Меню

Исследовательская работа почва пришкольного участка

Исследование почвы пришкольного участка

Проведено исследование почвы пришкольного участка, установлены некоторые ее важные характеристики: механический состав, структура, водопроницаемость, кислотность, показатель аэрации, плодородие почвы по ее окраске и продуктивности растений.

Скачать:

Вложение Размер
pochva_11111.doc 323 КБ

Предварительный просмотр:

2. Основная часть…………………………………. 4 стр.

3. Исследовательская часть……………………………5 стр.

5. Список литературы…………………………………..10 стр.

Ежегодно на пришкольном участке нашей школы педагоги и учащиеся сажают и ухаживают за различными цветами на клумбах, затрачивая немало сил и времени. Но результаты их труда не всегда радуют глаз. В чём же причина того, что, несмотря на заботы и ранний посев семян на рассаду, цветы не успевают распуститься и порадовать окружающих? Быть может дело в среде, в которой растут и развиваются растения?

Цель работы: изучение экологического состояния почвы пришкольного участка.

  1. Изучить литературу по данной проблеме.
  2. Подобрать методики для оценки состояния почвы пришкольного участка.
  3. Провести физико-химический анализ почвы пришкольного участка.
  4. Исходя из результатов исследования, составить план мероприятий по улучшению состояния почвы.

Объект исследования: почва.

Методы: 1. изучение литературы;

3. анализ результатов эксперимента.

Разработка плана мероприятий по улучшению состояния почвы определяет практическую значимость выбранной мною темы.

Почва – это верхний плодородный слой Земли. Почва состоит из твердых частиц минералов, органических остатков и органоминеральных химических соединений, а также из воды (точнее почвенного раствора), газов и живых существ, обитающих в ней. Она возникает на границе литосферы и атмосферы в результате воздействия климата и живых организмов (растений и животных) на горные породы и покрывает практически всю сушу, образуя почвенный покров. Представление о почве как о самостоятельном природном теле с особыми свойствами, отличающими его от материнской (почвообразующей) породы, было создано в последней четверти XIX в. В. В. Докучаевым — основателем современного почвоведения. До этого почву обычно рассматривали в качестве одного из геологических образований.

Главным свойством почвы является ее плодородие.

Характеристики почвы, влияющие на плодородие:

  1. механический состав;
  2. минералогический и химический состав;
  3. физические свойства почвы;
  4. водный, воздушный и тепловой режим почвы;
  5. живые организмы и т. д.

По механическому составу почвы делятся на песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые и легкие суглинистые. У песчаных почв хорошая воздухопроницаемость, благоприятные тепловые свойства, но влага в них быстро уходит в нижние слои. В таких почвах корневая система растений развивается плохо. Супесчаные почвы воздухопроницаемы, у них благоприятные тепловые свойства, но они тоже не достаточно влагоустойчивы, корневая система в них развивается слабо. У суглинистых почв удовлетворительная воздухопроницаемость, благоприятные тепловые свойства. Корневая система растений в них развивается удовлетворительно. Эти почвы обладают хорошей структурой, большим запасом питательных веществ, доступных растениям, а поэтому плодородны (за исключением сильно подзолистых). Глинистые почвы отличаются плохой воздухопроницаемостью, неблагоприятными тепловыми свойствами. Они влагоустойчивы, часто бывают переувлажненными, плохо обогреваются. Корневая система растений в таких почвах развивается очень плохо.

Способность почвы распадаться на агрегаты называется структурностью , а совокупность агрегатов различной величины, формы и качественного состава называется почвенной структурой. В каждом комочке структурной почвы частицы песка и глины прочно склеены перегноем. Такие комочки не размываются водой. Промежутки между ними заполняются воздухом. Поэтому в структурной почве хорошо разрастаются корни растений и живут почвенные бактерии и грибы, различные мелкие животные. Почва, в которой мелкие пылевидные частицы плотно прилегают друг к другу, называется бесструктурной.
В бесструктурной почве мало воздуха. Талая и дождевая вода смачивает только ее поверхность и не проникает в более глубокие слои. Бесструктурные почвы малоплодородны.

Существенным фактором, влияющим на плодородие почвы, является кислотность. От нее зависит эффективность использования удобрений, развитие заболеваний культурных растений. Кислотность почвы — это показатель анализа почвы, характеризующий содержание протонов водорода в почве. Обычно этот показатель выражается величиной рН. Большинство растений лучше произрастает при нейтральной или слабокислой реакции почвы. Как кислая, так и щелочная реакция почвы губительны для растений. Кислотность почвенного раствора оказывает большое влияние на развитие растений и жизнедеятельность микроорганизмов. Обычно при усилении кислотности угнетается рост и развитее большинства культурных растений и бактериальной микрофлоры. Все почвы делят на сильнокислые, среднекислые, слабокислые, нейтральные, слабощелочные, щелочные и сильнощелочные.

Гумус — органическое вещество почвы, образующееся в результате разложения растительных и животных остатков, а также продуктов жизнедеятельности организмов и синтеза гумусовых органических веществ микроорганизмами. Гумус — основа плодородия почвы. Количество гумуса в почве поддерживается двумя противоположно направленными микробиологическими процессами: гумификацией (анаэробный процесс превращения остатков животных и растений в гумус) и минерализацией (аэробный процесс разрушения гумуса до простых органических и минеральных соединений). Влияние органического гумуса на отдельные свойства почвы представлено на рис. 1 (приложение 1) Самые важные элементы почвенного питания растений: азот, фосфор и калий

Исследования проводились в сентябре – ноябре 2015 года. Объект исследования — почва пришкольного участка: участок №1 – клумба у центрального входа в лицей, участок №2 – клумба, расположенная вдоль стены лицея со стороны ул.Зелинского, №3 – клумба, расположенная у спортивной площадки лицея.

  1. Определение механического состава почвы

Точное определение механического состава почвы проводится путем лабораторного анализа и требует специального оборудования. Однако существуют способы полевого определения механического состава, результаты которого вполне приемлемы для практического использования. Наиболее точен так называемый «мокрый» метод, основанный на свойстве пластичности почв, способности ее во влажном состоянии сохранять приданную ей форму. Щепотку почвы смачивают водой до консистенции теста так, чтобы вода из почвы не отжималась, но чтобы она была достаточно пластичной. Хорошо размятую почву скатывают в шарик и раскатывают на ладони в шнур толщиной около 3 мм, сворачивают в кольцо диаметром около 3 см. При этом в зависимости от механического состава получаются различные результаты. Показатели «мокрого» способа определения механического состава почвы представлены на рис. 2 (приложение 2)

  1. Определение структуры почвы

При структурном состоянии масса почвы разделена на отдельности (агрегаты) той или иной формы и размеров. Бесструктурное состояние бывает тогда, когда механические элементы, слагающие почву, не соединены между собой в более крупные агрегаты, а существуют раздельно или залегают сплошной сцементированной массой. Типичный пример бесструктурного состояния — рыхлый песок. Между структурными и бесструктурными почвами встречаются переходные состояния. Рассмотрев структуру почвы на каждом исследуемом участке, мы полученные данные занесли в таблицу.

3. Определение водопроницаемости почвы

Водопроницаемость — способность почвы впитывать и пропускать через себя воду из верхних слоев в нижние. Водопроницаемость зависит от механического состава, структурности, наличия перегнойных веществ в почве. Песчаные и супесчаные почвы более проницаемы для воды, чем глинистые и суглинистые. В структурных почвах по сравнению с бесструктурными водопроницаемость лучше.

Материалы и оборудования: образцы почвы, стеклянные трубки высотой 25-30 см и диаметром 3-4 см, стаканы, штатив для трубок, марля, картон, часы

1. Стеклянные трубки снизу обвязать марлей.

2.Насыпать в каждую из них на высоту 20 см образцы почвы, для уплотнения почвы слегка постучать по трубкам.

3.Положить на почву картонные кружки с отверстиями, чтобы предохранить ее от размыва.

4.Закрепить трубки в штативе и подставить под них стаканы.

5.Налить в трубку воды на высоту 5 см, заметить время и доливая воду поддерживать 5- сантиметровый столб воды до тех пор, пока она не пройдет через весь слой почвы.

6.Зафиксировать время, за которое вода прошла 20- сантиметровый слой почвы в трубке.

4. Определение плодородия почвы по окраске

Одним из главных признаков плодородия почвы является наличие в ней гумусовых веществ, которые обуславливают чёрную, тёмно-серую и серую окраски

Для определения плодородия почвы по окраске использовала таблицу 1. Категории почвы по окраске, содержанию гумуса и плодородию (Приложение 3) и рис. 3. Треугольник цветов С.А. Захарова. (Приложение 4)

5. Изучение насыщенности почвы воздухом

Насыщенность почвы воздухом (т.е. аэрация) – важная почвенная характеристика. Атмосферный воздух проникает в почву, создавая условия для прорастания семян, развития корней и корневых систем, окисления веществ. Для проведения опыта нам потребовались образцы почв с разных участков. Затем поместили образцы в сосуды с водой и наблюдали, как выделяется из почвы воздух, замещаясь водой. В ходе работы мы зафиксировали время выделения воздуха.

6. Исследование кислотности почвы

Определение показателя кислотности почв осуществляется путем приготовления почвенных вытяжек, т.е. перевода всех находящихся в почве ионов водорода в водный раствор. Используемый при выполнении исследования прибор называется рН-метром. Приготовление водной почвенной вытяжки проводила по стандартной методике.

В стакан на 200 мл поместить 20-50 г. высушенной и охлажденной до комнатной температуры почвы. Взвесить стакан с почвой и без нее, определив массу почвы.

Добавить к почве дистиллированную воду в количестве 5хm мл (5 мл воды на 1 г почвы).

Перемешать содержимое стакана в течение 3-5 минут.

Отфильтровать содержимое стакана через бумажный фильтр, собирая готовую вытяжку в нижнем стакане. Вытяжка должна быть однородной и не содержать частиц почвы.

Приготовление водной почвенной вытяжки представлено на рис. 4 (Приложение 5)

Определение степени кислотности почвенной вытяжки представлена в таблице 2 (Приложение 6)

7. Определение плодородия почвы по продуктивности растений.

Оборудование и материалы: пластмассовые стаканчики; стеклянные трубочки диаметром 0,8 см; образцы почвы, взятые в разных местах; чистый промытый и прокаленный песок; семена овса.

Методика исследования: 1. Образцы почвы помещают в пластмассовые стаканчики. Контроль – чистый промытый и прокаленный речной песок. Объём почвенных образцов в каждом сосуде не менее 100 – 150 г. Полив производится через стеклянную трубочку, которая вставляется перпендикулярно дну стаканчика.

2. Прорастить семена при температуре 26-27*С до размера основной массы проростков 5-6 мм.

3. Отобранные одинаковые проростки высаживаются в стаканчики по 12-13 штук. Через несколько дней, после приживания проростков, оставляют их по 10 штук в стаканчике. Почва поливается одинаково.

4. Когда проростки вырастут до 8- 12 см, они осторожно вытаскиваются из почвы, обмываются водой и высушиваются фильтровальной бумагой.

5. Измеряется длина трубчатого листа и корневой системы отдельно, данные вносятся в таблицу.

6. Взвесить на весах всю массу проростков, выросших на одном виде почвы.

7. Плодородие почвы определяется по высоте и весу проростков (по отношению к контролю, который принимается за 100%). Для этого составляется шкала оценок. Почва по плодородию делится на 5 условных категорий:

  • очень бедная, малоплодородная – песок (100%);
  • почва бедная, малогумусная, малоплодородная (125%);
  • среднегумусная, среднеплодородная (150%);
  • гумусная, плодородная (175%);
  • очень плодородная, высокогумусный чернозём (200%).

Результаты исследовательской части представлены в таблице 3 и 4.

Таблица 3. Основные показатели исследуемых образцов почвы

Источник

Исследовательская работа «Химический состав почвы пришкольного участка и теплицы.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Общая характеристика исследуемого объекта…………4

Отбор пробы почвы с пришкольного участка………….4

Физический анализ исследуемой почвы…………………5

Химический анализ исследуемой почвы…………………6

Актуальность. На территории нашей школы на протяжении многих лет действует пришкольный опытный участок и теплица. В рамках разработки плана развития пришкольного УОУ, мы решили провести физико-химический анализ почвы участка и теплицы для того, чтобы определить меры по улучшению качества и количества выращиваемой продукции.

Цели. Достижение видового разнообразия выращиваемой продукции и улучшение ее качества.

Исследование экологического состояния почвы участка и теплицы;

Разработка мероприятий по улучшению качества почвы;

Расширение опыта учебно-исследовательской деятельности;

Создание условий для экологического воспитания школьников.

Почва — это особое природное тело, образующееся на поверхности Земли и обладающее уникальным свойствам – плодородием, т.е. способностью обеспечивать растения необходимым набором и количеством питательных веществ, водой, воздухом.

Исключительно важное значение для плодородия имеет перегной, в котором накапливаются необходимые для питания растений химические элементы: азот, фосфор, калий и др. Гумус придает почве агрономически благоприятную структуру, при которой создается оптимальный режим для обеспечения растений водой и воздухом.

Почвенный покров является объектом труда и средством производства. Он используется для выращивания растений, получения биологической массы разного рода продукции, размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, дорог, аэродромов, мест отдыха. Таким образом, почва — одно из важнейших богатств, которым располагает человечество, так как именно почва обеспечивает необходимыми продуктами питания. Все мы, в конечном счете, зависим от ее плодородия.

Для того чтобы понять, каким образом можно повысить урожайность почвы на нашем пришкольном участке, мы задались целью: в ходе исследования физико-химических свойств почвы установить причину ее низкой урожайности и предложить реальные пути повышения ее плодородия.

Общая характеристика исследуемых объектов.

На территории школы находится пришкольный опытный участок. Он граничит со школьной спортивной площадкой. Небольшая его часть граничит с улицей. Вблизи от пришкольного участка нет промышленных и сельскохозяйственных предприятий, автомобильных трасс, магазинов и других мест скопления людей и транспорта. На территории школы и в окрестностях нет источников поверхностных вод (родников, рек, болота и др.) и других естественных преград. Рядом с пришкольным участком располагается теплица. Большая часть территории школьного двора занята травяной растительностью. На опытном участке древесный ярус представлен плодовыми деревьями (яблонями) и кустарниками (черноплодная рябина и айва).

Учащимися школы регулярно осуществляется уборка территории от мусора. Бытовой и естественный мусор складируется в специально отведенном для этого месте (в дальнем конце школьного двора), затем по мере наполнения емкости вывозится на свалку.

2. Отбор пробы почвы с пришкольного участка.

Поскольку средняя проба, взятая для анализа, должна характеризовать все свойства исследуемой почвы, на подготовку образца к взятию этой пробы мы обратили особое внимание.

Из четырех различных мест опытного участка мы взяли приблизительно по 200 г почвы. Методом квадратирования отобрали опытный образец массой примерно 400 г. Обозначили его «образец 1». Около 300 г почвы оставили для проведения опытов по изучению физических свойств почвы. Остальное количество использовали для приготовления почвенной вытяжки. Таким же методом мы отобрали почву из теплицы. Обозначили его «образец 2».

Очищенные от инородных тел и включений образцы почвы высушили на воздухе, расположив почву в кювете слоем толщиной не более 2 см. Затем взвесили 2 пустых чистых стакана на 200 мл. В стаканы поместили высушенные образцы почвы на 1 / 3 высоты и снова взвесили их, определив массу почвы ( m ) в граммах. Стаканы пронумеровали. К почве добавили дистиллированную воду в расчете 5 мл воды на 1 г почвы , приготовив тем самым водную вытяжку. Перемешали содержимое каждого стакана в течение 3-5 мин. с помощью стеклянной палочки. Отфильтровали содержимое стаканов через бумажный фильтр, собирая готовую вытяжку в конические колбы на 50 мл. Первые несколько миллилитров фильтрата удалили, т.к. они собирают загрязнения с фильтра. Получили водные вытяжки первого и второго образцов. Вытяжку почвы, которую использовали для определения засоленности почвы.

Физический анализ исследуемой почвы.

Для описания физических свойств мы исследовали почвенный профиль, механический и минеральный состав, структуру, влагоемкость, водопроницаемость и содержание воздуха в почвенных образцах.

Механический состав обусловлен наличием в ней глины, песчаника, мелких камней, биогенных и антропогенных включений. По механическому составу почвы бывают: песчаные, супесчаные, легко-, средне-, тяжелосуглинистые, легко-, тяжелоглинистые. От механического состава зависит водопроницаемость, водоудерживающая и водоподъемная способность почв.

Под структурой почвы понимают строение ее агрегатных частиц, а под структурностью – способность почвы при ее рыхлении распадаться на отдельные комочки (агрегаты). В зависимости от величины комочков различают микро- и макроструктуру.

Под макроструктурой подразумевают почвенные агрегаты величиной от 0,25 до 10 мм. Комочки больше 10 мм характеризуют глыбистую структуру.

Для эффективного плодородия наибольшую ценность представляет зернистая и мелкокомковатая структура.

Опыт №1 «Определение механического и минерального состава почвы».

Взяли немного почвы образца №1, слегка увлажнили её и скатали в ладонях. Почва скатывается в толстую колбаску, которая ломается при изгибании. Из чего мы сделали вывод, что почва лёгкая суглинистая. И в ней не значительно преобладает глинозём. Тоже самое проделали с образцом №2.В теплице почва также легкая суглинистая.

Определение на ощупь

Скатывание влажной почвы

Проба на резание влажной почвы

Проба на плотность сухой почвы

Заметно ощущаются песчинки

Не скатывается в шарик

При резании ножом почва рассыпается

Ощущаются песчинки, немного мажется

Плохо скатывается в шарик

При резании ножом поверхность среза шероховатая

Почва состоит из небольших, но очень непрочных комочков

Мажется, песчинки едва прощупываются

Скатывается в шарик и в «колбаску» (легкосуглинистые), при сгибании в кольцо ломается (среднесуглинистые),

кольцо с крупными трещинами (тяжелосуглинистые)

Поверхность среза слегка шероховатая

Почва состоит из довольно плотных комочков

Мажется, песчинок незаметно

Хорошо скатывается в «колбаску», которая при сгибе не ломается

Поверхность среза блестящая

Комочки почвы очень плотные, трудно разминаются.

Опыт №2 «Определение структуры почвы».

Взяли немного почвы из каждого образца, разложили их тонким слоем на блюдце и рассмотрели. Почва распалась на комочки. При добавлении воды не образовалась сплошная вязкая масса. Проанализировав результаты, мы сделали вывод, что почва двух образцов имеет структуру.

Опыт №3 «Определение водопроницаемости почвы»

Отобрали цилиндрический образец почвы. Для этого подготовили две стеклянные трубки длинной 20 см. Наполнили их почвой и поместили в цилиндры объемом 500 мл наполненных водой. Отметили время, за которое вода полностью впиталась в почву — 19 мин 28с. в первом и 20 мин.47 с. во втором. Так как исследуемая почва сухая, структурная, то вода достаточно быстро впиталась в неё. Мы сделали вывод, что почва имеет высокую водопроницаемость.

Опыт №4 «Определение содержания воздуха в почвенном образце».

Отобрали цилиндрические образцы почвы как в предыдущем опыте. Поместили образцы в сосуды с водой и наблюдали, как выделяется из почвы воздух, замещаясь водой. Определили:

— 1минута 30секунд –время в течении которого выделялся воздух в первом образце

— величины пузырьков – крупные и средние;

— интенсивность выделения воздуха невысокая.

— 2 минуты-выделение воздуха во втором образце;

— пузырьки крупные и средние;

— невысокая интенсивность выделения.

Сделали вывод, что аэрация почвы не достаточно высокая.

По результатам физического анализа исследуемых образцов мы установили:

а)у почвы в теплице и на участке выраженная структурность, минеральный состав почвы, ее высокая водопроницаемость и средняя аэрация.

4. Химический анализ исследуемой почвы.

В качестве параметров для химического анализа использовались следующие: оценка кислотности почвы, оценка богатства почвы органическими веществами, определение засоленности почвы, определение присутствия тяжелых металлов.

Опыт №1 «Определение рН почвенной вытяжки».

Используя солевые почвенные вытяжки, определили рН pH -индикаторной бумагой, опустив конец бумажной полоски пинцетом в пробирки с вытяжкой образца №1 и образца №2

Оба теста показали, что рН исследуемой почвы колеблется в пределах 7-8. Из чего мы сделали вывод о том, что среда почвы на участке и в теплице слабощелочная.

Опыт №2 «Определение содержания гумуса в почве».

Содержание органических веществ в почве мы определили по методике:

— отобрав образцы почвы, мы взвесили их на весах. Массы образцов почвы по 6г. Поместили образецы в тигель с крышкой и прокалили их на огне в течении часа для полного сгорания всех органических веществ. Остудили тигли в эксикаторе, взвесили почвенные образцы после прокаливания:масса первого 4,780 г. Масса второго 4,350 г. Затем рассчитали процентное содержание органических веществ :

<( m 1- m 2)*100%>: m 1=(6000-4780):6000*100=20,3 на участке.

Из чего сделали вывод, что почва содержит небольшое количество органических веществ.

Опыт №3 «Изучение засоленности почвы».

На два штатива поместили пробирки с вытяжками почвы с участка и с теплицы.

А) Обнаружение карбонат-ионов: в пробирку с исследуемой почвой с участка добавили концентрированную соляную кислоту (68%). Наблюдали «вскипание» почвы (неинтенсивное выделение пузырьков). Это свидетельствует о наличии в почве карбонат-ионов. То же проделали с образцом почвы из теплицы.

Б) Обнаружение сульфат-ионов: в пробирку с почвенным раствором с участка добавили по каплям раствор соли бария. Видимых изменений не обнаружили. Раствор из теплицы слегка помутнел.

В) Обнаружение сульфит-ионов: в пробирки с почвенным раствором добавили по каплям спиртовой раствор йода. Видимых изменений не обнаружили.

Г) Обнаружение хлорид-иона: в пробирки с почвенными растворами добавили по каплям раствор нитрата серебра. Видимых изменений не обнаружили.

Из проведенных опытов сделали вывод о присутствии следов сульфатов в почве теплицы. И отсутствии засоленности почвы опытного участка.

Опыт № 4 «Обнаружение тяжелых металлов в почве».

А) Обнаружение ионов свинца: в пробирки с почвенными растворами добавили 1 мл раствора йодида калия. Видимых изменений не обнаружили.

Б) Обнаружение ионов меди: в пробирки налили на 1/4 их высоты растворы почвы, прилили в них 2-3 мл (избыток) раствора аммиака, перемешали содержимое пробирок. Видимых изменений не обнаружили.

В) Обнаружение ионов железа: в пробирку с почвенными растворами пипеткой налили 3-4 мл роданида калия. Видимых изменений не обнаружили в пробирке с почвенным раствором с участка. В пробирке с вытяжкой почвы из теплицы выпал небольшой красный осадок.Здесь присутствуют примеси солей железа.

Исходя из проделанных опытов, убедились, что исследуемые образцы почвы сильно не загрязнены тяжелыми металлами.

5. Результаты исследования.

Таким образом, в ходе проведения ряда опытов мы выяснили:

-почва пришкольного участка уплотненная, содержит мало перегноя, слабощелочная, средняя засоленность. У растений, произрастающих на таких почвах, затрудняется прорастание семян, развитие корневых систем в глубину, происходит деформация корней и клубней, задерживаются цветение, рост, снижается урожайность.

Рекомендации по улучшению плодородия почвы .

Улучшение газообмена почвы. С этой целью применять глубокую вспашку на глубину 30- 35 см., своевременно рыхлить почву. Рыхление проводить после дождя или полива на глубину 2 – 5 см в зависимости от культуры. Поверхность почвы после рыхления должна быть выровнена.

Внесение органических и минеральных удобрений.

Мы предлагаем методы повышения плодородия почвы на пришкольном участке без особых материальных усилий.

Во-первых, почву необходимо мульчировать остатками отмерших растений и опавшей листвой. Мульча выполняет ряд полезных функций:

— под действием аэробных микроорганизмов мульча минерализуется, и почва пополняется минеральными элементами,

— задерживает рост сорняков,

— предотвращает излишнее испарение влаги из почвы,

— благодаря мульче верхний слой почвы всегда рыхлый,

— мульчирующий слой играет роль шубы: днем почва не перегревается и не пересыхает, ночью — не переохлаждается,

— мульча уменьшает глубину промерзания почвы зимой,

— мульчипокров защищает почву от вымывания,
— мульчипокров обеспечивает питанием почвенную микрофлору и животных, которые в процессе жизнедеятельности выдыхают углекислый газ, необходимый для углеродного питания растений.

Для создания мульчипокрова можно применять: сорняки, лопухи, крапиву, скошенную траву, послеуборочные остатки, перемолотые кору и ветки деревьев. Их можно оставлять после прополки на междурядьях. Так же их можно измельчать и вносить в почву в период осенней копки.

Во-вторых, мы рекомендуем производить п осев сидеральных растений на пришкольном участке. Сидератами являются любые однолетние растения, которые выращивают весной до основных посадок, осенью после сбора урожая или летом для восстановления плодородия почвы. При выращивании сидеральных растений минеральные элементы почвы служат их питанием. Таким образом, неорганическое вещество преобразуется в органическое. Затем сидераты подрезают, оставляют перегнивать на грядках или закладывают в компостную кучу. При разложении корневой системы в глубине почвы образуется гумус, который восстанавливает плодородие почвы. Надземная часть растений большей частью минерализуется и пополняет почву минеральными элементами. В качестве сидератов могут использоваться любые однолетние растения, обладающие мощной корневой системой и надземной частью: фацелия, люпин, рожь, овёс, подсолнечник, рапс, кормовые бобы, горох, клевер, донник и т. д.

В-третьих, желательно компостировать органические отходы. Лучше всего компостировать органические отходы прямо на грядке или на дорожках. В этом случае обеспечивается максимальное восстановление плодородия почвы при минимальных трудозатратах. Лучше всего иметь 2-3 компостные кучи. В одну органические остатки вносятся, в другой они уже перегнивают, в третьей компост уже готов и вносится на грядки. Очень нежелательно годами складывать органические вещества в одну компостную кучу.

Также мы предлагаем в теплице установить бочку с водным настоем из сорняков и навоза. Содержимое будет активно бродить, выделяя при этом углекислый газ. А он основной компонент фотосинтеза. Таким образом растения в теплице получат дополнительное листовое питание.

В–четвертых, мы рекомендуем осуществлять на опытном участке севооборот — ежегодное чередование культур, выращиваемых на одной грядке.

В-пятых, возможно организовать ф ерментацию пищевых отходов в домашних условиях. П ищевые отходы, обычно выбрасываемые нами на помойку, могут стать замечательным сырьем для производства ферментированного компоста в домашних условиях. Ферментированный компост можно складировать в подвале, овощехранилище, гараже и даже на морозе.

И, наконец, для нейтрализации кислотности почвы рекомендуется вносить в почву древесную золу. Так как большинство огородных растений и полезных почвенных микроорганизмов хорошо развиваются при кислотности почвы ph=6,5-7,0 — слабокислой или нейтральной реакции почвы.

Различные методики исследования почв позволили нам провести комплексный анализ физических свойств и химического состава почвы на школьном учебно-опытном участке и в теплице. В результате мы не только дали общую характеристику состоянию почвы, но и предложили способы повышения ее плодородия, не требующие особых материальных затрат и физических усилий.

Конечно, мы понимаем, что наша работа в условиях средней общеобразовательной школы не может носить глубокого фундаментального характера. Но, тем не менее, исследовательская работа, проведенная нами, позволяет надеяться ,что ее результаты будут учтены и применены на практике.

А. Г. Муравьев, Н.А. Пугал, В.Н. Лаврова Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к. х. н. А.Г.Муравьева. – СПб.: Крисмас+, 2003

Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9-11 кл.: Школьный практикум. – М.: Центр ВЛАДОС, 2001

Методы контроля качества почвы: Учебно-методическое пособие для ВУЗов. – Воронеж, 2007.

Источник

Читайте также:  Комнатные цветы молочай выращивание
Adblock
detector