Конспект урока «Почва. Её состав и свойства»
Близнецовой Натальи Владимировны
Окружающий мир, 3 «В» класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: «Почва. Её состав и свойства»
Тип урока: исследование, работа в парах.
Оборудование: карточки, образцы почв, стаканы с водой, презентация, проектор.
Цель урока: формирование представления о почве, её составе и свойствах.
Общеучебные универсальные действия
1. Обучение работе с разными видами информации :
а) формирование умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы .
2. Оценка достоверности получаемой информации .
3. Умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
Универсальные логические действия
1) Подведение под понятие.
2) Установление причинно-следственных связей: обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы.
Коммуникация как кооперация ( задания, требующие распределения работы с соседом по парте).
Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учет позиции собеседника.
Самоконтроль процесса и результатов деятельности
Оборудование и наглядные пособия:
Учебник О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов « Окружающий мир » 3 класс (часть 2).
Хрестоматия « Наш мир знакомый и загадочный » 3 класс.
Тетрадь для самостоятельной работы №2.
Экран, проектор, ноотбук.
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Цель: психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке.
Раз, два, три — слушай и смотри.
Три, два, раз – мы начнём сейчас…
Определение темы и целей урока
Есть на Земле чудесная кладов А я. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовОй превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.
– Сказка это или не сказка? /ответы детей/
Нет, это не сказка. Чудесная кладовАя есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется? /земля, почва/
— Слово земля многозначно, и одно из значений земли – почва.
– Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке? /Почва/ СЛАЙД
— Ребята, какие цели мы поставим сегодня на уроке?
— Возьмите карточки и отметьте те цели /задачи/, которые вы бы хотели сегодня поставить перед собой на уроке. /спросить 3 человек – потом у них же и проверить в конце/
Узнать, что такое почва
Узнать из чего состоит почва
Узнать какие есть свойства почвы
Научиться делать выводы на основе проведённых опытов.
Развивать умения работать в группе
– Сегодня на уроке нам предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит.
Изучение нового материала
— Я сегодня на уроке вам предлагаю стать научными сотрудниками, которые изучают состав и свойства почвы. Хотите? Тогда начнём работу в научной лаборатории.
– Научные сотрудники работают по плану.
– Я предлагаю план работы на уроке. Изучите его.
Что такое почва и как она образуется?
Из чего состоит почва?
– Согласны? Ну что ж, начнем?
Приступим к работе, следуя плану. Так, что же такое почва?
Дети внимательно рассматривают изображение почвы.
– Внимательно рассмотрите верхний слой. (Слайд 6).
– Какого он цвета.
– Сделайте вывод.
– Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.
– Правильно. Почва – верхний, темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна: от 2см до 2м и больше.
Слайд «Почва – это верхний, темный, рыхлый слой земли».)
– Ответили на первый пункт плана? (Да.)
– А вы знаете, как образуется почва? /если дети ответят, то можно дополнить их ответ…/
3. Образование почвы.
Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.
В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва.
Перейдём ко 2 пункту плана.
— Вы помните, что мы с вами научные сотрудники, приступим к исследованию.
– Исследуем состав почвы. Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание.)
– Внимательно изучите инструкции, которые лежат на ваших партах. Вам, как научным сотрудникам необходимо провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.
а) Проведение опытов.
Опыт № 1 (группа 1).
Возьмите стакан с водой.
Бросьте туда комочек почвы.
Что вы наблюдаете?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит в почве есть __________________________.
Опыт № 2 (группа 2).
Возьмите фильтровальную бумагу.
Насыпьте на нее немного почвы.
Плотно придавите её к бумаге вторым листом.
Стряхните почву обратно в стакан.
Что вы наблюдаете?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке _____________________
Опыт № 3 (группа 3).
Возьмите горшок с почвой.
Налейте туда немного воды.
Держите горшок над пустым стаканом.
Что вы наблюдаете?
Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___________________________. Мы сделали вывод, что почва_______________________________________________ воду.
Опыт № 4 (группа 4).
Возьмите посуду с почвой.
Рассмотрите почву через лупу
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.
Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели __________________________________________________________.
Ребята, вам понравилось быть сотрудниками научной лаборатории?/да…/
— Итак, подведём итоги: заслушаем ответы каждой группы./ если две группы, то выслушать ответы двух одинаковых групп/
После заслушивания всех групп на экране -слайд
В почве есть воздух.
В почве есть вода.
Почва не удерживает воду.
В почве есть песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых.
– Песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых, кто из вас знает, как это называется одним словом? /Это перегной/
Главная часть почвы – перегной. Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной.
— Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие.
– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит? Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай.)
В плодородной почве лучше растут растения.
— Это главное свойство почвы.
— А какие же животные обитают в почве? Обратимся к учебнику на стр. 33. Расскажите какие животные изображены на иллюстрации?
-Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем. В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.
– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.
– А вы любите кроссворды?
Перед вами кроссворд. (Слайд 13).
Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной.)
Основное свойство почвы. (Плодородие.)
Животные, которые рыхлят почву? /Черви/
Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)
Источник
Конспект урока окружающий мир на тему: » Почва и ее свойства»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок окружающий мир 3 класс
Тема урока : Почва и ее свойства
— сформировать представление о почве и ее образовании, о составе и свойства;
— развивать познавательный интерес, обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи; развивать познавательный интерес;
-воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества; в процессе постановки опытов – аккуратность.
Оборудование: образцы почв ( раздаточный материал),чашка фарфоровая, стеклянные палочки, стеклянные стаканы, спиртовка, пипетка, спички ,компьютер, мультимедийный проектор
— Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
11. Эмоциональный настрой. Актуализация знаний учащихся.
Есть просто храм, есть храм науки
А есть еще природы храм-
С лесами тянущими руки навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и
— Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека?
— Без какой святыни природы его жизнь не возможна? ( Без земли)
111. Сообщение темы и цели урока
Сказала лопата:
Земля — чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля — чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля — чтобы жить.
( А. Тетивкин)
— О какой земле идёт речь? (о почве)
— Как вы понимаете такие слова: « Земля — чтобы жить ».
— Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?
Верно! Сегодня наш урок мы посвятим почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами она обладает.
Итак, тема нашего урока: почва и ее состав
Ребята, а вы знаете, что землю еще называют кладовой? Послушайте рассказ «Чудесная кладовая»
( М.Ильин,Е.Сегал)
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, томатов, моркови.
Видел ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадёт такое семечко в чудесную кладовую, полежит – глянешь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь.
— Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже догадались, как она называется?
— Приведите свои примеры из жизни (весной одно ведро картофеля сажаем, а 20 собираем)
— Действительно, тёмный рыхлый плодородный слой земли называется почвой. В нём находятся корни растений, живут черви, насекомые и их личинки. В почве непрерывно происходит гниение различных организмов. При гниении образуются вещества, от наличия которых зависит плодородие почвы, т.е. способность давать хороший урожай. Чем больше сгнивших остатков в почве, тем она плодороднее. Поэтому плодородие считается главным свойством почвы.
— Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай.
— Даже самому неприхотливому растению для развития нужен рыхлый слой, в котором есть всё необходимое для его жизни. Твёрдые горные породы бесплодны – в них никто не живёт…
— Так что же содержится в почве, что обеспечивает в ней жизнь животных и растений?
Физкультминутка.
Раз-подняться, потянуться.
Два-согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка.
На 4- руки шире,
5- руками помахать,
6- за парту тихо сесть.
– К нам в школу по электронной почте из научно-исследовательского института почвоведения пришло сообщение с просьбой изучить объект, изображенный на этой фотографии. Как вы думаете, что же это такое? (Фотография среза земли, взятого с обрыва)
– Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице или . о чем? Каково ее научное название?
– Почва.
– Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве.
– Что еще хотели бы узнать о почве?
– И чего состоит почва?
– Какими свойствами она обладает?
– А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует?
– Только ли человеку нужна почва? (Выслушиваются ответы детей)
– Зачем человеку нужны знания о почве? ( Выслушиваются ответы детей)
– Обо всем этом мы будем изучать в научной лаборатории. Там работают ученые, а помогают им младшие научные сотрудники и лаборанты. Приступим к работе, следуя составленному плану. Так, что же такое почва?
Чтобы это узнать это отправимся в далекое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Получался рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям.
Но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Из их остатков образовался перегной. В почве смогли поселиться неприхотливые растения. Они дают еще больше перегноя и повышают плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Теперь могут селиться и более прихотливые и крупные растения. Вслед за растениями селятся и животные.
Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано. – Что такое почва? ( Верхний темный, рыхлый плодородный слой земли.) (Записать в таблицу)
Правила работы в учебной лаборатории
– Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.
– Через лупу рассмотрите почву.
– Какие частицы вы увидели? ( Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)
– Запишите свои наблюдения в таблицу.
– Кто знает, как называются одним словом остатки листьев, корешки, части насекомых) ?
Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. ( Дети записывают в таблицу «перегной»)
Что будете проверять в результате опыта ? ( Состав почвы .)
Оборудование : стакан , вода , комок почвы .
Положи в стакан с водой комок почвы .
Вывод : в почве есть воздух .
Учащиеся рисуют пузырьки воздуха , выходящие из комочка почвы .
Оборудование : сковородка , спиртовка , стекло .
Вывод : в почве есть вода .
Учащиеся рисуют капельки воды , выпаренной из почвы .
Вывод : в состав почвы входят глина , песок , воздух , остатки растений , перегной , живые организмы ( микробы ).
– Давайте вспомним состав почвы с помощью загадок.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. ( Воздух.)
Мною можно умываться,
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
Ну, конечно, я . ( вода
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. ( Песок.)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Они понадобятся сразу. ( Глина.)
– Какие еще важные компоненты почвы мы не назвали. ( Минеральные соли, перегной)
Вывод : почва возникает и развивается под воздействием живых организмов , в основном растений . Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому .
Информация о домашнем задании есть у вас в ваших индивидуальных карточках . Какая почва лучше удерживает влагу ? Выбери правильный ответ .
А) Почва , в которой больше песка .
Б) Почва , в которой больше глины .
Есть ли почва на Луне , на других планетах Солнечной системы ? Объясни своё мнение . Какую пользу почве приносит дождевой червь ? Узнай у родителей , какая почва на твоём дачном участке . Что в ней больше : песка , глины , перегноя . Что , по твоему мнению , нужно сделать , чтобы улучшить свойства почвы ?
— А сейчас заключительный разговор . Легко ли вы справлялись с заданиями ? В чём вы испытывали затруднения ? С каким настроением вы работали ? Что расскажите дома об уроке ? Что узнали о почве ? Все вы были дружными , активными , проявляли смекалку , ум . И все вы заслуживаете благодарности .
Источник