Меню

Исследовательский проект по теме почва

Детский исследовательский проект «Почва. Состав и свойства»

Алейник Светлана Дмитриевна
Детский исследовательский проект «Почва. Состав и свойства»

Исследовательская работа

на тему «Почва. Состав и свойства»

Номинация: естественная неживая природа

Гончарова Вера, Севостьянов Глеб,

воспитанники МБДОУ «Детский сад № 229»

Алейник Светлана Дмитриевна

воспитатель МБДОУ №229

г. Ростов – на – Дону

2. Цель, задачи, гипотеза, предмет исследования…. 4

3. Методы исследования…. 5

4. Исследовательская часть….6-7

4.1 Определение состава почвы;

4.2 Определение структуры почвы;

4.3 Определение наличия живых существ в почве;

5. Анализ результатов и выводы…7

6. Заключение…. 8-9

7. Обзор литературы…10-11

Выбрать тему данного исследования помог случай. У нас в детском саду проводился праздник «День древонасаждения», мы вместе с детьми, родителями и воспитателями сажали деревья, кустарники и цветы. Когда мы копали лунки для посадки растений, дети обратили внимание на разный цвет слоёв почвы и на то, что в ней много каких-то вкраплений, семян, корней и т. д. Очень заинтересовались этим вопросом и решили найти ответ в энциклопедии «Большая книга знаний», которая есть у нас в группе. Но, к сожалению. из этой книги дети узнали только некоторые теоретические сведения. И тогда мы решили узнать о почве подробней с помощью исследований, опытов. Ребята вспомнили, что они встречались с почвой, когда помогали бабушке в деревне сажать огород. Вот тогда они видели насекомых, семена, корешки и много всего другого внутри, между комьями земли, но не могли толком ничего об этом рассказать. Именно вопросы,которые дети стали задавать: «Что это такое – почва? Для чего она нужна? Есть ли польза? Везде ли её можно встретить? Как ее использовать? Нуждается ли почва в защите?» подтолкнули нас к исследованию почвы. Поэтому была выбрана тема исследовательского проекта: «Почва. Состав и свойства».

Цель исследования:

Выявить, что или кто находится в составе почвы и почему почва разная по цвету.

Задачи исследования:

1. Расширить знания детей о почве через работу с энциклопедической литературой и интернет-ресурсами;

2. Выяснить состав и структуру почвы;

3. Провести опыты для определения состава почвы;

4. Сравнить разные слои почвы;

5. Определить, кто из живых существ находится в почве и для чего;

6. Изучить, какую пользу почва приносит людям и нуждается ли она в защите.

Мы предполагаем, что в почве находятся живые существа и полезные вещества и что почва нуждается в защите.

Предмет исследования:

Почва с участка детского сада.

Методы исследования:

1. Изучение материалов из разных источников;

2. Проведение эксперимента;

3. Наблюдение за экспериментом;

4. Фотосъёмка, видеосъёмка;

5. Обработка данных эксперимента;

6. Сравнительный анализ.

Для изучения состава почвы мы провели эксперимент.

1. Изучение состава почвы

Мы разрыхляли комочки почвы палочкой, рассматривали её под лупой.

Нам удалось обнаружить : полусгнившие остатки корешков, листья, полусгнившую древесину, сгнившие семена растений. Нашли сухого жука и живого.

Опустили в стакан с водой комочек сухой земли. Мы заметили пузырьки воздуха, которые поднимались вверх.

В металлическую мисочку мы насыпали почву и стали нагревать на огне. Над почвой подержали холодное стекло. Стекло стало влажным и на нём появились капельки.

Профильтровав воду, в которой находилась почва, пипеткой накапали воду на стекло и подержали стекло над огнём. Когда вода испарилась, на стекле остался белый налет.

Нагревая над огнем почву, увидели дым и почувствовали неприятный запах — запах перегнившей листвы и древесины.

Растворили в воде почву.На следующий день в стакане образовались три слоя: нижний – темно-коричневый, средний – светло-коричневый и сверху образовалась вода.

1. Мы выяснили, что в почве есть воздух, вода, песок, глина, минеральные соли, перегной.

2. Почва является домом для некоторых видов насекомых и животных.

3. Почву необходимо защищать, охранять и ухаживать за ней.

Почва имеет несколько слоёв: перегной, песчаный, глинистый. В почве находятся полезные вещества и минеральные соли, а также почва является домом для некоторых видов насекомых и животных. Наша гипотеза подтвердилась.

Всё, что мы обнаружили в почве : мелкие корешки, остатки растений, насекомых, червей называется перегноем или гумусом. Плодородие почвы зависит от количества перегноя, чем больше перегноя, тем больше урожай.

В почве ещё обитают животные. Это кроты, черви, всевозможные насекомые и их личинки. Они делают в ней ходы, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так обитатели почвы повышают её плодородие. Микроорганизмы перерабатывают растительные и животные останки, превращая их в перегной. Перегной – это остатки перегнивших растений и мелких животных. Чем больше перегноя, тем лучше урожай.

В почве есть вода. Вода необходима для роста и развития корней, стеблей, листьев, цветов и плодов.

В почве есть воздух. Землю рыхлят, чтобы насытить её кислородом. В рыхлой земле лучше прорастают семена.

В почве содержатся минеральные соли — это питательные вещества, необходимые для роста растений.

Песок помогает воде проникать вглубь и питать корни. А в глине содержится много минеральных солей, полезных для растений, но глина задерживает влагу и корни подгнивают.

Земля – это наша кормилица. И это, на самом деле, так.

Человек выращивает на земле разные растения. Растениями питаются многие животные, насекомые, птицы. Плодородная почва обеспечивает человека одеждой, продуктами питания, а домашних животных – кормом. А они дают человеку молоко, мясо, яйца.

Почва – важнейшее богатство страны, поэтому ее надо охранять и оберегать.

1. 1. Рыжова Н. А. Наш дом природа. М., 1998 г.

2. Попова Т. И. Мир вокруг нас. М., 1998 г.

3. Ковинько Л. Н. Секреты природы – это интересно! М., 2004 г.

4. Иванова А. И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2007 г.

5. Микляева Н. В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей. М., 2006 г.

6. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. М., 2001 г.

7. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина… М., 2004 г.

8. Николаева С. Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. М., 2005 г.

9. Рыжова Н. А. Не просто сказки. М., 2002 г.

10. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. М., 2003 г.

11. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. ,2005 г.

Читайте также:  Какие удобрения вносят весной для малины

12. Нищева. Н. В. Познавательно — исследовательская деятельность опыты, эксперименты. 2013г.

Чтение сказок о почве (авт. Т. И. Попова).

Чтение стихов о почве (Рыжова Н.).

Игра — викторина «Отгадай загадку»

Игра «Подземные жители»

д/и «Удивительный песок»

п/и «Цветы на лугу»

— Рисование на тему: «Растительный мир глазами детей»

— Рисование на тему: «Животный мир»

— Выставка рисунков «Почва в природе»

Работа с родителями:

«Как вести познавательную беседу».

«Как читать познавательную литературу».

«Как смотреть познавательное видео и программы».

Познавательная Творческая -Творческая мастерская»

Изготовление и наполнение лэпбука «Почва», макета,

альбомов на темы: «Насекомые – вредители сада и огорода», «Существа, которые живут под землей», «Цветы Урала», «Деревья и кустарники

Прикреплённые файлы:

prezentacija-pochva_q6299.pptx | 13465,9 Кб

Детский исследовательский проект «Чудесный мир оригами» Цель проекта: Узнать об оригами и о том, можно ли развлечь себя, имея лишь лист бумаги. Задачи: 1. Узнать, как появилось оригами; 2.

Детский исследовательский проект «Космический адвент-календарь» Вместе с нашей страной оренбургские дошкольники в этом году оказались в эпицентре торжественных событий в честь юбилея первого полёта.

Детский исследовательский проект «Мой дедушка-мой герой!» Детский исследовательский проект «Мой дедушка – мой герой!»Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.

Детский исследовательский проект по естествознанию (неживая природа) «Небесные тела, влияющие на Землю» Слайд №2. Меня зовут Александр Палухин, мне 6 лет. Слайд №3. Предлагаю вашему вниманию свою исследовательскую работу: «Небесные тела, влияющие.

Детский исследовательский проект «Профессии моей семьи» Цель: узнать историю семьи, о членах семьи, об их интересах, профессиях. Задачи: познакомиться с разнообразием профессий и важности труда.

Детский исследовательский проект «Секреты школьной жизни» Этой весной, мне посчастливилось провести весело и насыщенно, ведь я готовила и провела несколько детских проектов. Это 1 проекта с моим.

Исследовательский детский проект «Тайны мыльных пузырей» в первой средней группе Сматрова Ольга Андреевна, воспитатель МБДОУ «Ёлочка», г ЧерногорскДетский исследовательский проект «Тайны мыльных пузырей» в 1-й средней.

Исследовательский проект «Детский сад. История и современность» Актуальность проблемы заключается еще и в том, что современные жители поселка мало знают, каким был раньше детский сад, где он располагался.

Источник

Исследовательский проект по теме почва

Исследовательские работы и проекты

Проект на тему «Почва»

В индивидуальной исследовательской работе по географии на тему «Почва» дано определение почве и ее составу, раскрыта тема плодородия почвы, перечислен химический состав почвы, проведено исследование кислотности почвы, качественное определение ионов в почве и расчёт количества свинца, поступающего в почву от автотранспорта.

Подробнее о работе:

Учебный проект по географии в 10 классе на тему «Почва» содержит анализ химического состава образца почвы, взятого с пахотных земель села Кузьмино–Гать Тамбовского района Тамбовской области, в результате которого определен уровень кислотности, загрязнения нефтепродуктами, радиоактивными элементами, бытовыми и промышленными отходами.

Оглавление

Введение
1. Почва и её состав.
2. Плодородие почвы.
3. Химический состав почвы.
4. Кислотность почвы.
5. Основные виды загрязнения почвы.
6. Загрязнение тяжёлыми металлами.
7. Загрязнение бытовыми и промышленными отходами .
8. Загрязнение нефтепродуктами.
9. Пестициды как загрязняющий фактор.
10. Загрязнение радиоактивными элементами.
11. Загрязнители почвы и их опасность для организма человека.
12. Исследование кислотности почвы.
13. Качественное определение ионов в почве.
14. Расчёт количества свинца, поступающего в почву от автотранспорта.
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение

Актуальность работы состоит в том, что в последние годы наблюдаются процессы деградации почв, снижение её плодородия, усиление процессов загрязнения. Наша Тамбовская область расположена в центре Русской равнины и занимает среднюю часть Окско-Донской низменности. Почвенный покров области сложен, но наиболее распространённым является чернозём – самый плодородный вид почвы.

Чернозём занимает 82,2% в пахотных землях области. Тамбовская область является в первую очередь аграрным регионом, экономика которого связана с выращиванием различных зерновых культур, картофеля, подсолнечника, сахарной свёклы, капусты, огурцов и ряда других овощей. Поэтому проблема рационального использования и охраны плодородных земель является одной из важнейших проблем Тамбовской области.

Цель исследовательской работы: изучить основные факторы, приводящие к деградации плодородия почвы и её загрязнению.

Объект исследования: почва, её состав, структура, свойства и проблемы загрязнения почвы.

Задачи исследования:

  • изучить теоретические основы данной темы;
  • изучить основные виды загрязнения почвы;
  • выявить причинно-следственную связь между загрязнителями почвы и их опасностью для организма человека;
  • провести анализ химического состава образца почвы, взятого с пахотных земель села Кузьмино – Гать Тамбовского района Тамбовской области;
  • сформулировать общие выводы и рекомендации.

Почва и её состав

Основоположником науки о почве стал выдающийся русский ученый Василий Васильевич Докучаев (1846–1903). Именно Докучаев В.В. впервые сформулировал научное определение о почве, назвав её «самостоятельным естественноисторическим телом, которое является продуктом совокупной деятельности материнской горной породы, климата, растительных и животных организмов, возраста почвы и отчасти рельефа местности» [2]

Все факторы почвообразования, о которых говорил Докучаев, были известны и до него, их последовательно выдвигали разные ученые, но всегда в качестве единственного определяющего условия. Он первый сделал вывод о том, что возникновение почвы происходит в результате совместного действия всех факторов почвообразования. Докучаев рассматривал почву как «самостоятельное особое природное тело, равнозначное понятиям растение, животное, минерал и т.д., которое возникает, развивается, непрерывно изменяется во времени и пространстве», и этим он заложил прочный фундамент новой науки.

Почва состоит из твердой, жидкой и газообразной частей. Твердая часть — это минеральные и органические частицы. Они составляют от 80-98 % почвенной массы и состоят из песка, глины, илистых частиц, оставшихся от материнской породы в результате почвообразовательного процесса. Соотношение этих частиц характеризует механический состав почвы.

Жидкая часть почвы, или почвенный раствор, вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями. Воды в почве содержится до 40-60 %. Жидкая часть участвует в снабжении растений водой и растворенными элементами питания.

Газообразная часть, или почвенный воздух, заполняет поры, не занятые водой. Она содержит больше углекислого газа и меньше кислорода, чем атмосферный воздух, а также метан, летучие органические соединения и др.

Плодородие почвы

Важнейшим свойством почвы является плодородие. Плодородие – это совокупность свойств почвы, обеспечивающие высокую урожайность сельскохозяйственных растений, а также биологическую продуктивность естественных фитоценозов. [3]

Читайте также:  Удобрение своими руками для всех растений

Плодородие почвы зависит от многих факторов: оптимального содержания в ней питательных элементов (азота, фосфора, калия, железа, марганца, бора и других микро и макроэлементов), степени увлажненности и кислотности, методов агротехники, процессов эрозии. Но в первую очередь плодородие почвы определяют по содержанию в ней гумуса – смеси органических веществ, которые образуются в результате биохимического разложения растительных и животных остатков. От его качества и количества зависит плодородие почв.

Чернозёмные почвы характеризуются богатым содержанием гумуса (особенно – в верхних слоях), питательных веществ, зернистой либо комковой структурой, высоким (до 70%) содержанием кальция, огромным количеством полезных для растений микроорганизмов и прекрасными водно-воздушными качествами.

В чернозёме имеются полезные гуминовые кислоты (смесь органических соединений), которые являются самой ценной фракцией гумуса, легко усваивающийся корнями растений. Распределение почв по содержанию в ней гумуса тесно связано с природными зонами, климатом и характером растительного покрова.Почвы Тамбовской области представляют собой чернозём – самый плодородный вид почвы.

Химический состав почвы

Азот входит в состав белков, нуклеиновых кислот, хлорофилла и многих органических веществ растительных клеток. При недостатке его доступных соединений в почве растения плохо растут и развиваются, листья приобретают светло-зеленую окраску. Главным источником азота для питания растений служат соли азотной кислоты и соли аммония. В корни растений этот элемент поступает в форме аниона и катиона.

В качестве азотных удобрений используют аммиачную селитру, сульфат аммония, хлористый аммоний, натриевую селитру, кальциевую селитру, мочевину и др. Такие органические удобрения, как навоз, торф, компосты, создают хорошие условия для азотного питания растений.

Фосфор в растениях содержится в минеральных и органических веществах. Наиболее важную роль играет фосфор, входящий в состав нуклеиновых кислот (рибонуклеиновой — РНК и дезоксирибонуклеиновой — ДНК). Из почвы фосфор поступает в корни растений в виде фосфат-иона. При недостатке в почве подвижных соединений фосфора листья растений приобретают красновато-фиолетовый оттенок. Наиболее распространенные фосфорные удобрения — суперфосфат, преципитат, фосфоритная мука и др.

Калий усиливает синтез органических веществ в растениях, участвует в реакциях перехода простейших моносахаридов в более сложные углеводы. Недостаток калия наблюдается в легких почвах и проявляется в омертвлении крайних частей листьев, которые вначале буреют, а затем скручиваются. Калий поступает в растения в форме катиона. Широко применяют такие калийные удобрения, как хлористый калий, сульфат калия, калийные соли и др. Наиболее нуждаются в калийных удобрениях северные, особенно легкие, почвы.

Кальций особенно необходим для роста корней и образования хлоропластов. При недостатке его в почве на листьях появляются коричневые пятна, затем листья желтеют и отмирают. Кальций уменьшает кислотность почв, поэтому его применяют для известкования.

Магний активизирует ферментативную активность в растении и влияет на окислительно-восстановительные процессы. Он входит в состав хлорофилла, при его недостатке между жилками листьев появляются желто-белесые пятна.

Железо входит в состав ферментов и играет большую роль в окислительно-восстановительных процессах. Этот элемент потребляется в малом количестве, и растения, как правило, не испытывают в нем недостатка.

Сера содержится в некоторых белках и растительных маслах. Ее недостаток вызывает пожелтение сначала верхних, а затем нижних листьев. Этот элемент поступает через корни растений в виде сульфатов.

Марганец входит в состав многих ферментов, участвует в окислительно-восстановительных процессах. При его недостатке часто развивается хлороз яблони, вишни, черешни, малины, полевых культур — свеклы, картофеля, овса.

Медь влияет на развитие листьев, задерживает их старение. От ее недостатка появляются признаки хлороза, кончики листьев белеют, растения не образуют семян.

Цинк необходим для образования завязи, для роста и развития растений. Большинство почв обеспечено цинком, однако от его недостатка иногда страдают плодовые деревья и цитрусовые, а из полевых культур — кукуруза, соя, фасоль.

Молибден участвует в синтезе белков. Молибденовые удобрения увеличивают урожай люцерны, клевера, сахарной свеклы, томатов и других культур. Их вносят в почву вместе с семенами или раствором молибденовых соединений опрыскивают растения.

Кобальт усиливает деятельность клубеньков на корнях бобовых культур. Кобальтсодержащие удобрения добавляют к другим удобрениям или обрабатывают ими семена.

При недостатке в почве любого из элементов урожай культур резко снижается.

Кислотность почвы

Кислотность почвы характеризуется значением рН (водородный показатель).

Нейтральная реакция почвы соответствует рН=7. Если значение рН выше 7, то реакция почвы щелочная, ниже — кислая. Чаще встречаются кислые почвы. При этом кислые почвы классифицируются следующим образом: очень кислые почвы — рН 3,8 — 4,0, сильнокислые почвы — рН 4,1 — 4,5, среднекислые почвы — рН 4,6 — 5,0, слабокислые почвы — рН 5,1 — 5,5, близкие к нейтральной почвы — рН 5,6 — 6,9. Уменьшение значения pH на каждую единицу означает увеличение кислотности почвы в 10 раз!

Большинство культурных растений хорошо растут и развиваются в условиях слабокислой или нейтральной реакции почвы. Оптимальная кислотность почвы от слабокислой рН = 5,5 до нейтральной рН = 7. На кислых почвах растения плохо усваивают питательные вещества, недостаточно развивается корневая система растения, накапливаются вредные для растений вещества, не формируются полезные почвенные микроорганизмы, способствующие повышению и поддержанию плодородия почвы, элементы питания на таких почвах переходят в недоступные для растений формы.

Если осваивается новый участок, то кислотность почвы можно определить по внешним признакам. Если в канавах и ямках вода стоит ржаво-окрашенная, с радужной пленкой на поверхности и темно-желтым рыхлым осадком, знайте — на участке сильнокислая почва. Оттенок у нее, как правило, белесый.

Для нейтрализации кислых почв применяют: гашеную известь, доломитовую муку, известковую муку, молотый мел.

Основные виды загрязнения почвы

Широко известны случаи, когда высокие концентрации опасных химических веществ в почве стали причиной отравления людей и животных. Так, например, растения, произрастающие, на почвах с высоким содержанием селена, могут накапливать его в количествах до 5000 мг/кг. Высокая концентрация селена в растительных продуктах является причиной болезни, называемой селеновым токсикозом, и отравлений людей, и массовой гибели сельскохозяйственных животных.

Состояние почвы оценивается по следующим показателям:

  • загрязнение тяжелыми металлами;
  • загрязнение бытовыми и промышленными отходами;
  • загрязнение нефтепродуктами;
  • загрязнение пестицидами;
  • радиационное загрязнение.

Загрязнение почвы тяжелыми металлами

К тяжелым металлам относится более 40 химических элементов периодической системы Д. И. Менделеева: хром, марганец, железо, кобальт, никель, медь, цинк, молибден, кадмий, олово, сурьма, ртуть, таллий, свинец и другие. Токсичность металлов возрастает по мере увеличения их атомной массы. Их токсичность проявляется по-разному.

Читайте также:  Урожай томатов до осени

Например, медь и ртуть при токсичных уровнях концентраций замедляют деятельность биологических ферментов. А кадмий и железо взаимодействуют с клеточными мембранами, изменяя при этом их проницаемость. Соединения тяжёлых металлов вызывают острые отравления, хронические болезни, а также оказывают канцерогенное и мутагенное действие.

Тяжелые металлы, поступающие на поверхность почвы, накапливаются в почвенной толще, особенно в верхних гумусовых горизонтах. Растения, поглощая из почвы тяжелые металлы, аккумулируют их в тканях или на поверхности листьев, становясь, таким образом, промежуточным звеном в цепи «почва — животное — человек». Важно отметить, что тяжёлые металлы обладают способностью накапливаться в организме.

Главным источником тяжелых металлов является химическое производство и автотранспорт. Значительное загрязнение почвы свинцом, цинком и кадмием в первую очередь наблюдается вблизи автомобильных дорог. Это объясняется тем, что наиболее распространённое автомобильное топливо — бензин — содержит в себе ряд соединений металлов, в том числе очень ядовитое — тетраэтилсвинец, содержащее свинец, который таким образом попадая вместе с выхлопными газами в атмосферу, оседает на почву.

Почва становится мертвой при содержании в ней 2-3 г свинца на 1 кг грунта. Вокруг некоторых наиболее оживлённых дорог содержание свинца в почве достигает 10-15 г/кг, а ширина придорожной территории, где возможна высокая концентрация свинца в почве достигает 100 м и более.

Загрязнение бытовыми и промышленными отходами

Значительно обострилась проблема ликвидации твердых промышленных и бытовых отходов, которые существенно влияют на изменение химического состава почвы, вызывая ухудшение её качества. Из общего количества образующихся отходов бытовые отходы составляют 28%, а промышленные 72%. Особое место среди бытовых отходов занимают пластмассы и синтетические материалы, так как они не подвергаются процессам биологического разрушения и могут длительное время находиться в объектах окружающей среды.

Промышленные отходы — это остатки технологического сырья, материалов, полуфабрикатов, образующиеся при производстве продукции или выполнении работ и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.

В тех случаях, когда промышленные и бытовые отходы вывозятся на свалки, создается реальная угроза значительного загрязнения атмосферы, поверхностных и грунтовых вод и земельных угодий, которые безвозвратно выводятся из севооборота.

Загрязнение нефтепродуктами

Попадая в почву, нефть увеличивает общее количество углерода. В составе гумуса возрастает нерастворимый остаток, что является одной из причин ухудшения плодородия. Это, в свою очередь, наносит ощутимый экономический ущерб земледелию. Естественное восстановление плодородия почв при загрязнении нефтью происходит очень медленно, в течении нескольких десятков лет.

Пестициды как загрязняющий фактор

Пестициды составляют группу искусственно созданных веществ, используемых для борьбы с вредителями и болезнями растений. Пестициды делятся на следующие группы: инсектициды — для борьбы с вредными насекомыми, фунгициды и бактерициды — для борьбы с бактериальными болезнями растений, гербициды — против сорных растений.Они широко применяются в сельском хозяйстве, так как позволяют сохранять более 30% урожая.

Наибольшее применение находят пестициды — органические вещества: хлори­рованные углеводороды (гексахлоран и др.), диены (альдрин, севин и др.), сложные эфиры фосфорных кислот (ФОС), карбаматы (карбин, тиллам и др.), замещенные мочевины (фенурон, монурон и др.).

При обработке посевов пестицидами основная часть их накапливается на поверхности почв и растений. Они имеют период полураспада до нескольких десятков лет. Накапливаясь в почве, пестициды могут передаваться по цепям питания и вызывать заболевания животных и людей.В настоящее время более 5 млн.т. пестицидов поступает на мировой рынок.

Загрязнение радиоактивными элементами

Радиоактивные элементы — неустойчивые химические элементы, способные к радиоактивному распаду, который сопровождается испусканием энергии. На агроэкосистемы воздействуют радионуклиды природного радиационного фона (естественные) и техногенные (связанные с деятельностью человека).

Источником поступления в почву радиоактивных веществ могут быть радиоактивные атмосферные осадки, отходы ядерных энергетических реакторов, лабораторий, научно-исследовательских учреждений, использующие радиоизотопы. Наибольшую опасность из радиоизотопов представляют стронций-90 и цезий-137. Они обладают высокой биологической активностью и подвижностью, которая обусловлена тем, что стронций и цезий — близкие химические аналоги кальция и калия и очень сходны по поведению в биологических системах.

Радионуклиды, поступившие на почвенно-растительный покров из воздуха, первоначально концентрируются в верхнем слое почвы, а затем начинают мигрировать по ее профилю. Они становятся неотъемлемым звеном пищевых цепей, при этом поражая живые организмы. Поражения организмов может быть, как индивидуальными — развитие злокачественных новообразований, так и генетическими, представляющими большую опасность для будущих поколений.

Загрязнители почвы и их опасность для организма человека

Здоровье человека в значительной степени определятся той средой, в которой он вынужден жить, и, как оказалось, почве в этом вопросе принадлежит немаловажная роль. Хорошее и крепкое здоровье человека во многом зависит от структуры и состава почвы! Это обусловлено тем, что именно от почвы зависит качество пищи, которую человек потребляет.

Давно доказано, что ряд заболеваний связаны с определенными почвенными условиями: избытком или недостатком химических элементов, нарушением их соотношения. Наиболее широко известными примерами из этой области являются заболевания щитовидной железы — зоб и базедова болезнь (при недостатке йода), поражения зубной эмали — кариес и флюороз (при недостатке фтора), но их список очень велик и продолжает расширяться.

Так, имеются сведения о связи с особенностями почвенного покрова и онкологических заболеваний. Изучение онкологами географического распространения рака желудка показало, что в Тунисе, Египте, Афганистане заболеваемость раком желудка значительно ниже, чем в Англии, Франции, США.

Клинические исследования позволили предположить повышенный риск этого заболевания с недостаточным содержанием магния в пище (следовательно, в воде и почвах), а также нарушением соотношения в почвенном растворе между ионами Са, Mg, Mn. Эта закономерность была подтверждена на примере Ростовской области в совместной работе почвоведов и онкологов.

По отношению к окружающей среде и человеку почва выполняет еще одну важную роль – протекторную. Обладая способностью поглощать и удерживать в себе различные загрязняющие вещества, в том числе и радионуклиды, связывая их химическим и физическим путем, почва тем самым служит своеобразным фильтром, предотвращающим поступление этих соединений в природные воды, растения, и далее по пищевым цепям – в животные организмы и человека. Однако возможности почвы в этом отношении не безграничны, а уровень техногенного прессинга все возрастает, поэтому все чаще наблюдаются случаи опасного загрязнения почв и последующего отравления людей.

Источник

Adblock
detector