, состава, геологического строения, рельефа.
Сформировать представление о суровости природы Восточной Сибири.
Сформировать представление о природе одного из крупнейших регионов, показать ее своеобразие.
Развивать умение работать в группах; анализировать материал; работать с тематическими картами.
Тип урока : урок изучения нового материала.
Оборудование: физическая карта России, климатическая карта России, тектоническая карта России, тематические карты атласа, медиапроектор, презентация, карточки с тестовым заданием, конверт с письмом.
-Добрый день, ребята! Сегодня на адрес нашей школы пришло письмо, адресованное именно вам, восьмиклассникам. Давайте его прочитаем!
(Учитель открывает конверт и читает письмо)
Здравствуйте, мои дорогие друзья! Меня зовут Географенок. Вы уже стали такими большими, а я помню, как впервые увидел вас маленькими, несмелыми шестиклашками, которые впервые пришли на урок географии. А я уже много-много лет встречал таких вот ребятишек, как вы, путешествовал вместе с ним по всем уголкам нашей планеты и провожал их в большую жизнь. Пришли вы и все эти годы я был рядом с вами в ваших странствиях, всегда оставаясь незамеченными. Мы побывали на всех материках Земли, избороздили все океаны, моря, реки, отдыхали в самых живописных уголках нашей планеты. Вместе с вами я вновь изучал быт и культуру многих народов, проживающих на Земле, заглядывал в самые глубокие пропасти и поднимался на самые высокие вершины. Вместе мы разгадывали загадки, которые так любит загадывать нам природа.
Теперь мы путешествуем по самой великой стране, нашей Родине – России. Мы уже побывали и в Центральной России, и в Поволжье, и на Кавказе, и на Урале и в Западной Сибири. Пришло время познакомиться с самым загадочным, самым красивым местом нашей страны – Восточной Сибирью. Это суровый край тайги и тундры, могучих хребтов и обширных равнин, жестоких зимних морозов и многолетней мерзлоты. По насыщенности недр полезными ископаемыми этот край нашей страны один из самых богатых.
Вы уже многое знаете, умеете работать с учебником, картами, атласом, находить дополнительную информацию. Поэтому я предлагаю вам поиграть. Согласны? Итак, вы должны разделиться на команды и выбрать капитана. На экране вы увидите задания. Их всего будет 4. Каждое задание позволит вам набрать определенное количество баллов за определенный промежуток времени. Команда, выполнившая верно все задания, уложившаяся во временные рамки, сможет набрать максимальное количество баллов и соответственно получит хорошие оценки. Ну а те, кто не сумеет справиться со всеми заданиями, смогут наверстать упущенное на следующем уроке.
Удачи вам, друзья! Не забывайте о времени!
Изучение нового материала.
Слайд 1. Тема урока.
— Ребята, для того, чтобы приступить к выполнению первого задания, мы должны отгадать его название, восстановив правильно текст.
Слайд 2. ( Состав территории).
— На выполнение первого задания вам дается 8 минут. Выполнив его правильно, вы сможете заработать 1 балл.
Вставьте в текст пропущенные слова и заработайте 1 балл.
Восточная Сибирь занимает площадь более __________. Здесь находится самая северная точка Азии — _______. На севере границей служит __________, на юге граничит с ___________ и ________.
В состав региона входят: 1)____________, 2)__________,
3) ______________, 4)______________, 5) __________,
6)_____________, 7) ________.
Протяженность территории с севера на юг более ______________.
Слайд 4 и 5 – Ключи для проверки.
Слайд 6. « яиротси яинеовсо йончотсов ирибис» ( История освоения Восточной Сибири).
— Для того, чтобы выполнить второе задание, прочитайте текст учебника на стр.210 – 211. Время выполнения задания – 8 минут.
Слайд 7. Установите соответствие и заработайте 1 балл.
Год основания Красноярска
Проникновение казаков с Енисея в бассейн Лены и их продвижение к Тихому океану
Год основания Братского острога на Ангаре
Включение Восточной Сибири в состав России
С этого периода во всей Восточной Сибири преобладающим стало русское население
За 40 тыс.лет до н.э.
1630 – 1649 годы
Конец XVIII века
Слайды 8-12 – Ключи для проверки задания.
Слайд 13. Конверт «босенонстиорипыдор» ( Особенности природы). Для того, чтобы правильно выполнить задание, вам нужно будет поработать с картами атласа (физической и тектонической).
Заполните таблицу и заработайте 2 балла.
Слайд 17. Конверт « мликат» (Климат).
Найдите ответы на вопросы (устно) и заработайте 1 балл.
В чем проявляется континентальность климата?
Назовите главную причину, от которой зависит разность климатических условий в разных районах равнины.
Как Азиатский (Сибирский) антициклон влияет на климат?
Благодаря чему жители Сибири легко переносят очень сильные морозы?
О каком явлении природы землепроходцы писали царю: «А в Якутском…хлебной пашни не чаять – земля-де, государь, в середине лета вся не растаивает»?
Слайды 18-22. Ключи для проверки задания.
Закрепление знаний. Выполнение теста.
Первые сведения о Восточной Сибири появились в России:
1) в XIII в. 2) в XV в. 3) в XVIII в. 4) в XIX в.
2. Мангазея, основанная в 1601 году в Западной Сибири, была перенесена позднее к устью Нижней Тунгуски и переименована в 1782 году:
1) в Красноярск 2) в Норильск 3) в Туруханск 4) в Братск
3. Первой женщиной, участвовавшей в составе Великой Северной экспедиции, была:
1) жена В.В. Прончищева 2) жена В.А. Обручева 3) жена командора Витуса Беринга
4. Среднесибирское плоскогорье расположено:
1) на щите 2) на складчатой области 3) на древней платформе 4) на молодой плите
5. Самые высокие горы Восточной Сибири:
1) Памир 2) Саяны 3) Алтай 4) Бырранга
6. самая высокая вершина Восточной Сибири:
1) г. Белуха 2) г. Победа 3) г. Камень
7. Климат Восточной Сибири:
1) умеренно континентальный 2) континентальный 3) резко континентальный
8. Самые холодные зимы наблюдаются:
1) в Оймяконе 2) в Красноярске 3) в Норильске 4) в Иркутске
9. Главная особенность циркуляции воздушных масс в Восточной Сибири:
1) господство Сибирского антициклона 2) западный перенос
3) преобладание циклонов
10. Куполовидные холмы с ледяным ядром:
1) тарыны 2) булгунняхи 3) отуряхи 4) трапы
Ответы: 1-2, 2-3, 3-1, 4-3, 5-3, 6-1, 7-3, 8-1, 9-1, 10-2.
— Назовите особенности Восточной Сибири поочередно от каждой группы.
— Подсчитайте общее количество баллов, которые вы заработали за урок. Капитаны команд, отметьте самых активных участников вашей команды.
Домашнее задание: п.37
Написать сочинение-рассуждение на тему: «Восточная Сибирь: прошлое и будущее».
Разработать туристический маршрут по территории Восточной Сибири. Тематика маршрутов: историко-культурные памятники, природные уникумы, особо охраняемые территории, живописные места, животные и растения Восточной Сибири.
Ответьте на вопрос: Почему Восточную Сибирь называют краем будущего? Приведите не менее трех доводов для этого утверждения.
Урок географии в 8 классе
Тема: «Природные комплексы Восточной Сибири».
Цель: познакомить учащихся с природными комплексами Восточной Сибири.
Создать мотивационную среду для самостоятельной деятельности учащихся через постановку проблемы.
Развивать познавательные способности учащихся через самостоятельную работу в группах.
Развивать творческие способности, умение анализировать и систематизировать материал .
Развивать коммуникативную культуру.
Развивать рефлексивные способности через самооценку и взаимооценку.
Оборудование: учебники географии 8 класс «Природа России»; физическая карта России; атласы 8 класса по географии; заготовки таблицы- 4шт.; иллюстрации по теме «Природные комплексы Восточной Сибири»; инструктивные карточки с заданиями по каждому комплексу, презентация «Природные районы Восточной Сибири».
1 .Организационный момент.
Приветствие учащихся, представление. Организация рабочего места ( на столах должны лежать: учебники, атласы, ручки, карандаши, папки с заданием, папка с иллюстрациями и дополнительной информацией).
Учащиеся распределяются на 4 группы.
Создание проблемной ситуации.
Учитель встречает учащихся следующими словами:
Добрый день, коллеги! Руководитель разведывательного управления поручил мне передать вам следующую информацию. Вы – наши самые лучшие агенты . Вся информация, которую вы собирали для нашего управления в течение учебного времени, была очень ценной и могла быть использована другими агентами, как образец. Поэтому наше Управление именно вам предлагает выполнить задание особой важности. У вас 4 представителя . У каждой на столе – пакет с секретным заданием и все необходимое для его решения. Вы отправляетесь на неизвестную территорию для осуществления секретной миссии – сбора информации.
После возвращения, вы должны будете отчитаться о выполнении задания.
Соперники оценят вас по следующим критериям:
— правильность изложения материала;
-использование дополнительной информации;
— уважение к другой команде;
Время работы в команде – 15 минут. Время ответа – 5 минут.
Время пошло ! (Звучит музыка).
Учитель подходит к командам , консультирует.
Задание в конверте : «Найти материал о природе полуострова Таймыр, подготовить информацию согласно инструктивной карточки и рассказать».
1. Прочитать текст – параграф «Природные комплексы Восточной Сибири»
2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе ( сведения, приготовленные учителем) .
3. Оформить красочно выступление, создав образ территории ( использовать рисунки, выбрать только те иллюстрации, которые отражают природные особенности вашего природного комплекса ).
4. Подготовить рассказ о природе полуострова Таймыр.
Задание: «Найти материал о природе Якутии, подготовить информацию согласно инструктивной карточки и рассказать».
1. Прочитать текст – параграф «Природные комплексы Восточной Сибири»
2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе ( сведения , приготовленные учителем ).
3. Оформить красочно выступление, создав образ территории ( использовать рисунки, выбрать только те иллюстрации, которые отражают природные особенности вашего природного комплекса ).
4.Подготовить рассказ о природе Якутии.
Задание в конверте : «Найти материал о Минусинской котловине, подготовить информацию согласно инструктивной карточки и рассказать».
1. Прочитать текст – параграф –«Природные комплексы Восточной Сибири»
2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе ( сведения , приготовленные учителем ).
3. Оформить красочно выступление, создав образ территории( использовать рисунки, выбрать только те иллюстрации, которые отражают природные особенности вашего природного комплекса ).
4. Подготовить рассказ о Минусинской котловине.
Задание: «Найти материал о природе Алтая, подготовить информацию согласно инструктивной карточки и рассказать.»
1. Прочитать текст – параграф «Природные комплексы Восточной Сибири»
2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе ( сведения , приготовленные учителем ).
3. Оформить красочно выступление, создав образ территории ( использовать рисунки, выбрать только те иллюстрации, которые отражают природные особенности вашего природного комплекса ).
4. Подготовить рассказ о природе Алтая.
За две минуты до окончания срока учитель должен предупредить команды о том, что время заканчивается.
— Внимание! Время закончилось.
В процессе ответов каждый должен заполнять графы таблицы и анализируя образ территории , давать личную оценку каждому природному региону Восточной Сибири.
ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ Восточной Сибири
— Внимательно выслушав рассказы учащихся, отметьте нужную информацию в таблице.
— Проявляйте взаимоуважение и не перебивайте выступающих.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА –ориентир для ответа
Освоение и охрана природы
Стоит ли , по вашему, посетить данный район, и почему?
Вызывается 1 команда секретных агентов для отчета.
-Прочитайте ваше задание для остальных команд. Слушаем, какую информацию вы собрали.
Ответ команды по индивидуальному заданию, с показом по физической карте России.
— Вызывается 2 команда. Слушаем ваше задание.
Ответ команды по тому же плану.
— Вызывается следующая 3 команда.
— Вызывается 4 команда. Ваш отчет!
Подведение итогов, выставление оценок.
Спасибо за работу!
1 команда. Задание в конверте :
«Найти материал о природе полуострова Таймыр, подготовить информацию согласно инструктивной карточки и рассказать».
1. Прочитать текст – параграф «Природные комплексы Восточной Сибири»
2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе (сведения, приготовленные учителем).
3. Оформить красочно выступление, создав образ территории (использовать рисунки, выбрать только те иллюстрации, которые отражают природные особенности вашего природного комплекса ).
4. Подготовить рассказ о природе полуострова Таймыр.
Природа полуострова Таймыр.
Полуостров Таймыр – одна из наименее освоенных территорий России. Препятствием освоению служили горы Бырранга с ущельями и склонами, по которым рассыпаны нагромождения угловых камней. Кроме гор преградой является и озеро Таймыр, которое протянулось на 200 км, и плавание по нему на лодке опасно.
Главным препятствием к освоению севера Таймыра является отсутствие кустарникового топлива, которое использует коренное население тундры.
И по сей день Таймыр имеет стада диких оленей. На полуострове есть один из самых крупных в России Таймырский заповедник. Здесь не только охраняются естественные ландшафты, не измененные человеческой деятельностью, но и проведена акклиматизация овцебыков – животных тундры Северной Америки.
На лето в тундру прилетает огромное количество водоплавающих птиц: гусей, гаг, гагар, черных казарок и др. Здесь они выводят птенцов, а к осени, окрепнув, умножившись численно, улетают на места зимовок.
Горы Бырранга окутаны тайной неизвестности. Здесь до сих пор обитают снежные бараны – ровесники мамонтов.
Еще недавно считалось, что на Бырранге нет ледников. Но обнаружили и ледники на вершинах Бырранги. А первый ледник был обнаружен неожиданно на высоте 900 м. над уровнем океана, он так и назван был – Неожиданный. Может быть, это остаток того древнего ледника, который продвигался к югу, а затем растаял. А может быть это современный ледник, и он начало нового ледникового похода на юг? Выяснить это необходимо.
Если проехать по тундре с юга на север, то можно увидеть явное изменение ландшафтов от еловых или лиственничных лесков вдоль рек, которые сменят кустарниковая тундра из кустистой березы, ольхи, карликовых берез и ив. К северу меньше кустарников и на самых северных участках тундры мхи и лишайники, в которых прячется карликовая ива. На полуострове Таймыр даже тундры не доходят до берега океана, а меняются они на каменистые участки, покрытые накипными лишайниками. Часто поверхность не имеет никакой растительности – это арктическая пустыня.
Исследовать самый северный район России отваживались самые смелые первопроходцы. Многие экспедиции закончились трагически. Присутствие в экспедиции женщины тем более вызывает удивление и уважение. Мария Прончищева – жена руководителя третьего отряда Великой Северной экспедиции В.В. Прончищева (с 1733 по 1736 гг). Отряд исследовал побережье Северного Ледовитого океана от устья Лены до Хатангского залива и побережье полуострова Таймыр. В 1736 г. В.В. Прончищев тяжело заболел цингой и умер. Через 9 дней умерла от цинги Мария Прончищева. Их могилы находятся рядом. Нашел их в 1875 году геолог А.Л. Чекановский на берегу реки Оленек. В.В. Прончищеву было 33 года, а Марии 23 года. На берегу Прончищева на побережье моря Лаптевых есть бухта Марии Прончищевой
Задание: «Найти материал о природе Якутии, подготовить информацию согласно инструктивной карточки и рассказать».
1. Прочитать текст – параграф «Природные комплексы Восточной Сибири»
2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе ( сведения , приготовленные учителем ).
3. Оформить красочно свое выступление, создав образ территории ( использовать рисунки, выбрать только те иллюстрации, которые отражают природные особенности вашего природного комплекса ).
4.Подготовить рассказ о природе Якутии.
О природе Якутии.
Якутия – самая большая республика России. И самая холодная. Именно здесь находится Полюс Холода Северного полушария – Оймякон. Здесь в Оймяконской впадине температура опускалась до -71 С. Находится город Оймякон на Оймяконском нагорье на высоте 700 м над уровнем моря в долине реки Индигирки. Окружено нагорье Верхоянским хребтом и хребтом Тас-Кыстабыт. Зимой в котловину стекает холодный воздух, накапливается там и еще более охлаждается при антициклональной погоде. При подъеме вверх по склону хребта температура повышается. Явление это известно как инверсия.
Известный исследователь Северо-восточной Сибири Сергей Владимирович Обручев, будучи в Оймяконе, застал в 1926 году две деревянные церкви, юрту священника, здания школы и больницы, дом судьи и 4-5 юрт местных жителей. Сейчас Оймякон – город с десятками жилых домов, клубом, больницей, школой. Когда Обручев приехал в Оймякон в начале ноября, то столбик термометра показывал -42 С.
«В ноябре лютовали морозы. Ртуть в термометре замерзла, а спиртового термометра не было. »
Есть в Якутии поговорка: «В Якутии 11 месяцев зима, а остальное время – лето». Зима длинная, но человек переносит якутские морозы легче, чем тридцатиградусный мороз в Москве. Якутский мороз без ветра и не пронизывает до костей. Якуты всю зиму ходят в обычных валенках, полушубках, шапках. Слышно в мороз дыхание человека: водяной пар, мгновенно замерзая, опадает ледяной шуршащей пылью. Лето якутское длится с конца мая и до середины сентября. Погода бывает даже жаркой (до +35 С).
Зимой растения страдают от холода, а летом – от засухи. В Якутии есть участки степей с ковылем, лиственничная тайга. Другие хвойные породы не выдерживают ни холодов, ни вечной мерзлоты.
Реки в Якутии зимой взрываются. Это река, сдавленная с одной стороны толстым (до 2 м) льдом, а с другой – вечной мерзлотой, разрывает лед и выливается наружу, очень быстро застывая и образуя ледяной бугор – наледь.
Дорогами в Якутии являются реки. Летом они судоходны – Лена, Вилюй, Тунгуски, а зимой – это автодороги. По мощному льду движутся автомобили. Иногда, попадая в вырвавшуюся наружу воду, машина идет по льду, а колеса ее в воде. Но вода на морозе быстро превращается в лед, и тогда автомобиль замерзает в наледи.
Якутия – это алмазы, драгоценные минералы, которые добывают здесь в «кимберлитовых трубках». Указывает на трубку зеленоватого цвета порода – кимберлит. Откуда в Якутии, на древней Сибирской платформе алмазы, которые образуются при огромном давлении и высочайших температурах? Такие условия возникают при взрывах и связаны с излиянием лавы. В Якутии очень большие площади заняты разливами застывшей лавы, образовавшими ступенчатый рельеф – траппы. С траппами и связаны алмазные месторождения. Центр алмазодобычи – город Мирный.
Вечная мерзлота – причина образования цепочек термокарстовых озер. Их в Якутии очень много. Весной в цепочках озер течет талая вода, а летом они зарастают травой. Якуты называют их отуряхи – травяные речки.
Мерзлые грунты оттаивают за лето на 1-2 метра, а на севере до 50 см. Подземные воды залегают под слоем вечной мерзлоты очень глубоко, для снабжения населения водой приходится бурить скважины под мерзлоту. Влияет мерзлота и на строительство. Строители знают, что мерзлоту надо сохранять, «консервировать», иначе дома будут проседать и разрушаться.
Мерзлота способствует образованию бугров с ледяным ядром – булгунняхов. При замерзании грунтовых вод (если они близко к поверхности) лед вспучивает почву, образуя бугор – гидролакколит – а по-якутски – булгуннях. Булгунняхи могут испортить пашню. Население использует мерзлые грунты как естественные холодильники.
Задание в конверте : «Найти материал о Минусинской котловине, подготовить информацию согласно инструктивной карточки и рассказать».
1. Прочитать текст – параграф –«Природные комплексы Восточной Сибири»
2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе ( сведения , приготовленные учителем ).
3. Оформить красочно свое выступление, создав образ территории ( использовать рисунки, выбрать только те иллюстрации, которые отражают природные особенности вашего природного комплекса ).
4. Подготовить рассказ о Минусинской котловине.
Расположена на юге Восточной Сибири. Это межгорный прогиб. С востока он ограничен Восточным Саяном, с запада – Кузнецким Алатау, а с юга – Западным Саяном. На севере котловина закрыта хребтом Арга.
Рельеф в котловине не ровный, а с сопками, холмами и низкогорьями. Большая часть котловины имеет толстый слой лесса (лесс – осадочная горная порода от палевого до желто-коричневого цвета, пористая. Состоит из сцементированной известковистой пыли, тонкозернистого кварца и глины. Происхождение различно: эоловое (ветровое) от ледниковых потоков, при мерзлотном выветривании). На лессах формируются очень плодородные почвы – черноземы.
Природная зона в Минусинской котловине – степь и лесостепь. Почему степь, ведь вокруг – тайга? В котловину очень мало попадает влаги с океана, есть преграда влажному воздуху – хребты, да и расположена Минусинская котловина в центре материка, далеко от океанов. Зимой в котловинах Сибири наблюдается «перевернутая температура» — инверсия, т.е. повышение температуры с высотой. В условиях антициклональной погоды холодный воздух, стекая в котловину, застаивается, выхолаживается, и температура достигает до -40 -50 С.
Снега в Минусинской котловине выпадает мало. Сельские жители проводят снегозадержание и снегонакопление, чтобы весной в почве была влага. Лето в котловине очень теплое и даже жаркое и сухое. Растут здесь даже сады и бахчевые культуры. Сибирской Италией называют котловину за теплое лето. И не удивительно, ведь широта Минусинской котловины такая же, как в Среднем Поволжье.
Задание: «Найти материал о природе Алтая, подготовить информацию согласно инструктивной карточки и рассказать».
1. Прочитать текст – параграф «Природные комплексы Восточной Сибири»
2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе ( сведения, приготовленные учителем ).
3. Оформить красочно свое выступление , создав образ территории ( использовать рисунки, выбрать только те иллюстрации, которые отражают природные особенности вашего природного комплекса ).
4. Подготовить рассказ о природе Алтая.
Алтын – золотой. Алтай – золотые горы. Алтай – самые высокие горы Сибири. Высшая вершина г. Белуха, высота ее 4506 м.
Белуха! Величественная, белая, покрытая вечными снегами и льдом возвышается она над другими вершинами Катунских Белков. Белуха – двуглавая гора: вершины Восточная (4506) и Западная (4460). Сложена Белуха и окружающие ее хребты гнейсами и кристаллическими сланцами. Со склонов Белухи берут начало шесть крупных ледников, разбитых глубокими трещинами.
Белуха неприветлива. Черные отвесные скалы, трещины в ледниках, грохочущие лавины и камнепады внушали алтайцам страх. По алтайским легендам на вершине и в пещерах обитает злой дух, который карает каждого, кто приблизится к священной горе. Смотреть на Белуху и то опасно, можно разгневать злого духа Эрлика.
С Белухи берут начало горные реки. Одна из них – Катунь, является истоком «сибирской Амазонки» — реки Обь. Катунь и другие горные реки – бурные, порожистые, несутся они средь крутых скал, через мрачные ущелья по горным долинам. Склоны долины Катуни заросли тайгой из лиственниц, огромных пушистых кедров и елей.
Самое крупное и красивое озеро Алтая – Телецкое («Золотое озеро»). Образовано оно в тектоническом разломе. Наибольшая глубина озера – 325 м. Вода холодная и прозрачная. Озеро за лето нагревается настолько, что зимой почти не замерзает. Зимние бури бывают здесь часто, и они способствуют перемешиванию воды в озере.
Образовались Алтайские горы в палеозойскую эру, но позднее произошли расколы на глыбы, которые надвигались одна на другую в беспорядке. Горы долго разрушались. В начале кайнозойской эры Алтай представлял приподнятую сушу, чуть выше Западно-Сибирского моря. Росли тогда в этой местности дуб, граб, бук, секвойя, инкго: климат был теплый и влажный. В четвертичном периоде образовались крупные прогибы и складки, оледенение накрыло горы. В периоды межледниковья снова произошли тектонические движения, которые и привели к возрождению складчато-глыбовых гор. Широколиственные деревья погибли. Образовались грабены, в которых находятся озера Телецкое и Маркаколь.
Алтай имеет веерообразно расходящиеся от горного узла Табын-Богдо-Ола хребты.
Территория Алтая объявлена объектом всемирного природного наследия. Она включает Катунский государственный заповедник с природным парком «Белуха» и Алтайский государственный заповедник с водоохранной зоной Телецкого озера. Населения здесь практически нет. Хозяйственная деятельность запрещена. Уникальна природа Алтая. Южный Алтай имеет своеобразный набор ландшафтов от полупустынь и сухих степей, переходящих сразу в горно-тундровые ландшафты, т.е. на юге Алтая отсутствует лесной пояс.
Многообразна высотная поясность западного и северного Алтая. У подножья степи и лесостепи сменяются горной тайгой до высоты 12500 м – на севере, и до 2400 м – на юге. Тайга – темнохвойная – из ели, пихты, кедра. В засушливых участках встречаются леса из сибирской лиственницы- светлохвойные. Известный ученый, философ, художник Николай Рерих восхищался красотой Алтая, считая его духовным центром мира – «Шамбалой».
Урок по географии в 8-м классе «Жемчужина Сибири – озеро Байкал
Тип урока: изучение нового материала.
Цели и задачи урока:
Раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины уникальности;
Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал;
Рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения;
Развитие эмоционально-ценностной сферы каждого ребенка, познавательных способностей и качеств личности обучающихся;
Физическая карта России, карточки с заданиями для групп специалистов по изучению природы Байкала, тестовые задания для каждого обучающегося, таблички с названиями групп учащихся (историки, геологи, климатологи, гидрологи, ботаники и зоологи, экологи), словарь терминов, презентация “Жемчужина России – Байкал”, компьютер, мультимедийное оборудование, экран.
1. Организационный момент.
Мы продолжаем на уроках географии изучать особенности регионов нашей страны. И сегодня отправимся с вами в пояс гор юга Сибири, к удивительному озеру – жемчужине России – Байкалу (Показ по физической карте). На уроке вы познакомитесь с новыми терминами, обратите внимание на словарь ( Приложение 5 ). Некоторые термины вам уже знакомы, с некоторыми вы познакомитесь сегодня на уроке. А сейчас – отправляемся на Байкал!
1 блок – сообщение темы урока (СЛАЙД 1).
2. Постановка цели, задач урока.
— Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Что можно назвать жемчужиной? Когда так говорят? (о чем-то очень ценном, дорогом для нас).
3. Изучение нового материала.
2 блок – Байкал в цифрах.
4. Организация работы в группах.
— Действительно, сегодня мы с вами узнаем, в чем заключается уникальность озера Байкал. Для этого класс разделен на группы специалистов, целью работы которых будет изучение природы Байкала и его проблем (6 групп).
1 группа – историки.
2 группа – геологи.
3 группа – гидрологи (лимнологи).
4 группа – климатологи.
5 группа – зоологи и ботаники.
6 группа – экологи.
Все группы специалистов получают карточки — инструкции с программой изучения своей проблемы ( Приложение 1 ) и работают с материалами учебника, источниками дополнительной информации, картами в течение 5-7 минут. По окончании работы один человек от группы выступает с отчетом.
5. Работа в группах (5-7 минут).
Учащиеся самостоятельно распределяют вопросы между членами группы. Через 5-7 минут внутри групп начинается работа по подведению итогов изучения задания, т.е. готовится ответ по изучаемым вопросам.
Изучение нового материала (по блокам).
Слово предоставляется группам специалистов. Остальным учащимся предлагается сделать краткий конспект материала, записи с интересными данными (статистическими) о Байкале.
— Послушаем наших историков. Ответы учащихся 1 группы.
3 блок – история изучения Байкала (Страничка историческая).
Выступление группы учащихся-историков. (Приложение 3) СЛАЙДЫ 5,6 (Приложение 4).
4 блок – происхождение, геологическое строение Байкала (Страничка геологическая).
— Что вы узнали о происхождении и геологическом строении Байкала. Ответы учащихся 2 группы.
Байкал находится в очень древней котловине. Возраст озера – 15-20 млн. лет (другие озера обычно имеют возраст 5-15 тыс. лет). Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры (грабен), т.е. имеет тектоническое строение.
Глубокая котловина Байкала окаймлена живописными горными хребтами. (Приложения 3, 4) СЛАЙДЫ 7-10.
5 блок – вода Байкала
— В чем же состоит уникальность байкальской воды? Ответы учащихся 3 группы.
Озера изучает наука лимнология. Ученых, изучающих озера, называют лимнологами.
СЛАЙД 11 (Приложение 4).
Воды озера имеют сине-зеленый цвет и чрезвычайно прозрачны: в тихую погоду можно видеть лежащие на его глубине 10-15 м камни и заросли водорослей, а опущенный в воду белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40 метров. Наибольшую прозрачность она имеет весной после освобождения ото льда в открытом озере – 40 м, что намного больше прозрачности других озер. В это время байкальская вода бывает синего цвета. Летом же и осенью, когда в прогретой солнцем воде развивается масса мелких растительных и животных организмов, прозрачность её снижается до 8-10 м и цвет становится сине-зеленым и зеленым. Есть у воды ещё одно замечательное свойство: она пропускает солнечные лучи, необходимые для существования жизни. Кажется, совсем близко рыбка, однако не достать её, потому что она глубоко в воде. Наибольшая прозрачность достигает в озере 40 метров. Всем понятно, если вода прозрачная, значит – чистая! (Приложение 4).
Чистейшая и прозрачнейшая вода Байкала содержит так мало минеральных солей, что может использоваться вместо дистиллированной. Самая пресная вода на свете получается при таянии ледников. В такой “ледяной” воде растворенных солей содержится всего 20-40 мг на литр (в литре обычной воды – до 100 мг). Столь малая соленость делает воду лечебной.
Только на Байкале наблюдается интереснейшее явление — Байкальский лоск, когда в тихую погоду на поверхности озера, гладкой и блестящей, как туго натянутый синий шёлк, светло и празднично отражаются берега, прибрежные камни, горы, лес. СЛАЙДЫ 12-13 (Приложение 4).
Одна из древних легенд гласит, что в очень давние времена в этих местах жил суровый богатырь по имени Байкал. И было у него несколько сот сыновей и всего одна дочь – Ангара, самая красивая девушка на свете. Сыновья день и ночь трудились, не покладая рук. В горах топили снега и ледники, со всей округи собирали и гнали хрустальную воду в огромную котловину. И вот однажды услышала Ангара от странствующих певцов о том. Что за соседними горами проживает юный богатырь, красавец Енисей. Полюбила Ангара Енисея и сбежала из хрустального дворца со дна подводного царства, куда ее заключил строгий отец. Узнав о побеге, Разъяренный Байкал бросился в погоню, схватил огромную каменную глыбу и кинул ее в непокорную дочь, но промахнулся. С тех пор и лежит эта глыба у выхода реки из озера, называют ее сейчас Шаманским камнем. В конце концов прибежала Ангара к Енисею и обняла его, и потекли они вместе к студеному северному морю.
Так почему же вода в озере такая чистая и такая мягкая? В первую очередь потому, что Байкал собирает свои воды с большой, почти незагрязненной территории, покрытой густыми лесами. Кроме того, здесь достаточное количество осадков, умеренное испарение и большое поступление хорошо отфильтрованных грунтовых вод. Озерные берега сложены твердыми кристаллическими породами , при выветривании образующими песок и почти не дающими примесей в воду.
Специалисты по изучению озер – лимнологи – утверждают, что своей исключительной чистотой Байкал обязан главным образом микроскопическим растениям, которые выделяют в воду Байкала более 10 млн. тонн кислорода и создают за год около 4 млн. тонн органических веществ. Все это является основой питания мельчайших животных – зоопланктона.
К тому же у Байкала оказались свои “санитары” — рачки эпишура , которые больше нигде в мире не встречаются. Именно эти существа (тысяча таких малюток весит всего один миллиграмм) производят биологическую очистку байкальских вод. Они питаются микроорганизмами, вызывающими “цветение” воды.
Лед на Байкале СЛАЙД 15 (Приложение 4).
Благодаря трещинам во льду рыба на озере не гибнет от недостатка кислорода. Байкальский лёд, кроме того, очень прозрачен, и сквозь него легко проникают солнечные лучи. Поэтому в воде бурно развиваются планктонные водоросли, выделяющие кислород.
— Каков климат на Байкале? Ответы учащихся 4 группы.
6 блок – климат Байкала (Страничка климатическая).
Климат на Байкале умеренный резко континентальный. СЛАЙД 16 (Приложение 4).
Зима очень холодная – средняя температура января -24 С, а на побережье теплее градусов на десять: -14-17
С. А лето на берегах озера прохладнее (озеро поглощает тепло медленно и отдает, остывая, тепло байкальская вода), +15
С – средняя температура июля. Таким образом, воды озера заметно смягчают континентальность климата побережья. Самый теплый месяц на берегах озера – август, наиболее холодный – февраль.
Перепады температур и давления воздуха над озером и окружающими горными хребтами приводят к возникновению сильных ветров. В разных районах озера эти местные ветры имеют разное направление и называются по-разному: баргузин, или верховик, култук, сарма, ангара. В холодный сезон ветры дуют с суши на озеро, в теплый сезон – с озера на сушу. На Байкале ветры дуют с разных сторон. И каждый ветер имеет свое название. Самый знаменитый – баргузин. Он вырывается из долины реки Баргузин и дует вдоль Байкала по нескольку дней, гоняя темные валы. Особенно примечательна “сарма”, дующая осенью и зимой (из долины реки Сарма) в средней части озера со скоростью 40-50 метров в секунду.
Иногда на Байкале возникают бури, продолжающиеся несколько дней.
Эти ветры и штормы доставляют немало неприятностей судам и рыбакам. По числу штормовых дней Байкал превосходит Черное море.
На Байкале чаще солнечная погода. Зимой в котловине господствует антициклон.
Карта ветров СЛАЙД 17-18 (Приложение 4).
— В чем состоит уникальность органического мира Байкала?
Ответы учащихся 5 группы.
7 блок – Флора и фауна Байкала (Страничка о живых организмах Байкала)
Свыше 2500 видов животных, из них 82 % — эндемики.
Больше 1000 видов растений.
Более 50 видов рыб. СЛАЙДЫ 19-22 (Приложение 4).
По сравнению с другими водоёмами в Байкале и на его берегах обитает самое большое число животных и растений. Причём очень многих из них можно встретить только здесь. Байкал замечателен также своей уникальной флорой и фауной. Более 1300 видов различных животных и почти 600 видов водных растений обитают в его водах. Подобного разнообразия нет ни в каком другом озере. 82 % видов животных, обитающих в открытых водах озера, эндемичны , т.е. нигде кроме Байкала, не встречаются. Для озера особенно характерны байкальская нерпа, омуль, бычки-подкаменщики, глубинная живородящая рыбка голомянка; здесь насчитывается 300 видов инфузорий, 240 видов небольших рачков-бокоплавов, 84 вида различных моллюсков, 52 вида рыб – сиговых, лососевых, частиковых.
О рыбке голомянке (Приложение 3).
СЛАЙД 22 (Приложение 4).
8 блок – Страничка экологическая.
СЛАЙДЫ 23 — 25 (Приложения 3, 4).
Какие экологические проблемы возникли и требуют срочного решения?
В чем причины изменения природы озера Байкал?
Каковы пути решения проблем Байкала?
Какой статус имеет озеро в настоящее время?
Уникальное по своей природе озеро Байкал имеет живописные берега и острова. Озеро является рекреационным объектом Сибири. Чистый воздух, минеральные источники, чистая. Прозрачная вода озера привлекают множество туристов. Озеро Байкал с уникальным органическим миром может раскрыть многие тайны эволюции животных и растений. Озеро богато рыбными ресурсами, а хребты Прибайкалья имеют огромные запасы древесины – кедра, лиственницы, сосны. Кедр – это ценные орехи, масло кедровых орехов используется в медицине и в оптике, служит пищей для обитателей тайги и для человека.
В 1996 году Байкал был объявлен территорией Всемирного наследия ЮНЕСКО. В Байкальском регионе 5 заповедников, 3 национальных парка, 25 заказников, более 200 памятников природы и других уникальных объектов. СЛАЙД 26 (Приложение 4)
Необходимые природоохранные мероприятия: СЛАЙД 27 (Приложение 4).
Первичное закрепление изученного.
Тест “Проверь себя” СЛАЙДЫ 28-33 ( Приложения 2 , 4).
Дополнительный материал (подведение итогов изучения нового) СЛАЙД 36.
Почему Байкал называют “озером чудес”?
В чем неповторимость озера Байкал?
Что в нем удивительного, такого, чего нет в обычных озерах?
А чем удивительна Ангара? Почему ее называют “дочерью Байкала”?
Каков климат вокруг Байкала?
Какими природными ресурсами славится бассейн озера?
Какую роль играют леса в сохранении чистоты вод Байкала?
Какие меры предпринимаются для сохранения Байкала и рационального использования его ресурсов?
Какая река приносит наибольшее количество воды в озеро?
Что сейчас происходит с озером Байкал?
Какие бедствия и почему происходят с его водами, как меняется климат вокруг него?
Почему создана комиссия по охране Байкала?
Почему общественность решительно выступает за сохранение природы Байкала?
Назовите признаки, характеризующие Байкал как озеро тектонического происхождения.
Какие меры вы бы предложили для уменьшения загрязнения озера?
— В чем же уникальность Байкала? ( Происхождение озера, глубина, чистота, прозрачность и состав воды, органический мир, живописные берега ).
Сохраним жемчужину – Байкал! СЛАЙДЫ 34-35 (Приложение 4).
— Что вы узнали нового? Что понравилось?
Домашнее задание: параграф 39, вопросы.
Байкал в цифрах
Максимальная глубина – 1637 м, средняя глубина – 731 м. Это самое глубокое в мире озеро. Если бы ты решил измерить эту глубину, тебе бы понадобился шест размером в 3 Останкинские телебашни.
В Балтийском море, например, самая большая глубина – 460 метров.
Байкал – одно из крупнейших озер на Земле. Длина его – 636 км, что равно расстоянию от Москвы до Санкт-Петербурга, максимальная ширина – 79,4 км, площадь – 32 500 км². На его водной глади могло бы разместиться целое государство, такое, например, как Бельгия.
Длина береговой линии – более 2000 км.
Объем воды Байкала равен 23,6 тыс. км³, что в 95 раз больше водной массы Азовского моря.
Местные жители называют озеро морем. Объем воды равен объему воды всего Балтийского моря или всех пяти североамериканских Великих озер.
В Байкале сосредоточено 20 % мировых запасов пресной воды и более 4/5 запасов воды нашей страны.
Площадь водосбора – около 570 тыс. кв.км (соизмерима с площадью Франции).
Количество мысов – 174 (по данным И.Д.Черского).
Первым исследователем, который оставил для потомков «Чертеж Байкала и в Байкал падучих рек», а также сведения о рыбах озера и пушных зверях прибрежной тайги, считают землепроходца Курбата Иванова. Он в 1643 г. с группой казаков и промышленных людей достиг западных берегов Байкала и открыл остров Ольхон. Окончательно укрепились русские на Байкале после основания Иркутска в 1661 году. В XVIII веке Иркутск стал центром освоения русскими Восточной Сибири. В записях «Житие протопопа Аввакума» содержатся интересные сведения об озере. Протопоп Аввакум был сослан в Забайкалье и был на озере в 1656 году.
Байкал изучали: И.Д.Черский, И.Г. Гмелин, Л,С. Берг, П.С.Паллас, В.А. Обручев, Жак Ив Кусто совершал изучение вод озера с помощью подводных спускаемых аппаратов (тарелок).
Об этом знаменитейшем озере сложено множество легенд и сказаний, песен и стихов.
«Славное море – священный Байкал». Морем называется озеро в знаменитой песне, морем называли его и русские первооткрыватели, вышедшие к его берегам ещё в первой половине XVII века. Современное название «Байкал» получилось, по-видимому, от тюркских слов «бай» и «куль» — «богатое озеро» или «озеро озер».
Одним из бесценных сокровищ Байкала являются петроглифы (фото), которые свидетельствуют о культуре народов каменного века. Самые древние петроглифы относятся к 2-4 тысячелетию до н.э. Фигуры выполнены точечной набивкой, процарапаны на скалах.
Как образовалась озерная котловина?
Байкал считается древнейшим озером в мире. Тайну возникновения водной массы в ней уже триста лет разгадывают ученые, но многое еще остается неясно. Совпадают мнения геологов в одном: озеро находится и теперь в зоне активной тектонической деятельности. Как и миллионы лет назад, продолжается движение земной коры, о чем свидетельствуют происходящие в зоне озера землетрясения и многочисленные источники горячей воды на байкальских берегах. Формирование впадины продолжается. Так как дно Байкала опускается. В рифтовой зоне блоки земной коры растекаются, удаляясь друг от друга. А первоначально котловина образовалась в результате прогиба земной коры, сопровождающегося разломами. Примерно 20-25 млн. лет назад в этом районе существовали мелководные озера – остатки огромного древнего исчезнувшего моря. Позднее здесь неоднократно происходили интенсивные тектонические движения, сопровождавшиеся сбросами и разломами, вулканической деятельностью и землетрясениями. В Прибайкалье возникли горные хребты. А котловины между ними в начале четвертичного периода оказались заполненными водами Байкала.
Максимальная глубина – 1637 м, средняя глубина – 731 м. Это самое глубокое в мире озеро. Причина большой глубины озера в его происхождении (тектонический разлом). Несмотря на то, что возраст озера очень древний, на территории котловины и его берегов до сих пор происходят движения земной коры. Землетрясения наблюдаются до настоящего времени. Буряты были свидетелями сброса части побережья озера. Образовался залив Провал. Землетрясение было силой в 9 баллов.
Тектонические процессы вокруг Байкала продолжаются до сих пор. Здесь происходят сильные землетрясения, поднимаются и опускаются байкальские берега. Во время землетрясения в январе 1862 г. часть дельты реки Селенги ушла под воду, и на этом месте образовался Провал – новый залив озера глубиной 5-7 м. За последние десятилетия село Усть-Баргузин два раза переносили дальше от наступающих вод.
О рыбке голомянке
Эндемиком Байкала является рыбка голомянка – розовая, отсвечивающая перламутром, с плавниками, напоминающими крылья тропических бабочек. Рыбка эта удивительна во многих отношениях. На свету сквозь ее тонкую кожу, лишенную чешуи, и слой жира просвечивает скелет. Ее длина меньше карандаша, а весит она всего 50 г. Гигантские грудные плавники, закрывающие половину тела, прозрачны полностью. У голомянки довольно большой рот, а открытая пасть в полтора раза превосходит ширину тела. Она не гоняется за добычей, как большинство ее собратьев, а просто «парит» в водных слоях с широко разинутым ртом и питается тем, что туда попадает. Жир составляет до 44 % веса большой голомянки. Именно жир придает ей плавучесть – ведь голомянка уникальна ещё и тем, что лишена плавательного пузыря, благодаря которому другие рыбы держатся в воде и не тонут. В голомянке содержится так много жира, что мертвая она не тонет, а плавает на поверхности. В прошлом жители Байкала собирали мертвую голомянку и вытапливали из нее жир, который использовали для освещения и как лечебное средство. Голомянка относится к редким живородящим видам рыб. В период размножения рыбки выбрасываются на поверхность озера. Перепады давления разрывают тонкую кожицу на рыбьем брюшке. И оттуда появляются маленькие живые детеныши. Вместо икры она приносит до семи тысяч крошечных мальков. Значение этой уникальной рыбки для Байкала огромно. Вся глубоководная толща озера населена голомянками. Их общая биомасса больше, чем биомасса всех остальных рыб вместе взятых. Эти рыбки являются объектами питания омуля, нерпы, их молодью питаются другие рыбы.
Принято много постановлений правительства по рациональному использованию природных ресурсов и охране природы в бассейне Байкала, налаживается очистка промышленных и бытовых стоков, поступающих в озеро. В 1999 г. принят даже специальный закон о Байкале.
1. Сток воды из Байкала происходит только через одну реку – Ангару. На Ангаре и Енисее построен каскад крупных гидроузлов. Строительство плотины Иркутской ГЭС на Ангаре вблизи Байкала превратило озеро в крупнейшее водохранилище мира. При этом средний уровень Байкала поднялся на 1 м. Это привело к смыву грязи с берегов озера, к помутнению воды.
2. Значительно большую угрозу представляет деятельность промышленных предприятий на берегах Байкала. Главным загрязнителем является Байкальский целлюлозный комбинат. Для того, чтобы сохранить красоту и чистоту озера, приняты определенные меры. Вокруг него установлена водоохранная зона, ограничена вырубка леса, улучшается очистка сточных вод, налажена охрана редких видов животного мира, таких, как нерпа, омуль и др. Но всего этого недостаточно, потому что даже самые совершенные методы очистки не устраняют загрязнения. Чтобы сохранить Байкал, прежде всего необходимо полностью прекратить сбрасывать в него любые сточные воды, что при современном развитии науки и техники является вполне разрешимой задачей.
В начале 60-х годов 20 века на южном берегу озера началось строительство Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК). По этому поводу развернулась горячая дискуссия. Многочисленные научные экспедиции отправлялись на Байкал с целью выяснить, как повлияет далеко не безупречное с экологической точки зрения производство на уникальную природу озера. Газеты обсуждали возможность создания «чистых» технологий целлюлозно-бумажного производства. В 1970 г. даже был снят художественный фильм «У озера» (режиссер С.А.Герасимов), герои которого настойчиво искали компромисс между необходимостью строительства комбината и желанием сохранить удивительный мир Байкала.
В результате ЦБК все-таки был построен. Его стоки, а также стоки Селенгинского целлюлозно-картонного комбината на реке Селенге содержат фенолы, хлориды, сульфаты, взвеси. В районе Байкальского ЦБК зона загрязнения озера распространилась на 10 км² и более, площадь загрязненного участка дна составляет 70 км² (1994 г.).
Селенга несет в Байкал стоки города Улан-Удэ. В водах реки обнаружена повышенная концентрация фенолов, а содержание нефтепродуктов превышает ПДК в 3-15 раз.
Пока ещё природная система озера справляется с поступающими в него загрязняющими веществами. Для того, чтобы защитить бассейн Байкала, озеро с прилегающей водосборной территорией включено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
3. В тайге прибайкальских хребтов, как и в Забайкалье, ведутся лесозаготовки, объем которых увеличился в связи со строительством на Байкале целлюлозно-бумажных комбинатов. Освоение природных ресурсов бассейна Байкала привело к ухудшению качества воды этого уникального озера.
Источник