Исследовательская работа. Оценка экологического состояния почвы опытного участка.
В наше время, важно знать, какие химические элементы и их соединения входят в состав почвы, особенно на учебно-опытном участке, так как на нём возделываются сельскохозяйственные растения и чтобы избежать неурожая мы должны следить за составом почвы. В последние годы подобных исследований не проводилось. Не зная состава, наугад, химические удобрения вносить нельзя. Дело в том, что, попадая в почву не своевременно или в избыточном количестве, удобрения могут переходить в труднодоступные для растений химические соединения, накапливаться в почве и воде, попадать в организм человека. Поэтому, нужно разработать рекомендации по улучшению состава почв опытного участка и рекомендации по внесению минеральных удобрений.
Почвы – это особые природные тела, такие же особенные, как животные, растения и минералы. Это отдельное «царство природы».
С почвой мы знакомимся еще тогда, когда с совочком и ведерком делаем куличики, когда и себя-то еще не помним. По почве мы всю жизнь ходим и ездим, выращиваем на ней урожай и, в конце концов, в нее же и превращаемся. С почвой мы встречаемся не реже, чем с растениями, и намного чаще, чем с дикими животными. А что мы о ней знаем?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа по оценке экологического состояния почвы опытного участка. | 2.07 МБ |
otsenka_ekologich._sost._pochvy.rar | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ: изучение экологического состояния почвы опытного участка
1. Провести физико–химический анализ почвы опытного участка.2.Провести исследование и дать общую оценку экологического состояния почв.3. Составить план по улучшению состояния почвы.
Задачи:
Почва- какое удивительное природное образование лежит у нас под ногами! Буйно зеленеющим нарядом покрывает она землю, давая пищу растениям.Она является средой обитания корней, посредником между растениями и удобрениями, растением и влагой, это источник питательных веществ для растений. ДОКУЧАЕВ В.В.
АКТУАЛЬНОСТЬ
исследование экологического состояния почв раньше не проводилось. а не зная почвы, ее химического и физического состава нельзя проводить агротехнические мероприятия и вносить химические удобрения.
Направления исследовательской работы:1. Определение структуры и механического состава почвы.2.Исследование водных и воздушных свойств почвы.3. Изучение экологического состояния почв. 4.Исследование кислотности почвы. 5. Определение наличия в почве различных солей.
Определение структуры и механического состава почвы
Определение влагоемкости иводопроницаемости почвыK=((ml – m2)x 100%):ml
Определение структуры почвы
Наличие хлоридов
Наличие карбонатов, нитратов
Наличие в почве сульфатов, ионов кальция
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Участок №1 – злаковый, имеет среднесуглинистую почву.Участок №2 – овощной, имеет супесчаную почву
Результаты исследования
На участке №1 почва структурная. Такая почва состоит из более крупных частиц, связанных в отдельные комочки разнообразной формы и величины. На участке №2 почва мелкоструктурная. В основу этих почв входят очень мелкие частички. В таких почвах плохо проходит вода и воздух.
У структурных типов почв влагоемкость меньше, чем у мелкоструктурных.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Химический анализ почвы:Содержание карбонат – ионов: в почве с участка №2 под действием соляной кислоты интенсивность «вскипания» слабая, с участка №1 – средняя.В обеих пробах почвы: содержание сульфат – ионов 1-0,5 мг. на 100 мл. раствора, наличие хлорид – ионов 1 – 0,1 мг на 100 мл раствора вытяжки, наличие ионов кальция 1 – 0,1 мг в 100 мл раствора вытяжки. Содержание катионов и анионов в почве не превышает ПДК.
Выводы: В результате проведенных исследований было выявлено: почва с участка №2 – супесчаная, структурная; с участка №1 – среднесуглинистая, мелкоструктурная.При изучении влагоемкости и водопроницаемости почв исследования показали, что структурные почвы обладают меньшей влагоемкостью, но большей водопроницаемостью; а бесструктурные почвы обладают большей влагоемкостью, но меньшей водопроницаемостью.Исследование аэрации почвы показали, что менее всего аэрация выражена у суглинистых почв, а максимально – у супесчаных.
ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВЫ НЕОБХОДИМО:
РЕКОМЕНДАЦИИ -Для получения высокого урожая на 1 участке необходимо вносить органические удобрения-При слабокислой реакции на суглинистой почве вносить 500 г. известковых удобрений на 1м2. Известь оказывает благотворное влияние на состав почвы в течение 10 лет.- Составить схему севооборота на 3 года.- При внесении минеральных удобрений следить за уровнем рН в почве. Не допускать повышения кислотности. В случае необходимости принять меры по раскислению почвы.
Источник
Научная работа по экологии на тему «Исследование почв»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Отдел образования Кузнецкого района Пензенской области.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа р.п. Евлашево.
Исследовательская работа по экологии
Исследование пробы почв с разных регионов России
Конновой Анны Александровны
Учащейся 10 класса
МОУ СОШ р.п. Евлашево
Руководитель: Булатова Анастасия Юрьевна
МОУ СОШ р.п Евлашево
1.Образование почв и их разнообразие…………………………. 6
2.Подготовка кислотных вытяжек. ………………………………………..…. 9
3. Определение водопроницаемости почвы……………………………………10
4. Исследование кислотности почвы……………. ……………………………11
В наше время, важно знать, какие химические элементы и их соединения входят в состав почвы чтобы избежать проблем мы должны следить за составом почвы. В последние годы подобных исследований не проводилось. Почвы – это особые природные тела, такие же особенные, как животные, растения и минералы. Это отдельное «царство природы».
С почвой мы знакомимся еще тогда, когда с совочком и ведерком делаем куличики, когда и себя-то еще не помним. По почве мы всю жизнь ходим и ездим, выращиваем на ней урожай и, в конце концов, в нее же и превращаемся. С почвой мы встречаемся не реже, чем с растениями, и намного чаще, чем с дикими животными.
Загрязняющие вещества – это вещества антропогенного происхождения, поступающие в окружающую среду в количествах, превышающих природный уровень их поступления. Загрязнение почв – вид антропогенной деградации, при которой содержание химических веществ в почвах, подверженных антропогенному воздействию, превышает природный региональный фоновый уровень. Превышение содержания определенных химических веществ в окружающей человека среде (по сравнению с природными уровнями) за счет их поступления из антропогенных источников представляет экологическую опасность. Работа носит прикладной (практический) характер, поскольку исследование образцов почв позволяет дать реальную объективную оценку состояния окружающей среды и принять научно обоснованные меры по улучшению экологической ситуации.
Цель исследования : изучить экологическое состояние почв, взятых с различных районов России. Оценка соответствия показателей качества почвы установленным нормативам.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной проблеме.
2.Подготовить образцы почвы к проведению анализа.
3.Провести анализ химического состава почв и определить значение рН.
4. Определение водопроницаемости почвы
5. Предложить способы повышения плодородия почвы, не требующие особых материальных затрат и физических усилий.
Актуальность: Экологический мониторинг должен проводится регулярно для контроля качества почв. Почвенный покров Земли представляет собой важнейший компонент биосферы Земли. Именно почвенная оболочка определяет многие процессы, происходящие в биосфере. Почвенный покров выполняет функцию биологического поглотителя, разрушителя и нейтрализатора различных загрязнений. Именно поэтому чрезвычайно важно изучение почвенного покрова, его современного состояния и изменения под влиянием антропогенной деятельности.
Объект исследования : образцы почв, взятых с различных участков России: . из города Пенза, Петропавловск-Камчатский, город Москва (2 образца), Пензенская область р.п. Евлашево.
Гипотеза: если изучить физико-химические свойства почвы, то можно будет составить план по улучшению состояния почвы, так как рост и урожайность растений напрямую зависит от плодородия почвы.
Место исследования: лаборатория.
• Определение рН потенциометрическим методом анализа
• Определение водопроницаемости почвы
• Определение концентрации ванадия с использованием метода феррометрического титрования.
Оборудование: цифровой рН-метр DEKO , лабораторная посуда, химические реактивы.
Новизна проекта: Мы проводим контроль и сравнение показателей по почвам разных регионов одновременно.
1. Образование почв и их разнообразие.
Почвы занимают уникальное, но вполне закономерное положение в ландшафте. Они возникают там, где наиболее тесно взаимодействуют между собой живые организма и неорганическая (косная) материя при непосредственном участии водной и воздушной среды, и образуют особые природные системы. Почва оказалась первым типом особого класса природных систем земной коры, которые В. И. Вернадский назвал биокосными. Почва формировалась в течение длительного времени в верхней части коры выветривания в процессе взаимодействия горных пород, рельефа, климата, почвенно-грунтовых вод, растительных и животных организмов, микроорганизмов, деятельности человека.
Каждый из компонентов природы накладывает свой отпечаток на «внешность» почв и «физиологию» протекающих в них процессов, поэтому почву справедливо считают детищем и зеркалом ландшафта. Одним из важных факторов почвообразования в последнее время становится человек. Он может оказывать двоякое – как положительное, так и отрицательное – воздействие на почвы. К сожалению, пока приходится констатировать гораздо больше случаев его негативного влияния на почвенный покров.
Примерно 10 тыс. лет назад человек современного типа (прежде его называли кроманьонцем) — первый среди людей, заслуживший название «человека разумного», — совершил так называемую неолитическую революцию. Находясь перед угрозой голода, он резко изменил способ своего существования. Уничтожив всю съедобную дичь и истощив охотничьи угодья, этот охотник и собиратель был вынужден заняться скотоводством и земледелием, для того чтобы получать достаточное количество продуктов. И тут он впервые встретился с почвой как объектом своего прямого жизненного интереса. В течение столетий стихийно складывались и передавались из поколения в поколение приёмы обработки земли. Впоследствии, эти рекомендации стали записываться и передаваться по наследству, постоянно дополняясь. Они стали отправной точкой для более сложных научных исследований в области земледелия. Таков путь становления агрономии — отрасли науки, имеющей дело с наиболее жизненно важным свойством почвы — плодородием.
Плодородие почвы — это её способность обеспечивать сельскохозяйственные растения элементами минерального питания и влагой и в результате этого давать урожай. Естественным плодородием обладают целинные, не возделываемые человеком почвы. Уровень плодородия может быть повышен человеком путём внесения удобрений, благодаря различным способам обработки, мелиорацией и другими специальными мероприятиями.
Внимательнее всего с древних времён люди изучали самый верхний слой почвы — пахотный, где находятся корни возделываемых растений. Это корнеобитаемый слой почвы — объект агрономического почвоведения.
Для людей главное было получить урожай, а для этого необходимо разобраться в том, как почва питает растения, какие её свойства благотворно влияют на сельскохозяйственные культуры, а какие, наоборот, затрудняют их жизнь.
Поэтому до второй половины XIX в. внимание учёных было приковано лишь к самому верхнему слою почвы, в котором обитают корни растений. К этому времени стало ясно: для получения хороших урожаев необходимо, чтобы корни растения получали из почвы достаточно влаги, минеральных веществ и могли спокойно дышать. Поэтому люди внимательно изучали те характеристики почв, от которых в первую очередь зависит снабжение растений всем необходимым, прежде всего — механический состав и органическое вещество почвы. 1
Для исследования я взяла образцы почв. Из города Пенза, Петропавловск-Камчатский, город Москва , Пензенская область р.п.Евлашево. Пробы отбирались со всех участков на глубине 5 см. Масса пробы составила примерно 100 г с каждого участка.
Источник
Исследовательская работа по экологии «Исследование экологического состояния почвы в поселке Шерловая Гора и его окрестности»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
XI краевая научно-практическая конференция школьников
«Юные исследователи Забайкалья»
Секция «Юные исследователи»
Исследование экологического состояния
почвы на территории
Автор: Дутова Елена Сергеевна, 8 класс Муниципальное общеобразовательное учреждеиие Шерловогорская средняя общеобразовательная школа № 47
Объединение школьников дополнительного образования
«Я – исследователь» пгт. Шерловая Гора Борзинского района Руководитель: Журавлева Валентина Ивановна, педагог дополнительного образования Муниципальное общеобразовательное учреждеиие
Шерловогорская средняя общеобразовательная школа № 47
телефон 89144896536 электронная почта va . zhuravleva @ yandex . ru
пгт. Шерловая Гора
1. 1.Почвоведение как наука_________________________________стр 5-8
1. 2. Характеристика почв поселения «Шерловогоское»
и его окрестности _________________________________________стр 8-9
Глава 2. Методы оценки состояния почвы______________________стр9-14
2 .1. Физические способы оценки_____________________________стр9-10
2.2. Химические способы оценки_____________________________стр10-13
2.3 Метод биотестирования. Экологическое состояние почвы.____стр13-14
«Почва-четвертое царство природы»
В настоящее время проблема взаимодействия человеческого общества с природой приобрела особую остроту. Решение проблемы сохранения качества жизни человека на Земле, немыслимо без определенного осмысления современных экологических проблем: сохранение чистоты и продуктивности природных сред (атмосферы, гидросферы, почв, лесов и т. д.). Почвенный покров Земли представляет собой важнейший компонент биосферы Земли. Именно почвенная оболочка определяет многие процессы, происходящие в биосфере.
Важнейшее значение почв состоит в аккумулировании органического вещества, различных химических элементов, а также энергии. Почвенный покров выполняет функции биологического поглотителя, разрушителя и нейтрализатора различных загрязнений. Если это звено биосферы будет разрушено, то функционирование биосферы необратимо нарушится. Именно поэтому чрезвычайно важно изучение глобального и локального биохимического состава почвенного покрова, его современного состояния и изменения под влиянием антропогенной деятельности. На больших площадях происходит снижение продуктивности почв из-за уменьшения содержания гумуса. Земля сегодня может прокормить 10 млрд. человек. Бережное и грамотное обращение с землей сегодня стало самой актуальной проблемой.
Одной из важнейших экологических проблем поселения «Шерловогорское», предполагаю, возможно и в крае, является истощение и загрязнение почв. На территории Забайкальского края, Борзинского района мало осталось земель, которые не испытывают антропогенного воздействия, преимущественно негативного характера. Почвы — это медленно возобновляемый ресурс. Одна из особенностей почвы, естественное плодородие, формируется очень длительное время, а уничтожение плодородного слоя происходит всего за 5—10 лет. Хозяйственная деятельность человека в настоящее время становится доминирующим фактором в разрушении почв, снижениия их плодородия. Для устойчивого развития человеку необходимо осознать свое отрицательное воздействие на почву и принять меры по снижению этого воздействия. Осознаем ли мы это?
В Конституции РФ в статье 9 говорится о том, что «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». На территории поселения «Шерловогорское» остались нерекультивированные отвалы бывшего ШГОКа, отвалы работающего Харанорского угольного разреза. Все это вместе не дает гарантии сохранения здоровья жителей, плодородия почвы. Почва загрязнена, требует внесения удобрений на сельскохозяйственных землях (Приложение I , II ). Причины загрязнения почвы не всегда понятны, требуется время и знания, как помочь землице – матушке давать хорошие урожаи, быть плодородной.
Цель работы: используя различные методы исследования, оценить экологическое состояние почвы поселения «Щерловогорское» и его окрестности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи::
1. Изучить различные методики исследования почв. Выбрать из них те, которые возможно реализовать в условиях школьной лаборатории.
2.Провести исследования физических свойств и химического состава почвы пришкольной территории и участков почвы окрестности поселения «Шерловогорское».
3.На основе полученных фактов дать общую характеристику состоянию почвы на территории поселка Шерловая Гора.
4. Предложить способы повышения плодородия почвы на пришкольном и дачном участке, не требующие особых материальных затрат и физических усилий.
Гипотеза исследования – если мы оценим экологическое состояние почвы в поселке Шерловая Гора и его окрестности, то сможем предложить некоторые рекомендации по улучшению качества почвы и наметить пути к повышению ее плодородия и использования.
Объект исследования: образцы почвы с различных мест поселения «Шерловогорское» и его окрестности: свалка, около фабрики и «хвостов», дорога около магазина «Анжелика» ( рядом со школой), частный огород, территория школы (пришкольный участок).
Предмет: физико-химические свойства почвы и экологическое состояние почвы.
1.1 Почвоведение как наука
Впервые о происхождении почвы написал М.В. Ломоносов в трактате «О слоях земли»: Почва не первозданная материя и она произошла от согнития животных и растительных тел… долготою времени» (1). Учение о почвах создал в 80-х годах XIX века профессор Петербургского университета В.В. Докучаев. Он определил почву как функцию, т.е. величину, которая зависит от климата, рельефа, горных пород, живых организмов и времени: «Цвет, механический состав, структура, новообразования – основные характеристики почвенных горизонтов. Почва бывает разного цвета из-за того, что в ней как бы смешиваются цвета ее главных компонентов. Механический состав почвы – это содержание в ней песчаных и глинистых частиц разного размера. Минеральная часть: грибы, водоросли. Органическая часть: дендрит, например, гуминовые кислоты. Наконец, новообразования – это особые выделения в почвенном веществе, образующие в результате выпадения из растворов различных солей и соединений» (1).
Вернадский также внёс вклад в почвоведение. Он называл почву биокосным образованием, то есть состоящим из живого и неживого вещества.
Для изучения состояния почвенного покрова используются космические спутники с приборами дистанционного зондирования. В то же время для понимания тончайших процессов, происходящих на поверхности минералов в почве при воздействии на них микроорганизмов и корневых волосков, широко применяются электронные и сканирующие микроскопы.
Жизнь почвы изучают на основании периодических автоматических измерений влажности, температуры, состава почвенных растворов. Однако, несмотря на такую техническую оснащенность, главным «прибором» для почвоведа остается лопата. Сейчас почвоведение из науки, которая нужна была, прежде всего, сельскому хозяйству, становится наукой, изучающей природную среду и воздействие на нее человека.
Почва состоит из твердой, жидкой, перегноя, газообразной и живой частей.
В твердой части почвы преобладают минеральные вещества литогенного происхождения. Вторая группа органических соединений почвы представлена сложным комплексом из гумусовых веществ, или гумуса, возникшего в результате сложных биохимических реакций из соединений первой группы. Гумус — наиболее ценная органическая и биологически активная часть почвы. Для растений гумус является основным источником питательных веществ, которые, растворяясь в воде, поступают в растение через корни и насыщают его прежде всего азотом. Гумус образуется как результат процессов гумификации продуктов разложения органических остатков, осуществляемого почвенными бактериями и другими микроорганизмами. Питательные вещества в гумусе переработаны таким образом, что становятся доступными для всасывающих корней растений, а значит, могут быть целиком усвоены растением. Кроме того, находясь в связанном состоянии, они не вымываются из почвы.
Жидкая часть почвы или, как ее еще называют, почвенный раствор – это содержащаяся в почве вода с растворенными в ней газами, минеральными и органическими веществами. Газообразная часть, или почвенный воздух, заполняет поры почвы, не занятые водой Живая часть почвы состоит из почвенных микроорганизмов и почвенных животных. Активная роль живых организмов в формировании почвы определяет принадлежность ее к биокосным природным телам – важнейшим компонентам биосферы.
Мы так часто слышим слова «земля кормилица», что почти не придаем им значения. А ведь правильнее было бы сказать, что растут деревья и трава, шумят леса и колышется в поле пшеница только благодаря тому, что у нас есть земля, а точнее почва. Она является необходимым условием для жизни растений, животных, человека.
Взаимосвязь растений и почвы выражается их взаимной зависимостью:
Почва дает растению:
1. Среду обитания (корни, корневища, луковицы, клубни).
2. Почва — посредник между растением и удобрениями, растением и влагой.
3. Почва — источник питательных веществ.
Растение для почвы:
1. Возникновение и развитие почвы обеспечивалось главным образом жизнедеятельностью низших и высших растений.
2. Важнейшие свойства почвы: содержание перегноя, поглотительная способность, кислотность, динамика питательных веществ, структура — определяются жизнедеятельностью растений и микроорганизмов.
3. Корни растений осуществляют в почве многообразную и неустанную работу. Они активно воздействуют на нее, стимулируя жизнь почвенной микрофлоры, создавая комковатую структуру.
В почве постоянно происходят не заметные для глаза изменения, идет постоянный обмен между растениями и почвой благодаря активным силам света, тепла, влаги и многому другому. Дефицит любого питательного элемента в растении приводит к заметным аномалиям в его росте и развитии. В такой ситуации не удается обычными агротехническими приемами добиться создания здорового и красивого сада. В этом случае актуальным становится исследование почвы. В школу поступило новое оборудование для изучения почвы. Оно нам поможет выполнить поставленные задачи.
«Чудесной силой» называет народ плодородие почвы. Это свойство настолько важно, что теперь почвой называют рыхлый поверхностный слой суши земного шара, обладающий плодородием.
Какая почва находится у нас на территории школы? На дачных участках? В разных местах поселка? Почему в одних местах растения чувствуют себя прекрасно, в других местах не растут или растут плохо? Как улучшить плодородие почвы? Вопросов много, надо искать ответы.
1.2 Краткая характеристика почвы на территории поселения «Шерловогоское».
Расположение Забайкальского края на пограничной территории, в лесной, лесостепной и степной зонах, неоднородность её геологического строения, рельефа, условий увлажнения и растительности обусловили большое разнообразие почв. Серые лесные почвы, выщелоченные и типичные чернозёмы преобладают в северных районах, а на юге их заменяют южные каштановые почвы. Каштановые почвы более светлые, так как содержат меньшие количества гумуса. Самый крупный массив каштановых почв находится на юго – востоке Забайкальского края, где находится наше поселение.. «Такая почва сформировадась под растительностью, где преобладают мелкодерновинные злаки – ковыль и типчак, а также низкое разнотравье – полынь холодная, лапчатка и другие степные растения. Это хрупкие почвы – при избытке влаги их верхний гумусовый горизонт легко растворяется водой. Поэтому такие почвы малопригодны для земледелия» (1). Они используются под пастбища. Животных чабаны должны перегонять. Пасти овец на одном месте нельзя. Особенно интенсивно топчут почву овцы. Привожу пример: за день овца проходит 10 км, оставляя за собой 40 тысяч следов. При ходьбе она захватывает полоску шириной 1 км, за день утаптывает 200 кв. м; стадо в 50 голов утаптывае эту площадь как 50 танков, которые прошлись по данной площади 8 раз. Перевыпас для степи опасен.
Почвы степные в окрестности поселка Шерловая Гора по содержанию гумуса – малогумусные, каштановые, солончаки (образуются около степных озер, например, солончаки около озера Соленое). Летом минерализованные грунтовые воды подходят к поверхности и испаряются, образуя на поверхности почвы корочки соли, на них растения не растут, кроме селитрянки, для земледелия они тоже не пригодны.
Глава 2. Методы оценки состояния почвы .
2 ..1. Физические способы оценки:
Механический состав почвы.
« По механическому составу (соотношению песка и глины) выделяют четыре разновидности почв: глинистые, суглинистые, песчаные, супесчаные. В полевых условиях определение механического состава почвы производится следующим образом. Щепотку почвы тщательно растираем на ладони. Супесчаные почвы растираются легко, при этом обнаруживается незначительное количество мягкого пылевато-глинистого материала. Песчаные почвы полностью лишены глинистых частиц. Глинистые почвы растираются с трудом, и после растирания появляется значительное количество пылевато-глинистых частиц» (4).
Определение механического состава на ощупь дополняем методом раскатывания увлажненной почвы. Небольшое количество почвенного материала смачиваем водой до консистенции густой вязкой массы. Эту массу скатываем в шарик диаметром 1—2 см. Шарик раскатываем в шнур, который затем сгибаем в кольцо. Если почва глинистая, шнур при сгибании в кольцо не ломается и не растрескивается. Шнур из суглинистой почвы при сгибании в кольцо разламывается. Из супесчаной почвы можно получить только непрочный, легко рассыпающийся шарик, шнур из которого приготовить нельзя (Приложение III ).
Вывод : Почва – суглинистая на территории поселка, около свалки и фабрики – глинистая, на школьном огороде, дачных участках – суглинистая, темнокаштановая.
Под структурой почвы понимают ее способность распадаться на отдельные комочки различной величины и формы. Структуру почвы определяем по характеру отдельных комочков, на которые она распадается при легком разминании в руках. Зернистая структура содержит гумус (чернозем), более большие комочки — для подзолистых и серых лесных почв, рассыпчатая — солонец.
Результат : Почва с пришкольного и дачного участков имеет зернистую структуру, около свалки и фабрики – солонец, глинистая; около магазина, рядом проходит дорога – солончаковая.
Вывод : Почва наиболее подходит для сельскохозяйственных работ только на территории огородов (пришкольная территория и дачный участок), где почва удобряется. На территории поселка при посадках цветов на клумбах необходимо вносить удобрения. Около поселковой свалки и неработающей фабрики растения испытывают угнетение в росте: мало видов растений, низкорослые, много пустых мест без растений.
2.2. Химические способы оценки.
Определение кислотности почвы
Для нормального роста и развития растения требуют определенного уровня кислотности почвы, который зависит от природных факторов, а также от внесенных удобрений. Кислотность почвы – это процент содержания ионов водорода в почве. От ее величины зависит усвояемость растениями фосфорных удобрений. Овощные и цветочные культуры по — разному реагируют на кислотность почвы. Большинство растений растет и развивается на почвах с реакцией, близкой к нейтральной. «По требованию к кислотности почвы культуры делятся на 3 группы:
первая – от 7 до 7,5 рН (капуста, свекла, морковь);
вторая – от 6 до 7 рН (баклажаны, чеснок, редис, томаты);
третья – от 5 до 6 рН (тыква, картофель, щавель).
Проводить анализ кислотности почвы необходимо для создания оптимальных условий для роста и жизнедеятельности растений. Результат анализа кислотности почвы позволяет подобрать для декоративных, овощных растений тот грунт, который будет максимально соответствовать тем природным условиям жизнедеятельности растений, к которым оно привыкло» (3).
Большая часть растений хорошо растет и развивается на щелочных, нейтральных и слабокислых почвах. Если почва кислая, она требует известкования (внесения в нее известняка или золы). Вот почему вносят золу на огороды, пашни.
Определение кислотности с помощью индикаторной бумаги. Берем пробы почвы с фабрики, свалки, дачного участка, район магазина около школы № 47, пришкольного участка.
Приготовили 5 стаканов, в каждый помещаем чайную ложку почвы с каждого участка; содержимое хорошо перемешиваем стеклянной палочкой и даем отстояться. Затем фильтруем и определяем значение рН среды:
ü берем полоску индикаторной бумаги и опускаем в вытяжку;
ü достаем индикаторную бумагу через 1—2 сек.;
ü сравниваем полученную окраску бумаги со шкалой значений рН;
ü определяем тип образца почвы (кислая, щелочная, нейтральная).
Источник