Меню

Хозяин загробного мира часто одновременно был 1 богом охоты 2 верховным божеством 3 богом плодородия

ГДЗ история древнего мира 5 класс Никишин, Стрелков Русское Слово 2020 Задание: 11 Религия древних египтян

Стр. 59. Ключевые вопросы

№ 1. Кому поклонялись древние египтяне?

Египтяне думали, что всё в природе одушевлено — небо, земля, солнце, Нил. Они почитали священных животных: крокодилов, кошек, обезьян, веря, что в них будто бы вселяются боги. Особое место занимал священный бык Апис. При храме в Мемфисе содержался живой бык, которого жрецы объявляли Аписом. Он должен был быть обязательно чёрной масти с белым пятном на лбу. Смерть Аписа считалась большим горем, но когда это случалось, жрецы выбирали нового Аписа. Апис считался воплощением бога Птаха, творца всего мира, богов и людей.

Кроме животных, египтяне поклонялись и богам. Основными богами были:

— Тот – бог мудрости, покровитель писцов.

— Бастет – богиня покровительница женщин.

— Хатхор – богиня неба, любви и красоты.

— Ра – бог солнца. После того как Фивы стали столицей Египта, с богом Ра был отождествлен местный бог Амон. Амон-Ра считался царём богов.

— Маат – богиня правды и справедливости.

— Осирис — бог плодородия, царь и судья в загробном мире.

№ 2. Как они стремились добиться расположения богов?

Египтяне верили, что богам нужно то же, что и людям, — еда, слуги, жилище. Они построили для своих богов множество храмов. В главном святилище храма хранилась статуя бога или богини. Туда имели доступ только фараон и верховные жрецы. По утрам статую умывали, одевали и подносили ей разные продукты и напитки. Все свои действия жрецы сопровождали песнопениями и молитвами, тексты которых заучивали наизусть. Жрецы старались умилостивить божество, обращаясь к нему с просьбами и благодарностью.

Стр. 64. Итоговые вопросы

№ 1. Вы узнали, что в облике египетских богов сочетались черты людей и животных. Приведите примеры. Как вы это объясните?

Своих многочисленных богов египтяне изображали в виде животных и птиц, а также в образе людей со звериными и птичьими головами. Были у египтян и боги, имевшие человеческий облик.

Бога мудрости Тота, покровителя писцов, могли изобразить как павиана или как ибиса, а могли и как человека с головой ибиса. Богиня Бастет, покровительница женщин, изображалась с головой кошки, а Хатхор, богиня неба, любви и красоты, — с головой коровы. Бога солнца Ра египтяне изображали в виде сокола или человека с головой сокола.

Древние египтяне почитали животных за их мощь и силу, которые они считали проявлением могущественных божественных сил. Животные выражают характер бога. Подобные верования восходят к первобытным временам, когда поклонялись тотему — животному-покровителю племени.

№ 2. Расскажите, кто и почему занимал главное место среди египетских богов.

Особым почитанием египтяне окружали тех богов, от которых зависел урожай, — Амона-Ра, Хапи, Осириса — бога плодородия. Главное место среди богов принадлежало богу солнца Ра, которого изображали в виде сокола или человека с головой сокола. После того как Фивы стали столицей Египта, местный бог Амон был отождествлён с богом Ра. Амона-Ра изображали в виде человека в двойной царской короне. Амон-Ра считался царём богов.

№ 3. Используя иллюстрации параграфа, опишите внешний облик и внутреннее устройство древнеегипетских храмов. Как вы полагаете, какое впечатление они должны были производить на египтян и на тех, кто приехал из других земель?

Египтяне верили, что богам нужно то же, что и людям, — еда, слуги, жилище. Они построили для своих богов множество храмов. Вначале храмы были совсем простыми, но уже во II тысячелетии до н.э. они представляли собой прекрасные и величественные сооружения. Через огромные ворота, перед которыми возвышались статуи царей и четырёхугольные столбы — обелиски, люди входили в храм, попадая сначала в большой двор, окружённый колоннами. По форме колонны, как правило, были похожи на папирусы, пальмы, лотосы, произрастающие в долине Нила. Дальше находились залы со множеством высоких колонн. Стены, колонны, потолки храма покрывали раскрашенные рельефы и многоцветные росписи. Главное святилище храма, где хранилась статуя бога или богини, было совсем небольшим. Туда имели доступ только фараон и верховные жрецы. Утром статую умывали, одевали и подносили ей разные продукты и напитки. Все свои действия жрецы сопровождали песнопениями и молитвами, тексты которых заучивали наизусть. Жрецы старались умилостивить божество, обращаясь к нему с просьбами и благодарностью. Народ мог видеть статую божества только во время великих религиозных праздников, когда жрецы выносили её из святилища. При храмах существовали хозяйства с полями, садами и ремесленными мастерскими.

Египетские храмы поражали всех своей монументальностью. Глядя на них, как египтяне, так и чужеземцы могли оценить величие богов и фараонов, статуи которых располагались перед храмом. Даже сейчас египетские храмы отказывают такое же впечатление.

Читайте также:  Отбор проб почв температура

№ 4. О чём рассказывалось в мифе об Осирисе? *Какие идеи этого мифа вы считаете главными? Чем можно объяснить появление у египтян мифа о воскресшем боге?

Осирис считался царём загробного мира. Согласно мифам египтян, некогда Осирис царствовал на земле, научив людей земледелию. Но его брат, злой бог пустыни Сет, мечтавший о власти, хитростью погубил Осириса и стал царём. Верная жена ­Осириса, Исида, родила ему сына Хора. Опасаясь Сета, богиня прятала сына в болотах. Когда Хор вырос, он победил Сета и воскресил отца. После этого Осирис стал царём и судьёй в загробном мире, а Хор стал царём на ­земле.

Египтяне верили, что жизнь человека в царстве мёртвых зависит от его поведения на земле. Согласно текстам, найденным в гробницах, Осирис и его помощники сидят на тронах в большом зале. Посередине зала находятся весы. На одной их чаше — сердце покойного, которое хранит все его дела, добрые и дурные. А на другой — страусиное перо, символизирующее богиню правды Маат. Доброе сердце — лёгкое, а злое — тяжёлое. Если сердце перевесит — человека ждёт страшное чудовище, сидящее у весов. Это — вторая смерть, уже окончательная. Оправданного на суде Осириса ждёт вечная жизнь

Главными идеями мифа об Осирисе являются идеи воскрешения и вечной жизни. Появление у египтян мифа о воскресшем боге можно объяснить тем, что его культ был тесно связан с земледелием (зарываемое в землю, но потом прорастающее из неё зерно). Сказание об убийстве Осириса Сетом символизирует борьбу земледелия с мрачной, сухой пустыней. Также египтяне таким образом объясняли смену времён года и периодические разливы Нила. http://rushist.com/index.php/mifologiya/3471-osiris-bog-kratko

№ 5. Составьте описание древнеегипетских пирамид по примерному плану: 1) назначение пирамид; 2) расположение пирамид (места на карте); 3) внешний облик и внутренняя планировка; 4) что находилось в помещениях пирамиды.

Назначение пирамид. Очень важную роль в египетской религии играла вера в загробную жизнь. Египтяне верили, что у человека есть душа, которая после смерти продолжает жить, если сохранить тело. Тело умершего мумифицировали и клали в саркофаг. Саркофаги помещали в гробницы, которые египтяне называли «домами вечности».

Расположение пирамид.

.

Внешний облик и внутренняя планировка.

Пирамиды – это огромные гробницы, построенные из каменных блоков. Самая большая из них построена около 2600 года до н.э. для фараона Хеопса. Её высота — 146 метров (это высота 50-этажного дома). Она является одним из Семи чудес света.

Что находилось в помещениях пирамиды

Внутри пирамиды были:

— сокровищница. Тут находились вещи и драгоценности, необходимые умершему в загробной жизни

— погребальная камера, где хранился саркофаг с телом фараона

№ 6. Подготовьте сообщение о сокровищах одной из египетских гробниц, обнаруженных исследователями (например, гробницы Тутанхамона). Объясните, почему пирамиды и гробницы вельмож стали важными источниками знаний о жизни древних египтян.

Тутанхамон скончался около 1327 года. Гробница Тутанхамона была обнаружена археологом Говардом Картером и лордом Джорджем Карнарвоном в 1922 году. была обнаружена мумия фараона Тутанхамона. Открытие гробницы стало одним из крупнейших событий в истории мировой археологии; гробница одна из немногих, оказавшихся неразграбленной и сохранившей наиболее ценные артефакты.

В гробнице хорошо сохранились многочисленные предметы быта, украшения, артефакты, сопровождавшие фараона в последний путь. Наиболее интересные из них это:

— колесницы, украшенные золотом и драгоценными камнями. Оси колесниц изготовлены из древесины.

— трон из золота, дерева и слоновой кости.

— четыре ковчега и три саркофага из драгоценных металлов. В них сохранилось мумифицированное тело фараона.

Благодаря археологическим открытиям ученые узнают много нового о том, как жили фараоны и вельможи. Мебель, посуда, одежда дают представление о быте египтян и их культуре. Оружие позволяет узнать о военном деле. Детали колесниц из деревьев, которые не встречаются в Египте свидетельствуют о развитии торговли с другими странами.

Источник

Статьи из Философского словаря (7 стр.)

Но не так обстояло дело в римском сенате, почти целиком состоявшем из принципиальных и практических атеистов, иначе говоря, из людей, не веривших ни в Провидение, ни в загробную жизнь; сенат этот был собранием философов, сладострастных и горделивых, весьма опасных (такими они были все без исключения) и погубивших республику. При императорах продолжал процветать эпикуреизм; сенатские атеисты были мятежниками во времена Суллы и Цезаря; при Августе и Тиберии они были безбожниками-рабами.

Я бы не хотел иметь дело с государем-атеистом, заинтересованным в том, чтобы истолочь меня в ступе: уверен, что в этом случае меня стерли бы в порошок. Я не хотел бы также, если бы я сам был сувереном, иметь дело с придворными-атеистами, заинтересованными в том, чтобы меня отравить: мне нужно было бы тогда на всякий случай каждый день принимать противоядие. А, следовательно, абсолютно необходимо и для государей, и для народов чтобы идея верховного Существа, Творца, управителя, воздающего и карающего, была запечатлена глубоко в умах.

Читайте также:  Сельскохозяйственные машины для внесения минеральных удобрений

Бейль в своих «Мыслях о кометах» пишет, что есть народы-атеисты. Кафры, готтентоты, топинамбы и многие другие малые нации совсем не имеют бога: они не признают его и не отвергают; они просто никогда ничего о нем не слыхали. Скажите им, что есть Бог — они легко в это поверят; но скажите им, что все вершится природой вещей, — они поверят вам также. Утверждать, будто они атеисты, то же самое, что обвинять их в антикартезианстве: ведь они ни за, и ни против Декарта. Они настоящие дети: ребенок не бывает ни атеистом, ни деистом — он вообще никто.

Какой же вывод сделаем мы из всего этого? Да тот, что атеизм — весьма опасное чудище, когда оно находится в тех, кто стоит у власти; он опасен и в кабинетных ученых, пусть даже жизнь их вполне невинна, ибо из их кабинетов они могут пробиться к должностным лицам; и если атеизм не столь гибелен, как фанатизм, он все-таки почти всегда оказывается роковым для добродетели. Отметим особенно, что ныне меньше атеистов, чем когда бы то ни было, после того как философы признали, что ни одно существо не развивается без зародыша, что не существует зародыша без замысла и т.д., а также что зерно не возникает из гнили.

Геометры, не являющиеся философами, отвергли конечные причины, но истинные философы их допускают; и, как сказал один известный автор, учитель катехизиса проповедует Бога детям, Ньютон же доказывает его бытие мудрецам.

Если атеисты существуют, то о ком стоит здесь говорить, если не о продажных тиранах наших душ, вызывающих у нас отвращение своими обманами, заставляющих некоторые слабые умы отрицать Бога, коего эти монстры бесчестят? И сколько раз эти кровопийцы народа доводили угнетенных граждан до возмущения против своего короля!

Люди, отягощенные нашей телесной субстанцией, нам кричат: «Будьте уверены, ослица действительно говорила! Верьте, что рыба проглотила человека и доставила его через три дня на берег здоровым и невредимым. Не сомневайтесь в том, что Бог вселенной повелел одному иудейскому пророку жрать дерьмо (Иезекиилъ), а другому — купить двух потаскух и родить от них детей блуда (Осия). Верьте в сотни вещей, либо явно омерзительных, либо математически невозможных; в противном случае сострадательный Бог бросит вас в адский костер на срок не в миллион миллиардов веков, но на целую вечность — будете ли вы при этом обладать телом или же нет».

Эти непостижимые глупости возмущают слабые и легковесные умы так же как и умы крепкие и мудрые. Они говорят: наши учители рисуют нам Бога самым неразумным и грубым из всех существ, следовательно, Бога не существует. Однако следовало бы сказать: итак, наши учители приписывают Богу свои собственные нелепости и жестокости, а значит, Бог прямо противоположен этому изображению; он настолько же мудр и благ, насколько они рисуют его безумным и злым. Так объясняют вопрос мудрецы. Но если их услышит какой-то фанатик, он донесет на них чину церковной полиции, и этот чиновник бросит их на костер, полагая при этом, что он отмщает божественное величие и ему подражает, в то время как на самом деле он наносит ему оскорбление.

БОГ, БОГИ

Раздел первый.

Мы вынуждены очень часто предупреждать, что «Словарь» этот создан вовсе не для того, чтобы повторять и твердить то, что было уже сказано многими другими.

Знание Бога вовсе не запечатлено в наших умах рукой природы, ибо в этом случае все люди обладали бы одним и тем же о нем представлением, а ведь ни одна идея не рождается вместе с нами. Идея вовсе не приходит к нам, как восприятия света, облика Земли и т.д., получаемые нами с того момента, как раскрываются наши глаза и наше сознание. Но философская ли это идея? Нет. Люди допустили существование богов до того, как среди них появились философы.

Откуда, однако, взялась эта идея? Она вытекает из чувства и той естественной логики, что развивается с годами у самых простых людей. Люди наблюдают поразительные эффекты природы, урожаи и бесплодие, ясные дни и непогоду, благодеяния и бедствия и чувствуют за всем этим господина. Для управления обществами требовались вожди, а потому возникла необходимость допустить существование хозяев этих новых хозяев, коих создала себе людская слабость, — существ, чье могущество заставляло бы трепетать людей, способных угнетать своих ближних. Первые суверены, в свою очередь, использовали эти понятия для укрепления своей власти. В том-то и заключались первые шаги, и потому-то любое небольшое общество имело своего бога. Понятия эти были грубыми, ибо грубым тогда было все. Весьма естественно рассуждать методом аналогии. Общество, руководимое вождем, не могло отрицать существование у соседней народности своего судьи и руководителя, а следовательно, оно не могло отрицать существование у этой народности своего бога. Однако поскольку каждая народность была заинтересована в том, чтобы ее вождь был самым лучшим, ей было также важно верить, и она верила, что ее бог — самый могущественный. Отсюда берут свое происхождение все эти древние мифы, длительное время повсеместно распространенные и повествующие о том, как боги одного народа сражались против бога другого. Отсюда же и те места в еврейских книгах, которые ежесекундно обнаруживают распространенное среди иудеев мнение, что боги их врагов существуют, но Бог иудеев — сильнее их.

Читайте также:  Код тн вэд удобрения для растений

Между тем, в больших государствах появились священники, маги, философы, ибо усовершенствовавшееся общество могло уже там выделять из себя праздных людей, занятых умозрениями.

Некоторые из этих людей изощрили свой разум до возможности тайного признания единого и всеобщего Бога. Так, хотя среди древних египтян почитался Озири, Озирис или, точнее, Озирет (что означает: земля эта — для меня) и хотя египтяне почитали и другие высшие существа, тем не менее они допускали верховное божество, именовавшееся ими Кнеф, символом которого была сфера на фронтисписе храма.

По этому образцу греки имели своего Зевса (Юпитера), господина других богов, бывших не чем иным, как ангелами вавилонян и евреев и святыми христиан римского сообщества.

Может ли множество равноправных по своему могуществу богов существовать одновременно? Вопрос этот более щекотливый, чем обычно думают, причем он весьма мало изучен.

У нас нет никакого адекватного понятия о божестве, мы можем только переходить от предположения к предположению, от правдоподобия к вероятности. Нечто существует, а значит, нечто существует извечно, ибо ничто не возникает из ничего. Это достоверная истина, на которой успокаивается ваш ум. Любое творение, указующее нам на средства и цель, указывает тем самым и на творца, а значит, наша вселенная, состоящая из пружин, из средств, каждое из которых направлено на свою цель, обнаруживает очень могущественного и разумного мастера. Вероятность эта приближается к максимальной уверенности; однако бесконечен ли этот верховный мастер? Всюду ли он или лишь в одном месте? И как ответить на этот вопрос с нашим ограниченным интеллектом и слабыми познаниями?

Один только мой разум доказывает мне присутствие Существа, организовавшего материю этого мира; но разум мой бессилен доказать мне, что Существо это создало эту материю, что оно извлекло ее из небытия. Все мудрецы древности без какого бы то ни было исключения считали материю вечной и существующей самое по себе. Все, что я могу сделать, не прибегая к помощи высшего разума, — верить, что Бог этого мира также вечен и существует сам по себе. Бог и материя существуют в силу природы вещей. А другие боги, как и другие миры, могли бы существовать? Целые народы и весьма просвещенные философские школы вполне допускали двух богов только в нашем мире: одного, являющегося источником блага, и другого — источник зла. Они допускали нескончаемую борьбу между двумя равными силами. Но, конечно, природа скорее может вынести наличие в необъятном пространстве многих независимых существ — абсолютных хозяев в своем, принадлежащем каждому из них, пространстве, нежели двух ограниченных и бессильных богов в этом мире, из коих один не в состоянии творить благо, а другой — зло.

Если Бог и материя существуют извечно, как это полагали в античности, то перед нами здесь два необходимых бытия; но если есть два необходимых бытия, то их может быть и тридцать. Одни только эти сомнения, являющиеся зародышем бесконечного числа размышлений, должны, по меньшей мере, убедить нас в слабости нашего разума. Нам надлежит вместе с Цицероном признать свое невежество в вопросе природы божества. Ведь мы никогда здесь не узнаем более того, чем знал он.

Источник

Adblock
detector