Меню

Исследуй состав почвы 3 класс опыт

Окружающий мир 3 класс рабочая тетрадь Плешаков 1 часть страница 37

👉 Ответы к странице 37. Окружающий мир 3 класс рабочая тетрадь 1 часть. Автор: А. А. Плешаков.

Практическая работа «Исследуем состав почвы».

Цель работы: определить, что входит в состав почвы.

Оборудование. У учащихся: сухая почва, два лабораторных стакана с водой, ложка или стеклянная палочка. У учителя: свежая почва, штатив, спиртовка, тарелка (чашка) для нагревания почвы, стекло, держатель, лабораторный стакан, фильтр, пипетка.

Ход работы: по заданиям учебника (опыты с нагреванием проводит учитель). По ходу работы заполняй

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель).

Презентация: сообщи классу о результатах своей работы, выслушай и оцени другие сообщения.

Опыт 1. Бросаем комок почвы в воду. Из нее начинают выходить пузырьки.

Вывод: в почве есть воздух.

Опыт 2. Нагреваем свежую почву на огне. Держим над ней холодное стекло. Стекло начинает запотевать.

Вывод: в почве есть вода.

Опыт 3. Продолжаем нагревать почву. Замечаем дым и чувствуем неприятный запах.

Вывод: горит перегной, который окрашивает почву в темный цвет.

Опыт 4. Серую почву насыпаем в стакан с водой и перемешиваем.

Вывод: глина и песок присутствуют в почве. Песок оседает вниз, а глина располагается выше.

Опыт 5. Фильтруем воду, в которой была почва. Капли помещаем на стекле. Держим его над огнем. Наблюдаем налет белого цвета.

Вывод: в почве есть минеральные соли.

Оценка выполненной работы: цель достигнута, состав почвы был исследован.

Источник

Урок-опыт по теме «Почва. Её состав и свойство». 3 класс

Конспект открытого урока – опыта по окружающему миру в 3 классе

По теме: «Почва.Состав почвы и её свойство».

Проводила Шевченко Оксана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 94, Пролетарского района, г.Ростова-на-Дону, Пояснительная записка

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у обучающихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Сегодня использование ИКТ в учебном процессе очень актуально.

С введением ФГОС начального общего образования изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения, а также средством повышения качества достижения планируемых результатов. В современных условиях главной задачей образования является не только получение обучающимися определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:

развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором обучающийся становится активным субъектом учебной деятельности, это способствует осознанному усвоению знаний обучающимися;

активизировать познавательную деятельность обучающихся ;

проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

По новым ФГОСТ каждый кабинет начальных классов должен быть оснащен различными средствами интерактивного оборудования. Поэтому цель нашего проекта показать как можно применить интерактивную доску, систему голосования в своей работе, презентацию.

Освоить методику работы с интерактивной доской, системой голосования.

Систематизировать информацию по теме данного проекта, использовать ее для проектирования урока и применять в дальнейшей педагогической деятельности;

Овладеть методикой и практикой использования ИКТ на различных этапах урока.

Предмет : окружающий мир

Название темы : Почва. Состав почвы и её свойство.

Цель : познакомить с почвой, видами почв и составом почвы.

Изучить состав почвы и отличительные признаки видов почв.

Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.

Развивать интерес к предмету через использование ИКТ, применять в своей работе интерактивную доску.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Тип : изучение нового материала.

Форма : урок – опыт.

Методы : проблемный, частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный, наглядный.

Формы работы : фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

находить нужную информацию, анализировать ее,

находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

принять учебную задачу, сохранить ее, действовать в соответствие с ней,

работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

давать оценку своим действиям, оценивать результат.

оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

сотрудничать с одноклассниками, договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение .

Усвоение состава почвы, видов почв , умение различать почвы , называя отличительные признаки.

Проявление творческого отношения к процессу обучения, осознание значимости новой роли « исследователь», оценка своей работы в этой роли.

Межпредметные связи на уроке : литературное чтение, технология, краеведение.

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, система контроля и мониторинга качества знаний, УМК « Школа России», учебник Плешакова А. А. «Мир вокруг нас», 3 класс, демонстрационный и раздаточный материал: на партах — лупа, стаканчики с водой, почва, спиртовка (у учителя на столе), стеклышко.

Читайте также:  Как прополоть грядки с зеленью

Цели: дать представление о том, что почва — продукт взаимодействия факторов живой и неживой природы; рассказать о составе почвы и ее плодородии.

-Здравствуйте,ребята. На прошлом уроке по окружающему миру мы с вами познакомились с тем как образуется почва. Какое участие в образовании почвы принимают растения и животные.

-А сегодня на уроке, мы познакомимся с составом почвы. ( слайд 1).

-Сегодня вы все принесли из дома землю, и у каждого на столе лупа и стаканчики с водой. Как вы думаете для чего я вам их приготовила?

-Правильно, у нас не простой урок, а урок-опыт. Мы с вами будем проводить опыты с почвой и более подробно выясним из чего состоит, состоит почва.

— Но прежде чем перейти к нашим опытам давайте отгадаем загадку.

— Правильно земля, (слайд 4).

-А как ее еще можно назвать?

— Вспомим, что такое почва?.

(Верхний тонкий слой земли). (слайд 5)

-Правильно- это верхний плодородный слой земли от десятков сантиметров до двух-трех метров, большей частью покрытый растительностью.

-Посмотрите это все почва (слайд 6,7)

3. Формирование новых знаний.

-Скажите, а где мы с вами можем видеть почву.

(в лесу, саду. огороде) (слайд 8,9)

-Возьмите почву и лупу. Давайте рассмотрим под лупой из чего состоит почва (рассмативают землю).

-Что же вы увидели рассматривая почву.

( есть остатки корешков, листьев растений, части насекомых и других животных). ( слайд 10).

-Совершенно верно в почве есть листья, корешки, части растений. А как вы думаете, как они туда попали?

(животные умерли, листья осыпались и остались лежать на земле).

-Правильно все что погибает остается лежать на верхней части земли. А обитающие в почве микроорганизмы и бактерии, невидимые простым глазом, измельчают эти остатки, которые быстрее сгнивают и образуют плодородный слой почвы — перегной . А основное свойство почвы- это плодородие.

-А кто из вас может объяснить что означает слово плодородие?

— Плодородие , если разобрать слово по составу, означает умение растить плоды, т.е. почва должна уметь вырастить растения как дикорастущие, так и сельскохозяйственные. А плодородие почвы зависит от количества в ней перегноя.

-А знаете ли вы ,ребята. сколько лет нужно для того чтобы образовался один сантиметр почвы?

-Так вот один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров образуется за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться очень бережно.

-Итак, первое что мы с вами узнали, это то, что в почве есть?

(насекомые, остатки растений, листья).

-Откройте свою рабочую тетрадку и запишите первое составное почвы.

-Вы все принесли почву с разных мест. Посмотрите и скажите у всех цвет почвы одинаковый?

-А как вы думаете, что влияет на цвет почвы?

Незнаете, а давайте посмотрим. Возьмите стаканчик с водой и опустите туда свою почву, палочкой размешайте и дайте постоять. Сейчас еще раз посмотрите,что вы увидели в стаканчике кроме листьев и остатков животных? (слайд 14).

-Хорошо. Значит в почве есть песок, а еще что?

-Молодцы.а если в почве много песка и глины, то как вы думаете какой цвет приобретет почва?

-Совершенно верно. Посмотрите на доску,вы видите что почва разного цвета в зависимости от того каких веществ в ней больше. И название почве дано по составу,например вы видете чернозем, песчаную почву, глиняную почву, и можете по названию определить чего в ней больше.

-Итак, значит в почве есть и песок и глина. Хорошо, запишите в тетрадь, что еще есть в почве. (записывают –песок,глина).

-А все ли ребята знают, что почву называют домом для животных. А ка вы, думаете почему?

(живут червяки, жуки, грызуны (слайд 16).

-Скажите,пожалуйста, кто знает насекомые и животные, живущие в земле, приносят пользу или вред?

-Правильно, а какую?

-Совершенно верно. Когда насекомое передвигается под землей, от него остается тунель, пустое место в земле, тем самым они рыхлят почву.

-Посмотрите на стаканчик с водой. Кроме глины, песка. Остатка растений, что еще происходит в стаканчике?

-А как вы думаете, что это за пузырьки?

( воздух) ( слайд 17).

-Совершенно верно, в почве есть воздух, чтобы наши насекомые не задохнулись, и растения тоже получали кислород , значит насекомые рыхлят почву, чтобы в нее попало больше воздуха.

-Запишите в тетрадь , что еще мы увидели в почве ( записывают –воздух).

-Буратино потянулся (дети тянут руки вверх),

раз прогнулся (прогибаются назад),

два нанулся (нагибаются вперед),

хлопнул, топнул улыбнулся.

-А сейчас возьмите почву насыпьте на промокательную бумагу и хорошенько придавите. Что вы видите?

(бумага мокрая) (слайд 18).

-Хорошо. А сейчас я возьму стеклышко и на него капну несколоко капель профильтрованной воды, в которой находилась почва. Кто знает как можно фильтровать воду.

-Да, через вату, марлечку. Я спиртовкой нагрею водичку на стекле и что же мы с вами видим?

-Что с ней произошло?

-Правильно, вода испарилась, а посмотрите что осталось.

-Да, только это не пыльца а минеральные вещества. Или как их еще называют –минеральные соли, которые тоже есть в почве. Отметьте это у себя в тетради. (записывают –минеральные соли).

Читайте также:  Перепревший навоз что это по составу

А кто помнит, что такое минеральные соли?

(полезные вещества для растений).

-Правильно, вещества необходимые для роста и развития растений.

-А сейчас я буду нагревать саму почву. Положу ее на стеклышко. Посмотрите, что происходит? Что вы чуствуете?

(появляется запах) ( слайд 22).

-Какой вывод можно сделать из этого опыта?

( в земле есть перегной).

-Правильно, в земле есть перегной. Запишите. Пожалуйста в тетрадь.

— Ветер дует нам в лицо (дети руками показывают ветер),

Закачалось деревцо (руки вверх и покачивают ими в сторону),

Ветерок все тише – тише, деревцо все выше – выше (руки опускают вниз и присаживаются).

-Итак мы с вами провели опыты и узнали из чего состоит почва.

-Откройте свои учебники на странице 66 и давайте прочтем из чего состоит наша почва.

-Так кто же мне скажет, каков состав почвы? ( слайд 23).

( вода, глина,песок, воздух, остатки растений и животных, минеральные соли)

-Молодцы. ну и скажите пожалуйста для чего все это нужно?

( чтобы росли растения)

-правильно, и вода и воздух и минеральные соли нужны дл того, чтобы растения получали полезные вещества для своего роста.

-А сейчас я хочу посмотреть, что вы запомнили о почве и ее составе.

1.Верхний слой земли, на котором растут растения (почва)

2.одна из составных частей почвы.( песок)

3.Вещество, повышающее плодородие (перегной)

4. основное свойство почвы (плодородие)

Источник

Практическая работа «Состав почвы» (3 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: Состав почвы.

Тема практической работы: Состав почвы.

Цели практической работы:

формировать представления о почве, ее составе и свойствах.

выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес;

развивать мышление, наблюдательность, любознательность, исследовательские навыки.

прививать интерес к учебному предмету;

прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой и неживой природы;

воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе.

1)Постановка учебной задачи
2) Составление плана и последовательность действий
3) Прогнозирования нет
4) Контроль
5) Внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действий в случае расхождения эталона реального действия и результата.
6) Выделение и осознание учащимися усвоенного и что нужно усвоить
7) Способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию

Создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации; выполнение действий по заданному алгоритму.

Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания.

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание
приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать
свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды
деятельности; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена
общества, способность к самооценке своих действий, поступков

Вид практической работы : работа с натуральными объектами природы; работа с приборами ; работа с планами;работа с макетами, работа с листами наблюдений.

Основные термины и понятия :
Метод наблюдения,перегной, органическая масса, гумус, микробы, круговорт веществ в природе, фильтрование , выпаривание.

Образцы почвы, макет разреза почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло лабораторное, спиртовка, штатив, спички, бумажные салфетки.

Проблемные вопросы по теме “Почва”

Что такое почва?

Как образуется почва?

Кто участвует в образовании почвы?

Какое основное свойство почвы?

Где образуется почва?

Где на Земле нет почвы?

Что входит в состав почвы?

Почему почву называют кормилицей?

Что растения получают из почвы?

Что произойдет, если исчезнет почва?

Почему почвы разрушаются?

Чего боится почва?

Почва – это живое?

Везде ли почвы одинаковые?

Зачем человеку нужны знания о почве?

– Сегодня на уроке мы будем учёными-исследователями.
– Что значит исследовать? (Изучать, смотреть из чего состоит, выявлять свойства)
– Представьте, что вы работаете в учебной лаборатории,
поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны. (Инструктаж по ТБ)

Результаты исследования будем фиксировать в таблице.

Правила групповой работы

1. Внимательно слушать инструкции.

2. Чётко выполнять указания.

3. Быть наблюдательными.

4. Аккуратно работать с веществами и оборудованием.

5. По наблюдениям делать выводы.

Мы хотели бы сегодня

В сказку «Репка» заглянуть.

Как-то летом, при погоде

Во саду ли, в огороде,

Взяв лопату, сбросив кепку

Посадил Дед чудо-репку.

Солнце свет, тепло давало,

Тучки с неба поливали,

Ветер нежно обдувал,

Корень в почве прорастал.

А неделек через пять

Было репку не узнать!

Она выросла большая,

Преогромна такая.
В чём секрет сейчас узнаем,

О составе почвы опыты поставим.

Любое исследование предполагает различные методы изучения. Это, прежде всего метод наблюдения. Вооружившись лупой, рассмотрите верхний слой.

— Какого он цвета? Сделайте вывод.

— Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой .

– Что вы в ней видите? (Остатки сухих листьев, палочки, траву)

Опыт 1.

– Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы.
– Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки).
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)

– Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте его.

Опыт 2.

Читайте также:  Внесение компоста сохраняет плодородие почвы

– Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы и сильно сожмем.
– Что осталось на салфетке? (Влажное пятно)
– Откуда взялась вода? (Была в почве)
– Сделайте вывод. (В почве есть вода)

– А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы.
– Какой стала вода? (Мутной).
– Это о чем говорит? (Некоторые вещества растворились, а некоторые нет. На поверхности воды видим мусор, остатки листьев, насекомых)
– Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, глина)
– Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина)

– Следующий опыт вам продемонстрирую я.
– Нагреем немного почвы над огнем.
– Что вы видите и чувствуете? (Над почвой дым и чувствуется неприятный запах).
– Это сгорает перегной – органическая масса, получаемая из остатков растений и животных. Его еще называют гумус. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы.
– Чем больше перегноя, тем плодородней почва.
– Итак, что еще содержится в почве? (Перегной).
Вывод: в почве содержится перегной.

– Возьмем воду из стакана, в котором находилась почва и профильтруем её.
– Поместим несколько капель воды на стекло.
– Подержим над огнем стекло. Вода исчезла.
– Как называется этот процесс? (Испарение)
– Что останется на стекле после испарения воды? (Белый налет)
– Подумайте, что растворилось в воде и осталось на стекле после ее выпаривания?
– Правильно, это соли – питательные вещества, необходимые растениям.
– Минеральные соли часто видны в цветочных горшках.
Вывод: соли – это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною, под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.

Рассказ ученика: Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов, очень маленьких живых существ, разрушаются и превращаются в перегной. Учёные установили, что на одном квадратном метре почвы находится 50 кг микробов. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. Но поглотить соли растения могут только с водой. Какое свойство воды здесь мы вспомним? (Вода – растворитель). А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с останками растений и животных – снова в почву. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе.

– Какой вывод сделаем?
– Что входит в состав почвы? (В состав почвы входят микробы).

Рассказ учителя: Образование почвы начинается только с появлением на Земле живых существ. Твердые породы в природе разрушаются, получается рыхлый слой из камушков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но даже на таких почвах селятся самые неприхотливые лишайники, и под действием бактерий образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Они дадут еще больше перегноя. Так, медленно, камни, песок, глина под воздействием живых существ, превращаются в почву. В почве селятся различные живые существа и повышают плодородие почвы.

Вот спросили мы у Дедки:

Что же любит твоя репка?

Дай ответ толковый юным агрономам.

Глина ,камни и песок,

Воздух и водица-

Репка в почве всё найдёт,

Что для роста ей сгодится.

Плодородный верхний слой,

Что содержит перегной.

Как для зайчика морковка,

А для мишки мёд

Самое полезное репка в ней найдёт.

Учитель: — Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?
Дети: — Из почвы выходят пузырьки воздуха.

Учитель: — Какой вывод можно сделать?

Дети: — В почве есть воздух.

Учитель: — Вы правильно заметили, что в почве есть воздух. Размешайте почву палочкой и отставьте стакан в сторону. Продолжаем изучение почвы.

Вывешиваем карточку ВОЗДУХ

Учитель: — Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидели на бумаге?

Дети: — На бумаге осталось небольшое влажное пятно.

Учитель: — Посмотрите, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает

Дети: — В почве есть вода.

(Почва продолжает нагреваться.)

Вывешиваем карточку ВОДА

Учитель: — Будем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?

Дети: — Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.

Учитель: — Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных. Именно перегной придаёт почве тёмный цвет.

Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. Чем темнее почва, тем больше перегноя, тем она плодороднее. Сделайте свой вывод.

Дети: — В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, части насекомых, червей – это перегной.

Вывешиваем карточку ПЕРЕГНОЙ

Учитель: — Если возьмём стакан с водой и почвой, который оставили после первого опыта, что вы увидите?

Дети: — На поверхности воды плавают остатки насекомых, мусор, иголочки, остатки листьев. На дне муть.

Учитель: — Внимательно рассмотрите остаток на дне стакана. Что вы видите?

Источник

Adblock
detector