Использование сельхоз земель для выращивания леса
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ,
ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ЗЕМЛЯХ
1. Настоящее Положение устанавливает особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.
2. Настоящее Положение не распространяется на мелиоративные защитные лесные насаждения.
3. Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.
4. Использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается в целях, предусмотренных пунктами 1 — 10.1, 13 — 15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом не допускается размещение в соответствующих лесах зданий, строений, сооружений, не предусмотренных пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации.
5. Использование, охрана, защита лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, а также уход за такими лесами осуществляются правообладателями земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса (далее соответственно — правообладатели, земельные участки).
6. При использовании расположенных на земельных участках лесов в целях, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, правообладатели таких земельных участков осуществляют также мероприятия по воспроизводству лесов.
7. Правообладатель в течение 2 лет со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. N 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» или со дня регистрации права на соответствующий земельный участок вправе направить уведомление об использовании лесов, расположенных на таком земельном участке, с указанием вида или видов использования лесов с учетом положений пункта 4 настоящего Положения в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, а также в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. В случае направления такого уведомления наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания древесно-кустарниковой растительностью не является признаком неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
8. Правообладатели осуществляют использование, охрану, защиту и уход за такими лесами в соответствии с лесным законодательством и с учетом настоящего Положения до начала проведения культуртехнической мелиорации в целях вовлечения таких земель в сельскохозяйственный оборот в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О мелиорации земель» или до принятия в установленном порядке решения о переводе таких земель или земельных участков в категорию земель лесного фонда.
9. Правообладатель при принятии решения о прекращении использования лесов, расположенных на соответствующем земельном участке, о вовлечении такого земельного участка в сельскохозяйственный оборот и проведении на нем культуртехнической мелиорации уведомляет органы, указанные в пункте 7 настоящего Положения, о прекращении деятельности по использованию лесов на соответствующем земельном участке.
10. При осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается сплошная и выборочная рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 настоящего Положения, при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ такого земельного участка.
11. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также в нерестоохранных полосах лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, запрещаются сплошные рубки лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации.
12. При осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, рубки лесных насаждений осуществляются без отвода лесосек и составления технологических карт лесосечных работ.
13. При осуществлении рубок лесных насаждений при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения:
а) не допускается повреждение дорог, мостов, просек, мелиоративных систем, дорожных и других сооружений, русел рек и ручьев;
б) не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог;
в) не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление промышленными и иными отходами;
г) запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные в местах рубок деревья) и срубленных зависших деревьев;
д) не допускается оставление не вывезенной в установленный срок древесины в местах рубок;
е) не допускается вывозка, трелевка древесины на сельскохозяйственные угодья, на которых осуществляется производство сельскохозяйственной продукции;
ж) не допускается уничтожение верхнего плодородного слоя почвы вне волоков и погрузочных площадок.
14. Использование лесов, расположенных на находящихся в государственной, муниципальной собственности землях сельскохозяйственного назначения или на земельных участках, не предоставленных в пользование третьим лицам, в целях заготовки древесины гражданами для собственных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации.
15. Учет, маркировка, транспортировка и декларирование сделок с древесиной, полученной в результате рубок лесных насаждений при осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с требованиями, установленными лесным законодательством Российской Федерации.
16. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с частью 5 статьи 32 Лесного кодекса Российской Федерации без ограничений по срокам и периодам.
17. Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с частью 5 статьи 34 Лесного кодекса Российской Федерации без ограничений по срокам и периодам.
18. Лица, использующие леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, и правообладатели обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами.
19. Охрана, защита, уход за лесами, расположенными на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной, муниципальной собственности, и землях, право собственности на которые не разграничено, а также на земельных участках, расположенных в границах таких земель, обеспечиваются правообладателями таких земель и земельных участков, в случае отсутствия таких правообладателей — федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия собственника в отношении таких земель и земельных участков в соответствии с земельным законодательством.
20. В лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, запрещается проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов.
21. При использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, составления проектов освоения лесов, подачи лесной декларации, а также представления отчетов об использовании лесов, об охране лесов, о защите лесов и воспроизводстве лесов, предусмотренных лесным законодательством Российской Федерации, не требуется.
22. Правообладатели представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, сведения об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.
23. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом, осуществляют учет сведений об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов на основе сведений, представленных правообладателями, а также на основе землеустроительной документации, данных государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и других источников информации.
24. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в пункте 23 настоящего Положения, представляют сведения об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по ведению государственного лесного реестра.
Источник
Минприроды доработало запрет на лесное фермерство
Минприроды России опубликовало доработанную версию проекта поправок в правила использования лесов на сельхозземлях. Чиновники проигнорировали тысячи отрицательных отзывов и комментариев. Они снова собираются запретить людям выращивать лес на принадлежащей им земле и фактически уничтожат леса на землях сельскохозяйственного назначения. Как теперь действовать, чтобы этому помешать?
Что происходит?
Речь идет о борьбе людей за право выращивать леса на принадлежащих им землях сельскохозяйственного назначения, которая длится уже не первый год. Эти леса за последние десятилетия выросли на бывших полях и пастбищах. Сейчас их существование незаконно: собственники сельхозземель обязаны расчищать свои участки от леса, а за невыполнение этих обязательных требований предусмотрены крупные штрафы (до 50 тыс. руб для физических лиц и до 700 тыс. руб для юридических лиц) и даже изъятие земли.
Краткая история вопроса
Сентябрь 2019: Greenpeace России запускает общественную кампанию #ЗаСвойЛес с требованием дать людям право выращивать лес на своей земле. Январь 2020: Президент поручает новому правительству России установить правила использования лесов на землях сельскохозяйственного назначения, при которых есть возможность использовать такие леса без изменения формы собственности или изменения категории земли. Из поручения следует, что у людей должна появиться возможность выращивать леса на своих сельхозземлях. Апрель 2020: петиция #ЗаСвойЛес набирает более 100.000 подписей. Сентябрь 2020: Победа! Правительство России принимает постановление №1509 об особенностях использования, защиты и воспроизводства лесов на сельхозземлях. Все еще остаются противоречия с земельным законодательством, но сделан важный шаг для появления в России новой отрасли – лесного фермерства. Октябрь 2020: Активизируются оппоненты. Председатель аграрного комитета Госдумы Владимир Кашин и председатель думского комитета по природным ресурсам Николай Николаев публично выступают против идеи выращивания леса и лесного фермерства на сельхозземлях и инициируют процесс переделки постановления №1509. Февраль 2021: Минприроды России публикует проект поправок в постановление №1509 на портале regulation.gov.ru. Поправки вновь запрещают людям выращивать лес на принадлежащей им земле и направлены только на уничтожение лесов на землях сельскохозяйственного назначения. Проект набирает более 6000 дизлайков и более 5000 замечаний от неравнодушных людей, бизнеса, общественных и научных организаций. |
Минприроды России, несмотря на негативные отзывы и замечания, публикует «доработанный» текст поправок без существенных изменений. Прямо сейчас проект проходит формальную процедуру «оценки регулирующего воздействия» на экономику, но окончательное решение в ближайшее время будет принимать правительство.
Неужели нет ни капли позитива?
Есть. Три капельки.
Самое важное, что сейчас происходит, — растет интерес к теме лесоводства со стороны реальных собственников сельхозземель. Оформилось Сообщество агролесоводства и лесного фермерства. Надеемся, что это будет независимая структура, которая объединит собственников-лесоводов и будет отстаивать их интересы.
Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов предложил использовать заброшенные сельхозземли для лесоводства. Для этого нужно внести в раздел растениеводства в классификаторе видов разрешенного использования земельных участков подраздел «Выращивание лесных насаждений».
Эксперты Высшей школы экономики, Сколково и Международного центра конкурентного права и политики стран БРИКС опубликовали исследование «Битва за климат: карбоновое земледелие как ставка России», где в числе прочего оценили потенциал заброшенных сельхозземель, зарастающих молодым лесом, при реализации климатических проектов. Но если запретительные для сельского лесоводства поправки Минприроды примут, реализация климатических проектов станет невозможной.
Что делать?
Самое важное сейчас — не допустить принятия правительством разрушительных для сельского лесоводства поправок, которые подготовили Минприроды.
Мы продолжаем собирать подписи под петицией #ЗаСвойЛес и направляем её председателю правительства Михаилу Мишустину.
А чтобы наше мнение точно услышали, мы просим вас отправлять личные обращения через официальную электронную приемную правительства России. Личные обращения рассматриваются отдельно, и чем больше их будет отправлено, тем большее влияние они могут оказать.
У людей должно быть право выращивать лес на своей земле!
Как отправить обращение в Правительство России
1. На официальном сайте Правительства зайдите в раздел “Обращения граждан” по ссылке http://services.government.ru/letters/form/
2. Заполните обязательные графы, они помечены красной звёздочкой.
3. В графе «Тема обращения» укажите «11. Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды».
4. В графу «Текст сообщения» скопируйте текст ниже или напишите свой текст на его основе.
5. Прикрепите файл с текстом нашей петиции, где приводятся подробные обоснования и предложения.
6. Нажмите «Отправить обращение».
Если все сделано правильно, то на экране появится сообщение, что ваше обращение принято и будет рассмотрено
Greenpeace — некоммерческая организация, мы существуем только благодаря поддержке частных лиц. Наша финансовая отчётность доступна и открыта для всех. Сторонники Greenpeace в начале каждого года могут запросить справку с суммой пожертвований за прошлый год, и с её помощью получить налоговый вычет в размере 13 %. Чтобы мы могли планировать свою работу на следующие годы, нам нужна ваша постоянная поддержка.
Источник