Меню

Изучение почвы пришкольного участка

Исследование почвы пришкольного участка

Проведено исследование почвы пришкольного участка, установлены некоторые ее важные характеристики: механический состав, структура, водопроницаемость, кислотность, показатель аэрации, плодородие почвы по ее окраске и продуктивности растений.

Скачать:

Вложение Размер
pochva_11111.doc 323 КБ

Предварительный просмотр:

2. Основная часть…………………………………. 4 стр.

3. Исследовательская часть……………………………5 стр.

5. Список литературы…………………………………..10 стр.

Ежегодно на пришкольном участке нашей школы педагоги и учащиеся сажают и ухаживают за различными цветами на клумбах, затрачивая немало сил и времени. Но результаты их труда не всегда радуют глаз. В чём же причина того, что, несмотря на заботы и ранний посев семян на рассаду, цветы не успевают распуститься и порадовать окружающих? Быть может дело в среде, в которой растут и развиваются растения?

Цель работы: изучение экологического состояния почвы пришкольного участка.

  1. Изучить литературу по данной проблеме.
  2. Подобрать методики для оценки состояния почвы пришкольного участка.
  3. Провести физико-химический анализ почвы пришкольного участка.
  4. Исходя из результатов исследования, составить план мероприятий по улучшению состояния почвы.

Объект исследования: почва.

Методы: 1. изучение литературы;

3. анализ результатов эксперимента.

Разработка плана мероприятий по улучшению состояния почвы определяет практическую значимость выбранной мною темы.

Почва – это верхний плодородный слой Земли. Почва состоит из твердых частиц минералов, органических остатков и органоминеральных химических соединений, а также из воды (точнее почвенного раствора), газов и живых существ, обитающих в ней. Она возникает на границе литосферы и атмосферы в результате воздействия климата и живых организмов (растений и животных) на горные породы и покрывает практически всю сушу, образуя почвенный покров. Представление о почве как о самостоятельном природном теле с особыми свойствами, отличающими его от материнской (почвообразующей) породы, было создано в последней четверти XIX в. В. В. Докучаевым — основателем современного почвоведения. До этого почву обычно рассматривали в качестве одного из геологических образований.

Главным свойством почвы является ее плодородие.

Характеристики почвы, влияющие на плодородие:

  1. механический состав;
  2. минералогический и химический состав;
  3. физические свойства почвы;
  4. водный, воздушный и тепловой режим почвы;
  5. живые организмы и т. д.

По механическому составу почвы делятся на песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые и легкие суглинистые. У песчаных почв хорошая воздухопроницаемость, благоприятные тепловые свойства, но влага в них быстро уходит в нижние слои. В таких почвах корневая система растений развивается плохо. Супесчаные почвы воздухопроницаемы, у них благоприятные тепловые свойства, но они тоже не достаточно влагоустойчивы, корневая система в них развивается слабо. У суглинистых почв удовлетворительная воздухопроницаемость, благоприятные тепловые свойства. Корневая система растений в них развивается удовлетворительно. Эти почвы обладают хорошей структурой, большим запасом питательных веществ, доступных растениям, а поэтому плодородны (за исключением сильно подзолистых). Глинистые почвы отличаются плохой воздухопроницаемостью, неблагоприятными тепловыми свойствами. Они влагоустойчивы, часто бывают переувлажненными, плохо обогреваются. Корневая система растений в таких почвах развивается очень плохо.

Способность почвы распадаться на агрегаты называется структурностью , а совокупность агрегатов различной величины, формы и качественного состава называется почвенной структурой. В каждом комочке структурной почвы частицы песка и глины прочно склеены перегноем. Такие комочки не размываются водой. Промежутки между ними заполняются воздухом. Поэтому в структурной почве хорошо разрастаются корни растений и живут почвенные бактерии и грибы, различные мелкие животные. Почва, в которой мелкие пылевидные частицы плотно прилегают друг к другу, называется бесструктурной.
В бесструктурной почве мало воздуха. Талая и дождевая вода смачивает только ее поверхность и не проникает в более глубокие слои. Бесструктурные почвы малоплодородны.

Существенным фактором, влияющим на плодородие почвы, является кислотность. От нее зависит эффективность использования удобрений, развитие заболеваний культурных растений. Кислотность почвы — это показатель анализа почвы, характеризующий содержание протонов водорода в почве. Обычно этот показатель выражается величиной рН. Большинство растений лучше произрастает при нейтральной или слабокислой реакции почвы. Как кислая, так и щелочная реакция почвы губительны для растений. Кислотность почвенного раствора оказывает большое влияние на развитие растений и жизнедеятельность микроорганизмов. Обычно при усилении кислотности угнетается рост и развитее большинства культурных растений и бактериальной микрофлоры. Все почвы делят на сильнокислые, среднекислые, слабокислые, нейтральные, слабощелочные, щелочные и сильнощелочные.

Гумус — органическое вещество почвы, образующееся в результате разложения растительных и животных остатков, а также продуктов жизнедеятельности организмов и синтеза гумусовых органических веществ микроорганизмами. Гумус — основа плодородия почвы. Количество гумуса в почве поддерживается двумя противоположно направленными микробиологическими процессами: гумификацией (анаэробный процесс превращения остатков животных и растений в гумус) и минерализацией (аэробный процесс разрушения гумуса до простых органических и минеральных соединений). Влияние органического гумуса на отдельные свойства почвы представлено на рис. 1 (приложение 1) Самые важные элементы почвенного питания растений: азот, фосфор и калий

Исследования проводились в сентябре – ноябре 2015 года. Объект исследования — почва пришкольного участка: участок №1 – клумба у центрального входа в лицей, участок №2 – клумба, расположенная вдоль стены лицея со стороны ул.Зелинского, №3 – клумба, расположенная у спортивной площадки лицея.

  1. Определение механического состава почвы

Точное определение механического состава почвы проводится путем лабораторного анализа и требует специального оборудования. Однако существуют способы полевого определения механического состава, результаты которого вполне приемлемы для практического использования. Наиболее точен так называемый «мокрый» метод, основанный на свойстве пластичности почв, способности ее во влажном состоянии сохранять приданную ей форму. Щепотку почвы смачивают водой до консистенции теста так, чтобы вода из почвы не отжималась, но чтобы она была достаточно пластичной. Хорошо размятую почву скатывают в шарик и раскатывают на ладони в шнур толщиной около 3 мм, сворачивают в кольцо диаметром около 3 см. При этом в зависимости от механического состава получаются различные результаты. Показатели «мокрого» способа определения механического состава почвы представлены на рис. 2 (приложение 2)

  1. Определение структуры почвы

При структурном состоянии масса почвы разделена на отдельности (агрегаты) той или иной формы и размеров. Бесструктурное состояние бывает тогда, когда механические элементы, слагающие почву, не соединены между собой в более крупные агрегаты, а существуют раздельно или залегают сплошной сцементированной массой. Типичный пример бесструктурного состояния — рыхлый песок. Между структурными и бесструктурными почвами встречаются переходные состояния. Рассмотрев структуру почвы на каждом исследуемом участке, мы полученные данные занесли в таблицу.

3. Определение водопроницаемости почвы

Водопроницаемость — способность почвы впитывать и пропускать через себя воду из верхних слоев в нижние. Водопроницаемость зависит от механического состава, структурности, наличия перегнойных веществ в почве. Песчаные и супесчаные почвы более проницаемы для воды, чем глинистые и суглинистые. В структурных почвах по сравнению с бесструктурными водопроницаемость лучше.

Материалы и оборудования: образцы почвы, стеклянные трубки высотой 25-30 см и диаметром 3-4 см, стаканы, штатив для трубок, марля, картон, часы

1. Стеклянные трубки снизу обвязать марлей.

2.Насыпать в каждую из них на высоту 20 см образцы почвы, для уплотнения почвы слегка постучать по трубкам.

3.Положить на почву картонные кружки с отверстиями, чтобы предохранить ее от размыва.

4.Закрепить трубки в штативе и подставить под них стаканы.

5.Налить в трубку воды на высоту 5 см, заметить время и доливая воду поддерживать 5- сантиметровый столб воды до тех пор, пока она не пройдет через весь слой почвы.

6.Зафиксировать время, за которое вода прошла 20- сантиметровый слой почвы в трубке.

4. Определение плодородия почвы по окраске

Одним из главных признаков плодородия почвы является наличие в ней гумусовых веществ, которые обуславливают чёрную, тёмно-серую и серую окраски

Для определения плодородия почвы по окраске использовала таблицу 1. Категории почвы по окраске, содержанию гумуса и плодородию (Приложение 3) и рис. 3. Треугольник цветов С.А. Захарова. (Приложение 4)

5. Изучение насыщенности почвы воздухом

Насыщенность почвы воздухом (т.е. аэрация) – важная почвенная характеристика. Атмосферный воздух проникает в почву, создавая условия для прорастания семян, развития корней и корневых систем, окисления веществ. Для проведения опыта нам потребовались образцы почв с разных участков. Затем поместили образцы в сосуды с водой и наблюдали, как выделяется из почвы воздух, замещаясь водой. В ходе работы мы зафиксировали время выделения воздуха.

6. Исследование кислотности почвы

Определение показателя кислотности почв осуществляется путем приготовления почвенных вытяжек, т.е. перевода всех находящихся в почве ионов водорода в водный раствор. Используемый при выполнении исследования прибор называется рН-метром. Приготовление водной почвенной вытяжки проводила по стандартной методике.

В стакан на 200 мл поместить 20-50 г. высушенной и охлажденной до комнатной температуры почвы. Взвесить стакан с почвой и без нее, определив массу почвы.

Добавить к почве дистиллированную воду в количестве 5хm мл (5 мл воды на 1 г почвы).

Перемешать содержимое стакана в течение 3-5 минут.

Отфильтровать содержимое стакана через бумажный фильтр, собирая готовую вытяжку в нижнем стакане. Вытяжка должна быть однородной и не содержать частиц почвы.

Приготовление водной почвенной вытяжки представлено на рис. 4 (Приложение 5)

Определение степени кислотности почвенной вытяжки представлена в таблице 2 (Приложение 6)

7. Определение плодородия почвы по продуктивности растений.

Оборудование и материалы: пластмассовые стаканчики; стеклянные трубочки диаметром 0,8 см; образцы почвы, взятые в разных местах; чистый промытый и прокаленный песок; семена овса.

Методика исследования: 1. Образцы почвы помещают в пластмассовые стаканчики. Контроль – чистый промытый и прокаленный речной песок. Объём почвенных образцов в каждом сосуде не менее 100 – 150 г. Полив производится через стеклянную трубочку, которая вставляется перпендикулярно дну стаканчика.

2. Прорастить семена при температуре 26-27*С до размера основной массы проростков 5-6 мм.

3. Отобранные одинаковые проростки высаживаются в стаканчики по 12-13 штук. Через несколько дней, после приживания проростков, оставляют их по 10 штук в стаканчике. Почва поливается одинаково.

4. Когда проростки вырастут до 8- 12 см, они осторожно вытаскиваются из почвы, обмываются водой и высушиваются фильтровальной бумагой.

5. Измеряется длина трубчатого листа и корневой системы отдельно, данные вносятся в таблицу.

6. Взвесить на весах всю массу проростков, выросших на одном виде почвы.

7. Плодородие почвы определяется по высоте и весу проростков (по отношению к контролю, который принимается за 100%). Для этого составляется шкала оценок. Почва по плодородию делится на 5 условных категорий:

  • очень бедная, малоплодородная – песок (100%);
  • почва бедная, малогумусная, малоплодородная (125%);
  • среднегумусная, среднеплодородная (150%);
  • гумусная, плодородная (175%);
  • очень плодородная, высокогумусный чернозём (200%).

Результаты исследовательской части представлены в таблице 3 и 4.

Таблица 3. Основные показатели исследуемых образцов почвы

Источник

Изучение почв пришкольного участка

Презентация к уроку

Чтоб возник, друзья мои, в природе
тоненький слой почвы, словно нить,
много, очень много лет проходит,
много и труда надо вложить.
Цымбал Алиса

Почвы – это особые природные тела, такие же особенные, как животные, растения и минералы. Это отдельное “царство природы”. А что мы о ней знаем? Почвы в пределах школьной территории учащиеся и учителя школы превратили в красивый зеленый уголок природы в центре большого города. Но что же мешает нашим цветникам быть ярче? Почему не все виды цветов выживают на клумбах даже при хорошем уходе?

На уроках географии нас знакомили с почвами разных видов и выяснили, что почвы обладают неодинаковыми свойствами. Одни хорошо удерживают влагу, другие, наоборот, свободно пропускают ее в нижележащие горизонты сразу после дождя или полива. Бывают щелочные, содержащие много извести, а бывают – кислые. Есть почвы плодородные, богатые питательными веществами, а другие настолько бедные, что на них ничего не растет. Чтобы найти причину нужно хорошо знать особенности почвы и способы ее улучшения.

Актуальность данной темы в том, что в настоящее время большое внимание уделяется озеленению школьной территории, развитию подсобного хозяйства в школах, привлечению учащихся к активной работе на земельном участке.

Цель исследования – определить свойства почвы на школьном участке. Выяснить пути возможных улучшений плодородия почв пришкольного участка.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

— изучить литературу, материалы в сети Интернет, получить информацию из книг о почве

— определить состояние почвы

— разработать рекомендации по улучшению качества почвы

Объект и методика исследования

Исследования начались осенью 2013 г. Объектом исследования явилась почва школьного участка — образец №1 (улица Чайковского, 5) и почва дачного участка (для сравнения) — образец №2 (СНТ Шинник-3).

— наблюдение и сравнение;

— изучение литературы по теме;

— обобщение полученных данных

— разработка рекомендаций по внесению необходимых минеральных

удобрений и по выбору цветов

Земли пришкольного участка никогда не исследовались. Предполагаем, что изучение почв даст возможность выяснить их особенности и разработать правильные рекомендации по улучшению плодородия почв, что значительно разнообразит количество видов цветов, деревьев, кустарников на участке.

1.1. Почва – многофункциональная природная система

Почва-многофункциональная природная система. Что мы знаем о почве? Она скрыта от наших глаз и, пожалуй, является одним из самых малоизвестных большинству людей компонентов природы.

Спросите, что такое почва, и вы получите разные ответы. Для крестьянина — это земля, плодородная или неплодородная; для строителя — это грунт, на котором возводят сооружения; старательный дачник расскажет, сколько удобрений он вложил в почву. Все эти ответы объединяет одно: почва понимается только как ресурс. И очень немногие вспомнят школьные уроки и скажут: почва — это особое природное тело, формирующееся сочетанием природных факторов, свойства которого зависят от природных условий местности и длительности его формирования. Почву надо изучать, потому что она обладает плодородием. Плодородие — это способность субстрата удовлетворять потребности растений в питании, воде и воздухе, обеспечивать им необходимые условия для жизнедеятельности. И только ли плодородием ограничивается на Земле роль почвы как природного тела? Мы ответим на вопросы: В каких важнейших процессах на Земле участвует почва, каким незаменимым хранилищем информации является она для учёных? Каковы экологическая и информационная функции почв?

Почва как природное тело. Исследуя почву в течение столетий в целях повышения её плодородия, учёные не могли не обращаться к вопросу о происхождении почв. Высказывалось много предположений, в частности, о роли растений и животных в формировании почв. В России пристальное внимание естествоиспытателей было обращено к чернозёму.

В 1876 г. молодой геолог из Петербургского университета, Василий Васильевич Докучаев приглашается в специальную Чернозёмную комиссию. Основная задача комиссии — исследовать причины падения плодородия чернозёмов при длительной распашке.

Почвы, пишет В.В. Докучаев, это “вполне самостоятельные естественно-исторические тела, которые являются результатом чрезвычайно сложного взаимодействия местного климата, растительных и животных организмов, состава и строения материнских горных пород, рельефа местности, наконец, возраста страны”. Это был вывод огромного значения, послуживший теоретической основой новой естественно-исторической науки-генетического почвоведения, а В.В. Докучаев во всем мире был признал её основателем.

Почва — это не механическая смесь органического и минерального вещества, а закономерно организованная толща, пронизываемая потоками вещества и энергии.

Почва как источник научной информации. Почва-память.

Курганы, насыпи, вулканический материал, пески, лёссы, речные и морские отложения сохранили нам древние почвы или их фрагменты. Иногда это целая серия почв, по их строению и свойствам можно судить о природной обстановке и времени их формирования, и каждое звено в этой серии — свидетель прошлого и информатор для исследователя. Появилось понятие “почва-память”, означающее способность почвы сохранять следы прошлых процессов, протекавших в почве и отражавших определённые условия почвообразования.

Например, карбонатные новообразования содержат информацию о стадиях развития почвы и климатических изменениях, смене условий увлажнения. Это “читается” по размерам кристаллов, железистым плёнкам, соединению нескольких карбонатных конкреций вместе, новообразованиям внутри конкреций и т.д. Особую часть почвенной памяти составляют биогенные формы, хорошо сохраняющиеся в почве. Пыльца и споры, фитолиты, растительные остатки, раковинные амёбы, угли, кости, чешуя рыб — всё это очень точные индикаторы условий природной среды.

Особое значение имеют археологические находки в почве, позволяющие отнести почву к тому или иному периоду времени, воссоздать дневную поверхность и условия почвообразования.

Экологическая функция почвы.

Возникает новое направление в изучении почв — экологическое почвоведение. Почва начинает рассматриваться с позиций её роли в жизни биосферы и других земных оболочек как сложная многофункциональная природная система. Оказалось, что педосфера, эта тончайшая оболочка на поверхности земной суши, играет незаменимую роль в жизни планеты Земля. Недаром один из международных журналов, посвящённых исследованию почв, называется “Geoderma” — “Кожа Земли”. Ученые выделяют глобальные функции почвы:

Почва — основная среда обитания организмов суши. В почве и на почве обитает 92% от числа всех известных на Земле видов растений и животных. В ней хранятся семена, эмбрионы. Как писал известный российский биолог М.С. Гиляров, почва — это основное хранилище генетического разнообразия жизни на нашей планете, экологический щит биосферы.

Почва — связующее звено большого геологического и малого биологического круговоротов веществ на Земле. Органические и минеральные вещества, синтезированные растениями и животными, попадают в почву; именно в почве совершается их деструкция до составляющих химических элементов. Часть элементов уходит с речным стоком в Мировой океан, а оставшаяся часть химических элементов, куда более значительная, возвращается вновь в состав живого вещества, включается в новые циклы жизни. Интересно проследить, например, геохимическую судьбу таких элементов, как калий и натрий. Оба элемента содержатся в горных породах примерно в равных количествах (около 2,5%), а в океанической воде, куда поступает весь ионный сток с суши, содержание калия в 25 раз меньше, чем натрия. Калий — биофильный элемент, то есть элемент, постоянно входящий в состав организмов, поэтому он удерживается в малом биологическом круговороте элементов “почва — растительный покров суши”.

Почва — самая биологически продуктивная часть биосферы. Биомасса суши, связанная с её почвенным покровом, составляет 99,8% всей биомассы Земли. Ежегодная биологическая продуктивность наземных растительных сообществ, неразрывно связанных с почвой, в три раза выше, чем в Мировом океане. Сравните площади и объёмы тонкой плёнки почвенного покрова и Мирового океана. Продукты питания, получаемые человечеством в результате использования плодородия почв, составляют 98,5% всех используемых пищевых продуктов. И это несмотря на огромные, казалось бы, уловы рыбы и прочих морских продуктов.

Почва — аккумулятор влаги. Дождевая и снеговая влага накапливается в почве; постепенная отдача влаги позволяет рекам, ручьям, родникам сохранять свою водность.

Почва — фильтр для грунтовых вод. В ней происходит сорбция химических элементов и микроорганизмов, то есть очистка воды от ряда веществ.

Почва — регулятор газового режима и состава атмосферы. Почва вследствие происходящих в ней биохимических и физических процессов выделяет в приземные слои атмосферы огромную массу диоксида углерода, существенно превышающую суммарный объём его антропогенных выбросов. Этот процесс характерен для распаханной почвы, и объёмы дыхания почвы существенно снижаются при её зарастании. Но главное в газовом балансе то, что лесные массивы, в частности обширный таёжный лесной пояс России, поглощают в процессе фотосинтеза значительно больший объём диоксида углерода по сравнению с тем, что поступает в атмосферу в результате дыхания почвы и выбросов промышленности.

1.2. Зональнность почв.

“Весь земной шар одет разноцветными почвенными лентами, окраска которых, параллельно увеличению тепла и света от полюсов к экватору …постепенно делается интенсивнее и ярче, начиная от белозёмов (подзолы) на севере, переходя в серые земли, чернозёмы и каштановые почвыв умеренно тёплых широтах и кончая желтозёмами и карминно-красными латеритами (краснозёмы) в субтропических и экваториальных широтах”.

В.В. Докучаев. К учению о зонах природы. 1899 г Приложение 1.

В России формируются такие зональные типы почв: арктические, тундрово-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, чернозёмы, темно-каштановые, светло-каштановые. Явление широтной зональности почв в нашей стране, особенно в европейской части России, выражены более ярко, чем в других станах мира, что связано не только со значительной протяженностью её с севера на юг, но и с преобладанием равнинного рельефа в условиях умеренного континентального климата. Приложение 2.

Арктические почвы отличаются маломощным (1-5 см) горизонтом и пятнистым распространением. В тундре формируются тундрово-глеевые и болотные почвы. В интенсивно промываемых почвах северных лесов образуются подзолистые почвы, южнее-дерново-подзолистые почвы. В широколиственных лесах и под лесными участками степи — серные лесные почвы. В степях образуются самые плодородные почвы-черноземы. Обильная травяная растительность в этой зоне способствует повышению количества перегноя. С осветлением почв растет и их засоленность.

В горных районах почвы, следуя вертикальной зональности, также изменяются вслед за изменением климата и растительности. Общим свойством этих почв является щербнистость, грубость механического состава. Приложение 3.

В биоклиматических условиях Прииртышья сформировались основные зональные типы почв: подзолистые, глеево-подзолистые, дерновые, серые лесные, серые лесные глеевые, черноземы и лугово-черноземные почвы. Кроме зональных широко распространены и азональные типы почв: солонцы, солончаки, солоди, болотные и лугово-болотные.

В Омске сформировалось более 16 типов почв с множеством разновидностей. Подзолисто и глеево-подзолистые почвы занимают максимальную площадь-21,1%, черноземы-15,5%, черноземно-луговые-13,9% солонцы-8,9%, солоди-7,8%, луговые — 4,2%, аллювиальные-1,8%, лугово-болотные-1,6%, солончаки-1,5%. Приложение 4.

1.3. Особенности почв.

Почвы обладают важными особенностями. Благодаря основным факторам почвообразования – климат, материнская порода, растительный и животный мир, рельеф, Приложение 5, а также хозяйственная деятельность человека – на суше сформировались почвы в таком примерном количественном составе. Приложение 6. Климат воздействует на тепловой и водный режимы почв, обусловливая проходящие в ней процессы и их интенсивность, и в значительной степени определяет растительный покров и животный мир. Материнская порода в процессе почвообразования превращается в почву. От ее механического состава и структурных особенностей зависят физические свойства почв – водо- и воздухопроницаемость, влагоемкость и другие, следовательно, водный, тепловой, воздушный режимы, скорость передвижения веществ в почве.

По механическому составу почвы делятся на песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые и легкие суглинистые. У песчаных почв хорошая воздухопроницаемость, благоприятные тепловые свойства, но влага в них быстро уходит в нижние слои. В таких почвах корневая система растений развивается плохо. При увлажнении песчаных почв, их комочки не скатываются в шарик. Супесчаные почвы воздухопроницаемы, у них благоприятные тепловые свойства, но они тоже не достаточно влагоустойчивы, корневая система в них развивается слабо. При увлажнении этого типа почв, комочки скатываются в шарик. Для улучшения структуры и повышения влагоемкости в них нужно вносить повышенное количество органических удобрений (совместно с минеральными) и известь. Но делать это нужно в несколько приемов и на разную глубину. Это создаст также благоприятные условия для размножения полезных микроорганизмов и будет способствовать повышению плодородия. У суглинистых почв удовлетворительная воздухопроницаемость, благоприятные тепловые свойства. Корневая система растений в них развивается удовлетворительно и при увлажнении суглинистые почвы скатываются в колбаску с тонким кончиком, не ломающуюся при сгибании. Эти почвы обладают хорошей структурой, большим запасом питательных веществ, доступных растениям, а поэтому более плодородны (за исключением сильно подзолистых). Однако и суглинистые почвы нуждаются в своевременном пополнении запасов питательных веществ. Глинистые почвы отличаются плохой воздухопроницаемостью, неблагоприятными тепловыми свойствами. Они влагоустойчивы, плохо обогреваются. Корневая система растений в таких почвах развивается очень плохо и комочки такого типа почвы при увлажнении скатываются в колбаску, не ломающуюся при изгибе. Приложение 7.

Плодородие почвы – это способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах зольной и азотной пищи, воде, обеспечивать их корневые системы достаточным количеством тепла и воздуха. В сутки растения, произрастающие на площади одного гектара, в среднем поглощают: азота – 1-2 кг, фосфора – около 0,5 кг, калия – 2-4 кг и других элементов – 2-4 кг. Вода и органические вещества составляют 99% от веса растения. Значит, на долю солей приходится всего 1%. Но без этого процента нормальная жизнедеятельность растений невозможна.

1.4. Практическая часть (исследование механического состава почвы, кислотности образцов, содержание нитратного азота, наличие калия).

В нашей работе мы проводили анализ почвы школьного участка: №1 (улица Чайковского, 5) и почвы дачного участка (для сравнения) №2 (СНТ Шинник-3) по следующим показателям: механический состав, кислотность, определение содержания в почве ионов калия, нитратного азота.

Механической состав почвы и кислотность мы определяли только у образца № 1.

Механический состав почвы определяли по методике, представленной в Приложении 7. В результате эксперимента можно сделать вывод о том, что наша почва участка № 1 (школьный участок) является тяжелосуглинистой, т.к. при скатывании наша колбаска образует длинный жгут, который при сгибании в кольцо дает несколько трещин. Результаты данного эксперимента представлены в приложении 7.

Кислотность определяли при помощи рН-метра беспроводной цифровой лаборатории ЛабДиск по методике, представленной в Приложении 8. В результате эксперимента мы определили, что почва школьного участка (образец № 1) = 7,8, т.е. наша почва на территории школы является слабощелочной.

Определение в почве нитратного азота выполняли в ОмГАУ по методике, представленной в Приложении 9. Результаты эксперимента показали, что в образце № 1 и № 2 очень низкое содержание нитратного азота.

Наличие в почвах калия определяли в ОмГАУ по методике, представленной в Приложении 10. В результате эксперимента мы установили, что в образце №1 (почва пришкольного участка) содержание калия низкое, а в образце №2 – среднее содержание калия.

Приложение 10. Фоторепортаж о ходе лабораторных исследований почвы.

Чем же характерны особенности почв пришкольной территории? Лабораторные исследования нам помогли провести Иматова Наталья Николаевна — учитель химии, экологии и Казанцева Ольга Викторовна — студентка 3 курса ОмГАУ им. Столыпина, выпускница нашей школы.

В нашей работе мы проводили анализ почвы школьного участка: №1 (улица Чайковского, 5) и почвы дачного участка (для сравнения) №2 (СНТ Шинник-3) по следующим показателям: механический состав, кислотность, определение содержания в почве ионов калия, нитратного азота.

Механической состав почвы и кислотность мы определяли только у образца № 1 (почва пришкольного участка).

Механический состав почвы определяли по следующей методике: в ладонь насыпали сухую почву, смачивали ее водой, скатывали шарик, из шарика выкатывали колбаску и сворачивали его в жгут. В результате эксперимента можно сделать вывод о том, что наша почва участка № 1 (школьный участок) является тяжелосуглинистой, т.к. при скатывании наша колбаска образует длинный жгут, который при сгибании в кольцо дает несколько трещин.

Кислотность определяли при помощи рН-метра беспроводной цифровой лаборатории ЛабДиск. Мы готовили почвенную вытяжку, отфильтровывали ее через несколько часов и измеряли рН-метром цифровой лаборатории. В результате эксперимента мы определили, что рН почвы школьного участка (образец № 1) равен 7,8, т.е. наша почва на территории школы является слабощелочной.

Определение в почве нитратного азота и содержание калия выполняли в ОмГАУ по сложным методикам, представленных в приложении нашей работы. Результаты эксперимента показали, что в образце № 1 и № 2 очень низкое содержание нитратного азота. В образце №1 (почва пришкольного участка) содержание калия низкое, а в образце №2 – среднее содержание калия.

Таким образом, первый год работы показал, что почвы пришкольного участка – черноземы обыкновенные тяжелосуглинистые слабощелочные с низким содержанием азота и калия.

Второй год работы над темой мы планируем к началу весенних работ на участке выбрать два фрагмента для эксперимента непосредственно на цветнике и продолжим наблюдение, придерживаясь примерного плана работы:

1. Улучшение качества почв пришкольного участка

2. Мелиоративные мероприятия

3. Практическая часть (сравнение растений на двух участках)

Заключение (по итогам двух лет работы).

1. Атлас Омской области. Федеральная служба картографии. М.2007

2. Атлас. География 8 класс. Дрофа. М. 2010

3. Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс (схемы). Дрофа..М.2004

4. П/р Азаровой Л.В., Саренко Г.И. География Омской области. Пирода. Население. Хозяйство. Омск, 2008

Источник

Читайте также:  Разработка операционной технологии вспашки почвы
Adblock
detector