Исследовательский проект по теме: «Условия появления и развития плесени»
В нашей школе каждый год проводится научно-практическая конференция, на которой учащиеся защищают свои проекты по различным темам. При изучении новой темы, по окружающему миру «Грибы», дети заинтересовались материалом, задавали много вопросов, искали дополнительную информацию и в итоге решили вырастить плесень самостоятельно, наблюдая за ее развитием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plesen.ppt | 2.25 МБ |
plesen.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3 г. Талдома
Условия появления и развития плесени
Поспелова Варя 3 б
Комарова Катя 3б
Крамаренко Оля 3б
Ковтун Алла Александровна
Дата защиты проекта: 25.04.2008г.
«Условия появления и развития плесени»
Цели , которые мы ставили перед собой:
— Изучить, что такое плесень.
— Вырастить грибок под названием плесень, на различных
— Определить факторы, влияющие на его появление и разрастание
— Узнать о роли плесени в жизни человека и живой природы
-Что такое плесень?
-Какая бывает плесень?
-Условия появления и развития плесени.
-Как она влияет на здоровье человека?
— Выводы нашей работы.
Актуальность темы:
В этом году на уроках природоведения мы изучали и узнали много нового о грибах. Не все знают, что грибы — не только растущие в лесу плоды природы, но и белый налет на ягодах крыжовника, и дрожжи, и зеленоватый пушок плесени. Нас заинтересовало, как на пустом месте появляется столь сложное природное образование, как плесень. Почему на некоторых продуктах появляется плесень, а других (на первый взгляд ничем не отличающийся) остается в прежнем виде.
Тема проекта возникла в результате случайного наблюдения за пищевыми продуктами. Многие ребята в классе рассказывали о своих наблюдениях, что после длительного хранения хлеба в целлофановых пакетах на нем образуется синеватый налет, а также, что такой хлеб не используется в пищу, а почему-то выбрасывается.
Некоторые говорили, что, открывая банку с бабушкиным вареньем, часто видели сверху небольшой слой плесени.
О вреде продуктов с этим налетом нам рассказали родители и учитель. После этого в магазине мы увидели в продаже дорогие сорта сыра с очень похожим по цвету и запаху налетом. Возник вопрос: Кто прав в этой ситуации? Что это за налет? При каких условиях он образуется? Почему иногда он опасен, а иногда считается деликатесом?
Мы решили провести опыты с различными продуктами, такими как: сыр, черный хлеб, варенье, лимон.
Нам хотелось узнать:
- при каких условиях будет расти плесень?
- сколько времени пройдет с момента появления плесени?
- Какая среда обитания должна быть?
2. Гипотеза:
Предположительно этими факторами являются: тепло, влажность, темнота, отсутствие проветривания.
3. Методы :
• изучение литературы;
• эксперимент;
• наблюдение
• анализ
- Что такое плесень?
- Какая бывает плесень?
- Условия появления и развития плесени
- Где можно увидеть плесень
- Как она влияет на здоровье человека
а) После анализа информации из разных источников мы сделали вывод о том, что
Плесень – название грибка, который бывает плесневым: растет на камне, бетоне, краске; грибком гниения: бактериальная, белая, бурая гниль на древесине; дрожжевым грибком: растет на пищевых продуктах. Плесень и ее споры можно обнаружить всюду, как и другие микроорганизмы – вирусы, бактерии. Сейчас плесени относят к царству грибов. Есть плесень полезная, которая используется в медицинской промышленности, сыроварении, виноделии (из родов аспергилл, пеницилл и др.), и есть плесень опасная для здоровья, продуктов, строительных материалов.
О наличии плесени свидетельствуют многие факторы: посинение или позеленение поверхностей, шелушение стен, так называемая махра, черные точки на потолке. Плесень может иметь вид пленок, корочек, рыхлого или порошкообразного налета на испорченных пищевых продуктах, прелых листьях, гнилой древесине. Колонии плесени имеют самую разнообразную окраску: черную, бурую, голубую, зеленую. Встречается плесень серого, желтого, красного цвета. Нами была найдена плесень в различных местах.
На Кавказе в Фанагорийской пещере была обнаружена плесень, которая светится в темноте, как что на расстоянии полметра можно было различить черты лица.
Необходимые условия появления и развития плесени . Плесень распространяется в воздухе в виде микроскопических спор. При попадании спор на сырую поверхность прорастает тончайшими нитями. Идеальные условия – влажность воздуха выше 95%, температура плюс 20 градусов и отсутствие проветривания. Плюс наличие грязи, чем больше грязи, больше бактерий, значит больше грибков. Очень активно размножается плесень при комнатной температуре, повышенной влажности и отсутствии вентиляции на большинстве открытий и материалов, находящихся внутри помещений: штукатурка, дерево, бетон, пластик, резина, тканевая основа линолеума, окрашенные поверхности, ковровые покрытия, книги. Прекрасные условия для ее развития создаются в цветочных горшках. Очень активна плесень осенью в связи разложением растительности.
Первое важное условие для развития плесени — влажность.
Все материалы, окружающие нас в разной степени, но содержат влагу, а грибы и плесень без влаги просто не выживут. Влага образуется в результате конденсации, как результат разности температур поверхности и примыкающего к ней воздуха. Влага оседает на поверхностях стен в виде мелких капелек, это явление хорошо заметно в ванной комнате, где появление конденсата – обычное явление. Естественно в таких случаях появление плесени неминуемо. Влажность обязательно присутствует в новых конструкциях, может накапливаться на стадии производства стройматериалов и во время строительства.
Этому может помочь и плохой воздухообмен помещений и протечки от соседей сверху и протекание воды из кранов – все обеспечивает благоприятную среду для роста различной плесени
Второе условия для развития плесени — температура.
При отрицательных температурах плесень не плохо себя чувствует. Она не образует новых спор, хотя и тут есть исключения, но и не умирает. При повышении температуры плесень просыпается и снова начинает жить активно. Высокие температуры могут убить плесень, но для этого необходимо воздействие температуры плюс 100 градусов в течение 1-2 часов.
Также мы встретили плесень не только на продуктах, но и древесине.
Плесень злостный враг древесины. Древесина, просыхающая естественным путем, в течение длительного времени находится под угрозой загнивания. Ей угрожают также грибы и плесень. Споры грибков и бактерий могут попасть на древесину еще в лесу или при транспортировке. Им нужно попасть только в благоприятные условия, чтобы начать бурно развиваться.
Деревянные дома погибают не от старости: дерево достаточно долговечно, чтобы служить веками, а в подходящих условиях сохраняется тысячелетиями. Все оттого что дерево заболело … домовым грибком. Синева просто проникает через краски, лаки, которыми покрыто дерево. Посинение происходит при высокой влажности воздуха и температуре плюс 10-25 градусов. Способствует развитию синевы и неподвижность окружающего воздуха.
Нами были найдены такие дома.
Появление домового грибка заметить не трудно: на бревнах стен, на досках пола, обшивке стен вначале образуется белый пушок или похожее на вату скопление белых нитей. Затем проступают желтые, розовые и сиреневые пятна, которые с течением времени превращаются в серые пленки с серебристым отливом. Дерево темнеет, трескается и раскалывается. Грибок разрастается очень быстро, особенно в постройках из мягкого дерева; древесина сосны и дуба меньше всего повреждается грибком. В старину избу, зараженную белым домовым грибком, немедленно сжигали, чтобы не заражать соседние строения.
Кроме дерева плесень может воздействовать практически на любой материал. Она легко разрушает лакокрасочные покрытия, выкрашивает кирпич, цемент и бетон (пораженная грибком бетонная плита рассыпается буквально за пару лет).
Придя в библиотеку, можно увидеть, что плесень уничтожает книги, т.к. условия их хранения зачастую соответствуют оптимальным для ее развития.
Также мы в классе заметили, что в горшках с цветами тоже может образоваться плесень.
Какой же вред может оказать плесень человеку.
Очень долго считали, что плесень для человека безвредна. Проводя в закрытых помещениях, включая время работы, до 80-90% времени, дыхательные пути фильтруют воздух, в котором находятся микроорганизмы и если в нем много плесневых грибков, то они оседают на легких, со временем глубоко, проникая в легочную ткань, вызывают болезни. Некоторые виды грибков вызывают диатез у детей, аллергию, переходящую в астму и даже онкологические заболевания.
Вот краткий перечень заболеваний, связанных с плесенью: мигрень, насморк, отит, бронхит, ринит, бронхиальная астма, сердечно-сосудистые нарушения. Иногда у людей со сниженным иммунитетом возможны плесневые поражения внутренних органов. Все перечисленные заболевания носят хронический характер течения и вызывают трудности при лечении.
Аллергическим ринитом, страдает свыше 36 миллионов людей. В большинстве случаев первоначальной этапом этого заболевания является аллергенная плесень. Количество людей, страдающих аллергией на плесень, увеличивается ежегодно и, в основном, это люди с бронхиальной астмой. В госпитальных условиях у ослабленных людей могут вызвать даже смертельные инфекции. У пациентов, перенесших тяжелый курс химиотерапии или пересадку костного мозга, больных лейкемией (людей со сниженным иммунитетом) споры плесени могут вызвать опасную инфекцию. Проявляется она сухим кашлем, лихорадкой, болями в груди, одышкой и кровохарканием.
При попадании плесневых спор в желудок и кишечник развивается пищевая аллергия.
Самой ядовитой считается плесень желтого цвета. Она поражает пищевые продукты (наиболее подвержены поражению ливер, рыба, молоко, рис, земляные орехи). Были факты записаные из истории зарубежных стран. Причиной смерти лиц, вскрывавших гробницы египетских фараонов, была желтая плесень, выделяющая афлатоксин. Афлатоксин вызывает тяжелые пневмонии и рак печени. В Индии для развития плесени идеальные условия. Здесь обычны цирроз печени у детей, которых кормят желтым рисом. Он весь заражен афлатоксином.
Опыты и результаты:
Нами была выращена плесень на продуктах питания: черном хлебе, сыре и лимоне, варенье. Мы хотели определить факторы, которые влияют на появление и разрастание плесени, а также определить время, которое проходит с момента возникновения первых признаков плесени на продуктах до того, когда продукт покроется ею полностью и будет совершенно не пригодным для еды. Нами была составлена сводная таблицу, в которой мы показали условия развития плесени на продуктах и сроки образования плесени.
Плесень была выращена и домашних условиях и в классе, мы создали, как нам казалось благоприятные условия для образования плесени.
- Для эксперимента мы взяли три кусочка черного хлеба.
- Первый кусок мы намочили, положили в целлофановых пакет и поставили в темное, теплое место
- Второй кусок намочили, положили в целлофановых пакет, поставили на светлое, теплое место
- Третий кусочек, оказался без влаги, в теплом светлом месте.
Источник
Творческие проекты и работы учащихся
Выращивание белой и сизой плесени
Цель: рассмотреть конкурентный тип отношений двух видов плесени.
Объект исследования – плесневые грибы: пеницилл и мукор (белая и сизая плесень соответственно)
Оборудование и материалы – кусочки хлеба и фруктов, чашки Петри, вода.
Для выращивания плесени я взяла две чашки Петри.
Для получения сизой плесени на дно чашки поместила увлажненный кусочек хлеба. Для получения белой плесени в другую чашку поместила разрезанный мандарин. Чашки поставила в теплое место при температуре выше 20 градусов. Плесени образуются примерно через неделю.
Каждый день открывала банки и следила, чтобы продукты (питательные среды) были влажными.
В одной пробирке, где был хлеб, плесень (мукор) появилась уже на 3 день (рис. 4), а в другой (с мандарином — пеницилл) только на 5 день (рис. 5). Опыт проводился в одинаковых температурных условиях.
Затем взяла чистые чашки Петри в одну положила хлеб, в другую сыр, а в третью – мандарин. Чашки подержала 30 мин над кипящей кастрюлей и закрыла. Это сделала для того, чтобы устранить посторонние микроорганизмы. В каждую чашку поместила два вида плесени: одной ватной палочкой дотронулась до белой плесени, а другой – до сизой. Затем каждой палочкой дотронулась до хлеба, сыра и мандарина.
Через 2 дня я заметила, что в пробирке с хлебом (рис. 6) и сыром (рис. 7) хорошо растет мукор, пеницилла мало. И, наоборот, в пробе с мандарином (рис. 8) пеницилл развивался лучше, чем другой вид плесени.
Результаты работы по выращиванию плесени
Опыты были поставлены с 17 декабря по 30 декабря 2016 года. Наблюдения проводились ежедневно. Наблюдая за развитием плесени в чашках Петри, отмечали, какая плесень, и на какой среде появилась раньше.
Результаты наблюдений:
- 20 декабря — появилась сизая плесень в чашки Петри, в которой содержались в качестве питательной среды кусочки белого хлеба.
- 22 декабря — появилась белая плесень в чашки Петри, в которой содержалось в качестве питательной среды мандарин.
- 24 декабря — в чашках с хлебом и сыром обильно развивается мукор и малое количество плесени пеницилла соответственно.
- 27 декабря — мукор угнетается в чашке с мандарином.
- 30 декабря – белая плесень в чашке с хлебом и сыром угнетена. В чашке для выращивания мукора и пеницилла (питательная среда — белый хлеб и сыр) обильно развивается мукор.
- 30 декабря – сизая плесень в чашке с мандарином угнетена. В чашке для выращивания мукора и пеницилла (питательная среда-мандарин) преобладает развитие белой плесени.
Среда | Плесень | Результаты |
Хлеб | Мукор+пеницилл | Мукор вытесняет пеницилл |
Сыр | Мукор вытесняет пеницилл | |
Мандарин | Пеницилл вытесняет мукор |
Заключение
В ходе проделанной работы я изучила дополнительную литературу о строении мукора и пеницилла, познакомилась с понятиями «борьба за существование», выявила влияние разных сред на жизнеспособность мукора и пеницилла.
По результатам работы можно сделать следующие выводы:
- В природе существует межвидовая борьба за существование между грибами мукор и пеницилл.
- В борьбе за пищевые ресурсы между представителями разных видов плесени идет конкуренция, которая может привести к процветанию и высокой плодовитости одного вида и понижению плодовитости и гибели части особей другого вида.
- По принципу конкурентного исключения, лучше будет чувствовать себя тот вид плесневого гриба, для которого пищевая среда благоприятна. Развитие другого вида будет угнетено.
- Условия существования для пеницилла отличаются от таковых у мукора и по питательной среде и по температурному режиму и по показателю влажности. Так у нас пеницилл развивался дольше, так как для него оптимальная температура должна быть немного ниже, а влажность воздуха выше.
- Наша гипотеза подтвердилась: в борьбе за пищевые ресурсы успешно будет расти плесень, для которой пищевая среда и влажность благоприятные.
Также я узнала, что:
- Сизую плесень чаще всего можно встретить на сыре и хлебе. Многие штаммы этого паразита опасны для людей.
- Белая плесень – одна из самых опасных. Поражает всё! Проникает глубоко в продукты и неприхотлива в распространении.
Проделанная исследовательская работа позволяет мне дать советы о том, как предотвратить появление плесени на продуктах питания:
- Использовать остатки продуктов в течение 3-4 дней.
- Очищать холодильник 1 раз в месяц с помощью пищевой соды. Для получения раствора 1 ст. ложку соды растворяют в литре теплой воды.
- Регулярно очищать видимые поверхности губкой, смоченной в воде с дезинфицирующим средством. Можно размешать 3 ч. ложки хлорки в литре воды.
Отзывы об исследовательской работе
В ходе данной работы я узнала много нового и интересного из жизни одноклеточных грибов. Научилась проводить наблюдения за живыми объектами, сравнивать и анализировать полученные данные. Проведеннаямною работа была интересна и познавательна.
Источник