Меню

Характеристика почв почвы своей местности

Практическая работа Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности
учебно-методический материал по географии (8 класс) на тему

8 класс Практическая работа № 10

Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги,

рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности

Скачать:

Вложение Размер
pr.r_no_10_pochvy_rossii.doc 90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 10

Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги,

рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности

Цель: Характеристика типов почв России и Белгородской области , особенности их использования человеком.

Оборудование : Почвенные карты России и Белгородской области

Задание 1. Определить условия почвообразования основных земельных типов почв России и их плодородия.

1. Арктическая пустыня

Б) тайга Восточной Сибири

В) смешанные леса

Г) широколиственные леса

Задание 2. Используя карты Белгородской области, дайте характеристику почв области. Заполните таблицу.

Мощность гумусового горизонта — ________ см , содержание гумуса — ________%

Мощность гумусового горизонта — ________ см , содержание гумуса — ________%

Мощность гумусового горизонта — ________ см , содержание гумуса — ________%

Мощность гумусового горизонта — ________ см , содержание гумуса — ________%

Серые лесные и темно-серыми лесными

Мощность гумусового горизонта — ________ см , содержание гумуса — ________%

Лугово-черноземные и черноземно-луговые почвы

Мощность гумусового горизонта — ________ см , содержание гумуса — ________%

1. Арктическая пустыня

Часто отсутствуют или арктическая

Мало тепла и растительности.

Маломощные, имеют глеевый слой.

Многолетняя мерзлота, мало тепла, переувлажнение, недостаток кислорода

К увл. > 1, растительные остатки – хвоя.

Б) тайга Восточной Сибири

В) смешанные леса

Гумуса больше, чем подзолистых

Промыв весной, больше растительных остатков.

Г) широколиственные леса

Черноземы, каштановые почвы.

Самые плодородные, зернистая структура.

К увл.+ 1, много растительных остатков ежегодно, много тепла.

Бурые полупустынь и серо-бурые.

Сухой климат, разреженный растительный покров.

Почвы Белгородской области

Необходимым условием всякого природного процесса, в том числе и почвообразования, является время. Почвы Белгородской области сравнительно молодые: их возраст исчисляется 5-10 тысячами лет. В то же время этот возраст достаточен для полного формирования черноземной почвы.

Белгородская область занимает возвышенную равнину, приподнятую в северной части. По этой причине на водораздельных пространствах грунтовые воды залегают глубоко и не влияют на формирование почв, что также способствует формированию черноземных почв, а не каких-либо луговых или болотных. В то же время характер рельефа способствует развитию эрозионных процессов, ведущих к образованию оврагов и балок.

Таким образом, все факторы почвообразования в Белгородской области направлены на формирование плодородных почв. Ведущим почвообразовательным процессом является гумуса-аккумулятивный.

Основными свойствами черноземов являются: богатство гумусом и элементами питания растений (М, Р, 5, микроэлементы*, отсутствие в почве легкорастворимых солей и наличие в профиле карбонатов; благоприятные физические свойства (рыхлое сложение, хорошая структура и хорошая водопроницаемость).

Все черноземы подразделяют на черноземы лесостепи и черноземы степи. К первой группе относят черноземы оподзоленные, выщелоченные и типичные; ко второй — обыкновенные и южные. В Белгородской области встречаются все указанные подтипы черноземов, за исключением южных. Профиль чернозема имеет три горизонта: гумусовый (А), переходный (В) и материнская порода (С).

Черноземы оподзоленные занимают 2,4% площади области. Их профиль характеризуется наличием белесой присыпки в нижней части гумусового слоя, переходный горизонт несет черты горизонта вмывания. Средняя мощность гумусового горизонта составляет 63-67 см, содержание гумуса — от 3 до 7%. Запасы гумуса в метровой толще 355-420 т/га. Реакция почвы в верхнем горизонте близка к нейтральной.

Выщелоченные черноземы занимают 23,2% территории. Внешне они похожи на черноземы типичные, но в нижней части горизонта вмывания выражены карбонатные выделения в виде белых вкраплений или прожилок. Средняя мощность гумусового горизонта от л ( 65 до 86 см; содержание гумуса достигает 4,5-6,5%, а запасы гумуса в метровой толще — 500 т/га. Реакция почвы в верхнем горизонте близка к нейтральной.

Черноземы типичные лидируют в Белгородской области по распространению — 36,1%. Они отличаются от выщелоченных наличием карбонатов во всем горизонте вмывания. Средняя мощность гумусового горизонта — от 73 до 87 см, содержание гумуса — 5,5-7,0% и запасы гумуса 420-530 т/га. Реакция почвы в верхнем горизонте нейтральная.

Черноземы обыкновенные занимают 11,8% площади и отличаются от типичных появлением карбонатов в гумусовом горизонте. Часто карбонатные выделения представлены конкрециями, которые называют белоглазкой. У обыкновенных черноземов сокращается мощность гумусового горизонта (от 56 до 66 см). Среднее содержание гумуса равно 4,8-6,9%, а его запасы в метровой толще 310-433 т/га. Реакция почвы с поверхности слабощелочная.

На выходах меловых пород развиваются черноземы остаточно- карбонатные. Для них характерно наличие щебенки мела по всему профилю и его укороченность. Средняя мощность гумусового горизонта всего лишь 13-55 см; среднее содержание гумуса — от 2,2 до 6,3%, запасы гумуса в метровой толще 300-350 т/га. Реакция среды по всему профилю щелочная.

Таким образом, среди почв Белгородской области наибольшими запасами гумуса обладают типичные и выщелоченные черноземы. Значительно ниже эти запасы в оподзоленных и обыкновенных черноземах, но самые низкие — в остаточно-карбонатных черноземах. Оценка всех показателей плодородия почв показывает, что самой плодородной почвой в Белгородской области является чернозем выщелоченный.

Под лесной растительностью в области развивались серые лесные почвы, представленные двумя подтипами — серыми лесными (3,9% площади) и темно-серыми лесными (10,7% площади). Профиль темно-серой лесной почвы состоит из лесной подстилки (АО), гумусового горизонта (А1), горизонта вмывания с пятнами горизонта вымывания (А2В), горизонта вмывания (В) и материнской породы (С). Мощность гумусового горизонта достигает 50-60 см, содержание гумуса — от 3 до 5%, запасы его в метровой толще доставляют 300-340 т/га. Реакция почвы слабокислая. В этих почвах на гумуса-аккумулятивный процесс наложился процесс оподзоливания, ведущий к формированию горизонта вымывания (А2).

Лугово-черноземные и черноземно-луговые почвы (1,3%), развиваются на террасах и в поймах рек, где на процесс почвообразования влияют грунтовые воды. Внешне они похожи на черноземы, но отличаются повышенным содержанием гумуса и наличием признаков переувлажнения в горизонте вмывания (В) или в породе (С). К таким признакам относят наличие ржавых и сизых пятен, которые обусловлены процессом оглеения. Лугово-черноземные почвы характеризуются глубоким проникновением гумуса по профилю. В горизонтах А и АВ гумус с глубиной уменьшается постепенно, а на глубине 70-80 см (или 80-90 — у мощных видов) наблюдается довольно заметное снижение содержания гумуса. Мощность гумусовых горизонтов в основном составляет 60-80 см, а содержание гумуса в горизонте А колеблется от 7 до 10%, снижаясь в горизонте АВ до 3-5%.

При усилении условий увлажнения в поймах рек развиваются пойменные луговые или пойменные лугово-болотные почвы, последние имеют в своем профиле прослои торфа.

Песчаных почв на территории области мало. Так как пески и супеси бесструктурны, бедны элементами питания, то и образовавшиеся на них почвы не являются ценными в агрономическом отношении.

На днищах балок представлены дерново-намытые почвы. Сюда периодически поступает гумусированный материал со склонов балок, что приводит либо к появлению погребенных гумусовых горизонтов, либо к аномально большой мощности гумусового горизонта (свыше 2 метров).

Источник

Практическая работа «Определение свойств почвы своей местности»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Практическая работа 6

Тема: Определение свойств почвы своей местности

Цель: исследование свойств почвы с помощью полевых методов и методом биоиндикации.

1. Определите структуру образца почвы (структурная или бесструктурная).

2. Определите состав почвы методом мокрого шнура:

Скатывается, но не сворачивается

Скатывается, сворачивается и трескается

Скатывается, сворачивается и не трескается

3. По списку растений определите плодородие почвы:

Иван-чай, кислица, сныть

Медуница, дудник, купальница, гравилат речной

Сфагновые мхи, черника, брусника, наземные лишайники

4. При помощи растений-индикаторов определите кислотность почвы. Проверьте себя с помощью индикаторной бумаги, приготовив почвенную вытяжку.

Сфагнум, хвощ полевой, щавель

Черника, брусника, калужница болотная, лютик ядовитый, вейник наземный

Мятлик луговой, клевер

Мать-и-мачеха, гусиные лапки, осока мохнатая

Пастушья сумка, крапива жгучая

5. Определите водный режим почвы. На ощупь: если руки после того как подержали почву в руках, сухие и легко отряхаются, то почва сухая; если руки стали грязными, то почва достаточно обеспечена влагой; если при сжимании из комка вытекает вода, то влага находится в избытке.

При помощи растений также можно определить влажность почвы.

Влажные, заболоченные почвы

Багульник, мята перечная, голубика

Достаточно обеспеченные влагой

Тимофеевка луговая, клевер луговой, мышиный горошек

Кошачья лапка, лишайники

6. Какие результаты у вас получились? Сделайте вывод по свойствам почв.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 956 человек из 81 региона

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 652 человека из 81 региона

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 209 человек из 62 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Проект: «Деревни Колыванского района».

План — конспект урока географии для 5 класса » путешественники древности»»

План — конспект урока географии для 5 класса » По следам путешественников каменного века»»

Конспект урока по географии на тему «Мировой океан»

План — конспект урока географии для 5 класса » Путешествия морских народов»

План — конспект урока географии для 5 класса » Морской путь в Индию»

Презентация на тему «Демографический портрет школы»

Исследовательская работа на тему » Демографический портрет школы»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5379116 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования

Время чтения: 2 минуты

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года

Время чтения: 1 минута

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Что лучше проложить между грядками
Adblock
detector