Лабораторный анализ почвы (10 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Лабораторно-практическая работа 1 .
«Лабораторный анализ почвы»
1) изучить способы лабораторного анализа почв;
2) определить гранулометрический состав и состояние почвы изучаемых образцов методом раскатывания.
1. Образец почвы.
2. Бланк описания образца почвы.
3. Влажные салфетки для рук.
4. Полиэтиленовый (или бумажный) пакет для мусора.
Бланк описания почвенного образца
Небольшое количество почвенного материала (объём одной чайной ложки), взятое из отдельного генетического горизонта (подгоризонта) образца почвы, очищается от посторонних предметов (веточки, стебли и корни трав, обломки камней, угольки и т.д.), аккуратно растирается в фарфоровой ступке до однородной рассыпчатой массы и смачивается водой из мензурки или колбы до густой вязкой (тестообразной) консистенции.
Полученная масса скатывается в шарик диаметром около 1,5–2 см.
Шарик раскатывается на более или менее ровной поверхности (стол, тетрадная поверхность, ладонь и т.д.) в шнур длиной около 5 см и равномерной толщиной около 4–5 мм.
Полученный шнур аккуратно сгибается в кольцо также на более или менее ровной поверхности (стол, тетрадная поверхность, ладонь и т.д.). Не допускается сгибание в кольцо пересохшего или переувлажнённого шнура: если шнур высох, то необходимо добавить немного воды и раскатать материал вновь, если он переувлажнённый – слегка обдуть его для испарения воды с поверхности.
По характеру раскатывания материала в шнур, его морфологии, наличию и густоте трещин на нём определяется принадлежность изучаемого почвенного материала к той или иной группе (подгруппе) механического состава (таблица 1)
Определение механического (гранулометрического) состава почвы и почвообразующей породы методом раскатывания
Группа почв по механическому составу
Почва не скатывается
При скатывании почва распадается на мелкие кусочки и не дает шнура
При раскатывании почвы формируется легко распадающийся на дольки шнур
При раскатывании почвы формируется сплошной шнур, который при свертывании в кольцо распадается на дольки
При раскатывании почвы легко образуется шнур, который свертывается в кольцо с мелкими трещинами
Шнур легко свертывается в нерастрескивающееся кольцо
При описании морфологических признаков почвенных образцов указываются окраска почвы, влажность, гранулометрический состав, структура. Варианты каждого морфологического признака, вписываются в соответствующую ячейку в бланке.
Окраска – один из важнейших, наиболее доступных определяемых признаков почвы. Она характеризует свойства почвы, и сильно меняется от степени влажности и характера освещения.
Для определения окраски почвенного образца необходимо:
а) установить преобладающий цвет (черный, белый, красный);
б) определить насыщенность этого цвета (например, темно – светло — окрашенная);
в) отметить оттенки на фоне основного цвета (например, буровато светло-серый, коричневато-бурый, светлый, серовато-палевый и т.д.).
Влажность. Вода является одним из главных компонентов почвы, а её наличие – необходимым условием почвообразовательных процессов. Вода в почве присутствует в различной форме (жидкость, пар и лёд).
Можно определить пять степеней влажности почв взяв почву в руку и сжав её (таблица № 2).
Определение степени влажности почв
Почва пылит, не холодит руку.
Почва не пылит, холодит руку, при подсыхании немного светлеет.
Почва слипается в комок при сжатии руки, при подсыхании светлеет и сохраняет форму, на руке остаётся влажный след, фильтровальная бумага становится влажной при прикладывании к комочку почвы.
Почва при сжатии в руке прилипает к ней, смачивает руку, но вода не сочится по пальцам.
Почва при сжатии в руке сильно смачивает руку, вода не сочится по пальцам или из горизонта сочиться вода.
Структура почвы — это способность распадаться на отдельные частицы. По форме агрегатов различают три типа почвенной структуры (кубовидная, плитовидная, и призмовидная), которые в свою очередь подразделяются на несколько родов с учётом формы и размеров комочков.
· кубовидный тип характеризуется примерно одинаковыми размерами отдельностей по всем трём направлениям (длина, ширина, высота). Отдельности этого типа обычно представлены неправильными многогранниками или изометричными комочками;
· призмовидный тип характеризуется вытянутостью по вертикальной оси;
· плитовидный тип отличается сплюснутостью по вертикальной оси.
1. В чём заключаются полевые (органолептические) методы определения гранулометрического состава почвы?
2. В чём заключается механический анализ гранулометрического состава почвы?
3. Какие почвы называются тяжелыми и почему?
4. Какие почвы называются легкими и почему?
5. Какие почвы более пористые?
6. Какие почвы более плотные
7. Перечислите разновидности почв по механическому составу.
8. Какие почвы более влагопроницаемы и почему?
9. Какие почвы лучше удерживают влагу и почему?
10. Как влияет механический состав на водный, воздушный, тепловой и питательный режимы почв?
11. Какие почвы в наибольшей мере подвержены водной, ветровой эрозии?
12. На каких почвах больше вероятность вымывания элементов минерального питания и почему?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
Практическая работа. Опыты. Почва. Состав почвы
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Практическая работа по направлению «Науки о природе»
Название опытной работы: Почва. Состав почвы.
Цель работы: знакомство с почвой, её слоями, составом, основным свойством.
Опыт 1. Материалы и оборудование: стакан с почвой, стакан с водой.
Я взяла стакан с водой, бросила туда комочек почвы и начала наблюдать. Из почвы появились пузырьки, значит, земля содержит воздух. Итак, в почве есть кислород. Воздух легче воды и поэтому всплывает на поверхность.
Опыт 2. Материалы и оборудование: фильтрованная бумага, почва, стакан.
Взяла фильтрованную бумагу, на нее насыпала немного земли и придавила её к бумаге. Потом, оставшуюся почву, высыпала в стакан и заметила, что бумага стала чуть-чуть влажная. Значит, в почве присутствует влага.
Опыт 3. Материалы и оборудование: железная ложка, почва, свеча, стекло.
Взяла немного почвы, положила в железную ложку и нагрела её над огнем. Затем поднесла над ложкой с нагретой почвой стекло. Оно стало влажным, т.е. появились капельки. Значит, в почве есть вода.
Опыт 4. Материалы и оборудование: те же.
Продолжаем нагревать землю в течение 3-5 минут, от нее пошел едкий дым, образовался резкий неприятный запах в комнате. Значит, в почве есть перегной, который образовался из остатков растений и животных. Он придает почве черный цвет.
Опыт 5. Материалы и оборудование: стакан с водой, почва, стеклянная палочка.
В стакан с водой добавляю почву и размешиваю стеклянной палочкой. Вода становится мутной. Через некоторое время на поверхность воды всплывает мелкий мусор: остатки листьев, иголок и т.д. На дно оседает песок, и постепенно поверх песка оседает глина. Вывод: в почве содержатся песок, глина, различный природный мусор.
Опыт 6. Материалы и оборудование: стакан с почвой и водой, пипетка, стекло, свеча.
В стакан с почвой налила воды и поставила на некоторое время отстояться. Затем, несколько капель этой воды поместила на стекло и подержала над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле образовался белый налет. Это соли – основа плодородия почвы. Значит, в почве есть соли.
Вывод: в почве содержатся воздух, воды, перегной (останки растений и животных), песок, глина, соли.
Все опыты были проведены с соблюдение правил противопожарной безопасности под руководством родителей.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 967 человек из 81 региона
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 90 человек из 42 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 67 человек из 27 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-814069
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Практическая работа № 2 «Анализ почвы и воды»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Практическая работа № 2 «Анализ почвы и воды»
Цель: обучить учащихся практике элементарного анализа, научить их делать практические выводы из проведенного анализа.
Оборудование: пробирки, мерный цилиндр, коническая колба, линейка, дистиллированная вода, морская вода, почва, лупа.
Инструктаж по технике безопасности при работе в школьной химической лаборатории.
Механический анализ почвы
В пробирку поместите почву (столбик почвы должен быть 2—3 см). Прилейте дистиллированную воду, объем которой должен быть в 3 раза больше объема почвы.
Закройте пробирку пробкой и тщательно встряхивайте 1—2 мин, а затем вооружитесь лупой и наблюдайте за осаждением частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.
Сначала будут оседать более крупные и тяжелые частички песка и глины, затем более мелкие, но раствор еще очень долго будет мутным — самые мелкие частички находятся во взвешенном состоянии.
Определение прозрачности воды
Для опыта нужен прозрачный мерный цилиндр.
Установите цилиндр на печатный текст и вливайте дистиллированную воду, следя за тем, чтобы можно было читать через воду текст. Отметьте, на какой высоте вы не будете видеть шрифт. Измерьте высоту столба воды линейкой.
Даже ,заполнив сосуд доверху и поместив его на печатный текст, написанное можно будет прочитать.
Проделайте ту же операцию с морской водой из природного источника. Сделайте выводы.
Измеренная высота называется уровнем видимости.
Если уровень видимости мал, значит, водоем сильно загрязнён.
Вывод: Современные водоемы сильно загрязнены и уровень видимости в них чрезвычайно мал.
Опыт 3
Определение интенсивности запаха воды
Коническую колбу наполните на 2 /3 объема исследуемой водой, плотно закройте пробкой (желательно стеклянной) и сильно встряхните. Затем откройте колбу и отметьте характер и интенсивность запаха. Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, пользуясь таблицей.
Интенсивность запаха (балл)
Отсутствие ощутимого запаха
Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами
Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание
Запах легко обнаруживается
Отчетливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья
Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья
Вывод: в ходе практической работы учащиеся научились определять состав почвы, прозрачность воды и интенсивность запаха воды.
Тест по правилам техники безопасности
1. В школьной химической лаборатории
А) можно перекусить
Б) можно смешивать реактивы, не пользуясь инструкцией
В) можно бегать и шуметь
Г) следует соблюдать на рабочем месте чистоту и порядок
2. При работе со спиртовкой нельзя
А) тушить огонь колпачком
Б) зажигать спичками
В) заполнять этиловым спиртом
Г) зажигать от другой спиртовки
3. Полученную очищенную соль :
А) можно попробовать на вкус
Б) нельзя пробовать на вкус
4.Предметное стекло нагревают
в пламени спиртовки, держа:
5. Если разлил раствор вещества нужно
А) сообщить учителю или лаборанту
Б) самостоятельно убрать разлитое вещество
В) сделать вид, что ничего не случилось
Ключи: 1)г 2) г 3) б 4)в 5)а
Планируемые результаты обучения.
— умение обращаться с лабораторным оборудованием в соответствии с правилами техники безопасности;
— наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами;
— описывать химический эксперимент с помощью русского языка и языка химии;
— делать выводы по результатам проведенного эксперимента;
Метапредметные результаты: самостоятельно использовать опосредованное наблюдение, знать типы почв своей местности ( актуализация знаний по географии, ранее изученной темы)
Личностные результаты: создать условия для учения с увлечением, воспитывать уверенность в себе, видение экологических проблем и пути их решения.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник