Окружающий мир 3 класс рабочая тетрадь Плешаков 1 часть страница 37
👉 Ответы к странице 37. Окружающий мир 3 класс рабочая тетрадь 1 часть. Автор: А. А. Плешаков.
Практическая работа «Исследуем состав почвы».
Цель работы: определить, что входит в состав почвы.
Оборудование. У учащихся: сухая почва, два лабораторных стакана с водой, ложка или стеклянная палочка. У учителя: свежая почва, штатив, спиртовка, тарелка (чашка) для нагревания почвы, стекло, держатель, лабораторный стакан, фильтр, пипетка.
Ход работы: по заданиям учебника (опыты с нагреванием проводит учитель). По ходу работы заполняй
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель).
Презентация: сообщи классу о результатах своей работы, выслушай и оцени другие сообщения.
Опыт 1. Бросаем комок почвы в воду. Из нее начинают выходить пузырьки.
Вывод: в почве есть воздух.
Опыт 2. Нагреваем свежую почву на огне. Держим над ней холодное стекло. Стекло начинает запотевать.
Вывод: в почве есть вода.
Опыт 3. Продолжаем нагревать почву. Замечаем дым и чувствуем неприятный запах.
Вывод: горит перегной, который окрашивает почву в темный цвет.
Опыт 4. Серую почву насыпаем в стакан с водой и перемешиваем.
Вывод: глина и песок присутствуют в почве. Песок оседает вниз, а глина располагается выше.
Опыт 5. Фильтруем воду, в которой была почва. Капли помещаем на стекле. Держим его над огнем. Наблюдаем налет белого цвета.
Вывод: в почве есть минеральные соли.
Оценка выполненной работы: цель достигнута, состав почвы был исследован.
Источник
Технологическая карта урока по окружающему миру для 3 класса по теме: «Что такое почва?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выполнила: Чурикова Т атьяна А натольевна, учитель начальных классов. МБОУ «Видновская СОШ №2»
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Цель : Создать условия для знакомства и изучения основного свойства почвы и ее состава в режиме аналитико-поисковой опытно-исследовательской деятельности.
Основное содержание темы, термины и понятия :
Основное содержание: 1. Введение в исследование. 2. Что такое почва? 3. Основное свойство почвы. 4. Внешние признаки почвы. 5. Выявление состава почвы опытным путем: а) наблюдение; б) опыт; в) эксперимент. 6. Анализ полученных результатов. 7. Подведение итогов. 8. Рефлексия.
Термины и понятия: земля, почва, плодородие, состав почвы, перегной, воздух, вода, глина и песок, медведка, крот, земляной червь, цвет, запах, растворимость, свойства, опыт, исследование, наблюдение, гипотеза, метод.
Личностные : формирование положительного устойчивого познавательного интереса и деятельности обучающихся к изучению свойства и составу почвы. Формировать бережное отношение к природе, растениям, земле, как к важному составляющему жизни на Земле.
Познавательные: формирование начальных основ исследовательской деятельности, естественнонаучной грамотности младшего школьника: знакомство с учебным лабораторным оборудованием, основными методами научного исследования (наблюдение, опыт, эксперимент).
Регулятивные: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к почве, как ценному природному веществу; фиксировать успешность деятельности.
Коммуникативные: Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
В познавательной (интеллектуальной) сфере: умение наблюдать и выделять состав почвы и основное свойство, исследовать состав почвы разными методами (наблюдение, опыт, эксперимент), знать основные свойства, состав почвы; понимать взаимосвязь между растениями, плодородием, составом почвы и живыми существами живущими в почве; выделять характерные особенности почвы как природного вещества.
В ценностно-ориентационной сфере : знание основных правил поведения в природе и бережного отношения к ней.
Характеристика деятельности учащихся :
— работа с терминами и понятиями;
— анализируют фрагменты с изображениями ;
— формулируют определение почвы;
— предлагают методы исследования для определения с остава почвы ;
— проводят исследование для определения с остава почвы ;
— проводят наблюдения для определения состава почвы ;
— заполнение в рабочей тетраде таблицы « Состав почвы »;
— анализ полученных результатов;
— делают выводы на основе проведенных исследований , наблюдений ;
— проводят рефлексию и самооценку собственной деятельности.
Организация образовательного пространства
УМК: Учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., рабочая тетрадь для учащихся.
Электронные: фрагменты с изображениями: поля, почвы в разрезе, вспахиваемое поле .
Технические: проектор, докска для просмотра, компьютер учителя
демонстрационное: земля, вода, горелка
Дополнительные: ручка, карандаш, стаканы, ложка
Технология изучения темы. На уроке обучающиеся научаться определять состав почвы путем несложных исследований, наблюдений.
Технологическая карта урока
I. Самоопределение к деятельности (определение темы, целеполагание)
Цель : мотивировать обучающихся к определению и изучению темы
1. Введение в исследование
Даются для рассмотрения три картинки: почвы.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Знают все: и мал и стар,
Что она – большущий шар. (Земля)
Сказала лопата: — земля, чтобы рыть.
Ботинки сказали: — земля, чтоб ходить.
А люди сказали: — земля, чтобы жить.
– Что такое земля? (Планета, место где растут растения)
– Верно, у земли есть несколько значений.
– А как можно по другому назвать место где растут растения?
Как по другому назвать землю?
Правильно, ЗЕМЛЯ – это ПОЧВА !
– О чем же мы сегодня с вами будем говорить ,что будем исследовать и главное свойство чего узнаем?
Анализируют услышанный текст и иллюстрации. Размышляют и высказывают предположения о теме и цели урока.
II. Учебно-познавательная деятельность
Цель : создать целостное представление о почве, как особом природном теле. Начать формирование естественнонаучного мышления учащихся посредством выдвижения гипотез.
Задание . Рассуждаем и формулируем
Учитель предлагает вопросы для обсуждения:
Вспомните свою работу у бабушки на огороде или в саду или как в прошлом году мы сажали деревья. (Метод наблюдения)
— Какого цвета почва?
— Сухая или влажная была почва?
— Плотная или рыхлая?
С помощью учебника с.69 дети отвечают на вопрос №1 в р.т.с.36 – Предлагает определение почвы. –– Почва – это верхний плодородный слой земли.
– Имеет ли почва какое то значение для животных, нужна ли она им? Какие животные живут в земле?
Давайте поможем Муравью Вопросику, подписать фотографии своих знакомых животных, обитающих в почве. Подпишите их в р.т.с.36 №2 помогая себе рисунком из учебника на с.68 (1.(7) – лесная мышь; 2.(1) – медведка; 3.(8) – дождевой червь; 4.(4) – крот.
– Почему же почва плодородна? – Выскажи гипотезу (предположение) и поясни почему ты так думаешь?
– Давайте предположим ,что в почве содержится (почему она считается плодородной), что в ней такое содержится, что необходимо растениям для жизни?
– Чтобы узнать, так ли это, изучим состав почвы.
Организует работу в группе для понимания состава почвы. Оказывает помощь в определении незнакомых понятий.
Отвечают на вопросы и формулируют определение почвы. Высказывают гипотезы
Работают с терминологией. Пытаются дать определения незнакомым терминам
3. Неизведанный состав почвы. Практическая работа.
Итак, сейчас мы с вами проведем несколько опытов на определение состава почвы и заполним таблицу выводами от полученных результатов в р.т.с.37
Учитель демонстрирует в стакане воду, в которую бросает комочек сухой почвы.
– Мы видим, как из почвы выходят пузырьки, что это? – Правильно, воздух.
Вопросы: Значит, какой можно сделать вывод, что содержит в себе почва? Давайте запишем этот вывод в таблицу правее надписи Опыт №1. – Почва содержит воздух.
На каждый стол дети получают по стакану с чистой бутилированной водой для каждого.
Блюдечко с комочком почвы и ложечкой, салфетку.
Обсуждают в парах увиденное и высказывают свои предположения-версии.
Анализируют и делают вывод о составе почвы и фиксируют результаты исследования в рабочей тетраде.
-Ребята, сейчас мы немного поиграем в «Живое-неживое». Если я называю объект живой природы – вы хлопаете 1 раз. Если объект неживой природы – прыгаете 1 раз. Если какой то другой объект, то ничего не делаете
Дом (ничего не делают)
-Какие молодцы, Вас не провести.
-Летучая мышь (хлопают)
-Молодцы. Присаживайтесь 3
4. Свойства воды
Учитель насыпает несколько ложек земли слегка смоченную (можно подготовить заранее) в алюминиевую емкость, зажигает горелку и ставит сверху. Ждем когда земля нагреется (провести физкультминутку). После этого накрыть сверху землю стаканом и посмотреть, как он запотевает и на нем получается конденсат (стекло становится влажным).
– Что показывает нам этот опыт, о чем говорит? – Давайте запишем этот вывод в таблицу правее Опыт №2. – В почве есть вода.
Дети наблюдают за проводимым опытом, обсуждают в группах увиденное и высказывают свои предположения-версии.
Анализируют и делают вывод о составе почвы и фиксируют результаты исследования в рабочей тетради.
Учитель продолжает нагревать почву (убрав стакан), вскоре мы увидим дым и почувствуем неприятный запах.
– Это сгорает перегной почвы, который образовался из остатков растений и животных. Перегной придает почве темный цвет.
– Что показывает нам этот опыт, о чем говорит? – Давайте запишем этот вывод в таблицу правее Опыт №3. – В почве есть перегной.
Дети наблюдают за проводимым опытом, обсуждают в группах увиденное и высказывают свои предположения-версии.
Анализируют и делают вывод о составе почвы и фиксируют результаты исследования в рабочей тетради.
Опыт №4.(заготовить стакан с водой)
Прокаленную почву, в которой весь перегной уже сгорел (она серого цвета), учитель, насыпает в стакан с водой и размешивает. Через некоторое время на дно стакана осядет песок, а поверх песка – глина.
– Что показывает нам этот опыт, о чем говорит? – Давайте запишем этот вывод в таблицу правее Опыт №4. – В почве есть песок и глина.
Дети наблюдают за проводимым опытом, обсуждают в группах увиденное и высказывают свои предположения-версии.
Анализируют и делают вывод о составе почвы и фиксируют результаты исследования в рабочей тетради.
Профильтруем воду, в которой долго находилась почва (1 стакан). Несколько капель наберем в ложку и дадим испарится воде держа над горелкой (заодно вспомним из какого и в какое состояние переходит в данном случае вода?). – На ложке останется белый налет. – Это минеральные соли, которые содержатся в почве, это питание для растений.
– Значит, в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде (вспомним: каким свойством в данном случае обладает вода (если в ней растворяется соль?) – растворитель.
– Итак, что же показывает нам этот опыт, о чем говорит? – Давайте запишем этот вывод в таблицу правее Опыта №5. – Почва содержит минеральные вещества.
Дети наблюдают за проводимым опытом, обсуждают в группах увиденное и высказывают свои предположения-версии.
Анализируют и делают вывод о составе почвы и фиксируют результаты исследования в рабочей тетради.
III. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель : начать формирование естественнонаучного мышления учащихся
Задание 1 . Оценка выполненной работы.
– Достигнута ли цель? (ответы детей) Давайте запишем на строчке под таблицей: – Да, цель достигнута.
Учитель предлагает детям внимательно посмотреть на заполненную таблицу «Состав почвы», и вспомнить, что входит в состав почвы: воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральные соли.
Читается текст из учебника с.70 под рисунком.
Анализируют полученные данные и приходят к выводу о составе почвы.
Задание 2 . Сравнение и анализ
Учитель предлагает выполнить задание №4 в р.т.с.38 (отметь стрелочками) самостоятельно, пользуясь подсказкой из учебника с.69.
Анализируют, сопоставляют, систематизируют полученные знания.
IV. Диагностика качества освоения темы
Цель: убедиться, что обучающиеся понимают, какое основное свойство почвы и как его сохранить
Задание . Закрепление полученных знаний путем выполнения задания в паре самостоятельно.
Учитель предлагает обменяться рабочими тетрадями с соседом и в задании №5 р.т.с.38 КАРАНДАШОМ. вписать в окошки соответствующие названия схемы из рисунка учебника с.70, но допустив при этом 1-2 ошибки, после этого снова обменяться рабочими тетрадями и найти ошибки заполнив все окошки уже ручкой. Проверить себя.
– О каком же основном свойстве почвы (земли) мы сегодня узнали? – Основное свойство почвы – это плодородие, его необходимо сохранять.
Анализируют полученные данные о плодородии почвы. Исправляют имеющиеся ошибки.
Учениками делается вывод, какое основное свойство почвы и как его сохранить.
V. Рефлексивная деятельность
Цель : продолжить формирование навыка проводить рефлексию и самооценку своей деятельности на уроке
Задание 1. Самоанализ
Учитель предлагает обучающимся выбрать и закончить предложение
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- У меня получилось …
- Я захотел попробовать…
- Меня удивило…
Задание 2. Самооценка
Учитель предлагает обучающимся оценить свою деятельность на уроке. (Смайлики)
Проводят рефлексию и самооценку собственной деятельности
Наглядно-демонстрационные:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник