Тест по истории Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад 6 класс
Тест по истории Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад 6 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом по 6 заданий.
Вариант 1
А1. Арабы изначально населяли территорию
1) Аравийского полуострова
2) Средней Азии
3) Палестины
4) Индии
А2. Причина успеха завоевательных походов арабов
1) низкий уровень культуры покоренных народов
2) внутренняя слабость завоеванных стран
3) отсутствие конницы у других государств
4) заключение союза с венграми
А3. Графы в государстве франков в VI в. выполняли те же обязанности, что в арабском государстве
1) кади
2) эмиры
3) халифы
4) бедуины
А4. Одна из главных обязанностей мусульманина
1) занятие земледелием
2) почитание Бога Яхве
3) занятие ростовщичеством
4) паломничество в Мекку и Медину
А5. В основе мусульманского вероучения лежит требование
1) покориться воле Бога
2) отказаться от мирской жизни
3) отказаться от ношения оружия
4) мстить за смерть близких
В1. Установите соответствие между понятием и определением.
ПОНЯТИЕ
А) Коран
Б) шариат
В) Кааба
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1) правила поведения для мусульман
2) главная священная книга мусульман
3) храм — главная святыня арабов
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Вариант 2
А1. Главное занятие арабов-бедуинов
1) разведение верблюдов
2) выращивание винограда
3) земледелие
4) торговля
А2. Объединение арабских племен было ускорено
1) развитием земледелия
2) принятием христианства
3) борьбой с внешними врагами
4) созданием империи Карла Великого
А3. Общим в истории империи Карла Великого и Арабского халифата было то, что
1) глава государства одновременно являлся главой церкви
2) оба государства распались на отдельные части
3) оба государства вели войны с норманнами
4) оба государства были завоеваны варварами
А4. Началом мусульманского летоисчисления является
1) 1 г. н. э.
2) 500 г.
3) 622 г.
4) 630 г.
А5. В результате принятия ислама арабы
1) стали поклоняться иконам
2) расширили торговлю с Византией
3) разрушили главную святыню — храм Кааба
4) прекратили междоусобные войны и объединились
В1. Установите соответствие между датой и событием.
ДАТА
A) 610 г.
Б) 622 г.
В) 630 г.
СОБЫТИЕ
1) первые выступления Мухаммеда с проповедями
2) бегство Мухаммеда из Мекки в Медину
3) подчинение Мекки Мухаммедом
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответы на тест по истории Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад 6 класс
Вариант 1
А1-1
А2-2
А3-2
А4-4
А5-1
В1. А2 Б1 В3
Вариант 2
А1-1
А2-3
А3-2
А4-3
А5-4
В1. А1 Б2 В3
Источник
Тест по истории Средних веков Возникновение ислама для 6 класса
Тест по истории Средних веков Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад для 6 класса с ответами. Тест представлен в двух вариантах, в каждом по 6 заданий.
Вариант 1
A1. Арабы изначально населяли территорию:
1) Аравийского полуострова
2) Средней Азии
3) Палестины
4) Индии
А2. Причина успеха завоевательных походов арабов:
1) низкий уровень культуры покоренных народов
2) внутренняя слабость завоеванных стран
3) отсутствие конницы у других государств
4) заключение союза с венграми
А3. Графы в государстве франков в VI в. выполняли те же обязанности, что в арабском государстве:
1) кади
2) эмиры
3) халифы
4) бедуины
А4. Одна из главных обязанностей мусульманина:
1) занятие земледелием
2) почитание Бога Яхве
3) занятие ростовщичеством
4) паломничество в Мекку и Медину
А5. В основе мусульманского вероучения лежит требование:
1) покориться воле Бога
2) отказаться от мирской жизни
3) отказаться от ношения оружия
4) мстить за смерть близких
В1. Установите соответствие между понятием и определением.
Понятие
А) Коран
Б) шариат
В) Кааба
Определение
1) правила поведения для мусульман
2) главная священная книга мусульман
3) храм — главная святыня арабов
Вариант 2
A1. Главное занятие арабов-бедуинов:
1) разведение верблюдов
2) выращивание винограда
3) земледелие
4) торговля
А2. Объединение арабских племен было ускорено:
1) развитием земледелия
2) принятием христианства
3) борьбой с внешними врагами
4) созданием империи Карла Великого
А3. Общим в истории империи Карла Великого и Арабского халифата было то, что:
1) глава государства одновременно являлся главой церкви
2) оба государства распались на отдельные части
3) оба государства вели войны с норманнами
4) оба государства были завоеваны варварами
А4. Началом мусульманского летоисчисления является:
1) 1 г. н. э.
2) 500 г.
3) 622 г.
4) 630 г.
А5. В результате принятия ислама арабы:
1) стали поклоняться иконам
2) расширили торговлю с Византией
3) разрушили главную святыню — храм Кааба
4) прекратили междоусобные войны и объединились
В1. Установите соответствие между датой и событием.
Дата
A) 610 г.
Б) 622 г.
В) 630 г.
Событие
1) первые выступления Мухаммеда с проповедями
2) бегство Мухаммеда из Мекки в Медину
3) подчинение Мекки Мухаммедом
Ответы на тест по истории Средних веков Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад для 6 класса
Вариант 1
А1-1
А2-2
А3-2
А4-4
А5-1
В1. А2 Б1 В3
Вариант 2
А1-1
А2-3
А3-2
А4-3
А5-4
В1. А1 Б2 В3
Источник
Арабы в VI – XI веках. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс.
Арабы в VI – XI веках. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс.
Вопросы
Задай свой вопрос по этому материалу!
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
1. Аравия до ислама.
Природа и население Аравии в средние века. |
Огромный полуостров Аравия, площадь которого равна 3 млн кв. км, т. е. примерно четвертой части Европы, и примыкающие к нему районы Сирийской пустыни с древнейших времен были заселены арабами.
Социально-культурный и экономический уровень развития различных областей этого региона был неодинаков.
Природные условия Аравии определили деление ее населения на оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов. На юге, в Йемене, где были значительные водные ресурсы, еще в I тысячелетии до н, э. сложиласьразвитая земледельческая культура, опиравшаяся на сложную систему ирригации. Но кочевники-скотоводы (бедуины) составляли основное население полуострова.
Племена бедуинов в VI—VII вв. переживали процесс разложения первобытно-общинного строя. У них выделялась племенная знать, владевшая крупными стадами и пытавшаяся присвоить общинные пастбища. Появились и зависимые бедные люди, вынужденные работать на своих богатых сородичей.
Хотя связь с родом и племенем оставалась еще достаточно крепкой; социальное расслоение порождало рост противоречий внутри племен. Уровень развития и имущественное положение отдельных племен также были различными.
Значительное распространение у арабов получило рабство. Рабами, как правило, были чужеземцы, преимущественно из Африки. Рабы использовались и в скотоводческих хозяйствах, и у оседлого населения. Однако рабский труд не был в этот период основой экономического строя.
Среди арабов были также и жители городов, самые крупные из которых возникали в оазисах на старинном торговом пути из Византии в Африку и Индию, который шел вдоль Красного моря. По ним купцы провозили товары из глубин Азии на Запад. Самым крупными были города Мекка и Ясриб. В Мекке каждую весну проводились ярмарки.
Аравийские бедуины. |
Вместе с купеческими караванами в Аравию из других стран проникали философские и религиозные идеи. Арабы были хорошо знакомы со священными книгами иудеев и христиан. Среди жителей городов было немало приверженцев этих религий. Однако большинство арабов оставались язычниками, каждое племя имело своего бога-покровителя. Главным святым местом для всех арабов был старинный храм Кааба («куб»), располагавшийся в центре Мекки, которая уже тогда была религиозным центром Западной Аравии. Ключами от Каабы владело жившее в Мекке племя курейш. Этот храм связан с упавшим с неба на землю камнем, которому поклонялись с древних времен, и с культом бога племени курейш — Аллаха (от араб. илах — «хозяин»). Внутри и вокруг святилища арабы-язычники поставили 360 идолов.
Среди бедуинов не было единства: множество племен и родов вели между собой вражду из-за пастбищ. Племенные вожди из богатых родов возглавляли набеги, выбирали места для кочевий, разбирали ссоры между соплеменниками. Рабы-пленники работали на них.
В конце VI в. Иран захватил южную часть Аравии, позднее на севере полуострова укрепилась Византия. Торговля быланарушена, бедуины лишились доходов от караванной торговли, а племенная вражда еще более ухудшала положение. Объединение разоренных арабских племен, к тому же поклонявшихся разным богам, стало насущной необходимостью, потому что только вместе арабы могли противостоять завоевателям.
Явно определялась необходимость введения единобожия и сплочения на этой основе арабских племен.
2. Мухаммед. Рождение ислама.
Пророк Мухаммед. Французская гравюра. 17 в. |
Стремление преодолеть племенную разобщенность и создать единое Арабское государство выражалось в тот период впроведении поклонения единому богу, в преодолении староарабского политеизма. В Мекке таким проповедником сталМухаммед (570-632) происходивший из бедного рода Хашмитов племени курейш.
Новая религия — ислам, или мусульманство, возникла по преданию около 610 г. Однако в Мекке она не встретила широкойподдержки. Мекканская знать опасалась, что новая религия приведет к падению культа святилищ Каабы, а это могло бы повредить политическому влиянию Мекки и ее торговым связям с арабскими племенами. Последователи Мухаммеда подвергались преследованиям, что вынуждало их переселиться в оазис Ясриб (Медину). Переселение, по преданию, произошло в 622 г. Год переселения (по-арабски «ходжа») был принят впоследствии за начальную дату мусульманского летоисчисления.
В Медине Мухаммед нашел благоприятную почву для распространения новой религии и своего политического влияния. Арабские племена Медины были враждебно настроены по отношению к верхушке мекканских курейшитов, и потом они были готовы поддержать проповедника единобожия, который враждовал с их врагами. Во главе с Мухаммедом они началивооруженную борьбу с Меккой, нападая на ее торговые караваны. В ходе этой борьбы многие племена Аравии, враждебно настроенные по отношению к мекканским ростовщикам и купцам, стали действовать совместно с мусульманами.
Явление архангела Джабраила Мухаммеду. |
Борьба продолжалась до 630 г., когда после долгих переговоров Мухаммед заключил с мекканской верхушкой соглашение, по которому мекканцы обязались признать религиозную и политическую власть Мухаммеда и принять его учение — ислам. Для себя же они добились признания Мекки религиозным центром, а Каабы — главным святилищем ислама.
Причина подобного отношения курейшитов Мекки к новой религии и ее пророку заключалось в том, что ислам к этому времени стал политической силой, способной объединить Аравию. Мекканская купеческая верхушка решила использовать эту силу всвоих интересах и возглавить объединение Аравии под лозунгом обращения всех арабов в ислам.
Полное объединение Аравии и обращение (во многих случаях чисто внешне) ее населения в ислам произошло уже после смерти Мухаммеда, в правление его ближайших преемников — первых двух халифов.
Первым халифам пришлось вооруженным путем подавлять вспыхнувшие во многих районах Аравии сепаратистские мятежи, возглавлявшиеся лжепророками. Эти восстания отражали социальные противоречия в арабском обществе между рядовыми членами племен и феодальной знатью. Восстания были подавлены, но острые социальные противоречия были просто загнаны внутрь.
Наилучшим средством примирения массы арабов, особенно бедуинов, с новым государством и исламом была политика широких завоеваний, сулившая новые земли и богатую военную добычу. Именно в этом направлении и начали действовать первые халифы.
Во внутренней же жизни мусульман важную роль стал играть шариат — комплекс правил и установлений, предначертанных самим Аллахом и потому неизменных. Шариат включает в себя религиозные, нравственные, юридические, бытовые правила, которыми должен руководствоваться последователь ислама в своей жизни. Согласно Корану государство не нуждается в иных законах и правилах, кроме записанных в Коране. Коран запрещал ростовщичество, воровство, употребление вина, разрешал многоженство.
Переплет Корана — священной книги мусульман. |
Таким образом, возникновение мира ислама относится к VII в. В Средние века он включил в себя многие страны и народыАзии, Африки и Европы и стал реально соперничать с другими мировыми религиями.
3. Образование Арабского халифата в период раннего средневековья.
Так случилось, что окончательное объединение Аравии в единое государство и образование Арабского халифата произошлопосле смерти пророка Мухаммеда. Еще при его жизни начались завоевательные походы арабов.
Их противниками стали могущественные державы — Византия и Иран. Арабы разгромили и подчинили себе Иран, захватили принадлежавшие Византии Сирию, Палестину и Египет, а священный для иудеев, христиан и мусульман Иерусалим во избежание возможных при штурме разрушений религиозных святынь сдался им добровольно.
Священный камень Кааба в Мекке. |
До начала VIII в. арабские завоеватели оставляли в покоренных странах местные порядки. В ходе завоеваний значительная часть арабов переселилась на новые, более привлекательные места. Часть из них перешла к оседлому образу жизни, другие оставались кочевниками.
Огромные завоевания и богатая военная добыча способствовали еще большему расслоению и углублению социальных противоречий в арабском обществе. Особенно это стало ощущаться при третьем халифе — Османе, который вместе со своим окружением, принадлежавшим к мекканскому роду Омейядов, порвал с прежними военно-демократическими порядками и стал проводить политику в интересах арабской аристократии.
4. Сунниты. Шииты. Хариджиты.
Это вызвало недовольство в низах арабского общества. В оппозицию к Омейядам встали также многие враждебные им феодальные семейства. Недовольные группировались вокруг Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда, женатого на его дочери Фатиме. Сторонников Али стали называть шиитами (шиа по-арабски «группа», «партия»). Первоначально шииты были лишь политической группировкой и только впоследствии превратились в особое религиозное течение в исламе.
Главное требование шиитов сводилось к тому, что титул халифа должен перейти к зятю пророка Мухаммеда—Али и затем наследоваться его потомками Алидами. Своих приверженцев Али приобрел и в завоеванных арабами областях. В конце концов в 656 г. халиф Осман был убит восставшими шиитами. По их же требованию четвертым халифом был избран Али.
Мечеть Омейядов в Дамаске. 8 век. |
Аристократическая верхушка, в том числе род Омейядов, отказалась признать Али. В результате началась гражданская война, в которой поддержка народа была на стороне нового халифа.
Однако сам Али действовал очень нерешительно, и, разочаровавшись в своем вожде, часть его бывших сторонников покинула халифа. Отошедшая от Али группировка получила название хариджиты («ушедшие»).
Хариджиты выступили за возвращение к «первоначальному исламу», под которым понимали
- строй социального равенства,
- общее владение землей,
- равный раздел военной добычи.
Они требовали, чтобы халиф выбирался всеми мусульманами. Впоследствии они также составили особую секту.
Сторонники же официального «первоначального» течения в исламской религии назывались суннитами.
Сунниты признавали в качестве Священной книги не только Коран, но и Сунну — Священное Предание, рассказ о становлении ислама, включавший в себя и собрание рассказов из жизни Мухаммеда и первых халифов.
После убийства Али власть в стране захватили халифы из рода Омейядов, опиравшиеся на суннитов. Основателем династии Омейядов стал халиф Муавия I, которому удалось сделать власть халифов наследственной.
5. Арабские завоевания в VIII веке.
Арабские завоевания. Схема. | Арабские завоевания. Карта. |
В начале VIII в. в Северной Африке они подчинили себе племена берберов и обратили их в ислам.
В 711 г. арабы переключились на Европу, на Пиренейский полуостров и завоевали почти полностью королевство вестготов (Испанию). Но в дальнейшем при столкновении с франками в 732 г. арабы были отброшены на юг.
На востоке они подчинили народы Закавказья и Средней Азии, сломив их упорное сопротивление. Завоевав затем Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию. Они не раз осаждали Константинополь, но взять его не смогли.
6. Распад халифата.
Кордовский халифат в 8 — 10 веках. |
Исторический центр в Кордове. |
Все немусульмане в халифате были обложены высокими налогами и должны были содержать за свой счет армию.
Жители завоеванных стран
- не имели права носить оружие,
- должны были отличаться от арабов одеждой,
- ездить верхом только на мулах,
- им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман.
В VIII-IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивало силы халифата.
Чтобы успешно подавлять народные восстания, один из халифов приказал набрать войско среди пленных тюрок — жителей Средней Азии. Из них была создана преданная халифу гвардия. Но позднее начальники гвардии приобрели такую власть, что по своей воле возводили на престол и свергали халифов.
Наместники-эмиры стали передавать по наследству свои должности вместе с полученными в управление провинциями. Опираясь на собственные военные силы, они отказывались повиноваться халифу и становились независимыми правителями.
В середине VIII века один из противников халифа захватил власть в Кордове. Образовалось самостоятельное арабское государство в Испании — Кордовский эмират (с X века — Кордовский халифат).
В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет и другие провинции в Северной Африке, Средняя Азия, Иран, Афганистан.
Под властью багдадского халифа осталась лишь Месопотамия. Но и ее подчинила правившая в Иране династия.
К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоевана турками-сельджуками, пришедшими изСредней Азии. В 1055 году они захватили Багдад. Правитель турок-сельджуков был коронован халифом и получил от него титул султана.
К занятию прикреплены файл » Это интересно! » и файл «Тест». Вы можете скачать файлы в любое удобное для вас время .
Источник