Урок исследование по окружающему миру «Свойства почвы»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_word_6.docx | 41.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ялгинская средняя общеобразовательная школа»
Городского округа Саранск
Урок – исследование по предмету окружающий мир
Почва и ее свойства. Почва- среда жизни организмов.
Подготовила учитель начальных классов
Силякова Светлана Николаевна
Разработала и провела – Силякова С.Н.
учитель начальных классов
МОУ «Ялгинская СОШ»
Тема урока: Почва и ее свойства. Почва- среда жизни организмов.
УМК: «Планета знаний»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: сформировать представление о почве, её составе и о обитателях почв.
- сформировать представление о почве , о составе;
- делать выводы на основе проведенных опытов;
- воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе;
- прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы
- Познавательные – развивать способность познавать окружающий мир, осуществляя целенаправленный поиск на основе обработки использованной информации
- Личностные – продолжить учиться работать в группах, воспитывать толерантность
- Регулятивные – формировать умение ставить цель урока, контролировать запас своих знаний и выделять вопросы, на которые еще не знаешь ответа, учить правильному построению алгоритма действий
- Коммуникативные – развивать умение участвовать в диалоге и передачи информации языковыми средствами
Оборудование: доска, проектор, компьютер, горелка, штатив, земля, вода, спички, стаканчики, лупы, презентация
- учебник «Окружающий мир. 3 класс. УМК «Планета знаний» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Издательство «Астрель» Москва. 2012год.
- Тетрадь рабочая по окружающему миру, 3 класс. УМК «Планета знаний», И Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Издательство «Астрель» Москва. 2012год
3. С.А. Воробьев М.Г. Аваев. «Лабораторно-практические занятия по почвоведению и земледелию». Г.Москва изд. с/х литуратуры.
- 4Н.Польский рассказы о почве. Москва «просвещение», 1977
Источник
Урок — опыт по окружающему миру по теме «Почва. Ее состав и свойства.» 3 класс.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ урока по окр миру.3 класс.docx
Урока – опыта по окружающему миру в 3 классе
По теме: «Почва и ее состав».
Проводила Шевченко Оксана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 94, Пролетарского района, г. Ростова-на-Дону,
Цели: дать представление о том . что почва- продукт взаимодействия факторов живой и неживой природы; рассказать о составе почвы и ее плодородии.
Обороудование: интерактивная доска, на партах: лупа, стаканчики с водой, почва, спиртовка (у учителя на столе), стеклышко.
-Здравствуйте,ребята. На прошлом уроке по окружающему миру мы с вами познакомились с тем как образуется почва. Какое участие в образовании почвы принимают растения и животные.
-А сегодня на уроке, мы познакомимся с составом почвы.
-Сегодня вы все принесли из дома землю, и у каждого на столе лупа и стаканчики с водой. Как вы думаете для чего я вам их приготовила?
-Правильно, у нас не простой урок, а урок-опыт. Мы с вами будем проводить опыты с почвой и более подробно выясним из чего состоит, состоит почва.
— Но прежде чем перейти к нашим опытам давайте вспомим, что такое почва?
(Верхний тонкий слой земли).
-Правильно- это верхний плодородный слой земли от десятков сантиметров до двух-трех метров, большей частью покрытый растительностью.
3. Формирование новых знаний.
-Скажите, а где мы с вами можем видеть почву.
(в лесу, саду. огороде)
-Возьмите почву и лупу. Давайте рассмотрим под лупой из чего состоит почва.(рассмативают землю).
-Что же вы увидели рассматривая почву.
( есть остатки корешков, листьев растений, части насекомых и других животных).
-Совершенно верно в почве есть листья, корешки, части растений. А как вы думаете, как они туда попали?
(животные умерли, листья осыпались и остались лежать на земле).
-Правильно все что погибает остается лежать на верхней части земли. А обитающие в почве микроорганизмы и бактерии, невидимые простым глазом, измельчают эти остатки, которые быстрее сгнивают и образуют плодородный слой почвы — перегной . А основное свойство почвы- это плодородие.
-А кто из вас может объяснить что означает слово плодородие?
— Плодородие , если разобрать слово по составу, означает умение растить плоды, т.е. почва должна уметь вырастить растения как дикорастущие, так и сельскохозяйственные. А плодородие почвы зависит от количества в ней перегноя.
-А знаете ли вы ,ребята. сколько лет нужно для того чтобы образовался один сантиметр почвы?
-Так вот один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров образуется за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться очень бережно.
-Итак, первое что мы с вами узнали, это то, что в почве есть?
(насекомые, остатки растений, листья).
-Откройте свою рабочую тетрадку и запишите первое составное почвы.
-Вы все принесли почву с разных мест. Посмотрите и скажите у всех цвет почвы одинаковый?
-А как вы думаете, что влияет на цвет почвы?
(то,чего в ней больше)
-Правильно. Возьмите стаканчик с водой и опустите туда свою почву, палочкой размешайте и дайте постоять. Сейчас еще раз посмотрите,что вы увидели в стаканчике кроме листьев и остатков животных?
-Хорошо. Значит в почве есть песок, а еще что?
-Молодцы.а если в почве много песка и глины, то как вы думаете какой цвет приобретет почва?
-Совершенно верно. Посмотрите на доску,вы видите что почва разного цвета в зависимости от того каких веществ в ней больше. И название почве дано по составу,например вы видете чернозем, песчаную почву, глиняную почву, и можете по названию определить чего в ней больше.
-Итак, значит в почве есть и песок и глина. Хорошо, запишите в тетрадь, что еще есть в почве. (записывают –песок,глина).
-А все ли ребята знают, что почву называют домом для животных. А ка вы, думаете почему?
(живут червяки, жуки, грызуны).
-Скажите,пожалуйста, кто знает насекомые и животные, живущие в земле, приносят пользу или вред?
-Правильно, а какую?
-Совершенно верно. Когда насекомое передвигается под землей, от него остается тунель, пустое место в земле, тем самым они рыхлят почву. А для чего нужно ее рыхлить мы сейчас узнаем из нашего следующего опыта.
-Посмотрите на стаканчик с водой. Кроме глины, песка. Остатка растений, что еще происходит в стаканчике?
-А как вы думаете, что это за пузырьки?
-Совершенно верно, в почве есть воздух, чтобы наши насекомые не задохнулись, и растения тоже получали кислород . значит насекомые рыхлят почву, чтобы в нее попало больше воздуха.
-Запишите в тетрадь , что еще мы увидели в почве ( записывают –воздух).
-Хорошо. А сейчас я возьму стеклышко и на него капну несколоко капель профильтрованной воды, в которой находилась почва. Кто знает как можно фильтровать воду.
-Да, через вату, марлечку. Я спиртовкой нагрею водичку на стекле и что же мы с вами видим?
-Что с ней произошло?
-Правильно, вода испарилась, а посмотрите что осталось.
-Да, только это не пыльца а минеральные вещества. Или как их еще называют –минеральные соли, которые тоже есть в почве. Отметьте это у себя в тетради. (записывают –минеральные соли).
А кто помнит, что такое минеральные соли?
(полезные вещества для растений).
-Правильно, вещества необходимые для роста и развития растений.
-А сейчас я буду нагревать саму землю. А над почвой буду держать холодное стеклышко. Посмотрите, что происходит ?
(появляются капельки на стекле).
-Какой вывод можно сделать из этого опыта?
( в земле есть вода).
-Правильно, в земле есть вода. Запишите. Пожалуйста в тетрадь.
-Итак мы с вами провели опыты и узнали из чего состоит почва.
-Откройте свои учебники на странице 66 и давайте еще раз посмотрим из чего состоит наша почва.
-Так кто же мне скажет, каков состав почвы?
( вода, глина,песок, воздух, остатки растений и животных, минеральные соли)
-Молодцы. ну и скажите пожалуйста для чего все это нужно?
( чтобы росли растения)
-правильно, и вода и воздух и минеральные соли нужны дл того, чтобы растения получали полезные вещества для своего роста.
-А сейчас я хочу посмотреть, что вы запомнили о почве и ее составе.
1.Верхний слой земли, на котором растут растения (почва)
2.одна из составных частей почвы.( песок)
3.Вещество, повышающее плодородие (перегной)
Источник
Конспект урока окружающий мир на тему: » Почва и ее свойства»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок окружающий мир 3 класс
Тема урока : Почва и ее свойства
— сформировать представление о почве и ее образовании, о составе и свойства;
— развивать познавательный интерес, обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи; развивать познавательный интерес;
-воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества; в процессе постановки опытов – аккуратность.
Оборудование: образцы почв ( раздаточный материал),чашка фарфоровая, стеклянные палочки, стеклянные стаканы, спиртовка, пипетка, спички ,компьютер, мультимедийный проектор
— Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
11. Эмоциональный настрой. Актуализация знаний учащихся.
Есть просто храм, есть храм науки
А есть еще природы храм-
С лесами тянущими руки навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и
— Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека?
— Без какой святыни природы его жизнь не возможна? ( Без земли)
111. Сообщение темы и цели урока
Сказала лопата:
Земля — чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля — чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля — чтобы жить.
( А. Тетивкин)
— О какой земле идёт речь? (о почве)
— Как вы понимаете такие слова: « Земля — чтобы жить ».
— Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?
Верно! Сегодня наш урок мы посвятим почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами она обладает.
Итак, тема нашего урока: почва и ее состав
Ребята, а вы знаете, что землю еще называют кладовой? Послушайте рассказ «Чудесная кладовая»
( М.Ильин,Е.Сегал)
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, томатов, моркови.
Видел ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадёт такое семечко в чудесную кладовую, полежит – глянешь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь.
— Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже догадались, как она называется?
— Приведите свои примеры из жизни (весной одно ведро картофеля сажаем, а 20 собираем)
— Действительно, тёмный рыхлый плодородный слой земли называется почвой. В нём находятся корни растений, живут черви, насекомые и их личинки. В почве непрерывно происходит гниение различных организмов. При гниении образуются вещества, от наличия которых зависит плодородие почвы, т.е. способность давать хороший урожай. Чем больше сгнивших остатков в почве, тем она плодороднее. Поэтому плодородие считается главным свойством почвы.
— Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай.
— Даже самому неприхотливому растению для развития нужен рыхлый слой, в котором есть всё необходимое для его жизни. Твёрдые горные породы бесплодны – в них никто не живёт…
— Так что же содержится в почве, что обеспечивает в ней жизнь животных и растений?
Физкультминутка.
Раз-подняться, потянуться.
Два-согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка.
На 4- руки шире,
5- руками помахать,
6- за парту тихо сесть.
– К нам в школу по электронной почте из научно-исследовательского института почвоведения пришло сообщение с просьбой изучить объект, изображенный на этой фотографии. Как вы думаете, что же это такое? (Фотография среза земли, взятого с обрыва)
– Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице или . о чем? Каково ее научное название?
– Почва.
– Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве.
– Что еще хотели бы узнать о почве?
– И чего состоит почва?
– Какими свойствами она обладает?
– А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует?
– Только ли человеку нужна почва? (Выслушиваются ответы детей)
– Зачем человеку нужны знания о почве? ( Выслушиваются ответы детей)
– Обо всем этом мы будем изучать в научной лаборатории. Там работают ученые, а помогают им младшие научные сотрудники и лаборанты. Приступим к работе, следуя составленному плану. Так, что же такое почва?
Чтобы это узнать это отправимся в далекое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Получался рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям.
Но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Из их остатков образовался перегной. В почве смогли поселиться неприхотливые растения. Они дают еще больше перегноя и повышают плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Теперь могут селиться и более прихотливые и крупные растения. Вслед за растениями селятся и животные.
Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано. – Что такое почва? ( Верхний темный, рыхлый плодородный слой земли.) (Записать в таблицу)
Правила работы в учебной лаборатории
– Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.
– Через лупу рассмотрите почву.
– Какие частицы вы увидели? ( Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)
– Запишите свои наблюдения в таблицу.
– Кто знает, как называются одним словом остатки листьев, корешки, части насекомых) ?
Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. ( Дети записывают в таблицу «перегной»)
Что будете проверять в результате опыта ? ( Состав почвы .)
Оборудование : стакан , вода , комок почвы .
Положи в стакан с водой комок почвы .
Вывод : в почве есть воздух .
Учащиеся рисуют пузырьки воздуха , выходящие из комочка почвы .
Оборудование : сковородка , спиртовка , стекло .
Вывод : в почве есть вода .
Учащиеся рисуют капельки воды , выпаренной из почвы .
Вывод : в состав почвы входят глина , песок , воздух , остатки растений , перегной , живые организмы ( микробы ).
– Давайте вспомним состав почвы с помощью загадок.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. ( Воздух.)
Мною можно умываться,
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
Ну, конечно, я . ( вода
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. ( Песок.)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Они понадобятся сразу. ( Глина.)
– Какие еще важные компоненты почвы мы не назвали. ( Минеральные соли, перегной)
Вывод : почва возникает и развивается под воздействием живых организмов , в основном растений . Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому .
Информация о домашнем задании есть у вас в ваших индивидуальных карточках . Какая почва лучше удерживает влагу ? Выбери правильный ответ .
А) Почва , в которой больше песка .
Б) Почва , в которой больше глины .
Есть ли почва на Луне , на других планетах Солнечной системы ? Объясни своё мнение . Какую пользу почве приносит дождевой червь ? Узнай у родителей , какая почва на твоём дачном участке . Что в ней больше : песка , глины , перегноя . Что , по твоему мнению , нужно сделать , чтобы улучшить свойства почвы ?
— А сейчас заключительный разговор . Легко ли вы справлялись с заданиями ? В чём вы испытывали затруднения ? С каким настроением вы работали ? Что расскажите дома об уроке ? Что узнали о почве ? Все вы были дружными , активными , проявляли смекалку , ум . И все вы заслуживаете благодарности .
Источник