Способы ухода за почвой в саду
Для того чтобы ваш сад активно плодоносил, недостаточно высадить хорошо зарекомендовавшие себя сорта фруктовых деревьев. Важен правильный уход за почвой в саду, включающий ряд специальных агротехнических мероприятий, от правильности и своевременности проведения которых и будет во многом зависеть качество и обильность урожая. Ухаживать за почвой нужно как можно более тщательно: не забывать её пропалывать, рыхлить, орошать и удобрять. О самых эффективных способах обработки почвы в саду вы узнаете, ознакомившись с материалом на данной странице.
Обработка почвы в саду по системе черного пара
В условиях средней полосы лучшей системой содержания почвы в плодоносящем саду считается многолетний черный пар с периодическим внесением органических и минеральных удобрений. Однако при длительном содержании почвы под черным паром он может оказать на нее отрицательное действие: почва тратит запас питательных веществ, разрушается ее структура. Чтобы избежать этого, при обработке почвы по системе черного пара надо периодически вносить в почву навоз и другие органические удобрения, сеять покровные культуры на зеленое удобрение.
При этом способе уходе за почвой в саду, содержащейся под черным паром, необходимо проводить следующие основные агротехнические мероприятия.
При содержании почвы под черным паром в садах со сравнительно широкими и незатененными междурядьями, свободными от культур-уплотнителей, дополнительно к навозу можно применять покровные культуры на зеленое удобрение. Эти культуры высеваются во второй половине лета (начале — середине июля) и запахиваются осенью. Почва до их посева содержится под черным паром. Наибольший эффект при обработка почвы черным паром покровные культуры дают на влажных почвах, хорошо заправленных удобрениями в предыдущие годы. В засушливые годы, а также при отсутствии орошения на сухих сравнительно почвах они развиваются плохо и не дают большого урожая зеленой массы для удобрения. В этих условиях их сеять не рекомендуется.
Система зяблевой обработки почвы в саду
Система зяблевой обработки почвы является одним из способов ухода за садом. Осенью по окончании активного роста деревьев и уборки урожая производится вспашка междурядий на глубину 15—18 см у семечковых и 12—15 см у косточковых насаждений, в зависимости от глубины залегания корней. Приствольные круги и полосы, как основной посадки, так и культур-уплотнителей, остающихся не вспаханными, перекапывать лопатой или садовыми вилами на ту же глубину. Обработку почвы производить особо внимательно, чтобы не повредить корни деревьев. Перекапывать приствольные круги в радиусе 0,5 м надо на глубину 8—10 см.
В садах, расположенных на крутых склонах, перекапывают только приствольные круги, оставляя междурядья на задернение. Иногда в этом случае производится вспашка поперек склона через междурядье. Через 2—3 года нужно вспахать задерненные междурядья, а перепаханные раньше оставить на задернение на тот же срок. Такой способ обработки предотвращает размыв почвы. В уплотненных садах на таких склонах с расположением культур-уплотнителей в междурядьях проводится сплошная обработка почвы.
При зяблевой обработке почва (вспаханная и перекопанная) оставляется на зиму незаборонованной.
Как улучшить почву в саду: способы рыхления поверхности
Чтобы улучшить почву в саду как можно быстрее, необходимо провести ранневесеннее рыхление. Для сбережения накопленной в почве влаги ранней весной, как только почва будет в состоянии готовности к обработке, необходимо произвести боронование междурядий. Используя этот способ рыхления почвы, сильно уплотненные грунты надо бороновать дисковыми боронами или рыхлить сначала культиваторами или лущильниками, затем бороновать.
Одновременно с боронованием производится рыхление приствольных кругов и полос лопатами, мотыгами, вилами, граблями, в зависимости от степени уплотнения почвы.
Также обязательно нужно проводить летнее рыхление поверхности почвы. В течение лета производят 3—5 рыхлений междурядий культиваторами или лущильниками на глубину 5 — 8 см, а приствольных кругов и полос — мотыгами. Рыхлить почву нужно по мере образования уплотненного верхнего слоя и появления сорных трав. Для своевременного окончания роста деревьев и вызревания древесины рыхление нужно прекратить в первой половине августа.
Зная, как ухаживать за почвой методом рыхления, вы не только избавитесь от сорняков, но и добьетесь повышения газообмена в верхнем слое грунта.
Как правильно удобрять почву в саду
Вопрос о том, как правильно удобрять почву, волнует всех садоводов без исключения. Для роста и плодоношения деревьев ежегодно расходуется большое количество питательных веществ, особенно в годы наибольших урожаев. В результате этого почвы беднеют, и деревья начинают испытывать недостаток питания. У плодовых деревьев при этом наблюдается ослабление или полное прекращение приростов, уменьшение величины листьев и плодов, а, следовательно, и снижение урожая.
Внесение удобрений в почву способствует её плодородию и улучшению структуры грунта.
Как удобрять почву навозом, компостом, торфофекалиями, фосфорными и калийными подкормками? Делать это необходимо во время зяблевой обработки. Для этого их нужно равномерно разбросать по всей площади сада и возможно глубоко запахать, а в приствольных кругах и полосах заделать при перекопке.
Глубокая заделка удобрений приближает их к основной массе действующей корневой системы плодовых деревьев, и чем она глубже сделана, тем большее влияние оказывает на рост и плодоношение дерева. При обработке почвы удобрениями более глубоко нужно заделывать фосфорные и калийные минеральные подкормки, так как они сильно поглощаются грунтом и мало проникают в глубокие его слои.
Обработка почвы в саду: какие вносить удобрения
Удобрениями, какие необходимо вносить в почву, являются азотистые, фосфорно-калийные, минеральные и органоминеральные подкормки.
Азотистые минеральные удобрения как быстродействующие и легко вымывающиеся в глубокие слои почвы вносятся и заделываются поверхностно.
Хорошим фосфорно-калийным удобрением, особенно для косточковых, является зола. Ее можно вносить вместо суперфосфата и других фосфорно-кислых удобрений и калийной соли по 5—10 ц на гектар.
Большое влияние на рост и урожайность плодовых культур оказывают гранулированные минеральные и органоминеральные удобрения. Ввиду большей их усвояемости и использования плодовыми растениями они вносятся в почву в несколько пониженных нормах сравнительно с обыкновенными порошкообразными удобрениями. Гранулированные удобрения приготовляются из обычных: суперфосфата, калийной соли и органического удобрения (птичий, овечий, коровий помет, разложившийся компост, парниковый перегной и торф).
При приготовлении органо-минеральных гранул надо сначала измельчить и просеять через проволочное сито, заготовленное органическое удобрение, затем смешать его с минеральными удобрениями в соотношении (по объему): 4 части органического и 1 часть суперфосфата или 6 частей органического, 3 части суперфосфата и 1 часть калийной соли и смесь несколько увлажнить водой или навозной жижей; после этого начать обкатывание (гранулирование) смеси. Гранулирование можно проводить, вращая насаженную на ось бочку, наполнив ее смесью до 1/4— 1/3 объема, или путем тщательного перемешивания смеси, разложенной на полу, деревянными граблями до начала образования комочков — гранул и последующего их обкатывания на подвешенных деревянных лотках или подсевальных решетах (движением взад и вперед). После просушки гранулы идут на удобрение.
Хорошим и эффективным является способ глубокого гнездового (местного) внесения удобрений: в отверстия или ямки глубиной до 40—50 см, сделанные в количестве 4—8 штук в пределах приствольного круга, в зависимости от его размера.
Для усиления роста побегов, лучшего и своевременного завязывания плодовых почек и удержания на дереве урожая (особенно на деревьях ослабленных и с большим урожаем) применяются подкормки азотистым удобрением в жидком виде. Используя такой прием обработки почвы, в течение вегетационного периода подкормку производят в три срока: ранней весной — для усиления роста и завязывания плодов, после цветения — для усиления развития листового аппарата и завязывания плодов, после июньского очищения — для развития плодов и закладки плодовых почек.
В систематически орошаемых садах подкормка минеральными удобрениями проводится в указанные сроки одновременно с поливом.
Уход за почвой в молодом и плодоносящем саду: сроки полива
Поливом в период роста деревьев нужно поддерживать почву влажной до глубины расположения большей части действующей корневой системы (50—100 см). При уходе за почвой в молодом и плодоносящем саду важно соблюдать нормы и сроки полива, которые определяются в каждом хозяйстве в зависимости от породного состава садового участка, густоты насаждений, их возраста, степени плодоношения, погоды, почвенных и других условий.
Почвы суглинистые поливаются реже, но большими нормами, чем супесчаные, которые поливаются меньше, но чаше.
Молодые сады поливаются по меньшим нормам, чем плодоносящие. Более густые насаждения поливаются больше и чаще, чем менее загущенные. При обильных осадках за вегетационный период поливы также ограничиваются.
В течение вегетационного периода сады следует поливать 3—5 раз в сроки, увязанные с фазами роста и плодоношения.
В молодом саду сроки полива следующие:
- в начале роста побегов (начало — середина мая);
- в разгар роста (середина мая — конец июня);
- перед окончанием роста побегов (июль — начало августа). Последний полив нужно проводить с таким расчетом, чтобы деревья своевременно закончили рост и получили надлежащую закалку на зиму.
Сроки правильного полива почвы в плодоносящем саду:
- ранней весной, после оттаивания почвы и до распускания почек; этот полив должен обеспечить нормальное цветение и завязывание плодов. В случае сильного увлажнения почвы от таяния снега этот полив не проводится;
- после цветения и завязывания плодов (начало июня — середина июля);
- после июньского осыпания завязи для усиления роста побегов и завязавшихся плодов (середина июня — начало июля);
- перед окончанием роста побегов, чтобы создать лучшие условия для закладки цветочных почек;
- за 15—20 дней до массового сбора плодов, особенно при обильном урожае, для обеспечения нормального окончания роста деревьев (конец июля — начало августа);
- в конце августа — начале сентября для обеспечения осеннего роста корневой системы и подготовки деревьев к зиме.
Если в конце вегетации запасы почвенной влаги в саду недостаточны, следует провести подзимний влагозарядковый полив, чтобы почва промокла на глубину 1,5—2 м.
Сады в возрасте полного плодоношения при обильных урожаях поливаются больше, чем при малых урожаях.
Правильные нормы полива почвы в саду
На основе данных опытных учреждений и производственного опыта орошаемого садоводства рекомендуются следующие примерные нормы полива почвы в саду (при механическом орошении):
- молодых садов в возрасте 3—5 лет, предусматривая полив деревьев в пределах приствольных площадок, в радиусе 1—1,5 м;
- для сада старше 5 лет нормы полива несколько повышаются.
- При отсутствии механического орошения полив в первые два года после посадки производится по норме 3—5 ведер на одно дерево в каждый полив, а в последующие 3—4 года — по 5—10 ведер. После полива лунки заравниваются и мульчируются.
Для орошения используют все доступные водные источники и местные стоки. Там, где имеются родники, выходящие на сравнительно повышенных местах, необходимо использовать их для самотечного полива нижерасположенных садов.
Основными способами поверхностного полива почвы в саду являются затопление приствольных площадок (чаш) или кольцевых канав, орошение бороздами, полив напуском (затоплением) и полив дождеванием.
Метод полива почвы в саду бороздами
Для полива в приствольные площадки делают вокруг деревьев, обычно в радиусе кроны, несколько углубленные с горизонтальной поверхностью дна лунки (чаши). Посредине междурядий проводят одну распределительную борозду, которая при поливе соединяется бороздками с чашами. Вместо чаш вокруг деревьев иногда делают кольцевые канавы. Недостаток этого способа полива заключается в неравномерности насыщения почвы водой, в результате часть корневой системы мало или совсем не получает влаги.
Бороздовый метод полива почвы в саду — простой и рациональный способ орошения. Борозды нарезаются перед поливом плугом или окучником в междурядьях на расстоянии 1,5—2 м от деревьев и на 1 м друг от друга. После полива борозды необходимо заровнять.
Полив напуском (затоплением) проводится путем сплошного орошения сада. Для этого вся площадь сада делится на участки в зависимости от рельефа, поверхность их выравнивается, а края обваловываются. Недостатком этого способа является большой расход воды и разрушение структуры почвы.
Основные способы полива почвы в саду: дождевание
Полив почвы способом дождевания проводится с помощью специальной дождевальной установки, состоящей из насоса, подающего воду под большим давлением, напорного трубопровода с разветвлениями распределительных труб и приборов по разбрызгиванию воды. Дождевальные установки бывают «дальноструйные» и «короткоструйные». Последние для плодово-ягодных насаждений являются лучшими.
Полив дождеванием — наиболее совершенный и экономный способ орошения, позволяющий регулировать увлажнение почвы в соответствии с потребностями растений. Применение этого способа особенно эффективно в молодых садах и ягодниках.
При уходе за почвой после полива дождеванием проводится рыхление слипшейся поверхности грунта.
Источник
Конспект урока «Уход за почвой»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Уход за почвой.
Цели урока:
Образовательная: Познакомить учащихся с культурой обработки почвы, возможными разрушениями плодородия почвы и способами его восстановления; показать важность почвы для жизни человека и опасность её загрязнения;
Развивающая: продолжить развитие логического и абстрактного мышления, воображения, речи;
Воспитывающая: воспитывать уважение к труду земледельцев.
1.Организационный момент. ( слайд 1)
— Здравствуйте, ребята, садитесь! Меня зовут Гульназ Радиковна и сегодняшний урок мы проведем вместе.
2. Постановки задачи и цели урока
— Мы часто встречаемся с пословицами и не перестаём удивляться народной мудрости, умению заметить те или иные явления, события и передавать свой опыт в своеобразных изречениях.
(Слайд 2) Вот и сегодня открывает наш урок народная пословица: «Кто землю лелеет, того и земля жалеет».
— Какое необычное слово заметили? (лелеет)
— Что оно означает? (Слайд 3) (Лелеять–нежить, заботиться о ком–то, т.е. относиться с любовью).
— А что означает слово жалеть? (Жалеть — сострадать, чувствовать жалость, беречь).
— А на Руси ещё говорили: «Жалеть — значит любить».
— Как можно объяснить выражение «земля жалеет»?
— Как можем прочитать эту пословицу иначе, используя синоним «любовь»?
(Слайд 4) «Кто о земле заботиться, того земля и любит».
(Слайд 5) Чёрная, сыпучая, в поле насыпана кучами.
Если хочешь, можешь брать и сажать.
— О чём идёт разговор в загадке? (о земле)
— Объясните, как вы понимаете значение слова земля? (Планета, суша, Родина, почва)
-А к какому из значений подходит наша загадка? (почва)
— Сегодня на уроке продолжим разговор о почве. Постараемся выяснить, что даёт почва людям, а люди — почве, познакомимся способами ухода за почвой, и на основе этих выводов доказать, верно ли гласит пословица «Кто землю лелеет, того и земля жалеет»?
(Слайд 6) — Как в народе называют землю? (кормилица, матушка, чудесная кладовая). Говоря так о земле, люди, конечно же, имели в виду почву.
3. Работа над новым материалом.
(Слайд 7) — Почему почву называют кормилицей?
— Какое значение имеет почва в жизни людей? Что почва даёт людям? (Почва людям даёт: продукты питания, строительные материалы, одежду (лён), воду (родники), полезные ископаемые, лекарства (лекарственные растения.), красоту воздух (растения…)
Вывод: Почва обеспечивает жизнь людей.
— Посмотрим, чем люди могут порадовать почву. Почва — одно из главных богатств
нашей страны, поэтому люди заботятся о её плодородии.
— А от чего зависит плодородие почвы? (От способности пропускать воздух,
способности удерживать воду, от количества минеральных солей и перегноя).
(Слайд 8) «Какова земля, таков и хлеб», гласит народная пословица.
— Что же можно сделать для повышения плодородия почвы? (…) Какие осенние,
весенние работы выполняют ваши родители?
— Правильно, ребята! (Слайд 9) Почвы нашей страны далеко не везде плодородны. Чтобы улучшить плодородие почвы, ее нужно правильно обрабатывать. Растения лучше развиваются на рыхлой почве, богатой воздухом и водой. Вспаханная плугом или лопатой почва становится рыхлой. Вспашка – один из способов ухода за почвой.
(Слайд 10) При осенней перекопке комки не разбивают, т.к. зимой лучше задерживается снег, а весной почва хорошо пропитывается водой. Рыхлят перед посевом. Это помогает сохранить влагу и обогатить почву воздухом. В рыхлой почве лучше прорастают семена, хорошо развиваются корни растений.
(Перекопка, рыхление, вспашка)
(Слайд 11) «Земля хоть и кормит, но и сама есть просит»
— Что это значит? (Необходимо вносить в почву удобрения, чтобы пополнить запас минеральных солей.)
— А что вы знаете про удобрения? Что используют ваши родители? (Люди используют удобрения, изготовленные на заводе. Их обычно вносят в почву весной перед посевом. Вносят природные удобрения. — Какие? (Навоз, торф, куриный помёт).
(Слайд 12) — Растения, вырастая, забирают из почвы определенные вещества и истощают ее, делают менее плодородной. Вот почему почву необходимо удобрять. Лучшее удобрение – навоз. В этом органическом удобрении содержатся все необходимые растениям вещества. В почву также вносят и минеральные удобрения, содержащие необходимые растению минеральные соли.
«В поле свёз навоз- с поля хлеба воз».
— Люди обратили внимание на то, что даже хорошо удобренная почва даёт
плохой урожай, если культуры сеять на одно и то же место. Допустим, из года в год посадить на одну и ту же грядку лук. Что будет?
— Что делают родители? (Меняют культуры).
(Слайд 13) Это называется севооборотом. Севооборот – смена культур на определённых участках земли.
(Слайд 14) «Снегу надует — хлеба прибудет».
— А как понимаете вы эту пословицу?
(Слайд 15) Снегозадержание – способ увеличения снежного покрова.
(слайд 16) Итак, мы выяснили, что может радовать почву: (Перекопка, рыхление,
Удобрения, Севооборот, Снегозадержание)
5.Самостоятельная работа.
(Слайд 17) Выбери правильные советы, как сохранить плодородие почвы:
1. Вносить много минеральных удобрений.
2. Тщательно рыхлить.
3. Поливать по мере надобности.
4. Уничтожать сорняки ядохимикатами.
5. Чередовать посевные культуры.
6. Все бытовые отходы закапывать в землю.
7.Удобрять почву перегноем.
8 . Засорять почву разлагающимися в ней отходами.
Ключ: 2, 3, 5, 7,8
6. Обобщение. Итог урока.
— Сегодня мы с вами провели исследовательскую работу: выяснили, что даёт почва людям; выявили причины, которые ведут к разрушению почвы и рассмотрели пути охраны почвы.
— Подумайте, что будет, если убрать один из элементов нашей модели? (Например, севооборот или снегозадержание).
— А мы вернёмся к нашей пословице
«Кто землю лелеет, того и земля жалеет».
— Правильно ли она звучит? ( Кто по — хозяйски относится к почве, того и она
благодарит своим плодородием).
— А люди каких профессий связаны с почвой? (Агрономы, почвоведы……)
Возможно, кто — то из вас в будущем выберет профессию, связанную с матушкой– землёй и, надеемся, будет к ней бережно относиться.
-(Слайд 18) А сейчас мы попробуем с вами создать мини проект по теме «Почва». Вам нужно будет нарисовать ребус на тему почва. Например
(Слайд 19) — а давайте попробуем создать знаки охраны почвы.
7.Домашнее задание (на выбор):.
1) Написать письмо «Матушки–земли» к людям (просьба, жалоба, пожелание).
Источник