Меню

Ислам можно ли продавать навоз

Не продавай рыбу в море и птиц на небе

Бартер

В Исламе чётко расписаны нормы и правила проведения обмена, которые необходимо соблюдать. Шариат предписал для бартера такие же условия, как и для торговли. Бартер – это обмен одного товара на другой.

Условия торговли. При заключении договора необходимо произнесение слова (сига), подтверждающего куплю и продажу. То есть, тот, кто продаёт, пусть скажет: «Я продал!», а тот, кто покупает, пусть скажет: «Я купил!». Торговая сделка заключается при согласии сторон. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Торговля бывает при обоюдном согласии». Так как довольство есть скрытое состояние человека, условием при торговой сделке сделали вышеприведённое произнесение слов вслух.

Заключающие торговую сделку должны быть совершеннолетними; сознательными; зрячими, если товар такой, что его необходимо увидеть; мусульманами, если покупают Коран, и. т. д.

Товар, предназначенный для бартера, должен соответствовать пяти условиям:

1. Должен быть чистым. Торговля нечистью не дозволяется. Например: собака, свинья (кабан), навоз, мертвечина, хмельное и т.д.

2. Товар должен быть такой, что им можно будет воспользоваться. Например, нельзя продавать крупу по два-три зёрнышка, комара, муху, но пиявок можно продавать и покупать.

3. Должна быть возможность передачи товара друг дугу. Нельзя продать то, что утеряно, или то, что другим отнято у него; рыбу в море или птицу на небе — их можно продать только после того, как их поймают и выловят.

4. Должен быть хозяином того, что продаёшь. Нельзя продать, то, что тебе не принадлежит.

5. Обмениваемый товар должен быть чётко определён и указан (вес, цвет, объём и т. д.)

Составляющими торговли являются: продавец, покупатель, цена, и фраза «продал-купил!».

При состоявшейся торговой сделке нельзя (греховно):

1. Нарушать торговлю того, кто продаёт, сбивая цену после того, как заключена сделка, или поднимая её.

2. Нельзя, встречая тех, кто идёт продавать товар, скупать у будущих продавцов всё до того, как они узнают реальную цену товара.

3. Греховна монополия в торговле. Это — скупка всего товара и продажа или обмен его по завышенной цене, когда люди будут больше в ней нуждаться.

4. Греховно делать вид, что покупаешь по завышенной цене, для привлечения покупателей.

5. Нельзя (греховно) продавать виноград тому, кто готовит вино.

6. Греховно продавать оружие тому, кто притесняет и угнетает, даже если торговая сделка считается выгодной.

7. Греховно продавать то, что заключает в себе обман или подвох, и скрывать недостатки товара.

При несостоявшейся торговой сделке греховно: продать что-либо из тела жертвенного животного, даже шкурку. Раба мусульманина нельзя продать немусульманину, нельзя за скот обменивать мясо, нельзя продать того, чего нет в своей собственности.

В одной торговой сделке недопустимы два условия: например, «если платишь сейчас — такая цена, а если позже — другая цена». Недействительна сделка, заключённая при условиях: например, «я тебе это продаю с условием, что ты мне продашь то-то». Долг нельзя обменять на долг.

Порицается совершать торговую сделку с тем, у кого дозволенное и недозволенное смешано.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Можно ли использовать химические удобрения

Вопрос: Можно ли использовать химические удобрения в сельском хозяйстве?

Ответ: Хвала Аллаху, Господу миров. Наилучшее благословение и наиполноценное приветствие нашему господину Мухаммаду, его семейству и всем сподвижникам. Далее:

Во-первых, Всевышний Аллах возвеличил нас несравнимым Шариатом, любое его положение – благо для нас по милости Аллаха, поскольку он ниспослан нам от Господа миров, который в Коране сказал (смысл): «Сегодня я завершил вам вашу религию, и завершил Мои блага и доволен для вас Исламом как религией».

الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الإِسْلاَمَ دِيناً

Одной из благ нашего Шариата является то, что он запретил нам причинять вред самим себе, равно как и запретил наносить его остальным. Это вытекает из того, что привёл имам Ахмад от Ибну Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, в котором говорится, что Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Нельзя причинять вред ни себе, ни другому».

عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللهُ عَنهُما قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَعلى آلِهِ وَصَحْبِهِ وَسَلَّمَ: «لا ضَرَرَ وَلا ضِرَارَ«

Читайте также:  Северная восточная сибирь почвы

В другой передаче этого хадиса, приводимого имамом ат-Табарани от Джабира бин Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, рассказывается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «По Исламу нельзя причинять вред ни себе, ни другому».

وفي رواية للطبراني عن جابرِ بنِ عبدِ اللهِ رَضِيَ اللهُ عَنهُ قالَ: قالَ رسولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَعلى آلِهِ وَصَحْبِهِ وَسَلَّمَ: «لا ضَرَرَ، لا ضِرَارَ في الإسلامِ«

А в передаче этого хадиса аль-Хакимом от Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, говорится: «Нельзя причинять вред ни себе, ни другому. Тому, кто навредит – навредит Аллах, а тому, кто усложнит другому – усложнит Аллах».

وفي روايةٍ للحاكم عن أبي سعيدٍ الخدريِّ رَضِيَ اللهُ عَنهُ، أنَّ رسولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَعلى آلِهِ وَصَحْبِهِ وَسَلَّمَ قالَ: «لا ضَرَرَ ولا ضِرَارَ، مَن ضَارَّ ضَارَّهُ اللهُ، وَمَن شَاقَّ شَاقَّ اللهُ عليهِ«

Из этих изречений Пророка ﷺ сложили шариатское правило: «вред необходимо устранять».

Во-вторых, ещё одним благом нашего Шариата является то, что он запретил запретное, равно как и запретил предпосылки к нему. Любые предпосылки к совершению запретного также считаются запретными, ибо решение Шариата относительно средств такое же, как и относительно целей: то, что является средством совершения запретного, также становится запретным, даже если в основе своём оно дозволенное.

Заключение:

Если эти химические добавки наносят вред употребляющим эти посевы/плоды: будь то человеку или животному – на мой взгляд, в большинстве своем это так и есть, – то их использование запрещено и такой заработок будет запретным. А если они не наносят вреда употребляющим их, – а это я считаю весьма маловероятным, – то нет греха в их использовании. Исходит от них вред или нет – должны заключить специалисты в этой области: агрономы и химики. А Аллах знает лучше!

Ахмад Шариф ан-Наасан, муфтий региона аль-Баба, Сирия

Источник

Ислам можно ли продавать навоз

Автор: Шейх Мухаммад Али Сабуни Книга: Фикх аль-муамалят Комментарии: Ахмад Абу Яхья

К сделкам, которые не разрешается заключать согласно Шариату, относятся продажа и покупка нечистого в соответствии с Шариатом (наджас) и смешанного с нечистым (мутанаджас): опьяняющие напитки, свинина, кровь, мертвечина, помёт, навоз. Если же предмет торговли будет нечистым или смешанным с нечистым, то это нарушает одно из условий действительности сделки, предполагающее чтобы предмет торговли был чистым, незапретным к использованию.

Что касается опьяняющих напитков, свинины и крови, то основным доводом их запрета является аят Корана (смысл): «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха, или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано для идолов. » [1]. Также Аллах сказал(смысл): «Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, идолы и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны» [2].

Слово «риджс», приводимое в указанном выше аяте, означает нечто нечистое, грязное. Опьяняющие же напитки запрещены к употреблению, а также не могут выступать в качестве предмета акта купли-продажи. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил запретность опьяняющих напитков в хадисе из сборников имамов Бухари и Муслима: «Поистине, Аллах запретили продавать опьяняющие напитки, падаль, свинину и идолов». Тогда Пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «О Посланник Аллаха, а что ты скажешь о жире мёртвых животных, которым покрываются борта и днища кораблей и смазываются кожи и который используется для освещения?» – он ответил: «Нет, это запретно». Потом же Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, добавил: «Аллах проклял [3] иудеев, потому что им был запрещён жир мертвечины, но они продолжали ее использовать, продавать и кормиться за счет денег, полученных от его реализации» [4].

Читайте также:  Определите значение терминов почва черноземы желтоземы

Также в сборнике имама Бухари содержится глава «О запрете торговли опьяняющими напитками», в которой передано, что Аиша, да смилуется над ней Аллах, сказала: «Когда были ниспосланы последние аяты суры «Корова», Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Продажа опьяняющих напитков запрещена» [5].

То же самое касается всех видов нечистого (наджас), т.е. их запрещено продавать. Это относится ко всем видам наркотиков: опиум, гашиш, героин и прочие виды этой мерзости. Причина этого – запрет Пророка, мир ему и благословение Аллаха, всего опьяняющего и меняющего сознание.

Также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, проклял того, кто продает опьяняющие напитки, и того, кто покупает их, и того, кто производит их и того, кому производят их, и того, кто перевозит их, и того, кому перевозят их» [6]. Слово «проклял» указывает на самую суровую форму запрета.

Некоторые ученые в области исламского права разрешили продажу нечистого (наджас), в котором есть польза, дозволенная Шариатом. Например, продажа навоза, в котором нуждаются владельцы садов для удобрения. К качестве доказательства такие ученые используют хадис, переданный Ибн Аббасом: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, проходя мимо мертвого барана, спросил: «Почему вы не используете его шкуру?» [7] – они ответили: «Это же мертвечина!». На что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, его запрещено употреблять в пищу» [8].

В приведенном выше хадисе есть указание на разрешение использования некоторых видов нечистого (наджас) не для еды, как кожу после её дубления и всего, из чего можно получить пользу. Также ученые, приводящие данный хадис в качестве доказательства, указали на дозволенность продажи навоза в качестве удобрения [9].

[1] Сура «Трапеза», аят 3.

[2] Сура «Трапеза», аят 90.

[3] Имам Бухари пояснил, что слово «коталя» подразумевает «проклял».

[4] Этот хадис приводят Аль-Бухари в разделе «Продажа мертвечины и идолов» (2236) и Муслим (71).

[5] Этот хадис приводит Аль-Бухари (2226).

[6] Этот хадис приводят Ат-Тирмизи (1295) и Ибн Маджа (3381).

[7] Известно, что шкура барана очищается дублением.

[8] Этот хадис приводит Аль-Бухари (2221).

[9] Важно отметить, что большинство ученых в области исламского права, в частности шафиитской правовой школы (мазхаб), утверждают о недозволенности продажи нечистого (наджас) вообще, но заявляют о доволенности в некоторых случаях уступки. Например, в основе собаку нельзя продавать, но некоторые виды собак можно использовать, например, для охоты, для охраны, и в этом случае можно просто уступить, т.е. человек просто отказывается от своего права собственности в пользу другого.

Источник

Про продажи перед новым годом

Вопрос № 231:
«Можно ли продавать продукты питания на рынке 31 декабря, когда христиане и другие люди собираются праздновать новый год?»

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Основа в том, что касается торговли в дни немусульманских праздников: христианских, иудейских, языческих и т. п., — аят, в котором Всевышний говорит:

ۖ وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَىٰ ۖ وَلَا تَعَاوَنُوا عَلَى الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ ۚ وَاتَّقُوا اللَّهَ

«Помогайте друг другу в благочестии и в набожности, и не помогайте друг другу в том, что является запретным и враждебным, и бойтесь Аллаха»
[сура «аль-Маида», аят 2]

Если мусульмане продают в этот день то, что помогает неверным отмечать их праздники, используется ими для празднования, например свечи, поздравительные открытки или специальные украшения, то это запрещено, потому что помогает людям совершать запретное. И в Судный день, когда Аллах приведет к Себе вас и этих людей, они скажут: «Эти мусульмане помогали нам в запретном: они продавали нам игрушки, и свечи, и подарки, которые мы использовали для своих праздников», — они выставят это против вас в Судный день. Зачем вам это надо? Ради какого-то мирского, мелкого, небольшого достатка вы подвергаете себя такой опасности? Умный человек не будет подвергать себя опасности.

Читайте также:  Удобрение для тыквы весной

Но если мусульманин продает товары, которые не предназначены специально для неисламских праздников, например конфеты, ткани, одежду, или продукты питания — т. е. то, что он всегда продавал, и не делает для этих дней никаких специальных скидок, рисунков — ничего, что указывало бы на праздник, то в этом нет проблем. То есть он занимается обычной повседневной торговлей, ничего не меняет, цена на его товары соответствует рыночной. Если везде на рынке повысилась цена, то он тоже поднимает цену, но не по причине праздников, а из-за общего повышения цен, потому что свой товар он тоже покупает по повышенной цене, поскольку уже за месяц до праздников начинается рост цен на многие товары, торговцы стремятся заработать на людях, которые будут готовиться к праздникам. Это известно всем, кто занимается торговлей.

Итак, мусульмане без проблем могут продавать в дни праздников неверных те товары, которые являются обычными, не имеющими прямого отношения к этим праздникам, даже если цена на них выросла по причине общего роста цен.

Однако если мусульманин уверен, что именно этот товар, даже если он обычный, будет использован в совершении чего-то запретного, т. е. именно в данном частном случае продавец знает, что покупатель собирается использовать его товар для совершения греха, тогда лучше не продавать его. Здесь мы не скажем «харам», но отказаться от продажи лучше для человека, для его религии. Это аналогично ситуации, когда ты продаешь ножи, а у тебя на глазах ссорятся два человека, и один из них устремляется к тебе, чтобы купить нож и убить второго. Ты же не продашь нож в этом случае? Потому что ты знаешь, что твоим ножом собираются убить человека. И аналогично, если ты точно знаешь, что у тебя хотят купить товар, чтобы использовать его для совершения греха, ты не имеешь права продавать его, и это, как минимум, нежелательно.

В дни немусульманских праздников поток покупателей гораздо больше. Стоит ли закрывать торговые точки?

Если ваши товары не предназначены именно для этих праздников и на них нет праздничных логотипов, то не надо закрывать свои магазины. Мы живем в государстве, где живут и мусульмане, и немусульмане, поэтому приходится терпеть некоторые вещи и проявлять к ним понимание. Если все мусульманские магазины закроются, что будет делать человек, пожелавший приобрести что-нибудь халяльное? Где он это купит? Поэтому основа в торговых отношениях — это дозволенность, кроме тех случаев, когда есть указание на запрет.

Можно ли принимать подарки от неверных в дни их праздников?

Если подарок относится к категории запретного, например крест, или харамное мясо, которое нельзя принимать в пищу, свинина и т. д., то такие подарки принимать запрещено как в дни немусульманских праздников, так и в любое другое время. Но если это халяль, например какая-то еда, которую готовят неверные: выпечка, фрукты, крашеные яйца, пироги, сыры, какие-то их интересные блюда — все это можно принимать, потому что ‘Али и ‘Айша, да будет доволен ими Аллах, брали у многобожников подарки в день науруза. Известно, что науруз — это праздник многобожников, огнепоклонников, но Али и Айша, да будет доволен ими Аллах, брали их еду, если она была халяльной.

Если же тебе принесут вино или шампанское, или музыкальные инструменты, или что-то в этом роде, конечно, ты не можешь это принять. Запретное не принимается ни во время праздников, ни в другое время.

Если родители хотят, чтобы я зарезал индейку в этот день, дозволено ли мне это сделать?

Лучше, если ее зарежешь ты, чем они отдадут ее зарезать какому-нибудь немусульманину или алкоголику. Если они все равно празднуют этот праздник, то лучше ты зарежь эту индейку, и она будет для тебя халялем, чтобы ты тоже смог покушать ее.

А Аллаху известно лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
8 Джумада аль-уля 1441 г. (03.01.2020)

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]

Источник

Adblock
detector