Меню

Группа по работе с почвой

Совместная опытно – экспериментальная деятельность для детей старшей группы. Тема «Почва»
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Цель:

  • Через экспериментальную деятельность познакомить детей с составом почвы.
  • Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода.
  • Показать значение почвы для растений и живых организмов.
  • Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
  • Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение.
  • Воспитывать в детях партнерские отношения при работе.
  • Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
  • Приобщать детей к умению обследовать объект с помощью экспериментирования.
  • Воспитывать интерес к объектам живой и неживой природы.

Скачать:

Вложение Размер
97647_52245.docx 21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная опытно – экспериментальная деятельность

для детей старшей группы.

  • Через экспериментальную деятельность познакомить детей с составом почвы.
  • Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода.
  • Показать значение почвы для растений и живых организмов.
  • Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
  • Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение.
  • Воспитывать в детях партнерские отношения при работе.
  • Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
  • Приобщать детей к умению обследовать объект с помощью экспериментирования.
  • Воспитывать интерес к объектам живой и неживой природы.

Ход совместной деятельности

Воспитатель рассматривает лэпбук «Почва»

Воспитатель: Ребята, в нашей папке появилась новая загадка, послушайте.

«Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок». Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется? Это земля, или почва.

Мы с вами уже проводили опыты с почвой. Помните? А я вот ещё много чего знаю о ней, и хочу предложить вам сейчас провести несколько опытов с почвой. Вы согласны? А кто проводит опыты? ( Учёные) . Давайте представим, что мы с вами настоящие учёные.

А хотите, мы продолжим опытно-экспериментальную работу и узнаем еще много интересного о свойствах и составе почвы Но для этого, нам нужно оборудовать то место, где будут проходить наши опыты. А как оно называется? (Лаборатория)

Мы проведём 3 опыта с землёй. Для этого нам понадобятся 3 стола. Как вы предлагаете расставить их в нашей лаборатории?

Но перед тем, как начать работу, давайте вспомним какие правила вы должны выполнять для успешной работы?

1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь ни кому не мешая .
2.Нельзя ничего брать без разрешения педагога.
3.Аккуратно обращаться с посудой.
4.Советоваться друг с другом
5. Поддерживать порядок на рабочем столе.
(Опыты показывают дети, воспитатель координирует работу детей)

Для первого опыта нам понадобиться белые листы бумаги, мерные ложки, лупы, и земля

Цель: определение цвета и состава почвы.

1. Положи мерную ложку почвы на белый лист бумаги.

2. Разровняй слой почвы на бумаге мерной ложечкой.

3. Рассмотри, какого цвета почва, каков её состав (под лупой). 4. Сделай вывод.

Воспитатель : Давайте рассмотрим почву, какого он цвета? что вы еще увидели в почве?

Дети : Почва имеет тёмный цвет. В почве есть маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев, останки насекомых.

Для второго опыта нам понадобятся пластиковые стаканчики, ложки и вода.

Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.

1. Возьми комочек почвы.

2. Брось её в стакан с водой

3. Наблюдай, что происходит.

Воспитатель: Что вы увидели?

Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.

Воспитатель : Какой вывод можно сделать?

Дети : В почве есть воздух.

Воспитатель: Вы правильно заметили, что в почве есть воздух

Нам понадобиться: лист белой бумаги, ложка.

Цель: определение состава почвы на наличие в ней воды.

1. Возьми лист бумаги.

2. Насыпь на неё немного почвы.

3. Придави её плотно к бумаге.

4. Стряхни почву.

5. Наблюдай, что произошло.

Воспитатель: Что вы увидели на бумаге?

Дети: На бумаге осталось небольшое влажное пятно.

Воспитатель: Делаем вывод.

Дети: В почве есть вода.

Воспитатель : Откуда же она берется в почве? (ответы детей )

Дети: вода попадает в почву, когда идет дождь

Воспитатель : Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит….. там можно жить. Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете? Кто живет под землей?

Дети : червяки, муравьи, крот, полевая мышь, землеройка, слепыш. И живётся им там очень комфортно. Потому что там их дом, а они подземные жители.

Воспитатель : Спасибо, вам ребята за хорошую работу. Сегодня вы были настоящими учёными, и хорошо сотрудничали все вместе в нашей научной лаборатории.

Но я хочу рассказать вам ещё о некоторых волшебных свойствах почвы. Мы знаем, что почва плодородная, и ещё в ней можно жить. Оказывается, почва способна растворять и уничтожать.

Для данного эксперимента нам понадобятся : 4 прозрачные ёмкости с крышками, почва, вода, 4 вида отходов: бумага, металл (кнопки, скрепки, пластик (мы взяли стаканчик из-под йогурта), пищевые отходы (кусочки яблока)

Наполняем ёмкости почвой наполовину, в каждую ёмкость кладем свой вид отходов. Засыпаем ёмкости до конца и увлажняем почву. Закрываем плотно крышками, и рисуем маркировку

Эксперимент длительный, рассчитан на год, В течение этого времени, мы периодически будем заглядывать в наши баночки, и наблюдать, что происходит с отходами. Поэтому опыты в нашей лаборатории не заканчиваются. Они будут продолжаться. А сейчас я предлагаю всем желающим зарисовать схематически наши опыты и так же поместить их в нашу папку — лэлбук.

Источник

Конспект занятия ОД в средней группе «Почва — живая земля»

Марина Лапышева
Конспект занятия ОД в средней группе «Почва — живая земля»

Конспект занятия ОД в средней группе.

«Почва-живая земля».Воспитатель: Лапышева М. В.

1. Познакомить детей с составом земли. Познакомить с некоторыми почвенными обитателями;

2. Развивать умение определять и сравнивать вещество по его внешним характерным признакам.

3. Тренировать навык проведения простых экспериментов, умение пользоваться простейшим лабораторным оборудованием.

4. Развивать логическое мышление детей, познавательную активность, способность устанавливать причинно-следственные связи.

5. Воспитывать любовь и уважение к родной земле.

Ход деятельности.

Дети входят в помещение, здороваются с гостями.

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Протягивает руку первому ребенку,проговаривая:

Руку другу протяни

И слегка ее пожми,

Подари улыбку, взгляд

Каждый здесь другому рад.

Ребенок протягивает руку следующему – таким образом замыкается круг.

Я надеюсь, что такая дружеская атмосфера сохранится на протяжении всей нашей работы.

Ребята, пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.

Прослушивание аудиозаписи «Не крутите пестрый глобус»

Введение в тему занятия.

Воспитатель: Ребята вы узнали эту песню?

Дети: “Не крутите пёстрый глобус”

Воспитатель: А почему глобус называют пёстрым?

Дети: Потому, что на глобусе есть голубой, зеленый, желтый и др. цвета

Воспитатель: Что изображают зеленым цветом на глобусе?

Воспитатель: Посмотрите на нашу карту Ростовской области, какие цвета на ней преобладают? Вывод.

Воспитатель: А везде ли растут растения?

Воспитатель: Где растения не растут?

Дети: Там где нет земли.

Воспитатель: Как вы понимаете слово «Земля»?

Дети: Земля – это название нашей планеты, на которой мы живём.

Воспитатель: Спасибо ребята. У слова земля есть и другой смысл.

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется?

Дети: Земля. Почва.

Презентация «Как образовалась почва

— Как же образовалась почва? На это потребовались тысячи лет. Когда-то давным-давно на поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались и разрушались. Трещины становились всё шире и камни раскалывались. Куски камней перетирались друг о друга и, в конце концов, через тысячи лет превращались в песок и глину.

— Ветер приносил с собой семена растений, и они поселялись в песке и глине, пускали корни, а когда прекращали расти – погибали, сгнивали и образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений, и они снова разрастались, а отмирая – увеличивали слой плодородной почвы.

— Теперь вы знаете, как на земле появилась плодородная почва. На её образование ушли тысячи лет, но разрушить её очень легко. Если уничтожить растения, которые корнями скрепляют почву, то вода размоет её, а ветер выдует, и вместо плодородной почвы останется бесплодная пустыня.

Воспитатель: Плодородие основное свойство земли.

Мы с вами часто провидим опыты – эксперименты, которые помогают нам раскрыть многие тайны. Давайте вспомним, какой опыт мы начали проводить.

Дети:Было три стакана: с землей, глиной и песком мы положили в каждый семена редиса.

Воспитатель: Сегодня мы видим, что росток редиса в каком стакане….?

Дети: В стакане с землей.

Воспитатель: Сегодня мы продолжим опытно-экспериментальную работу и узнаем еще много интересного о свойствах и составе почвы.

И для этого я предлагаю вам стать учёными и отправиться в подземный мир. Кто знает, чем занимаются учёные? (Исследуют, наблюдают, проводят опыты).

Отправляйтесь в путешествие по волшебной тропинке. (звучит музыка)

Но дорога туда очень трудная. Встаньте друг за другом и идите за мной.

сначала нужно пройти высокую траву (дети идут, высоко поднимая ноги)

потом переплыть через ручей (дети имитируют движения пловцов)

потом прыгать с кочки на кочку (дети прыгают на двух ногах)

Вот, наконец, мы и добрались до Подземного царства.

Воспитатель: Под землёй темнота и мрак,волшебный фонарик поможет так: включаем фонарик и идём по туннелю в лабораторию.

Воспитатель: Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Учёные часто советуются друг с другом и обсуждают свои исследования. Поэтому вы будете работать парами, договариваться о том, что делать, помогать друг другу. На каждом столе лежат предметы для исследования.

После проведения опыта заполняется таблица.

Цель: определение цвета и состава почвы.

1. Положи мерную ложку почвы на белый лист бумаги. 2. Разровняй слой почвы на бумаге мерной ложечкой. 3. Рассмотри, какого цвета почва; каков её состав (под лупой). 4. Сделай вывод.

Воспитатель: Давайте рассмотрим почву, какого он цвета? что вы еще увидели в почве?

Дети: Почва имеет тёмный цвет. В почве есть маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев, останки насекомых.

Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.

1. Возьми комочек почвы. 2. Брось её в стакан с водой 3. Наблюдай, что происходит. 4. Сделай вывод.

Воспитатель: Что вы увидели?

Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть воздух.

Воспитатель: Вы правильно заметили, что в почве есть воздух. Размешайте почву палочкой и отставьте стакан в сторону. Вернемся к этому стакану чуть позже. Продолжим изучение почвы.

Двигательное упражнение «Земелюшка – чернозем».

1. Земелюшка – чернозем. (2 раза) – Дети идут по кругу, взявшись за руки

Чернозем, чернозем. — Стоя на месте, руки на поясе, 2 раза по 3 притопа с каждой

Земелюшка — чернозем. ноги и поворот вокруг себя.

2. Тут березка выросла. (2раза). – Идут в центр круга, затем обратно.

Выросла, выросла, -То же.

Тут березка выросла.

На березке листочки (2 раза) — Поднимают руки вверх и помахивают кистями рук.

Листочки, листочки, — То же.

На березке листочки.

Под березкой травонька (2 раза) – Наклонившись, покачивают кистями рук.

Травонька, травонька, — То же.

Под березкой травонька.

Земелюшка – чернозем. (2 раза) – Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Чернозем, чернозем. — Стоя на месте, хлопают в ладоши

Цель: определение состава почвы на наличие в ней воды.

1. Возьми лист бумаги. 2. Насыпь на неё немного почвы. 3. Придави её плотно к бумаге. 4. Стряхни почву. 5. Наблюдай, что произошло. 6. Сделай вывод.

Воспитатель: Что вы увидели на бумаге?

Дети: На бумаге осталось небольшое влажное пятно.

Воспитатель: Делаем вывод.

Дети: В почве есть вода.

Воспитатель: Откуда же она берется в почве? (ответы детей)Дети: Вода попадает в почву,когда идет дождь Воспитатель: Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить. Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете? Кто живет под землей?

Игра «Подземные жители» с опорой на макет.

Цель: определение состава почвы на наличие песка и глины.

1. Зачерпни мерную ложку почвы. 2. Брось её в стакан с водой. 3. Размешай палочкой. 4. Дай отстояться. 5. Наблюдай за осадком 6. Сделай вывод.

Воспитатель: Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите?

Дети: На поверхности воды плавают мусор, иголочки, остатки листьев. На дне стакане муть.

Воспитатель: Рассмотрите внимательно эту муть. Что видите?

Дети: В почве есть песок и глина.

Воспитатель: Давайте попробуем всё содержимое ваших мисочек высыпать на поднос. Люди часто называют землю «кормилицей», «матушкой-землёй«. Почему? (Ответы детей). На земле растут деревья, травы, кустарники. Земля — это ещё и название нашей планеты. Давайте скажем» матушке- Земле» несколько добрых слов и пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную, «живую землю«, на которой всё оживает.

Дети читают стихи.

Весною буйно всё растёт,

Когда придёшь на огород –

Возьми комок земли.

Смотри – он тёплый, он живой,

Пропитан влагой дождевой.

В нём корешки цветов живут,

Он червякам даёт приют,

В нём влага, воздух, перегной…

Он часть твоей земли родной.

Планета любимая — наша Земля,

Как близкого друга мы знаем тебя.

И все твои тайны, что скрыты от глаз

Для наших друзей мы открыли сейчас.

И пусть всех богатств никогда нам не счесть.

Мы все обещаем сегодня и здесь,

Что будем любить, и беречь, и хранить

Всё то, что земля нам будет дарить.

Воспитатель: Спасибо, вам ребята за хорошую работу в лаборатории.

Я прошу вас вернуться на свои места.

Игра “Это мы знаем”.

Правила игры: Если я говорю правильно и вы согласны, то говорите “да”, если не согласны “нет.

а) почву называют волшебной кладовой? б) основное свойство почвы- плодородие? в) почва синего цвета? г) в почве есть вода и воздух? д) в почве нет песка и глины?

Сюрпризный момент с почвой.

Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе «Планета Земля — наш общий дом» Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе «Планета Земля – наш общий дом». Тема: «Планета Земля – наш общий дом».Цель:1. Формировать позитивный.

Конспект открытого занятия по образовательной области «Познание» в подготовительной группе «Космос. Вселенная. Земля» Тема: Космос. Вселенная. Звезды. Цель: расширение представлений детей о Вселенной, о космическом пространстве, созвездиях, с использованием.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Земля — наш общий дом» Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: Ознакомление с социальным миром Тема: «Земля – наш общий дом» Цель: Формирование.

Конспект занятия по лепке в средней группе «Мы летим под облаками, а земля плывёт под нами» Интеграция ОО : «Социально-коммуникативное», Познавательное развитие», » Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Как прекрасна наша планета Земля» Цель и задачи Учить передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога. Придумывать конец.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст) Цель: закрепить знания о почве методом опытно-экспериментальной деятельности; Задачи: — формировать у детей представление о значении почвы.

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Воздух — богатство нашей планеты Земля» Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. Программное.

Конспект занятия «Земля — живая планета». Цель. Уточнить представления о Солнечной системе. Сформировать элементарное представление о силе притяжения (на основе опытов). Рассказать.

Мастер-класс по энкаустике «Земля — живая планета» к Дню Земли на МAAM Энкаустика — нетрадиционная техника изображения. С её помощью можно нарисовать практически всё, главное не бояться. Предлагаю вашему вниманию.

Конспект занятия «Голубая планета — Земля» в старшей группе Конспект занятия в старшей группе «Голубая планета — Земля!» Цель: Углубить представления о том, что планета Земля – это огромная планета,.

Источник

Читайте также:  Она занимается выращиванием комнатных растений
Adblock
detector